Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку 2026 год
ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ 13.2 И 13.3.
Разработала учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 15 им.В.П.Михалько
с.Отрадо-Кубанского, Гулькевичского района
Мочалова Екатерина Викторовна.
В 2025-2026уч.году при написании сочинения-рассуждения на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе изменился критерий СК2. Теперь учащимся рекомендовано приводить в качестве аргументов только примеры из текста.В прошлом году ученик имел право привести один пример из текста, а другой -из жизненного опыта.
Теперь оба примера должны быть из текста. В то же время если ученик не нашел второго примера аргумента из текста, то тогда можно привести его из жизненного опыта.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения(для 13.1-13.3):
| Баллы | |
С3К1 | Определение понятия и его комментарий |
|
| Экзаменуемый дал ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения | 1 |
Экзаменуемый дал необоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения, | 0 | |
С3К2 | Наличие примеров |
|
| Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения экзаменуемого | 3 |
Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста, подтверждающий рассуждения экзаменуемого | 2 | |
Экзаменуемый привёл пример(ы) из жизненного или читательского опыта, подтверждающий(-ие) рассуждения экзаменуемого | 1 | |
Экзаменуемый не привёл ни одного примера, | 0 | |
С3К3 | Логичность речи |
|
| Логические ошибки отсутствуют | 2 |
Допущена одна логическая ошибка | 1 | |
Допущено две логические ошибки или более | 0 | |
С3К4 | Композиционная стройность |
|
| Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют | 1 |
В работе нарушена трёхчастная композиция. | 0 | |
Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1–С3К4 | 7 | |
При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.
Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 слов или более.
Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 139 слов или менее, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
Если участнику экзамена с точки зрения содержания был зачтён только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:
– если в работе 140 слов или более, то грамотность и фактическая точность речи оцениваются по таблице 5;
– если в работе 139 слов или менее, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.
При этом оценивается только тот вид творческой работы (или изложение, или сочинение), который был учтён при оценивании содержания.
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
| Орфографических ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
| Пунктуационных ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
| Грамматических ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
| Речевых ошибок нет | 3 |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять ошибок или более | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность речи | |
| Фактические ошибки отсутствуют | 1 |
Допущена одна фактическая ошибка или более | 0 | |
Максимальное количество баллов за изложение и сочинение по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 | 13 | |
Для успешной подготовки учащихся к по русскому языку ОГЭ в 9 классе рекомендую использовать клише для написания сочинений-рассуждений 13.2 и 13.3. | | |
КЛИШЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ | | |
Сочинение 13.2 должно состоять из 3-4-х абзацев: 13.2 План написания: 1-й – смысл тезиса, его комментарий. 2-й – два аргумента из текста с комментарии к ним и микро выводом. 3-й – общий вывод 1 абзац(1-3 предложения) 1.1-(ФИО автора) в своем тексте пишет: «…»Смысл этого предложения (предложений, финала, высказывания, фразы) я понимаю так: (объясняете смысл высказывания) 1.2- в финале своего текста автор (ФИО) пишет:….Его смысл я понимаю так:…… 2 абзац (5-10 предложений.Первым должно быть переходное предложение, связующее звено между вступлением и основной частью),например: -Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. -Докажу свои слова примерами из текста. Далее идет анализ текста с обязательным рассуждением , комментарием и в заключении микровыводом.Начать его можно так: -Во-первых, в предложении № … говорится, что… Во-вторых, предложение №…. подтверждает мысль о том, что…. такм образом, очевидно, что….. - Так, в предложении 1-3 автор показывает, что … Это говорит о том, что…..В итоге, мы видим, что…. 3 абзац (1-2 предложения, заключение) - Таким образом, можно сделать вывод, что… -Таким образом, можно сделать вывод, что.. - В заключение можно сделать вывод, что… -Итак, автор убеждает нас в том, что …. | Сочинение 13.3 должно состоять из 3-4 абзацев: 13.3 План написания: 1 – тезис (дать определение слову), прокомментировать его (2-3 предложения). 2 – первый аргумент из текста (анализ текста, комментарий к аргументу,(рассуждение) и микровывод ( 5-6 предложений). 3 – второй аргумент из текста анализ текста, комментарий к аргументу,(рассуждение) и микровывод ( 5-6 предложений). *(ученик может привести аргумент и из жизненного опыта: кино, литература, история, общественная жизнь, личный опыт) ( 5-6 предложений). 4 – общий вывод на основе всего текста с учетом комментируемого слова-понятия (1-2 предложения). 1. Тезис(1-2 предложения). Тезис: Вопрос из задания КИМ. Я считаю, что... (ответ на вопрос)Комментарий……Докажу свои слова (мысли) примерами из текста. 2. Аргумент 1 (из текста, 5-7 предложений). -Так, в тексте…автор рассказывает о… -Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… -В тексте Б.Васильев поднимает проблему... - предложении № ... автор говорит о том, что... * обязательно нужно комментировать выбранный аргумент, указывать номера предложений(цитат), в конце сделать микровывод. 3. Аргумент 2 (5-6 предложений) Также автор показывает в предложениях ….., что…Это говорит о том, что…..Автор заставляет нас задуматься над вопросом, что…… **-Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... -В жизни мы часто наблюдаем... -Примеры ….можно встретить и в жизни. ….. -Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз... -В качестве второго аргумента обращусь к жизненному опыту. 4. Заключение(1-2 предложения) -В итоге можно сделать вывод, что... -Таким образом, можно сказать , что... -В заключение я хочу сказать, что... |
Как видно из критериев грамотности, они также претерпели изменения. Теперь чтобы заработать хорошую отметку, ученик должен набрать по данному критерию не менее 6 баллов. А для отличной оценки учащиеся должны набрать не менее 9 баллов за грамотность.
Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работ
*Сочинение-рассуждение имеет 4 части, но если оба аргумента по смыслу подходят друг к другу, то их можно совместить.
Таким образом, в 2025-2026 учебном году имеет место быть следующая система оценивания работы:
0-14б-«2»
15-25б.-«3»
26-32б-«4»(ГК 6б)
33-37-«5»(ГК9)