Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку.

0
0
Материал опубликован 10 November

Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку 2026 год



ПАМЯТКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ-РАССУЖДЕНИЕМ 13.2 И 13.3.

Разработала учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 15 им.В.П.Михалько

с.Отрадо-Кубанского, Гулькевичского района

Мочалова Екатерина Викторовна.



В 2025-2026уч.году при написании сочинения-рассуждения на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе изменился критерий СК2. Теперь учащимся рекомендовано приводить в качестве аргументов только примеры из текста.В прошлом году ученик имел право привести один пример из текста, а другой -из жизненного опыта.

Теперь оба примера должны быть из текста. В то же время если ученик не нашел второго примера аргумента из текста, то тогда можно привести его из жизненного опыта.



Критерии оценивания сочинения-рассуждения(для 13.1-13.3):






Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (13.3)

Баллы


С3К1

Определение понятия и его комментарий

 

 

Экзаменуемый дал ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения

1

Экзаменуемый дал необоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения,
или
ответил неправильно

0

С3К2

Наличие примеров

 

 

Экзаменуемый привёл два примера из прочитанного текста, подтверждающих рассуждения экзаменуемого

3

Экзаменуемый привёл один пример из прочитанного текста, подтверждающий рассуждения экзаменуемого

2

Экзаменуемый привёл пример(ы) из жизненного или читательского опыта, подтверждающий(-ие) рассуждения экзаменуемого

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера,
подтверждающего рассуждения экзаменуемого

0

С3К3

Логичность речи

 

 

Логические ошибки отсутствуют

2

Допущена одна логическая ошибка

1

Допущено две логические ошибки или более

0

С3К4

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется трёхчастной композицией, ошибки в построении текста отсутствуют

1

В работе нарушена трёхчастная композиция.
или
В построении текста допущена одна ошибка или более

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С3К1С3К4

7




При оценке грамотности и фактической точности речи экзаменуемого (ГК1–ГК4 и ФК1) следует учитывать объём изложения и сочинения.

Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки изложения и сочинения, суммарный объём которых составляет 140 слов или более.

Если в изложении и сочинении в целом насчитывается 139 слов или менее, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.

Если участнику экзамена с точки зрения содержания был зачтён только один вид творческой работы (или изложение, или сочинение), то оценивание по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 осуществляется также в соответствии с объёмом работы:

– если в работе 140 слов или более, то грамотность и фактическая точность речи оцениваются по таблице 5;
– если в работе 139 слов или менее, то такая работа по критериям ГК1–ГК4 и ФК1 оценивается нулём баллов.

При этом оценивается только тот вид творческой работы (или изложение, или сочинение), который был учтён при оценивании содержания.

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

 

Орфографических ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок или более

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

 

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок или более

0

ГК3

Соблюдение грамматических норм

 

Грамматических ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок или более

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

 

Речевых ошибок нет

3

Допущены одна-две ошибки

2

Допущены три-четыре ошибки

1

Допущено пять ошибок или более

0

ФК1

Фактическая точность речи

 

Фактические ошибки отсутствуют

1

Допущена одна фактическая ошибка или более

0

Максимальное количество баллов за изложение и сочинение по критериям ГК1ГК4 и ФК1

13

Для успешной подготовки учащихся к по русскому языку ОГЭ в 9 классе рекомендую использовать клише для написания сочинений-рассуждений 13.2 и 13.3.





КЛИШЕ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ



Сочинение 13.2 должно состоять из 3-4-х абзацев:

13.2 План написания:

1-й – смысл тезиса, его комментарий.

2-й – два аргумента из текста с комментарии к ним и микро выводом.

3-й – общий вывод


1 абзац(1-3 предложения)

1.1-(ФИО автора) в своем тексте пишет: «…»Смысл этого предложения (предложений, финала, высказывания, фразы) я понимаю так: (объясняете смысл высказывания)

1.2- в финале своего текста автор (ФИО) пишет:….Его смысл я понимаю так:……


2 абзац (5-10 предложений.Первым должно быть переходное предложение, связующее звено между вступлением и основной частью),например:

-Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

-Докажу свои слова примерами из текста.

Далее идет анализ текста с обязательным рассуждением , комментарием и в заключении микровыводом.Начать его можно так:

-Во-первых, в предложении № … говорится, что…      Во-вторых, предложение №…. подтверждает мысль о том, что…. такм образом, очевидно, что…..

- Так, в предложении 1-3 автор показывает, что … Это говорит о том, что…..В итоге, мы видим, что….

3 абзац (1-2 предложения, заключение)

- Таким образом, можно сделать вывод, что…

-Таким образом, можно сделать вывод, что..

- В заключение можно сделать вывод, что…

-Итак, автор убеждает нас в том, что ….



Сочинение 13.3 должно состоять из 3-4 абзацев:

13.3 План написания:

1 – тезис (дать определение слову), прокомментировать его (2-3 предложения).

2 – первый аргумент из текста (анализ текста, комментарий к аргументу,(рассуждение) и микровывод ( 5-6 предложений).

3 – второй аргумент из текста анализ текста, комментарий к аргументу,(рассуждение) и микровывод ( 5-6 предложений).

*(ученик может привести аргумент и из жизненного опыта: кино, литература, история, общественная жизнь, личный опыт)

( 5-6 предложений).

4 – общий вывод на основе всего текста с учетом комментируемого слова-понятия (1-2 предложения).


1. Тезис(1-2 предложения).

Тезис: Вопрос из задания КИМ.

Я считаю, что... (ответ на вопрос)Комментарий……Докажу свои слова (мысли) примерами из текста.

2. Аргумент 1 (из текста, 5-7 предложений).

-Так, в тексте…автор рассказывает о…

-Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о…

-В тексте Б.Васильев поднимает проблему...

- предложении № ... автор говорит о том, что...

* обязательно нужно комментировать выбранный аргумент, указывать номера предложений(цитат), в конце сделать микровывод.

3. Аргумент 2 (5-6 предложений)

Также автор показывает в предложениях ….., что…Это говорит о том, что…..Автор заставляет нас задуматься над вопросом, что……

**-Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта...

-В жизни мы часто наблюдаем...

-Примеры ….можно встретить и в жизни. …..

-Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

-В качестве второго аргумента обращусь к жизненному опыту.

4. Заключение(1-2 предложения)

-В итоге можно сделать вывод, что...

-Таким образом, можно сказать , что...

-В заключение я хочу сказать, что...


Как видно из критериев грамотности, они также претерпели изменения. Теперь чтобы заработать хорошую отметку, ученик должен набрать по данному критерию не менее 6 баллов. А для отличной оценки учащиеся должны набрать не менее 9 баллов за грамотность.


Максимальное количество первичных баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работ


*Сочинение-рассуждение имеет 4 части, но если оба аргумента по смыслу подходят друг к другу, то их можно совместить.

Таким образом, в 2025-2026 учебном году имеет место быть следующая система оценивания работы:

0-14б-«2»

15-25б.-«3»

26-32б-«4»(ГК 6б)

33-37-«5»(ГК9)












в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.