Дидактический материал к уроку русского языка в 7 классе «Игра "Лабиринт"»
Учимся играя
Дидактический материал «Лабиринты» ОГЭ Задание 5
Лукина Светлана Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ «Верхнегородковская СОШ»
Чусовского ГО, Пермского края
Пояснительная записка
Учителю
Дидактический материал предназначен для самостоятельной работы учащихся. «Лабиринты»- это тесты, содержащие 20 тезисов по изучаемой теме. Принцип работы с лабиринтом несложен. Каждый тезис записан в прямоугольнике, которому присвоен порядковый номер (от 1 до 20) или буква. От прямоугольников отходят стрелки «Да» и «Нет». Тезисы могут быть верными и неверными.
Как работать с лабиринтами
1. Прочитайте тезис №1 и решите, согласны вы с ним или нет. Если вы согласны с предложенным тезисом, то двигайтесь по стрелке «Да», если нет – то по стрелке «Нет» к следующему тезису. Последовательность прохождения тезисов и их количество будут зависеть от правильности ответов.
2. Задание считается выполненным, если учащийся попал на последний тезис. При этом не обязательно прохождение всех тезисов по пути к тезису.
Существует только одно правильное решение, которое включает несколько тезисов.
3. Особенность лабиринта состоит в том, что если ученик отвечает неправильно, то он отклоняется от верного направления движения, но, ответив на следующий тезис верно, вновь возвращается на правильный путь. Если ученик делает две- три ошибки подряд, то он попадает в тупик. В этом случае ему придется пройти весь путь сначала.
4. По мере продвижения по лабиринту учащийся записывает порядковые номера тезисов. Напрмер,1-2-6-8…-20. Главное условие – начать с цифры 1 и закончить на цифре 20. Движение по лабиринту между этими номерами произвольное.
5. Выполнив работу, учащийся сдает ее на поверку учителю.
6. Более сложный вариант – лабиринт с буквами: учащийся записывает не цифры, а буквы. В результате он получит ключевое слово. При чем в некоторых случаях полученное слово нужно читать с права налево. При этом учитель должен заранее подсказать, что нужно делать. Такой подход затрудняет общение детей друг с другом при выполнении задания и практически исключает возможность списывания.
Используя пособие, учащиеся могут выполнить следующие задания:
1.Внимательно читая утверждения, пройдите путь от 1 до 20 и запишите номера пройденных тезисов.
2.Пройдя лабиринт, выпишите отдельно номера верных и неверных ответов.
Опыт работы с лабиринтом показывает, что:
1. Для решения теста необходимо 10-12 минут.
2. Тесты позволяют быстро определить уровень знаний учащихся и внести необходимые коррективы.
3. Пособие можно использовать как при индивидуальной работе с детьми, так и при работе в парах.
4. При фронтальных опросах лабиринты позволяют каждому ученику работать самостоятельно в собственном темпе.
5. Ученики, не обладающие хорошими коммуникативными способностями, работая с лабиринтами, успешно справляться с заданиями.
6. Работа с лабиринтами эффективна в любом классе, даже в начальной школе.
В процессе работы с лабиринтами у ребят развивается алгоритмическое мышление, способность правильно и самостоятельно ориентироваться в разнокачественной информации, вырабатываются навыки работы в парах, появляется потребность самостоятельно привлекать учебную и справочную литературу. Лабиринты помогут разнообразить уроки и внеурочную деятельность школьников, сводя к минимуму руководящую роль учителя и развивая самостоятельность учащихся.
«Лабиринты» чаще используются для текущей проверки знаний и умений и итогового контроля.
«Лабиринт» обеспечивает:
- валидность проверки, полноту охвата контролируемого объекта, раздела или курса;
- демократичность процедуры: все ученики находятся в равных условиях, выполняя одни и те же (аналогичные) задания;
- чистоту результата, т.к.: рядом сидящие учащиеся выполняют разные варианты одного и того же «Лабиринта»;
- объективность оценки и существенную экономию времени, затрачиваемого на проверку, особенно в том случае, если для обработки результатов используются компьютеры;
2. РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного
1. РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
4. ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.
3.
СДВИНУЛ — приставка неизменяемая.
5.
(созревшая) РОЖЬ — в именах существительных 1-го склонения после шипящего буква Ь пишется.
да нет нет нет
да нет нет да да да да нет
8.
ГРУЖЁНАЯ (баржа) — в суффиксе причастия пишется одна -Н-.
9.
(кофе) ГОРЯЧ — на конце кратких прилагательных после шипящего буква Ь не пишется
10.
(кофе) ПО-ВОСТОЧНОМУ — Наречия на -ОМУ с приставкой ПО- пишутся через дефис.
6. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
7.
(усыпана) СПЛОШЬ — на конце наречий после шипящего буква Ь пишется.
да нет да нет
15. КУРИНЫЙ (суп) — в суффиксе -ИН- отымённых прилагательных пишется одна -Н-.
13. (охватывает) ДРОЖЬ — в существительных III склонения после шипящего буква Ь пишется.
12. ВОДОПРОВОДНЫЙ (шланг) — сложное существительное пишется слитно
нет да да нет нет да да
14. ЗАСТЕЛЕНА (покрывалом) — в суффиксе краткого прилагательного пишется -Н-.
11.ЗАГОРАТЬ (на пляже) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.
нет нет да нет
да да да да нет да
20.
ПРЕОДОЛЕТЬ — приставка ПРЕ- пишется в значении ПЕРЕ-.
18.УЛОЖИТЬ (спать) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.
19. ПОДСМОТРЕТЬ — приставка ПОД- неизменяемая.
16. НЕДОСМОТРЕЛ (вовремя задание) — НЕ с глаголом пишется слитно, потому что слово без НЕ не употребляется.
17.
(смотреть) ИСКОСА — на конце наречий пишется суффикс -А-.
нет нет нет да
2. Задание ОГЭ 5
О
1. РАССМОТРИШЬ -
в безударном личном окончании глагола II спряжения пишется буква И.
2. НЕ ДОЛЖЕН-
НЕ пишется раздельно с краткими прилагательными
4.
3.ГЛИНЯНЫЙ-
в прилагательных с суффиксом -ЯН- , пишется одна буква Н.
5
ОБСУДИЛО О РАБОТЕ
ГИ
нет нет нет да
8
УЙТИ ИЗ ЗАВОДА
9 МЫ ГОВОРИЛИ ОБО ВСЕМ
10
НА ЧТО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ
6
ПРИЙТИ СО ШКОЛЫ
7
УКАЖИТЕ НА НЕДОСТАТКИ
да да да да нет да нетнет нет нет да
нет нет да да нет нет да
15
ЛОСЬОН ОТ ЗАЩИТЫ ОТ НАСЕКОМЫХ
13
ИНТЕРЕСУЙТЕСЬ О РЕЗУЛЬТАТАХ
14
УВЕРЕННОСТЬ В ПОБЕДУ
11
КРЕМ ДЛЯ ЧИСТКИ ОБУВИ…
12
ПОЕХАТЬ НА ТРАМВАЕ..
нет да да
да да да да нет нет да да нет
20
КАПЛИ ОТ БЕССОННИЦЫ
18
ПОЕХАТЬ В КРЫМ И НА КАВКАЗ
19
С ДВОРА СЛЫШАЛСЯ ГОЛОС МАТЕРИ
16
В РТУ СТАЛО КИСЛО
17
ТАБЛЕТКИ ДЛЯ КАШЛЯ
нет нет да нет
Ключ к лабиринтам
Задание 5 ОГЭ
1. Если следовать по лабиринту и заходить в каждое окно, то ответы должны быть следующими:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
да | нет | да | нет | нет | нет | да | нет | да | да |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
нет | нет | да | нет | да | нет | нет | нет | да | да |
Если следовать по лабиринту и находить только верные утверждения, то ответы д.б. следующими:
1, 2, 3, 8, 7, 6, 11, 12, 13, 14, 9, 10, 15, 20
2. Если следовать по лабиринту и заходить в каждое окно, то ответы должны быть следующими:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
| | | | | | | | | |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
| | | | | | | | | |
Если следовать по лабиринту и находить только верные утверждения, то ответы д.б. следующими: