Дидактический материал по русскому языку по теме «Морфология. Местоимение» (6 класс)
Равилова Аниса Равильевна
МБОУ «Многопофильный лицей № 185» г.Казань
«Дидактический материал по русскому языку по теме:
«Морфология. Местоимение»
Стратегическим направлением оптимизации системы основного общего образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих готовность и способность ребенка к овладению компетентностью «уметь учиться». Универсальные учебные действия составляют систему в составе четырех видов – личностные УУД, включая самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание; регулятивные УУД (планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка); познавательные (общеучебные, включая знаково-символические; логические, действия поиска и постановки проблем); коммуникативные (планирование сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение выражать свою позицию в соответствии с нормами русского языка) универсальные действия.
В этой статье представлениы контрольно- диагностические задания на регулятивные, познавательные и коммуникативные планируемые результаты по русскому языку в 6 классе по разделу «Местоимение». В сфере развития регулятивных УУД приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, самостоятельно контролировать свое время и управлять им; принимать решение в проблемной ситуации на основе переговоров.
Диагностические задания на познавательные УУД направлены на оценку умений работать с информацией для выполнения учебного задания, на становление логических познавательных УУД (наблюдать, классифицировать, сравнивать, соотносить, обобщить), на основе которых формируется умение учиться.
Большинство заданий по диагностике коммуникативных планируемых результатов составлено на основе работы с текстом малого и большого объема, различных стилей и типов, что является важнейшим условием формирования метапредметных планируемых результатов.
Представленный в работе материал соответствует содержанию примерной программы по русскому языку ФГОС ООО и структуре учебников под редакцией Т.А.Ладыженской и М.М.Разумовской. Учитель может использовать этот материал на уроках, в качестве домашних заданий, а также в целях диагностики и оценки сформированности у школьников универсальных учебных действий.
Контрольно-диагностический лист по разделу
«Морфология. Местоимение»
Тематическое планирование | Планируемые результаты ООП |
Местоимение как часть речи. | Знать особенности местоимения как части речи (указательно-заместительная функция), особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию местоимения; находить местоимения в тексте, правильно их употреблять |
Разряды местоимений. | Знать признаки и особенности склонения местоимений. Уметь употреблять местоимения в речи |
Морфологический разбор местоимений | Знать порядок морфологического разбор местоимений; выполнять морфологический разбор местоимений |
Дефисное написание неопределенных местоимений и наеписание с НЕ | Уметь правильно писать неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания и написания с НЕ |
Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях | Знать условия написания приставок НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях |
Регулятивные планируемые результаты.
Задания
1. Создайте кластер дефисного написания неопределенных местоимений. Пользуясь им, выполни задание.
Задание: Распределите слова в два столбика в зависимости от их написания ( через дефис или раздельно)
(Кое) о чем подумать, подойдет кто(нибудь), (кое) в чем разобраться, что(то) заметить, чего(то) не хватает, кому(нибудь ) понравиться, позаботиться (кое)о ком, с чем(либо) не согласиться, кто(то) произнес, какие (то) предположения, (кое)кто пребывал
Возможный вариант ответа:
Д ЕФИС -ТО , -ЛИБО, -НИБУДЬ
КОЕ-
Если появляется предлог- пишем раздельно
подойдет кто-нибудь кое о чем подумать
что-то заметить кое в чем разобраться
чего-то не хватает позаботиться кое о ком
кому-нибудь понравиться
кто-то произнес,
какие-то предположения
кое-кто пребывал
2. Вставьте пропущенные буквы. Выберите правильный ответ из таблички.
Н… у кого он н… о чем не спрашивал.
Дома у нас н…кого не было.
Прошло с тех пор н…сколько лет.
Ему н… к чему было придраться.
1 | 2 | 3 | 4 |
и,и | и,е | и,и | и,е |
и | и | е | и |
е | е | е | и |
е | е | е | и |
3.Составьте и напишите предложения со следующими формами отрицательных местоимений. Определите падеж данных местоимений:
Ничего, нечего, никем, ни с кем, некем, не с кем, не у кого, никакие, ничьи, ни с чьей.
4.Подберите к данным глаголом отрицательные местоимения. Графически
обозначьте орфограмму.
Не спрашивал ( ), не сомневался ( ), не создавал ( ), не советовал ( ), не догадался ( ), рассчитывать ( ), торопить ( ), не радовался ( ), встречаться было ( ), слушать было ( ), разговаривать было
Познавательные планируемые результаты
Задания
1.Устраните повторение слов. Воспользуйтесь для этого местоимениями.
А у нас жила собака Дымка. У Дымки хвост загнутый и лохматый, и на ногах шерстяные галифе.Когда я смотрел на Дымку, я удивлялся, что у Дымки такие красивые глаза.Желтые-желтые и очень понятливые. Я давал Дымке сахара, и Дымка всегда виляла мне хвостом.(По В.Драгунскому)
2 Составьте распространенные предложение с определительными местимениями на одну из следующих тем: «Мой друг», «Удивительный день»,Лесные жители»
3. По образцу составьте и запишите предложения: не стремиться – Лентяй не стремится ни к чему – Ему не к чему стремиться.
Не беспокоиться, не надеяться, не соглашаться, не нуждаться.
4.Объясните значение предложенных пословиц, запишите развернутый ответ.
1)Ничего дороже нет, чем земля родная!
2) Ничто так не сближает людей, как пережитые вместе трудности.
3) Скучен день до вечера, коли делать нечего.
4)Кому работа служит, тот ни о чём не тужит.
5) Коли ничего не сделал, то и не за что хвалить.
5.Прочитайте стихотворение И Михайловой «Про ничего».
Про Ничего.
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало.
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО!
(И. Михайлова)
Ответьте на вопросы и выполните предложенный задания
Каков смысл шуточного стихотворения И.Михайловой?
Местоимения какого разряда играют в нём ключевую роль?
Найдите формы одного и того же местоимения.
Какова синтаксическая роль Ничего в 1 предложении?
Задания
Ппрочитайте высказывание А. Реформаторского о местоимениях.
1. Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «перелива красок» настоящего живого слова, они не могут иметь при себе характеризующего эпитета… они, как запасные игроки на футбольном поле или дублеры в театре, выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру
знаменательные слова
-Согласны ли вы с мнением автора?
2.Запишите шесть – семь существительных, называющих предметы, имеющие отношение к данной теме, а затем согласуйте их с неопределенными местоимениями.Примерные темы: «Компьютер», «На уроке», « В спортзале», «Транспорт».
3. Придумайте грамматическую сказку на предложенные темы: «О себялюбивом Местоимении СЕБЯ», «О любопытных местоимениях», «О роли Дефиса в жизни Неопределенных Местоимений», «О неуверенных в себе Местоимениях, которые обращаются за помощью к предлогам». «О близких подружках НИ и НИ»
4 Представьте, что вашу школу посетила делегация из другого города. А вам очень хочется познакомить гостей с вашей школой. С какими достопримечательностями вы их познакомите? Что им покажете? Напишите об этом, используя притяжательные местоимения наш, наша, наше, наши. Укажите падежные формы, в которых вы употребите эти местоимения.
5.Прочитайте текст и выполните задание.
Пять качеств карандаша
Малыш смотрит, как бабушка пишет письмо, и спрашивает:
- Ты пишешь о том, что происходило с нами? А может, ты пишешь обо мне?
Бабушка перестает писать, улыбается и говорит внуку:
- Ты угадал, я пишу о тебе. Но важнее не то, что я пишу, а то, чем я пишу. Я хотела бы, чтобы ты, когда вырастешь, стал таким, как этот карандаш…
Малыш смотрит на карандаш с любопытством, но не замечает ничего особенного.
- Он точно такой же, как все карандаши, которые я видел!
- Все зависит от того, как смотреть на вещи. Этот карандаш обладает пятью качествами, которые необходимы тебе, если ты хочешь прожить жизнь в ладу со всем миром.
Во-первых: ты можешь быть гением, но никогда не должен забывать о существовании Направляющей Руки. Мы называем эту руку Богом. Всегда вверяй себя Его воле.
Во-вторых: чтобы писать, мне приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко. Следовательно, умей терпеть боль, помня, что она облагораживает тебя.
В-третьих: если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным. Запомни, что исправлять себя - не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В-четвёртых: в карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри. Поэтому всегда думай о том, что происходит внутри тебя.
И наконец, в-пятых: карандаш всегда оставляет за собой след. Так же и ты оставляешь после себя следы своими поступками и поэтому обдумывай каждый свой шаг.
(Притча)
1)Ответьте на вопросы:
Как можно озаглавить текст? Почему?
Какова тема текста?
Какова основная мысль текста?
2)Составьте план текста.
3)Пользуясь планом, перескажите текст сжато, используя приемы сжатия текста.
4) Придумайте вопросы по тексту для своих одноклассников.