Дидактический материал по теме «Глагол» (6 класс)
Дидактический материал по теме «Глагол» в 6 классе
Пояснительная записка
Представленный материал представляет собой карточку, которая может быть использована на первом уроке по теме «Глагол» в 6 классе или на этапе обобщения и систематизации материала по теме «Глагол» в 5 классе.
Упражнения носят не только репродуктивный, но и частично-поисковый и творческий характер, предусмотрена работа по развитию речи учащихся.
При подготовке материала использовался текст повести Р.И. Фраермана «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви, изучаемой в 6 классе.
(1) Те редкие минуты, когда после работы мать выходила во двор отдохнуть на траве возле грядки, были самые отрадные для Тани. (2) Пусть осенняя трава уже тонка и плохо устилает землю, пусть грядки пусты, а все же хорошо! (3) Таня ложилась с матерью рядом и клала свою голову на ее бедро. (4) И тогда вдвое мягче становилась трава, вдвое светлее небо. (5) Они обе подолгу и безмолвно глядели вверх, где на страшной высоте над рекой, сторожа рыбу в лимане, постоянно парили орлы. (6) Они стояли неподвижно, пока самолет, пролетающий в небе, не заставлял их чуть отодвинуться в сторону. (7) Тогда стук мотора долетал до двора еле слышным гулом. (8) А когда он внезапно стихал или подобно странному облаку медленно таял над двором, обе продолжали молчать.
Прочитайте текст и выполните задания
1. Как вы понимаете смысл предложения 4 «И тогда вдвое мягче становилась трава, вдвое светлее небо».
2. Выпишите слова, которое имеет значение «залив с извилистыми невысокими берегами при впадении реки в море», «держаться в воздухе на неподвижно распростертых крыльях».
3. Подберите синоним к слову ЗАСТАВЛЯЛ из предложения 6.
4. Подберите антоним к слову ТАЯЛ из предложения 8.
5. Определите и запишите лексическое значение слова СТИХАЛ из предложения 8. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
6. Выпишите глаголы в форме инфинитива из предложений 6-8. Запишите их поморфемно.
7. Выпишите все глаголы из предложений 2-4, укажите их постоянные и непостоянные грамматические признаки.
8. Выполните морфемный и словообразовательный разборы всех глаголов из предложений 1-3.
9. Выпишите все глаголы из предложений 1-5 в два столбика: 1 и 2 спряжения. Глаголы запишите в форме инфинитива.
10. Проспрягайте последний глагол предложения 8 и запишите каждую из форм в составе словосочетания. Всего получится 6 словосочетаний. Постарайтесь в роли зависимых использовать слова разных частей речи.
Кияйкина Наталья Федоровна
Легоцкая Вера Сергеевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Юлия Васильевна Воробьева
Легоцкая Вера Сергеевна
Селиванова Галина Геннадьевна