Дидактический материал в работе со слепыми детьми.
Дидактический материал в работе со слепыми детьми. (Вариант 3.3)
Пространственная ориентировка.
Учитель Устинова Л.В.
Тема: Использование слуха, памяти, тактильного и инструментального осязания в пространственной ориентировке.
Цель: - развивать умение пользоваться остаточным зрением, получать информацию об окружающем, ориентироваться в пространстве через слуховое восприятие, память, тактильное и инструментальное осязание.
- формировать умение самостоятельно выполнять необходимые действия с использованием остаточного зрения и сохранных анализаторов.Оборудование: карточки, аудиозвуки, раздаточный материал, трость белая. Курс «Пространственная ориентировка» для слепых обучающихся помогает овладеть навыками самостоятельного ориентирования и передвижения в помещениях, как с помощью трости, так и с использованием «дотростевых навыков» (защитных техник, слежования и т.д.), а также навыками перемещения и ориентирования в знакомых местах на улице. Использование трости благотворно сказывается на осанке, формирует у учащихся инструментальное осязание и точность проприоцептивного восприятия. Развитие навыков использование сенсорной информации помогает не только в ориентировке, но также обогащает представления учеников об окружающем их мире. Использование разнообразного дидактического материала в процессе дидактических игр учеников со зрительной патологией позволяет педагогам опираться на создаваемые у них конкретные образы. Это способствует формированию у детей реальных представлений об окружающем мире, об изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации. В дидактических играх детей с нарушением зрения используется материал разных видов: - натуральные предметы (предметы ближайшего окружения: одежда, обувь, посуда, мебель; растения, овощи, фрукты и т. д., т.е. предметы, специально подбираемые для игры, или объекты и явления, наблюдаемые на прогулках, экскурсиях); - объемные дидактические материалы (муляжи овощей и фруктов, продуктов питания, макеты, геометрические тела); - дидактические игрушки (куклы, кукольная мебель, посуда, транспортные игрушки, игрушечные животные, птицы, насекомые и т. д.); - предметные и сюжетные изображения (наборы картинок из различных лото и домино, иллюстрации к сказкам и т. д.); - графические изображения (условные изображения, схемы, планы); - рельефные и барельефные предметные и сюжетные изображения, которые используются в работе со слепыми (и имеющими остаточное зрение)
1. Упражнение на ориентировку в пространстве.
Ученик должен внимательно слушать и различать звуковые сигналы. Если это топот – ты идешь прямо, если это если это хлопки в ладоши - идёшь направо, если это звенит колокольчик - идёшь налево. (Повтори задание) (Упражнение на развитие слуха, памяти).
2. Упражнение на тактильное осязание.
-между указательным и средним пальцем поставь матрешку.
-выше безымянного пальца положи гриб.
-рядом с мизинцем слева положи ракушку.
-справа от большого пальца положи треугольник.
-ниже ладони разложи квадраты.
-посредине ладони положи круг.
3. Геометрический диктант.
Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Учитель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.
4. Игра “Я еду на машине”.
Перед каждым ребёнком лист бумаги (А4) и маленькая машинка. Дети, слушая инструкции учителя, передвигают машинку в нужном направлении. Например, из центра листа машинка поехала в правый нижний угол, затем вдоль правой стороны в правый верхний угол, затем в левый нижний угол, к середине правой стороны и т.д.
5. «Запомни и повтори!».
Ребенку предлагают ощупать квадратные фишки и запомнить порядок их расположения. Затем он старается вложить в углубления круглые фишки с аналогичными поверхностями и в том же порядке. После окончания работы квадратные фишки переворачиваются, и проверяется правильность выполнения задания.
Педагог выкладывает фигурки на специальную подставку, закрывает ее ширмой или помещает в коробку для обследования. Перед ребенком лежит второй комплект фигурок и подставка. Он ощупывает фигурки в коробке или за ширмой и старается выложить свои фигурки в том же порядке. Начинать следует с двух-трех дощечек, доходя до девяти.
6. «Кто лишний?».
Педагог выкладывает на доску несколько фигурок и предлагает ребенку ощупать их и запомнить. Тот отворачивается, взрослый добавляет одну или н или несколько фигурок. Задача ребенка - определить, какие фигурки лишние.
7. Исследование развития слухового анализатора.
Оборудование: звучащие предметы - колокольчики, погремушки.
Задания:
- укажи рукой, где звучит колокольчик, покажи его движение;
- запомни, как двигался колокольчик, а когда он замолчит, покажи его рукой.
Предлагаются самые простые перемещения: вправо, влево, вверх, вниз.
8. Исследование развития зрительного восприятия.
Оборудование: набор фигур различного цвета, формы, величины.
Задания:
- назови известные тебе геометрические фигуры; - отбери только круг, квадрат, треугольник и др.;
- выложи фигуры в ряд так, чтобы сначала были большие фигуры, за ними - меньшие, затем самые маленькие;
- какого цвета эти фигуры? Найди одинаковые по цвету.
9. Слуховые представления, наполняющие пространство.
Оборудование: набор пластинок «Театральные шумы».
Задания:
- угадай, что я делаю (переливание воды из чашки в чашку);
-узнай, какие животные и птицы у нас в гостях (звукоподражание голосам животных, прослушивание записи на пластинках.
Прием «Маятник». Трость касается дороги то справа, то слева. Трость работает как маятник часов. Это основной способ, прием работы тростью на любом маршруте.
Прием «Скольжение».
Трость неотрывно касается дороги, скользит по ней, захватывает всю поверхность дороги. Этот прием используем при изучении новых маршрутов.
Прием «Диагональ»
Трость направлена по диагонали впереди левой ноги. Если трость в правой руке. Этот прием используем на небольшом участке пути (чтобы найти поворот, начало или конец здания)
Прием «Касание». Движением кисти руки трость опускается до прикосновения с асфальтом, дорогой и туту же поднимается. Трость используем если неровная поверхность пути.
Литература
1. Воспитание и обучение слепого дошкольника / Под ред. Л.И. Солнцевой.- М.:Просвещение,1967.-175 с.:
2.Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: уч. пособие / А.Г. Литвак. - СПб.,1998 3.Петров Ю.И, Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. - М.:ВОС,1988.