12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна5557
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик
Материал размещён в группе «В помощь учителю»

Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»

Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ

ПРИ РАБОТЕ СО СПОСОБНЫМИ ДЕТЬМИ

Анкетный анализ позволил выделить некоторые проблемы работы с детьми. Рассмотрим одну из них, которая на наш взгляд является важной, и определяется трудностью ребенка - анализировать информацию, думать и действовать самостоятельно.

Причину данной проблемы мы считаем можно объяснить

- недостаточной работой учителя по

формированию навыков мыслительной деятельности ребенка,

развитию его активной познавательной позиции.

Отсюда и начинается поиск путей решения выделенной проблемы. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

 

Основная наша цель: научить ребенка работать самостоятельно (чтобы роль учителя свелась к минимальной направляющей помощи ребенку)

А начинать надо с обучающей помощи – значит, все начинается с урока.

Независимо от предмета – необходимо обучать детей приемам умственной деятельности

Учить ребенка работать с учебным материалом (текст, эксперимент, лабораторная работа, задача и другие виды заданий):

  1. внимательно читать текст,

    выделять главную мысль,

    составлять план ответа,

    определять причинно-следственные связи,

    давать обоснование, (например, блок «С» ЕГЭ направлен не только на умение применять теоретические знания, но и на умение глубокого анализа ситуации.

Выполняя задачи, ученик сопровождает приведенное собственное решение, объясняя какие закономерности он при этом применяет. Почему собственное решение, так как предусмотрены другие возможные подходы к решению ситуации. Это и есть достойная проверка мыслительных процессов способного ученика

  1. формулировать выводы,

    проводить рефлексию,

    осуществлять самоконтроль учебной деятельности

(и если, с этим ученик справляется слабо, значит это и является проблемой ребенка, а значит и нашей);

Учить мыслить схематично, образно, таблично, графически, интерпретировать полученные данные, обосновывать результат;

Учить извлекать нужную информацию из различных источников;

Выходить за рамки учебника – мотивировать детей интересными фактами, случаями, техническими и научными идеями;

Переориентировать ребенка с рутинного труда, связанного с

- запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, а также

- решением шаблонных задач

на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений (переориентироваться самому учителю на готовность принимать ребенка с нестандартным подходом к заданию)

Поддерживать оригинальные и продуктивные подходы решения проблемных ситуаций (не загоняя в рамки алгоритма, шаблона. Учителю не бояться смелых решений ребенка, тех, которых он сам не отработал, не увидел, тем самым не ограничивать его возможности, а давать условия для свободных непринужденных действий)

Поощрять стремления ученика найти свой способ организации работы (решения задачи), или стремление к глубокой проработке выбранной темы;

Анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбор и освоение наиболее рациональных из них;

К каждому уроку предусматривать тот или иной вид самостоятельной деятельности (составление алгоритма решения задачи; изучение нового материала и заполнение таблиц с классификацией или сравнением; работа с дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета и т.д.)

Привлекать ребенка во внеурочную деятельность.

Обучать

работать над рефератом:

  1. исследовательским приемам,

    выполнять проектную деятельность,

    организовывать экспериментальную работу и т.д.

Ситуация, когда ученик оказывается в роли исследователя, способствует овладению способами самостоятельной мыслительной деятельности, повышению продуктивности памяти (ее объема), развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления, а значит творческих возможностей

При этом необходимы и воспитательные приемы развития способностей учащихся

- Воспитание привычки к строгому планированию деятельности,

- Привычки строго следовать плану намеченной деятельности,

- Организованности и ответственности,

- Терпеливости, методичности, аккуратности.

Учителю надо научиться позволять детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.


 

ПРОБЛЕМЫ

ПУТИ РЕШЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ)

1

Недостаточная заинтересованность учителя в разносторонней творческой деятельности со способными детьми во внеурочное время (отсутствие возможности педагога тратить время на занятие со способными детьми, поселковые дети)

Проявлять интерес к судьбе ребенка, в развитии его потенциала. Учитель должен понять, что успех ребенка это и его успех! Это оценка его деятельности окружающими, коллективом, родителями, детьми. Помнить, что ученик – двигатель развития общества. Поэтому талантливый человек себя проявит тогда, когда научим его думать и действовать самостоятельно.

А без помощи и сопровождения

- ребёнок может не стать одарённым взрослым;

- сдерживая развитие одарённого ребёнка, мы отдаляем момент его вступления в творческую жизнь общества.

Обществу нужны умные квалифицированные специалисты, которые будут создавать высокотехнологичные механизмы, делать полезные изобретения, издавать справедливые законы, что в конечном итоге обернется пользой и для нас с вами. Мы своими руками создаем свое будущее.

Но вместе с тем хочется сказать, что наши дети принимают участие на олимпиадах различного уровня, с удовольствием принимают участие в предметных неделях, имеют возможности проявлять свои творческие способности на факультативах, элективных курсах, внеклассных и внешкольных делах.

Творческий потенциал у нас есть. Важно побудить, поддержать и развивать стремление учащихся к проявлению своих природных и приобретенных возможностей!!!

Организовать должным образом работу со способными детьми и просто, и сложно. Но главное, возможно! Для этого должны совпасть не только желания, но и усилия и педагогов, и детей, и родителей.

НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ!!!

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ ПРИ РАБОТЕ СО СПОСОБНЫМИ ДЕТЬМИ

ПРОБЛЕМЫ

ПРИЧИНА

ПУТИ РЕШЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ)

1

Недостаточное умение ученика проводить анализ информации

Недостаточно эффективная работа учителя по

1) формированию навыков мыслительной деятельности ученика,

2) развитию его активной познавательной позиции.

Учить ребенка работать с текстом учебника:

Учить извлекать нужную информацию из различных источников;

Мотивировать интересными фактами, случаями, техническими и научными идеями;

Поощрять стремление к глубокой проработке выбранной темы;

Поддерживать оригинальные и продуктивные подходы решения проблемных ситуаций;

Привлекать во внеурочную деятельность:

  1. понимать инструкцию к заданию,

    выделять главную мысль,

    составлять план ответа,

    определять причинно-следственные связи,

    формулировать выводы,

    осуществлять самоконтроль деятельности;

    исследовательская работа,

    проектная деятельность,

    реферат,

    экспериментальная работа и т.д.

2

 

Недостаточная заинтересованность учителя в разносторонней творческой деятельности со способными детьми во внеурочное время.

Проявлять интерес к судьбе ребенка, в развитии его потенциала. Учитель должен понять, что успех ребенка это и его успех, это оценка его деятельности окружающими, коллективом, родителями, детьми. Помнить, что ученик – двигатель развития общества. Поэтому талантливый человек себя проявит тогда, когда научим его думать и действовать самостоятельно

Опубликовано в группе «В помощь учителю»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.