Педагог-психолог МКОУ Тогучинского района «Киикская средняя школа»
Новосибирской области Рагулина Любовь Давыдовна
РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЯМ
ПРИ РАБОТЕ СО СПОСОБНЫМИ ДЕТЬМИ
Анкетный анализ позволил выделить некоторые проблемы работы с детьми. Рассмотрим одну из них, которая на наш взгляд является важной, и определяется трудностью ребенка - анализировать информацию, думать и действовать самостоятельно.
Причину данной проблемы мы считаем можно объяснить
- недостаточной работой учителя по
формированию навыков мыслительной деятельности ребенка,
развитию его активной познавательной позиции.
Отсюда и начинается поиск путей решения выделенной проблемы. (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)
Основная наша цель: научить ребенка работать самостоятельно (чтобы роль учителя свелась к минимальной направляющей помощи ребенку)
А начинать надо с обучающей помощи – значит, все начинается с урока.
Независимо от предмета – необходимо обучать детей приемам умственной деятельности
Учить ребенка работать с учебным материалом (текст, эксперимент, лабораторная работа, задача и другие виды заданий):
-
внимательно читать текст,
выделять главную мысль,
составлять план ответа,
определять причинно-следственные связи,
давать обоснование, (например, блок «С» ЕГЭ направлен не только на умение применять теоретические знания, но и на умение глубокого анализа ситуации.
Выполняя задачи, ученик сопровождает приведенное собственное решение, объясняя какие закономерности он при этом применяет. Почему собственное решение, так как предусмотрены другие возможные подходы к решению ситуации. Это и есть достойная проверка мыслительных процессов способного ученика
-
формулировать выводы,
проводить рефлексию,
осуществлять самоконтроль учебной деятельности
(и если, с этим ученик справляется слабо, значит это и является проблемой ребенка, а значит и нашей);
Учить мыслить схематично, образно, таблично, графически, интерпретировать полученные данные, обосновывать результат;
Учить извлекать нужную информацию из различных источников;
Выходить за рамки учебника – мотивировать детей интересными фактами, случаями, техническими и научными идеями;
Переориентировать ребенка с рутинного труда, связанного с
- запоминанием и простым воспроизведением задания или текста, а также
- решением шаблонных задач
на учебную деятельность с элементами творчества и выбора, требующей самостоятельности решений (переориентироваться самому учителю на готовность принимать ребенка с нестандартным подходом к заданию)
Поддерживать оригинальные и продуктивные подходы решения проблемных ситуаций (не загоняя в рамки алгоритма, шаблона. Учителю не бояться смелых решений ребенка, тех, которых он сам не отработал, не увидел, тем самым не ограничивать его возможности, а давать условия для свободных непринужденных действий)
Поощрять стремления ученика найти свой способ организации работы (решения задачи), или стремление к глубокой проработке выбранной темы;
Анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбор и освоение наиболее рациональных из них;
К каждому уроку предусматривать тот или иной вид самостоятельной деятельности (составление алгоритма решения задачи; изучение нового материала и заполнение таблиц с классификацией или сравнением; работа с дополнительными источниками информации, в том числе с ресурсами Интернета и т.д.)
Привлекать ребенка во внеурочную деятельность.
Обучать
работать над рефератом:
-
исследовательским приемам,
выполнять проектную деятельность,
организовывать экспериментальную работу и т.д.
Ситуация, когда ученик оказывается в роли исследователя, способствует овладению способами самостоятельной мыслительной деятельности, повышению продуктивности памяти (ее объема), развитию наглядно-образного и абстрактно-логического мышления, а значит творческих возможностей
При этом необходимы и воспитательные приемы развития способностей учащихся
- Воспитание привычки к строгому планированию деятельности,
- Привычки строго следовать плану намеченной деятельности,
- Организованности и ответственности,
- Терпеливости, методичности, аккуратности.
Учителю надо научиться позволять детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.
№ |
ПРОБЛЕМЫ |
ПУТИ РЕШЕНИЯ (РЕКОМЕНДАЦИИ) |
1 |
Недостаточная заинтересованность учителя в разносторонней творческой деятельности со способными детьми во внеурочное время (отсутствие возможности педагога тратить время на занятие со способными детьми, поселковые дети) |
Проявлять интерес к судьбе ребенка, в развитии его потенциала. Учитель должен понять, что успех ребенка это и его успех! Это оценка его деятельности окружающими, коллективом, родителями, детьми. Помнить, что ученик – двигатель развития общества. Поэтому талантливый человек себя проявит тогда, когда научим его думать и действовать самостоятельно. А без помощи и сопровождения - ребёнок может не стать одарённым взрослым; - сдерживая развитие одарённого ребёнка, мы отдаляем момент его вступления в творческую жизнь общества. Обществу нужны умные квалифицированные специалисты, которые будут создавать высокотехнологичные механизмы, делать полезные изобретения, издавать справедливые законы, что в конечном итоге обернется пользой и для нас с вами. Мы своими руками создаем свое будущее. |
Но вместе с тем хочется сказать, что наши дети принимают участие на олимпиадах различного уровня, с удовольствием принимают участие в предметных неделях, имеют возможности проявлять свои творческие способности на факультативах, элективных курсах, внеклассных и внешкольных делах.
Творческий потенциал у нас есть. Важно побудить, поддержать и развивать стремление учащихся к проявлению своих природных и приобретенных возможностей!!!
Организовать должным образом работу со способными детьми и просто, и сложно. Но главное, возможно! Для этого должны совпасть не только желания, но и усилия и педагогов, и детей, и родителей.
НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УЧИТЬСЯ!!!
ПРИЛОЖЕНИЕ №1