Статья на тему «Работа со слабыми учениками»

5
0
Материал опубликован 12 September 2016

В каждом классе есть слабые ученики и мой класс не исключение. Своим детям я помогаю в усвоении материала следующим:

  • Для закрепления учащимся необходимо более длительное время, их не надо торопить.
  • Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.
  • Как повысить работоспособность таких учеников?
  • Разнообразить виды деятельности.
  • Проветривать кабинет. Проводить физкультминутки. Всегда надо помнить о соблюдении принципа необходимости и достаточности.

Виды работ со слабоуспевающими учениками:

А) Карточки для индивидуальной работы.

Б) Задания с выбором ответа.

В) Деформированные задания.

Г) Карточки - тренажеры.

Д)Творческие задания.

Е)"Карточки-информаторы”,

Ё) "Карточки-с образцами решения”.

Использую средства невербального общения - опорные сигналы, рисунки, таблицы, схемы, план. Учить работать со словарями и другим справочным материалом .

В обучении применяю:

- опережающее обучение;

- различные формы групповой работы;

- взаимоопрос, самоконтроль.

Рационально распределяю учебный материал (трудное – сначала!) Применяю частую смену видов деятельности на уроке. Многократно проговариваю и закрепляю материал урока.

Читая материал по психологии, разработала памятку по работе со слабоуспевающими:

1. Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.

2. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.

3. Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.

4. Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.

5. Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.

6. Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.

7. Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.

8. Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого добиться?

Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.

Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока: При закреплении. При проверке домашнего задания. При самостоятельной работе.

Т.е. применяю специальные обучающие таблицы, плакатов и схем для самоконтроля; · карточек – задания, определяющие условие предлагаемого задания, · карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, чертежами; · карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения; · карточка-инструкция, в которой даются указания к выполнению заданий.

Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

 

Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложения при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке

Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приёма и способа выполнения При изложении нового материала задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

Комментарии
Комментариев пока нет.