Дидактический материал (занимательные задания) по русскому языку по теме «Глагол» для 5 класса
Дидактический материал (занимательные задания) по русскому языку по теме «Глагол» для пятого класса.
Задание 1. «Вспоминалки». Вспомните фразеологизмы и запишите их, вставив пропущенные глаголы в начальной форме. Рядом напишите значения фразеологизмов. У глаголов графически обозначьте формообразующий суффикс.
Образец. Обвести вокруг пальца — обмануть.
1) … нюни - …
2) … как липку - …
3) … слова на ветер - …
4) … в Лету - …
5) … головой о стенку - …
6) … талант в землю - …
Задание 2. «Магический квадрат». Определите спряжение глагола, впишите соответствующую цифру (1 или 2) в клетки квадрата. Глаголы запишите в тетрадь в столбик. Рядом укажите спряжение. В квадрате поля с цифрой «1» закрасьте красным, а с цифрой «2» - голубым цветом. Какой рисунок у вас получился?
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
1)болеть, 2)расстелить, 3)преодолеть, 4)визжать, 5)сожалеть, 6)уметь, 7)успеть, 8)дышать,9)воспитать,10)восхищать,11)выбрать,12)строить,13)благодарить,14)возглавить, 15)зависеть, 16)ехать, 17)вызвать, 18)выиграть, 19)обидеть, 20)брить, 21) молоть, 22)класть, 23)гнать, 24)писать, 25)полоскать.
Задание 3. «Выбиралки». Впишите в третий столбец таблицы глагол, соответствующий условию учебной задачи.
Слова для справок | Условие учебной задачи | Ответ |
Мыться, мяукнуть, мычать | Глагол совершенного вида | |
Обокрасть, обидеться, ойкнуть | Переходный глагол | |
Ликовать, любоваться, любить | Возвратный глагол | |
Обедать, обворожить, обидеть | Глагол 1 спряжения | |
Думать, дежурить, дописать | Глагол 2 спряжения | |
Ершиться, ездить, егозить | В этом глаголе 4 морфемы | |
Цыкнуть, целовать, царапать | Непереходный глагол | |
Задание 4. «Выбиралки». Найдите и выпишите предложение, соответствующее условию учебной задачи. Над глаголом надпишите наклонение.
1. Глагол в изъявительном наклонении.
а) Ной, сруби побольше деревьев…
б) Это было очень красивое место.
в) Выбери там невесту для моего сына!
2. Глагол в условном наклонении.
а) Сорок дней и сорок ночей продолжался ливень.
б) Взгляните теперь на реки и моря.
в) Вам было бы ужасно грустно навсегда уехатьв чужую землю к незнакомым людям.
3. Глагол в повелительном наклонении.
а) Прекрасная девица, позволь мне напиться воды из твоего сосуда!
б) Эту услужливую и добрую девушку звали Ревекка.
в) Однажды Иаков сшил для Иосифа красивое платье.
4. Глагол в инфинитиве.
а) Не лучше ли продать его этим купцам?
б) Сын мой, пойди на охоту и принеси дичи.
в) Возьми это дитя и выкорми его.
Задание 5. «Вставлялки». Вставьте данные глаголы в предложения в форме соответствующего наклонения:
Глагол | Наклонение | Предложение |
Полететь | Изъявительное | Вьюги да метели под февраль … . |
Беречь | Повелительное | … платье снову, а честь смолоду. |
Знать, подстелить | Условное | Если …, где упаду, так соломинки … . |
Задание 6. «Вставлялки». Вставьте подходящий по смыслу глагол в указанной форме и запишите пословицы. Определите форму других глаголов.
1. Не … (повелит.) друга в несчастье.
2. Легче друга … (инф.), чем найти (...).
3. Кого … (изъяв.) , тому и даришь (...).
4. … (условн.) воевать, да лень вставать (...)
Задание 7. «Определялки». Прочитайте народные приметы. Заполните таблицу, используя глаголы из данных предложений.
1) Гром в сентябре предвеща...т тёплую осень.
2) В сентябре шуба за кафтаном тян...тся.
3) В октябре луна в кругу - лето сухое буд...т.
4) Плач...т октябрь холодными слезами.
Глагол | Инфинитив | Вид | Переходность | Возвратность | Спряжение |
Предвеща...т | предвещать | несов. вид | переходный | невозвратный | I спряжение |
Тян...тся | | | | | |
Буд...т | | | | | |
Плач...т | | | | | |
Задание 8. «Определялки». Прочитайте загадки. Запишите отгадки. Заполните таблицу, используя глаголы из загадок.
1) Всех на свете обшива...т,
Что сошьёт — не надева...т.
2) Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я не кот.
Часть прыгаю упруго,
Покачусь — и под комод.
Глагол | Инфинитив | Вид | Переходность | Возвратность | Спряжение | Наклонение |
Обшива...т | обшивать | несов. вид | переходный | невозврат. | I спряжение | изъявит. |
Надева...т | | | | | | |
Сошьёт | | | | | | |
Прыгаю | | | | | | |
Покачусь | | | | | | |
Задание 9. «Запоминалка». Запомните морфологические признаки глагола в данном порядке. Запишите их в тетрадь.
Постоянные признаки:
Вид
Переходность
Возвратность
Спряжение
Запомните: ВПВС
Непостоянные признаки:
наклонение, время, лицо, число, род.
Задание 10. «Закреплялки». Найдите правильный вариант определения
морфологических признаков выделенного глагола и запишите его.
Спаси меня, Господи! (предложение спишите)
а) Отвечает на вопрос что делай? Н. ф. - спасать. Несовершенный вид, переходный, невозвратный, 1 спряжение, в форме изъявительного наклонения, единственного числа, настоящего времени, женского рода.
б) Отвечает на вопрос что сделай? Н. ф. - спасти. Совершенный вид, переходный, невозвратный, 1 спряжение, в форме повелительного наклонения, единственного числа,2 лица.
в) Отвечает на вопрос что делает? Н. ф. - спас. Невозвратный, переходный, несовершенный вид, 2 спряжение, в форме повелительного наклонения, единственного числа, 2 лица.