12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Тверскова Светлана Александровна1406
Россия, Башкирская респ., Белорецк
Материал размещён в группе «Дошкольники»

 

 Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №5 «Ромашка» г Белорецк муниципального района

Белорецкий район Республика Башкортостан

 

 

 

 

Дидактическое пособие

«Машина времени»

 

Разработчики:

старший воспитатель

Тверскова С.А.;

воспитатели: Михайлова М.В., Сучкова А.А., Даутова О.Р.

«Взрослые должны не подавлять,

а поддерживать, не сковывать,

а направлять проявления активности

детей, а также специально создавать

такие ситуации, в которых они

ощущали бы радость открытий».

(Т. Ерофеева, профессор МПГУ)

 

Актуальность

Современные педагоги отмeчают, что дошкольный возраст – период, когда начинается процeсс социализации ребёнка, устанавливается его связь с ведущими сферами бытия: миром людeй, природы, предметным миром; происходит приобщение ребёнка к культуре, к общечеловеческим цeнностям.

ФГОС определил целeвые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: рeбенок способен к волeвым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и прaвилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; способен договариваться, учитывать интересы и чувствa других, сопереживaть неудачам и радовaться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Поэтому перед нами встал вопрос о том, какие средства использовaть для решения этих задач, которые будут увлекательны и доступны для современного ребёнкa, чтобы обучение стало для него без принуждения?

Учитывaя то, что современный ребенок живет в век информaционных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, рaдио, Интернетом, компьютерными игрaми и другими носителями информaции, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать дaнные задачи средствами медиaсреды.

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка, в которой он получает возможность впрямую удовлетворить присущую ему любознательность: узнать новое о мире, понять, как устроены вещи упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Педагогами нашего детского сада отмечено, что воспитанники последних поколений проявляют устойчивый интерес к истории возникновения предметов, жизни людей, животных и др. Это прослеживается в игровой деятельности, где дети берут на себя роли героев мультфильмов, таких как «Новаторы» (главные герои: дети и их питомец хомяк путешествуют по времени в холодильнике); «Уроки Тетушки Совы» (главный герой - Тетушка Сова знакомит детей с чудесами света); «Занимательные уроки всемирной истории» (в каждом уроке внук с дедом через «волшебную дверь в историю» по ковру «междуречью» путешествуют по странам древнего мира). Дети увлеченно рассказывают о мире динозавров, предметах прошлого; их интересует Ноев ковчег, Троянский конь и др. Появился познавательный интерес к новым непонятным для них словам, таким как «горница», «витязь», «гусли» и др.  

Понимая, что тема связи времён детям интересна, мы решили создавать ситуации, в которых у них проявляется познавательная активность, а не простое восприятие информации.

Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, а информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум современного ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Поэтому для иллюстрации каких-либо ситуаций мы выбрали жанр мультипликационного фильма, так как считаем, что мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т.е. включает два органа восприятия: зрение и слух.

В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущие мировые ученые, такие как Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли, указывают на особую роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ребенку недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.

Мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:

—расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;

—показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;

—формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;

—развивают эстетический вкус, чувство юмора;

—мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.

Учитывая вышесказанное, мы решили создать дидактическое пособие «Машина времени», которое отвечает интересам наших воспитанников, а если добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, то становится мощным воспитательным инструментом и одним из эффективных наглядных материалов.

Цель: формировать представления детей об особенностях существования человека в определенных временных эпохах посредством дидактического пособия «Машина времени».

Задачи:

1)  Побуждать детей к пониманию того, что человек изменяет предметы, совершенствует их для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.

2)  Создавать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением мультимедийных средств.

3)  Стимулировать любознательность и проявление детской инициативы; поиск сходства и различия вещей и явлений; словесный анализ-рассуждение.

4)  упорядочить знания детей о временных отношениях, расширить кругозор;

5)  Формировать элементарные географические и исторические представления.

6)  Дать представления о жизни наших предков, познакомить с одеждой и бытом, внешним видом, жилищем людей изучаемой эпохи.

7)  Сформировать представления о жизни людей в прошлом и настоящем, об изменении предметов, облегчающих труд людей; об объектах, создающих комфорт и уют в помещении и на улице.

8)  Развивать представления об особенностях культуры изучаемой страны.

9)  Способствовать использованию полученных знаний в разных видах деятельности.

Материал: Машина («Машина времени») корпус машины сделана из ДСП, размер: 160 см х 55 cм; сиденье, руль («Колесо времени») диаметр – 45 см; светодиодная лента; мультицветная управляемая светодиодная лампа с USB – входом; круги из картона («Историческое панно»), с изображением стран разных эпох времени.

Определены формы совместной образовательной деятельности с детьми:

Þ     интегрированные занятия (в соответствии с задачами образовательных областей);

Þ     рассказы взрослого, просмотр видеофильмов, видео презентаций, мультфильмов, беседы, наблюдения;

Þ     чтение детской, познавательно-справочной литературы, энциклопедий;

Þ     рассматривание иллюстрированных альбомов, карт, книг;

Þ     игровая деятельность (дидактические, развивающие, режиссерские и др.)

Þ     преобразующая фантазийная деятельность (поисковые задания, проблемные ситуации и др.);

Þ     детско-родительские проекты, тематически ориентированные на обогащение знаний детей по предложенным эпохам времени и темам (с помощью родителей по каждой эпохе либо теме в группе возможно создание мини музея).

Дидактическое пособие «Машина времени» направлено на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации: история жилища, строительных инструментов, транспорта и т.д.). При использовании данного пособия мы не преследуем цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через историческое панно, дидактического пособия «Машины времени», с использованием мультимедиа.

При создании панно мы опирались на предложенные педагогом Н.А. Коротковой в технологии «Путешествие по «реке времени» три временных отрезка, это:

«Древность» - эпоха древнего мира первобытных людей;

«Старина» - мир средневековья;

«Наше время» - современный мир.

В процессе организации организованно образовательной деятельности учитываются особенности детей, осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход. Для реализации поставленных задач были подобраны картинки (в том числе в виде презентаций), игры, литературные произведения, подобран дидактический материал, музыкальное сопровождение, мультфильмы, документальные видеозаписи, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными.

На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие «Машина времени». На панели машины находится «колесо времени», в которое вкладывается «Историческое панно» с цивилизациями какой-либо эпохи (древний мир, средневековье и настоящее время).

Детям предлагается выбрать водителя «Машины времени» считалкой или стрелочкой. Водитель заводит «Машину времени», включает мультицветную управляемую светодиодную лампу, начинает играть музыка. Затем водитель запускает «Колесо времени», на циферблате, при остановке появляется страна, в которую попали дети

На экране проектора появляется фотография той эпохи и страны, в которую попали дети, и начинается воспроизведение определенной презентации, документального фильма либо мультфильма. Затем занятие продолжается в соответствии с поставленными задачами.

Методы использования дидактического пособия

1. Словесный метод Рассказ, беседы, чтение, объяснение, пояснение, вопросы поискового характера, использование медиасреды. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению детьми своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

2. Наглядный метод

-Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

-Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов, различных презентаций, помогающих преподнести более красочно и интересно информацию детям.

-Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

3. Практический метод

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

4.Игровой метод

Дидактические, сюжетно – ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции и креативности.

Детям предлагается доступный, наглядный, эмоционально – насыщенный материал по трем эпохам «древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» - мир средневековья и «наше время»-современный мир.

Þ     Подбор методов и приемов основывается на следующих принципах:

Þ     Принцип доступности, который предполагал отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

Þ     Принцип наглядности предусматривал подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Þ     Принцип эмоционального восприятия информации позволял использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Перспектива развития

В перспективе планируется пополнять пособие новыми «историческими панно», на которых будут отражены:

·     эволюция человека;

·     эволюция растительного мира;

·     эволюция животного мира;

·     история России;

·     история Башкортостана;

·     история города Белорецк;

·     история транспорта;

·     история книги и мн.др.

В перспективе планируется разрабатываться разнообразные панно на основе тем по направлениям углубленной работы наших педагогов, а также с учетом интересов и потребностей наших воспитанников и запросов родителей, которые будут обогащаться методическим материалом (иллюстрации, презентации, конспекты ООД, видеофильмы и т.д.).

 

Опубликовано в группе «Дошкольники»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.