Урок русского языка во 2 классе «Дифференциация букв Б-Д»
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ТЕМА: «Дифференциация букв Б и Д»
(занятие для обучающихся с ТНР 2 класса)
Составила учитель-логопед Реутова Екатерина Витальевна
ЦЕЛЬ: Закрепить навык обучающихся написания букв Б и Д.
Задачи:
образовательные: - Формировать умения различать звуки [Б-Б’-Д-Д’] в слогах, словах, предложениях;
- формировать умение сопоставлять фонему с графемой, выбирать нужную букву, выбирать необходимый элемент для написания буквы;
- развивать фонематический анализ и синтез на уровне слога, слова.
коррекционные: - развивать умения отличать слова от сходных с ними по звуковому составу;
- обогащать словарь;
- развивать произвольное внимание, память и логическое мышление, способность контроля действий;
воспитательные: - воспитывать любовь к родному языку;
- воспитывать коммуникативные умения и навыки.
Ход урока:
Организационный момент.
Логопед: Какой сегодня день недели? Какой месяц? Какое число? Какое время года?
Садитесь, ребята.
Речевая разминка.
Л.: Прочитайте стихотворение, написанное на слайде:
Белый снег, белый мел,
Белый Заяц тоже бел,
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Какой звук часто встречался вам в этом стихотворении? (звук [б’]).
Дайте характеристику этому звуку. (согласный, звонкий, мягкий).
Какая преграда для воздуха при образовании этого звука? (плотно сомкнутые губы).
Какой буквой обозначается звук [б’] ? (буквой Б).
Напомните мне, чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы пишем и читаем).
Вспомните, кого напоминает нам строчная буква б? (белку). Куда направлен «хвостик» буквы б? (вверх).
Отгадайте загадку:
Долго дерево долбил,
Всех букашек истребил.
Зря он времени не тратил,
Длинноклювый пестрый…
(Дятел)
Какой первый звук в отгадке. (звук [д’]).
Дайте характеристику этому звуку. (согласный, звонкий, мягкий).
Что образует преграду для воздушной струи? (кончик языка, который упирается в верхние зубы).
Какой буквой обозначаем мы этот звук? (буквой Д).
(На доске предлагается рисунок. Буква д вписывается в силуэт дятла).
Какую букву нам напоминает силуэт дятла? (строчную букву д). Куда направлен «хвостик» буквы д? (вниз).
Л.: Откройте тетради, запишите число, не забыв отступить две строчки.
Чтобы не путать эти буквы, мы потренируемся в написании слогов с ними.
Запишите по диктовку слоги:
ДО, БУ, ДЫ, БЕ, БИ, ДЯ, БУ
Проверьте, нет ли у вас ошибок.
(слайд на доске для самопроверки).
На доске написаны слова с пропущенными буквами. Прочитайте, добавьте нужную букву: Б или Д, запишите слова в тетрадь.
А) _упло, _ыхание, _анан, ра_уга, _агет, _очка, _ружина, _алкон.
Б) по_е_а, _о_рота, _у_ильник, _о_рость, _ико_раз.
4. Замените первую букву в слове на Б или Д. Запишите новое слово.
Вождь - ________, манка - ________, затон - _______, рама - ________.
Отгадайте загадку.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке,
Палочка в руке,
Ниточка в реке.
Это УДОЧКА. Запишите самостоятельно два слова, которые получатся при добавлении в начало букв Б или Д.
Посмотрите на слайд. Поменяйтесь тетрадками с соседом по парте. Проверьте, правильно ли написаны слова.
Игра «Собери пословицу».
На доске расположены карточки со словами: ТРУДИТЬСЯ, ДЕЛА, БЕЗ, КТО, НЕ, ЛЮБИТ, СИДИТСЯ, ТОМУ. Нужно собрать пословицу из представленных слов. Что получилось?
(Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.)
Как вы понимаете значение этой пословицы? (человек не будет лениться и бездельничать, если он любит труд, он всегда найдет себе дело по душе, никогда не скучает, не грустит.) Какие еще пословицы о труде вы знаете? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Дело мастера боится. Делу время – потехе час).
Мы с вами на уроке тоже усердно трудимся, узнаем новое и запоминаем, делаем свои маленькие открытия. А что нам нужно для этого? Какими вы должны быть? (Внимательными, наблюдательными, сообразительными, находчивыми.)
Итог занятия.
Л.: Вы молодцы! Надеюсь, теперь вы будете всегда различать звуки [Б-Б’-Д-Д’] и выбирать нужную букву для обозначения этих звуков.