Открытое логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков и букв б - д» (5 класс)

0
0
Материал опубликован 19 October 2023

Государственное общеобразовательное учреждение школа-интернат №37 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга









Открытое логопедическое занятие на тему:

«Дифференциация звуков и букв б - д».

5 «Г» класс





Подготовил:

учитель-логопед: Зоткина А.Г.











2023 г.

Дифференциация звуков и букв Б-Д. ( Слайд 1)

Цели:  ( Слайд 2)

образовательные:

уточнить и сравнить кинетически сходные  буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;

формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д]  в слогах, словах;

совершенствование навыков выполнения  звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;

обогащение словарного запаса.

коррекционно-развивающие:

развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;

развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;

уточнение пространственной ориентировки;

развитие мелкой моторики пальцев рук;

выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;

развитие связной речи, высказывания.

воспитательные:

воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.

Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные  зеркала, индивидуальные карточки, пластилин, предметные картинки, карточки с образцами написания букв б и д.

План и ход урока

Организационный момент.

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы привлекательны, мы ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос, вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

Игра «Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:

*Лениться - …

К знаниям стремиться - …

Сладко зевать - …

На вопросы отвечать - …

Быть невнимательным - …

Очень старательным - …

Соседу по парте мешать - …

Если трудно ему – помогать - …

Хихикать, без дела болтать - …

Слушать, смотреть, размышлять - …

- Назовите ваши главные действия на уроке. (смотрим, слушаем, думаем)

5 2. Артикуляционная гимнастика.

t1697693653aa.jpg(регулятивные УУД) «Лягушки» Подражаем мы лягушкам. Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.


6 Слон: Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю. И на место возвращаю.





t1697693653ab.jpgОх, и вкусное варенье!

Жаль, осталось на губе

Язычок я подниму,

И остатки оближу.


Проверим, как мы сидим, где у нас тетради, на месте ли ручки.

Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса): (Слайд 4)

Посмотрите на картинку и выделите изображения  предметов, наложенные друг на друга. 

t1697693653ac.jpg

Что это? (Дерево, дом, бочка)

Выделите первый звук в каждом слове.





2. Основная часть.

Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.

А сейчас я загадаю вам загадки, а  вы отгадайте их.

Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу. 
(Дятел)  

Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].

(Слайд 5)

Какой первый звук в этом слове?

Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий,  взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д –десны). (Слайд 6)

В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? 
(Белка)

  Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б].

(Слайд 7)

Какой первый звук в этом слове?

Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы). (Слайд 8)

Сопоставление звуков по артикуляции.

Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.

Возьмите в руки зеркала и глядя в них произнесите звуки  б-д, б-д.  Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.

Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.

Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.

Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).

Сегодня мы будем учиться различать звуки [б]  и [д]  и рукописные буквы б и д.

Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и  крючок вверху) (Слайд 9)

Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.

Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу) (Слайд 10)

Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).

Буква д вписывается в силуэт дятла.

Вывод: запоминаем наши «опоры»: (Слайды 11- 12)

Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);

Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).

Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?

Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:

Чтение слогов хором

ба – да                        адо – або

бо – до                        ода – оба

ду – бу                        уда – уба

ды – бы                      абы – ады


1. Дифференциация букв б - д в слогах. Игра «Чей это хвостик?»

- Посмотрите на картинки, какие слоги вы видите? Давайте вместе почитаем.

- Откроем тетради, посмотрите, какие буквы мы сегодня напишем?

- Нужно сесть прямо, красиво написать слоги с буквами б и д.

Физпауза.

«Засолка капусты» Мы капусту рубим, (резко двигают прямыми кистями рук вниз и вверх) Мы морковку трем,( пальцы сжимают в кулаки, двигают кулаками к себе и от себя) Мы капусту солим, (двигают пальцами, имитируя посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмем. (интенсивно сжимают пальцы в кулаки)

Дифференциация букв б — д изолированно.

- Ребята, к нам в гости сегодня пришел Дракоша, у него в животике разные элементы букв, он их все перепутал. Надо ему помочь. (открываю замочек, достаю легкий пластилин с элементами букв «Б» и «Д»

- Давайте вместе сделаем буквы. (лепим буквы)

- Молодцы, подарим Дракоше наши буквы, что бы он больше не путал их.

Игра «Что лишнее?» (Слайды 16 -17)

а) На  слайде выставляются картинки: носки, ботинки, туфли, валенки.

Какая картинка лишняя?      Носки.

Как одним словом назвать остальные предметы?        Обувь

Запишите это слово графически в тетрадь. Как это? (черточками, обозначаем количество букв  в слове).

К доске  по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.         

«Странные слова».

– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова.

вставьте нужные буквы.

   Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.



3. Итог занятия. (Слайд 21)

Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня …   Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.









Использованные источники:

http://nsportal.ru/

http://www.logoped.ru/

http://logopediya.com/books-logopediya/opticheskaya-disleksiya.php

http://forum.schoolpress.ru/article/90/183

http://eshitikova.blogspot.ru/

http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm

Мазанова Е.В. – Учусь не путать буквы. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.

Ефименкова Л.Н. – Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации