Открытое логопедическое занятие на тему: «Дифференциация звуков и букв б - д» (5 класс)
Государственное общеобразовательное учреждение школа-интернат №37 Фрунзенского района г.Санкт-Петербурга
Открытое логопедическое занятие на тему:
«Дифференциация звуков и букв б - д».
5 «Г» класс
Подготовил:
учитель-логопед: Зоткина А.Г.
2023 г.
Дифференциация звуков и букв Б-Д. ( Слайд 1)
Цели: ( Слайд 2)
образовательные:
уточнить и сравнить кинетически сходные буквы «б» и «д» путем выработки четкой зрительно-моторной координации;
формирование умения различать звуки и буквы [б] и [д] в слогах, словах;
совершенствование навыков выполнения звукобуквенного анализа и синтеза, фонематического представления;
обогащение словарного запаса.
коррекционно-развивающие:
развитие мыслительной деятельности, зрительного и слухового внимания, памяти, способности к переключению;
развитие фонематического слуха, сложных форм фонематического анализа и синтеза;
уточнение пространственной ориентировки;
развитие мелкой моторики пальцев рук;
выполнение контрольных действий, совершенствование навыка составления учебного высказывания;
развитие связной речи, высказывания.
воспитательные:
воспитывать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
Оборудование: тетради, ручки, цветные карандаши, индивидуальные зеркала, индивидуальные карточки, пластилин, предметные картинки, карточки с образцами написания букв б и д.
План и ход урока
Организационный момент.
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы привлекательны, мы ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос, вдохните в себя доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
Игра «Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:
*Лениться - …
К знаниям стремиться - …
Сладко зевать - …
На вопросы отвечать - …
Быть невнимательным - …
Очень старательным - …
Соседу по парте мешать - …
Если трудно ему – помогать - …
Хихикать, без дела болтать - …
Слушать, смотреть, размышлять - …
- Назовите ваши главные действия на уроке. (смотрим, слушаем, думаем)
5 2. Артикуляционная гимнастика.
(регулятивные УУД) «Лягушки» Подражаем мы лягушкам. Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки – Я увижу ваши зубки. Мы потянем – перестанем И нисколько не устанем.
6 Слон: Буду подражать слону! Губы «хоботом» тяну. А теперь их отпускаю. И на место возвращаю.
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе
Язычок я подниму,
И остатки оближу.
Проверим, как мы сидим, где у нас тетради, на месте ли ручки.
Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса): (Слайд 4)
– Посмотрите на картинку и выделите изображения предметов, наложенные друг на друга.
Что это? (Дерево, дом, бочка)
– Выделите первый звук в каждом слове.
2. Основная часть.
Определение темы. Характеристика звучания и артикуляции звуков.
А сейчас я загадаю вам загадки, а вы отгадайте их.
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу. (Дятел)
Вывешивается картинка дятла; выделение начального звука – [д].
(Слайд 5)
– Какой первый звук в этом слове?
Уточнение его артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – кончик языка упирается в десны верхних резцов (Д –десны). (Слайд 6)
В сосне дупло, в дупле тепло.
А кто в дупле, живет в тепле? (Белка)
Вывешивается картинка белки; выделение начального звука – [б].
(Слайд 7)
– Какой первый звук в этом слове?
Уточнение артикуляции – согласный, звонкий, взрывной; преграда – сомкнутые губы (Б – губы). (Слайд 8)
Сопоставление звуков по артикуляции.
Наблюдение за особенностями артикуляции этих звуков, за изменением места образования звуков.
– Возьмите в руки зеркала и глядя в них произнесите звуки б-д, б-д. Найдите, что общее – одинаковое в этих звуках, и что разное – чем различаются.
Общее: звонкие, взрывные, мгновенные согласные.
Разное: место преграды: Б – губы, Д – десны.
Соотнесение звука с буквой (зрительный анализ).
– Сегодня мы будем учиться различать звуки [б] и [д] и рукописные буквы б и д.
Посмотрите на рисунок белки. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и крючок вверху) (Слайд 9)
Сравнение буквы б с очертаниями белки, хвост которой направлен вверх. Буква б вписывается в силуэт белки.
Посмотрите на рисунок дятла. Какая буква видна на рисунке? Из каких элементов она состоит? (Овал и петля внизу) (Слайд 10)
Соотнесение буквы д с очертаниями дятла (когда дятел «лечит» деревья, хвост его для опоры направлен вниз – упирается в ствол).
Буква д вписывается в силуэт дятла.
Вывод: запоминаем наши «опоры»: (Слайды 11- 12)
Звук [б] – «взрываются» губы, буква б – хвост белки (вверх);
Звук [д] – язык упирается в десны; буква д – хвост дятла (вниз).
– Назовите слова из первого задания, какие мы отнесем к дятлу, а какие к белке? Почему?
Тренировочные упражнения в произнесении, различении, выделении изучаемых звуков из состава слогов, слов:
Чтение слогов хором
ба – да адо – або
бо – до ода – оба
ду – бу уда – уба
ды – бы абы – ады
1. Дифференциация букв б - д в слогах. Игра «Чей это хвостик?»
- Посмотрите на картинки, какие слоги вы видите? Давайте вместе почитаем.
- Откроем тетради, посмотрите, какие буквы мы сегодня напишем?
- Нужно сесть прямо, красиво написать слоги с буквами б и д.
Физпауза.
«Засолка капусты» Мы капусту рубим, (резко двигают прямыми кистями рук вниз и вверх) Мы морковку трем,( пальцы сжимают в кулаки, двигают кулаками к себе и от себя) Мы капусту солим, (двигают пальцами, имитируя посыпание солью из щепотки) Мы капусту жмем. (интенсивно сжимают пальцы в кулаки)
Дифференциация букв б — д изолированно.
- Ребята, к нам в гости сегодня пришел Дракоша, у него в животике разные элементы букв, он их все перепутал. Надо ему помочь. (открываю замочек, достаю легкий пластилин с элементами букв «Б» и «Д»
- Давайте вместе сделаем буквы. (лепим буквы)
- Молодцы, подарим Дракоше наши буквы, что бы он больше не путал их.
Игра «Что лишнее?» (Слайды 16 -17)
а) На слайде выставляются картинки: носки, ботинки, туфли, валенки.
– Какая картинка лишняя? Носки.
– Как одним словом назвать остальные предметы? Обувь
Запишите это слово графически в тетрадь. Как это? (черточками, обозначаем количество букв в слове).
К доске по очереди вызываются ученики, которые записывают слова графически.
«Странные слова».
– Посмотрите на доску. Здесь есть странные слова.
вставьте нужные буквы.
Взаимопроверка. Оцените работу своего соседа.
3. Итог занятия. (Слайд 21)
– Чем занимались сегодня? Какие буквы мы учились различать? Какие задания показались вам интересными? Хорошо работали сегодня … Старайтесь постоянно контролировать себя при письме в классных и домашних работах.
Использованные источники:
http://logopediya.com/books-logopediya/opticheskaya-disleksiya.php
http://forum.schoolpress.ru/article/90/183
http://eshitikova.blogspot.ru/
http://www.dobrieskazki.ru/bukvi.htm
Мазанова Е.В. – Учусь не путать буквы. – М.: Издательство ГНОМ, 2013.
Ефименкова Л.Н. – Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.