Конспект урока чтения на тему «Дифференциация звуков [з] и [с]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами» (1 класс для детей с ОВЗ)

0
0
Материал опубликован 31 January

ЧТЕНИЕ

Класс: 1

Дата: 06.02.2024 г.

Тема урока: «Дифференциация звуков [з] и [с]. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами».

Цель урока: дифференциация букв и звуков з – с.

Задачи урока: учить дифференцировать звуки [з] - [с] на слух и в произношении, читать слоги и слова с буквами, обозначающими данные звуки; учить интонировать двусложные слова с ориентацией на схему, дополнять предложения словами по картинкам, понижать голос в конце предложения перед точкой; корригировать фонематический слух и произносительные навыки школьников; развивать связную устную речь путём составления предложений по серии картинок; корригировать мыслительную деятельность учащихся путём установления причинно-следственных связей; воспитывать внимание к чтению одноклассников, к их ответам, преодолевать речевую замкнутость отдельных детей.

Оборудование: лента букв, слоговая таблица, большие карточки с буквами с и ш, предметные картинки.

Ход урока

I. Организация начала урока

Настрой учащихся на работу, проверка готовности к уроку.

II. Подготовка учащихся к усвоению нового материала

Артикуляционная гимнастика.

Выполняем упражнение:

«Улыбка»

«Заборчик»

«Часики»

«Почистим нижние зубки»

Теперь делаем вдох и произносим гласные звуки, буквы. Давайте все вместе.

Давайте теперь вспомним артикуляцию звуков С и З- это (положение губ, языка, зубов.) Все вместе повторяем за мной. Произносим звук С.

- Как мы произносим звук С? (губы в улыбке, давайте все улыбнемся и покажем зубки, сквозь зубов у нас проходит холодная струя, поставили ручки и показали мне, что у нас язык делает, язык у нас находится рядом с зубами). Звук С произносится глухо.

- Молодцы! Теперь, давайте произнесем звук З. Все идет точно также, но добавляем голос (губы в улыбке, давайте все улыбнемся и покажем зубки, сквозь зубов у нас проходит холодная струя, положили ручки на горлышко и произнесем все вместе, что происходит? У нас стучит молоточек, да? Чувствуете?)

Что включается при произношении звука З? Голос. Звук З звонкий и бьет колокольчик.

У кого не получается? Давайте поможем ему.

Какое сейчас у нас время года? Зима.

Ребята зима нам приносит Новый Год, верно? Вот мы с вами тоже подготовились встретить НГ, даже нарядили нашу елочку. Новый год к нам приходит зимой, давайте составим из букв слово ЗИМА. Проговаривают З-И-М-А.

Составим слово ЗИМА

Какой первый звук? З. Давайте проговорим с вами вместе З.

Перед вами картинка Зимы, опираясь на эту картинку давайте расскажем. За что мы любим зиму? (ответы детей)

Что вы видите? Почему вокруг белым бело, что это такое? Это СНЕГ. Правильно. Давайте произнесем это слово все вместе СНЕГ. Кто выйдет к доске и найдет это слово?

Нашли это слово, а теперь давайте прочитаем все вместе СНЕГ, в слове снег какой звук первый? Какая первая буква? С (давайте произнесем звук С). Где стоит буква С? В начале или в конце? В начале, правильно. Поставь под буквой синий круг.

Что дети делают? На чем они катаются? На санях. Кто выйдет к доске и найдет это слово?

Нашли это слово, а теперь давайте прочитаем все вместе САНКИ, в слове санки какой звук первый? Какая первая буква? С (давайте произнесем звук С). Где стоит буква С? В начале или в конце? В начале, правильно. Синий круг.

Посмотрите, кто катается на санках? Дети? Мальчики и девочки. Вот, посмотрите, тут на санках катается мальчик, давайте придумаем ему имя? Захар, хорошее имя? Вам нравится?

Кто найдет это слово? Давайте прочитаем это имя. ЗАХАР. Какая первая буква? З. Давайте все хором произнесем этот звук. Положили ручки и произносим. Стучит молоточек? Буква З у нас звонкая. Поставь в таблицу, где у нас находится буква З. Поставь под буквой синий круг.

Почему слово Захар с большой буквы? Это имя. Имена мы всегда пишем с большой буквы. Где стоит буква З? В начале или в конце? В начале, правильно. Найдем схему.

Посмотрите, с Захаром еще на санках катается девочка, ее зовут Сима. Давайте произнесем это имя все вместе СИМА. Кто выйдет к доске и найдет это имя? С какой буквы начинается? С буквы С. Давайте произнесем этот звук. С. Почему с большой буквы. Это ИМЯ. Где стоит буква С? В начале или в конце? В начале, правильно. Поставь под буквой синий круг.

Все дети оделись как? Тепло. Почему? Чтобы им не было холодно. Правильно. Зимой у нас МОРОЗ.

Произнесем по буквам это слово. М-О-Р-О-З. Найдите это слово. Прочитайте. Покажите, где находится буква З? В конце. Поставь синий круг под буквой З.

Дети, зимой когда морозно, холодно на окне Дед Мороз рисует разные узоры. Правда? Вы видели когда-нибудь? Вот посмотрите, это узор. (картинка узор). Найдите это слово и поставьте в нужную сторону в правую где С или на левую где З? Произнесем это слово, УЗОР. Какой звук здесь слышите? З или С? Конечно З.

У_З_О_Р посмотрите и скажите где находится в этом слове буква З? В середине. Поставьте синий круг. Правильно.

Ребята, чем отличается звук С от З? Звук З произносится с голосом, звонко. Давайте произнесем. Положили ручки. А звук С глухой. При произношении сквозь зубов у нас проходит холодная струя. Произнесите.

Физминутка

Саша шёл – шёл – шёл

(дети шагают на месте),

Белый гриб нашёл

(срезают гриб).

Раз – грибок, два – грибок

(срезают ещё грибы),

Положил их в кузовок

(кладут их в воображаемый кузовок).

III. Изучение нового материала

Работа с букварной страницей

Дети рассматривают картинку с изображением Вовы, определяют, что он предлагает выполнить. Слоговые структуры читаются сначала вертикально (отдельно слоги с ш и с), затем по горизонтали, с дифференцированием слогов. Можно организовать чтение как соревнование по рядам (один ряд читает один столбик, другой ряд – другой столбик, слабо читающим ученикам оказывается помощь). Победители награждаются фишками.

Игра «Раз-два-три – без ошибок повтори»

Учитель называет слоги с оппозиционными согласными, учащиеся по одному или хором повторяют их. За правильный повтор – награда фишкой. Примерный речевой материал: са – за, зо – со, зу – су, аз – ас, ос – оз и др.

Дети читают слова, объясняют их значения с помощью картинок, осуществляют звуко-буквенный анализ каждого слова по схеме, самостоятельно составляют слова из букв разрезной азбуки по памяти.

Дети рассматривают картинку, определяют, что делают дети. Учитель читает предложение, потом это делают учащиеся. Осуществляется повторное чтение и анализ содержания предложений по вопросам:

- Назовите имена детей.

- Кто в тазу у ребят?

- Что у сома?

Физминутка «Минутка тишины»

IV. Закрепление изученного материала

Чтение слов и предложений в букваре стр. 104

V. Подведение итогов урока

Эмоциональная оценка работы детей. Выявление их интереса к отдельным этапам урока.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации