Этап занятия | Длительность этапа | Методы и приёмы работы | Формы организации | Деятельность Учителя-логопеда | Деятельность обучающихся |
Формирование УУД |
Этап мотивации | 3 мин |
Словесные | Фронтальная, индивидуальная | Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию; эмоциональный настрой на занятие
Здравствуйте ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и доброжелательны. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и понимание. Выдохните через рот все огорчения и обиды.
Ой, посмотрите, кто к нам пришел. Это зайчонок. _Как тебя зовут? -Тишка. -А что ты делаешь? -Я нашел картинки, хочу выучить буквы, а какие не пойму. Помогите, пожалуйста.
Ребята, посмотрите на картинки. В них спрятались буквы Ж – Ш(слайд 2,3). |
Дети готовятся к занятию
Приветствуют логопеда
Слушают логопеда, затем оценивают состояние своего настроения на начало занятия.
Поиск картинок-отгадок.
| Личностные: мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
|
Этап актуализации знаний | 2 мин |
Практические,совместная деятельность
|
Фронтальная, индивидуальная | Сообщение темы занятия. (слайд 4). - Из каких звуков состоят буквы Ж – Ш? - Дайте характеристику звукам [ж] - [ш]
(слайд 5,6). - Какой буквой обозначается звук [ж]? - А звук [ш]?
Давайте рассмотрим эти буквы. - Из каких элементов они состоят и на что похожи.
Буква Ж Эта буква широка. И похожа на жука. И при этом, точно жук. Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж-ж
Буква Ш Посмотри на букву Ш. Буква очень хороша. И шумит, и шелестит, Как зелёная листва: ш-ш-ш-ш-ш
- Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков?
- Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии вместе с Тишкой? |
Отвечают на вопросы логопед. Дают характеристику звуков. Произносят звуки, проверяя работу голосовых связок тыльной стороной ладони, приложенной к горлу.
Составляют буквы из элементов
Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звуки [ж] - [ш]глядя на экране
Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем
Мы будем учиться различать звуки [ж] - [ш].
| Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.
Коммуникативные: уметь высказывать свою точку зрения.
Регулятивные: осуществлять самоконтроль.
|
Введение в тему занятия
| 2 мин |
Практические | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах | Тишка, мы тебе приготовили загадки.
Кто носки внучатам свяжет, Сказку старую расскажет, С медом даст оладушки? – Это наша…Бабушка
Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки, А теперь он стар и сед — Мой родной, любимый…..Дедушка
А теперь мы все вместе сделаем для Тишки Артикуляционную гимнастику. К ним толстые внуки приехали в гости. С ними худые – лишь кожа, да кости. Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Поцеловать они всех потянулись. Блюдца поставили – положили блины нам. Дуем на блинчик, Блинчик жуём, завернём и прикусим, Блинчик с вареньем малиновым вкусный. Чашки поставим, чтоб чаю налили, На нос подули – мы чай остудили. Чаю попили – никто не обижен Вкусный был завтрак, мы губки оближем |
Отгадывают загадки
Выходят к доске два ребёнка, надевают маски: бабушка и дедушка. Логопед читает, дети повторяют артикуляционную гимнастику, имитируя движения
. | Личностные: развитие познавательного интереса к обучению.
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме.
|
Операционно-исполнительский этап
| 5 мин | Наглядно-демонстрационные, проблемный
| Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальн
| Проработка темы занятия У вас на столах лежат книжки.
Это не простые книжки, а волшебные. Они нам помогут во время путешествия. Приложение 1
Откройте первую страницу. Здесь находятся буквы. Сделаем их волшебными. Приложение 2
Путешествовать мы будем не одни. А вот с кем, сейчас узнаем. Откройте следующую страницу. Зачеркните буквы Ж – Ш. Составьте слово из тех букв, которые остались? ЗАЙКА. Приложение 3
(слайд 7) Ребята! Буквы Ж – Ш поведут нас в волшебную сказку. И чтобы войти туда, надо наполниться волшебной силой(слайд 8). Дифференциация Ж – Ш в слогах Мы оказались с вами в сказочном лесу. А вот и наш домик зайчика Тишки (слайд 9). - Жил – был зайчик. Звали его Тишка. Тишка, почему ты недоволен, что там бормочешь: Ша – жажа – ша Шо – жо ………..а дальше забыл. Помогите зайке продолжить слоговые дорожки. | Выполнение действий по инструкции.
Закрашивают буквы синим цветом.
Составляют слова
Работа над выработкой воздушной струи – вдох носом, выдох ртом
Продолжают слоговые дорожки глядя на экране
|
|
Этап объяснения (добывания) нового знания |
| Практические, наглядно – демонстрационные логические (аналитико-синтетические) | Фронтальная
| Молодцы! Хорошо у нас получилось. А зайчик всё равно недоволен. Вдруг откуда не возьмись, летит ворона - Каркуша(слайд 10). - Ты, что заяц такой хмурый? - Тоска меня взяла, ничего интересного вокруг не вижу. - Ты, что заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю. Вот тебе конверт. Открой его. Открыл заяц конверт и ничего не может понять. Ребята! Помогите Тошке.(слайд 11). Бежит по сторонам не глядит, чуть в паутину не угодил. На паутине дядюшка Шнюк (слайд 12). - Добрый день, сосед! - Ничего в нём доброго нет – тоска зелёная. - А давай, я научу тебя в моих узорах, разбираться, которые я делаю из паутины.(слайд 13). - Угадай, кто запутался в моей паутине? Ребята! Помогите зайцу. |
Работа по развитию фонематического слуха.
Работа с картинками Игра: «Что лишне и почему?» Выбирают картинки, в названиях которых есть звуки [ж] - [ш].
Работа по развитию целостного зрительного восприятия. Игра «Кто запутался в паутине?» |
|
Этап объяснения (добывания) нового знания |
| Практические, наглядно – демонстрационные логические (аналитико-синтетические) |
Фронтальная | Откройте следующую страницу нашей волшебной книги. Приложение 4 Ребята! Помогите Тошке определить место звуков в слове.
- Понравилось тебе косой в интересную игру? - Ах! Махнул заяц лапой и побежал прочь. - Как только тебе не надоедает целый день нитки путать? Тоска зелёная. - Это у тебя тоска зелёная, а у нас на болоте квультурный отдых. Ребята! Кто это? (слайд 14). Лягушка – квакушка.
Физминутка. Нам лягушки – квакушки исполнять кваканье. Но вот беда, лягушки разбежались, кто куда. Найдите их и поместите на нотках. Приложение 5 На болоте две подружки, Две зелёные лягушки. Утром умывались Полотенцем растирались Ножками топали, Лапками хлопали Вправо – влево наклонялись И обратно возвращались.
|
Работа по развитию навыков звукового анализа
Выполнение действий по инструкции.
Выполнение действий по инструкции.
Даются пустые нотки, дети ищут по классу лягушек и помещают их на нотки.
|
Регулятивные:развивать саморегуляцию.
Личностные: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья. |
Самостоятельная работа с самопроверкой | 10 мин |
Практические, проблемные |
Фронтальная | Расселись лягушки по местам (показать на ноты) и стали квакать так громко и непонятно, что даже первый звуки в словах песни терялся. Ребята! Верните буквы в слова. Приложение 6.
- Ой! Концерт какой то мокрый заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и в лес побежал. Бежит Тошка по тропинке. Вдруг шишка стукнула по макушке ему. Задрал заяц голову и увидел белочку Пушистый хвост (слайд 15).
- Ты, что, со скуки шишками бросаешься? - Какая скука. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов нарви, шишки собери, в кладовую унеси. Мне скучать некогда. Решил заяц на дерево залезть, интерес поискать. А белка рассмеялась. - Смешной ты, интерес в себе искать надо! Тогда и скучать некогда будет. Вот тебе стишок, попробуй прочитать и на вопросы отвечать. Ребята, а вы поможите зайчику Приложение 7.
Откройте следующую страничку нашей волшебной книжки. - Какие слова со звуками [ж] - [ш]ты услышал, запомнил? (слайд 16)
Прослушайте предложения. Выберите из данных картинок одну, подходящую по смыслу. Приложение 8.
| Выполнение самостоятельной работы
Работа над дифференциацией звуков [ж] - [ш] на уровне слова.
Игра "Определи первый звук в слове" Выделяют звуки в словах.
Работа со словами-паронимами Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Составление предложений По ходу работы дети обращают внимание на правописание Жи – Ши и проверку звука [ж] в словах: дорожка, дождь, пирожки
|
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме |
Рефлексия. Включение нового в систему знаний. | 5 мин |
Словесные |
Фронтальная, индивидуальная | - А зайчик, всё бурчит и бурчит. Тут из норки мышонок выскочил (слайд 17). - Ты, что бурчишь заяц? - Белка насмехается, говорит, что интерес в себе надо искать. А где же он прячется? Может в ушах или в хвосте? - А ты как думаешь, мышонок? - В руках и голове! - Как это? - Если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда. Прояви интерес к делу и скука пройдёт, вместе с тоской зелёной.
Ребята!Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла, мы снова в обычном мире. Молодцы! как много всего вы умеете! Вы справились со всеми заданиями. - Над какими звуками мы сегодня работали? - Чем сходны эти звуки, и чем они различаются? - Что вам больше всего понравилось? - Какую цель мы ставили перед собой? - Как вы считаете, достигли ли мы цели? Вы были заняты интересным, полезным делом. Если вам понравилась волшебная сказка, и вы не скучали, найдите на картинке «Ёжик» и обведите цветными карандашами те предметы, в названии которых слышатся звуки [ж] - [ш]. А если кому то было скучно и не понравилась сказка, то обведите предметы тёмными цветами. До свидания. Спасибо за занятие. |
Оценивают состояние своего настроения в конце занятия
Дети прощаются, уходят. | Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные: уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний.
Познавательные: закреплять навыки рефлексии.
.
|