- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;
- уметь выделять формальную структуру задачи.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;
- осуществление совместной деятельности.
Оценка результатов деятельности ученика
Научить: соотносить результат с поставленной целью, оценивать результат учебной деятельности поэтапно, уметь сформулировать на какой «лесенке успеха» находится, уметь вербализировать свое эмоционально-личностное отношение к занятию
Самооценка учителя по уроку
Самоанализ, выводы, ошибки и успехи, внесение необходимых изменений в технологическую карту занятия
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ
Этап занятия
Длительность этапа
Методы и приёмы работы
Формы организации
Деятельность
Учителя-логопеда
Деятельность
обучающихся
Формирование
УУД
Этап мотивации
3 мин
Словесные
Фронтальная, индивидуальная
Организационный момент.
Проверка готовности детей к занятию; эмоциональный настрой на занятие
Здравствуйте ребята!
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе.
Мы спокойны и доброжелательны. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и понимание. Выдохните через рот все огорчения и обиды.
Ой, посмотрите, кто к нам пришел.
Это зайчонок.
_Как тебя зовут?
-Тишка.
-А что ты делаешь?
-Я нашел картинки, хочу выучить буквы, а какие не пойму. Помогите, пожалуйста.
Ребята, посмотрите на картинки.
В них спрятались буквы Ж – Ш(слайд 2,3).
Дети готовятся к занятию
Приветствуют логопеда
Слушают логопеда, затем оценивают состояние своего настроения на начало занятия.
Поиск картинок-отгадок.
Личностные: мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме.
Этап актуализации знаний
2 мин
Практические,совместная деятельность
Фронтальная, индивидуальная
Сообщение темы занятия.
(слайд 4).
- Из каких звуков состоят буквы Ж – Ш?
- Дайте характеристику звукам [ж] - [ш]
(слайд 5,6).
- Какой буквой обозначается звук [ж]?
- А звук [ш]?
Давайте рассмотрим эти буквы.
- Из каких элементов они состоят и на что похожи.
Буква Ж
Эта буква широка.
И похожа на жука. И при этом, точно жук.
Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж-ж
Буква Ш
Посмотри на букву Ш. Буква очень хороша. И шумит, и шелестит, Как зелёная листва: ш-ш-ш-ш-ш
- Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков?
- Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии вместе с Тишкой?
Отвечают на вопросы логопед. Дают характеристику звуков. Произносят звуки, проверяя работу голосовых связок тыльной стороной ладони, приложенной к горлу.
Составляют буквы из элементов
Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звуки [ж] - [ш]глядя на экране
Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем
Мы будем учиться различать звуки [ж] - [ш].
Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.
Коммуникативные:
уметь
высказывать свою точку зрения.
Регулятивные:
осуществлять самоконтроль.
Введение в тему занятия
2 мин
Практические
Фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Тишка, мы тебе приготовили загадки.
Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С медом даст оладушки? –
Это наша…Бабушка
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед —
Мой родной, любимый…..Дедушка
А теперь мы все вместе сделаем для Тишки
Артикуляционную гимнастику.
К ним толстые внуки приехали в гости.
С ними худые – лишь кожа, да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Поцеловать они всех потянулись.
Блюдца поставили – положили блины нам.
Дуем на блинчик,
Блинчик жуём, завернём и прикусим, Блинчик с вареньем малиновым вкусный.
Чашки поставим, чтоб чаю налили,
На нос подули – мы чай остудили.
Чаю попили – никто не обижен
Вкусный был завтрак, мы губки оближем
Отгадывают загадки
Выходят к доске два ребёнка, надевают маски: бабушка и дедушка. Логопед читает, дети повторяют артикуляционную гимнастику, имитируя движения
.
Личностные:
развитие познавательного интереса к обучению.
Регулятивные:
понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности
Коммуникативные:
оформлять свои
мысли в устной форме.
Операционно-исполнительский этап
5 мин
Наглядно-демонстрационные, проблемный
Фронтальная, индивидуальная
Фронтальная, индивидуальн
Проработка темы занятия
У вас на столах лежат книжки.
Это не простые книжки, а волшебные.
Они нам помогут во время путешествия. Приложение 1
Откройте первую страницу.
Здесь находятся буквы.
Сделаем их волшебными. Приложение 2
Путешествовать мы будем не одни.
А вот с кем, сейчас узнаем.
Откройте следующую страницу.
Зачеркните буквы Ж – Ш.
Составьте слово из тех букв, которые остались? ЗАЙКА. Приложение 3
(слайд 7)
Ребята! Буквы Ж – Ш поведут нас в волшебную сказку. И чтобы войти туда, надо наполниться волшебной силой(слайд 8). Дифференциация Ж – Ш в слогах
Мы оказались с вами в сказочном лесу. А вот и наш домик зайчика Тишки (слайд 9).
- Жил – был зайчик. Звали его Тишка.
Тишка, почему ты недоволен, что там бормочешь:
Ша – жажа – ша
Шо – жо ………..а дальше забыл.
Помогите зайке продолжить слоговые дорожки.
Выполнение действий по инструкции.
Закрашивают буквы синим цветом.
Составляют слова
Работа над выработкой воздушной струи – вдох носом, выдох ртом
Откройте следующую страницу нашей волшебной книги. Приложение 4
Ребята! Помогите Тошке определить место звуков в слове.
- Понравилось тебе косой в интересную игру?
- Ах! Махнул заяц лапой и побежал прочь.
- Как только тебе не надоедает целый день нитки путать? Тоска зелёная.
- Это у тебя тоска зелёная, а у нас на болоте квультурный отдых.
Ребята! Кто это? (слайд 14).
Лягушка – квакушка.
Физминутка.
Нам лягушки – квакушки исполнять кваканье. Но вот беда, лягушки разбежались, кто куда. Найдите их и поместите на нотках. Приложение 5
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки.
Утром умывались
Полотенцем растирались
Ножками топали,
Лапками хлопали
Вправо – влево наклонялись
И обратно возвращались.
Работа по развитию навыков звукового анализа
Выполнение действий по инструкции.
Выполнение действий по инструкции.
Даются пустые нотки, дети ищут по классу лягушек и помещают их на нотки.
Регулятивные:развивать саморегуляцию.
Личностные: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья.
Самостоятельная работа с самопроверкой
10 мин
Практические, проблемные
Фронтальная
Расселись лягушки по местам (показать на ноты) и стали квакать так громко и непонятно, что даже первый звуки в словах песни терялся.
Ребята! Верните буквы в слова. Приложение 6.
- Ой! Концерт какой то мокрый заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и в лес побежал. Бежит Тошка по тропинке. Вдруг шишка стукнула по макушке ему. Задрал заяц голову и увидел белочку Пушистый хвост (слайд 15).
- Ты, что, со скуки шишками бросаешься?
- Какая скука. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов нарви, шишки собери, в кладовую унеси. Мне скучать некогда.
Решил заяц на дерево залезть, интерес поискать. А белка рассмеялась.
- Смешной ты, интерес в себе искать надо! Тогда и скучать некогда будет. Вот тебе стишок, попробуй прочитать и на вопросы отвечать.
Ребята, а вы поможите зайчику Приложение 7.
Откройте следующую страничку нашей волшебной книжки.
- Какие слова со звуками [ж] - [ш]ты услышал, запомнил? (слайд 16)
Прослушайте предложения. Выберите из данных картинок одну, подходящую по смыслу. Приложение 8.
Выполнение самостоятельной работы
Работа над дифференциацией звуков [ж] - [ш] на уровне слова.
Игра "Определи первый звук в слове"
Выделяют звуки в словах.
Работа со словами-паронимами
Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами
Составление предложений
По ходу работы дети обращают внимание на правописание Жи – Ши и проверку звука [ж] в словах: дорожка, дождь, пирожки
Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме
Рефлексия. Включение нового в систему знаний.
5 мин
Словесные
Фронтальная, индивидуальная
- А зайчик, всё бурчит и бурчит.
Тут из норки мышонок выскочил (слайд 17).
- Ты, что бурчишь заяц?
- Белка насмехается, говорит, что интерес в себе надо искать. А где же он прячется? Может в ушах или в хвосте?
- А ты как думаешь, мышонок?
- В руках и голове!
- Как это?
- Если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда. Прояви интерес к делу и скука пройдёт, вместе с тоской зелёной.
Ребята!Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла, мы снова в обычном мире.
Молодцы! как много всего вы умеете! Вы справились со всеми заданиями.
- Над какими звуками мы сегодня работали?
- Чем сходны эти звуки, и чем они различаются?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Как вы считаете, достигли ли мы цели?
Вы были заняты интересным, полезным делом. Если вам понравилась волшебная сказка, и вы не скучали, найдите на картинке «Ёжик» и обведите цветными карандашами те предметы, в названии которых слышатся звуки [ж] - [ш]. А если кому то было скучно и не понравилась сказка, то обведите предметы тёмными цветами. До свидания. Спасибо за занятие.
Оценивают состояние своего настроения в конце занятия
Дети прощаются, уходят.
Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Регулятивные:
уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний.