Технологическая карта занятия «Дифференциация звуков Ж – Ш в слогах, словах и предложениях»

0
0
Материал опубликован 5 December 2023

Технологическая карта занятия


Организационная информация

Ф.И.О учителя – логопеда /категория

Логопедическое заключение

Нарушение чтения и письма, обусловленное ОНР

Тип/продолжительность занятия

Получение знаний, выработка умений и навыков.Занятие в системе образовательных мероприятий. 40 мин

Раздел (этапы программы)

«Дифференциация фонем по артикуляционно-акустическим признакам» рабочей программы логопедических занятий с обучающимися вторых классов.

Организация образовательного пространства

Ресурсы:

Основные


Дополнительные

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов»


Логопедический кабинет, презентация, демонстрационный материал, книжка – помощница на каждого ребёнка с приложениями, карточки с индивидуальными заданиями, звуковая дорожка, предметные картинки, цветные карандаши, зеркала

Методическая информация

Тема занятия

Дифференциация звуков Ж – Ш в слогах, словах и предложениях»

Цель занятия

Развитие умений и навыков обучающихся в дифференциация звуков и букв[ж] - [ш]в слогах, словах и предложениях.

Задачи занятия

Образовательные

Коррекционно-развивающие

Воспитательные


1. Формировать познавательную мотивацию

2. Совершенствовать и закреплять умения и навыки дифференциации звуков

«Ш и Ж»

3. Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание правильной артикуляции звуков «Ш-Ж». Закрепление правильного произношения звуков в речи

1. Развивать фонематический слух

2. Учить различать звуки устно и на письме, обогащать словарь

3. Развитие зрительного восприятия, моторных навыков

4. Закреплять знания языковых норм, тренировать в составлении предложений, закреплять знания норм орфографии

1. Воспитывать культуру речевого общения.

2. Формировать функции контроля и самоконтроля.

3. Воспитывать положительное отношение к занятию, нравственные качества, желание помочь другим.


Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений

Универсальные учебные действия


Личностные УУД:

1. Формирование положительного отношения к учебной деятельности.

2. Формирование интереса к учебному материалу.

3. Адекватность оценки действий

Регулятивные УУД:

1. Формирование умения определять цель деятельности на занятии.

2. Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу.

3. Формирование умения определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом.

4. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

5. Формирование умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. Формирование умения слушать, слышать и понимать учителя - логопеда и товарищей.

2. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1.Формирование умения на основе анализа делать выводы.

2. Формирование умения обобщать

Планируемые результаты

Личностные УУД:

Мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса к обучению;

Мотивация учебной деятельности, активизация самостоятельности, интереса к способу действий;

Самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности;

Предметные результаты:

-уметь различать звуки и буквы [ш] – [ж] в слогах, словах,предложениях.

- уметь правильно обозначать буквы «ш»- «ж» на письме.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам;

- устанавливает соответствие полученного результата поставленной цели;

Познавательные:

- уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи;

- уметь выделять формальную структуру задачи.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге, достаточно полно и точно выражать свои мысли;

- осуществление совместной деятельности.

Оценка результатов деятельности ученика

Научить: соотносить результат с поставленной целью, оценивать результат учебной деятельности поэтапно, уметь сформулировать на какой «лесенке успеха» находится, уметь вербализировать свое эмоционально-личностное отношение к занятию

Самооценка учителя по уроку

Самоанализ, выводы, ошибки и успехи, внесение необходимых изменений в технологическую карту занятия

















ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ

Этап занятия

Длительность этапа

Методы и приёмы работы

Формы организации

Деятельность

Учителя-логопеда

Деятельность

обучающихся




Формирование

УУД

Этап мотивации

3 мин


Словесные

Фронтальная, индивидуальная

Организационный момент.

Проверка готовности детей к занятию; эмоциональный настрой на занятие


Здравствуйте ребята!

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня все вместе.

Мы спокойны и доброжелательны. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя доброту и понимание. Выдохните через рот все огорчения и обиды.


Ой, посмотрите, кто к нам пришел.

Это зайчонок.

_Как тебя зовут?

-Тишка.

-А что ты делаешь?

-Я нашел картинки, хочу выучить буквы, а какие не пойму. Помогите, пожалуйста.



Ребята, посмотрите на картинки.

В них спрятались буквы Ж – Ш(слайд 2,3).


Дети готовятся к занятию




Приветствуют логопеда




Слушают логопеда, затем оценивают состояние своего настроения на начало занятия.






Поиск картинок-отгадок.


Личностные: мотивация учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме.












Этап актуализации знаний

2 мин




Практические,совместная деятельность





Фронтальная, индивидуальная

Сообщение темы занятия.

(слайд 4).

- Из каких звуков состоят буквы Ж – Ш?

- Дайте характеристику звукам  [ж] - [ш]


(слайд 5,6).

- Какой буквой обозначается звук [ж]?

- А звук [ш]?


Давайте рассмотрим эти буквы.

- Из каких элементов они состоят и на что похожи.


Буква Ж

Эта буква широка.

И похожа на жука. 
И при этом, точно жук.

Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж-ж-ж


Буква Ш

Посмотри на букву Ш. 
Буква очень хороша. 
И шумит, и шелестит, 
Как зелёная листва: ш-ш-ш-ш-ш


- Ребята, напомните, чем отличаются буквы от звуков?


- Ребята, вы догадались, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии вместе с Тишкой?


Отвечают на вопросы логопед. Дают характеристику звуков. Произносят звуки, проверяя работу голосовых связок тыльной стороной ладони, приложенной к горлу.



Составляют буквы из элементов



Делают глубокий вдох и на выдохе произносят звуки [ж] - [ш]глядя на экране





Звуки мы слышим и произносим, буквы видим, пишем и читаем




Мы будем учиться различать звуки [ж] - [ш].












Личностные: активизировать самостоятельность; интерес к способу действий.


Коммуникативные:

уметь

высказывать свою точку зрения.


Регулятивные:

осуществлять самоконтроль.






Введение в тему занятия


2 мин


Практические

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Тишка, мы тебе приготовили загадки.


Кто носки внучатам свяжет,

Сказку старую расскажет,

С медом даст оладушки? –

Это наша…Бабушка


Он трудился не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед —

Мой родной, любимый…..Дедушка


А теперь мы все вместе сделаем для Тишки

Артикуляционную гимнастику.

К ним толстые внуки приехали в гости.

С ними худые – лишь кожа, да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись. Поцеловать они всех потянулись.

Блюдца поставили – положили блины нам.

Дуем на блинчик,

Блинчик жуём, завернём и прикусим, Блинчик с вареньем малиновым вкусный.

Чашки поставим, чтоб чаю налили,

На нос подули – мы чай остудили.

Чаю попили – никто не обижен

Вкусный был завтрак, мы губки оближем






Отгадывают загадки









Выходят к доске два ребёнка, надевают маски: бабушка и дедушка. Логопед читает, дети повторяют артикуляционную гимнастику, имитируя движения



.

Личностные:

развитие познавательного интереса к обучению.


Регулятивные:

понимать и принимать учебную задачу в своей деятельности


Коммуникативные:

оформлять свои

мысли в устной форме.



Операционно-исполнительский этап


5 мин

Наглядно-демонстрационные, проблемный


Фронтальная, индивидуальная


Фронтальная, индивидуальн










Проработка темы занятия

У вас на столах лежат книжки.


Это не простые книжки, а волшебные.

Они нам помогут во время путешествия. Приложение 1


Откройте первую страницу.

Здесь находятся буквы.

Сделаем их волшебными. Приложение 2


Путешествовать мы будем не одни.

А вот с кем, сейчас узнаем.

Откройте следующую страницу.

Зачеркните буквы Ж – Ш.

Составьте слово из тех букв, которые остались? ЗАЙКА. Приложение 3


(слайд 7)

Ребята! Буквы Ж – Ш поведут нас в волшебную сказку. И чтобы войти туда, надо наполниться волшебной силой(слайд 8). Дифференциация Ж – Ш в слогах

Мы оказались с вами в сказочном лесу. А вот и наш домик зайчика Тишки (слайд 9).

- Жил – был зайчик. Звали его Тишка.

Тишка, почему ты недоволен, что там бормочешь:

Ша – жажа – ша

Шо – жо ………..а дальше забыл.

Помогите зайке продолжить слоговые дорожки.

Выполнение действий по инструкции.


Закрашивают буквы синим цветом.





Составляют слова










Работа над выработкой воздушной струи – вдох носом, выдох ртом







Продолжают слоговые дорожки глядя на экране




Этап объяснения (добывания) нового знания



Практические, наглядно – демонстрационные логические (аналитико-синтетические)

Фронтальная


Молодцы! Хорошо у нас получилось. А зайчик всё равно недоволен.

Вдруг откуда не возьмись, летит ворона - Каркуша(слайд 10).

- Ты, что заяц такой хмурый?

- Тоска меня взяла, ничего интересного вокруг не вижу.

- Ты, что заяц! Я по лесу почту разношу, столько интересного встречаю.

Вот тебе конверт. Открой его.

Открыл заяц конверт и ничего не может понять.

Ребята! Помогите Тошке.(слайд 11).

Бежит по сторонам не глядит, чуть в паутину не угодил. На паутине дядюшка Шнюк

(слайд 12).

- Добрый день, сосед!

- Ничего в нём доброго нет – тоска зелёная.

- А давай, я научу тебя в моих узорах, разбираться, которые я делаю из паутины.(слайд 13).

- Угадай, кто запутался в моей паутине? Ребята! Помогите зайцу.


Работа по развитию фонематического слуха.




Работа с картинками

Игра: «Что лишне и почему?»

Выбирают картинки, в названиях которых есть звуки [ж] - [ш].






Работа по развитию целостного зрительного восприятия.

Игра «Кто запутался в паутине?»



Этап объяснения (добывания) нового знания


Практические, наглядно – демонстрационные логические (аналитико-синтетические)



Фронтальная

Откройте следующую страницу нашей волшебной книги. Приложение 4

Ребята! Помогите Тошке определить место звуков в слове.


- Понравилось тебе косой в интересную игру?

- Ах! Махнул заяц лапой и побежал прочь.

- Как только тебе не надоедает целый день нитки путать? Тоска зелёная.

- Это у тебя тоска зелёная, а у нас на болоте квультурный отдых.

Ребята! Кто это? (слайд 14).

Лягушка – квакушка.


Физминутка.

Нам лягушки – квакушки исполнять кваканье. Но вот беда, лягушки разбежались, кто куда. Найдите их и поместите на нотках. Приложение 5

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки.

Утром умывались

Полотенцем растирались

Ножками топали,

Лапками хлопали

Вправо – влево наклонялись

И обратно возвращались.











Работа по развитию навыков звукового анализа



Выполнение действий по инструкции.









Выполнение действий по инструкции.


Даются пустые нотки, дети ищут по классу лягушек и помещают их на нотки.

















Регулятивные:развивать саморегуляцию.


Личностные: осознавать важность сохранения и укрепления здоровья.

Самостоятельная работа с самопроверкой

10 мин


Практические, проблемные


Фронтальная

Расселись лягушки по местам (показать на ноты) и стали квакать так громко и непонятно, что даже первый звуки в словах песни терялся.

Ребята! Верните буквы в слова. Приложение 6.


- Ой! Концерт какой то мокрый заплакал от обиды заяц. Лапой махнул и в лес побежал. Бежит Тошка по тропинке. Вдруг шишка стукнула по макушке ему. Задрал заяц голову и увидел белочку Пушистый хвост (слайд 15).


- Ты, что, со скуки шишками бросаешься?

- Какая скука. Едва успеваю вертеться: грибов насуши, орехов нарви, шишки собери, в кладовую унеси. Мне скучать некогда.

Решил заяц на дерево залезть, интерес поискать. А белка рассмеялась.

- Смешной ты, интерес в себе искать надо! Тогда и скучать некогда будет. Вот тебе стишок, попробуй прочитать и на вопросы отвечать.

Ребята, а вы поможите зайчику Приложение 7.


Откройте следующую страничку нашей волшебной книжки.

- Какие слова со звуками [ж] - [ш]ты услышал, запомнил? (слайд 16)


Прослушайте предложения. Выберите из данных картинок одну, подходящую по смыслу. Приложение 8.












Выполнение самостоятельной работы


Работа над дифференциацией звуков [ж] - [ш] на уровне слова.


Игра "Определи первый звук в слове"

Выделяют звуки в словах.





Работа со словами-паронимами

Строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами





Составление предложений

По ходу работы дети обращают внимание на правописание Жи – Ши  и проверку звука [ж] в словах: дорожка, дождь, пирожки









Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной форме

Рефлексия. Включение нового в систему знаний.

5 мин


Словесные



Фронтальная, индивидуальная

- А зайчик, всё бурчит и бурчит.

Тут из норки мышонок выскочил (слайд 17).

- Ты, что бурчишь заяц?

- Белка насмехается, говорит, что интерес в себе надо искать. А где же он прячется? Может в ушах или в хвосте?

- А ты как думаешь, мышонок?

- В руках и голове!

- Как это?

- Если руки, да голова делом заняты, то и скучать некогда. Прояви интерес к делу и скука пройдёт, вместе с тоской зелёной.


Ребята!Сказка подошла к концу, волшебная сила наша иссякла, мы снова в обычном мире.

Молодцы! как много всего вы умеете! Вы справились со всеми заданиями.

- Над какими звуками мы сегодня работали?

- Чем сходны эти звуки, и чем они различаются?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Как вы считаете, достигли ли мы цели?

Вы были заняты интересным, полезным делом. Если вам понравилась волшебная сказка, и вы не скучали, найдите на картинке «Ёжик» и обведите цветными карандашами те предметы, в названии которых слышатся звуки [ж] - [ш]. А если кому то было скучно и не понравилась сказка, то обведите предметы тёмными цветами. До свидания. Спасибо за занятие.


















Оценивают состояние своего настроения в конце занятия
















Дети прощаются, уходят.

Личностные: выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.


Регулятивные:

уметь выделять и формулировать то, что усвоено, уметь определять качество и уровень усвоения знаний.


Познавательные:

закреплять навыки рефлексии.


.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации