12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Полушина Лилия Степановна24
0

Динамическое чтение как способ обучения смысловому чтению

Тема выступления:

Динамическое чтение как способ обучения смысловому чтению

Сведения об авторе:

Полушина Лилия Степановна,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории



Содержание:

Введение ------------------------------------------------------------------------------- 3

Основная часть

1.Динамическое чтение - как новый метод чтения----------------------------- 4

2. Приёмы динамического чтения и средства обучения

динамическому чтению.----------------------------------------------------------- 4-7

3. Комплекс упражнений для использования на уроках---------------------- 8-10

Заключение--------------------------------------------------------------------------- 10

Список используемой литературы-------------------------------------------- 11


​​​​​​​ Цель: обучение осмысленному чтению для расширения объема знаний, умений и навыков через динамическое чтение.

Задачи:

Обучающие : увеличение скорости чтения для получения информации и, в конечном счете, для самостоятельного приобретения знаний, посредством динамического чтения.

Развивающие: развитие памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих возможностей и умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

Воспитательные: формирование самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма и определенных нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций.

Введение

Чтение – один из важнейших и необходимых компонентов развития речи и условие дальнейшего успешного обучения. Навыки такого чтения закладываются в начальных классах. Но нас часто не удовлетворяет техника чтения младших школьников: некоторые учащиеся не понимают смысла текста, читают медленно, затрудняются вычленить главное, мало читают. Интерес к чтению возникает в том случае, когда ученик свободно владеет осознанным чтением, и у него развиты учебно - познавательные мотивы чтения.

Для меня всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок в начальных классах хорошо владеет техникой чтения, устной и письменной речью, если полюбит уроки чтения, подружится с книгой, то он будет хорошо усваивать программный материал на всех этапах обучения.

Основными причинами замедленного чтения у детей являются: 

Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного). 

Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. 

Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы). 

Маленький словарный запас. 

Регрессия — возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности. 

Не развитый артикуляционный аппарат.

Как же научить ребёнка читать осознанно, правильно, быстро?

От чего зависит скорость чтения?

Вот здесь то и поможет нам необычный вид чтения - динамическое. Чтению и работе с текстом при обучении отводится особое место. От результатов овладения смысловым чтением зависит насколько ребёнок быстро и качественно сумеет усвоить школьную программу, самостоятельно овладевать УУД.

Основная часть

1.Динамическое чтение - как новый метод чтения

Динамическое чтение – это скорочтение. Скорочтение на данный момент очень актуально, потому что, владея им, можно за короткое время получить нужный объём информации из литературных источников и затратив меньшее времени и усилий. Всем известно, что дети обучаются намного быстрее взрослых людей, поэтому если ребёнок в детском возрасте научиться скорочтению, то это обязательно приведёт к положительному результату в обучении.

История динамического чтения началась в первой половине XX века, но тогда подобные методики не были известны и популярны, всё начало меняться после 1945 года. Самые первые курсы скорочтения появились в Гарварде, а затем распространились и в других университетах США и Великобритании. Также известно, что Франклин Рузвельт читал со скорость 1000 сл/мин. Для того, чтобы достичь этого он занимался скорочтением. Он практиковался ежедневно и достиг того, что мог читать 2 строки одновременно, а после дословно их пересказывать.

Скорочтение можно определить как навык, необходимый для желающих повысить свой интеллектуальный потенциал и расширить возможности памяти. Он способствует формированию навыков эффективного взаимодействия с потоком информации любого объёма.

Конечно же, чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, мы, учителя начальных классов, должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения.

От чего зависит скорость чтения? Скорость чтения зависит от темперамента ученика. Холерики и сангвиники читают быстрее, чем флегматики и меланхолики.

Быстрому чтению препятствуют следующие факторы:

. неправильное дыхание при чтении;

. плохая артикуляция, слабый уровень владения речевым аппаратом;

. возвратное движение глаз (регрессия);

. маленькое поле зрения;

. неразвитая антиципация;

. плохая память;

. неустойчивое внимание;

. отсутствие культуры чтения в семье.

При умелом применении элементов динамического чтения можно намного повысить скорость чтения.

В основе динамического чтения лежит широкий диапазон темпа считывания – от очень медленного до очень быстрого – и, соответственно, более высокий уровень запоминания, понимания и усвоения. Читающий динамично может, исходя из целей чтения, а также своих возрастных возможностей и индивидуальных способностей, выбирать оптимальную стратегию и тактику чтения в пределах трех режимов – учебно-аналитического, комфортного и ускоренного чтения. Темп чтения, уровень и характер переработки информации могут произвольно или автоматически меняться. Снижается утомляемость, возрастает уровень внимания и работоспособности. А все это ведет к повышению эффективности чтения.

2. Приемы динамического чтения и средства обучения динамическому чтению.

Динамическое чтение – качественно новый метод: читаются не буквы, слоги или слова, а целые группы слов, блоки. При динамическом чтении ученик видит всю информацию. Это чтение глазами. Упражнения по динамическому чтению развивают одновременно внимание, память, воображение. Основное условие методики динамического чтения – работать каждый день. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно это создает раздражение и запоминается. Поэтому если мы хотим помочь детям освоить какие-то умения и довести их до автоматизма, до уровня навыка, нужно ежедневно, через определенные промежутки времени проводить с ними небольшие по объему упражнения. Работу над динамическим чтением надо начинать с первой же недели пребывания ребёнка в школе. Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствуют приёмы динамического чтения.

Приём №1. «Фотографирование»

Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке – «сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и, сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команды

«Приготовиться! Внимание!» даю команду «Фотографируем!» Для развития внимания, расширения поля зрения, словарного запаса.

Динамика нарастания сложности в упражнении следующая:

1.Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и

2.Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко

3.Найди лишнее слово.

а) река б )слон

речка лев

ручей мак

ручка тигр

ручеек ягуар

4.Раздели слова на две группы.

а) корова б) заяц в) ленивый

соловей горох смелый

коза ежик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока огурец трусливый

5.Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например, из какой это сказки: «Я, мышка – норушка…»? «Бежит молочко по вымечку…»?

6.Каждому ученику даётся набор картинок, где они должны показать:

Двумя пальцами, например, мишку и машину;

Тремя пальцами: мишку, машину, мячик;

Четырьмя пальцами: мишку, машину, мячик и куклу.

Приём №2. Работа по таблицам Шульте.

Для расширения центрального поля зрения и выработки навыков использования периферического зрения рекомендуются упражнения с использованием таблиц Шульте и числовых пирамидок. Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения.

Таблицы Шульте – это квадраты размером 20х20 см, разделенные на 25 частей, в каждую из которых вписаны числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Упражнение состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице чисел по порядку натурального ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки таблицы. Среднее время выполнения задания обычно более одной минуты. Задача состоит в том, чтобы добиться считывания каждой из 10 таблиц комплекта за время, не превышающее 25 секунд. Упражнение с таблицами Шульте обеспечивает выработку не только навыков использования периферического поля зрения, но и навыков опережающего логического поиска и системного восприятия.

Последовательное нахождение чисел на скорость требует выполнения следующей инструкции:

1. Зафиксируй взгляд в центре таблицы – старайся смотреть только в центр.

2.Искать числа нужно беззвучным способом, не произнося ни слова.

Главная цель данного упражнения – научиться видеть одновременно с числом, расположенным в центральной клетке, числа во всех четырех углах таблицы.

Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.

Памятка для ученика

1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел или букв.

Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.

У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе использовать два комплекта – с числами от 1 до 10 и от 1 до 20.


8

7

3

9

1

8

10

6

4


2







Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты.

15

6

16

9

14

1

8

20

24

2

18

22

10

21

12

17

11

23

5

25

7

4

13

19

3















По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом. Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка.

Памятка

1.Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по порядку, указывая их карандашом.

2. Старайся запомнить расположение сразу двух – трех следующих друг за другом чисел.

3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее целиком.

Приём №3. «Чтение – спринт»

«Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике. Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению – спринт» используется памятка:

Плотно сожми губы и зубы.

Читай только глазами.

Читай как можно быстрей.

Ответь на вопросы к тексту.

Текст для оценки техники чтения

Как я ловил раков

Слов

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет

9

много раков. Мальчики ловят их руками под камнями,

17

в дырах между корнями или под берегом. Потом они

26

варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от

36

моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный.

46

Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать,

54

а трудно сделать. У раков есть свое оружие — клешни,

63

которыми они щиплются как следует. Кроме того, я

71

боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно

80

прикоснуться к лягушке или даже к змее! Мой друг

89

посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому

98

Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо.

104

Рак крепко схватит мясо и затем его легко вытащить

113

из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень

123

понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи.

131

В пруду я нашел глубокое место и сунул палку в воду.

142

Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел

151

нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и,

161

наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил

170

мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень

178

осторожно вытянул свою удочку из воды, и рак лежит на траве

189

Но некоторые раки были более осторожными. Когда

196

палка-удочка дрожала, рак сразу ее отпускал и задом плыл в нору.

208

Отгадайте, почему задом? Но все-таки я наловил

215

много раков. Мама их сварила. Какими они были красными!

224

И очень вкусными!

227

Вопросы для оценки понимания прочитанного:

1. Сколько ручейков течёт в деревне?

2. Кто в них живет?

3. Где мальчики ловят раков?

4. Что мальчики с ними делают?

5. От кого мальчик получил рака?

6. Чего захотелось мальчику?

7. Что есть у раков?

8. Что боялся сделать мальчик?

9. Почему?

10. Что посоветовал ему друг?

Приём №4. «Буксир»

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Такое упражнение рекомендован родителям для занятий дома. Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ребенка вслух. Учитель читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.


Приём №5. Многократное чтение

Мама ушла. Гриша и Слава дома одни. Они любят играть. У Гриши кубики. У Славы машина и конь. Он дал брату машину. Дружно живут мальчики.

 – чтение в паре.

 – пересказ с опорой на текст.

 – многократное чтение.

1 раз - правильное (ознакомление)

2 раз – без учителя

3 раз – целыми словами

4 раз – наращивая скорость чтения

5 раз – красивое прочтение

3. Комплекс упражнений для осознанного чтения

Как же все-таки научить ребенка читать сознательно, быстро и выразительно? Можно использовать следующие упражнения: 

1.Нейрогимнастика. Применение нейрогимнастики улучшает развитие интеллектуальных процессов, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, улучшается память, внимание, мышление.

-Упражнение «Ухо -нос». Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. 

-Упражнение «Кулак,ребро,ладонь». Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола: выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. 

2. Артикуляционная гимнастика. 

Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой. 

Читайте скороговорки по-разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок. 

Во дворе трава, на траве дрова. 

Раз дрова, два дрова, три дрова.

Не вместит двор дров 

Дрова выдворить пора. 

3. Чтение по кругу.

4. Параллельное чтение. 

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно, и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

5. Чтение за определенное время. 

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее. 

6.Чтение не вслух, а про себя. 

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептывание - та же история. При чтении про себя — глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста. 

7. Игры с ударением. 

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все-таки правильно. 

8. Спотыкание об согласные. 

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые. 

9. Жужжащее чтение. 

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

10. Развитие зоркости. 

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте. 

11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой: кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова. 

12. Антиципация (смысловая догадка). 

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим. Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

13. Чтение с закладкой. 

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп. 

14. Чтение слов написанных разными шрифтами. 

15. Наращивание слов. 

Пишите столбиком на листе бумаги: 

Кот лес дом 

Котик лесок домик 

Котеночек перелесок домишко 

16. Чтение «канон». 

Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова. 

17. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста. 

18. Чтение со звуковым сопровождением - когда играет музыка. 

19. Простукивание ритма. Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм. 

20. Поиск. Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

21. Ежедневные пятиминутки чтения. 

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день. 

22. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы. Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова. 

23. Чтение согласных. 

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с, т,п,Г,В,Ж,К,Н,ш,щ, л,г,н,ф. 

24. Складывание слов из двух половинок. 

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте. 

25. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста. 

Ребенок читает небольшой кусок текста, потом читает сначала, но медленней и с выражением. Ребенок читает уже прочитанный отрывок и начинает читать дальше. Смысл в том, что выработанный повышенный темп на знакомом тексте не спадает на переходе на незнакомую часть. 

26. Тренируем внимание. 

Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

27. Очередь 

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя. 

28. Ролевое чтение. 

Предложите читать с разной интонацией: волк – грубо, зайка - тихо. 

29. Набор деформированных предложений. Меняйте слова в предложении, например: ко - мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает. 

30. Поиск заданного слова. 

Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память. 

31. Работа с решётками. Она накладывается горизонтально на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решётки на текст перпендикулярные перепонки перекрывают некоторые участки текста. Учащиеся, воспринимая видимые в окошках элементы текста, должны мысленно восполнять перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл.

Заключение

Если каждый день использовать некоторые из приемов динамического чтения и упражнений, можно выйти на уровень чтения 120-150 слов в минуту, читать без ошибок, выразительно, понимать смысл прочитанного и уметь воспроизвести читаемый материал. А умение извлекать нужный материал – ещё большая удача. Все методы хороши, если они ведут к цели. Работа в любом направлении должна быть систематической и регулярной, тогда она может дать хороший результат. В зависимости от характера и объема учебного материала на уроке я выбираю наиболее оптимальные приемы.

Все описанные выше приёмы проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное чтение, пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление характеристики героя и т. п. Таким образом выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются смысловой догадкой.

Методы и приёмы по динамическому чтению не противоречат основной (традиционной) методике обучения чтению, а вносят в урок новые технологические приемы, активно способствуют общему речевому развитию детей.

Результат обучения:

В первую очередь выравнивается техника чтения — чтение становится правильным, плавным;

Переход от пословного чтения к целостному ассоциативному восприятию слова, предложения, текста;

Увеличивается скорость чтения;

Развивается артикуляция;

Улучшается память, внимание;

Совершенствуется мышление, воображение;

Ребенок получает устойчивый навык чтения и приобретает уверенность в своих силах.

Повышение самооценки.

Выявление и развитие способностей.





Список литературы:

1.Быстрова Н.Л., (Из опыта работы), Белгород, 2005

2.Кларк Л., Изучаем скорочтение.–World Wide Printing, Duncanville USA, 2007

3.Савинова С.В., Гугучкина Е.Е., Нестандартные уроки в начальной школе. Издательство «Учитель», 2003

4.Лазарева В.А., Литературное чтение в современной школе: дополнительные материалы к курсу лекций. – М. Педагогический Университет «Первое сентября», 2005

5.Лазарева В.А., Дополнительные материалы к лекции

6.https://infourok.ru/rabochaya-tetrad-skorochtenie-uchebnoe-posobie-5306734.html

7. Скорочтение для детей.Учебно -методическое пособие по чтению https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2022/03/10/skorochtenie-dlya-detey-7-10-let-1-chast

8.https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/189691-prezentaciya-skorochtenie-chtenie-s-reshetkoy.html

9.Динамическое чтение как способ обучения сознательному чтению

https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2020/09/05/dinamicheskoe-chtenie-kak-sposobobucheniya-soznatelnomu














































12


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.