Дислексия: причины, симптомы и коррекция

1
0
Материал опубликован 22 September 2023

У мальчиков это нарушение обучения диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек. Иногда он проявляется в более легкой форме, иногда в более тяжелой, когда требуется больше усилий, чтобы помочь ребенку. Сегодня поговорим о такой логопедической проблеме как дислексия.

Что такое дислексия?

Дислексия — это специфическое нарушение обучаемости, при котором у ребенка возникают трудности с чтением. Он путает буквы, не умеет соединять их в слоги и т.д. Мозг ребёнка не может понять письменные символы, которые передаются глазами. Ранняя диагностика и помощь имеют решающее значение для дальнейшей коррекции.

Что вызывает дислексию?

Установлено, что дислексия может быть вызвана инфекционными заболеваниями, перенесенными мамой еще во время беременности, осложнениями при родах, травмой головы новорождённого. В результате нарушается работа областей мозга, отвечающих за речь. Также известно, что дислексия передается по наследству.

Можно ли избавиться от дислексии?

Дислексия не имеют ничего общего с умственными способностями ребёнка. Поэтому раннее выявление проблемы и своевременная помощь гарантирует полную коррекцию болезни. Если дислексию не лечить, у детей могут возникнуть проблемы с обучением, у них сформируется низкая самооценка, они станут тревожными, депрессивными и даже агрессивными.

Как понять, что ребенок страдает дислексией?

К сожалению, наиболее важные симптомы дислексии зависят от возраста ребенка. Поэтому и считается, что дислексия в полной мере диагностируется только тогда, когда ребёнок начинается учиться в школе и у него возникают проблемы с чтением. Правда, кое-что можно заметить и в дошкольный период.

Симптомы, характерные для дошкольников:

  • проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
  • поздняя речь;
  • проблемы с произношением;
  • проблемы с разучиванием рифмованных стихов;
  • трудности с изучением форм предметов, цветов;
  • сложности в копировании своего имени;
  • проблемы в пересказе истории, несоблюдение правильной последовательности событий;
  • сложности с ориентацией в пространстве.

Симптомы, характерные для учащихся начальной школы:

  • сложности в запоминании фактов, дат и терминов, арифметических знаков;
  • изменение порядка букв и слогов в рамках одного слова и слов в рамках предложения по время чтения и пересказа;
  • сложности с пониманием прочитанного текста;
  • отсутствие согласований между словами (по роду, числе и падежу);
  • непроизвольный переход от одной строчки в другую намного ниже и или выше текста;
  • выпадение по время речи букв в словах;
  • сложности с произношением шипящих и свистящих звуков;
  • зеркальное чтение;
  • попытка избежать чтения вслух в классе;
  • не любовь к чтению;
  • низкая скорость чтения.

Симптомы, характерные для учащихся старшей школы:

  • низкая скорость чтения, ошибки в произношении слов;
  • ошибки в написании слов и нечитаемый почерк;
  • плохая память;
  • сложности с восприятием, пересказом и анализом прочитанного;
  • неумение воспринимать язык тела и мимику;
  • сложности межличностном общении;
  • низкий эмоциональный интеллект.

Как лечить дислексию?

Коррекция дислексии всегда индивидуальна. Необходимы своевременная и специализированная помощь. Где-то это медикаментозная поддержка, в иных достаточно привлечь детского психолога, педагога-дефектолога или логопеда.

Это упражнения, игры и тренажёры для коррекции дислексии, например:

Также эффективны логопедические тетради, специализированные приложение для чтения, упражнения и игры на развитие мелкой моторики, методы Монтессори и многое другое.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации