Дислексия: причины, симптомы и коррекция
У мальчиков это нарушение обучения диагностируется в несколько раз чаще, чем у девочек. Иногда он проявляется в более легкой форме, иногда в более тяжелой, когда требуется больше усилий, чтобы помочь ребенку. Сегодня поговорим о такой логопедической проблеме как дислексия.
Что такое дислексия?
Дислексия — это специфическое нарушение обучаемости, при котором у ребенка возникают трудности с чтением. Он путает буквы, не умеет соединять их в слоги и т.д. Мозг ребёнка не может понять письменные символы, которые передаются глазами. Ранняя диагностика и помощь имеют решающее значение для дальнейшей коррекции.
Что вызывает дислексию?
Установлено, что дислексия может быть вызвана инфекционными заболеваниями, перенесенными мамой еще во время беременности, осложнениями при родах, травмой головы новорождённого. В результате нарушается работа областей мозга, отвечающих за речь. Также известно, что дислексия передается по наследству.
Можно ли избавиться от дислексии?
Дислексия не имеют ничего общего с умственными способностями ребёнка. Поэтому раннее выявление проблемы и своевременная помощь гарантирует полную коррекцию болезни. Если дислексию не лечить, у детей могут возникнуть проблемы с обучением, у них сформируется низкая самооценка, они станут тревожными, депрессивными и даже агрессивными.
Как понять, что ребенок страдает дислексией?
К сожалению, наиболее важные симптомы дислексии зависят от возраста ребенка. Поэтому и считается, что дислексия в полной мере диагностируется только тогда, когда ребёнок начинается учиться в школе и у него возникают проблемы с чтением. Правда, кое-что можно заметить и в дошкольный период.
Симптомы, характерные для дошкольников:
- проблемы с концентрацией, вниманием и памятью;
- поздняя речь;
- проблемы с произношением;
- проблемы с разучиванием рифмованных стихов;
- трудности с изучением форм предметов, цветов;
- сложности в копировании своего имени;
- проблемы в пересказе истории, несоблюдение правильной последовательности событий;
- сложности с ориентацией в пространстве.
Симптомы, характерные для учащихся начальной школы:
- сложности в запоминании фактов, дат и терминов, арифметических знаков;
- изменение порядка букв и слогов в рамках одного слова и слов в рамках предложения по время чтения и пересказа;
- сложности с пониманием прочитанного текста;
- отсутствие согласований между словами (по роду, числе и падежу);
- непроизвольный переход от одной строчки в другую намного ниже и или выше текста;
- выпадение по время речи букв в словах;
- сложности с произношением шипящих и свистящих звуков;
- зеркальное чтение;
- попытка избежать чтения вслух в классе;
- не любовь к чтению;
- низкая скорость чтения.
Симптомы, характерные для учащихся старшей школы:
- низкая скорость чтения, ошибки в произношении слов;
- ошибки в написании слов и нечитаемый почерк;
- плохая память;
- сложности с восприятием, пересказом и анализом прочитанного;
- неумение воспринимать язык тела и мимику;
- сложности межличностном общении;
- низкий эмоциональный интеллект.
Как лечить дислексию?
Коррекция дислексии всегда индивидуальна. Необходимы своевременная и специализированная помощь. Где-то это медикаментозная поддержка, в иных достаточно привлечь детского психолога, педагога-дефектолога или логопеда.
Это упражнения, игры и тренажёры для коррекции дислексии, например:
- Техника чтения: «читаем по возрастанию букв»
- Техника чтения: «зашумлённый» текст
- Техника чтения: «тексты наоборот»
Также эффективны логопедические тетради, специализированные приложение для чтения, упражнения и игры на развитие мелкой моторики, методы Монтессори и многое другое.