Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дни воинской славы» (6–9 классы)
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Дни воинской славы»
Цель: создание патриотической атмосферы обучающихся среднего и старшего звена, изучения славных страниц истории Отечества, воспитание мужества у подрастающего поколения.
Задачи:
образовательная – проверка и закрепление знаний учащихся о днях воинской славы России;
развивающая – совершенствование навыков самоанализа и самоконтроля, развитие мыслительных операций и памяти, умение анализировать события и давать им оценку;
воспитательная – формирование чувства гордости и уважения к историческому прошлому Родины, Российским Вооружённым силам.
Материалы и оборудование: ноутбук, слайды с изображением памятных дат, патриотические стихи.
Время: 45 минут
Место проведения: учебный кабинет.
Ход мероприятия:
I. Вступительное слово.
Педагог:
Распростерлись в дымке синей
Величавые края, -
Это ты, моя Россия,
Свет мой, Родина моя!
Если ж вороги посмеют
К нам прийти из – за морей,
Только брови потемнеют
У твоих богатырей.
(А. Прокофьев. Цвети, наша Родина.)
- У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашему Отечеству.
Педагог: читает стихотворение «Хранят истории заветные страницы...»
Хранят истории заветные страницы
События минувших дней.
Нам есть, про что сказать и чем гордится –
Величием сынов и дочерей!
Мужчина – щит, надежда и опора!
Так было и так будет на века!
Как в Библии: «Вначале было слово…»
О ратном подвиге глаголют письмена!
А женщина? Она ведь мать, царица
И в доме, и в гостях, и на балу!
И рукодельница и мастерица,
А шла в огонь и в воду за страну!
Откуда, спросишь, черпаются силы?
Откуда удаль и задор такой?
Всё от неё, от матушки России,
Богатой духом и душой большой! (Карлова Марина)
- Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции. Главное в этом - возвращение к празднованию героических и памятных дат нашей военной истории, послужит делу воспитания россиян, прежде всего молодежи, на славных ратных подвигах защитников Отечества.
Педагог: Давайте, вспомним о главных событиях из военной истории нашего славного Отечества, великих битвах в установленной федеральным законом «О днях воинской славы» в хронологической последовательности.
Слайд1
Педагог:
“За залпом залп гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Их радость велика, но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол Ленинграда не поднялось”.
- 27 января – День снятия блокады города Ленинграда. С первых дней войны одним из стратегических направлений, по планам гитлеровского командования, было ленинградское. Ленинград входил в число важнейших объектов, намеченных для захвата. Битва за Ленинград, самая продолжительная в ходе всей ВОВ, шла 900 дней. Ленинградцы показали образцы стойкости выдержки и патриотизма.
Слайд2
Педагог:
“Гулко катился в кровавой мгле
Сотой атаки вал. Злой и упрямый,
По грудь в земле
Насмерть солдат стоял.
Знал он, что нет дороги назад,
Он защищал ……….”.
- 2 февраля – День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве.13 сентября враг начал штурм Сталинграда, намереваясь мощным ударом сбросить его защитников в Волгу. Разгорелись ожесточенные бои, особенно в районе вокзала и за мамаев курган. Борьба шла за каждую улицу, каждый квартал, каждое здание. О накале боев говорит тот факт, что вокзал в течение двух дней 13 раз переходил из рук в руки. 19 ноября 1942 года на врага обрушилась лавина огня и металла. 2 февраля 1943 года окруженные фашистские войска были полностью разгромлены. Победа под Сталинградом ознаменовала коренной перелом в великой Отечественной войне и оказала определяющее влияние на весь ее дальнейший ход.
Слайд3
Педагог:
Нашей Армии любимой
День рожденье - в феврале.
Слава ей, непобедимой!
Слава миру на земле!
Наша Армия родная
И отважна и сильна,
Никому не угрожая,
Охраняет нас она.
Оттого мы любим с детства,
Этот праздник в феврале.
Слава Армии Российской
Самой мирной на земле!
- 23 февраля – День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии – День Защитника Отечества. 23 февраля 1918 года молодая рабоче – Крестьянская Красная Армия приостановила продвижение немецких войск под Псковом и Нарвой. Этот день и стал считаться днем рождения Красной Армии, а позже – Днем Защитника отечества.
Слайд4
Педагог:
«Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.»
- 18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере. В этот день в 1242 году произошло решающее сражение, окончательно освободившее русскую землю от немецких захватчиков. В историю оно вошло под названием Ледовое побоище. Эта победа укрепила моральный дух русских людей, вселила надежду на успех борьбы с чужеземными захватчиками. Александр Невский был причислен Русской Православной Церковью к лику святых.
Слайд5
Педагог:
“На рубежах весны четвёртой,
В награду за года тревог,
В дыму и прахе распростёртый
Берлин лежит у наших ног…”
- 9 мая 1945 года – День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945гг. Праздник победы СССР над нацистской Германией В этот день традиционно встречаются фронтовики, возлагаются венки к памятникам Славы и воинской доблести, гремит праздничный салют.
Слайд6
Педагог:
«Швед, русский – колет, рубит, режет.
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть и ад со всех сторон…
Но близок, близок миг победы.
Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид!
Еще напор – и враг бежит…»
- 10 июля – День победы русской армии под командованием Петра 1 над шведами в Полтавском сражении. В 1700-1721 годах Россия вела со Швецией тяжелую Северную войну за возвращение исконных русских земель и выход в Балтийское море. Победа под Полтавой предопределила победоносный для России исход Северной войны.
Слайд7
Педагог:
«Хвала вам, чада прежних лет,
Хвала вам, чада славы!
Дружиной смелой вам вослед
Бежим на пир кровавый…»
Победу в этом сражении Петр Великий назвал «второй Полтавой»
- 9 августа – День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра1 над шведами у мыса Гангут. Морское сражение у мыса Гангут – славная страница истории русского флота. Это была первая морская победа над сильнейшим в то время шведским флотом, который до той поры не знал поражений. Петербург торжественно встречал героев Гангута. Над городом гремели залпы артиллерийских салютов, тысячи жителей столицы заполнили набережные Невы, по которой следовали победоносные русские суда с захваченными шведскими кораблями. Петр1 назвал победу у Гангута «второй Полтавой».
Слайд8
Педагог:
«В тургеневских охотничьих местах
Воронки, груды мёртвого металла.
Здесь за день по двенадцати атак
Отчаянная рота отбивала.
А как бомбили нас! Не говори —
Такого в Сталинграде не видали.
Всю ночь качались в небе фонари,
Кровавым светом озаряя дали,
С рассветом “тигры” шли на нас опять
И вспыхивали дымными столбами,
И приникали мы, устав стрелять,
К горячей фляге пыльными губами.
А все же удержали рубежи,
В июльской битве оправдав надежды.»
(Е. Долматовский. Курская дуга)
- День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год). 23 августа 1943-го, советские войска освободили от гитлеровских захватчиков Харьков, завершив последний этап битвы на Курской дуге.
Курская битва, продолжавшаяся с 5 июля по 23 августа 1943-го, стала одним из ключевых сражений Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. Советская и российская историография разделяет сражение на Курскую оборонительную (5–23 июля), Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3–23 августа) наступательные операции.
Слайд 9
Педагог:
«Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый, –
Наш рукопашный бой!»
- 8 сентября – День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией. В июне 1812 года французская армия под командованием Наполеона вторглась в Россию, рассчитывая на быструю победу. Однако планам Наполеона не суждено было сбыться. Главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов решил остановить продвижение армии Наполеона на Москву у села Бородино. Здесь в 120 км. от столицы было принято решение дать генеральное сражение.
Слайд 10
Педагог:
«Туда! За Дон! Настало время!
Надежда наша – Бог и меч!
Сразим монголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!»
- 21 сентября – День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве. Страшные бедствия принесло монголо-татарское иго на русскую землю. В 1380 году правитель Золотой Орды хан Мамай пошел в большой поход на Русь. Против него выступил князь Дмитрий во главе русского войска, он решил разгромить полчища Мамая до того как они вторгнутся в глубь русской земли. Победа русских воинов на Куликовом поле серьезно подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила ее последующий распад. Она способствовала дальнейшему росту и укреплению Русского единого государства, подняла роль Москвы как центра объединения.
Слайд 11
Педагог:
«Горит, пылает, стонет Русь
Под игом польских шляхт
И стойко бились москвичи
Не дрогнул русский ряд.
Все обгорело, вся Москва
До каменной стены –
дома, деревья и трава
Обуглены, черны.
А в сердце города – враги
Их приступом не взять.
Восстань народ и помоги
Повергнуть вражью рать.»
- 4 ноября (1612 г.) – отмечается День народного единства. Воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Слайд 12
Педагог:
«Нет! Парад – не пропаганда,
Планку выше поднимай!
Будем мы сильней и злее,
Если вдруг забрезжил свет -
Сталин сам на Мавзолее,
А не мёртвый силуэт!
Вот она, простая правда,
Помолись, и Бог с тобой!
...Прямо с этого парада
Шли колонны в смертный бой!»
- 7 ноября – День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов. В к.16 – начале 17 века на долю Руси выпали тяжелые испытания. Период смуты и хаоса длился 15 лет. Над Русью нависла угроза потери национальной независимости. Это вызвало глубокое беспокойство в патриотически настроенных кругах дворянства и других сословий всего населения. В Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которое сыграло решающую роль в освобождении Москвы от поляков. Оно состояло из отрядов дворян, горожан, крестьян, жителей Поволжья всех национальностей. Посадские люди выдвинули руководителем ополчения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вместе с ним организатором и руководителем ополчения был Кузьма Минин. В августе 1612 года отряды ополченцев разгромили под столицей польскую армию. Весть об освобождении Москвы воодушевила всю страну. Были созданы условия для восстановления государственной власти в России. Благодарные потомки открыли в столице России памятник. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818».
Слайд 13
Педагог:
«Слава, слава вам, герои,
Слава русским морякам.!
Благородно за разбои
Вы ответите врагам»
- 1 декабря – День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп. Морское сражение при Синопе произошло в самом начале Крымской войны. Это было последнее крупное сражение парусных кораблей и первое, в котором использовались бомбические орудия (т. е. стрелявшие разрывными снарядами). В синопском бою наглядно проявилась эффективность передовой системы обучения и воспитания воинов черноморцев. Высокое боевое мастерство, показанное моряками, было достигнуто упорной учебой, тренировками, походами, овладением всеми тонкостями морского дела.
Слайд 14
- 5 декабря – День начала контрнаступления советских войск под Москвой. По количеству войск, военной техники и вооружения, размаху и напряженности боевых действий битва под Москвой в 1941 году была одной из крупнейших в истории второй мировой войны. За доблесть и мужество, проявленные в ожесточенных и кровопролитных боях 36 тыс. солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. Битва под Москвой явилась началом коренного перелома в великой отечественной войне.
Слайд15
- 24 декабря – День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова. Это событие произошло в ходе русско – турецкой войны 1787-1791годов и имело особое значение. Стремясь избежать кровопролития, Суворов направил коменданту Измаила ультиматум о сдаче крепости. Комендант был настолько уверен в неприступности крепости, что его ответ стал крылатой фразой: «Скорее небо обрушится на землю и Дунай потечет вверх, чем сдастся Измаил». Измаил был взят русской армией, уступавшей по численности гарнизону крепости. За взятие Измаила в честя А. В. Суворова Екатерина II повелела выбить медаль и учредила офицерский золотой крест с надписью «За отменную храбрость».
– Как показывает исторический опыт, в ратном деле россияне всегда были в числе первых. Но вовсе не из-за любви к завоеваниям. Так уж сложилась история страны – нам все время приходилось отстаивать свою независимость. Поэтому беспримерная стойкость и мужество – в крови у русских воинов! Будем же помнить их славные победы! Будем же достойными их славы!
III. Закрепление материала (тест)
В конце занятия для повторения и закрепления материала обучающимся предлагается ответить на вопросы теста.
Тесты. Выберите правильный вариант ответа
1. «Так не посрамим земли Русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут…» – эти слова летописец связывает с походами древнерусского князя
1) Олега
2) Игоря
3) Святослава
4) Рюрика
2. В битве под Москвой особую стойкость и героизм проявила дивизия под командованием генерала
1) И.В. Панфилова
2) В.Г. Клочкова
3) Д.Г. Павлова
4) П.М. Гаврилова
3. Выход советских войск к западной государственной границе СССР в ходе Великой Отечественной войны произошел в
1) феврале 1943 г.
2) августе 1943 г.
3) марте 1944 г.
4) январе 1945 г
4. Во время Сталинградской битвы более двух месяцев перед превосходящими силами противника удерживали оборону в полуразрушенном жилом доме советские солдаты во главе с
1) В.Г. Клочковым
2) Я.Ф. Павловым
3) Н.Ф. Гастелло
4) А.М. Матросовым
5. Что из названного относится к результатам «стояния на реке Угре» в 1480 г.?
1) возобновление выплаты дани Орде
2) ликвидация ордынского владычества на Руси
3) установление в русских землях системы баскачества
4) присоединение Сибири к Московской Руси
6. К завершающему этапу Великой Отечественной войны относится
1) прорыв блокады Ленинграда
2) Курская битва
3) Висло-Одерская операция
4) Сталинградская битва
7. С какой из названных войн связаны даты – 1700 г., 1708 г., 1714 г., 1721 г.?
1)Семилетней
2)Северной
3)Смоленской
8. «Заграничный поход русской армии» состоялся в
1) 1811 – 1812 гг.
2) 1813 – 1814 гг.
3) 1853 – 1856 гг.
4) 1857 – 1864 гг.
9. Какой орган был создан в годы Великой Отечественной войны для оперативного руководства боевыми действиями?
1) Государственный Совет
2) Военно-революционнный комитет
3) Совет Народных Комиссаров
4) Ставка Верховного Главнокомандующего
10. После какого события «была и радость великая, но была и печаль большая по убитым от Мамая на Дону»?
1) Ледового побоища
2) битвы на реке Калке
3) взятия Казани
4) Куликовской битвы
11. В каком ряду названы герои, совершившие выдающиеся подвиги в годы Великой Отечественной войны?
1) В.И. Чапаев, С.М. Буденный
2) А.П. Маресьев, А.М. Матросов
3) Д.В. Давыдов, В. Кожина
4) А.Г. Стаханов, П.Н. Ангелина
12. Как назывались участники боевых действий в тылу наполеоновских войск в 1812 г., уничтожавшие фуражиров, нападавшие на отдельные отряды противника?
1) партизаны
2) дружинники
3) гвардейцы
4) стрельцы
Литература:
1. О.А.Амелькин. «Дни воинской славы России». Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж – 2005.
2. Андроников Н. Вехи Великой Победы (к 60-летию героической обороны Сталинграда) //Ориентир. - 2006, № 4.
3. Клубные часы Проблемно-ценностное общение / Авт-сост. Г.В.Баженова – Волгоград: Учитель, 2013. Л. Кондырев. Избранное. Стихотворения. Песни. Поэмы. – М.: «Художественная литература», 1973.
4. И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. - Волгоград: Учитель, 2007.
5. Л.К. Гребенкина и др. Сценарии классных часов (часть 2-я). - М.: Центр «Педагогический поиск», 2002.
6. Дронов С.Г. История России (учебное пособие) - М., 2006.
2. Иванов А.Н. Дни воинской славы России. - М.. 2006.
7. С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI - начало XVII веков. - Москва: Белый город, 2006.
8. А.Митяев. «Книга будущих командиров». М. «Молодая Гвардия» 1985 г.
9. Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. - Волгоград: Учитель, 2007.
10. Парад 7 ноября 1941 года. // Великая Отечественная война 1941 - 1945: энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 527.
Парад 7 ноября 1941 года.// Военная энциклопедия. - М.: Военное издательство, 2002. Т. 6, с. 256.
Дементьева Ирина Михайловна
Юлия Дьякова
Вера