Конспект занятия для учащихся 5 класса «Добро пожаловать в театр»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества»КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ
«Добро пожаловать в театр»
Педагог дополнительного образования Сметанина Наталья МихайловнаЦель: вызвать у детей интерес к театральному искусству и желание посещать театральный кружок.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с историей возникновения театра и основными театральными профессиями;
познакомить театральной терминологией;
способствовать формированию актёрского мастерства.
Развивающие:
способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребёнка;
способствовать развитию фантазии и воображения;
Приобщение к навыками коллективного взаимодействия и общения.
Воспитательные:
формировать умение работать в коллективе и взаимодействовать друг с другом;
способствовать формированию наблюдательности и творческой инициативы;
пробудить положительный эмоциональный настрой на занятия театральным творчеством.
Тип занятия: Изучение нового материала. Вводное занятие.
Вид занятия: практическое, с элементами беседы. Информационное.
Методы: словесный метод, наглядный метод, метод упражнений, метод игры, метод мотивации и эмоционального стимулирования.
Первый год обучения. Введение в дополнительную образовательную программу.
Возраст детей: 11-12 лет.
Время занятия: 45 минут.
Оборудование для педагога:
компьютер;
экран;
проектор;
компьютерная презентация;
Оборудование для обучающихся:
сундук;
коробочки;
маски;
колпак скомороха;
книга скороговорок;
карандаши;
картинки «Найди отличия»;
кукла-марионетка;
карточки с загадками;
грим;
элементы костюмов;
набор для игры «Репка» (борода, платок, бантик, «уши собаки», «уши кошки», «уши мышки», «ботва репки», канат);
письмо от муз театра.
План занятия.
Организационный этап:
-
Приветствие
Игра «Весёлое знакомство»
Задача: знакомство с детьми, создание эмоционального настроя
Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности:
-
Видео презентация «Театральные истории»
Задача: Краткое знакомство с историей возникновения театра, основными театральными профессиями.
Основной этап:
-
Тренинг
Задача: знакомство с элементами актёрского мастерства, театральной терминологией.
Чистоговорки;
Упражнение «Невидимые яблоки»;
Упражнение «Бусы»;
Упражнение «Что это?»;
Упражнение «Найди отличия»;
Упражнение «Что не так»;
Упражнение «Марионетки»;
Театральные загадки;
Упражнение «Зеркало»
-
Сообщение нового материала: знакомство с понятиями «грим» и «театральный костюм»
Задача: Знакомство со способами изменения внешности актёра
Видео презентация «Грим»;
Викторина «Чья вещь?»
Итоговый этап:
-
Опрос
Задача: закрепление и обобщение полученных знаний
-
Игра «Репка»
Задача: эмоциональная и физическая разрядка
-
Тест «Маска настроения»
Задача: рефлексия
Ход урока:
Стулья стоят полукругом. Дети рассаживаются на стулья.
Здравствуйте!
Стихотворение о встрече.
Так часто в мире случается,
Что люди просто встречаются,
Люди встречаются,
Люди общаются,
Общеньем друг с другом они наслаждаются,
Проводят время чудесно:
Разговоры ведут интересные,
Новых друзей обретают,
Шутят, смеются, мечтают!
Поднимается вдруг настроенье
От такого вот просто общенья!
Мне поверьте – позитив обеспечен
От нежданной негаданной встречи!
Ребята, я нашей встрече очень рада!
А при встрече, как водится,
Всем нам надо познакомиться.
Меня зовут Наталья Михайловна. А вас как зовут?
Перезнакомимся мы в пять минут!
У кого есть в имени буква А – машет левая рука;
У кого есть буква К – машет правая рука;
У кого есть буква И – левым глазом подморгни;
У кого есть буква С – нужно вам в поклон присесть;
У кого есть Е – скорей покажи рукой «оКей»;
У кого есть Н – волну
У кого О – ногу подними одну;
Р – к полу нагнуться;
Л – к потолку потянуться;
М – всем улыбнуться;
Если букву Т имеешь – ногой топни, как умеешь;
Если Я – то можно хлопнуть вам в ладоши;
Вот мы с вами и познакомились. Можно сделать вывод: здесь встретились весёлые, настроенные на позитив люди.
Пришла я к вам, ребята, не с пустыми руками, а с волшебным сундучком.
Отворяйся, открывайся мой волшебный сундучок –
Начинайся, начинайся интересный наш урок!
Открыть сундук, достать коробочку, из неё театральные маски.
Ребята, что это такое? Дети отвечают.
Правильно, это – маски, непростые – театральные.
Они являются символом театра. А почему одна из них грустная, а другая – весёлая, мы узнаем, заглянув в историю возникновения театра. Внимание на экран!
Презентация:
Слайд 1 «Добро пожаловать в театр»
Слайд 2 «Древнегреческий театр» Родиной театра считается Древняя Греция. Именной здесь в V веке до нашей эры были построены театры со сценой и местами для зрителей. Слово «театр», в переводе с греческого означает «место, где собираются, чтобы посмотреть».
Слайд 3 «Маски» Со времён древнегреческих представлений маска является самым известным атрибутом театра, его символом. А надевали маски потому, что при огромных размерах греческих театров выражение лиц актеров не было видно всем зрителям.
Слайд 4 «Музы» По древнегреческой мифологии театру покровительствовали две музы: Талия – муза комедии, она изображается с весёлой маской, и Мельпомена – муза трагедии с маской грусти.
Слайд 5 «Маски – символ театра» Именно поэтому символом, логотипом театра и являются эти две маски.
А откуда берёт истоки русский театр, мы узнаем из нашего волшебного сундука. Дети отвечают.
Достаёт коробку, из неё колпак скомороха.
Кто на Руси носил такие головные уборы? Дети отвечают.
Это колпак скомороха!
Слайд 6 «Скоморохи» На Руси во время ярмарок скоморохи устраивали представления: пели, плясали, разыгрывали представления, именно они являются родоначальниками русского театра.
В современном театре задействовано большое количество людей различных профессий. Какие профессии театра вы знаете? Дети называют
Слайд 7 «Профессии театра» Внимание на экран:
Щелчок Драматург – пишет пьесы.
Щелчок Режиссёр занимается постановкой спектакля.
Щелчок Звукорежиссёр осуществляет музыкальное сопровождение и оформление спектакля.
Щелчок Художник по свету или осветитель отвечает за световые эффекты в спектакле.
Щелчок Художник-оформитель отвечает за оформление сцены, декораций, реквизита
Щелчок Гримёр накладывает грим актёрам
Щелчок Художник по костюмам занимается подбором и оформлением костюмов для актёров.
Щелчок Но первостепенная роль в театре – актёр. Великий режиссёр Константин Сергеевич Станиславский говорил: «Единственный царь и владыка сцены – талантливый артист».
Кто мне скажет, что это за профессия такая актёр? Кто что о ней знает? Дети отвечают
Чтобы быть актёром, нужно, несомненно, обладать талантом, но помимо этого много и упорно трудиться: работать над актёрским мастерством.
Ребята, ответьте, что делает спортсмен, чтобы добиться результатов в спорте? Дети отвечают
Правильно, тренируется! Чтобы стать актёром, тоже нужно тренироваться. Для этого существует актёрский тренинг.
Прежде чем выйти на сцену, актёр должен, при помощи тренинга, развить в себе очень многие качества, элементы так необходимые ему.
Что же это за качества такие? Разобраться в этом нам поможет волшебный сундучок. Достаём из него волшебную коробочку, …. Открываем… достаёт книгу скороговорок.
Эта книга научит актёра правильно говорить, ведь актёр должен владеть речью. Что же такого интересного в этой книге? Здесь живут скороговорки.
Ребята, а кто из вас знает, что такое скороговорки?
Дети отвечают
Какие скороговорки вы знаете?
Дети по очереди говорят скороговорки.
Вот видите, ребята, сколько интересных скороговорок вы знаете. В актёрском тренинге, скороговорки проговаривают не торопясь, чётко произнося каждую букву. Скороговорки называют – чистоговорками, они помогают актёру в освоении техники речи. Слайд 8.
А давайте попробуем с вами произнести чистоговорки. Как это делают актеры. В этой книге собрано великое множество скороговорок. В книге 185 страниц. Сейчас вы по очереди называете страницу от 14 до 185 и номер скороговорки от 1 до 9.
Упражнение «Чистоговорки»
Продолжаем знакомиться с элементами актёрского мастерства. Достаём из нашего волшебного сундучка ещё одну коробочку,… открываем… коробка пустая Что это? Коробка пуста?
Нет, здесь лежат невидимые яблоки. Посмотрите внимательней… Я беру одно невидимое яблоко… Предлагаю вам сделать тоже самое…А теперь всем приятного аппетита! Доели яблоки? Будьте добры, огрызки положите в коробку!
Упражнение «Невидимые яблоки»
Слайд 9. Только что мы с вами выполнили упражнение на память физических действий. То есть то, что вы хорошо умеете делать, мы вспомнили и изобразили.
Ребята, а вы знаете, что такое бусы, а вы умеете их собирать?
Упражнение «Бусы»: берём воображаемою нитку, вдеваем её в воображаемую иголку, на конце нитке делаем воображаемый узелок…. и нанизываем на воображаемую нитку воображаемые бусинки.
Дети выполняют упражнение
Спасибо!
Слайд 10. Для актёра очень важно иметь фантазию и воображение.
Из нашего волшебного сундучка я достаю коробочку, в которой лежат…достаёт карандаши.
Что у меня в руках. У меня в руках …..?
Дети отвечают
Правильно – не карандаши, а что? А так? Изображает спицы. Дети отвечают.
Каждый из вас сейчас вместо карандашей вообразит другой предмет…. и покажет его действием, а мы должны будем угадать, какой предмет задуман…
Упражнение: «Это не карандаши»
Продолжаем знакомиться с элементами актёрского мастерства – достаём коробочку, а в ней картинки…. По-моему они совершенно одинаковые. А вы как думаете? Раздать картинки. Дети их рассматривают.
Упражнение «Найди отличия» На картинках 12 отличий. Вы по очереди называете по одному отличию, повторяться нельзя.
Дети по очереди называют, чем одна картинка отличается от другой.
Молодцы! Вы очень внимательны.
Слайд 11. А внимание – одно из составляющих актёрского мастерства, его нужно тренировать. А сейчас, ребята, вы выполним ещё одно упражнение на внимание.
Посмотрите на расположение предметов на столе, запомните его. Закройте глаза, не подглядывайте, откроете глаза по моей команде. Поменять коробки местами.
Откройте глаза. Что изменилось? Дети отвечают.
Молодцы, с заданием справились!
Настало время открыть следующую коробочку. А в ней… кукла. Не простая – кукла-марионетка. Показать как работает.
Упражнение «Марионетки»: Каждый из вас участник представляет, что он кукла-марионетка, которую после выступления повесили в шкаф на гвоздик. Нужно представить, что вы подвешены за различные части тела:
за шею,
палец,
ухо,
руку,
плечо,
пояс
Тело должно быть зафиксировано только в этой точке, а все остальное – расслаблено и болтается.
Слайд 12. Только что мы выполнили с вами упражнение на мышечную свободу – важный элемент актёрского мастерства, ведь актёр должен в совершенстве владеть своим телом, уметь напрягать и расслаблять определённые группы мышц, чтобы свободно чувствовать себя на сцене.
Прошу вас присесть. Дети садятся.
А ещё для вас, ребятки, в сундучке лежат загадки. Раздать детям карточки зелёные с загадками и красные с ответами.
У кого зелёные карточки по очереди выходят на середину зала и загадывают загадку. Остальные отгадывают. У кого ответ на загадку – выходит сюда, и вы образуете пару.
Наша задача соединиться в пары – загадка + отгадка.
Загадки:
В кинотеатре – широкий экран,
В цирке – манеж иль арена.
Ну, а в театре, обычном театре,
Площадка особая – сцена.
Знают актёры и театралы
На сцене трудиться придётся немало,
Чтоб спектакль мог родиться,
Нужна далеко не одна……РЕПЕТИЦИЯ.
Коль спектакль завершился –
Слышно «Браво!», комплименты;
Всем актёрам, в благодарность,
Дарим мы…… АПЛОДИСМЕНТЫ!
В театре скоро представленье –
Пусть все знают, видят, слышат:
О спектакле объявленье
Называется…..АФИША.
Спектакль ставит режиссёр,
Исполняет роль актёр,
А смотрят на сцену театра целители,
Они называются………ЗРИТЕЛИ.
Чтоб спектакль посмотреть
Должны это мы иметь,
Без него в зал хода нет,
Купим в кассе мы………..БИЛЕТ.
Дети соединяются в пары.
Одно из качеств актёра – умение взаимодействовать с партнёром, ведь театр – дело коллективное. Чаще всего на сцене одновременно играют два, три, четыре, а то и более актёров. Они должны уметь общаться, взаимодействовать, играть как один целый организм.
Слайд 13. Актёрский тренинг обучает актёра и сценическому взаимодействию.
Сейчас мы выполним упражнение на взаимодействие.
Упражнение «Зеркало»: 1-ые номера «зеркало», 2-ые смотрятся в зеркало, совершают какие-либо действия. 1-ые с точностью повторят движения 2-го. Нужно учесть зеркальное отображение, то, что 2-е номера делают правой рукой, 1-е делают левой.
Спасибо, ребята, за выполнение. Прошу присесть. Дети садятся.
Давайте заглянем в наш волшебный сундучок, там ещё много интересного. Достаёт грим.
Что это за коробочка? Это грим. Для чего он нужен? Дети отвечают.
При помощи грима актёр может изменить свою внешность.
Внимание на экран. Слайд 14 – грим.
Скажите, что помимо грима использует актёр для изменения внешности. Дети отвечают.
Правильно, сценический костюм. Сейчас я вам покажу элементы костюмов, а вы должны отгадать, какую роль играет актер, используя этот элемент костюма.
(Достать коробку: Красная шапочка, Дед Мороз, Буратино, Мальвина, Пират)
Занимаясь тренингом, актёр приобретает мастерство и выходит на сцену, играет роли. Сегодня мы с вами на протяжении всего занятия занимались тренингом, думаю, настало время сыграть наш первый спектакль.
В моём волшебном сундучке есть коробочка одна
И для нашего спектакля очень кстати и нужна.
Достать коробку, в ней реквизит: канат, элементы костюмов: борода, платок, бантик, уши собаки, уши кошки, уши мышки, 6 ободков с листочком.
Распределить роли.
Игра «Репка»:
Вас с премьерой поздравляю:
Роль репки у этих ребят!
Представленье начинаем,
Реквизит у вас канат!
Начинаю текс читать –
Вам все действия по роли нужно выполнять!
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть: тянет, потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Пришла бабка. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут, потянуть, вытянуть не могут. Позвала бабку внучку. Прибежала внучка. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка Жучку. Прибежала Жучка, залаяла. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка кошку. Кошка мурлычет, мяукает. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала кошка мышку. Мышка прибежала, запищала. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут, потянут, вытянули репку.
А теперь, уважаемые актёры – поклон зрителю. Взялись за руки и поклонились.
Сложите костюмы в коробку.
Ну, что ребята, мы сегодня с вами узнали много интересного. Подведём итог:
В какой стране зародился театр? В Древней Греции
Кто является родоначальником русского театра? Скоморохи
Как можно изменить внешность актёра? При помощи грима и костюма
Как называется комплекс упражнений, который способствует развитию мастерства актёра? Актёрский тренинг
Какими элементами актёрского мастерства должен обладать актёр?
Техника речи, память физических действий, воображение и фантазия, внимание, мышечная свобода, взаимодействие.
Волшебный сундучок столько интересного рассказал нам сегодня. Открыть сундук. Ой, а здесь ещё одна коробочка. …Достаёт.
Интересно, что это?
Здесь лежат маски и письмо. Читает «Юные актёры! За ваши успехи в первом театральном занятии дарим вам маски. Если урок понравился – каждый возьмите себе на память весёлую маску, а если урок не понравился – грустную. С уважением музы театра Мельпомена и Талия.»
Дети разбирают маски.
На этом мы прощаемся с вами! Большое спасибо за интересный урок. Я приглашаю вас в Центр развития творчества детей и юношества в театральное объединение «Калейдоскоп», где вы сможете обучиться премудростям актёрского мастерства.
Спектакль закончился, Пора!
Взорвали зал аплодисменты!
Поэт сказал: «Вся жизнь-игра»,
Взошла актёрская звезда
И засияла ярким светом!
До свиданья! До новых встреч!
Воропаева Лилия Алексеевна