Добровольческая акция «Мой световозвращатель» для воспитанников социального приюта

11
2
Материал опубликован 21 November 2021 в группе

Добровольческая акция

«Мой световозвращатель»

для воспитанников социального приюта -

очный и дистанционный форматы


Аннотация

Добровольческая акция «Мой светоотражатель» является одной из составных частей Долгосрочного социально-значимого проекта «Свет дарит жизнь. Засветись!» по пропаганде светоотражающих элементов на одежде.

Проект реализуется воспитанниками театральной студии с 2015 года. Включает в себя комплекс социально значимых мероприятий, игровых программ и акций социальной направленности, направленных на обеспечение безопасности самых незащищенных участников дорожного движения - стариков и детей - посредством применения технологии театральной педагогики. Его составляют акции

- «Добрая дорога» ко Дню пожилого человека https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/ezhegodnaya_aktciya_dobraya_doroga_priurochennaya_ko_220933.html -

- «Стань заметнее. Засветись!» https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/otchet_ob_uchastii_v_gorodskoj_sotcialnoj_aktcii_st_060 704.html

- «Засветись сам, засвети ребенка!», проведение праздников и акций по данной тематике, мастер-классов по самостоятельному изготовлению светоотражателей и других мероприятий, в ходе которых подростки получают представление о светоотражательных элементах.

На Всероссийском конкурсе «Я заметен!» (2017 г.), проводимом при содействии газеты «Добрая Дорога Детства» проект получил Диплом и специальный приз «За системную работу»


t1637469755aa.png



Добровольческая акция «Мой светоотражатель» представляет собой мероприятие с приглашением инспектора отделения пропаганды ОГИБДД, показом спектакля и передачей светоотражателей в дар воспитанникам Самарского социального приюта «Ровесник». Проводится с 2015 года. В 2020 году акция впервые проведена не была, а в 2021 встал вопрос о поиске нового формата проведения мероприятия - дистанционного. С этой целью разработан мастер-класс - творческая мастерская по изготовлению светоотражателей и снят видео ролик «Мой светоотражатель», смонтированный из фрагментов, выполненных воспитанниками дома на дистанте, демонстрирующий возможности и действенность светоотражательных элементов.


Разработка включает в себя два варианта проведения мероприятия:

очный, включающий в себя сценарий Добровольческой акции «Мой светоотражатель» и сценарий постановки «Люди в черном» - последнего проведенного в социальном приюте праздника

- дистанционный, включающий в себя видеоролик «Мой световозвращатель» и мастер-класс по изготовлению световозвращательных элементов.


I. Добровольческая акция «Мой светоотражатель». Очный формат

Пояснительная записка


Согласно статистическим данным за октябрь 2021 года резко увеличились показатели по Дорожно-транспортные происшествиям на дорогах Самарской области. С горечью приходится признать, что несмотря на применение всеобъемлющих мер по профилактике безопасности дорог, показатели ДТП неукоснительно ползут вверх.

Самым распространенным видом ДТП является наезд на пешехода в условиях пониженной видимости (в темное время суток, при тумане, дожде или снегопаде). Установлено, что заметность пешеходов намного выше, если на них имеются световозвращающие элементы одежды. Совершенно очевидно, что применение световозвращательных элементов на одежде приведет к существенному снижению аварийных ситуаций, однако, массового использования фликеров не наблюдается.

В гораздо большей степени неблагоприятное положение дел затрагивает ребят из социально неблагополучных семей, попавших в трудную жизненную ситуацию, имеющих низкие стартовые позиции, высокую тревожность и закомплексованность и, потому, слабо адаптированных в социуме.

Регулярные наблюдения за ребятами из социального приюта «Ровесник» во время проведения Новогодних мероприятий или социально-направленных акций по популяризации световозвращательных элементов, привели к пониманию, что эти ребята в большей степени, нежели их сверстники, подвержены дорожноориентированной безграмотности. Акция направлена на то, чтобы донести до воспитанников приюта правила дороги, которые должен знать каждый человек. Это необходимо для социализации подростков, для дальнейшей адаптации их в обществе.


Название мероприятия: «Мой световозвращатель»

Тема мероприятия: «Световозвращательные элементы»

Цель проведения мероприятия: углубить и закрепить в интерактивной форме знания детей о светоотражающих элементах, стимулировать применение световозвращателей на одежде и ранцах, привлечь внимание к осознанному поведению на дороге, сформировать дорожноориентированную компетентность воспитанников, способствовать социализации трудных подростков


Задачи мероприятия:

Образовательные

Получение знаний о светоотражателях и их роли в обеспечении безопасного дорожного движения;

Развивающие

Развитие способностей творческого подхода к решению задач безопасного дорожного движения.

Развитие эмоциональной сферы обучающихся путем создания на мероприятии ситуации изумления посредством проведения научно - познавательного эксперимента, воздействующего на сферу чувств обучающихся;

Воспитательные: Вовлечение детей в агитационную деятельность по пропаганде ПДД, формирование значимых личностных качеств, активной гражданской позиции, коммуникативных качеств, воспитание правового мышления и осознанного отношения к собственному здоровью


Трудности, стоящие перед участниками акции:

У воспитанников социально-реабилитационных учреждений наблюдается острый недостаток общения со сверстниками из других ОУ. Совместные дела волонтеров и воспитанников приюта могут помочь им лучше социализироваться и адаптироваться к гражданскому обществу и обстоятельствам и подготовят к самостоятельной жизни за пределами приюта.

Значимость акции в том, что помогают им в этом их сверстники или ребята постарше в рамках движения «Дети помогают детям». Это одновременно обогащает в плане получения навыков межличностного общения и взаимодействия в социуме представителей обеих сторон.


t1637469755ab.png


Социальный эффект

Повышение дорожноориентированной грамотности детей, улучшение межличностных взаимоотношений в среде подростков, воспитание готовности стать полноправными членами гражданского общества, исполняющими свои обязанности, осознанно относящимися к здоровью и безопасности.

Методы взаимодействия: этическая беседа, рассказ, объяснение, демонстрация, видео-метод, игра, интерактивная игра, создание ситуации успеха, поощрение.
Материально - техническое обеспечение: компьютер, презентация, интерактивная доска, экран, микрофоны (3 шт.), аудиоаппаратура, карточки со стихами, флеш-носитель с записанными фонограммами для постановки, видео записи, фотоаппарат со вспышкой; столы с расположенными на них оборудованием для мастер-класса, канцтовары: картон, цветная  бумага, клеенка, степлер, клей «Момент», световозвращательная лента или бумага, ножницы, трафареты с геометрическими фигурками, с изображениями животных


Ключевые вопросы:
Проблемы безопасности на дороге
Понятие термина «световозвращатель». Его назначение
Принцип кошачьих глаз
Самостоятельное изготовление «амулета дороги»
Направление воспитательной деятельности: социальное, духовно нравственное
Организационные формы проведения мероприятия:

Если подросткам из неблагополучных семей (да и из благополучных тоже) читать лекции по правилам дороги, результат получить сложно. Поэтому применены следующие формы мероприятия: праздник, мастер-класс, благотворительная акция, игра, интерактив, доверительная беседа, анкетирование, постановка, участие в волонтерских акциях, разбор случаев неправильного поведения на дорогах (ситуативный практикум), социо-ролевые игры. Хорошей формой выступает вовлечение подростков в социально-значимую деятельность. Труд, акции способствуют теплому климату, доверительным межличностным отношениям.

Выбор организационных форм мероприятий, проводится с опорой на принцип учета возрастных особенностей.


Целевая аудитория: воспитанники Государственного казенного учреждения Самарской области «Комплексного центра социального обслуживания населения «Ровесник» - социального приюта «Ровесник» для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обучающиеся образовательных учреждений г.о. Самара
Возраст: 6-17 лет

Предварительная подготовка: Данное мероприятие требует большой предварительной подготовки: оповещение обучающихся о планируемом мероприятии и организация их явки, оповещение педагогов о готовящейся акции, подготовка мастер-классов, составление сценария, репетиция постановки, взаимодействие со спонсорами, согласование с администрацией приюта даты  и времени мероприятия, составление приказа по учреждению

Раздаточный материал:
Статьи о светоотражателях;
Изображения, подходящие по тематике
Помещение: актовый зал социального приюта
Кадры: инспектор отделения пропаганды ОГИБДД, педагоги дополнительного образования, обучающиеся-волонтеры;
Наглядные материалы: рекламные плакаты, буклеты, готовые световозвращатели для демонстрации на мастер-классах.
Методические ресурсы: периодические издания и методическая литература педагога; ресурсы сети Интернет.

Этапы мероприятия
1. Этап: Организационный.
Вступительное слово ведущего и сообщение темы и целей мероприятия;
2. Этап: Основной
Вводная беседа
Демонстрация видео фрагмента.

Игры про светотражатель
3. Этап: Творческий

Объявление о творческой мастерской;
Распределение участников акции по мастер-классам.
Раздача канцтоваров и раздаточных материалов для работы
Изготовление светоотражателей
Выполнение агитационных плакатов «Фликер», «Соблюдаем ПДД!»

4. Этап: Научно-познавательный
Проведение научно-познавательного эксперимента «Мой волшебный светоотражатель»
Оформление выставки готовых светоотражателей
5. Этап: Заключительный
Подведение итогов мероприятия; составление статистики.

Освещение результатов в СМИ
Вручение благодарственных писем обучающимся
Прогнозируемый результат: Удовлетворенность детей в реализации потребности в собственной востребованности, общении со сверстниками, проведении интересного досуга, общественно-полезной деятельности


Сценарий Добровольческой акции «Мой светоотражатель»

Выходит ведущий
Здравствуйте, ребята. По доброй традиции Центра дополнительного образования мы снова здесь и рады новой встрече с вами. Знаете, о чем мы сегодня поговорим? О правилах. Правилах дороги. Есть правила для водителя. Есть правила для пешехода. Есть правила для пассажира. Эти правила требуют неукоснительного исполнения, ведь дорога не прощает несоблюдения правил.

Чтение стихотворений воспитанниками студии


По переходу спешат пешеходы.
Их не волнуют капризы природы.
В зимние сумерки тусклые краски.
Как пересечь нам шоссе без опаски?
Светится знак, как звезда в темноте.
Водителю знать мы даем о себе.
Вовремя тормоз нажмет он тогда,
И не случится большая беда.


В. Существуют особенное правило для того, чтобы пешеходам было безопасно ходить в тёмное время суток. Что это за правило?

Ответы детей


В. Верно. На одежде пешехода в тёмное время суток должны быть светоотражающие элементы: фликеры. Предлагаю посмотреть видео сюжет про светоотражатели. После просмотра сюжета попрошу вас ответить на несколько вопросов
Демонстрация видео

Световозвращающие элементы. Их польза и способы крепления.

https://vk.com/wall-159876603_12434

Материалы Городского центра по профилактике ДДТТ г.о. Самара https://vk.com/profilaktika_ddtt

В. Сегодня наш разговор пойдет о фликерах. А что это такое, кто знает?
Ответы детей
В. Вы правы. Это изделия, предназначенные к использованию на одежде при переходе проезжей части ночью или при пониженной видимости.
В. А  когда они особенно необходимы? 

Ответы детей

В. Верно, светоотражатели особенно необходимы осенью или весной. Когда в вечернее время видимость на дорогах понижается, часты дожди, мокрый асфальт увеличивает тормозной путь автомобиля и пешеходы становятся для водителей невидимыми. Ну, совсем как «Люди в черном». Это герои постановки, которую сегодня привезли вам ребята из театральной студии. Чтобы стать видимыми им необходимо обозначиться фликером на одежде. В особенной степени это положение относится к детям. Послушайте, что говорят дети

Чтение стихотворений воспитанниками студии

Быть ребенком – нелегко:

Не видать нас далеко.

С фликером наверняка

Видно нас издалека.

Чтобы водитель заметил детей

Фликер наденем мы поскорей!


В.Как же это работаетСветовозвращатели выполнены из тонких полимерных листовкоторые содержат крошечные сферические или пирамидальные 

элементы.Данные элементы имеют форму шара и отражают 80света туда

откуда он попал на их поверхностьТочно так же в темноте светятся глаза 

кошки.

Чтение стихотворений воспитанниками студии


Ночью водитель в дождьснегопад
Фликер увидеть на вас будет рад.
А чтоб зафиксировать этот момент,
Проводим мы с кошкой эксперимент.
Вот кошкаВот дивные кошки глаза.
На темной дороге она не видна.
Но вспыхнет источник на уровне глаз
Глаза засверкают светом тотчас!
Мы сознательность решили дружно вместе проявить.
И родителям про фликер всечто нужно объяснить.
Заявляем вамчто фликер мы намерены носить.
У родителей поддержки будем мы сейчас просить.

Дорогие ребята! Слушайте внимательно!-

Все надевайте светоотражатели!

Дети России – за безопасность!

Безопасная дорога будет им в радость!

Ситуативный практикум

В. Если вы внимательно смотрели видео, наверняка обратили внимание на способы крепления фликеров. Внимание на экран! Эти ребята надели светоотражатели. Что они сделали неверно?
Ответы детей

В. Верно. Светоотражателей должно быть несколько. И обязательно один с левой стороны, со стороны водителя. Спасибо. Вы настоящие знатоки, образцовые участники дорожного движения. Я уверен, что соблюдать правила дороги вы будете непременно!


Физминутка

В. А теперь физминутка. Предлагаю всем встать и влиться в ряды образцовых участников дорожного движенияШагаем на месте

Чтение стихотворений воспитанниками студии

Яркой колонной шагаем мы гордо,

И улыбаемся людям задорно!

Ярким быть – стильно, ярким быть – классно!

По шумным дорогам идти безопасно.


Волонтеры вместе с воспитанниками приюта шагают на месте, изображая движение колонны

ВСегодня о фликерах вамребятарасскажут воспитанники театральной 

студииВашему вниманию предлагается постановка «Люди в черном». Встречаем!


t1637469755ac.png


Сценарий выступления агитбригады ЮИД «Люди в черном»


На сцену выходят дети, одетые во все черное, они замедленно двигаются, изображая страшные «тени». Звучит мелодия Б.Кокобы

Фонограмма голоса за кадром:

Туман окутал все вокруг

Холодной сединой,

Не видно в небе облаков,

Деревьев вдоль дороги.

Черные, страшные, длинные тени

Через дорогу толпы теней!

Призраки города в призрачной лени

Тихо проходят в сутолоке дней.

В темное время дня, в туман, дождь или снегопад на дороге появляются «люди в черном»… Они невидимы!

Замирают. Вбегает водитель

В. Еду. Еду, вижу, вдалеке маячат какие-то светлячки. А подъехал ближе, вижу – это дети и на их одеждах горят белые и желтые огоньки.

В. Батюшки! Светопреставление!

Пешеходы в панике!

Как жизнь, здоровье сохранить?

Водители в панике!

Как пешеходов разглядеть?

ДТП надвигалось, оно казалось неотвратимым! (ДТП)

Фонограмма голоса за кадром:

Лишь избранные развеют тьму!

Фанфары. Вбегает Фликермэн со светящимся жезлом

Ф. Избавит от всех на дороге проблем,

Суперспособный ваш друг «Фликермэн»!

Перестроение. Выходят три ЮИД-овца

ЮИД Представьте себе - Ночь. Дорога. Двое нарушителей (в темной одежде) пытаются перебежать проезжую часть

В. Хочешь перебежать дорогу в неположенном месте? Но это очень опасно!

Н. Пусть потоком мчат машины,

Проскачу я между ними!

В. Постовой стоит на страже –

Жезлом машет, знак даёт, -

Не гляжу туда я даже.

Все Это даром не пройдет!

Здесь бежать не безобидно!

Н. Пусть! Темно, меня не видно!

Фонограмма визга тормозов автомобиля, дети замирают

В. Вот именно, что не видно. Тем опаснее перебегать в неположенном месте

Ночью детей на дорогах опасность коварная ждёт.

Водитель, будь осторожен – невидимым стал пешеход.

Авто разгоняется мощно, безумно мчится всегда,

А затормозить не сумеет.

Вместе И может случиться беда!

В. Допустим, на одежде отсутствует элемент отражения.

Это очень опасно! – водителя мнение.

Тебе кажется: «Успею!», но водитель

Не успеет заметить тебя!

Ты одет во все черное!

Все: А зря!

В. А если бы по дороге мчались "стритрейсеры"?

Н. А кто такие "стритрейсеры"?

В. Ночные гонщики. Смертельно опасный сезон ночных гонок в самом разгаре. Да вот они. Спасайся, кто может!

Перестроение. Въезжают стритрейсеры под фонограмму

С. Азарт и риск - гонять без правил по шоссе!

Адреналин - лететь по встречной полосе!

Да мы рискуем своей жизнью!

Мы не трясёмся за свою жизнь.

В. Безумцы, что вы творите?! По вашей вине на дорогах каждый день трагедии. Остановите свои гонки без правил!

Фонограмма фразы из песни: «Слышь, ты че такая дерзкая, а?» Нарушитель надвигается на образцового участника дороги. Перестроение.

В. Представляешь, если на темной дороге тебе встретятся такие вот отмороженные водители? Так что без фликеров – никуда.

Н. А что все таки такое – фликер?

Перестроение. Выходят англичане. Фонограмма из к.ф. о Шерлоке Холмсе

А. Сэр! Сэр. Расскажите про фликер.

А. Фликер - английское слово, переводится на руский язык как «мерцание».

Ю андестенд?

Пожалуйста, объясните нагляднее.

А. Пожалуйста!

Танец с фликерами на мотив песни «Потанцуем, Джек»

Это фликер – он светит в темноте!

Свети всегда, свети везде!

Классный фликер, он так заметен на тебе (2 раза).

Пришел в плаще ты черном, а вокруг темно,

Водитель не увидел тебя всё равно.

Ты домой скорей беги, к плащу ты фликер прикрепи.

Теперь куда идешь: гулять или в кино.

Особенно когда на улице темно.

И дождь на улице, темнеет свет в окне -

Тебе все непочем – ведь фликер - это свет.

Свет-свет-свет-свет….

Отряд ЮИД разворачивает плакат «Свет дарит жизнь! Засветись!» фонограмма песни «Девушки бывают разные…» Перестроение.

Ф. Фликеры бывают разные: зеленые, синие, красные.

Но все одинаково важные – спасут они жизнь однажды вам.

Ф. Особенно рекомендуем фликеры белого или лимонно - желтого цвета. И к тому же, светоотражатели — это модно, стильно, современно, а главное безопасно.

Ф. Запомните, использование светоотражателей снижает риск наезда на пешехода в 6-8 раз.

Ф. Пешеход с фликером виден на расстоянии 150 – 400 метров

Вместе: А значит- помните!

В. Применяя фликеры , многие ДТП реально

Вместе: Предотвратить!

В. Но полагаться только на светоотражатели нельзя. Светоотражатель - всего лишь элемент пассивной защиты пешеходов. Правила движения соблюдать необходимо!

Плакат «Свет дарит жизнь. Засветись!» переносится на авансцену. Перестроение.

Финальная песня на мотив «Зажигай!»

Мы желаем вам, ребята,

Не попасть в ДТП!

А для этого придется

Знать законы ПДД.

В темноте надень ты фликер –

Больше не робей,

На проезжей части темной

Обозначь себя скорей.

Припев: Это – не забава! Это – не игра!

Знать закон дороги нам с тобой пора!

Засветись! Фликер – без сомнения,

Засветись! Знак дорожного движения, Засветись! Пусть по всей России

Засветись! Все живут красиво!

Исполнители покидаю сцену. С данной постановкой воспитанники студии заняли 1 место в районном конкурсе агитбригад ЮИД, вышли на город, и заняли там 3 место.


Входит ведущий

В. Закончилось выступление воспитанников театральной студии. А наш праздник продолжается! И снова мы говорим о фликереКазалось быон выглядет, как игрушка

Однакоприменение этих маленьких приспособлений снижает детский 

травматизм почти в семь разЗначитиспользовать их нужно обязательно!
Часто светоотражатели уже присутствуют на одеждено если нет – пришейте 

сами светоотражающую тесьму или нашейте на одежду световозвращающие 

термоапликации и наклейки.
В. Аскажите мнеребятау всех ли у вас есть фликеры

Ответы детей
В. Сегодня эта возможность - получить фликер - дорожный амулет – вам будет 

предоставленаКаким образомА вот каким

Под ваши бурные аплодисменты я приглашаю на сцену гостя нашего мероприятия – инспектора отделения пропаганды ОГИБДД (ФИО).
Выступление инспектора о назначении фликеров заканчивается раздачей воспитанникам приюта и волонтерам фрагментов световозвращательной бумаги, из которой вскоре будут выполнены дорожные амулеты и плакаты


Проводится творческая мастерская «Мой световозвращатель» по 

самостоятельному изготовлению себе фликеровМастерскую проводят студенты – наставники и инспектор ОГИБДД


t1637469755ad.png


Проведение мастерской требует определенных затрат на материалы (картонсветоотражательную бумагу или ленту).

Для некоторых акций материалы выделяет инспектор отделения пропаганды 

ОГИБДДи тогда на столах,специально оборудованных ножницами

трафаретамикарандашами,  в рамках акции дети самостоятельно изготавливают дорожные амулеты желаемой формыДля других акций 

светоотражатели выполняются воспитанниками студии заранее, а  на мероприятии просто передаются в дар.
В рамках творческой мастерской также изготавливаются плакаты. Так на мероприятиях разных лет были изготовлены плакаты «Соблюдаем ПДД!» и «Фликер»


t1637469755ae.png



t1637469755af.png



Необходимым этапом акции является проведение научно-познавательного эксперимента «Мой волшебный светоотражатель». 

Заключается эксперимент в общей фотографии участников акции с изготовленными плакатами и светоотражателямиВ ходе эксперимента дети убеждаются в действенности 

светоотражателя от направленного на него источника света. Убеждение в ходе творческой мастерской в действенности световозвращателей 

приводит к томучто их использование  становится осознанным.


Рефлексия
В. (методика «Интервью») Ребята, вам понравилось мероприятие? Вы убедились, что световозвращатели – действенное и самое недорогое и доступное страхование жизни? Вы будете носить свой дорожный амулет? В завершение нашей встречи хочется повторитьне пренебрегайте правилами безопасности!
А сейчас я хочу поблагодарить всех участников праздникаИ помнимчтоб не

 случилось ДТПвсе дружно учим...
Артисты и все дети ПДД!
Финальная песня про ПДД


t1637469755ag.png



t1637469755ah.png


II. Добровольческая акция «Мой светоотражатель». Дистанционный формат

Дистанционный формат акции включает в себя мастер-класс - творческую мастерскую по изготовлению светоотражателей и видео ролик «Мой светоотражатель», смонтированный из фрагментов, выполненных воспитанниками дома на дистанте, демонстрирующий возможности и действенность светоотражательных элементов. В настоящее время ведутся переговоры с администрацией соцприюта о передаче видео материалов в приют для просмотра их воспитанниками. Также в приют будут переданы светоотражатели, выполненные студийцами.


Ссылка на мастер-класс - творческую мастерскую https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/masterklass_tvorcheskaya_masterskaya_moj_svetovoz_203507.html

Ссылка на видео ролик «Мой светоотражатель» https://cloud.mail.ru/public/pVrR/X17Nt75wb



Используемая литература:

Правила дорожного движения. М, 2014

Материалы Городского центра по профилактике ДДТТ г.о. Самара https://vk.com/profilaktika_ddtt

Интернет ресурсы: Световозвращающие элементы. Их польза и способы крепления.

https://vk.com/wall-159876603_12434

памятка родителям

https://vk.com/wall-159876603_12482

http://www.fcp-pbdd.ru/it_will_help_save_lives/Reflective_elements.php Световозвращающие элементы на детской одежде очень важны.

https://infourok.ru/klassniy-chas-zasvetis-stan-zametnee-na-doroge-3946345.html «Засветись! Стань заметнее на дороге"

https://infourok.ru/konspekt-nod-na-temu-zasvetis-v-temnote-i-stan-zametnim-na-doroge-1739176.html «Засветись» в темноте и стань заметным на дороге.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Честь и хвала воспитанникам театральной студии и Вам, Ирина Геннадьевна, за активное участие в социально-значимом проекте! Все мероприятия в рамках акции интересны, значимы и актуальны! Молодцы! Спасибо!!!

21 November 2021

Огромное Вам спасибо, Елена Владимировна, за такие приятные слова!

21 November 2021