12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Cветлана Михайловна Цвирчак220
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
0

Доклад к научно-практической конференции Декабристы в Сибири по теме «Декабристы в воспоминаниях современников (мемуарная литература и художественные фильмы)»





                     Доклад к научно-практической конференции

                                               «Декабристы

в воспоминаниях современников (мемуарная литература и художественные фильмы)»













Докладчик : учитель истории МАОУ ЦО №47 г. Иркутска

Цвирчак Светлана Михайловна





















                                                                                             «…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!...»

А. С. Пушкин, «К Чаадаеву», 1818г

Восстание декабристов является одной из самых противоречивых страниц в русской истории. Все 196 лет, прошедших с момента восстания на Сенатской площади, не утихают споры о целях и методах декабристов: кто – то считает их настоящими патриотами, которые были готовы принести в жертву собственные жизни ради благо родины; другие же уверены, что декабристы – обычные смутьяны и политические дилетанты с опасными утопическими идеями.

Мемуарная литература о декабристах велика и многообразна. В первую очередь это воспоминания и рассказы ближайших родственников декабристов (жен, детей, братьев, сестер, племянников и др.). Другую группу составляют воспоминания лиц, непосредственно общавшихся с декабристами (сотрудничавших вместе с ними в журналах и альманахах, сослуживцев и пр.). Очень интересны сохранившиеся записи мемуарного характера, сделанные со слов людей, служивших у декабристов по найму, лиц «простого звания», тем более что таких воспоминаний немного. Особенно богато представлена мемуаристика о дне 14 декабря 1825 г.; авторы этих воспоминаний, в большинстве своем очевидцы и даже прямые участники событий, представляют собой необычайно пеструю галерею лиц всех рангов и социальных положений — от чиновников министерского департамента и низшего духовного чина до представителей царствующего дома, включая и самого императора Николая I.

Большую ценность для изучения декабристов составляют «Записки о моей жизни» Н.И. Греча. Записки Греча, несмотря на их тенденциозность, содержат меткие наблюдения и ценные фактические данные о наиболее видных декабристах, которых он хорошо знал. Греч не мог не отдать должного таланту, благородству и твердости этих деятелей декабристского движения. «Ума он был необыкновенного, поведения безукоризненного, служил усердно и честно, был храбр в сражениях и человеколюбив после боя», — говорит Греч о Пестеле. «Сергей Муравьев действовал решительно, твердо, по внутренним убеждениям, и остался им верен до конца», — напишет он о другом выдающемся руководителе Южного общества. О Рылееве он скажет следующее: «Рылеев сделался двигателем и душою тайного общества, набирал членов, внушал им свои революционные идеи, писал сатирические и возмутительные стихи. (...) 14 декабря Рылеев сам не сражался на площади, но разъезжал повсюду, поощрял своих товарищей, призывал народ к восстанию.»

Анализ мемуаристики о декабристах показывает, что по отношению к ним и к их «делу» не было (и не могло быть) совершенно беспристрастных «свидетелей» и «летописцев». Во всех этих воспоминаниях и заметках так или иначе отразилась идейная борьба — столкновение поколения Чацких, носителей передовых взглядов, и старого поколения ретроградов Фамусовых. Сам сюжет мемуаров, как правило, исполненный особой политической остроты, заставлял мемуаристов занять ту или иную позицию. В огромной декабристоведческой литературе этому сюжету посвящена всего лишь одна статья Ю. М. Лотмана «Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория)» (Литературное наследство декабристов. Л., 1975). Наиболее отчетливо столкновение взглядов и позиций выявляется в оценке главного события в движении декабристов — вооруженного восстания 14 декабря 1825 г. Здесь, в разноликой, пестрой массе мемуаристов — современников декабристов, совершенно определенно выделяются, с одной стороны, их друзья и восторженные почитатели и, с другой, их недруги и разъяренные хулители. Подробная многомерность необходима для наиболее полного понимания того или иного исторического события.

Образ декабристов в контексте художественных фильмов в СССР и России: «Звезда Пленительного Счастья» и «Союз Спасения».

Звезда Пленительного Счастья» уже давно стала классикой советского кинематографа. Именно этот фильм сформировал образ декабристов у советского гражданина – образ благородных борцов с тиранством и самодержавием.

На фоне крикливого императора спокойствие декабристов кажется совсем уж ангельским. Несмотря на своё богатство и достаток, они думают о бедах простых людей. «Их(крестьян) продают в розницу, разбивают семьи, развращают жён, забирают невинность дев» - такие разговоры явно не редкость на собраниях тайного общества. В намерениях революционеров нет корыстного умысла, их желание – всеобщее равенство перед законом, как гласит манифест Сергея Петровича Трубецкого, который должен был быть обнародован в случае успеха переворота. Для них закон – высшая сила, которой должен подчиняться и император. «Ваше Величество, в том и несчастье, что вы всё можете, что вы выше закона. А я желал бы, чтобы ваши подданные зависели от закона, а не от вашей угодности, капризов, или минутных слабостей» - так отвечает Сергей Волконский на предложение Николая о прощении взамен на клятву верности, в ответ на что отправляется в крепость.

Мужчины-декабристы пострадали за стремление к своим идеалам, а их верные жены преподали урок всему цивилизованному миру — урок Верности и Любви. Никогда больше в мировой истории не повторялось подобное явление. Россия поразила всех.
Подвиг декабристов всколыхнул всю Европу, а невероятный подвиг их жен добавил в политику совсем другие краски.

«Союз спасения», фильм, который был снят уже в современной России 2019 года режиссером Андреем Кравчуком дает уже совершенно иную трактовку восстания декабристов.

При просмотре «Союза Спасения» у зрителя, не столь сведущего в истории родной страны, может возникнуть один вопрос: а зачем им вообще нужна революция?

Этот вопрос, на самом деле, обоснован. По ходу фильма действительно непонятно, зачем и почему декабристы собирались устраивать переворот: в стране всё хорошо, царь перемен желал, о крепостничестве и экономическом отставании никто ничего не говорит. Декабристы, на фоне всей благодати, кажутся откровенными глупцами, собиравшимися захватить власть. На собрании их тайного общества, которому в фильме уделено всего 2 минуты, далее по сюжетным титрам оно разделится на две части, разница между которыми тоже показана не будет, заговорщики не обсуждают ни проблемы в стране, ни свою программу, ни вопросы устройства страны после прихода к власти. По мнению авторов фильма, собрание заговорщиков – весёлый кутеж да фокусы с шампанским.

Из – за замалчивания и исторических ошибок в фильме у зрителя не создаётся понимания, почему и зачем образовывались декабристские общества, почему они собирались устраивать переворот, почему вопрос с жизнью императора стоял так остро. Две самые грубые исторические ошибки в фильме – бунт Семёновского полка и «желание царя Александра перемен». После войны 1812 года никаких перемен царь Александр не желал, никак либеральных преобразований проводится не собиралось, хотя ему и предлагались проекты, вроде «Уставной грамоты» Новосильцева или проекта отмены крепостного права. Требование конституции декабристами – отдельная тема. Зачем она, что она даст? Ответ на это вопрос даже сами декабристы не озвучивают в разговорах друг с другом.

Бунт Семёновского полка был вывернут буквально наизнанку. Вместо «довольно мирной формы возмущения» - погром и попытки убит командира за один единственный показанный эксцесс с солдатом. Ничего похожего близко не было в Семеновском полку. Это был элитный полк, в котором офицеры уже несколько лет перед тем вели просвещенческую работу среди солдат, где отменили телесные наказания. Это были совершенно другие люди. И никакого погрома в Семеновском полку 1820 году не было, весь бунт заключался в том, что государева рота выстроилась для проверки и отказалась расходиться, пока не отменят неуставные смотры, которые ввел полковник Шварц, и самого его не уберут из полка. Зачем понадобилось в фильме искажать этот факт, совершенно непонятно.

Если в «Звезде Пленительного Счастья» жёнам декабристов уделяется особое место, то в «Союзе Спасения» с ними буквально несколько секунд. Любовный посыл фильма к тому же, абсолютно другой. Если в советском фильме француженка Полина Гебль, будущая Полина Анненкова, жена декабриста Ивана Анненкова, готова выйти замуж за каторжника, то Анна Бельская, невеста Муравьёва – Апостола, не имеющая реального исторического прототипа, бросает его, как только узнаёт о его намерениях.

Весь фильм пронизан идеей того, что декабристы могли добиться своих целей мирным путём, через поддержку власти. Громче всего это звучит в разговоре Рылеева и Мордвинова, предсмертном видении Муравьёва – Апостола… История не терпит сослагательных наклонений, но всё же я сильно сомневаюсь, что Николай Первый пошёл бы на такое. Не тот человек, не тот характер. Были попытки разговора с властью, тот же Семёновский полк, но вот только слушать никто не желал.

«Звезда Пленительного Счастья», снятая в Советском Союзе Владимиром Мотылём, картина о благородных дворянах, которые не смогли стерпеть несправедливость по отношению к простому народу, его униженность и угнетённость. В центре повествования находятся судьбы офицеров и их жён, которые боролись за право отправиться в ссылку за своими мужьями. Эти события указывают на контраст между действиями жён декабристов и поведением императора, с особой жестокостью оторвавшего матерей от детей. Фильм наполнен символизмом, будь то показ картины со святыми во время допроса офицеров, что создаёт контраст с жестокими решениями императора, или же литургия, звучащая в начале фильма со словами «О страждущих, пленённых, путешествующих и о спасении их помолимся». Звёздами счастья с фильме являются сами жёны декабристов, которые своей любовью и светом смягчают участь своих любящих и любимых благородных мужей.

«Союз Спасения» даёт совершенно иное представление о декабристах. Перед разбором фильма я бы хотела отметить то, что считаю достоинствами фильма: работу костюмеров и гримёров, музыкальное сопровождение и операторскую работу. Кинолента получилась действительно красивой, но полной недомолвок и полуправды. В отличие от советского фильма, где декабристы излишне идеализированы, в картине Андрея Кравчука декабристы – легкомысленные мечтатели, готовые пролить роль ради далёкой и абстрактной цели. У них нет четкого плана действий, их желания выглядят абсолютно неуместными, учитывая исторически – неверный контекст фильма, заявляющий, что после войны 12ого года царь Александр всё ещё желал либеральных перемен. В действительности курс на либеральные преобразования ко времени появления первого декабристского общества был давно отменён. В фильме нет серьёзных исторических ошибок, но есть недомолвки, из – за которых действия декабристов кажутся бессмысленными и глупыми.

В противовес «безумцам, меняющим мир» ставится император Николай, полная противоположность образа из «Звезды Пленительного Счастья». В «Союзе Спасения» Николай добр, благодушен и миролюбив: он пытается договориться с восставшими, говорит о том, не хочет знать их имён, а решение отдать приказ стрелять даётся ему нелегко.

Так почему же два фильма об одном и том же историческом событии настолько разные? Ответ простой: они снимались в разных исторических эпохах и политических режимах.

В эпоху СССР сложился образ декабристов, в котором главным было то, что они офицеры и герои, с флером гусарства, умевшие хранить верную дружбу, чувство собственного достоинства и свободу суждений, поэты и мыслители, задававшие себе те же вопросы, какими терзались их потомки полтора века спустя.

В Российской Федерации отношение к героям – революционерам совсем другое. После распада СССР ушла и жёсткая цензура, не позволявшая говорить против того, что считалось общеобязательным. Также с уходом цензуры начали появляться новые публикации историков, бросавшие тень на романтизированный образ «героев – мучеников» - началось разрушение советского мифа о декабристах. Переосмысление исторических событий на протяжении времени – нормальное явление, которое было и будет в нашей стране.

Так кем же были декабристы? Героями? Смутьянами? Мечтателями? На этот вопрос нет и вряд ли будет правильный ответ. Черно-белая палитра тут точно не подходит. Декабристы не герои без страха и упрека, но и не глупцы. Это образованные и эрудированные люди, запутавшиеся в собственных утопичных проектах будущего. Фактически бывшие первой итерацией российской оппозиции, эти реформаторы страдали не от глупости, а от отсутствия единого видения, что в итоге их и погубило.

Список использованных

материалов

Фильм «Союз Спасения», режиссер Андрей Кравчук, 2019г

Фильм «Звезда Пленительного Счастья», режиссер Владимир Мотыль, 1975г

Декабристы в воспоминаниях современников. Издательство МГУ, 1988г

Дирин П. П .История Лейб – Гвардии Семёновского полка.

В. А. Фёдоров. Декабристы и их время. Издательство МГУ, 1992г





7



Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.