Доклад к научно-практической конференции Декабристы в Сибири по теме «Декабристы в воспоминаниях современников (мемуарная литература и художественные фильмы)»
Доклад к научно-практической конференции
«Декабристы
в воспоминаниях современников (мемуарная литература и художественные фильмы)»
Докладчик : учитель истории МАОУ ЦО №47 г. Иркутска
Цвирчак Светлана Михайловна
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!...»
А. С. Пушкин, «К Чаадаеву», 1818г
Восстание декабристов является одной из самых противоречивых страниц в русской истории. Все 196 лет, прошедших с момента восстания на Сенатской площади, не утихают споры о целях и методах декабристов: кто – то считает их настоящими патриотами, которые были готовы принести в жертву собственные жизни ради благо родины; другие же уверены, что декабристы – обычные смутьяны и политические дилетанты с опасными утопическими идеями.
Мемуарная литература о декабристах велика и многообразна. В первую очередь это воспоминания и рассказы ближайших родственников декабристов (жен, детей, братьев, сестер, племянников и др.). Другую группу составляют воспоминания лиц, непосредственно общавшихся с декабристами (сотрудничавших вместе с ними в журналах и альманахах, сослуживцев и пр.). Очень интересны сохранившиеся записи мемуарного характера, сделанные со слов людей, служивших у декабристов по найму, лиц «простого звания», тем более что таких воспоминаний немного. Особенно богато представлена мемуаристика о дне 14 декабря 1825 г.; авторы этих воспоминаний, в большинстве своем очевидцы и даже прямые участники событий, представляют собой необычайно пеструю галерею лиц всех рангов и социальных положений — от чиновников министерского департамента и низшего духовного чина до представителей царствующего дома, включая и самого императора Николая I.
Большую ценность для изучения декабристов составляют «Записки о моей жизни» Н.И. Греча. Записки Греча, несмотря на их тенденциозность, содержат меткие наблюдения и ценные фактические данные о наиболее видных декабристах, которых он хорошо знал. Греч не мог не отдать должного таланту, благородству и твердости этих деятелей декабристского движения. «Ума он был необыкновенного, поведения безукоризненного, служил усердно и честно, был храбр в сражениях и человеколюбив после боя», — говорит Греч о Пестеле. «Сергей Муравьев действовал решительно, твердо, по внутренним убеждениям, и остался им верен до конца», — напишет он о другом выдающемся руководителе Южного общества. О Рылееве он скажет следующее: «Рылеев сделался двигателем и душою тайного общества, набирал членов, внушал им свои революционные идеи, писал сатирические и возмутительные стихи. (...) 14 декабря Рылеев сам не сражался на площади, но разъезжал повсюду, поощрял своих товарищей, призывал народ к восстанию.»
Анализ мемуаристики о декабристах показывает, что по отношению к ним и к их «делу» не было (и не могло быть) совершенно беспристрастных «свидетелей» и «летописцев». Во всех этих воспоминаниях и заметках так или иначе отразилась идейная борьба — столкновение поколения Чацких, носителей передовых взглядов, и старого поколения ретроградов Фамусовых. Сам сюжет мемуаров, как правило, исполненный особой политической остроты, заставлял мемуаристов занять ту или иную позицию. В огромной декабристоведческой литературе этому сюжету посвящена всего лишь одна статья Ю. М. Лотмана «Декабрист в повседневной жизни (Бытовое поведение как историко-психологическая категория)» (Литературное наследство декабристов. Л., 1975). Наиболее отчетливо столкновение взглядов и позиций выявляется в оценке главного события в движении декабристов — вооруженного восстания 14 декабря 1825 г. Здесь, в разноликой, пестрой массе мемуаристов — современников декабристов, совершенно определенно выделяются, с одной стороны, их друзья и восторженные почитатели и, с другой, их недруги и разъяренные хулители. Подробная многомерность необходима для наиболее полного понимания того или иного исторического события.
Образ декабристов в контексте художественных фильмов в СССР и России: «Звезда Пленительного Счастья» и «Союз Спасения».
Звезда Пленительного Счастья» уже давно стала классикой советского кинематографа. Именно этот фильм сформировал образ декабристов у советского гражданина – образ благородных борцов с тиранством и самодержавием.
На фоне крикливого императора спокойствие декабристов кажется совсем уж ангельским. Несмотря на своё богатство и достаток, они думают о бедах простых людей. «Их(крестьян) продают в розницу, разбивают семьи, развращают жён, забирают невинность дев» - такие разговоры явно не редкость на собраниях тайного общества. В намерениях революционеров нет корыстного умысла, их желание – всеобщее равенство перед законом, как гласит манифест Сергея Петровича Трубецкого, который должен был быть обнародован в случае успеха переворота. Для них закон – высшая сила, которой должен подчиняться и император. «Ваше Величество, в том и несчастье, что вы всё можете, что вы выше закона. А я желал бы, чтобы ваши подданные зависели от закона, а не от вашей угодности, капризов, или минутных слабостей» - так отвечает Сергей Волконский на предложение Николая о прощении взамен на клятву верности, в ответ на что отправляется в крепость.
Мужчины-декабристы пострадали за стремление к своим идеалам, а их верные жены преподали урок всему цивилизованному миру — урок Верности и Любви. Никогда больше в мировой истории не повторялось подобное явление. Россия поразила всех.
Подвиг декабристов всколыхнул всю Европу, а невероятный подвиг их жен добавил в политику совсем другие краски.
«Союз спасения», фильм, который был снят уже в современной России 2019 года режиссером Андреем Кравчуком дает уже совершенно иную трактовку восстания декабристов.
При просмотре «Союза Спасения» у зрителя, не столь сведущего в истории родной страны, может возникнуть один вопрос: а зачем им вообще нужна революция?
Этот вопрос, на самом деле, обоснован. По ходу фильма действительно непонятно, зачем и почему декабристы собирались устраивать переворот: в стране всё хорошо, царь перемен желал, о крепостничестве и экономическом отставании никто ничего не говорит. Декабристы, на фоне всей благодати, кажутся откровенными глупцами, собиравшимися захватить власть. На собрании их тайного общества, которому в фильме уделено всего 2 минуты, далее по сюжетным титрам оно разделится на две части, разница между которыми тоже показана не будет, заговорщики не обсуждают ни проблемы в стране, ни свою программу, ни вопросы устройства страны после прихода к власти. По мнению авторов фильма, собрание заговорщиков – весёлый кутеж да фокусы с шампанским.
Из – за замалчивания и исторических ошибок в фильме у зрителя не создаётся понимания, почему и зачем образовывались декабристские общества, почему они собирались устраивать переворот, почему вопрос с жизнью императора стоял так остро. Две самые грубые исторические ошибки в фильме – бунт Семёновского полка и «желание царя Александра перемен». После войны 1812 года никаких перемен царь Александр не желал, никак либеральных преобразований проводится не собиралось, хотя ему и предлагались проекты, вроде «Уставной грамоты» Новосильцева или проекта отмены крепостного права. Требование конституции декабристами – отдельная тема. Зачем она, что она даст? Ответ на это вопрос даже сами декабристы не озвучивают в разговорах друг с другом.
Бунт Семёновского полка был вывернут буквально наизнанку. Вместо «довольно мирной формы возмущения» - погром и попытки убит командира за один единственный показанный эксцесс с солдатом. Ничего похожего близко не было в Семеновском полку. Это был элитный полк, в котором офицеры уже несколько лет перед тем вели просвещенческую работу среди солдат, где отменили телесные наказания. Это были совершенно другие люди. И никакого погрома в Семеновском полку 1820 году не было, весь бунт заключался в том, что государева рота выстроилась для проверки и отказалась расходиться, пока не отменят неуставные смотры, которые ввел полковник Шварц, и самого его не уберут из полка. Зачем понадобилось в фильме искажать этот факт, совершенно непонятно.
Если в «Звезде Пленительного Счастья» жёнам декабристов уделяется особое место, то в «Союзе Спасения» с ними буквально несколько секунд. Любовный посыл фильма к тому же, абсолютно другой. Если в советском фильме француженка Полина Гебль, будущая Полина Анненкова, жена декабриста Ивана Анненкова, готова выйти замуж за каторжника, то Анна Бельская, невеста Муравьёва – Апостола, не имеющая реального исторического прототипа, бросает его, как только узнаёт о его намерениях.
Весь фильм пронизан идеей того, что декабристы могли добиться своих целей мирным путём, через поддержку власти. Громче всего это звучит в разговоре Рылеева и Мордвинова, предсмертном видении Муравьёва – Апостола… История не терпит сослагательных наклонений, но всё же я сильно сомневаюсь, что Николай Первый пошёл бы на такое. Не тот человек, не тот характер. Были попытки разговора с властью, тот же Семёновский полк, но вот только слушать никто не желал.
«Звезда Пленительного Счастья», снятая в Советском Союзе Владимиром Мотылём, картина о благородных дворянах, которые не смогли стерпеть несправедливость по отношению к простому народу, его униженность и угнетённость. В центре повествования находятся судьбы офицеров и их жён, которые боролись за право отправиться в ссылку за своими мужьями. Эти события указывают на контраст между действиями жён декабристов и поведением императора, с особой жестокостью оторвавшего матерей от детей. Фильм наполнен символизмом, будь то показ картины со святыми во время допроса офицеров, что создаёт контраст с жестокими решениями императора, или же литургия, звучащая в начале фильма со словами «О страждущих, пленённых, путешествующих и о спасении их помолимся». Звёздами счастья с фильме являются сами жёны декабристов, которые своей любовью и светом смягчают участь своих любящих и любимых благородных мужей.
«Союз Спасения» даёт совершенно иное представление о декабристах. Перед разбором фильма я бы хотела отметить то, что считаю достоинствами фильма: работу костюмеров и гримёров, музыкальное сопровождение и операторскую работу. Кинолента получилась действительно красивой, но полной недомолвок и полуправды. В отличие от советского фильма, где декабристы излишне идеализированы, в картине Андрея Кравчука декабристы – легкомысленные мечтатели, готовые пролить роль ради далёкой и абстрактной цели. У них нет четкого плана действий, их желания выглядят абсолютно неуместными, учитывая исторически – неверный контекст фильма, заявляющий, что после войны 12ого года царь Александр всё ещё желал либеральных перемен. В действительности курс на либеральные преобразования ко времени появления первого декабристского общества был давно отменён. В фильме нет серьёзных исторических ошибок, но есть недомолвки, из – за которых действия декабристов кажутся бессмысленными и глупыми.
В противовес «безумцам, меняющим мир» ставится император Николай, полная противоположность образа из «Звезды Пленительного Счастья». В «Союзе Спасения» Николай добр, благодушен и миролюбив: он пытается договориться с восставшими, говорит о том, не хочет знать их имён, а решение отдать приказ стрелять даётся ему нелегко.
Так почему же два фильма об одном и том же историческом событии настолько разные? Ответ простой: они снимались в разных исторических эпохах и политических режимах.
В эпоху СССР сложился образ декабристов, в котором главным было то, что они офицеры и герои, с флером гусарства, умевшие хранить верную дружбу, чувство собственного достоинства и свободу суждений, поэты и мыслители, задававшие себе те же вопросы, какими терзались их потомки полтора века спустя.
В Российской Федерации отношение к героям – революционерам совсем другое. После распада СССР ушла и жёсткая цензура, не позволявшая говорить против того, что считалось общеобязательным. Также с уходом цензуры начали появляться новые публикации историков, бросавшие тень на романтизированный образ «героев – мучеников» - началось разрушение советского мифа о декабристах. Переосмысление исторических событий на протяжении времени – нормальное явление, которое было и будет в нашей стране.
Так кем же были декабристы? Героями? Смутьянами? Мечтателями? На этот вопрос нет и вряд ли будет правильный ответ. Черно-белая палитра тут точно не подходит. Декабристы не герои без страха и упрека, но и не глупцы. Это образованные и эрудированные люди, запутавшиеся в собственных утопичных проектах будущего. Фактически бывшие первой итерацией российской оппозиции, эти реформаторы страдали не от глупости, а от отсутствия единого видения, что в итоге их и погубило.
Список использованных
материалов
Фильм «Союз Спасения», режиссер Андрей Кравчук, 2019г
Фильм «Звезда Пленительного Счастья», режиссер Владимир Мотыль, 1975г
Декабристы в воспоминаниях современников. Издательство МГУ, 1988г
Дирин П. П .История Лейб – Гвардии Семёновского полка.
В. А. Фёдоров. Декабристы и их время. Издательство МГУ, 1992г
7