12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Зарубина Тамара Николаевна74
Россия, Иркутская обл., Иркутск

ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа № 4 г. Иркутска»

















Доклад:

«Личностно – ориентированные педагогические технологии, направленные на создание условий для социальной адаптации обучающихся»

















Докладчик:

Зарубина Т.Н.

2022г

Личностно – ориентированные технологии, применяемые в коррекционных школах.

Личностно ориентированное обучение имеет глубокие корни. Стремление к возвышению человека, наиболее полному воплощению в нем человеческой сущности прослеживается с древних времен. Еще Протагор говорил: «Мера всех вещей - человек». Идея всестороннего гармоничного развитии личности провозглашалась и в советский период. Человек объявляется главной ценностью. «Все для человека, все для блага человека».

Личностно ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Если в традиционной философии образования социально-педагогические модели развития личности описывались в виде извне задаваемых образцов, эталонов познания (познавательной деятельности), то личностно ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого ученика, как важного ис­точника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании. Тем самым признается, что в образовании происходит не просто интериоризация ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированная педагогика.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия  развития и совершенствования личности ребенка:

1) использование субъектного опыта ребенка;

2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие,

способствующее пониманию и введению нового знания;

3) вариативность заданий, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;

4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;

5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ;

6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят).

Данные принцыпы осуществляем с помощью системы работы, предусматривающей сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Изучая материал по данному вопросу, мы поняли что суть личностно – ориентированных технологий – совокупность различных технологий, адаптированных на развитие личности.

Итак, первое, о чём хотим сказать – о модели развивающего образования, получившая распространение в последние годы. В ней отдается предпочтение развитию способно­стей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активно­сти в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащих­ся самостоятельно мыслить, добывать знания, ими оперировать, осу­ществлять перенос в новую ситуацию.

Примером могут служить задания на изучение нового – «дополни определение», которое следует после выполнения упражнения, которое даёт возможность вставить в определение нужные термины.



Второе - личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.

Целевые ориентации данной технологии:


Переход от педагогики требований к педагогике отношений.

Гуманно-личностный подход к ребенку.

Единство обучения и воспитания.

Особенности содержания и методики.


Задания при групповой работе даём дифференцированные. Богатые возможности групповой работы используем чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 9 классе по теме «Наречие», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они правильно писать наречия, им было предложено из текста выбрать наречия и объяснить их правописание. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

Часто используем работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

Рекомендации:

Учитывать индивидуальные особенности не группы обучающихся, обладающих примерно сходными особенностями, а каждого отдельного ученика;

Учитывать не только общие умственные способности , но и личностные качества обучающихся;

Учитывать свойства или состояния обучающегося и в том случае, если именно это важно для данного ученика (толерантность в какой-либо области, расстройство здоровья);

Индивидуализацию реализовывать не эпизодически или в каком-либо виде учебной работы, а во всём объёме учебной деятельности.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.