Доклад на тему «Роль художественной литературы в жизни ребенка»
Доклад на тему:
«Роль художественной литературы в жизни ребенка»
Художественная литература является одним из важных средств всестороннего развития личности детей дошкольного возраста. Следует подчеркнуть ее значение для формирования:
- нравственных чувств
- норм нравственного поведения
- эстетического восприятия и чувств
- поэтичности и музыкальности
- способности проявлять сочувствие и доброту к окружающим
- принципиальности, честности и т.д.
Художественная литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Ее воспитательное значение огромно:
- расширяет знания ребенка об окружающем мире
- воздействует на личность малыша
- развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка
- улучшает память и концентрацию внимания.
Дошкольный возраст – время активного становления эстетического восприятия литературы и закладки интереса к чтению.
Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с устного народного творчества (потешек, песенок, дразнилок и считалок, сказок), тонкий юмор которых является эффективным средством педагогического воздействия против лени, трусости, упрямства, капризов и эгоизма. Когда малыш подрастет в репертуар для чтения включают рассказы, чуть позднее былины, басни.
Посредством сказок у детей развивается воображение, фантазия. Сказка побуждает ребенка к сочинительству, что, несомненно, положительно скажется и на речевое развитие малыша.
Запоминание стихов и сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь.
Особое внимание следует уделять формированию грамматически правильной речи. Следить, чтобы дети, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, пользовались словами в правильной грамматической форме. Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на все компоненты речевого развития: звуковую культуру, грамматический строй, словарный запас, связную речь.
В. Г. Маранцман (д.п.н) утверждал, что в процессе слушания произведений художественной литературы у читателя-слушателя включаются три из четырех сфер читательской деятельности:
эмоциональная сфера
сфера воображения
реакция на содержание текста
В зависимости от того, что читает педагог детям, у них развивается понимание и познание лаконизма и точности языка (в рассказе); музыкальности, ритмичности и напевности (в стихах); меткости, выразительности (в сказках). Характер восприятия текста, который читает детям взрослый человек, говорит о том, что они включаются не столько в процесс слушания, сколько в процесс чтения.
В дошкольном возрасте при разучивании детьми стихотворений педагогами широко применяются мнемотаблицы.
Рассмотрим подобную методику на примере стихотворения В. А. Степанова «Что мы Родиной зовём» при изучении лексической темы: «Россия – мой дом».
Цель: вызвать желание у детей заучивать и выразительно читать стихотворение с помощью мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные: учить внимательно слушать поэтическое произведение, понимать его содержание; учить заучивать стихотворения с опорой на мнемотаблицы; уточнять и закреплять знания детей о родной стране.
Развивающие: развивать у детей умение последовательно запоминать и рассказывать стихотворение, соотносить фразы с картинками; обогащать и активизировать словарный запас по теме.
Воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к Родине.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|