12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрей Анатольевич26343
учитель, классный руководитель
Россия, Орловская обл.
Материал размещён в группе «Детское творчество»
21

Доклад об историческом событии (Дне воинской славы России): «Сталинградская битва»

Доклад об историческом событии

(Дне воинской славы России): «Сталинградская битва».

Сталинградская битва была важным событием Второй Мировой войны. Сражение включало в себя осаду Вермахтом Сталинграда (современный Волгоград), противостояние в городе, и контрнаступление Красной армии (операция «Уран»), в результате которого VI армия Вермахта и другие силы союзников Германии внутри и вокруг города были окружены и частью уничтожены, частью захвачены в плен. По приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек. Державы Оси потеряли большое количество людей и вооружений, и впоследствии не смогли полностью оправиться от поражения. И.В. Сталин писал: «Сталинград был закатом немецко-фашистской армии. После Сталинградского побоища, как известно, немцы не могли уже оправиться». Для Советского Союза, который также понёс большие потери в течение сражения, победа в Сталинграде отметила начало освобождения страны, и победного марша по Европе, приведшего к окончательному поражению нацистской Германии в 1945.

22 июня 1941 года Германия и её союзники вторглись на территорию Советского Союза, быстро продвигаясь вглубь. Потерпев поражение в ходе боёв летом и осенью 1941, советские войска контратаковали во время битвы за Москву в декабре 1941 года. Истощённые немецкие войска, плохо экипированные для боевых действий зимой и с растянутыми тылами, были остановлены на подступах к столице и отброшены назад.

Зимой 1941—1942 гг. немецкий фронт, в конце концов, стабилизировался. Планы нового наступления на Москву были отвергнуты Гитлером, несмотря на то, что его генералы настаивали именно на этом варианте. Атака на Москву была слишком предсказуемой — так считали многие, в особенности Гитлер.

По всем этим причинам немецкое командование рассматривало планы новых наступлений на Севере и Юге. Наступление на Юг СССР обеспечило бы контроль над нефтяными месторождениями Кавказа (районов Грозного и Баку), а также над рекой Волгой — главной транспортной артерией, связывавшей европейскую часть страны с Закавказьем и Средней Азией. Победа Германии на юге Советского Союза могла бы серьёзно повредить сталинскую военную машину и советскую экономику.

Сталинское руководство, ободрённое успехами под Москвой, попыталось перехватить стратегическую инициативу, и в мае 1942 бросило крупные силы, в наступление под Харьковом. Наступление началось из Барвенковского выступа южнее Харькова, который образовался в результате зимнего наступления Юго-Западного Фронта. Особенностью этого наступления было использование нового советского подвижного соединения - танкового корпуса, который по количеству танков и артиллерии примерно соответствовал немецкой танковой дивизии, но значительно уступал ей по числу мотопехоты. Немцы в это время параллельно планировали операцию по срезанию Барвенковского выступа.

Наступление Красной Армии оказалось настолько неожиданным для Вермахта, что едва не кончилось катастрофой для группы армий "Юг". Однако немцы решили не менять планы и благодаря концентрации войск на флангах выступа прорвали оборону советских войск и большая часть Юго-Западного Фронта оказалась в окружении. В последующих трёхнедельных боях, известных, как «вторая битва за Харьков», наступающие части Красной Армии потерпели тяжёлое поражение. Только в плен попало более 200 тысяч человек (по немецким данным, по советским архивным - значительно меньше), было потеряно много тяжёлого вооружения. После этого фронт южнее Воронежа оказался серьезно ослаблен (См. карту Май — июль 1942). Ключ к Кавказу, город Ростов-на-Дону, который в ноябре 1941 удалось отстоять с таким трудом, был сдан без боя. В частях Красной Армии на южном направлении царили настроения близкие к панике. Для поддержания дисциплины в дивизиях были созданы штрафные роты и батальоны (Приказ № 227). В тылу частей Красной Армии выставлялись заградотряды НКВД.

Ободрённый внезапным успехом, Гитлер решил поменять первоначальные планы и передал 4-ю танковую армию из группы А в группу армий "Б". Первая направлялась на Кубань и Северный Кавказ, к нефтяным полям Грозного и Баку, а вторая — на восток к Волге и Сталинграду.

Захват Сталинграда был очень важен Гитлеру по нескольким причинам. Это был главный индустриальный город на берегах Волги (жизненно важный транспортный маршрут между Каспийским морем и северной Россией). Захват Сталинграда обеспечил бы безопасность на левом фланге немецких армий, наступающих на Кавказ. Наконец, сам факт, что город носил имя Сталина — главного врага Гитлера, делал захват города выигрышным идеологическим и пропагандистским ходом. У Сталина также были идеологические и пропагандистские интересы в защите города, который носил его имя.

К концу июля немцы оттеснили советские войска за Дон. Линия обороны протянулась на сотни километров с севера на юг вдоль Дона. Чтобы организовать оборону вдоль реки, немцам пришлось использовать помимо своей 2-й армии, армии своих итальянских, венгерских и румынских союзников. 6-я армия была всего лишь в нескольких десятках километров от Сталинграда, и 4-я танковая, находясь на юге от него, повернула на север, чтобы помочь взять город. Южнее группа армий «Юг» (А) продолжала углубляться дальше на Кавказ, но её наступление замедлилось. Группа армий «Юг» А была слишком далеко на юге и не могла обеспечить поддержку группе армий «Юг» Б на севере.

Теперь же немецкие намерения стали совершенно ясны советскому командованию, поэтому уже в июле оно разработало планы по обороне Сталинграда. Советские войска продолжали двигаться на восток до того, как немцам было приказано атаковать Сталинград. Восточной границей Сталинграда была река Волга, и на другой стороне реки были развёрнуты дополнительные советские войска. Это соединение подразделений было переоформлено в 62-ю армию под командованием Василия Чуйкова. Её задача была защитить Сталинград любой ценой.

Сталин запретил горожанам покидать город, ссылаясь на то, что их присутствие воодушевит защитников города, и они будут давать отпор врагу намного сильнее. Все граждане, включая женщин и детей, работали над постройкой траншей и защитных фортификаций. Массивная немецкая бомбардировка 23 августа вызвала огненную бурю, убив тысячи мирных жителей и превратив Сталинград в громадную территорию, заваленную камнями и заставленную горящими руинами. Восемьдесят процентов жизненного пространства в городе было уничтожено.

Бремя начальной борьбы за город пало на 1077-й противовоздушный полк: подразделение, укомплектованное, главным образом, из молодых женщин-добровольцев, не имевших опыта по уничтожению наземных целей. Несмотря на это и без должной поддержки, доступной от других советских подразделений, противовоздушные стрелки оставались на своих местах и открывали огонь по наступающим вражеским танкам. 16-я танковая дивизия, как сообщают, должна была бороться со стрелками 1077-го полка лицом к лицу, пока все 37 батарей ПВО не были уничтожены или захвачены. К концу августа группа армий «Юг» (Б) наконец-то достигла Волги к северу от Сталинграда. Также следовало ещё одно наступление к реке на юге от города.

На начальном этапе советская оборона надеялась в значительной степени на «Народное ополчение рабочих», набранное из рабочих, не втянутых в военное производство. Танки продолжали строиться и укомплектовывались добровольными экипажами, состоявших из работников заводов, в том числе, женщин. Техника сразу же отправлялась с конвейеров заводов на линию фронта, часто даже без покраски и без установленного прицельного оборудования.

К 1 сентября 1942 года советское командование могло обеспечить свои войска в Сталинграде только рискованными переправами через Волгу. Посреди развалин уже разрушенного города советская 62-я армия соорудила оборонительные позиции с расположенными огневым точками в зданиях и на заводах. Сражение в городе было жестоким и отчаянным. Приказ Сталина № 227 от 28 июля 1942 года указывал, что все те, кто отступил или сдал позиции врагу без приказа сверху будут расстреляны без малейшего промедления. «Ни шагу назад!» — вот был призыв.

Немцы, продвигаясь вглубь Сталинграда, испытали тяжёлые потери. Советские подкрепления переправлялись через Волгу с восточного берега под постоянной бомбардировкой немецкой артиллерии и самолётов. Средняя продолжительность жизни новоприбывшего советского рядового в городе падала иногда ниже двадцати четырех часов. Немецкая военная доктрина была основана на взаимодействии родов войск вообще и особо тесном взаимодействии пехоты, саперов, артиллерии и пикирующих бомбардировщиков. Чтобы противостоять этому, советское командование решило пойти на простой шаг — постоянно держать фронтовые линии настолько близко к противнику, насколько это физически возможно (как правило, не более 30метров). Таким образом, немецкой пехоте приходилось сражаться, полагаясь на себя самих, или подвергаться опасности быть убитыми своей же артиллерией и горизонтальными бомбардировщиками, поддержка была возможна только от пикировщиков.

Мучительная борьба шла за каждую улицу, каждый завод, каждый дом, подвал или лестничный проход. Немцы, называя новую городскую войну Rattenkrieg (нем. Крысиная война), горько шутили о том, что кухню уже захватили, но до сих пор бьются за спальню.

Сражение на Мамаевом Кургане, пропитанной кровью высоте, возвышающейся над городом, было необычно беспощадным. Высота переходила из рук в руки несколько раз. Во время одной из советских контратак на Мамаев Курган с целью перехватить его, советские войска потеряли целую дивизию в 10 000 человек в один день. На Зерновом Элеваторе, огромном зерно-обработочном комплексе, боевые действия проходили настолько плотно, что советские и немецкие солдаты могли чувствовать дыхание друг друга. Бои на Зерновом Элеваторе продолжались неделями, пока немецкая армия не сдала позиции. В другой части города многоквартирное здание, обороняемое советским взводом под командованием Якова Павлова, было превращено в неприступную крепость. Из этого дома, позже названного «Домом Павлова», можно было наблюдать площадь в центре города. Солдаты окружили здание минными полями и установили пулемётные позиции.

Не видя конца этой жуткой борьбе, немцы стали подвозить к городу тяжёлую артиллерию, включая несколько гигантских 600 миллиметровых мортир. Немцы не делали никаких усилий, чтобы переслать войска через Волгу, позволяя советским войскам воздвигать на ней огромное количество артбатарей. Советская артиллерия на восточном берегу Волги продолжала вычислять немецкие позиции и обрабатывать их усиленным огнём. Появляющиеся благодаря этому руины советские защитники использовали как оборонительные позиции. Немецкие танки не могли передвигаться посреди груд булыжников высотой до 8метров. Если они даже и могли продвигаться вперёд, то попадали под плотный огонь советских противотанковых подразделений, расположенных в развалинах зданий.

Советские снайперы также успешно использовали руины в качестве укрытий. Они нанесли немцам тяжелейший урон. Наиболее успешный снайпер известен только как «Зикан», на его счету было 224 человека к 20 ноября 1942 года. Василий Григорьевич Зайцев убил 149 немцев в ходе сражения.

И для Сталина, и для Гитлера битва за Сталинград стала вопросом престижа в дополнение к стратегическому значению. Советское командование передвинуло резервы Красной Армии из Москвы к Волге, а также перевезло воздушные силы практически со всей страны в район Сталинграда. Напряжение обоих военных командиров было безмерным: у Паулюса развился неконтролируемый нервный тик глаза, а Чуйков переживал внезапное появление экземы, из-за чего ему пришлось полностью забинтовать руки.

В ноябре, после трёх месяцев кровавой бойни и медленного, дорогостоящего наступления, немцы, наконец, достигли берегов реки, захватив 90 % разрушенного города и разбив сохранившиеся советские войска на две части, из-за чего те попали в два узких котла. В дополнение ко всему этому, на Волге образовалась корка льда, мешающая подходу лодок и грузам обеспечения для попавших в тяжёлую ситуацию Советских войск. Несмотря ни на что, борьба, в особенности на Мамаевом Кургане и на заводах в северной части города, продолжалась так же неистово, как и всегда. Сражения за завод Красный Октябрь, тракторный завод Дзержинский и артиллерийский завод Баррикады стали известны на весь мир. Пока советские солдаты продолжали защищать свои позиции, ведя огонь по немцам, рабочие заводов и фабрик ремонтировали повреждённые советские танки и оружие в непосредственной близости от поля боя, а иногда и на самом поле боя.

19 ноября 1942 г. началось наступление Красной Армии в рамках операции «Уран». 23 ноября в районе Калача замкнулось кольцо окружения вокруг 6-й А вермахта. Выполнить план «Уран» полностью не удалось, так как не удалось расчленить 6-ю А на две части с самого начала (ударом 24-й А в междуречье Волги и Дона). Попытки ликвидировать окружённых сходу в этих условиях также не удались, несмотря на значительное превосходство в силах — сказывалось превосходящее тактическое качество немцев. Однако 6-я А была изолирована и запасы топлива, боеприпасов и продовольствия прогрессивно сокращались, несмотря на недостаточное по масштабам снабжение ее по воздуху, предпринятое 4-м люфтфлотте под командованием Вольфрама фон Рихтгофена.

В этих условиях новообразованная группа армий «Дон» под командованием фельдмаршала Манштейна предприняла попытку деблокады окружённых (операция «Винтергевиттер»). Первоначально ее планировалось начать 10 декабря, однако наступательные действия Красной Армии на внешнем фронте окружения вынудили отложить начало операции на 12 декабря. К этой дате немцам удалось представить лишь одно полноценное танковое соединение — 6-ю танковую дивизию вермахта и (из пехотных соединений) остатки разгромленной 4-й румынской армии. Эти части находились в подчинении управления 4-й танковой армии под командованием Г. Гота. В ходе наступления она была усилена весьма потрёпанными 11-й и 17-й танковыми дивизиями и тремя авиаполевыми дивизиями.

К 19 декабря фактически прорвавшие оборонительные порядки советских войск части 4-й танковой армии столкнулись с только что переброшенной из резерва Ставки 2-ой гвардейской армией под командованием Р. Малиновского. В состав армии входили два стрелковых и один механизированный корпус. В ходе встречных боев к 25 декабря немцы отошли на позиции, на которых они находились до начала операции «Винтергевиттер».

По замыслу советского командования, после разгрома 6-й А, силы занятые в операции «Уран» разворачивались на запад и наступали по направлению к Ростову-на-Дону в рамках операции «Сатурн». Одновременно с этим южное крыло Воронежского фронта наносило удар по 8-й итальянской армии к северу от Сталинграда и наступала прямо на запад (к Донцу) со вспомогательным ударом на юго-запад (к Ростову-на-Дону), прикрывая северный фланг Юго-Западного фронта в период гипотетического наступления. Однако в связи с неполной реализацией «Урана», «Сатурн» был заменен на «Малый Сатурн».

Рывок к Ростову (из-за нехватки семи армий, скованных 6-й А под Сталинградом) уже не планировался, Воронежский фронт вместе с Юго-Западным и частью сил Сталинградского фронта имели целью отбросить противника на 100—150 км на запад от окруженной 6-й А и разгромить 8-ю итальянскую армию (Воронежский фронт). Наступление планировалось начать 10 декабря, однако проблемы связанные с подвозом новых частей необходимых для операции (имевшиеся на месте, как мы помним, были связаны под Сталинградом) привели к тому, что А. М. Василевский санкционировал (с ведома И. В. Сталина) перенос начала операции на 16 декабря. 16-17 декабря фронт немцев на Чире и на позициях 8-й итальянской армии был прорван, советские танковые корпуса устремились в оперативную глубину.

Однако в середине 20-х чисел декабря к группе армий «Дон» стали подходить оперативные резервы (четыре немецких танковых дивизии, среди которых ни одной относительно нормально укомплектованной, первоначально предназначенные для нанесения удара в ходе операции «Винтергевиттер». К 25 декабря эти резервы нанесли контрудары, в ходе которых отсекли танковый корпус Баданова, только что ворвашийся на аэродром в Тацинской (86 немецких самолетов при этом было уничтожено на аэродромах). После боев в окружении корпус смешал авиатопливо с маслом, заправил таким образом дизельные Т-34 и прорвался с боем (и весьма низкими потерями) к своим.

После этого линия фронта временно стабилизировалась, так как ни советские, ни немецкие войска не имели достаточно сил, чтобы прорвать тактическую зону обороны противника.

27 декабря Н. Н. Воронов выслал в Ставку ВГК первый вариант плана «Кольцо». Ставка в директиве #170718 от 28 декабря 1942 г. (за подписями Сталина и Жукова) потребовала внести изменения в план, с тем, чтобы он предусматривал расчленение 6-й А на две части перед ее уничтожением. Соответствующие изменения были внесены в план. 10 января началось наступление советских войск, основной удар наносился в полосе 65-й А генерала Батова.

Однако немецкое сопротивление оказалось настолько серьезным, что наступление пришлось временно прекратить. С 17 по 22 января наступление было приостановлено для перегруппировки, новые удары 22-26 января привели к расчленению 6-й А на две группировки (советские войска соединились в районе Мамаева кургана), к 31 января была ликвидирована южная группировка (пленено командование и штаб 6-й А во главе с Паулюсом), ко 2 февраля капитулировала северная группировка окруженных. Стрельба в городе шла до 3 февраля — «хиви» сопротивлялись даже после немецкой капитуляции, поскольку им плен не грозил. Около 90 тысяч было взято в плен на этом, последнем этапе операции С. 183. Ликвидация 6-й А должна была, по плану "Кольцо", завершится за неделю, а в действительности продлилась 23 дня. Впоследствии ряд военачальников вообще высказывал мнение, что ликвидировать котел силой не следовало, т.к. без продовольствия немцы в любом случае капитулировали бы (или погибли от голода) в марте 1943 г., а советские войска при проведении операции "Кольцо" не понесли бы таких потерь (24-ю А после "Кольца" пришлось выводить на переформирование).


 

Опубликовано в группе «Детское творчество»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.