12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Наумова Ирина Исаевна44
Учитель математики. Высшая категория. Стаж 35 лет.
Россия, Башкирская респ., Уфа
3

Доклад «Патриотическое воспитание на уроках математики» для выступления на Методическом объединении учителей математики.

Доклад по теме: «Патриотическое воспитание на уроках математики»

Наумова И. И, учитель математики

МАОУ «Лицей№94» г. Уфы

Проблеме патриотического воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества .Но особую актуальность эта проблема приобретает в наши дни ,когда общество разрушило старые идеалы и не создало новых ориентиров. В настоящее время воспитание и формирование мировоззрения людей происходит под влиянием многих факторов. Немаловажную роль в этом играют средства массовой информации, принятые законы, система ценностей, которая существует в обществе, в том числе и в детской, и в подростковой среде. К сожалению, в этой среде происходит постепенное размывание патриотических ценностей, на смену им приходит культ богатства и физической силы. Причины многих бед в жизни граждан России заключаются в непонимании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, определить нравственные ценности.

Современные задачи по гражданско-патриотическому воспитанию нашли отражение в новом законе Российской Федерации «Об образовании», ФГОС второго поколения, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2011-2015годы», которая является продолжением государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005». В этой программе отмечается: «..патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина, патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в общеобразовательных учреждениях всех типов и видов». Требуется обновленный подход к путям и методам патриотического воспитания не только во внеклассной работе, но и в учебном процессе. Многому можно научить ребенка, но не всегда можно привить ему чувства справедливости, доброты, любви к родному краю. Важно повышать воспитательный характер обучения и образовательный эффект воспитания

Нужно ли воспитывать любовь к Отечеству? Да, нужно, чтобы побудить действовать на благо народа. Только человек, любящий свою Родину, свой народ, может поступиться своими интересами. Считаю, что лучшими средствами для этого воспитания являются не только литература и история, но и математика.

Прошлое народа, страны изучает наука история. Однако познакомить учащихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами отечественной истории можно и на уроках математики.

В школе недостаточно времени уделяется патриотическому воспитанию. Как правило, время этому отводится лишь на классных часах, но нужны новые формы работы с учащимися. Проблема для меня стала личностно значимой, появился мотив, стимулирующий поиск ее решения.

Так как целью обучения является не столько вооружение учащихся знаниями, сколько формирование у них умений действовать со знанием дела – компетентно, то, соответственно, знания должны быть средством обучения к действиям. Известно, что учащиеся лучше всего усваивают те знания, которые используют в практике, применяют к решению реальных задач. Поэтому я решила вести работу по формированию у ребят патриотических ценностей непосредственно в процессе учебной деятельности, на уроках математики с использованием межпредметных связей.

Одна из важных целей таких уроков – создать благоприятные условия для патриотического воспитания учащихся, приобщения к национальному наследию нашего народа, формирования гармонично развитых личностей, активизации деятельности по изучению истории родного края.

Основными задачами являются:

 закрепление и сбережение традиционных для русской жизни ценностных ориентиров и нравственных норм;

 расширение и обогащение образа малой Родины через приобщение к знанию о памятных местах родной земли

 подведение к пониманию образа гражданина Отечества на примере жизненных подвигов наших солдат;

 развитие творческого, исследовательского начала в каждом ученике.

После апробирования нескольких форм уроков с использованием межпредметных связей состоялся выбор наиболее удачной из них.

Для примера расскажу об уроке, посвященном Великой Отечественной войне и, в частности блокаде Ленинграда. На этих уроках конкретные эпизоды боевых действий рассматриваются с разных сторон. Приводится историческая справка, в качестве иллюстраций показываются фотографии, отражающие именно эти героические моменты нашей истории; читаются стихи, посвященные данному событию; используется музыкальное сопровождение; наконец, решаются математические задачи на соответствующие сюжеты.

На этом необычном уроке, который посвящен истории родной страны, учащиеся знакомятся с отдельными ее страницами и эпизодами. Обращение к истории не только побуждает ребят глубже и подробнее изучить прошлое Отчизны, заняться исследовательской работой, но и более внимательно и бережно относится к тому, что их окружает.

Начинается урок вполне буднично, с упражнений на действия с дробями.

Вычислите:⅛×3, :⅛:3,⅛+½.

Найдите ,на какую часть единицы больше, чем ,

больше, чем . После того как все задания выполнены учитель демонстрирует рисунок. Ребята видят буханку хлеба, разрезанную на 8 частей. Одна часть лежит отдельно. Одна такая «восьмушка» была дневным рационом ленинградцев в дни блокады. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 года, когда городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 года стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни. Но Ленинград не сдавался. Героизм защитников города хорошо передан в стихах Юрия Воронова, пережившего все ужасы блокНаш город в снег до пояса закопан.



Но если с крыш на город посмотреть,

То улицы похожи на окопы,

В которых побывать успела

Смерть….

Но в то ,что умер город наш,-

Не верьте!

Нас не согнут отчаянье и страх,

Мы знаем от людей, сраженных смертью,

Что означает:

« Смертью смерть поправ»

Мы знаем:

Клятвы говорить не просто.

Но если в Ленинград ворвется враг,

Мы разорвем последнюю из простынь

Лишь на бинты, но не на белый флаг!

Прочитав эти стихи, учитель просит снова вспомнить о восьмушке хлеба и

выполнить задания:

1) Сколько граммов весит 1/8 буханки хлеба с массой в 1кг.

2) Какую часть хлеба составляет одна треть от восьмушки?

3) Сколько граммов хлеба приходится на 1/24 часть буханки?

4) Что больше 1/24 или 1/16.

После этих подсчетов учитель читает рассказ « Кусочек хлеба»

После такого рассказа и учителя и у ребят не остается душевных сил на обычную работу. Урок продлился 45 минут, в нем было мало математики, но рассказ о блокадном хлебе оказался сильным эмоциональным ударом.

Содержание урока способствует развитию у учащихся целостного видения и мировоззрения, благодаря интеграции различных областей знания и сфер человеческой деятельности: краеведения, естествознания, культурной антропологии, социальной практики, искусства, математики. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников – все становится предметом познания, источником социального и личностного развития школьника. Эти уроки способствуют также формированию интеллекта, исследовательских и творческих способностей учащихся, что является основой для самоутверждения.

Наконец, такие уроки представляют интерес в плане психолого-педагогической и методической систем преподавания, которые создают оптимальную среду для обучения и воспитания. Сердцевиной уроков становятся диалоги: взрослый – ребенок, ученик – ученик, преподаватель – учащиеся. Акцент делается не на запоминание информации, а на совместное размышление. Каждый такой урок ориентирован на собственный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких – так занятия превращаются в своеобразные уроки жизни, побуждают к добрым делам и поступкам, способствуют формированию патриотических ценностей.

Рассмотренный исторический материал стал оптимальным средством решения проблемы патриотического воспитания учащихся и полностью соответствует цели описанных уроков.

Уроки по математике с использованием межпредметных связей являются частью системы патриотического воспитания, основанной на приобщении детей, родителей, педагогов к изучению истории родного края. Они служат проводниками духовного опыта народа, неразрывно связывая между собой поколения, помогают рождению чувства благодарной любви, прочной привязанности к Отечеству, к родной земле и ее святыням, к нашей культуре, прошлому и настоящему.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.