Доклад «Развитие ценностно-смысловой компетенции обучающихся методами диалогового обучения на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности»
Камышова Елена Николаевна ,
учитель истории и обществознания
МБОУ Пречистенская СШ
Доклад
«Развитие ценностно – смысловой компетенции обучающихся методами диалогового обучения на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности»
Современная школа ориентирована на развитие у учащихся различного рода компетенций. Одним из видов, являются компетенции в сфере мировоззрения школьника – ценностно-смысловые компетенции. Они связаны с «ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, умением выбирать установки для своих действий и поступков, принимать решения», ценностно-смысловая компетенция связана с выбором профессии, выбором дальнейшего жизненного пути ученика. Сложившаяся во время обучения ученика система ценностей во многом определяет дальнейшее мировоззрение личности.
Современные дети и подростки мало общаются с родителями, сверстниками, заменяя живое общение на интерактивное, это приводит к тому, что они с трудом могут выразить свои мысли, и забывают о правилах уважительного отношения к собеседнику. Как в этих условиях обучающимся научиться выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения и осознавать, что за них они должны нести ответственность? Одним из возможных вариантов решения является развитие ценностно – смысловой компетенции обучающихся методами диалогового обучения на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.
В основе развития ценностно - смысловой компетенции обучающихся методами диалогового обучения обучающихся лежат следующие идеи:
- «Компетенции для ученика – это образ его будущего, ориентир для освоения» - А.В. Хуторской
-«Диалог – суть современной мысли» – В.С. Библер
Согласно А.В. Хуторскому
Ценностно-смысловые компетенции предполагают умения:
Ценностно-смысловые компетенции обучающихся формируются из следующих компонентов:
Мотивационный компонент: направленность личности на совместную деятельность и взаимодействие с другими людьми.
Когнитивный компонент: знания об основных ценностях, степень независимости и самостоятельности в своих поступках, принятие и использование ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми.
Инструментальный компонент: овладение способами деятельности по оценке явлений окружающей действительности, выявлении личностных смыслов, рефлексии своих действий и поступков.
С целью получение знаний обучающимися об исторических реалиях, культурных традициях, вечных ценностях нашего и других народов на учебных занятиях учебный материал необходимо преподносить в культурно – исторической логике, это выражается в раскрытии не только ключевых фактов истории, но демонстрацией эволюции народов, и сохранением системы ценностей, передающейся из поколения в поколение, являющейся залогом существования человеческой цивилизации. Изучение истории в таком ключе требует диалога: диалога культур, диалога «ученик- ученик», «ученик – учитель». Диалогичность обучения на уроках призывает уважать точку зрения окружающих, нацеливает собеседников на то, что могут существовать разные мнения, позиции, и к ним надо относиться с уважением. Обучающихся надо подвести к пониманию того, что диалогичность - это принцип общения с миром через поступки, ведь каждый человек анализирует поступки людей, идеи, события, что позволяет задуматься и о своих поступках, замыслах, определить для себя ценности и уже на этой основе самовыражаться. При этом необходимо помнить, что любой человек говорит с миром, окружающими своими поступками, это помогает детям осознавать свою роль и предназначение, а значит задумываться над своими действиями и поступками.
В качестве приёмов, стимулирующих оценочную и ценностную деятельность обучающихся методами диалогического обучения на занятиях по истории и обществознанию можно использовать: «Диалог личностей», «Интервью с …», «Образные разговоры» - эти приемы способствуют организации взаимодействия между учениками и позволяют обучающимся сопоставить систему ценностей нескольких личностей, понять и принять ценности другого человека.
С целью преодоления речевого барьера, и отслеживания эмоционально – оценочного отношения друг к другу использовать «Букет пожеланий», где учащиеся высказывают пожелания друг другу и мне.Применять прием неоконченных предложений, который позволяет, выявить восприятие учеником стереотипов, образов, ценностных ориентаций. Например, «Мое здоровье мне нужно для того чтобы…», «Когда я сталкиваюсь с несправедливостью…» и т.д.
С целью развития личностного самоуправления и самореализации обучающихся проводить: уроки-дебаты, уроки – дискуссии, пресс-конференции. Целью данных уроков является моделирование жизненных и учебных ситуаций, что позволяет обучающимся «прожить» определенные роли, в ходе таких уроков они накапливают опыт решения проблем, тем самым происходит личностное самоопределение и самореализация обучающихся.
Использовать проблемные задания, с целью развития ценностно – смысловой компетенции обучающихся: задачи на мировоззренческую ориентировку, (учащимся предлагается сориентироваться, определить своё отношение к некоторой совокупности объектов: отдать предпочтение тем предметам, нормам, способам поведения, которые они считают наиболее ценными (нужными, справедливыми), оценить свой выбор с точки зрения уверенности в принятом решении и мотивировать его, это способствует выработке у учащихся интеллектуальных умений, которые являются основой ценностно - смысловой деятельности). Дифференцированные задания на установление причинно-следственных связей и моделирование исторических ситуаций.
В связи с необходимостью систематизации знаний об обществе, развитию способностей видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться и развивать взаимодействие в социуме кроме изучения теоретического материала важно подкреплять практикой: посещение учреждений, предприятий, театров, музеев. Все это помогает развивать ценностно – смысловые компетенции у обучающихся, а это значит, они смогут формулировать ценностные ориентиры в жизни, стать самостоятельными, благополучно находить выход из любой ситуации, выбрать приоритетными ценностями здоровье, семью, а не материальные ценности.
Конечно же, в процессе любой деятельности необходимо уделять вниманию саморефлексию, для того чтобы подростки смогли увидеть свои ценностные установки, осмыслить, что то что происходит в настоящее время является залогом будущего.