Доклад собственного психолого-педагогического опыта «Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»

4
0
Материал опубликован 17 March

Доклад собственного психолого-педагогического опыта                            

« Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения»

Воспитание из всех святых дел самое святое.

Феофан Затворник.

 

В числе важнейших проблем воспитания серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного – нравственного воспитания подрастающего поколения.

В настоящее время школа является крепкой и опорной структурой нашего общества.

Развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа, семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности. 

Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность и достоинство каждого человека.  

Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим людям, уважающий старших.  

Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам, осознающий ответственность за свои поступки. 

Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных народов, вероисповеданий.  

Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка, русского языка, проявляющий интерес к чтению.

Нравственное развитие является одной из основных черт, описывающих сущность человека. Развиваться морально-это возможность, присущая только человеку и в силу этого является абсолютно необходимым и обязательным процессом, который должен сопровождать личность на протяжении всей жизни. Поэтому так важно нравственное воспитание, которое начинается с детства.

Нравственное развитие ребенка начинается в семье, продолжается в школе и не должно останавливаться ни на одном жизненном этапе.

При организации определенной работы, направленной на нравственное просвещение, средства и пути воспитания нравственности имеют свою специфику. В частности, школа должна воспитывать нравственность, исходя из возможностей нахождения ребенка в коллективе. Общение со сверстниками и учителями, совместная деятельность способны формировать нравственные привычки и качества социального и общественно значимого характера.

Духовно нравственное воспитание обладает несколькими функциями:

Формирует общее представление о моральных ценностях жизни и культуры;

Влияет на приобретение моральных представлений, взглядов, понятий, оценок и суждений, которые способны привести к выработке собственных самостоятельных суждений;

Способствует осмыслению и переосмыслению собственного жизненного опыта школьников;

Способно вносить коррективы в неверные представления о морали, полученные из сомнительных источников;

Помогает самовоспитание личности.

Школа обладает рядом возможностей поднесению детям знаний и представлений о нравственности. Нравственное воспитание детей является ее профессиональным приоритетом. Как правило, возможности школы сводятся к достаточно стандартным формам, однако многолетний опыт доказывает состоятельность проводимых мероприятий

беседы;

диспуты;

тематические вечера;

встречи с представителями разных профессий, ветеранами и т.д.;

конференции;

коллективные собрания и т. д.

В ходе воспитательных мероприятий учитываются возрастные и личностные особенности школьников, их моральный опыт, нравственное воспитание, заложенное в семье.

Учителя призваны разъяснять моральные нормы при опоре на мировоззренческие знания и конкретные примеры, которые могут быть понятыми и усвоенными школьника на соответствующем их развитии уровне. Особенно эффективными являются меры, которые способны вызвать этические переживания и в силу этого предоставляться близкими и понятными детям.

Школа уделяет особое внимание развитию таких моральных ценностей у школьников, как:

потребность в труде,

потребность в общении,

потребность в освоении культурных ценностей,

необходимость развития познавательных способностей и т.д.

На это направлены многочисленные воспитательные школьные мероприятия, которые помимо урочной включают внеурочную деятельность, а также всякого рода выездные мероприятия за рамками школы как таковой.

Ценность последних форм воспитания заключается в максимальном приближении мер к реальной жизни, которая делает работу учителей практически незаметной для детей и которую считают увлекательные прогулки и путешествия. В ходе таких мер привитие ценностей и развитие нравственных качеств происходит самым естественным путем. Отсюда и большая эффективность данного вида работы педагогов.

Нравственное воспитание требует от учителей умения:

создавать условия, в которых ребенку приходится делать моральный выбор образа действия;

влиять на детей определенным образом, формирую у них новые моральные привычки;

понимать суть противоречий в развитии нравственных потребностей детей и помогать их решать в эффективном воспитательном ключе.

Особое место в реализации духовно-нравственного воспитания занимает взаимодействие учителей основ православной культуры, изобразительного искусства и трудового обучения. Результатом плодотворного сотрудничества педагогов является участие учащихся в предметных олимпиадах, их высокие достижения, развитие творческой деятельности.

Главный результат, который хотелось бы достичь, заключается в усвоении школьниками вечных ценностей: милосердия, сострадания, стремления к добру.

В данном докладе опираясь на педагогический опыт работы на вновь присоединенной территории Луганской Народной Республики, хочу отметить, что духовно-нравственное воспитание имеет особое значение. Обучающиеся нашего края как «белый лист».

Поэтому в своей работе применяя различные направления большое внимание уделяю:

подготовка и проведение классных часов, этических бесед;

–  проведение мероприятий, посвященных памятным датам;

проведение уроков Мужества, уроков-памяти;

празднование “Дня Защитника Отечества”, «Дня Победы», проведение Урока-памяти «15 февраля – День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества», ” С Днём рождения Республика!’‘, «МЫ ЕДИНЫ!», участие в «Исторический тест, посвящённый 80-ти Ленинграда от блокады».

Мои воспитанники принимают активное участие в подготовке и проведении патриотических праздников, оформлении выставок рисунков, стенгазет и поделок.

организация и проведение экскурсий к вечному огню, в музей;

изучение государственной символики;

цикл разговоров и бесед об истории Страны, показ видеофильмов;

изучение биографии великих людей (проект «Маршал бронетанковых войск, герой Советского Союза П. П. Полубояров»).

Популяризация художественно-эстетического творчества учащихся, развитие их творческих способностей и художественного вкуса, воспитание доброты и чуткости средствами художественно-эстетических видов деятельности.

–  конкурсы творческих работ, рисунков, плакатов, коллективные творческие дела, выпуск газет;

экскурсии в Районный Дом культуры, Детскую школу искусств, в музей.

организация и проведение общешкольных мероприятий и праздников: «Здравствуй школа», «Новогодний серпантин», «Самым милым и любимым!» с изготовлением открыток, сувениров;

–  участие в школьных, муниципальных, межнациональных конкурсах, акциях, проектах декоративно-прикладного творчества и конкурсах рисунков;

участие в конкурсах разного уровня;

помощь в оформлении классного кабинета, школы к праздникам.

Проведение мероприятий по формированию культуры сохранения и совершенствования здоровья, знакомство детей с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья – это основное при организации работы в этом направлении.

Работая по данному направлению, организовываю следующие мероприятия:

-цикл профилактических бесед (с приглашением школьного медицинского работника, родителей, работающих в сфере здравоохранения);

Дни здоровья;

воспитательные часы “Хорошая, полезная и вкусная еда – здоровью вашему поможет всегда”; “Помни правила движения, как таблицу умножения”.

всесезонные прогулки в сосновый парк;

часы общения: “Мой режим дня”, “Правила поведения в чрезвычайных ситуациях”, “Ребенок и улица”, “Осторожно – гололед», “Пожарная безопасность”, “Азбука дорожных знаков”;

Интеллектуальное развитие.  Главное здесь создать условия для продвижения детей в интеллектуальном развитии; формировать интеллектуальную культуру, развивать кругозор и любознательность.

Ведущие идеи:

создание условий для самореализации ребят;

получение знаний в области науки, культуры, истории;

развитие творческих способностей;

Общее развитие школьника обогащает его духовную жизнь, усиливает потребность в познании.

Приобщение детей к общественно-полезному труду, воспитание в детях чувства ответственности, бережливости, аккуратности, уважения к людям труда. В этом направлении я предлагаю детям следующие виды деятельности:

дежурство по классу, школе:

уборка школьной территории;

озеленение рекреации в школе;

часы общения “Кем быть”, “Профессия моих родителей”.

 Только обхватывая все сферы воспитания личности, можно получить результат в развитии нравственно моральных норм обучающихся.

 

«Истинная мудрость состоит не в усвоении знаний, а в правильном применении их во благо».

                                                                                          А.Ф.Романова.

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации