ДООП на тему «Азбука дорожной безопасности» (2–5 классы)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НОВОСЁЛОВСКИЙ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА И ТУРИЗМА» |
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма» Протокол от 11.05. 2023 № 2 |
|
УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма» _________ О.Н. Хихлатых Приказ от 11.05.2023 № 21 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Азбука дорожной безопасности» Социально-гуманитарная направленность Базовый уровень Возраст учащихся 9-12 лет Срок реализации программы: 16 часов, интенсивная модульная |
|
|
Составитель: педагог дополнительного образования Вольф Татьяна Валерьевна |
Новоселово
2023
Раздел № 1. Комплекс основных характеристик Программы
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука дорожной безопасности» (далее - Программа) разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
Федеральный Закон от 29.12.2012 №2 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. №533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения российской федерации от 09.11.2018 г. №196»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018
г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Методические рекомендации по разработке и оформлению
дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные региональным модельным центром дополнительного образования детей Красноярского края, 2021 год;
Устав МБОУ ДО «Новосёловский Центр творчества и туризма».
Направленность Программы - социально-гуманитарная. На занятиях ребята расширяют и закрепляют теоретические и практические знания по правилам дорожного движения. Для закрепления полученных знаний применяются: ролевые игры, квесты, путешествие по станциям с заданиями, игра «Регулировщик», отработка практических заданий на учебных тренажерах.
Новизна и актуальность
Новизна Программы состоит в том, что в ней объединены 4 образовательных модуля: «Азбука дорожной безопасности», «Я - пешеход», «Мое первое транспортное средство», «Я - пассажир. Кто они, водители?».
Программа вариативная - каждый учащийся имеет возможность построения индивидуальной образовательной траектории за счет выбора одного из модулей, в котором он желает обучиться. Для этого ребята в первом модуле знакомятся с содержанием трех вариативных модулей и делают выбор одного из модулей.
Учащийся пройдя обучение в одном из трех модулей на следующий учебный год может заниматься по этой же программе, выбрав другой не изученный модуль.
Учащиеся, обучаясь в модулях Программы организуют и проводят акции, викторины, флешмобы в рамках профилактического мероприятия «Декада дорожной безопасности детей» в своих образовательных организациях.
Актуальность Программы определяется запросом со стороны детей и родителей на Программу по правилам дорожной безопасности.
Одна из задач регионального проекта «Безопасность дорожного движения (Красноярский край)» на 2019-2024гг. - это профилактика детского дорожнотранспортного травматизма. Данная Программа направлена на решение задачи по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
На занятиях ребята расширяют знания по правилам дорожного движения и полученные знания применяют в повседневной жизни, а также делятся знаниями и опытом с одноклассниками своих образовательных учреждений.
Обучение по Программе дает возможность ребятам побывать в «ситуации успеха» принимая участие в велоэстафетах, соревнованиях, акциях районного уровня.
Отличительные особенности. Программа направлена на детей образовательных учреждений Новоселовского района, в том числе на детей с ограниченными особенностями здоровья, и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. В программе могут заниматься учащиеся прошедшие обучения в программе «Азбука дорожной безопасности» стартового уровня.
Программа базового уровня реализуется в очной, интенсивной, модульной форме, в каникулярное время.
Первый модуль-интенсив 4ч. (2 дня по 2 часа), ноябрь 2022г.,
Второй модуль-интенсив 6 ч. (3 дня по 2 часа), январь 2023г.
Третий модуль-интенсив 6 ч. (3 дня по 2 часа), март 2023г.
Общий образовательный модуль «Азбука дорожной безопасности» ребята знакомятся с содержанием трех модулей и делают выбор одного из модулей Программы.
Образовательные модули по выбору:
- «Мое первое транспортное средство» дети повторяют и отрабатывают на практике правила езды на средствах передвижения для детей;
«Я - пешеход» учащиеся повторяют правила, как безопасно перейти проезжую часть, какие опасные ситуации бывают при переходе дороги и как на них реагировать. Узнают, что такое перекресток, движение транспортных средств на перекрестке, типы перекрестков и как перейти дорогу, если пешеходный переход не обозначен, выполняют рисунки, плакаты, схемы, составляют маршрут «Дом-Школа-Дом»;
«Я - пассажир. Кто они, водители?» учащиеся повторяют виды транспорта. Повторяют и отрабатывают на практике правила поведения в общественном транспорте. Знакомятся с профессией водитель. Что нужно знать и уметь, чтобы стать водителем? Особенности работы водителя. Изготавливают макет перекрестка. Играют в ролевые игры «Я еду в автобусе, трамвае, троллейбусе».
В каждом модуле учащиеся отрабатывают на практике правила оказания первой доврачебной помощи используя учебные тренажеры.
Занятия проходят в форме: игр, квестов, практических занятий.
На своих занятиях ребята изготавливают листовки, буклеты по ПДД, для распространения среди жителей Новоселовского района.
Учащиеся принимают участие в акциях, велоэстафетах, видеоуроках, конкурсах, викторинах, флешмобах в рамках профилактического мероприятия «Декада дорожной безопасности детей».
По окончанию каждого модуля учащиеся Программы учатся, как организовать и провести танцевальный флешмоб с учащимися своих школ.
Адресат программы
Категория детей: дети младшего и среднего школьного возраста, дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды. В программе могут заниматься как мальчики, так и девочки.
Возраст детей: 9-12 лет.
Наполняемость групп: 3 группа по 12 человек, минимальное 11
максимальное 12.
Предполагаемый состав групп: разновозрастной.
Условия приема детей: набор учащихся в Программу свободный. Система набора детей на вакантные места осуществляется по результатам собеседования.
Срок реализации программы и объем учебных часов: 1 год
обучения: 16 часов, 3 модуля интенсива: 1 модуль-интенсив 4ч. (2 дня по 2 часа), 2 модуль-интенсив 6 ч. (3 дня по 2 часа), 3 модуль-интенсив 6 ч. (3 дня по 2 часа).
Форма обучения - очная, интенсивная модульная.
Режим занятий: Продолжительность занятия 45 мин, перемена 15 минут.
Цели и задачи
Цель: расширение знаний по правилам дорожного движения через практическую деятельность.
Задачи
Предметные:
повторить правила дорожного движения пешеходов, водителей, велосипедистов;
научить грамотным действиям в сложных ситуациях на дороге;
расширить знания о регулировании движения пешеходов, транспортных средств, велосипедистов на дорогах;
обучить приёмам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
Метапредметные:
прививать навыки повседневно использовать знания ПДД на практике.
Личностные:
воспитать чувство ответственности, культуры поведения на дорогах.
Содержание Программы
Учебный план
Таблица 1
N п/п |
Название раздела, темы |
Количество часов |
Формы аттестации/контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Общий образовательный модуль «Азбука дорожной безопасности» |
||||
2 |
Вводное занятие «Пешеходы, пассажиры, водители, велосипедисты.» |
4 |
1 |
3 |
Наблюдение, опрос, практическая работа |
3 |
Итого |
4 |
1 |
3 |
|
4 |
Образовательные модули по выбору |
||||
5 |
Модуль «Мое первое транспортное средство» |
||||
7 |
«Безопасность движения на велосипедах, самокатах» |
8 |
1 |
7 |
наблюдение, практическая работа, квест, соревнования |
8 |
Первая доврачебная помощь |
2 |
1 |
1 |
наблюдение, опрос, практическая работа |
9 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
наблюдение, практическая работа, квест |
10 |
Итого |
12 |
2 |
10 |
|
11 |
Модуль «Я - пешеход» |
12 |
«Грамотный пешеход» |
8 |
1 |
7 |
Наблюдение, опрос, практическая работа |
13 |
Первая доврачебная помощь |
2 |
1 |
1 |
наблюдение, опрос, практическая работа |
14 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
наблюдение, практическая работа, квест |
15 |
Итого |
12 |
3 |
9 |
|
16 |
Модуль «Я - пассажир. Кто они, водители?» |
||||
17 |
|
|
|
|
|
18 |
Первая доврачебная помощь |
2 |
1 |
1 |
Наблюдение, опрос, практическая работа |
19 |
Итоговое занятие |
2 |
- |
2 |
|
20 |
Итого |
12 |
3 |
9 |
|
21 |
Всего часов |
16 |
4 |
12 |
|
Содержание учебного плана
Общий образовательный модуль «Азбука дорожной безопасности»-4ч.
Вводное занятие «Пешеходы, пассажиры, водители, велосипедисты.»- 4ч.
Теория (1ч.): Знакомство с программой. Вводный инструктаж по технике безопасности при выполнении практических занятий. Исторический очерк о возникновении правил движения в мире, России. Декрет о правилах движения, подписанный В.И. Лениным. Правила движения едины на всей территории СССР. Правила дорожного движения Российской Федерации. Что такое дорога? Элементы дороги, их назначение. Кто движется по дороге? Как переходить дорогу? Правила безопасного поведения.
Практика (3ч.): просмотр видеороликов. Игра «Поставь дорожный знак». Викторина по ПДД. Квест- игра. Выбор модуля, составление индивидуального плана.
Форма контроля: наблюдение, опрос, практическая работа.
Модули по выбору
Модуль «Мое первое транспортное средство»-12ч.
«Безопасность движения на велосипедах, самокатах» (8ч.)
Теория (1ч.): Велосипед - транспортное средство. Основные правила безопасности при передвижении на велосипеде. Техническое состояние велосипеда (исправные тормоза, звуковые сигналы, световые сигналы, соответствие росту и весу велосипедиста).
Где и как можно кататься на велосипеде? Места для катания на самокатах, роликах, велосипедах. Правила езды на велосипеде. Правила обращения с велосипедом для безопасности окружающих. Изучение и сигналов направо, налево, остановка. Причины попадания детьми в дорожные аварии. Отрицательные и положительные привычки для безопасного поведения на дорогах. Значение дорожных знаков для велосипедиста.
Что такое буклет, как его оформлять. Что такое листовка? Способы оформления листовки. Тренировочное упражнение по отработке навыков выполнения сигналов регулировщика и правил перехода проезжей части по этим сигналам. Игра «Регулировщик».
Практика (7.): Практикум «Обследование технического состояния велосипеда». Игра «Найди ошибку». Отработка навыков практического вождения на велосипедах, самокатах: по ровной и пересечённой местности; фигурное вождение. Велоэстафета, эстафета на самокатах. Разработка буклетов листовок по теме.
Формы контроля: наблюдение, практическая работа.
«Первая доврачебная помощь» (2ч.)
Теория (1ч.): Кровотечения. Его виды и способы остановки. Виды повязок. Правила наложения жгута. Виды переломов и их особенности. Первая помощь при переломах. Признаки жизни. Признаки отсутствия сознания. Порядок и правила проведения сердечно-легочной реанимации. Положение больного на носилках. Требования к транспортировки пострадавших в лечебное учреждение с различными видами травм после ДТП.
Практика (1ч.): отработка навыка наложения различных видов повязок и жгута на роботе тренажере. Отработка навыка наложения шины на роботе тренажере. Работа с роботом тренажером для отработки навыка сердечнолегочной реанимации.
Формы контроля: наблюдение, опрос, практическая работа.
Итоговое занятие (2ч.)
Практика (2ч.): разучиваем флешмоб, танцуем флешмоб. Квест по пройденным темам модуля «Мое первое транспортное средство», оформление и распространение листовок.
Форма контроля: наблюдение, практическая работа, квест.
Модуль «Я - пешеход»-12ч.
«Грамотный пешеход» (8ч.)
Теория (1ч.): Кто такой пешеход? Где и как должен двигаться пешеход (тротуар, обочина, пешеходная дорожка, велосипедная дорожка, проезжая часть)? Как правильно переходить проезжую часть? Что запрещено пешеходу? Виды пешеходных переходов. Дорожный знак «пешеходный переход». Пешеходные переходы села. История появления светофора. Виды светофоров. Назначение сигналов светофора. Правила перехода проезжей части со светофором. Район школы. Транспорт в микрорайоне. Перекрестки в районе школы. Правила поведения по дороге в школу. Скрытые опасности. Сигналы регулировщика. Действия пешеходов по этим сигналам. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.
Что такое акция? Формы проведения акции.
Практика (7ч.): Игры-ситуации «Я иду по дорожке», игра «Зебра переводит через дорогу» по отработке навыков безопасного поведения пешеходов на тротуаре и проезжей части. Викторина, квест-игра. Занятие- практикум с разметкой и моделями светофоров - моделирование дорожных ситуаций. Разработка безопасного маршрута «Дом-Школа-Дом». Участие в акции «Засветись».
Формы контроля: наблюдение, опрос, практическая работа.
«Первая доврачебная помощь» (2ч.)
Теория (1ч.): Кровотечения. Его виды и способы остановки. Виды повязок. Правила наложения жгута. Виды переломов и их особенности. Первая помощь при переломах. Признаки жизни. Признаки отсутствия сознания. Порядок и правила проведения сердечно-легочной реанимации. Положение больного на носилках. Требования к транспортировки пострадавших в лечебное учреждение с различными видами травм после ДТП.
Практика (1ч.): отработка навыка наложения различных видов повязок и жгута на роботе тренажере. Отработка навыка наложения шины на роботе тренажере. Работа с роботом тренажером для отработки навыка сердечнолегочной реанимации.
Формы контроля: наблюдение, опрос, практическая работа.
Итоговое занятие (2ч.)
Практика (2ч.): разучиваем флешмоб, танцуем флешмоб. Разработка и проведение акции по ПДД. Квест «Я-грамотный пешеход».
Форма контроля: наблюдение, практическая работа, квест.
Модуль «Я - пассажир. Кто они, водители?»-12ч.
Тема 3. «Я - пассажир. Кто они, водители?» (1ч.)
Теория (1ч.): Что такое транспортное средство? Для чего нужен транспорт. Виды транспорта. Опасность движущегося транспорта. Сигналы транспорта. Кто такой пассажир? Какой бывает общественный транспорт (автобус, троллейбус, трамвай, такси). Что такое «остановка» и как себя вести на остановке. Правила поведения в общественном транспорте. Правила перевозки детей в автомобиле. Кто такой водитель? Что нужно знать и уметь, чтобы стать водителем? Особенности работы водителя. Мои родители - водители. Сигналы регулировщика. Приоритет сигналов регулировщика над сигналами светофора.
Практика (7ч.): Разбор дорожно-транспортных ситуаций мультфильма «Смешарики. Азбука безопасности». Игра-ситуация «Я еду в автобусе» по отработке навыков безопасного поведения пассажиров. Создание листовки для родителей «Я еду в автомобиле». Плакат «Транспорт нашего города», игра «Дорожный крокодил». Разбор дорожно-транспортных ситуаций. Решение ситуационных задач. Анализ дорожных ситуаций видеороликов. Создание памятки «Безопасность на дороге зимой/весной/осенью/летом». Занятие- практикум с дорожной разметкой.
Формы контроля: наблюдение, опрос, практическая работа.
«Первая доврачебная помощь» (2ч.)
Теория (1ч.): автомобильная аптечка, ее состав. Перевязочные и лекарственные средства. Правила оказания само- и взаимопомощи при пользовании аптечкой. Подручные средства для оказания ПДП. Кровотечения. Его виды и способы остановки. Виды повязок. Правила наложения жгута. Виды переломов и их особенности. Первая помощь при переломах. Признаки жизни. Признаки отсутствия сознания. Порядок и правила проведения сердечнолегочной реанимации. Положение больного на носилках. Требования к транспортировки пострадавших в лечебное учреждение с различными видами травм после ДТП. Классификация степеней ожогов. Правила оказания первой помощи при ожогах разной степени тяжести.
Практика (1ч.): отработка навыка наложения различных видов повязок и жгута на роботе тренажере. Отработка навыка наложения шины на роботе тренажере. Работа с роботом тренажером для отработки навыка сердечнолегочной реанимации. Игра «Собери аптечку». Задачи на определение степени ожога.
Формы контроля: наблюдение, опрос, практическая работа.
Итоговое занятие (2ч.)
Практика (2ч.): разучиваем флешмоб, танцуем флешмоб. Квест «опасности на дороге». Создание макета «Перекресток».
Форма контроля: наблюдение, практическая работа, квест.
Планируемые результаты
Предметные:
повторят правила дорожного движения пешеходов, водителей, велосипедистов;
научатся грамотным действиям в сложных ситуациях на дороге;
расширят знания о регулировании движения пешеходов, транспортных средств, велосипедистов на дорогах;
научатся приёмам оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях
Метапредметные:
развиваются навыки повседневно использовать знания ПДД на практике.
Личностные:
воспитание чувство ответственности, культуры поведения на дорогах.
Раздел № 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Таблица 2
№ п/п |
Год обучения |
Дата начала занятий |
Дата окончания занятий |
Количество учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации |
1 |
1 |
ноябрь |
март |
3 |
8 |
16 часов |
Первый модуль- интенсив 4ч., Второй модуль- интенсив 6 ч. Третий модуль- интенсив 6 ч. |
Итоговая аттестация март |
Условия реализации Программы
Материально-технические условия:
учебные кабинеты, территория Центра;
ноутбук, проектор;
базовый комплект светового оборудования «Дорожные знаки, светофоры» с сенсорным беспроводным пультом дистанционного управления;
четырехсторонний перекресток;
комплект стоек с дорожными знаками;
электрифицированная модель транспортного и пешеходного светофоров на стойке и основании с «Виртуальным учителем»;
Настольно-напольная игра «Азбука дорог» с комплектом тематических магнитов;
велосипеды, самокаты средства защиты;
план села, дорожные знаки, плакаты по ПДД;
бумага, картон, карандаши, фломастеры.
Информационное обеспечение: ютуб канал Get Movies
https://www.youtube.com/playlist?list=PLF244AD66807672E0
Кадровое обеспечение Программы. Программа реализуется педагогами дополнительного образования:
Вольф Татьяна Валерьевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории, имеющей опыт работы 3 года. Образование: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Минусинский педагогический колледж имени А.С. Пушкина», специальность: «Дошкольное образование», квалификация: «Воспитатель детей дошкольного возраста»; курсы повышения квалификации: «Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых», 72 часа 2021г.
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации: карточки с заданиями, протокол итоговой аттестации, карта отслеживания результатов, журнал учета работы педагога дополнительного образования, журнал по ТБ.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: опрос, практическая работа, выставка, квест.
Оценочные материалы:
входной контроль - проводится в начале года для оценки уровня образовательных возможностей детей в форме: опрос;
текущий контроль проводится в течение года в форме: наблюдение, практическая работа, опрос, квеста, соревнования;
итоговый контроль проводится в конце года в форме: наблюдение, практическая работа, квест.
Уровни освоения содержания программы
Высокий уровень: ребенок выполняет все предложенные задания самостоятельно.
Средний уровень: ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью педагога все предложенные задания
Низкий уровень: ребенок не может выполнить все предложенные задания, только с помощью педагога выполняет некоторые предложенные задания.
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очно.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, объяснительно- иллюстративный; и воспитания: метод примера, педагогическое требование, создание воспитательных ситуаций, соревнование, поощрение, анализ результатов.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.
Формы организации учебного занятия: ознакомительное занятие, практическое, комбинированное занятие.
Педагогические технологии: здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия: вводная часть, основная часть,
заключительная часть.
Дидактические материалы: игра «Викторина ПДД», набор плакатов «Азбука юного пешехода».
Список литературы
Список литературы, рекомендованный педагогам
Авдеева Н.Н, Князева О.Л, Стряпкина Р.Б, Маханева М.Д. «Безопасность на улицах и дорогах». М.: Просвещение, 2004
Агадюнова К.В. Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель М.: Просвещение, 1999.
Ангеловски К. Учителя и инновации. М., 2001.
Вепренцева Е.А. Занятия для детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения // Дошкольная педагогика. - 2007 . - № 3.- С. 19 - 20.
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. - 160 с.
Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А., Безруких М.М. Психофизиология ребенка. М.: Владос, 2000
Зеккарди Д. Энциклопедия экстренной медицинской помощи. М.: Крон- Пресс, 1998.
Защитим детство! / Ред.сост. Л,И. Жук - МН.: Изд. ООО Красико - Пинт, 2001
Игры, конкурсы, инсценировки, посвященные безопасности дорожного движения. Журнал «Классный руководитель», 2007г, №5, с.108-139.
Клименко В.Р. «Обучайте школьников правилам движения». М.: «Просвещение», 2003.
Комментарий к экзаменационным билетам для приема теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами категорий «А» и «В», «С» и «D». Коллектив авторов: Г.Б. Громоковский, С.Г. Бачманов, Я.С. Репин и др. М.: Рецепт-Холдинг, 2008.
Список литературы, рекомендованной родителям
Александрова И. В. Правила дорожного движения. 1-4 классы: Методическое пособие / И. В. Александрова и [др.]. - М.: Просвещение, 2009. - 31 с.
Воронова Е. А. Красные. Желтый. Зеленый. (ПДД во внеклассной работе). / Е. А. Воронова. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 2006.
Дорожная безопасность детей: обучение и воспитание младших школьников: Учебное пособие для общеобразовательных школ / Под общ. Ред. В.Н.Кирьянова. - М.: Третий Рим, 2005. - 80 с.
Клочанов, Н. И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по Правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы / Н. И. Клочанов. - Ростов-н/Д.: Феникс, 152 с.
Мы - пешеходы, мы - пассажиры: Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы / Автор-составитель М. Н. Плесовских. - Самара.: Учебная литература, Ханты-Мансийск: ГОУ ИПКиИРО, 2006. - 176с.
Шалаева Г. П. Мои друзья - дорожные знаки / Г. П. Шалаева - М.: СЛОВО: АСТ, 2010. - 80 с.
Список литературы, рекомендованной учащимся
«Безопасность на улицах и дорогах», А.М. Якупов, Москва, «Аст», 1997 год.
«Дорожная азбука» альбом для раскрашивания, СПб «Еврознак», 2005 год.
Дорожная безопасность. Учебная книжка-тетрадь с 1-4 классы.
Набор картинок - Правила дорожного движения.
«Учись быть пешеходом», Е.М. Сосунова, М.Л. Форштат, для учащихся начальных классов, СПб, «МиМ», 1997 год.