Дополнительная образовательная программа для летнего оздоровительного лагеря. Творческий кружок «Фантазийка»

0
0
Материал опубликован 6 January

Дополнительная образовательная программа для летнего оздоровительного лагеря. Творческий кружок «Фантазийка».

Автор: Аношина Наталия Геннадьевна

учитель английского языка

МОУ гимназия №45, г. Комсомольск-на-Амуре

Аннотация: Представлена авторская дополнительная образовательная программа, направленная на развитие креативности, художественных и литературных способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности и сочинения историй.

Ключевые слова: кружковая деятельность, креативное мышление, storytelling, речетворчество, ТРИЗ, творческий проект.

Тематическая рубрика: Публикация практического опыта























Дополнительная образовательная программа для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Что ни день, то праздник», организованного на базе МОУ гимназии №45








«Фантазийка»

t1704547627aa.gif


t1704547627ab.gif











Составитель:

Аношина Наталия Геннадьевна,

учитель английского языка











«Фантазийка»

Пояснительная записка

Направленность – общекультурная.

Сказка сопровождает ребёнка всё его детство, вводит в разные сферы его жизнедеятельности, учит, воспитывает, помогает физически и духовно. Сочинение сказок и их визуализация являются одними из наиболее интересных и эффективных приемов для развития творческих способностей, фантазии детей и их художественно-эстетического воспитания. Занятия творчеством дают возможность ребенку реализовать свои потребности в самовыражении, раскрепощают его. При этом сотворчество или совместная работа позволяет детям проявить себя и почувствовать себя частью команды.

Программа ориентирована на младшего школьника (7-11 лет).

Период обучения – 9 часов. Смена 15 дней. Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Режим работы. Занятия целесообразно проводить по одному учебному часу для группы.

Цель программы:

Создать условия для развития креативности, художественных и литературных творческих способностей школьников посредством изобразительной деятельности и сочинения историй.

Задачи:

Приобщение к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления, креативности.

Сплочение детского коллектива, воспитание интереса к совместной деятельности, сотворчеству.

Ознакомление с различными техниками изображения и выражения эмоций и отношения через художественное и литературное творчество.

Развитие мелкой моторики, чувства цвета, художественного вкуса.

Развитие речи, фантазии, умения представить продукт творчества.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребенка младшего школьного возраста).

Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности).

Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).

Принцип последовательности (поэтапность выполнения работы).

Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых заданий и информации.

Принцип сотрудничества (общение строится на доброжелательной и доверительной основе).

Результативность образовательной программы.

К концу смены обучающиеся должны знать:

- признаки сказки как жанра;

- отличие между научными и художественными произведениями;

- приемы «сказочников»;

- название материалов и инструментов и их назначение;

- правила работы с красками, цветной бумагой, ножницами.

К концу смены обучающиеся должны уметь:

- использовать различные способы сочинения сказочных историй, некоторые эвристические инструменты;

- визуализировать элементы и детали сюжета с помощью различных техник изобразительного творчества;

- передавать эмоции и свое отношение через выбор цвета, материала, формы;

- работать индивидуально и в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других;

- представлять свой проект для других групп.



Методы и приемы работы с детьми

На занятиях используются различные инструменты развития креативного мышления, речетворчества, приемы технологии ТРИЗ. Игры и игровые приемы создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Каждое занятие ребята выполняют небольшие задания, решение которых требует самостоятельной активности, поиска нестандартных решений, выхода из сложных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства каким-то необычным образом, создания новых идей, выхода за рамки стереотипов, шаблонов, взгляда на ситуацию с другой стороны. Большое внимание уделяется созданию творческого продукта как результата проектной групповой или индивидуальной деятельности. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.

Формы подведения итогов реализации программы:

Выставки рисунков, коллажей, аппликации.

Представление сказки, сказочного сюжета как творческого проекта.

Участие в творческих конкурсах.

Календарно-тематическое планирование занятий.

Тема занятия

Деятельность учащихся

Кол-во часов

Дата

1

Фантастическая гипотеза «Если бы»


1) Учащиеся просматривают первые кадры фильма «Десятое королевство» (преображение обычного мира в мир сказки).

2) Выдвигают гипотезы, отвечая на вопросы «Что было бы, если ..?»

3) В командах придумывают место действия своей сказки с опорой на карты фэнтезийного типа, продумывают, чем оно отличается от обычного мира.

4) Придумывают, какие там могут быть страны, жители, животные, растения и т.п., если место действия будет обладать определенными характеристиками.

5) Представляют свои идеи.


1


2

Креативный штурм «Супергерой. Три варианта использования волшебного предмета»


1) Мозговой штурм. Работа в командах. Учащиеся предлагают варианты главного героя (героев) сказочной истории. Выбирают, продумывают детали образа по категориям (характер, возраст, рост, внешний вид, одежда, чем занимается). Время размышления и обсуждения ограничено (используются песочные часы или таймер на экране).

2) Затем они (а) придумывают волшебный предмет (это может быть все, на что падает взгляд); (б) определяются с его характеристиками (вытаскивая характеристики – качества из мешочка, например, маленький, мягкий, шероховатый); (в) придумывают не менее трех, не связанных друг с другом вариантов использования этого предмета (выдвижение разнообразных идей).

3) Обсуждают, выбирают наиболее интересные, нестандартные, оригинальные варианты (выдвижение креативной идеи).

4) Рисуют героя и его волшебный предмет (дорабатывают идею). Представляют свои идеи.


1


3

Литературная игра «Вдруг …»


1) Ребята определяются с началом (завязкой) истории и придумывают, что случилось («однажды…», что изменилось). 2) Пытаются представить себя на месте главного героя (что бы я делал, если бы оказался в такой ситуации?).

3) Затем обсуждают, как может поступить главный герой (с его характером).

4) Рассмаривают карты В. Я. Проппа, определяют возможность их использования в своем проекте.

5) Учащиеся намечают сюжет, основные, «ключевые», события и препятствия («вдруг» герой попадает в аномальную зону – другие законы природы, социума, лабиринт и т.п., или «вдруг» меняются его характеристики – вес, размер, зрение, превращается и т.п.). Выполняют упражнение-игру на развитие эмпатии («перевоплотись» и посмотри на мир его глазами).

6) Представляют свои идеи.


1


4

Творческая мастерская «Выгляни в окошко»


1) Учащиеся закрывают глаза и пытаются представить, что видят герои сказки в ключевые моменты истории, что находится рядом/ далеко. Они смотрят в окно? Какой формы? Или это не окно? Или там несколько окон? Кто находится рядом?

2) Команды разделяются: часть будет рисовать, визуально представлять историю (креативное самовыражение: рисунок), часть будет описывать отдельные события истории (креативное самовыражение: текст). Учащимся предлагаются различные техники/инструменты для работы с акварелью/гуашью; списки синонимов наиболее распространенных глаголов, прилагательных для более красочного описания происходящего словами.


1


5

Репортаж «Удивительные животные»


Учащиеся смотрят короткое видео о животном научно-популярного характера. В группах придумывают животное. Одна часть команды визуально представляет его (делают аппликацию из кусочков цветной бумаги), другая часть команды сочиняет рассказ о нем по типу научного репортажа (ореол обитания, образ жизни, питание, особые навыки и т.п.).


1


6

Сказочное изобретение «Волшебная геометрия. Фантастический транспорт»


Учащиеся придумывают виды транспорта, которые могли бы существовать в их сказочном мире. Используют геометрические фигуры. Ищут креативное решение, знакомясь с методом фокальных объектов. Предлагают идеи, выбирают креативную идею, дорабатывают ее. Придумывают обоснование и функцию отдельных элементов транспорта. Рисуют и представляют свои идеи.


1


7

Творческая мастерская. Работа над проектом.


Учащиеся дорабатывают текст сказки и иллюстрации к ней в команде.


1


8

Творческая эстафета «Сказочная реклама»


1) Учащиеся выполняют функции туристического агентства, организующего туры в место, где происходили события в их истории.

Ситуация: прошло много лет со времени описываемых событий и она стала легендой тех мест.

2) Учащиеся знакомятся с описанием метода поиска решений «Морфологический анализ» и составляют таблицу с такими категориями, как цель путешествия, место, возраст, вкусы, вид отдыха и т.п..

3) Затем, передавая друг другу ход как в эстафете, составляют текст «сказочной рекламы» с опорой на список полезных фраз, например, «Если вы хотите …», «Приглашаем вас посетить …», «Наша компания организует для вас ….», «Вы увидите/ узнаете/ побываете/ познакомитесь с / сможете принять участие в …», «Вас ждет незабываемый/потрясающий/ уникальный …».

4) Учащиеся готовят презентацию.


1


9

Защита проектов


Учащиеся представляют свои сказки.

1


Итого

9




Литература:

Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. -- М.: Приоритет-МВ, 2006.

Креативное мышление. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе./ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» - М., 2021.

Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Н.А. Авдеенко, Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева / Под. ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова.

Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. – М.: Лабиринт, 1988.

Родари Дж. Грамматика воображения. – М.: Самокат, 2022.

Рябинина Е. Калейдоскоп мышления. «ТРИЗ плюс» triz-plus.ru, 2016.

Пчелкина Е.Л. Развитие речемышления у детей. – КТК «Галактика», 2019.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации