Дополнительная образовательная программа для летнего оздоровительного лагеря. Творческий кружок «Фантазийка»
Дополнительная образовательная программа для летнего оздоровительного лагеря. Творческий кружок «Фантазийка».
Автор: Аношина Наталия Геннадьевна
учитель английского языка
МОУ гимназия №45, г. Комсомольск-на-Амуре
Аннотация: Представлена авторская дополнительная образовательная программа, направленная на развитие креативности, художественных и литературных способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности и сочинения историй.
Ключевые слова: кружковая деятельность, креативное мышление, storytelling, речетворчество, ТРИЗ, творческий проект.
Тематическая рубрика: Публикация практического опыта
Дополнительная образовательная программа для летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Что ни день, то праздник», организованного на базе МОУ гимназии №45
«Фантазийка»
Составитель:
Аношина Наталия Геннадьевна,
учитель английского языка
«Фантазийка»
Пояснительная записка
Направленность – общекультурная.
Сказка сопровождает ребёнка всё его детство, вводит в разные сферы его жизнедеятельности, учит, воспитывает, помогает физически и духовно. Сочинение сказок и их визуализация являются одними из наиболее интересных и эффективных приемов для развития творческих способностей, фантазии детей и их художественно-эстетического воспитания. Занятия творчеством дают возможность ребенку реализовать свои потребности в самовыражении, раскрепощают его. При этом сотворчество или совместная работа позволяет детям проявить себя и почувствовать себя частью команды.
Программа ориентирована на младшего школьника (7-11 лет).
Период обучения – 9 часов. Смена 15 дней. Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Режим работы. Занятия целесообразно проводить по одному учебному часу для группы.
Цель программы:
Создать условия для развития креативности, художественных и литературных творческих способностей школьников посредством изобразительной деятельности и сочинения историй.
Задачи:
Приобщение к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления, креативности.
Сплочение детского коллектива, воспитание интереса к совместной деятельности, сотворчеству.
Ознакомление с различными техниками изображения и выражения эмоций и отношения через художественное и литературное творчество.
Развитие мелкой моторики, чувства цвета, художественного вкуса.
Развитие речи, фантазии, умения представить продукт творчества.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
Принцип интеграции (интегративный характер всех аспектов развития личности ребенка младшего школьного возраста).
Принцип целостности приобщения ребенка к познанию окружающего мира (ребенок познает мир – наблюдая, размышляя, сопереживая – в творческой деятельности).
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей).
Принцип последовательности (поэтапность выполнения работы).
Принцип эмоционально-насыщенной тематики игровых заданий и информации.
Принцип сотрудничества (общение строится на доброжелательной и доверительной основе).
Результативность образовательной программы.
К концу смены обучающиеся должны знать:
- признаки сказки как жанра;
- отличие между научными и художественными произведениями;
- приемы «сказочников»;
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила работы с красками, цветной бумагой, ножницами.
К концу смены обучающиеся должны уметь:
- использовать различные способы сочинения сказочных историй, некоторые эвристические инструменты;
- визуализировать элементы и детали сюжета с помощью различных техник изобразительного творчества;
- передавать эмоции и свое отношение через выбор цвета, материала, формы;
- работать индивидуально и в группе, уметь договариваться, учитывать мнение других;
- представлять свой проект для других групп.
Методы и приемы работы с детьми
На занятиях используются различные инструменты развития креативного мышления, речетворчества, приемы технологии ТРИЗ. Игры и игровые приемы создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения. Каждое занятие ребята выполняют небольшие задания, решение которых требует самостоятельной активности, поиска нестандартных решений, выхода из сложных ситуаций, используя обстановку, предметы и обстоятельства каким-то необычным образом, создания новых идей, выхода за рамки стереотипов, шаблонов, взгляда на ситуацию с другой стороны. Большое внимание уделяется созданию творческого продукта как результата проектной групповой или индивидуальной деятельности. Это позволяет соединить все полученные знания и умения с собственной фантазией и образным мышлением, формирует у ребенка творческую и познавательную активность.
Формы подведения итогов реализации программы:
Выставки рисунков, коллажей, аппликации.
Представление сказки, сказочного сюжета как творческого проекта.
Участие в творческих конкурсах.
Календарно-тематическое планирование занятий.
№ | Тема занятия Деятельность учащихся | Кол-во часов | Дата | ||
1 | Фантастическая гипотеза «Если бы» 1) Учащиеся просматривают первые кадры фильма «Десятое королевство» (преображение обычного мира в мир сказки). 2) Выдвигают гипотезы, отвечая на вопросы «Что было бы, если ..?» 3) В командах придумывают место действия своей сказки с опорой на карты фэнтезийного типа, продумывают, чем оно отличается от обычного мира. 4) Придумывают, какие там могут быть страны, жители, животные, растения и т.п., если место действия будет обладать определенными характеристиками. 5) Представляют свои идеи. | 1 | |||
2 | Креативный штурм «Супергерой. Три варианта использования волшебного предмета» 1) Мозговой штурм. Работа в командах. Учащиеся предлагают варианты главного героя (героев) сказочной истории. Выбирают, продумывают детали образа по категориям (характер, возраст, рост, внешний вид, одежда, чем занимается). Время размышления и обсуждения ограничено (используются песочные часы или таймер на экране). 2) Затем они (а) придумывают волшебный предмет (это может быть все, на что падает взгляд); (б) определяются с его характеристиками (вытаскивая характеристики – качества из мешочка, например, маленький, мягкий, шероховатый); (в) придумывают не менее трех, не связанных друг с другом вариантов использования этого предмета (выдвижение разнообразных идей). 3) Обсуждают, выбирают наиболее интересные, нестандартные, оригинальные варианты (выдвижение креативной идеи). 4) Рисуют героя и его волшебный предмет (дорабатывают идею). Представляют свои идеи. | 1 | |||
3 | Литературная игра «Вдруг …» 1) Ребята определяются с началом (завязкой) истории и придумывают, что случилось («однажды…», что изменилось). 2) Пытаются представить себя на месте главного героя (что бы я делал, если бы оказался в такой ситуации?). 3) Затем обсуждают, как может поступить главный герой (с его характером). 4) Рассмаривают карты В. Я. Проппа, определяют возможность их использования в своем проекте. 5) Учащиеся намечают сюжет, основные, «ключевые», события и препятствия («вдруг» герой попадает в аномальную зону – другие законы природы, социума, лабиринт и т.п., или «вдруг» меняются его характеристики – вес, размер, зрение, превращается и т.п.). Выполняют упражнение-игру на развитие эмпатии («перевоплотись» и посмотри на мир его глазами). 6) Представляют свои идеи. | 1 | |||
4 | Творческая мастерская «Выгляни в окошко» 1) Учащиеся закрывают глаза и пытаются представить, что видят герои сказки в ключевые моменты истории, что находится рядом/ далеко. Они смотрят в окно? Какой формы? Или это не окно? Или там несколько окон? Кто находится рядом? 2) Команды разделяются: часть будет рисовать, визуально представлять историю (креативное самовыражение: рисунок), часть будет описывать отдельные события истории (креативное самовыражение: текст). Учащимся предлагаются различные техники/инструменты для работы с акварелью/гуашью; списки синонимов наиболее распространенных глаголов, прилагательных для более красочного описания происходящего словами. | 1 | |||
5 | Репортаж «Удивительные животные» Учащиеся смотрят короткое видео о животном научно-популярного характера. В группах придумывают животное. Одна часть команды визуально представляет его (делают аппликацию из кусочков цветной бумаги), другая часть команды сочиняет рассказ о нем по типу научного репортажа (ореол обитания, образ жизни, питание, особые навыки и т.п.). | 1 | |||
6 | Сказочное изобретение «Волшебная геометрия. Фантастический транспорт» Учащиеся придумывают виды транспорта, которые могли бы существовать в их сказочном мире. Используют геометрические фигуры. Ищут креативное решение, знакомясь с методом фокальных объектов. Предлагают идеи, выбирают креативную идею, дорабатывают ее. Придумывают обоснование и функцию отдельных элементов транспорта. Рисуют и представляют свои идеи. | 1 | |||
7 | Творческая мастерская. Работа над проектом. Учащиеся дорабатывают текст сказки и иллюстрации к ней в команде. | 1 | |||
8 | Творческая эстафета «Сказочная реклама» 1) Учащиеся выполняют функции туристического агентства, организующего туры в место, где происходили события в их истории. Ситуация: прошло много лет со времени описываемых событий и она стала легендой тех мест. 2) Учащиеся знакомятся с описанием метода поиска решений «Морфологический анализ» и составляют таблицу с такими категориями, как цель путешествия, место, возраст, вкусы, вид отдыха и т.п.. 3) Затем, передавая друг другу ход как в эстафете, составляют текст «сказочной рекламы» с опорой на список полезных фраз, например, «Если вы хотите …», «Приглашаем вас посетить …», «Наша компания организует для вас ….», «Вы увидите/ узнаете/ побываете/ познакомитесь с / сможете принять участие в …», «Вас ждет незабываемый/потрясающий/ уникальный …». 4) Учащиеся готовят презентацию. | 1 | |||
9 | Защита проектов Учащиеся представляют свои сказки. | 1 | |||
Итого | 9 |
Литература:
Зиновкина М.М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа. Пособие для учителей. -- М.: Приоритет-МВ, 2006.
Креативное мышление. Методические рекомендации по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе./ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» - М., 2021.
Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Н.А. Авдеенко, Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова, С.Г. Яковлева / Под. ред. Г.С. Ковалева, О.Б. Логинова.
Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. – М.: Лабиринт, 1988.
Родари Дж. Грамматика воображения. – М.: Самокат, 2022.
Рябинина Е. Калейдоскоп мышления. «ТРИЗ плюс» triz-plus.ru, 2016.
Пчелкина Е.Л. Развитие речемышления у детей. – КТК «Галактика», 2019.