ДООП художественно–эстетической направленности на тему «Заиграй, свирель» (Для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи)

0
0
Материал опубликован 30 January в группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЗАИГРАЙ, СВИРЕЛЬ»

(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ(5-6ЛЕТ))

 

срок реализации 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Пенкина Анна Владимировна

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Содержание

 

Целевой раздел……………………………………………………………

1

Пояснительная записка………………………………………………….

1

1.1. Нормативно – правовая основа программы…………………………..

1

Новизна и отличительные особенности программы. …………………

1

Актуальность…………………………………………………………….

2

Цель и задачи программы………………………………………………

3

Сроки реализации программы…………………………………………

3

Принципы и подходы……………………………………………………

3

Ожидаемые результаты и способы их проверки……………………….

3

Методы и приемы обучения……………………………………………..

4

Педагогические условия для реализации программы………………….

6

II. Содержательный раздел………………………………………………..

6

1.Организация процесса обучения …………………………………………

6

2. Учебный план……………………………………………………………...

6

3. Перспективно-тематическое планирование……………………………

7

III. Организационный раздел………………………………………………

11

1.Оснащение образовательной деятельности…………………………….

11

2. Учебно – методическое обеспечение……………………………………

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Целевой раздел

 

Пояснительная записка

 

Данная программа по обучению детей игре на свирели рассчитана для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Именно в этом возрасте формируется осознанное отношение к музыке. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию

Свирель – народный инструмент. Игра на свирели дает удивительные результаты в развитии музыкальных способностей детей: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются музыкальная память и вокальное дыхание. Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка. 

Нормативно – правовая основа программы:

 

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовании

 

Данная рабочая программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:

А.И.Буренина Т.Э.Тютюнникова «Тутти» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, «Музыкальная палитрп» Санкт-Петербург 2012.

А.Г.Гогобидзе, В.А.Деркунская «Детство с музыкой» Санкт –Петербург , Детство-Пресс 2010

Даг Гудкин «Пой, играй. Танцуй!» Введение в ОРФ – педагогику» Классика-XXI» Москва 2013

Русские народные песни и танцы (для голоса, блокфлейта и Орф – инструментов в обработке В.Жилина)

Э.Я.Смелова- методическое руководство

А.И.Конч « Играем на свирели, рисуем и поём».. Москва 2015

 

1.2.Новизна и отличительные особенности программы.

Новизной и отличительной особенностью программы «Заиграй свирель» является обучение детей игре на свирели. приобщение к творческой деятельности.

Создание ритмических и инструментальных импровизаций, игровых миниатюр.

Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.

 

2. Актуальность программы:

Музыкальное образование во все времена было актуально и находило своё отражение в трудах философов, педагогов, которые видели необходимость в разностороннем развитии детей и считали музыку приоритетным средством воспитания. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. При создании данной программы был обобщен опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Данная программа реализуется на основе программы «Тутти», созданная БуренинаА. И.,Тютюнникова Т.Э. («художественно-эстетическое» развитие) с детьми 5-6 лет. Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание, и образование без углубления в какой-либо раздел Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к музыке, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру. Поэтому возникает необходимость разработать данную программу музыкального кружка « Заиграй , свирель».. Занятия кружка по данной программе направлены на достижение цели: развитие музыкальной культуры и творческой активности дошкольников. Основное средство достижения этой цели – постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие художественного творчества. Занятия должны быть регулярными (дни и часы занятий коллектива по расписанию).

Педагогическая целесообразность: Создание творческого коллектива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Цель и задачи программы

Общая цель данной программы:

работа по приобщению детей к музицированию - раскрыть перед детьми удивительный и прекрасный мир звуков.

Обогащение духовной культуры детей через игру на свирели.

Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструмента(свирели).

Формирование знаний о музыкальном инструменте.

Знакомство со строением музыкального инструмента.

Развитие исполнительских навыков.

.

Задачи программы:

Обучать основам техники игры на свиреле и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;

Развивать музыкальные способности дошкольников;

Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.


 

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на детей 5-6 лет, продолжительность обучающей программы 8 месяцев. Занятия проходят два раза в неделю, в год - 64 занятия. Продолжительность занятий: 20 – 25 минут. Форма проведения занятий: групповая. Занятия проходят во второй половине дня.

 

Принципы и подходы к формированию программы

Принцип фасцинации (очарование детей);

Творческой направленности;

Игрового познания;

Максимальной самореализации.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

 

К концу курса дети должны знать и уметь:

 

играть в ансамбле соблюдая ритм;

владеть приемами игры на свиреле, народных и самодельных музыкальных инструментах;

своевременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле;

проявлять творческую инициативу в создании импровизаций, музыкально-инструментальных композиций, создании самодельных музыкальных инструментов.

 

 

Система оценки результатов освоения программы

 

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу), открытые занятия.

 

Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.

Образовательная программа развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах (свирели), может применяться в дошкольном учреждении как парциальная, узкоспециализированная в рамках образовательных программ по музыкальному воспитанию детей, а также как дополнительная для использования в работе кружков и т.д.

Большой интерес детей к коллективному музицированию и к народному инструменту свирель побудили организовать в детском саду ансамбль «Заиграй свирель»

 

Методы и приемы обучения:

Методы и приемы обучения:

 

Наглядные: показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении;

Словесные: убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок;

Практические:(разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле).

Этапы работы:

Весь образовательный цикл делится на три этапа:

1 этап – подготовительный

Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.

Решение программных задач происходит на музыкальных занятиях.

Задачи:

Учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.

Учить правильным способам звукоизвлечения на свирели.

4

Побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в пении, в движении и игре на народных инструментах.

Побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа, соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.

Приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом ансамбле.

2 этап

Цель: закрепление материала, пройденного на первом этапе: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.

Задачи:

Побуждать внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на русских народных инструментах.

Учить исполнительской деятельности на свирели, народных и самодельных музыкальных инструментах:

побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;

учить точно исполнять несложный ритмический рисунок на народных и самодельных музыкальных инструментах.

3 этап

Цель: закрепление материала пройденного на втором этапе.

Задачи:

народным песенным искусством.

Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:

совершенствовать технику игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;

познакомить с приемами игры на свирели.

Учить выразительному осознанному исполнению народных песен различного характера.

Создать предпосылки к творческой самореализации детей:

находить новые приемы игры на ложках и самодельных музыкальных инструментах;

побуждать к самостоятельному (и с помощью взрослых) изготовлению самодельных музыкальных инструментов.

Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогические условия для реализации программы:

 

создание развивающей среды в детском саду;

разработка методического материала по развитию творческих способностей;

для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями. Проводятся следующие формы работы (в дистационном режиме): беседы, консультации, видео-отчеты и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в музицировании и в оказании помощи детям в освоении данной программы.

II. Содержательный раздел

Организация процесса обучения

 

Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется, Заинтересовав детей, развиваем желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.

Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.

Музыкальный руководитель должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от музыкальной подготовленности детей, но и от их волевых качеств. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку.
 

2.Учебный план.

 

Форма проведения

Количество занятий

Количество занятий в неделю

Продолжительность 1 занятий

Групповая

(5-6лет)

64 занятий

2 занятия

20-25 минут

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективно -тематическое планирование

Октябрь

Неделя

занятий

Тема

занятий

Содержание занятий

Количество

занятий

 

1 неделя

 

 

1-2

« Свирелька»

 

Знакомство. Приветствие. Беседа о русских «гудочках». Рассматривание иллюстраций. Рассматривание инструмента и слушание в исполнении педагога.

2

2 неделя

 

3-4

«Андрей-воробей»

 

Знакомство со свирелью, как с народным инструментом. Исполнение простейшей мелодии на одном звуке.

2

3 неделя

 

5-6

 

«Правила игры на свирели

Приветствие. Знакомство с правилами для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических кулачков и с помощью ладошек. Разучивание новой песенки- прибаутки. Прощание.

2

4 неделя

 

 

7-8

Котик

Приветствие. Повторение правил для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек. Повторение знакомых песенок-прибау Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек. Повторение знакомых песенок-прибауток.

2

Ноябрь

Неделя

занятий

Тема

занятий

Содержание занятий

Количество

занятий

 

1 неделя

 

 

1-2

Барашек

Приветствие. Упражнение на дыхание с «Барашком». Повторение репертуара и разучивание новой мелодии. Простукивание ритма пальчиком. Освоение нового звука «ля». Прощание

2

2 неделя

 

3-4

Василек

Познакомить детей с новой песенкой, учить открывать 1 отверстие, умение удерживать инструмент, не закрывая отверстия.

2

3 неделя

 

5-6

Динь-дон

Приветствие. Слушание песенки- прибаутки в исполнении педагога. Проигрывание ритма колокольчиками. Разучивание новой мелодии. Работа с двумя звуками. Запоминание слов. Работа подгруппами и группой.

2

4 неделя

 

 

7-8

Динь-дон

Слушание песенки- прибаутки в исполнении педагога. Проигрывание ритма колокольчиками. Разучивание новой мелодии. Работа с двумя звуками.

2

Декабрь

Неделя

занятий

Тема

занятий

Содержание занятий

Количество

Занятий

 

1 неделя

 

1-2

Сказка об пастушке

«Сказка об пастушке» - памятка для правильного держания свирели. Воспроизведение звука «си»

 

2

2 неделя

 

3-4

 

Сказка об пастушке

«Сказка об пастушке» - памятка для правильного держания свирели. Воспроизведение звука «си» Разучивание новой песенки-прибаутки Прощание.

 

2

3 неделя

 

5-6

У кота - воркота

Учить детей играть песенку на трех звуках, умение закрывать и открывать отверстия попеременно (снизу – вверх, сверху – вниз), извлекать плавные звуки.

2

4 неделя

 

 

7-8

Загадка

Познакомить детей с музыкальной игрой, упражнять в умении играть на трех звуках.

 

2

 

 

 

Январь

Неделя

занятий

Тема

занятий

Содержание занятий

Количество

занятий

 

1 неделя

 

1-2

«Отгадка»

Развивать умение детей придумывать самостоятельно отгадку из трех нот.

 

2

 

2 неделя

 

3-4

 

«Уж как шла лиса»

Приветствие. Слушание песенки в исполнении руководителя. Какой характер похожа мелодия? У кого такой характер? -у лисички! Покажите характер лисички движениями. Исполняем, соблюдая характер героя песенки. Предлагаю исполнять ансамблями – певцов и музыкантов. Каких животных можно изобразить с помощью свирели. Прощание

 

2

3 неделя

 

5-6

«Пёрышко»

Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика)

Пёрышко уронила сорока! Слушание песенки «Сорока». Разучивание.

 

2

4 неделя

 

7-8

«Волшебная дудочка»

Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика). Пальчиковые упражнения по выбору педагога.

Игра «Волшебная дудочка»

 

2

Февраль

Неделя

занятий

Тема

занятий

Содержание занятий

Количество

занятий

 

1 неделя

1-2

Ай, ду-ду

Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика) Знакомство с нотой «соль». Слушание новой песенки-потешки. Рассматриание иллюстрации к потешке. Прохлопаем ритм потешки. Исполнение на свирели с новой ноткой. Прощание.

 

2

2 неделя

3-4

Горелки

Приветствие. Упражнение на дыхание со свечой. Слушание новой прибаутки на свирели и в исполнении голосом. Проигрывание ритма колокольчиком. Разучивание «Горелки»

 

2

3 неделя

5-6

Развесёлые гудочки

Приветствие. Упражнение на дыхание со свечой. Повторение и закрепление материала в форме игры в «гудошниов»

2

4 неделя

7-8

Лошадка

Приветствие. Знакомство с правилами для игры на свирели. Воспроизведение звука «до» Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек, язычка. Имитация цоканья лошадки..

 

2

 

Март

Неделя

занятий

Тема

занятий

Содержание занятий

Количество

Занятий

 

1 неделя

 

1-2

 

Как под горкой, под горой

Приветствие. Повторение правил для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек, язычка.

Повторение знакомых песенок-прибауток. Знакомство с новой песенкой «Как под горкой, под горой»

 

2

 

2 неделя

 

3-4

 

 

Послушные пальчики

Слушание песенки в исполнении педагога. Проигрывание ритма пальчиками. Упражнения с пальчиками.

Работа подгруппами (ладошки – свирельки) и группой. Знакомство с новым звуком «фа#» и новой мелодии «Два кота»

 

2

 

3 неделя

 

5-6

Выбирай-ка

Приветствие. Упражнение «Весёлые вдохи» пальчиковая гимнастика по выбору детей.Исполнение по выбору детей.

 

2

 

4 неделя

 

7-8

Петушок

Приветствие. Игра с пальчиками, дыхательная гимнастика. Слушание песенки «Петушок» Разучивание.

 

2

Апрель

Неделя

занятий

Тема

занятий

Содержание занятий

Количество

Занятий

 

1 неделя

 

1-2

 

Бабочка

Приветствие. . Игра «Бабочка» (дыхательная гимнастика) Слушание песенки, узнавание («Антошка») Исполнение мелодии на звуке «ре» «Антошка»Повторение мелодий.

 

2

 

2 неделя

 

3-4

 

Как у наших у ворот

Приветствие. Воспроизведение звука «ре» Воспроизведение простейших ритмических рисунков. Разучивание новой песенки. «Как у наших у ворот», «Ай-я, жу-жу»

 

2

 

3 неделя

 

5-6

Дождик

Приветствие. Слушание дождя в записи. Как бы дети изобразили звук дождя на свирели? Импровизация детей.

Слушание песенки «Дождь» в исполнении взрослого. Разучивание по записи на общей доске.

 

2

 

4 неделя

 

7-8

Ансамбль

Приветствие. Упражнение на дыхание по таблице. Повторение репертуара ансамблем. Простукивание ритма колокольчиком. Импровизация под аудиозапись или синтезатор. Разучить песню для гостей «К нам гости пришли»

 

2

Май

Неделя

занятий

Тема

занятий

Содержание занятий

Количество

занятий

 

1 неделя

 

1-2

 

Послушные пальчики

 

Приветствие. Пальчиковая игра-гимнастика «Мама». Повторение правил для пальчиков. «Катюша»- слушание песни в аудио записи и в исполнении руководителя мелодии песни. Разучивание песни.

 

2

 

2 неделя

 

3-4

Весёлые пальчики

Приветствие. Игра с пальчиками «Пять поросят» пальчиковые игры по желанию детей. Импровизации с песней «Катюша» Прощание.

 

2

 

3 неделя

 

5-6

Вот как мы умеем»

Приветствие. Игра «Бабочка» (дыхательная гимнастика) Повторение знакомых мелодий. Прощание.

 

2

 

4 неделя

 

7-8

 

Эхо

Приветствие. Знакомство с новым звуком «ми». Слушание в исполнении руководителя новой мелодии «Во поле берёза стояла». Разучивание Предлагаю исполнять ансамблями – свирели и колокольчики. Прощание

Повторение знакомых мелодий. Творческий отчёт кружка

 

2

Всего: 32 недели, 64 занятий.

 

 

III. Организационный раздел

3.1. Оснащение образовательной деятельности

 

Наглядно-дидактические материал: программа, методические пособия

для проведения занятий; фотографии; фоно- и видеотека; учебно-методические

таблицы; видеофильмы; инструкции по технике безопасности и многое другое.

Материально-техническое обеспечение:

занятия проводятся хорошо освещенном и проветриваемом в групповой комнате, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей воспитанников, с соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности, установленных для помещений;

оборудование: рабочие столы, стулья, доска, компьютер, музыкальный центр.

Материалы: различные электронные носители с музыкальной и

видео информацией, тетради, цветная бумага, ручки, карандаши.

 

3.2.Учебно-методическое обеспечение

Для воспитанников:

1. Инструменты «Свирель» индивидуально на количество обучающихся детей, пронумерованные.

2. Дидактический материал для работы над дыханием.

Для педагога:

1. А.И.Буренина, Т.Э.Тютюнникова «Тутти» программа 2012

2. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла

Орфа, 1987;

3. К71 Космовская М.Л. «Научно-методическое руководство игры на свирели ( по методике Э. Я. Смеловой).- Курск: Изд-во КГПИ, 1993-18с.

4. С Конч А.И. Из опыта работы. «Играем на Свирели, рисуем и поем». Сборник для учителей общеобразовательных школ и музыкальных работников дошкольных учреждений.

5.Космовская М.Л. «Девять уроков игры на Свирели» ( по методике Э.Я. Смеловой) 1993 Санкт- Петербург.

6. Смелова Э.Я. «Свирель поёт» www.svireli.ru Инкоцентр ИАН

7. Бычков И.В. Музыкальные инструменты, 2000;

8. Комарова Т.С. , Савенков А.И. Коллективное творчество детей, 1998;

1975г.

9. Михайлов М.А. Развитие музыкальных способностей детей - Ярославль,1997;

10. Иллюстрации по теме занятий.

 


 

 


 


 


 


 

t1706620899aa.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации