ДООП художественно–эстетической направленности на тему «Заиграй, свирель» (Для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЗАИГРАЙ, СВИРЕЛЬ»
(ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ(5-6ЛЕТ))
срок реализации 1 год
Составитель:
Пенкина Анна Владимировна
педагог дополнительного образования
СОДЕРЖАНИЕ
Содержание
Целевой раздел…………………………………………………………… |
1 |
Пояснительная записка…………………………………………………. |
1 |
1.1. Нормативно – правовая основа программы………………………….. |
1 |
Новизна и отличительные особенности программы. ………………… |
1 |
Актуальность……………………………………………………………. |
2 |
Цель и задачи программы……………………………………………… |
3 |
Сроки реализации программы………………………………………… |
3 |
Принципы и подходы…………………………………………………… |
3 |
Ожидаемые результаты и способы их проверки………………………. |
3 |
Методы и приемы обучения…………………………………………….. |
4 |
Педагогические условия для реализации программы…………………. |
6 |
II. Содержательный раздел……………………………………………….. |
6 |
1.Организация процесса обучения ………………………………………… |
6 |
2. Учебный план……………………………………………………………... |
6 |
3. Перспективно-тематическое планирование…………………………… |
7 |
III. Организационный раздел……………………………………………… |
11 |
1.Оснащение образовательной деятельности……………………………. |
11 |
2. Учебно – методическое обеспечение…………………………………… |
11 |
I. Целевой раздел
Пояснительная записка
Данная программа по обучению детей игре на свирели рассчитана для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи. Именно в этом возрасте формируется осознанное отношение к музыке. Она определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию
Свирель – народный инструмент. Игра на свирели дает удивительные результаты в развитии музыкальных способностей детей: улучшается чистота интонирования и качество вокального звука, развиваются музыкальная память и вокальное дыхание. Игра на свирели как активная дыхательная гимнастика способствует оздоровлению детского организма. Развитие мелкой моторики и координации пальцев, массаж их окончаний приводит к улучшению речи ребенка.
Нормативно – правовая основа программы:
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образовании
Данная рабочая программа разработана на основе программ и методических рекомендаций:
А.И.Буренина Т.Э.Тютюнникова «Тутти» программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста, «Музыкальная палитрп» Санкт-Петербург 2012.
А.Г.Гогобидзе, В.А.Деркунская «Детство с музыкой» Санкт –Петербург , Детство-Пресс 2010
Даг Гудкин «Пой, играй. Танцуй!» Введение в ОРФ – педагогику» Классика-XXI» Москва 2013
Русские народные песни и танцы (для голоса, блокфлейта и Орф – инструментов в обработке В.Жилина)
Э.Я.Смелова- методическое руководство
А.И.Конч « Играем на свирели, рисуем и поём».. Москва 2015
1.2.Новизна и отличительные особенности программы.
Новизной и отличительной особенностью программы «Заиграй свирель» является обучение детей игре на свирели. приобщение к творческой деятельности.
Создание ритмических и инструментальных импровизаций, игровых миниатюр.
Необходимость в создании данной программы существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкального восприятия, фантазии, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество.
2. Актуальность программы:
Музыкальное образование во все времена было актуально и находило своё отражение в трудах философов, педагогов, которые видели необходимость в разностороннем развитии детей и считали музыку приоритетным средством воспитания. Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. При создании данной программы был обобщен опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики. Данная программа реализуется на основе программы «Тутти», созданная БуренинаА. И.,Тютюнникова Т.Э. («художественно-эстетическое» развитие) с детьми 5-6 лет. Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание, и образование без углубления в какой-либо раздел Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к музыке, что дает возможность, основываясь на симпатиях ребенка, развивать его музыкальную культуру. Поэтому возникает необходимость разработать данную программу музыкального кружка « Заиграй , свирель».. Занятия кружка по данной программе направлены на достижение цели: развитие музыкальной культуры и творческой активности дошкольников. Основное средство достижения этой цели – постоянные и систематические встречи воспитанников с музыкой, развитие художественного творчества. Занятия должны быть регулярными (дни и часы занятий коллектива по расписанию).
Педагогическая целесообразность: Создание творческого коллектива.
3. Цель и задачи программы
Общая цель данной программы:
работа по приобщению детей к музицированию - раскрыть перед детьми удивительный и прекрасный мир звуков.
Обогащение духовной культуры детей через игру на свирели.
Развитие музыкальных, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения игре на детских музыкальных инструмента(свирели).
Формирование знаний о музыкальном инструменте.
Знакомство со строением музыкального инструмента.
Развитие исполнительских навыков.
.
Задачи программы:
Обучать основам техники игры на свиреле и других народных инструментах, формировать необходимые умения и навыки для дальнейшего совершенствования в игре на музыкальных инструментах;
Развивать музыкальные способности дошкольников;
Способствовать созданию условий для творческого самовыражения ребенка, учитывая его индивидуальные возможности.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на детей 5-6 лет, продолжительность обучающей программы 8 месяцев. Занятия проходят два раза в неделю, в год - 64 занятия. Продолжительность занятий: 20 – 25 минут. Форма проведения занятий: групповая. Занятия проходят во второй половине дня.
Принципы и подходы к формированию программы
Принцип фасцинации (очарование детей);
Творческой направленности;
Игрового познания;
Максимальной самореализации.
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
К концу курса дети должны знать и уметь:
играть в ансамбле соблюдая ритм;
владеть приемами игры на свиреле, народных и самодельных музыкальных инструментах;
своевременно начинать и заканчивать свою партию в ансамбле;
проявлять творческую инициативу в создании импровизаций, музыкально-инструментальных композиций, создании самодельных музыкальных инструментов.
Система оценки результатов освоения программы
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу), открытые занятия.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Образовательная программа развития музыкальных способностей посредством игры на русских народных инструментах (свирели), может применяться в дошкольном учреждении как парциальная, узкоспециализированная в рамках образовательных программ по музыкальному воспитанию детей, а также как дополнительная для использования в работе кружков и т.д.
Большой интерес детей к коллективному музицированию и к народному инструменту свирель побудили организовать в детском саду ансамбль «Заиграй свирель»
Методы и приемы обучения:
Методы и приемы обучения:
Наглядные: показ педагога, пример, помощь в звукоизвлечении;
Словесные: убеждение, поощрение, объяснение, описание, использование попевок, прибауток, песен, скороговорок;
Практические:(разучивание, повторение, самостоятельное исполнение индивидуально и в ансамбле).
Этапы работы:
Весь образовательный цикл делится на три этапа:
1 этап – подготовительный
Цель: приобретение начального музыкального опыта. Знакомство с простейшими приемами звукоизвлечения.
Решение программных задач происходит на музыкальных занятиях.
Задачи:
Учить внимательно и заинтересованно слушать русскую народную музыку, чувствовать ее характер, узнавать песни, пьесы по мелодии.
Учить правильным способам звукоизвлечения на свирели.
4
Побуждать выразительно и эмоционально передавать характер музыки в пении, в движении и игре на народных инструментах.
Побуждать ритмично передавать особенности музыкального образа, соблюдая темп, динамические оттенки, учить воспроизводить достаточно точно метрическую пульсацию.
Приобщать к слаженной игре на народных инструментах в небольшом ансамбле.
2 этап
Цель: закрепление материала, пройденного на первом этапе: развитие музыкального слуха и чувства ритма, координации движений.
Задачи:
Побуждать внимательно заинтересованно слушать музыку, исполняемую на русских народных инструментах.
Учить исполнительской деятельности на свирели, народных и самодельных музыкальных инструментах:
побуждать играть в ансамбле слаженно, ритмично;
учить точно исполнять несложный ритмический рисунок на народных и самодельных музыкальных инструментах.
3 этап
Цель: закрепление материала пройденного на втором этапе.
Задачи:
народным песенным искусством.
Развивать исполнительское мастерство на русских народных инструментах:
совершенствовать технику игры на двух ложках, народных и самодельных музыкальных инструментах;
познакомить с приемами игры на свирели.
Учить выразительному осознанному исполнению народных песен различного характера.
Создать предпосылки к творческой самореализации детей:
находить новые приемы игры на ложках и самодельных музыкальных инструментах;
побуждать к самостоятельному (и с помощью взрослых) изготовлению самодельных музыкальных инструментов.
Побуждать к самостоятельному исполнению народных песен и игре на русских народных инструментах в самостоятельной деятельности: в условиях детского сада и семьи.
Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, музыкальное развитие детей, обуславливает его результативность.
Педагогические условия для реализации программы:
создание развивающей среды в детском саду;
разработка методического материала по развитию творческих способностей;
для успешной реализации программных задач предусматривается взаимодействие с родителями. Проводятся следующие формы работы (в дистационном режиме): беседы, консультации, видео-отчеты и др. Разнообразие используемых форм работы формирует у взрослых определенные представления и практические умения в музицировании и в оказании помощи детям в освоении данной программы.
II. Содержательный раздел
Организация процесса обучения
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятия, от занятия к занятию он усложняется, Заинтересовав детей, развиваем желание заниматься, переходить к целенаправленному формированию исполнительских умений и навыков.
Для выработки ритмичной одновременной игры на музыкальных инструментах, овладения основами техники игры, на каждом занятии рекомендуется использовать пальчиковые, дидактические игры, игры с палочками и ритмические упражнения.
Музыкальный руководитель должен помнить, что успех в достижении высоких результатов зависит не только от музыкальной подготовленности детей, но и от их волевых качеств. Обучая, следует воспитывать умение преодолевать трудности, настойчивость, выдержку.
2.Учебный план.
Форма проведения |
Количество занятий |
Количество занятий в неделю |
Продолжительность 1 занятий |
Групповая (5-6лет) |
64 занятий |
2 занятия |
20-25 минут |
Перспективно -тематическое планирование
Октябрь
Неделя |
№ занятий |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество занятий |
1 неделя
|
1-2 |
« Свирелька»
|
Знакомство. Приветствие. Беседа о русских «гудочках». Рассматривание иллюстраций. Рассматривание инструмента и слушание в исполнении педагога. |
2 |
2 неделя |
3-4 |
«Андрей-воробей»
|
Знакомство со свирелью, как с народным инструментом. Исполнение простейшей мелодии на одном звуке. |
2 |
3 неделя |
5-6 |
«Правила игры на свирели |
Приветствие. Знакомство с правилами для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических кулачков и с помощью ладошек. Разучивание новой песенки- прибаутки. Прощание. |
2 |
4 неделя
|
7-8 |
Котик |
Приветствие. Повторение правил для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек. Повторение знакомых песенок-прибау Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек. Повторение знакомых песенок-прибауток. |
2 |
Ноябрь
Неделя |
№ занятий |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество занятий |
1 неделя
|
1-2 |
Барашек |
Приветствие. Упражнение на дыхание с «Барашком». Повторение репертуара и разучивание новой мелодии. Простукивание ритма пальчиком. Освоение нового звука «ля». Прощание |
2 |
2 неделя |
3-4 |
Василек |
Познакомить детей с новой песенкой, учить открывать 1 отверстие, умение удерживать инструмент, не закрывая отверстия. |
2 |
3 неделя |
5-6 |
Динь-дон |
Приветствие. Слушание песенки- прибаутки в исполнении педагога. Проигрывание ритма колокольчиками. Разучивание новой мелодии. Работа с двумя звуками. Запоминание слов. Работа подгруппами и группой. |
2 |
4 неделя
|
7-8 |
Динь-дон |
Слушание песенки- прибаутки в исполнении педагога. Проигрывание ритма колокольчиками. Разучивание новой мелодии. Работа с двумя звуками. |
2 |
Декабрь
Неделя |
№ занятий |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество Занятий |
1 неделя |
1-2 |
Сказка об пастушке |
«Сказка об пастушке» - памятка для правильного держания свирели. Воспроизведение звука «си» |
2 |
2 неделя |
3-4 |
Сказка об пастушке |
«Сказка об пастушке» - памятка для правильного держания свирели. Воспроизведение звука «си» Разучивание новой песенки-прибаутки Прощание. |
2 |
3 неделя |
5-6 |
У кота - воркота |
Учить детей играть песенку на трех звуках, умение закрывать и открывать отверстия попеременно (снизу – вверх, сверху – вниз), извлекать плавные звуки. |
2 |
4 неделя
|
7-8 |
Загадка |
Познакомить детей с музыкальной игрой, упражнять в умении играть на трех звуках. |
2 |
Январь
Неделя |
№ занятий |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество занятий |
1 неделя |
1-2 |
«Отгадка» |
Развивать умение детей придумывать самостоятельно отгадку из трех нот. |
2 |
2 неделя |
3-4 |
«Уж как шла лиса» |
Приветствие. Слушание песенки в исполнении руководителя. Какой характер похожа мелодия? У кого такой характер? -у лисички! Покажите характер лисички движениями. Исполняем, соблюдая характер героя песенки. Предлагаю исполнять ансамблями – певцов и музыкантов. Каких животных можно изобразить с помощью свирели. Прощание |
2 |
3 неделя |
5-6 |
«Пёрышко» |
Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика) Пёрышко уронила сорока! Слушание песенки «Сорока». Разучивание. |
2 |
4 неделя |
7-8 |
«Волшебная дудочка» |
Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика). Пальчиковые упражнения по выбору педагога. Игра «Волшебная дудочка» |
2 |
Февраль
Неделя |
№ занятий |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество занятий |
1 неделя |
1-2 |
Ай, ду-ду |
Приветствие. Игра с пёрышком (дыхательная гимнастика) Знакомство с нотой «соль». Слушание новой песенки-потешки. Рассматриание иллюстрации к потешке. Прохлопаем ритм потешки. Исполнение на свирели с новой ноткой. Прощание. |
2 |
2 неделя |
3-4 |
Горелки |
Приветствие. Упражнение на дыхание со свечой. Слушание новой прибаутки на свирели и в исполнении голосом. Проигрывание ритма колокольчиком. Разучивание «Горелки» |
2 |
3 неделя |
5-6 |
Развесёлые гудочки |
Приветствие. Упражнение на дыхание со свечой. Повторение и закрепление материала в форме игры в «гудошниов» |
2 |
4 неделя |
7-8 |
Лошадка |
Приветствие. Знакомство с правилами для игры на свирели. Воспроизведение звука «до» Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек, язычка. Имитация цоканья лошадки.. |
2 |
Март
Неделя |
№ занятий |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество Занятий |
1 неделя |
1-2 |
Как под горкой, под горой |
Приветствие. Повторение правил для игры на свирели. Воспроизведение простейших ритмических рисунков с помощью ладошек, язычка. Повторение знакомых песенок-прибауток. Знакомство с новой песенкой «Как под горкой, под горой» |
2 |
2 неделя |
3-4
|
Послушные пальчики |
Слушание песенки в исполнении педагога. Проигрывание ритма пальчиками. Упражнения с пальчиками. Работа подгруппами (ладошки – свирельки) и группой. Знакомство с новым звуком «фа#» и новой мелодии «Два кота» |
2 |
3 неделя |
5-6 |
Выбирай-ка |
Приветствие. Упражнение «Весёлые вдохи» пальчиковая гимнастика по выбору детей.Исполнение по выбору детей. |
2 |
4 неделя |
7-8 |
Петушок |
Приветствие. Игра с пальчиками, дыхательная гимнастика. Слушание песенки «Петушок» Разучивание. |
2 |
Апрель
Неделя |
№ занятий |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество Занятий |
1 неделя |
1-2 |
Бабочка |
Приветствие. . Игра «Бабочка» (дыхательная гимнастика) Слушание песенки, узнавание («Антошка») Исполнение мелодии на звуке «ре» «Антошка»Повторение мелодий. |
2 |
2 неделя |
3-4 |
Как у наших у ворот |
Приветствие. Воспроизведение звука «ре» Воспроизведение простейших ритмических рисунков. Разучивание новой песенки. «Как у наших у ворот», «Ай-я, жу-жу» |
2 |
3 неделя |
5-6 |
Дождик |
Приветствие. Слушание дождя в записи. Как бы дети изобразили звук дождя на свирели? Импровизация детей. Слушание песенки «Дождь» в исполнении взрослого. Разучивание по записи на общей доске. |
2 |
4 неделя |
7-8 |
Ансамбль |
Приветствие. Упражнение на дыхание по таблице. Повторение репертуара ансамблем. Простукивание ритма колокольчиком. Импровизация под аудиозапись или синтезатор. Разучить песню для гостей «К нам гости пришли» |
2 |
Май
Неделя |
№ занятий |
Тема занятий |
Содержание занятий |
Количество занятий |
1 неделя |
1-2 |
Послушные пальчики
|
Приветствие. Пальчиковая игра-гимнастика «Мама». Повторение правил для пальчиков. «Катюша»- слушание песни в аудио записи и в исполнении руководителя мелодии песни. Разучивание песни. |
2 |
2 неделя |
3-4 |
Весёлые пальчики |
Приветствие. Игра с пальчиками «Пять поросят» пальчиковые игры по желанию детей. Импровизации с песней «Катюша» Прощание. |
2 |
3 неделя |
5-6 |
Вот как мы умеем» |
Приветствие. Игра «Бабочка» (дыхательная гимнастика) Повторение знакомых мелодий. Прощание. |
2 |
4 неделя |
7-8 |
Эхо |
Приветствие. Знакомство с новым звуком «ми». Слушание в исполнении руководителя новой мелодии «Во поле берёза стояла». Разучивание Предлагаю исполнять ансамблями – свирели и колокольчики. Прощание Повторение знакомых мелодий. Творческий отчёт кружка |
2 |
Всего: 32 недели, 64 занятий.
III. Организационный раздел
3.1. Оснащение образовательной деятельности
Наглядно-дидактические материал: программа, методические пособия
для проведения занятий; фотографии; фоно- и видеотека; учебно-методические
таблицы; видеофильмы; инструкции по технике безопасности и многое другое.
Материально-техническое обеспечение:
занятия проводятся хорошо освещенном и проветриваемом в групповой комнате, оснащенном типовыми столами и стульями с учетом физиологических особенностей воспитанников, с соблюдением санитарно-гигиенических норм, правил техники безопасности, установленных для помещений;
оборудование: рабочие столы, стулья, доска, компьютер, музыкальный центр.
Материалы: различные электронные носители с музыкальной и
видео информацией, тетради, цветная бумага, ручки, карандаши.
3.2.Учебно-методическое обеспечение
Для воспитанников:
1. Инструменты «Свирель» индивидуально на количество обучающихся детей, пронумерованные.
2. Дидактический материал для работы над дыханием.
Для педагога:
1. А.И.Буренина, Т.Э.Тютюнникова «Тутти» программа 2012
2. Баренбойм Л.А. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла
Орфа, 1987;
3. К71 Космовская М.Л. «Научно-методическое руководство игры на свирели ( по методике Э. Я. Смеловой).- Курск: Изд-во КГПИ, 1993-18с.
4. С Конч А.И. Из опыта работы. «Играем на Свирели, рисуем и поем». Сборник для учителей общеобразовательных школ и музыкальных работников дошкольных учреждений.
5.Космовская М.Л. «Девять уроков игры на Свирели» ( по методике Э.Я. Смеловой) 1993 Санкт- Петербург.
6. Смелова Э.Я. «Свирель поёт» www.svireli.ru Инкоцентр ИАН
7. Бычков И.В. Музыкальные инструменты, 2000;
8. Комарова Т.С. , Савенков А.И. Коллективное творчество детей, 1998;
1975г.
9. Михайлов М.А. Развитие музыкальных способностей детей - Ярославль,1997;
10. Иллюстрации по теме занятий.