Дополнительная общеобразовательная программа творческой направленности «Скетчинг» (5–8 классы)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК АЛТАЙСКОГО КРАЯ «КВАНТОРИУМ.22»
педагогическим советом
(протокол от 08.09.2023 г. № 4)
УТВЕРЖДЕНО
приказом КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22»
от 11.09.2023г. № 98-с
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
художественной направленности
«Скетчинг»
Срок освоения программы: 2 года
Возраст обучающихся: 11-16лет
Автор-составитель:
Захарова Екатерина Владимировна,
педагог дополнительного образования
Барнаул
2023
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы».
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа творческой направленности «Скетчинг» разработана с учетом:
1. Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ;
2. Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 года N 124-ФЗ;
3. Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 г. №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
4. Приказа Минтруда России от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
5. Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. N 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
6. Приказа Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 30.06.2020 г. № 845/369 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность»;
7. Распоряжения Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
8. Распоряжения Правительства РФ от 31.03.2022 г. N 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
9. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09. 2020 N 28;
10. Письма Министерства образования и науки РФ от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»)»;
11. Письма Министерства просвещения РФ от 20.02.2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования, обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»;
12. Закона Алтайского края от 04.09.2013 № 56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;
13. Закона Алтайского края от 06.09.2021 №86-ЗC «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2035»;
14. Постановления от 13.12.2019 № 494 Об утверждении государственной программы Алтайского края «Развитие образования в алтайском крае»;
15. Приказа Главного управления и молодежной политики Алтайского края от 19.03.2015 № 535 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ»;
16. Устава КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22»;
17. Лицензии на осуществление образовательной деятельности (с приложениями);
18. Локальных нормативных актов организации.
19. Положения о дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) и рабочих программах КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22»;
20. Рабочей программы воспитания «Планета успеха поколения Z» КГБУ ДО «Детский технопарк Алтайского края «Кванториум.22»;
21. Образовательной программы «Кванториум.22».
Актуальность программы. Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Полученные знания, умения и навыки образуют базу для дальнейшего развития ребенка, как в более углубленном освоении ремесла, так и в изобразительно-творческой деятельности в целом. Занятия изобразительным искусством в рамках данной программы помогают детям осознать связь искусства с окружающим миром, позволяют расширить кругозор, учат принимать посильное участие в создании художественной среды. Дети овладевают языком искусства, учатся работать различными материалами (акварель, маркеры для скетчинга), что развивает их творческие способности.
Изобразительное искусство является важнейшим средством нравственного и эстетического воспитания детей, поэтому данная общеобразовательная (общеразвивающая) программа дополнительного образования является актуальной.
Новизна данной программы заключается в том, чтобы дать учащимся конкретные знания по изобразительной грамоте, научить их видеть и анализировать, грамотно изображать объемную форму на плоскости. И они приобретают навыки последовательного ведения рисунка по принципу: от общего к частному и от частного — к обобщенному общему, а также осваивают технические приемы рисунка — от самых простых до более сложных.
Педагогическая целесообразность программы. На современном этапе развития нашей страны особую важность приобретает одна из самых важных функций образовательных учреждений – социализация ребенка. Программа призвана расширить культурное пространство для самореализации, самоактуализации и саморазвития личности, стимулировать обучающегося к творчеству, создать каждому ребенку благоприятную почву для профессиональной ориентации, развития личностных качеств, становлению его как субъекта собственной жизни.
Особенностью программы является разграничение ее на два этапа обучения. Первый этап (вводный уровень). Освоение программного материала данного уровня предполагает получение обучающимися первоначальных знаний в области цветоведения и живописи. Данная программа знакомит обучающихся с базовыми понятиями изображения предметов и предметного пространства, цветом и цветовыми сочетаниями, с различными живописными техниками: акварель, гуашь, профессиональные маркеры для скетчинга.
Обучающиеся выполняют творческие задания на основе образца, наблюдают, изучают элементы природы: строение деревьев, растений, животных.
Второй этап (базовый уровень). Программа предусматривает индивидуальные и групповые работы, включает организацию коллективного взаимодействия, способствует развитию навыков общения и социализации обучающихся. На этом этапе больше времени уделяется рисованию с натуры. Обучающиеся на более сложном творческом и техническом уровне – изучают анатомическую форму человека, пейзаж в различном состоянии погоды и освещении, графику, коллажи и их композиционные возможности, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки.
Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 11-16 лет. При разработке программы учтены возрастные особенности детей.
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа предусматривает задания с разными вариантами сложности, с учетов возрастных особенностей обучающихся. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми обучающимися.
Средний школьный возраст – это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков самоопределения. Именно в этом выражается теперь самостоятельность юношей. Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения. Для них характерна повышенная критичность, часто в позиции «со стороны». Происходит рост саморефлексии, повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру.
В группы обучения принимаются дети, не имеющие специальных навыков.
Форма обучения: очная.
Количество обучающихся в группе:10- 15 человек.
Набор обучающихся– свободный.
Уровень освоения программы: разноуровневый.
Программа учитывает разный уровень развития детей и поэтому предполагает возможность разной степени освоения содержания. Содержание и материал программы организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями:
вводный уровень: срок освоения программного материала 1 год, общее количество часов в год составляет 72 часа;
базовый уровень: срок освоения программного материала 1 год, общее количество часов в год составляет 72 часов;
Режим занятий:
вводный уровень обучения – 1 раз в неделю по 2 академических часа (с 10 минутным перерывом между академическими часами, академический час – 40 минут);
базовый уровень обучения –1 раз в неделю по 2 академических часа (с 10 минутным перерывом между академическими часами, академический час – 40 минут);
Каждый обучающийся имеет право на доступ к любому из представленных уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности обучающегося (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного обучающимся уровня). Обучающийся может быть зачислен на любой из уровней.
В группы вводного уровня обучения принимаются дети, не имеющие специальных навыков. На базовый уровень обучения принимаются дети, которые завершили по программе обучение вводногоуровня, успешно прошедшие промежуточную аттестацию и желающие продолжить обучение по программе, а также допускается прием детей на базовый уровень обучения при наличии необходимых навыков и умений ребенка (минуя предыдущие уровни обучения). Программой предусматривается свободная, открытая и гибкая система добора в группы не только вводного, но и базового в зависимости от способностей ребенка.
Цель и задачи программы
Цель: формирование устойчивого интереса к творчеству и потребности к саморазвитию и самостоятельному использованию полученных знаний, умений и навыков, посредством техники скетчинга или быстрого рисунка.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать начальные знания, умения и навыки по изобразительному искусству (формировать начальные знания о цветоведении, композиции, ознакомить с материалами и инструментами ИЗО);
- обучать умению осуществлять свой замысел, выразительно передавать в работе главную мысль;
- учить изображать отдельные предметы в композиции, связывать их единым
содержанием.
2. Метапредметные:
- развивать мелкую моторику;
- развивать и формировать творческие способности и задатки (чувство ритма, чувство цвета, графическую выразительность, чувство формы, глазомер и т.д.);
- развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность;
- развитие мотивации к изобразительной деятельности, посредствам быстрого рисунка - скетчинга;
- развитие потребности к саморазвитию, самостоятельности;
- развитие первоначальных навыков творческого мышления.
3. Личностные:
- способствовать адаптации обучающихся к окружающему миру через изобразительные деятельности;
- способствовать воспитанию трудолюбия и аккуратности в работе;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самооценке;
- способствовать формированию мотивации к творчеству, познанию, выбору индивидуальной траектории развития;
- способствовать воспитанию волевых качеств (трудолюбие, усидчивость, умение доводить работу до конца и т.д.).
4. Воспитательные:
- содействовать эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.
Содержание программы
Учебный план
(вводный уровень)
№ | Содержаниепрограммы | Количество часов по формам деятельности | Формаконтроля, аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение в программу | 2 | 2 | | Опрос, наблюдение. |
1.1 | Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. История искусств. | 2 | 2 | | - |
2. | Что такое «Скетчинг».Технические приемы в освоении рисунка. | 8 | 4 | 4 | Теория. Практическая работа. Опрос. |
2.1 | Основные виды скетчинга.Что такое акварель, что такое линеры: знакомимся с материалом. | 2 | 2 | | - |
2.2 | Упражнения на растяжку цвета, смешение цветов, насыщенность тона. Цветовой ряд. Цветовой круг. | 2 | | 2 | - |
2.3 | Холодная и теплая гармония, цветовая гармония | 2 | 1 | 1 | - |
2.4 | Композиция, тон, линия, передача объема. | 2 | 1 | 1 | - |
3. | Основы изображения базовых фактур и текстур | 2 | 1 | 1 | Теория. Практическая работа. Опрос. |
3.1 | Основные формы и текстуры в скетчинге. Создание при помощи простого карандаша и линера текстуры и объема рисунка. | 2 | 1 | 1 | - |
4. | Фудскетчинг (Foodsketching) | 18 | 2 | 16 | Теория. Практическая работа. Опрос, анализ творческих работ. Выставка. |
4.1 | Фудскетчинг: форма круга.Яблоко | 2 | 1 | 1 | - |
4.2 | Помидор | 2 | | 2 | - |
4.3 | Виноград | 2 | | 2 | - |
4.4 | Фудскетчинг: форма треугольник. Вафельный рожок. | 2 | 1 | 1 | - |
4.5 | Пицца | 2 | | 2 | - |
4.6 | Долька арбуза | 2 | | 2 | - |
4.7 | Самостоятельная работа: «Мой любимый десерт» | 2 | | 2 | - |
4.8 | Промежуточная аттестация | 2 | | 2 | Опрос, анализ творческих работ. Выставка. |
4.9 | Коллаж «Лимон» | 2 | | 2 | - |
5. | Ботанический скетчинг | 14 | 2 | 12 | Теория. Практическая работа. Опрос, анализ творческих работ. Выставка |
5.1 | Рисование листьев деревьев, растений. | 2 | 1 | 1 | - |
5.2 | Скетч по референсу ботанического скетчинга «Божья коровка и ромашка» | 2 | | 2 | - |
5.3 | Деревья. | 2 | 1 | 1 | - |
5.4 | Скетч по референсу ботанического скетчинга «Дерево при свете луны». | 2 | | 2 | - |
5.5 | Скетч по референсу ботанического скетчинга «Цветочная композиция» | 2 | | 2 | - |
5.6 | Творческое задание «Комнатное растение у меня в доме» | 2 | | 2 | - |
5.7 | Творческое задание «Праздничный букет» | 2 | | 2 | - |
6. | Предметный скетчинг | 8 | 2 | 6 | Теория. Практическая работа. Опрос, анализ творческих работ. Выставка. |
6.1 | Столовыеприборы | 2 | 0,5 | 1,5 | - |
6.2 | Канцелярские предметы | 2 | 0,5 | 1,5 | - |
6.3 | Бытовая техника | 2 | 0,5 | 1,5 | - |
6.4 | Предметный скетчинг. Коллаж. | 2 | 0,5 | 1,5 | - |
7. | Скетчинг путешествий (Travel) | 20 | 1 | 19 | Теория. Практическая работа. Опрос, анализ творческих работ. Выставка. |
7.1 | Законы построения пейзажа | 2 | 1 | 1 | - |
7.2 | Лес | 2 | | 2 | - |
7.3 | Горы | 2 | | 2 | - |
7.4 | Озеро. | 2 | | 2 | - |
7.5 | Ночной пейзаж | 2 | | 2 | - |
7.6 | Маяк | 2 | | 2 | - |
7.7 | Воздушный шар над полями | 2 | | 2 | - |
7.8 | «Любимый пейзаж» | 2 | | 2 | - |
7.9 | «Туристическая открытка» | 2 | | 2 | - |
8. | Промежуточная аттестация | 2 | | 2 | Рисунок по выбранной теме. Выставка. |
| Итого | 72 | 14 | 58 | |
Содержание учебного плана
Введение в программу.
1.1 Знакомство с детьми. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Что такое «Скетчинг». Технические приемы в освоении рисунка.
2.1 Вводная беседа о предмете и его задачах
Теория. Жанры, техники, виды. Демонстрация необходимых материалов и инструментов.
Презентация готовых изделий и работ.
2.2 Практика. Упражнения на растяжку цвета, смешение цветов, насыщенность тона. Цветовой ряд. Изучение цветового круга. Знакомство на практике с последовательностью расположения цветов в круге, изготовление модели цветового круга для использования его в выполнении последующих заданий.
2.3 Теория. Термин «гармония». Цветовая гармония в живописи.
Практика. Деление цветов на теплые и холодные.
2.4 Теория. Основные понятия: композиция, тон, линия, передача объема.
Практика. Первичная диагностика подготовленности обучающихся (практикум по рисунку).
3. Основы изображения базовых фактур и текстур.
3.1Теория. Основные формы и текстуры в скетчинге.
Практика. Создание при помощи простого карандаша и линера текстуры и объема рисунка.
4. Фудскетчинг (Foodsketching).
4.1 Теория. Различные техники в зарисовке еды и их применение на практике.
Практика. Изображаем яблоко, используя средство выразительности: цвет, форму, размер, правильное расположение на листе.
4.2 Практика. Рисуем краской круглую форму (от центра путем образования массы) на основе предварительного обследования образца.
4.3 Практика. Рисуем виноград, передаем характерную форму и цвет грозди. Совершенствуем изобразительные навыки и умения.
4.4 Теория. Определение. Виды. Средства, с помощью которых можно изобразить пирамиду. Важность пирамиды в изобразительном искусстве. Практика. Рисуем вафельный рожок. Учимся передавать в изображении основные свойства и характерные детали изображаемого предмета.
4.5 Практика. Объединяем форму круг и треугольник. Работаем с формой, цветом. Рисунок «Пицца».
4.6 Практика. Учимся рисовать «по сырому». Развиваем умение анализировать пропорции, очертания предметов. Работаем с цветом. Рисунок «Арбуз»
4.7 Практика. Творческое задание «Мой любимый десерт». Учимся отображать в рисунке собственные замыслы.
4.8 Промежуточная аттестация.
4.9 Практика. Скетч по референсу "Коллаж лимон". Разбор и анализ, научиться работать с референсами. Работа с коллажем. Работа над формой и цветом.
5. Ботанический скетчинг
5.1 Теория. Ботаническая иллюстрация, живопись и зарисовка. Цвет в ботанической живописи.
Практика. Рисуем листья деревьев, передаем форму и цвет. Совершенствуем изобразительную технику (смешиваем акварельные краски для получения оттенков).
5.2 Практика. Выполнение скетча по референсу ботанического жанра «Божья коровка и ромашка». Работа над цветом, оттенками, передача объема и теней.
5.3 Теория. Подробно разбираем особенности деревьев: цвет, форма, фактура.
Практика. Рисунок «Дерево».
5.4 Практика. Работаем с референсом «Дерево при свете луны». Учимся с помощью цветового перехода, создавать иллюзию объема рисунка. Подробно разбираем особенности цвета, работаем над формой и фактурой. Учимся рисовать изогнутые ветви, лунный свет.
5.5 Практика. Работаем с референсом «Цветочная композиция». Усваиваем логику, последовательность работы над рисунком. Прорабатываем цвет и форму.
5.6 Практика. Творческое задание «Комнатное растение у меня дома». Передаём характерные особенности растения (строение и направление стебля, листьев, форму цветочного горшка).
5.7 Практика. Творческое задание «Праздничный букет». Развиваем композиционное мышление. Работа с цветом, формой.
6. Предметный скетчинг.
6.1 Теория. Работаем над изображением форм бытовых предметов с использованием перспективы, плановости, объема, техник создания фактур и текстур.
Практика. Рисуем столовые приборы.
6.2 Теория. Разбор и анализ пропорций канцелярских предметов, формы, цвета, тени.
Практика. Скетчинг по референсу «Канцелярские предметы».
6.3Теория. Разбор и анализ формы, строение, пропорции (отношение частей по величине) бытовой техники.
Практика. Скетчинг по референсу.
6.4 Практика. Составление композиции, декоративное оформление, коллаж.
7. Скетчинг путешествий (Travel).
7.1Теория. Законы построения пейзажа. Глубина пространства. Линейная, цветотональная и воздушная перспектива.
Практика. Рисунок «Горизонт».
7.2 Практика. Скетч по референсу на тему «Лес». Разбор и анализ референса. Работа над цветом, текстурой деревьев.
7.3 Практика. Скетч по референсу «Горы». Совершенствуем навыки построения композиции. Учимся рисовать горы акварелью в соответствии с ее особенностями: разбавлять акварельные краски водой для получения светлых тонов, применяем способ размывки.
7.4 Практика. Скетч по референсу «Озеро». Знакомимся с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений.
7.5. Практика. Скетч по референсу на тему «Ночной пейзаж». Разбор и анализ референса. Работаем с цветом, перспективой, формами.
7.6 Практика. Скетч по референсу на тему «Маяк». Правильно вписываем изображение на лист бумаги, выделяем смысловой центр композиции, учимся сочетать цвета и определять пропорции.
7.7 Практика. Рисунок «Воздушный шар над полями». Закрепляем линейную и воздушную перспективу.
7.8 Практика. Творческое задание «Любимый пейзаж». Выполнение скетча по фото.
7.9 Практика. Творческое задание «Туристическая открытка». Применение законов построения пейзажа.
8. Промежуточная аттестация.
Содержание программы
Учебный план
(базовый уровень)
№ | Содержаниепрограммы | Количество часов по формам деятельности | Формаконтроля, аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение в программу | 2 | 2 | | Опрос, наблюдение. |
1.1 | Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности. История искусств. | 2 | 2 | | - |
2. | Анималистический скетчинг | 18 | 4 | 14 | Теория. Практическая работа. Опрос, анализ творческих работ. Выставка. |
2.1 | Построение и анатомические особенности. Подробное поэтапное объяснение по выполнению анималистического скетча. | 2 | 1 | 1 | - |
2.2 | Насекомые | 2 | 1 | 1 | - |
2.3 | Птицы | 2 | 1 | 1 | - |
2.4 | «Снегирь» | 2 | | 2 | - |
2.5 | Домашние животные | 2 | 1 | 1 | - |
2.6 | «Верный друг» | 2 | | 2 | - |
2.7 | Дикие животные | 2 | 1 | 1 | - |
2.8 | «Путешествие по саванне» | 2 | | 2 | - |
2.9 | «Мое любимое животное» | 2 | | 2 | - |
3. | Интерьерный скетчинг | 14 | 2 | 12 | Теория. Практическая работа. Опрос, анализ творческих работ. Выставка. |
3.1 | Передача пространства. Освещение. Свет и тень. | 2 | 1 | 1 | - |
3.2 | Предметы интерьера. Кресло. | 2 | 1 | 1 | - |
3.3 | «Обеденная зона» | 2 | | 2 | - |
3.4 | «Интерьер комнаты» | 2 | | 2 | - |
3.5 | «Интерьер кафе» | 2 | | 2 | - |
3.6 | «Моя комната» | 2 | | 2 | - |
3.7 | Промежуточная аттестация | 2 | | 2 | Выполнение работы по требованиям. Выставка. |
4. | Городской скетчинг | 18 | 3 | 15 | Теория. Практическая работа. Опрос, анализ творческих работ. Выставка. |
4.1 | Перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Линии схода | 2 | 1 | 1 | - |
4.2 | «Городская улица». Разбор и анализ | 2 | 1 | 1 | - |
4.3 | «Городская улица». | 2 | | 2 | - |
4.4 | «Архитектурное сооружение». Разбор и анализ | 2 | 1 | 1 | - |
4.5 | «Деревянный дом» | 2 | | 2 | - |
4.6 | «Вид из окна » | 2 | | 2 | - |
4.7 | «Уличное кафе» | 2 | | 2 | - |
4.8 | «Старинное окно» | 2 | | 2 | - |
4.9 | «Старинная дверь» | 2 | | 2 | - |
5. | Фэшнскетчинг | 18 | 4 | 14 | Теория. Практическая работа. Опрос, анализ творческих работ. Выставка. |
5.1 | Основы рисования фэшн-иллюстраций. Понимание изображения человеческого тела. Пропорции тела. | 2 | 1 | 1 | - |
5.2 | Рисунок из журнала. Знакомство с профессией дизайнер одежды | 2 | 1 | 1 | - |
5.3 | Знакомство с анатомией. Пропорции головы. Нюансы деталей лица при построении | 2 | 1 | 1 | - |
5.4 | Отработка приемов создания фактур и текстур. | 2 | 1 | 1 | - |
5.5 | Эскизы одежды. | 2 | | 2 | - |
5.6 | Эскизы аксессуаров. | 2 | | 2 | - |
5.7 | Эскизы обуви | 2 | | 2 | - |
5.8 | «Женская мода» | 2 | | 2 | - |
5.9 | «Мой гардероб» | 2 | | 2 | - |
6. | Промежуточная аттестация | 2 | | 2 | Рисунок по выбранной теме. Выставка. |
| Итого | 72 | 15 | 57 | |
Содержание учебного плана
Введение в программу
1.1 Знакомство с детьми. Вводное занятие. Вводный инструктаж по технике безопасности.
Анималистический скетчинг
2.1 Теория. Построение и анатомические особенности. Подбор удачного ракурса.
2.2 Практика. Скетч по референсу «Насекомые». Подробно разбираем особенности. Упрощаем и обобщаем второстепенные элементы изображения. Учимся передавать в рисунке характерные черты строения насекомых и их окрас.
2.3 Теория. Изучаем особенности строения.
Практика. Скетч по референсу «Птицы». Подробно разбираем особенности строения, оперенья, окраса.
2.4 Практика. Скетч по референсу «Снегирь». Передаем в рисунке образ птицы, его характерные черты.
2.5Теория. Разбираем строение, особенности окраса различных домашних животных.
Практика. Скетч по референсу «Домашние животные». Преобразуем его, дополняем недостающими элементами, вносим коррективы в композицию. Подробно разбираем особенности окраса, работаем над блеском и фактурой шерсти.
2.6 Практика. Скетч по референсу «Верный друг». Работаем над правильным строением животного, передаем его характерные особенности.
2.7 Теория. Разбираем строение, особенности окраса различных диких животных. Их характерные черты.
Практика. Скетч по референсу «Дикие животные».
2.8 Практика. Творческое задание «Путешествие по саванне». Развиваем фантазию, закрепляем пройденный материал.
2.9 Практика. Творческое задание «Мое любимое животное» по фото.
3. Интерьерный скетчинг
3.1Теория. Определение. Виды.
Практика. Скетч по референсу «Стол». Свет и тень.
3.2 Практика. Скетч по референсу «Кресло». Учимся правильному построению, повторяем перспективу. Прорабатываем детали.
3.3 Практика. Скетч по референсу «Обеденная зона». Уделяем внимание передаче пространства, изображениям драпировок из лёгких и тяжёлых тканей. Зарисовка при дневном освещении. Изображаем помещение и мебель в перспективе.
3.4 Практика. Скетч по референсу «Интерьер комнаты». Учимся чувствовать пространство в листе, грамотно компоновать предметы, передавать линейную и воздушную перспективу. Отрабатывать приемы передачи фактуры и текстуры.
3.5 Практика. Творческое задание «Интерьер кафе». Развиваем фантазию. Уделяем внимание деталям, цвету.
3.6 Практика. Творческое задание «Моя комната».
3.7 Промежуточная аттестация.
4. Городской скетчинг
4.1 Теория. Перспектива. Линия горизонта. Точка схода. Линии схода.
4.2 Практика. Скетч по референсу городского жанра «Городская улица». Учимся передавать настроение местности подчеркнув особенности. Последовательность работы над референсом. Детализация предметов.
4.3 Практика. Творческое задание «Городская улица».
4.4 Практика. Скетч по референсу «Архитектурное сооружение». Подчеркнуть особенности. Последовательность работы над референсом. Детализация предметов. Передача тени, цвета.
4.5 Практика. Скетч по референсу «Деревянный дом». Закрепляем умение передавать форму, текстуру дерева.
4.6 Практика. Творческое задание «Вид из окна».
4.7 Практика. Творческое задание «Уличное кафе».
4.8 Практика. Творческое задание «Старинное окно».
4.9 Практика. Творческое задание «Старинная дверь».
5. Фэшнскетчинг
5.1 Теория. Основы рисования фэшн-иллюстраций. Понимание изображения человеческого тела. Изучение пропорции лица и тела. Рассмотрение основных особенностей и отличий fashion фигуры от реалистичной. Закономерности построения нескольких вариантов поз.
5.2 Практика. Скетч по референсу. Изучаем особенности и детали.
5.3 Практика. Скетч по референсу. Соблюдение пропорции лица и тела. Построение правильного силуэта.
5.4 Практика. Скетч по референсу. Разбор видов тканей, передача её текстуры. Взаимодействие ткани с телом.
5.5 Практика. На основе изображения научиться создавать собственные иллюстрации. Отработка приемов создания фактур и текстур. Продолжить знакомство с анатомией человека.
5.6 Практика. Творческое задание «Эскизы аксессуаров». Уделяем особое внимание мелким деталям, прорисовка.
5.7 Практика. Творческое задание «Эскизы обуви». Передаём характерные детали, цвет, форму, пропорции.
5.8Практика. Творческое задание «Женская мода». Закрепляем особенности изображения человеческого тела. Развиваем фантазию, придумываем собственный образ, дизайн одежды.
5.9 Практика. Творческое задание «Мой гардероб».
6. Промежуточная аттестация.
Планируемые результаты вводного уровня обучения
Личностные результаты | Метапредметныерезультаты | Предметныерезультаты |
1.Формирование мировоззрения обучающихся через приобщение к изобразительному искусству. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего и других народов. 3. Развитие фантазии ребенка. | 1. Умение грамотно расположить фигуры и формы на листе бумаги – компоновать. 2. Умение работать акварельными красками – разводить и смешивать краски, ровно покрывать ими нужную поверхность. 3. Умение правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги. | 1.Овладение основами цветоведения (три основных цвета и производные цвета.) 2.Формирование основ культурного поведения в общественных местах. 3. Овладение навыками пользования палитрой и кистями. |
Планируемые результаты базового уровня обучения
Личностные результаты | Метапредметныерезультаты | Предметныерезультаты |
1.Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мировоззрению. 2. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего и других народов. 3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. 4. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | 1.Получение основных знаний о воздушной перспективе. 2. Умение задумывать и разрабатывать композицию. 3. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками, работать индивидуально. 4. Умение грамотно разбивать предмет на массы (пропорции) 5 Умение выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке. 6 Умение определять в произведениях изобразительного искусства наиболее важные особенности формы и содержания, выражать своё отношение к рассматриваемому произведению. | 1. Овладение основными знаниями о цветоведении. 2. Овладение такими художественными понятиями как: блик, рефлекс, тень, светотень, тон и др. 3. Умение разрабатывать композицию рисунка. 4. Овладение основными техниками живописи. 5. Умение сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом. 6. Умение правильно определять формы изображаемых предметов, их пропорции, конструктивное строение, пространственное расположение, цвет. |
Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий».
Календарный учебный график
Год обучения и уровень освоения программы | Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Сроки проведения аттестации обучающихся | Количество учебных часов | Всего учебных недель | Режим занятий |
Вводный | 15.09.2022 | 31.05.2023 | Декабрь (третья неделя). Май (третья неделя) | 72 | 36 | 1 раз в неделю по 2 часа |
Базовый | 15.09.2023 | 31.05.2024 | Декабрь (третья неделя). Май (третья неделя) | 72 | 36 | 1 раз в неделю по 2часа |
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимо соблюдать следующие условия:
- обязательное посещение занятий, дополняемых разнообразными формами работы с обучающимися;
- использование наглядности, технических средств и тренировочного оборудования при организации мероприятий по формированию навыков конструирования, моделирования и программирования;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил безопасности труда при работе с робототехническими средствами в соответствии с планом проведения занятий;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здоровьесбережения при организации работы с детьми в соответствии с планом воспитательной работы;
- привлечение родителей для участия в жизни творческого объединения.
Санитарно-гигиенические требования. Проведение занятий в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам: хорошее освещение, периодическое проветривание, допустимая температура воздуха, и т.д.
Материально-техническая база.
- наличие светлого и просторного кабинета для занятий, удобной мебели.
-обеспеченность обучающихся необходимыми материалами и инструментами: краски акварельные, гуашевые, карандаши, кисти беличьи разных размеров и синтетические, бумага формата А5, основы под росписи.
Методическое и дидактическое обеспечение.
- наглядно-теоретическая база в виде пособий;
- иллюстрации по жанрам скетчинга;
- дидактический и раздаточный материал.
Психолого-педагогические условия.
- наличие стабильного детского коллектива,
- творческая атмосфера на занятиях,
- мастерство педагога.
Кадровое обеспечение. По данной программе может работать педагог дополнительного образования с высшим или средним профессиональным педагогическим образованием, постоянно повышающий свой профессиональный уровень.
Формы аттестации
Педагогический контроль предполагает итоговую аттестацию.
Итоговая аттестация: Оптимальными способами проверки знаний обучающихся, согласно психолого-физиологических особенностей, являются: педагогическое наблюдение, опрос, тестирование, практическая работа, демонстрация скетчей, выставка, участие в конкурсах художественного творчества и других мероприятиях различного уровня.
Результаты аттестации фиксируются в «Журнале учета работы педагога дополнительного образования в детском творческом объединении» в разделе «Учет посещаемости и проведения занятий».
Контроль результатов осуществляется путем: устного тестирования по пройденным темам.
Критерии оценки результативности освоения программного материала ДО(О)П:
– критерии оценки уровня теоретической подготовки обучающихся: соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям, осмысленность и свобода использования специальной терминологии;
– критерии оценки уровня практической подготовки обучающихся: соответствие практических умений и навыков программным требованиям, отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения, креативность в выполнении творческих заданий;
– критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей (учебно-познавательные, коммуникативные, информационные): продуктивная коммуникация в группе, самостоятельность, поиск и обработка информации, оценка результата, умение слышать и слушать, способность отстаивать собственную точку зрения, самоанализ, самооценка, способность к самопознанию и принятию собственных решений.
Оценка контроля и аттестации выставляется педагогом по трехуровневой системе:
– высокий уровень (творческий) (3 балла) – обучающийся освоил учебный материал ДО(О)П (100 - 81%), специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием, работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает трудностей, выполняет практические задания с элементами творчества, умеет работать в команде, самостоятельно формулирует проблему, находит информацию, планирует деятельность, ищет ресурсы, выполняет работу, анализирует деятельность и оценивает результат;
– средний уровень (конструктивный) (2 балла) – обучающийся освоил практически весь объем знаний ДО(О)П (80-50%), сочетает специальную терминологию с бытовой, работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца, при выполнении заданий допускает несущественные ошибки, планирует работу, выполняет логические операции, находит аргументы, рациональные пути решения проблемы. Педагог координирует деятельность, оказывает незначительную помощь;
– низкий уровень (репродуктивный) (1 балл) – обучающийся не полностью освоил материал ДО(О)П (объем усвоенных знаний обучающимся составляет менее 50%), избегает употреблять специальные термины, допускает существенные ошибки в знаниях предмета, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием и при выполнении практических заданий, в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога, работает по инструкции или под руководством педагога.
Оценочные материалы
1. Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, индивидуальные задания.
2. Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков обучающихся: повседневное наблюдение за работой обучающихся, устный опрос.
Контрольный тест по искусству
Что тебе потребуется для выполнения разнообразных творческих заданий на занятиях ИЗО?
Что такое скетчинг?
Какой цвет не является основным:
синий;
желтый;
зелёный;
красный
Коллаж – это …
а) искусство красивого и выразительного письма;
б) изображение ежедневной бытовой жизни на греческих вазах;
в) совмещение различных материалов в одной работе путем наклеивания.
5. Что такое пейзаж?
а) изображение природы;
б) изображение человека в полный рост;
в) изображение внешнего облика и внутреннего мира человека.
6. Узор, построенный по определённым правилам:
рисунок;
орнамент;
набросок;
гризайль
Метод определения пропорций в художественной практике:
на глаз;
соотношение;
по линейке;
визирование
Анималистический жанр в изобразительном искусстве посвящен изображению:
человека;
предметов быта
природы
животных
Автопортрет – это изображение:
автомобиля;
художник рисует сам себя;
водителя с машиной;
изображение, созданное машиной
Искусство, в котором цвет играет главную роль:
живопись;
художественная фотография;
графика;
скульптура
Установи соответствие:
F OODскетчинг; ПРЕДМЕТНЫЙ скетчинг;АРХИТЕКТУРНЫЙскетчиг
Что такой архитектурный скетчинг?
Самое яркое место при создании тонального изображения в графике:
рефлекс;
свет;
блик;
падающая тень
В каком виде изобразительного искусства произведение не создают красками:
скульптура;
декоративное искусство;
живопись;
графика
Водяные краски - это…
темпера;
акварель;
масло
Интерьерный скетчинг — это?
эскизы и зарисовки внутреннего пространства жилых помещений;
зарисовки оформления интерьера для мероприятий;
эскиз здания и сооружения
17. Какой жанр является изображением картин природы:
пейзаж;
портрет;
натюрморт;
батальный.
18. Назови 3 основных цвета в живописи:
красный, желтый, синий;
черный, белый, серый;
оранжевый, фиолетовый, зеленый;
красный, желтый, зеленый.
19. Воображаемая линия, которая отделяет небо от земли:
штрих;
горизонт;
тень;
граница.
19. Какой цвет является тёплым:
серый;
фиолетовый;
синий;
жёлтый.
20. Вдали предметы кажутся:
крупнее и бледнее;
мельче и ярче;
крупнее и ярче;
мельче и бледнее.
1.Разгадай кроссворд и узнаешь, как называется комната, где работает художник
| | | | | | | ||||
| | | | | ||||||
| | | | | | |||||
| | | | | | | ||||
| | | | | ||||||
| | | | | | | | | ||
| | | | | | | | |||
| | | | | | | ||||
| | | | | | |
По горизонтали:
1. На чем вы рисуете, пишите? Из какого материала сделаны книги?
2.Куда вставляют фотографию?
3. Отгадай:
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке
4.Тонкая доска для смешивания красок
5.Белый камушек растаял, на доске следы оставил
6.Чѐрный Ивашка-деревянная рубашка,
Где носом проведёт, там заметку кладёт
7.Красящее вещество, которое разводят водой
8.Итоговый результат работы художника
9.Ёмкость для воды
Ответы: бумага, рама, кисть, палитра, мел, карандаш, краски, картина, стакан.
Методическое обеспечение программы
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста обучающихся.
В содержание программы включены задания творческого характера, позволяющие раскрыть даже самые минимальные способности ребёнка.
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития обучающихся на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми учащимися;
- в каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы, где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся итоговые работы по результатам прохождения каждого блока. Вначале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Широко применяются занятия по методике «мастер-класс», когда педагог вместе с учащимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
Примерный порядок проведения занятия.
1. Педагог объясняет теоретический материал.
2. Обучающиеся отвечают на предложенные педагогом вопросы, которые помогают им лучше понять изученную тему.
3. Дальнейшая актуализация знаний происходит в процессе выполнения практических и творческих заданий.
Каждое задание имеет два уровня сложности.
Уровень 1 – задания для обязательного выполнения, направленные на овладение теми или иными приёмами рисования.
Уровень 2 – задания творческие, требующие от учащихся определенного осмысления изученного материала.
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, мелкогрупповых (численностью от 4 до 10 человек), индивидуальных форм организации на занятиях.
Широко применяются занятия по методике мастер-класса, когда педагог вместе с обучающимися выполняет работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Приёмы и методы обучения:
- наглядный показ приёмов живописи;
- групповое обсуждение домашних и классных работ;
- проверка знаний итоговыми контрольными заданиями;
- ежегодные выставки и просмотры;
- участие в городских и международных конкурсах.
Дидактические материалы
Презентации дидактических материалов «Акварельный скетчинг», наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.
Список литературы
Шельменко И. Хюгге-скетчи с Ириной Шельменко. Москва: Эксмо, 2018. — 144 с.; Шайнбергер Ф.; пер. с англ. Авдеевой А.«Акварельныйскетчинг.Как рисовать и рассказывать истории в цвете». Москва, 2017. – 160 с.;Костерин Н.П. Учебное рисование.Москва: Наука, 2001 г.;
Неменский Б.М. Искусство вокруг нас. Москва: Мозаика-Синтез, 2003;
Сокольникова Н.М. Основы рисунка. Москва: Центр и Академия, 2000;
Сокольникова Н.М. Основы живописи. Москва: Центр и Академия, 2000.