Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа Мультстудия «Анимашки»

1
0
Материал опубликован 5 October 2023



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей и эвенкийских народных ремесел»



Принята

На педагогическом совете

от « 24 » августа 2021г

Протокол № 7

Утверждаю

Приказ № 80

от «_25_» августа 2021 г

Директор МБУ ДО ЦДО и ЭНР


Новикова Л.В.














Дополнительная общеобразовательная

(общеразвивающая) программа

Социально-гуманитарной направленности

Мультстудия « Анимашки»








Направленность: социально-гуманитарная

Возраст учащихся:10 -16лет

Срок реализации: 3 года (576 часов )

Автор/разработчик:

Должность: педагог дополнительного образования

Басаулова Алена Юрьевна





с. Багдарин

2021 г.

Оглавление































Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования 1. Пояснительная записка

Нормативные правовые основы разработки ДООП:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р).

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству».

Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».


Актуальность:

Использование системы заданий и упражнений, раскрывающих изобразительно-выразительные возможности искусства мультипликации направленных на освоение детьми различных материалов, технических приемов художественной выразительности, в процессе создания анимационных фильмов.

Содержание занятий построено на взаимодействии различных видов искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, театр), объединенных общей целью и результатом - созданием мультипликационного продукта.


Вид программы:

Модифицированная программа – Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мультстудия» является модифицированной. Разработанной на основе ДООП «Мульстудия» Орлова Ю.А., ДООП анимация и мультипликация «Анимашка» Трефилов П.А.


Направленность дополнительной общеразвивающей программы: социально-гуманитарная


Адресат программы: Программа ориентирована на детей, возрастом от 10 до 16 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.

Срок и объем освоения программы: 3 года, 576 педагогических часов, из них:

«Базовый уровень» - 3 года, 576 педагогических часов.

Формы обучения: Очная, очно-заочная, очно-дистанционная. Уровень освоения программы базовый.

Особенности организации образовательного процесса:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей),

-фронтальная (работа со всеми воспитанниками одновременно, например, при объяснении нового материала или отработке определенного технологического приема),

- групповая (разделение учащихся на группы для выполнения определенной работы),


Режим занятий:


Предмет

Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

«Мульстудия»,

1 год обучения

-

4 часа в неделю;

144 часа в год.

-

«Мульстудия»,

2 год обучения

-

6 часов в неделю,

216 часов в год

-

«Мульстудия»,

3 год обучения

-

6 часов в неделю,

216 часов в год

-


Цель, задачи, ожидаемые результаты

Цель:

Создание условий для развития у детей среднего школьного возраста творческих и интеллектуальных способностей через просмотр, изучение и создание аудио-визуальных произведений экранного искусства (мультипликаций). Создание персонажей народных сказок, и запись мультфильмов, роликов.


Задачи:

Образовательные (обучающие:)

познакомить с историей возникновения и видами мультипликации;

познакомить с технологией создания мультипликационного фильма;

формировать художественные навыки и умения;

поощрять речевую активность детей, обогащать словарный запас.

Развивающие:

развивать творческое мышление и воображение;

развивать детское экспериментирование, поощряя действия по преобразованию объектов;

способствовать проявлению индивидуальных интересов и потребностей;

развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Воспитательные:

воспитывать чувство коллективизма;

поддерживать стремление детей к отражению своих представлений посредством анимационной деятельности;

воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду сверстников и его результатам;

воспитывать умение доводить начатое дело до конца.


Ожидаемые результаты:



Стартовый уровень

Базовый уровень

Продвинутый уровень

Знать


-правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

-название и назначение инструментов для работы с бумагой, картоном, тканью и др. материалами;

-Начальные сведения из истории создания мультфильмов;

-виды мультфильмов (по жанру, по метражу, по варианту исполнения);

-различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);

-этапы создания мультфильма;

-новые приемы работы с различными материалами - бумага, текстиль, пластилин и др.


-

Уметь


-изготавливать персонажей мультфильмов из пластилина, бумаги и т.п.;

-определить порядок действий, планировать этапы своей работы;

-применять различные виды декоративного творчества в анимации (рисунок, лепка, природный и другие материалы);

-комбинировать различные приемы работы для достижения поставленной

-технической и художественно-творческой задачи.

-

-


1.3. Содержание программы

«Мультстудия»


Базовый уровень (1 год обучения)

Учебный план


№ п/п

Тема


Количество часов

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

2

2



2

Программный софт для создания анимации.

8

2

6

Наблюдение Тестирование

3

Разработка будущего анимационного проекта.

20

4

16

Наблюдение

Опрос

4

Создание образов анимационных персонажей.

14

4

10

Наблюдение


5

Звуковое оформление мультфильмов

16

4

12

Наблюдение

Викторина

6

Интернет ресурсы для демонстрации мультфильмов

20

4

16

Наблюдение

Участие в конкурсе

7

Разноцветные кляксы (живопись)

18

4

14

Наблюдение

Демонстрация

8

Объемные фигуры (пластилин)

20

6

14

Наблюдение

Выставка

9

Экранизация детской считалочки или песенки

26

4

22

Наблюдение

Демонстрация м/ф


Всего

144

34

110



Содержание учебного плана 1 года обучения

1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Теория:Вводное занятие   знакомство с учащимися. Краткий курс истории анимации. Техника безопасности. Правила по ТБ.  Правила поведения в мультстудии, правила поведения во время съемок. Краткая история анимации. Виды анимации. Практическая работа: знакомство друг с другом  наш первый мультфильм «Давай знакомиться!» (Предварительная аттестация детей).

2 «Программный софт для создания анимации»

2.1 Знакомство с программой AnimaShoter 

Теория: знакомство с программами для съемки анимации, Практическая работа: работа в программе Animashoter

2.2 Знакомство с программой Movie Maker

Теория: знакомство с программами для монтажа мультфильмов. Практическая работа: монтаж мультфильма в программе Windows Live

2.3 Знакомство с программой Audacity

Теория: знакомство с программами для озвучивания мультфильмов и профессией звукооператор. Знакомство с понятиями звуковая дорожка. Практическая работа: создание звуковой дорожки для мультфильма

3  «Разработка будущего анимационного проекта»

3.1 Сценарий 

Теория: особенности написания сценария, знакомство с понятиями: сцена, план, диалог, экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка,концовка, раскадровка, производственный план. 

Практическая работа: написание сценария мультфильма.

3.2 Раскадровка. 

Теория: Знакомство с понятием раскадровка и особенностями ее использования. Практическая работа: создание раскадровки для мультфильма.

3.3 Производственный план. 

Теория: знакомство с понятием производственный план в анимации. Практическая работа: создание производственного плана. 

4 Создание образов анимационных персонажей

4.1 Особенности движения

в анимации

Теория: Знакомство с особенностями движения в анимации с просмотром фото и видеоматериалов. 12 принципов анимации:

Сжатие и растяжение (Squash and stretch);

Подготовка или упреждение. 

Отказное движение (Anticipation);

Сценичность (Staging);

Прямо вперед и поза за позой (Straight ahead action and pose to pose); 

Сквозное движение и захлест (Follow through and overlapping action);

Плавное начало и плавное окончание движения (Slow in and slow out); 

Дуги (Arcs); Второстепенное действие. 

Выразительная деталь (Secondary action); 

Расчет времени – тайминг (Timing); 

Преувеличение, утрирование (Exaggeration); 

Привлекательность (Appeal). 

Практическая работа: нарисовать движение. Съемка движения мяча в кадре, съемка движущегося автомобиля.

4.2 Эмоции персонажа.

 Теория: Понятие эмоции, виды эмоций, особенности применения эмоций в анимации, просмотр видео и иллюстраций. 

Практическая работа: продумывание и прорисовка эмоции персонажа, анимирование  эмоций персонажа, работа в парах. 

4.3 Цветовые решения в создании героя

Теория: цветовые решения при создании персонажа. Практическая работа: продумывание цветовых решений для персонажа и фона.

5.  Звуковое оформление мультфильмов

5.1  Знакомство со звукозаписывающим оборудованием 

Теория: Знакомство со звукозаписывающим оборудованием, и программой для записи голоса Audacity. Знакомство с понятиями звуковая дорожка.

Практическая работа: озвучивание мультфильма.

5.2 Сценическая речь

Теория: Понятия об интонации, паузе, дикции, скорость произношения. Основы интервью. 

Практическая работа: Упражнения на дикцию, интонацию и скорость. Чтение текста с телесуфлёра. 

5.3 Озвучивание мультфильма

Теория: Беседа об основах звукового сопровождения фильма: речь, музыка, шумовые эффекты и т.д. Практическая работа: создание звукового оформления фильма.

6. Интернет ресурсы для демонстрации мультфильмов

6.1 Дизайн канала для демонстрации мультфильмов

Теория: Беседа о существующих Интернет ресурсов как средство для демонстрации результатов своего творчества или как сделать так чтоб твои мультфильмы могли смотреть все. «Как вы яхту назовете, так она и поплывет!» — обсуждение и конкурс на лучшее название для мультстудии. Практическая работа: Создание и съемка заставки канала.

 6.2 Создание интернет ресурсов для продвижения мультфильмов

Теория: Особенности создания интернет проектов, особенности написания публикаций Продвижение мультфильмов в сети Интернет. Обсуждение и продумывание оформление будущего канала, регистрация. Практическая работа: создание канала студии на видеохостинге Youtube. Создание постов на различных интернет ресурсах.

7 Виды анимации:

7.1 Stopmotion

Теория: Понятие Stopmotion, или волшебные превращения. Рассказ и демонстрация техники stopmotion. Мультфильм в технике Stopmotion. Просмотр видеороликов в данной технике. Продумывание сценария и сюжета будущего мультфильма.

Практическая работа: съемка мультфильма «Волшебные превращения», создание декорации, съемка, монтаж. 

7.2 Пластилиновая анимация

Теория: Виды пластилиновой анимации. Объемная и плоская виды пластилиновой анимации. Практическая работа: задание «перелепка». Превращение одной объемной фигуры в другую. 

Создание пластилинового анимационного фильма: распределение ролей, сценарий, работа над декорациями, съемки, монтаж, озвучивание. 

7.3 Перекладная анимация

Теория: Знакомство с техникой перекладной анимации. Просмотр видео и фото материалов. Практическая работа: создание марионеток и фонов. Съемка мультфильма в технике перекладной анимации: сюжет, сценарий, раскадровка, работа над персонажами и декорациями, монтаж, озвучивание.

7.4 Сыпучая анимация

Теория: знакомство с понятием сыпучей анимации. Просмотр видео снятых в данной технике.  

Практическая работа: снятие мультфильма в технике песочная анимация: сюжет, сценарий, раскадровка, работа над персонажами и декорациями, монтаж, озвучивание.

7.5 Кукольная анимация

 Теория: знакомство с кукольной анимацией, технология съемочного процесса кукольной анимации. Практическая работа: изготовление кукол и декораций для съемки мультфильма в технологии кукольной анимации. Съемка мультфильм:  сюжет, сценарий, раскадровка, работа над персонажами и декорациями, монтаж, озвучивание.

8 Технология съемочного процесса 

8.1 Теория: особенности организация съемок анимационного фильма. Практическая работа непосредственное участие в съемочном процессе.  

8.2 Теория: Использование цвета в анимации. Игры на смешение цветов. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка. 

Практическая работа: съемка мультфильма с использованием цветовых пятен «цветовые пятна». 

8.3  Теория: понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Линии и позы.

Практическая работа: снятие мультфильма с использованием линии.

8.4 Теория: календарные праздники России

Практическая работа: создание анимационных поздравительных клипов.

8.5Теория: беседа с учащимися об экологических проблемах.

Практическая работа: создание мультфильма на экологическую тему.

8.6 Теория: б еседы, посвященные Великой отечественной войне, просмотр видеороликов, обсуждение идеи будущего фильма.

Практическая работа: работа над мультфильмом.

8 .7 Теория: разработка самостоятельного анимационного проекта

Практическая работа: создание мультфильма: Сюжет, сценарий, раскадровка, работа над персонажами и декорациями, монтаж, озвучивание. 

9 Аттестация промежуточная/итоговая

Проверка ЗУН: теория: викторина, тестирование.

Практическая работа: защита  самостоятельного анимационного проекта.

10. Итоговое занятие. Подведение итогов, открытое занятие и т.д

Стартовый уровень (2 год обучения)

Учебный план

. 

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1

Вводное занятие

Инструктаж по ТБ

2

2


Наблюдение

2

Композиция. Понятие крупности плана. Смена плана

44

6

38

наблюдение

3

Сюжет и персонажи мультфильма

24

6

14

наблюдение

4

Шедевры рисованной анимации. Создание элементарной рисованной анимации

26

4

12

наблюдение

5

Технологии создания мультфильма

26

4

12

наблюдение

6

Материалы и инструменты для создания мультфильма. Основные принципы использования фотоаппарата и компьютера

20

4

12

наблюдение

7

Аттестация

промежуточная/итоговая

24

6

14

наблюдение

8

Итоговое занятие

46

6

30

наблюдение


Всего

216

40

176




Содержание обучения.

1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ

Теория:Вводное занятие   знакомство с учащимися. Краткий курс истории анимации. Техника безопасности. Правила по ТБ.  Правила поведения в мультстудии, правила поведения во время съемок. Краткая история анимации. Виды анимации. Практическая работа: знакомство друг с другом  наш первый мультфильм «Давай знакомиться!» (Предварительная аттестация детей).



2. Композиция, крупность плана.

Теория. Понятие композиции, крупности плана. Крупность плана в фотографии, кино и

мультфильме.

Практика. Дидактическая игра «Определи крупность плана». Отработка навыков создания разной крупности плана при съемке фотографий. Зарисовка персонажей при помощи планов

разной крупности.

3 Сюжет и персонажи мультфильма.

Теория. Понятие сюжета в литературном произведении. Понятие конфликта. Виды конфликта.

Каким должен быть персонаж мультфильма. Основные характеристики персонажа. Внешность

персонажа, одежда. Понятие «эскиз».

Практика. Отработка навыков написания короткой истории. Составление характеристики

любимого мультипликационного героя. Разработка эскиза персонажа.

4. Шедевры рисованной анимации. Создание элементарной рисованной

анимации.

Теория. Основные принципы и сложности в создании рисованной анимации. Материалы и инструменты для создания

рисованной анимации «маслом по стеклу».

Практика. Просмотр и обсуждение мультфильмов А. Петрова. Создание простейшей

анимации на стекле. Съемка, монтаж и просмотр.

5. Наследие отечественной мультипликации.

Теория. Первые русские мультфильмы. Знакомство с технологией первых мультфильмов.

Основные вехи развития советской мультипликации. Самые яркие современные русские

мультипликационные проекты: «Смешарики», «Гора самоцветов»

Практика. Просмотр первых русских мультфильмов. Просмотр советских мультфильмов.

6. Технологии создания мультфильма

Практика. Съемка мультфильма по кадрам в соответствии с раскадровкой. Установка съемочного оборудования. Установка освещения. Запись звука.

7.Материалы и инструменты для создания мультфильма. Основные принципы

использования фотоаппарата и компьютера

Теория. Материалы и оборудование, необходимые для создания мультфильма: пластилин,

бумага, краски, фотоаппарат, штатив, компьютер.

Практика. Проба работы с материалами и оборудованием. Съемка фотографий и составление

из них слайд-шоу на компьютере.



Стартовый уровень (3 год обучения)

Учебный план


№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Форма контроля

1

Вводная часть. Откуда взялись мультфильмы?

16

4

3

Наблюдение

2

Как делаются анимационные фокусы?

30

6

14

наблюдение

3

Как мусор превращается в красоту?

24

6

14

наблюдение

4

Такие важные мелочи

26

4

12

наблюдение

5

Живая линия (графика)

26

4

12

наблюдение

6

Разноцветные кляксы (живопись)

20

4

12

наблюдение

7

Объемные фигуры (пластилин)

24

6

14

наблюдение

8

Экранизация детской считалочки или песенки

46

6

30

наблюдение


Всего

216

40

176


Содержание программы

Вводное занятие

Знакомство детей с историей возникновения анимации. Первые иллюзии движения, воспроизводившиеся еще в древнем Египте и древней Греции. Устройство «волшебного фонаря» XIX века.

Теория : первых мультфильмов.

Практика: изобретение своего «волшебного фонаря» и оживление картинки с его помощью.



2.Как делаются анимационные фокусы

Знакомство с понятием «трюковая съемка». Изобретение «своей» волшебной палочки.

теория: мультипликационных рекламных роликов и музыкальных клипов из интернета, содержащих яркие аттракционы. Техника безопасности.

Практика: съемка и монтаж самых простых анимационных трюков: дети «летают», превращаются один в другой, «проходят» сквозь стены и тому подобное.



3.Как мусор превратить в красоту

Расширение знаний о способах движения предметов внутри кадра – аниматор может «оживить» и заставить двигаться абсолютно любой предмет, в обычной жизни совершенно неподвижный. Невозможного нет: от танца фонарного столба до громкого спора ручек в пенале.

Теория: мультфильм «Варежка» (1967 г. Союзмультфильм) и фильмы Яна Шванкенмайера с оживающими предметами. (Например, «Игра с камнями», 1965 г.)

практика: Развитие умения «по кадрового» движения малых предметов на мультипликационном столе.

4.Такие важные мелочи

Знакомство с особенностями песочной анимации.

Теория: мультипликационных работ детских студий.

Практика: Этюдный тренаж. Обучение приёмам работы с сыпучими материалами. Работа уже не только с готовыми формами действительности, но создание своих новых форм из песка, манки и других круп. Разводы пальцами и ладошками по поверхности сыпучих мелко-фактурных материалов.

5.Живая линия

Понятие о разнообразии выразительных характеристик линии и точки. Основы сцено-движения, виды линий в природе и технике. Характеристика карандашей, угля, мелков, фломастеров и т.п.

Теория: мультфильмов Жоана-Пабло Сарамельи и анимационных граффити на стенах из Интернета.

Практика: коллективный мультфильм, выполненный мелом на доске. Индивидуальные графические работы.

6.Разноцветные кляксы. Работа с цветом

От общего к частному – цветовые пятна с графической дорисовкой деталей. Игры на смешение цветов. Цвет в природе. Цвет и настроение. Цвет и музыка.

ТЕОРИЯ: мультфильм «Голубой щенок» (Союзмультфильм, 1976 год), отрывки из фильмов А. Петрова.

Практика: Коллективный мультфильм из набора цветовых пятен и разводов краски на стекле. Индивидуальные работы с превращение цветовых клякс в мультипликационных персонажей.

7.Объемные фигуры

Понятие о пластилиновой анимации. Работа с однотонной массой для лепки и цветным пластилином. Использование проволоки для каркаса и других мелких предметов, которые можно «вживить» в пластилин.

ТЕОРИЯ: отрывков из пластилиновых мультфильмов Татарского.

Практика: коллективный мультфильм: сюжет дети придумывают вместе по ходу занятия и тут же воплощают свои идеи в пластилине, учитель снимает наиболее удавшиеся идеи для последующего монтажа.

8.Экранизация детской считалочки или песенки

Выбор песенки, считалочки и любого другого простого и всем известного источника для экранизации. Обсуждение сценария. Распределение и пробы ролей (понятие о мультипликационных профессиях (аниматор, режиссёр, художник, оператор, монтажер и др.).

ТЕОРИЯ: несколько разных мультфильмов на одну и ту же тему (пример того, как по-разному можно изобразить один и тот же текст).

Практика: изготовление коллективного мультфильма-экранизации.

2. Комплекс организационно - педагогических условий 2.1. Календарный учебный график

Начало учебного года для групп второго и третьего года обучения – 02 сентября. Для групп первого года обучения с 10 сентября Окончание учебного года 30 мая Продолжительность учебного года – 36 недель. В каникулярное время проводиться занятия.


Таблица 2.1.1.


Учебное время

Количество учебных недель

02.09. -31.12.

09.01. -30.05.


16 недель

20 недель


Всего

36 недель


2.2. Условия реализации программы

Таблица 2.2.1.

Аспекты

Характеристика

Материально-техническое обеспечение

Учебный кабинет площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кВ.м.. Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом).Учебная мебель, ноутбуки – 7 шт, видеокамера, штатив, принтер, мультимедиа, фотоаппарат, стол для проведения съемок и т.д.


Информационное обеспечение

-аудио

- видео

- фото

- интернет источники

Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, I квалификационной категории

2.3. Формы аттестации

Формами аттестации являются:

Зачет

Творческая работа

Соревнования

Конкурс

Выставка

Фестиваль

Слёт

2.4. Оценочные материалы

Таблица 2.4.1.

Показатели качества реализации ДООП

Методики

Уровень развития творческого потенциала учащихся

Методика «Креативность личности» Д. Джонсона

Уровень развития социального опыта учащихся

Тест «Уровень социализации личности» (версия Р.И.Мокшанцева)

Уровень сохранения и укрепления здоровья учащихся

«Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений» под ред. М.М. Безруких

Уровень теоретической подготовки учащихся

См. приложения 1,2, 3, 4.

Уровень удовлетворенности родителей предоставляемыми образовательными услугами

Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения (методика Е.Н.Степановой)

2.5. Методические материалы

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Объяснительно-иллюстративный

Репродуктивный

Частично-поисковый

Исследовательский

Игровой

Дискуссионный

Проектный


Формы организации образовательной деятельности:

Индивидуальная

Индивидуально-групповая

Групповая

Практическое занятие

Открытое занятие

Беседа

Диспут

Защита проекта

Игра

Презентация

Мини-конференция

Мастер-класс

Мини-фестиваль

Мини-чемпионат

Турнир

Тренинг

Педагогические технологии:

Технология индивидуального обучения

Технология группового обучения

Технология коллективного взаимодействия

Технология модульного обучения

Технология дифференцированного обучения

Технология проблемного обучения

Технология дистанционного обучения

Технология исследовательской деятельности

Проектная технология

Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:

Раздаточные материалы

Инструкции

Технологические карты

Образцы изделий

2.6. Список литературы



Анофриков П.И. Принцип работы детской студии мультипликации. Учебное пособие. Детская киностудия «Поиск» / П.И. Ануфриков. — Новосибирск, 2008 г.

Хитрук Ф.С. Профессия — аниматор /(в 2 т.) — М.: Гаятри, 2007 (http://bookre.org)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Мульттерапия, как средство развития творческой активности» Возраст обучающихся 5-11 лет составители Саутенко К.А. Филимонова Е.В.

Красный, Ю.Е. Мультфильм руками детей: Книга для учителя / Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. — М. : Просвещение, 1990.

Золотарева А.В., Страдина Е.А. Понятие и структура техносферы

учреждения дополнительного образования.//Ярославский

педагогический вестник. – 2012. –т.2. – № 3, с.208-213;

Иткин В.В. Карманная книга мультжюриста. Учебное пособие

для начинающих мультипликаторов. Детская киностудия

«Поиск» / В. Иткин. – Новосибирск, 2006;

Иткин В. В. Как сделать мультфильм интересным /

http://www.drawmanga;

8.Иткин В.В.«Жизнь за кадром», (методическое пособие), Новосибирск, 2008;

9.Маковая  С.В.«Мультстудия «Детство  в картинках»», Агафонова Л.Б.  «Курс мультипликации»

Ившин  В.В. «Детская мультстудия «Мечта»», Филатов С.В «Создание мультфильма»

Гоняева А.Г.  «Школа юного мультипликатора»

Семерикова  А.А. «Мультипликация». Программа дополнена блоком «Нетрадиционные техники рисования», для развития художественных способностей.

http://nsportal.ru/user/164133/page/tehnologicheskie-etapy-sozdaniya-multfilma-s-detmi































Приложение 1.

Диагностические материалы

Мониторинг результатов обучения учащихся

Дата проведения:

ФИО__________________________________________________________



Содержание аттестации

Критерии оценки 1-5

1

Знание видов мультипликации


2

Знание профессий связанных с мультипликацией


3

Знание этапов создания мультфильма


4

Умение самостоятельно снять мультфильм


5

Умение работать в коллективе




Викторина «Юный мультипликатор»

Назовите вид кинематографа, название которому дало одно из математических действий? (Мультипликация – обозначает умножение)

Одушевление персонажа или предмета называется – анимация.

Кто придумал первые рисованные мультфильмы — ЭмильРейно в 1880г

Самая известная анимационная студия в мире? Студия Уолта Диснея

Самая известная Российская киностудия? Союзмультфильм.

Какой персонаж является символом студии Уолта Диснея? Микки Маус

Техника анимации, которую можно создать из простых фотографий, используя окружающие предметы и людей называется? Stopmotions

С чего начинается съемка мультфильма? – сценарий.

Краткий рассказ сюжета в картинках, своего рода комикс называется –раскадровка.

Как называется техника анимации для работы в которой используют марионеток. – перекладка.


Приложение 2

Основные техники анимации:

Stopmotion (стоп мошен)

В этой технике для создания мультфильма используются предметы, игрушки или сами дети. Stopmotion можно попробовать в самом начале, чтобы объяснить детям суть анимации. Потом просмотрев то, что получилось (это можно сделать без монтажа, быстро листая фотографии), такие мультфильмы можно снимать без сценария, а придумывая на ходу.

Рисованная техника — перекладка:

Перекладка является самой простой технологией для работы с детьми. Герои изображаются на плотной бумаге и вырезаются. Все подвижные части тела вырезаются отдельно и потом скрепляются (пластилином, ниткой или тонкой проволокой). Перемещая персонажей по фону, изменяя их позы, все покадрово снимается на закрепленный на штативе фотоаппарат.

Для работы в этой технике можно использовать следующие материалы и инструменты:

плотная бумага или картон;

фломастеры, краски, карандаши, мелки;

ножницы;

клейкие подушечки или проволока.

Пластилиновая анимация:

Материалом для мультфильма может послужить не только пластилин, но и глина. Материал обычно лепится на каркас. Как и в любой объемной анимации объекты устанавливают на фоне декораций и передвигают, модифицируют между кадрами.

В пластилиновой анимации существует несколько техник:

перекладка: композиция состоит из нескольких слоёв персонажей и декораций, которые располагаются на нескольких стёклах, расположенных друг над другом, камера находится вертикально над стёклами. Персонажи и декорации для этого вида анимации делаются плоской формы. В настоящее время слои снимаются по отдельности и совмещаются при компьютерном монтаже. Этот вид анимации используется для удобства анимирования персонажей.

Для работы в этой технике можно использовать следующие материалы и инструменты:

пластилин;

клей ПВА или фольга, чтобы пластилин скользил по стеклу;

различные стеки;

скалка;

специальный шприц для выдавливания пластилина.

В этой технике был снят знаменитый фильм «Падал прошлогодний снег».

Объёмная анимация: классическая пластилиновая анимация, схожая по принципу с кукольной анимацией — объёмные, «настоящие» персонажи располагаются в объёмной декорации. Работать в этой технике гораздо сложнее, поскольку анимировать персонажей приходится в пространстве; их необходимо специально укреплять в декорации, иногда используя дополнительные опоры и подвески.

Для работы в этой технике можно использовать следующие материалы и инструменты:

пластилин;

проволока;

фольга;

эластичные колготки;

бусины/пластик и т.д.;

клей ПВА

комбинированная анимация: персонажи анимируются по отдельности и снимаются на фоне синего экрана, после чего «вживляются» в снятые отдельно пластилиновые декорации. В данном виде пластилиновой анимации основной объём работы приходится не на работу с пластилином, а на работу с компьютером.

Песочная анимация:

Хотя и более распространенное название данной техники — песочная анимация, оно не совсем верно, так как в качестве материала может выступать любой легкий порошок – песок, соль, крупа и т.д. Порошок тонкими слоями (обычно руками, но возможно кисточками или любыми другими подходящими инструментами) наносится на подсвеченное стекло. Эту технику хорошо использовать с детьми, которые боятся ошибиться нарисовать некрасиво, так как здесь можно все быстро исправить, или переделать. Изобретателем данного метода является канадский мультипликатор Кэролайн Лиф.

Для работы в этой технике можно использовать следующие материалы и инструменты:

спитой кофе;

спитой чай;

морской песок;

крупы (гречка, манка, пшено и т.д.)

сухарные крошки;

фасоль;

рис (можно окрашивать).


Приложение 3

Технологические этапы создания мультфильма с детьми.

Тема будущего фильма.

К выбору темы для будущего анимационного фильма нужно отнестись серьезно, так как  из неё возникает идея и история будущего фильма. Замысел фильма дает возможность начать общение с детьми  на определенную тему: дружба, вражда, счастье, уважение, вежливость и т.д. Общение в процессе создания мультфильма — самая важная часть:  выслушать все мысли и предложения ребят, направить разговор в русло предстоящих съемок, поддержать желание и интерес к предстоящему творческому общению.

Сценарий.

На данном этапе сочиняется история, разрабатывается общая концепция и идея мультфильма, а также образ и характер каждого из героев. Это способствует развитию мышления, творческого воображения и инициативы детей, активизирует речь, что позитивным образом сказывается на их личностном развитии и социализации. Но как, же научить ребенка сочинять истории?

На этом этапе нужно сформулировать основную мысль будущего рассказа: для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить.

Рассказ или история может быть построен по следующей схеме:

экспозиция;

завязка действия;

развитие действия;

кульминация;

спад действия;

развязка;

концовка.

Для составления рассказа можно немного расширить алгоритм, чтобы ребенку было проще ориентироваться.

Начало (например, жил-был дождик, цветочек, солнышко и т.д.).

Завязка (как-то раз, однажды пошел он или решил сделать и т.д.).

Развитие действия (повстречало кого-то, например):

Кульминация (например, превращается в кого-то или что-то).

Спад действия (кто-то что-то делает, чтобы наш герой обрел свой первоначальный вид).

Развязка (с той поры  или с тех пор).

Концовка (и стали они жить по-прежнему или не стал он больше никуда уходить и т.д.).

Способы придумывания сценария с детьми.

Самый простой способ — это предложить готовую историю. Обсудить ее вместе с детьми. Представить себе персонажей, место действия. Рассказать ее по-своему, разыграть по ролям. При этом история становится конкретной, наполняется новыми деталями и обстоятельствами.

Придумать историю с нуля — более сложная задача. Можно, конечно, начать с первой попавшейся ассоциации и развить из нее сюжет — это довольно интересная игра, но при этом дети часто выдают фрагменты из своих любимых мультфильмов и фильмов.

Поэтому имеет смысл сначала определить тему, посмотреть какие-нибудь иллюстрации и побеседовать. После такой подготовки  дети более осмысленно подойдут к созданию сценария.

Раскадровка.

После того, как придуман сюжет или написан сценарий, необходимо сделать раскадровку. Раскадровка — это рассказ сюжета в картинках, своего рода комикс. Зачем она нужна? На этом этапе впервые появляется визуальное видение будущего мультфильма. В раскадровке действие разбивается на отдельные сцены, из которых складывается мультфильм. Это позволяет распланировать дальнейшую работу.

Производственный план.

Производственный план представляет собой таблицу, в которой по трем столбцам расписаны фоны, герои и вещи, которые необходимо нарисовать для будущего мультфильма. Это конкретный план, который лучше как следует продумать с самого начала.

Любая сцена, которую нужно снимать, обычно включает в себя фон, изображающий место происходящего действия, действующих лиц и предметы, с которыми они взаимодействуют.

Изготовление.

Когда доходит дело до подготовки героев и атрибутики, лучше сосредоточится на этом процессе. Важно,  в начале занятия распределить задания и начать сообща творить. В процессе работы можно подробно обсудить содержание рисунка, выслушать каждого участника съемок.

Озвучивание.

В анимационном производстве звук для мультфильмов обычно записывается перед анимацией. Поскольку в наших детских мультфильмах точной синхронизации звука и изображения обычно не требуется, мы записываем голоса после анимации или параллельно.

Для записи звука требуется записывающее устройство. Это может быть компьютер с микрофоном или диктофон. Также можно записывать на микрофон, встроенный в цифровой фотоаппарат или камеру. Можно записывать на мобильный телефон или любое другое записывающее устройство. При этом надо понимать, что качество звука напрямую зависит от уровня оборудования, которым вы пользуетесь. И если планируется, что мультфильм будет показан на большом экране, то лучше позаботиться о том, чтобы все слова были хорошо слышны, и был минимум посторонних шумов.

Запись лучше всего проводить в отдельном тихом помещении. Микрофон лучше укрепить на специальную стойку, а не держать в руках, для того, чтобы расстояние до источника звука сильно не менялось.















Приложение 4

Основные термины:

Кадр — одна картинка раскадровки.

Сцена — часть действия, происходящая на одном фоне.  Может состоять из нескольких кадров, а может из одного.

План — то, в каком приближении показан объект или персонаж. Планы бывают: дальний, общий, средний, крупный, очень крупный. Для чего это нужно? Это помогает более точно передать смысл происходящего. Например: когда необходимо заострить внимание на эмоциях персонажа — используют крупный план, если нужно показать место действия — общий или дальний.

Диалог — то, что говорят персонажи, и звуки, которые они издают — помечается под соответствующим кадром.

Спецэффекты — сложные визуальные эффекты, которые будут делаться на компьютере. Вспышки молний, дождь, снег и т.п. по возможности задумываются заранее и помечаются в раскадровке.

Действие — то, что происходит в сцене. Очень важно, рисуя раскадровку, представлять себе сцену именно в действии, а не статично. Обозначать перемещения персонажей и предметов стрелочками.

Фон — изображение места действия.

Панорама — протягивание специально нарисованного длинного фона через кадр.

Иногда во время занятий имеет смысл рисовать раскадровку одновременно с придумыванием сценария. Это делает процесс более динамичным.

































23


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации