12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тищенко Римма Александровна11

Департамент образования Администрации города Омска

Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Омска

«Дом юных техников имени Ю. А. Гагарина»

 


 


 

Рассмотрена на

Методическом совете

Протокол №

от «__» _____________ 2023 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор БОУ ДО г. Омска

«ДЮТ им. Ю. А. Гагарина» _________________ Б.А. Черноголовин

«____»________________2023 г.

 

 


 


 


 

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа по ИЗО

«Мир красок»

 

 

 

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 7- 12 лет

Срок реализации: 2 года

Трудоемкость: 360 часов

 


 


 

 

Автор-составитель:

Тищенко Римма Александровна – педагог дополнительного образования

 

 

 

 


 


 


 


 


 

 


 

Омск-2023

        Структура образовательной (общеразвивающей) программы

 

1

Пояснительная записка

3

2

Учебно-тематическое планирование 1-го года обучения

7

3

Содержание программы 1-го года обучения

8

4

Учебно-тематическое планирование 2-го года обучения

13

5

Содержание программы 2-го года обучения

14

6

Контрольно-оценочные средства

17

7

Условия реализации программы

21

8

Список литературы

23

9

Приложение

24

1. Пояснительная записка

 

 Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – художественная

Актуальность для целевой группы:

Целевая возрастная группа данной программы - дети младшего школьного возраста на первом. Младший школьный возраст смещает вектор ведущей деятельности ребёнка в сторону учения, а главным новообразованием является изменение в области мышления, так как познавательная активность ребёнка младшего школьного возраста очень высока.

Участниками реализации программы второго года обучения становятся дети подросткового возраста, что предполагает работу в группах, межличностное общение.

Учитывая данные особенности, обучение по программе организовано в форме различных таких видов деятельности: творческая, познавательная, практическая, поисковая, художественная, и др.

Программа включает в себя занятия по изобразительному, декоративно-прикладному искусству, направлена на создание условий для развития творческих способностей ребёнка.

Обучение по программе предполагает развитие у обучающихся художественного и эстетического вкуса, умения грамотно сочетать различные элементы декора, самостоятельно их прорисовывать и изготавливать, основываясь на знаниях технологий декоративно-прикладной работы с различными материалами, основ композиции и цветоведения, техники и приемов работы с художественными материалами. Полученные знания и навыки могут быть применены как в повседневной жизни, так и в специально организованном пространстве.

Программа «Мир красок» учит раскрывать души детей для красоты, учит смотреть на мир и видеть в нем неповторимое и удивительное. Она тесно соприкасается с литературой, историей, религией, философией.

Огромнейшей задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является  необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

Форма обучения: очная.

Возраст учащихся: 7 – 12 лет.

Трудоемкость программы: 360 часов

Срок реализации: 2 года.

1 год обучения – 144 часа.

2 год обучения – 216 часов.

Особенности организации образовательного процесса

Набор и добор детей на обучение. Набор детей на обучение происходит до 1 сентября учебного года: на обучение принимаются все желающие 7-12 лет без вступительных тестов. Условием добора является успешное выполнение предложенных заданий.

Особенность данной программы заключается в спиральном принципе освоения разделов и тем программы. Данный принцип предполагает постепенное расширение и углубление знаний, совершенствование творческих умений и навыков от одного года обучения к другому, с учётом возрастных особенностей и интересов обучающихся.

В содержательной части программы в учебно-тематическом плане представленные темы занятий логически связаны между собой, практические работы направлены на формирование и моделирование творческой деятельности обучающихся, умение работать с различными материалами и приобретение собственного стиля.

Формы занятий и их содержание соответствуют возрастным особенностям обучающихся.

Образовательный процесс построен таким образом, что на каждом занятии происходит погружение в творческую практическую деятельность. Освоение теоретического материала происходит по принципу «открытия новых знаний». Практическая деятельность на первом году обучения осуществляется большей частью повтором за преподавателем и копированием его действий. На втором и третьем году обучения деятельность обучающихся становится более и более самостоятельной.

Сама практическая деятельность включает в себя многошаговые задания, в процессе которых обучающиеся приобретают навыки планирования своей работы, поэтапного отслеживания результатов, проводят их анализ. Второй, третий год обучения предполагают увеличение самостоятельной активности обучающихся.

Во время занятий реализуются здоровьесберегающие технологии (проведение физкультурных минуток во время занятий и подвижных перемен). Внедряется проектная деятельность для закрепления полученных знаний, навыков и формирования навыков планирования, поиска информации и презентации продукта проектной деятельности.

Режим занятий.

1 год обучения – 2 раза в неделю по 2 часа.

2 год обучения – 3 раза в неделю по 2 часа.

Основываясь на специфике развития воли и внимания у детей младшего школьного возраста, длительность занятий составляет 45 мин, между занятиями имеются перерывы в 10 минут, сопровождающиеся физической активностью.                              

Отличительные особенности и новизна программы

Особенность программы заключается во  взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. И рисование и лепка имеют большое значение для обучения и воспитания детей младшего школьного возраста. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ребенку трудно  сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

В результате у детей воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать. В своем творчестве дети передают те эстетические качества предметов, которые они увидели.

Программа «Мир красок» помогает ребёнку ощутить себя частью современного мира и наследником традиций всех предшествующих поколений. При помощи красок, звуков, движений постигается действительность, постигается мир. Предметом исследования является сам человек, его мир чувств, его духовный мир, его судьба и жизнь в целом.

На занятиях дети слушают эмоциональные рассказы учителя из жизни выдающихся художников, композиторов, музыкальных исполнителей, рассказы о значении цвета и звуков в жизни, в духовном мире.  

Для бесед об искусстве рекомендуются следующие произведения искусства: И.Бродский «Опавшие листья»; И.Грабарь «Мартовский снег»; Левитан «Весна. Большая вода», «Март», «Золотая осень»; В.Пластов «первый снег»; В.Серов «Осень»; А.Саврасов «Грачи прилетели»; И.Шишкин «На севере диком»; Ю.Васнецов «Три медведя». Знакомство воспитанников с произведениями народных мастеров – дымковской игрушкой, Городецкой росписью, гжельской керамикой, хохломской росписью.

Следует помнить, что огромное влияние  на активизацию изобразительной деятельности детей, на их идейно – эстетическое воспитание оказывает прослушивание музыкальных произведений П.Чайковского, Л.Бетховена, Э.Грига, С.Прокофьева, Д. Кабалевского и других композиторов, что обеспечивает глубокое прочувствование художественных образов, создает соответствующий эмоционально – образный настрой.

Необходимо, чтобы каждое занятие пробуждало у детей чувство прекрасного, доброту, эмоциональную отзывчивость, воспитывало любовь к Родине. 

Цель: формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, умению внимательно вглядываться в жизнь, в накапливании опыта понимания красоты.

Задачи программы:

формирование специальных знаний по предмету (основы жанровой композиции; основы цветоведения; законы перспективы; элементарные основы дизайна);

развитие технических умений и навыков, необходимых для творческой деятельности в изобразительном искусстве;

формирование коммуникативной культуры, внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению;

формирование художественного вкуса, способности видеть, чувствовать красоту и гармонию и эстетически её оценивать через приобщение детей к ценностям мировой культуры и искусства;

развитие познавательно-творческой активности ребёнка.

развитие умения анализировать произведения искусства, давать оценку своей работе.

На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приемы,  интегрированные формы организации художественно – творческой деятельности, художественно – эстетическая пространственно – предметная среда. Методика работы строится так, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности сформировать у ребят самостоятельность, инициативность, творческую активность, способствовать снижению напряженности, скованности. Тема занятия, организация процесса восприятия всегда предполагает активное общение педагога с детьми, также учитывается личное мнение ребенка, его готовность включиться в художественно – творческую деятельность.

 Планируемые результаты для 1-ого года обучения:

Личностные:

проявляет дружелюбие, отзывчивость по отношению к своим сверстникам и взрослым;

организованный, умеет планировать свое время и свою деятельность, демонстрирует самостоятельность, трудолюбие;

творчески подходит к решению учебной и проектной задачи.

Предметные:

знание основных и дополнительных цветов;

знание цветовой гаммы красок (тёплые, холодные цвета), знание основ цветоведения;

знание о симметрии;

знание и демонстрация навыков использования свойств красок и графических материалов;

основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);

умение определить жанр живописного произведения;

умение выражать эмоциональное состояние при помощи цвета;

Метапредметные:

Регулятивные

мотивирован на обучение;

имеет навык организации рабочего места, содержания его в порядке.

Коммуникативные

умеет работать в группе, выстраивать общение с товарищами и взрослыми;

умеет вести диалог, доказывать свою точку зрения.

Познавательные

умеет работать с различными источниками информации;

умеет анализировать живописное произведение, осуществлять классификацию по одному и нескольким признакам, обобщать;

имеет способность ориентироваться в видах искусства.

 

Планируемые результаты для 2-ого года обучения:

Личностные:

    устанавливает прочные связи с окружающим миром, с человеком (с самим собой), проявляет дружелюбие, отзывчивость по отношению к своим сверстникам и взрослым;

организованный, умеет планировать свое время и свою деятельность;

творчески подходит к решению учебной и проектной задачи.

Предметные:

   демонстрирует навыки использования метода свободного выбора в системе ограничений (содержание темы, цвета, формы, конструкции и т. д.).

знание и умение использовать контрасты цвета, гармонию цвета, азы композиции (статика, движение), пропорции плоскостных и объёмных предметов.

умеет выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

соблюдает последовательность в работе (от общего к частному);

имеет навыки работать с натуры;

умеет работать в определённой гамме;

демонстрирует навыки доводить работу от эскиза до композиции;

демонстрирует навыки использования разнообразия выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

умеет работать с бумагой в технике объёмной пластики.

Метапредметные:

Регулятивные

мотивирован на обучение;

имеет навык организации рабочего места, содержания его в порядке.

Коммуникативные

умеет работать в группе, выстраивать общение с товарищами и взрослыми;

умеет вести диалог, доказывать свою точку зрения, демонстрирует самоконтроль и самокртичность.

Познавательные

умеет работать с различными источниками информации;

умеет анализировать живописное произведение, осуществлять классификацию по одному и нескольким признакам, обобщать;

имеет способность ориентироваться в видах искусства.

 


 

2. Учебно–тематическое планирование 1-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

1

Раздел 1. Введение в программу

1

5

6

 

1.1

Тема 1.1. Знакомство с программой.

Особенности первого года обучения

1

3

4

Педагогическое наблюдение, опрос

1.2

Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать

-

2

2

Педагогическое наблюдение, опрос

2

Раздел 2. Живопись

3

37

40

 

2.1

Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов

1

5

6

Педагогическое наблюдение, опрос

2.2

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок

-

6

6

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка работ

2.3

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов

-

8

8

Педагогическое наблюдение, опрос, взаимооценка

2.4

Тема 2.4. Твоё настроение. Рисуем дождь

-

4

4

Педагогическое наблюдение, опрос, самооценка

2.5

Тема 2.5 Композиция

2

14

16

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

3

Раздел 3. Рисунок

1

31

32

 

3.1

Тема 3.1. Волшебная линия

1

7

8

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

3.2

Тема 3.2. Создаём красивые узоры из точек

-

6

6

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

3.3

Тема 3.3. Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек

-

8

8

Педагогическое наблюдение, опрос

3.4

Тема 3.4. Форма. Мои любимые игрушки

-

10

10

Педагогическое наблюдение, опрос

4

Раздел 4. Декоративное рисование

3

55

58

 

4.1

Тема 4.1. Мир полон украшений. Как мазками нарисовать простые по форме цветы

1

5

6

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

4.2

Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи

-

6

6

Педагогическое наблюдение, опрос, самооценка

4.3

Тема 4.3. Декоративные узоры

1

5

6

Педагогическое наблюдение, опрос, обсуждение

4.4

Тема 4.4. Орнамент

1

9

10

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

4.5

Тема 4.5. Иллюстрации к любимым сказкам

-

14

14

Педагогическое наблюдение, опрос, взаимооценка

4.6

Тема 4.6. Птицы – наши друзья. Учимся рисовать птиц

-

16

16

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

5

Экскурсии в музеи и на выставки, участие в мероприятиях ДЮТ

2

4

6

Педагогическое наблюдение

6

Итоговое занятие

2

-

2

Мониторинг усвоения знаний, выставка

 

Итого:

12

132

144

 

 

 


 

3. Содержание программы 1-го года обучения

 

РАЗДЕЛ 1. Введение в программу (6 ч.)

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения (4 ч.)

Теория: Знакомство с ДЮТ им. Ю.А. Гагарина (просмотр презентации), правилами поведения в образовательной организации, режимом работы детского объединения, техникой безопасности при работе в детском объединении, во время пути в детское объединение.

Практика: Игры на знакомство «Кто Я?» (ассоциативная игра). Цель – запомнить имя и качества личности, которые ребенок выделяет. Викторина на усвоение материала.

Образовательная форма: занятие – игра.

 

Тема 1.2. Смысл рисования. С чего нужно учиться рисовать (2 ч.)

Понятия и термины: виды искусства. Живопись. Рисунок. Художественные материалы.

Теория: Ознакомление с видами искусства, художественными материалами. Знакомство с примерами произведений искусства (живопись, графика).

Практика: определение вида искусства по основным признакам.

Образовательная форма: учебное занятие, практическое занятие.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

РАЗДЕЛ 2. Живопись (40 ч.)

Тема 2.1. Цветоведение. Цветовые оттенки основных цветов (6 ч.)

Понятия и термины: цвет, основные и дополнительные цвета, цветовой круг. Теплая и холодная цветовые гаммы. Контрасты и нюансы. Хроматические и ахроматические цвета. Гармония цветов.

Теория: ознакомление с основами цветоведения. Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Практика: Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки». Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Образовательная форма: занятие – исследование, практическое занятие.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок (6 ч.)

Понятия и термины: понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна».

Теория: Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практика: Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Образовательная форма: занятие – исследование, практическое занятие.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

 

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов (8 ч.)

Понятия и термины: контраст, теплая, холодная гамма.

Теория: Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практика: Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Образовательная форма: занятие – исследование, практическое занятие.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

 

Тема 2.4. Твоё настроение. Рисуем дождь (4 ч.)

Понятия и термины: насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые) цвета. Насыщенность.

Теория: ознакомление с делением цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого.

Практика: выполнение приёмов постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Образовательная форма: занятие – исследование, практическое занятие.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

 

Тема 2.5 Композиция (16 ч.)

Понятия и термины: композиция, композиционный центр, пропорциональность, масштабность, выбор главного композиционного центра, которому подчиняются все элементы. Статичность, динамичность, равновесие в композиции. Понятие стилизации. Понятие пейзаж, натюрморт, портрет.

Теория: Актуализация знаний о работе с акварелью, гуашью. Ознакомление с основами построения композиции.

Практика: выполнение заданий на определение композиционного центра. Рисование предметов природного мира.

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

РАЗДЕЛ 3. Рисунок (32 ч.)

Тема 3.1. Волшебная линия (8 ч.)

Понятия и термины: рисунок как непосредственный вид искусства тушью, восковыми мелками. Линия. Классификация линий.

Теория: Ознакомление с техниками рисунка простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью. Знакомство с классификацией линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практика: Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Образовательная форма: практическое занятие.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная.

 

Тема 3.2. Создаём красивые узоры из точек (6 ч.)

Понятия и термины: точка, способы получения точки, техника «пуантелизм».

Теория: Знакомство со способами получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 3.3. Пятно. Удивительные узоры на крыльях у бабочек (8 ч.)

Понятия и термины: пятно, характер пятен, нажим, наклон, штрих, заливка, контур, силуэт.

Теория: Знакомство с пятном как украшением рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практика: Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 3.4. Форма. Мои любимые игрушки (10 ч.)

Понятия и термины: форма предмета, объем, ассоциация.

Теория: понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практика: Задания-игры: «Построй сказочный город», «Мои любимые игрушки».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

РАЗДЕЛ 4. Декоративное рисование (58 ч.)

Тема 4.1. Мир полон украшений (6 ч.)

Понятия и термины: декоративное рисование, импровизация, абстракция.

Теория: Знакомство с декоративным рисованием и его примерами (гжель, хохлома). Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации.

Рисование простых цветов.

Практика: Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-цветок», «Образ из пятна».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 4.2. На солнечной опушке. Рисуем солнце, солнечные лучи (6 ч.)

Понятия и термины: стилизация.

Теория: актуализация знаний о стилизации. Яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения.

Практика: Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочное солнце».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 4.3. Декоративные узоры (6 ч.)

Понятия и термины: узоры как средство украшения.

Теория: Знакомимся с формами узоров, созданных природой (снежинки, ледяные узоры на стекле), сравниваем с узорами, придуманными художником. Понимание выразительных возможностей и многообразий узоров.

Практика: Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 4.4. Орнамент (10 ч.)

Понятия и термины: орнамент, интервал, ритм, ритмопревращения.

Теория: Знакомство с видами орнамента, орнаментом – повторением рисунка через определённый интервал. Узнаем тайну ритма и создания с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные, геометрические орнаменты, зооморфный, антропоморфный орнамент).

Практика: Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 4.5. Иллюстрации к любимым сказкам (14 ч.)

Понятия и термины: Сказка как любимый жанр художников. Эскиз, иллюстрация.

Теория: знакомство со сказкой, увиденной глазами художника. Знакомство с этапами работы от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практика: Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Добрая сказка».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 4.6. Животный мир (16 ч.)

Понятия и термины: композиция, форма, пятно, линия.

Теория: актуализация знаний о композиционном центре.

Практика: Выполнение заданий: «Воробышек», «Птицы в полёте», «Слон», «Жираф», «Павлин» и т.д.

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

РАЗДЕЛ 5. Экскурсии в музеи и на выставки, посещение мероприятий ДЮТ (6 ч.)

Практика: Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

 

РАЗДЕЛ 6. Итоговое занятие (2 ч.)

Теория: Тестирование для проверки теоретических знаний обучающихся.

Практика: Просмотр и анализ учебных работ и творческих заданий за учебный год.

Образовательная форма: занятие-экскурсия.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая, индивидуальная.

 


 

4. Учебно – тематическое планирование 2-го года обучения

 

п/п

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

Всего

 

Вводное занятие

2

-

2

 

1

Раздел 1. Основы художественной грамоты

42

132

174

 

1.1

Тема 1.1. Свойства живописных материалов

4

6

10

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

1.2

Тема 1.2. Цвет в окружающей среде

4

6

10

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

1.3

Тема 1.3. Основы рисунка

10

20

30

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

1.4

Тема 1.4. Основы живописи. Цвет-язык живописи

10

20

30

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

1.5

Тема 1.5. Основы композиции

10

20

30

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

1.6

Тема 1.6. Основные композиционные схемы. Иллюстрация

4

60

64

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

2

Раздел 2. Графика

9

21

30

 

2.1

Тема 2.1. Художественные материалы

1

1

2

Педагогическое наблюдение

2.2

Тема 2.2. Рисунок как основа графики

1

1

2

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

2.3

Тема 2.3. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка

1

1

2

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

2.4

Тема 2.4. Монотипия, творческие композиции с применением приёмов монотипии

2

6

8

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

2.5

Тема 2. 5. Гравюра на картоне

2

6

8

Педагогическое наблюдение

2.6

Тема 2.6. Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт

2

6

8

Педагогическое наблюдение, опрос, оценка

3

Экскурсии в музеи и на выставки

6

-

6

Педагогическое наблюдение

4

Итоговое занятие

2

2

4

Мониторинг усвоения знаний, выставка

 

Итого

61

155

216

 

 


 

5. Содержание программы 2-го года обучения

 

Вводное занятие (2 ч.)

Теория: Условия безопасной работы- инструктаж по технике безопасности. Знакомство с содержанием программы. Актуализация полученных и сформированных умений в 1 году реализации программы.

 

РАЗДЕЛ 1. Основы художественной грамоты (174 ч.)

Тема 1.1. Свойства живописных материалов (10 ч.)

Понятия и термины: характер линий в акварели, гуаши, приемы. Понятие  «тон». Одноцветная акварель – «гризайль». Тоновая растяжка. Плоскость и объем.

Теория: Ознакомление с приемами линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости. Знакомство с техникой выполнения тоновой растяжки.

Практика: Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментальная композиция. Организация плоскости.

Выполнение натюрморта из трёх предметов. Выполнение композиции в одноцветной акварели – «гризайль». Выполнение тоновой растяжки. Рисующий свет. Трансформация плоскости в объём. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага.

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 1.2. Цвет в окружающей среде (10 ч.)

Понятия и термины: Холодные цвета. Метод ассоциаций. Теплые цвета

Теория: Основные и дополнительные цвета. Основные сочетания в природе.

актуализация знаний об основных и дополнительных цветах. Изучение основных сочетаний в природе.

Практика: Зарисовки растений с натуры « Осенние листья».

Акварель. Рисование по методу ассоциаций. Теплые цвета. Стихия - огонь.  

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 1.3.  Основы рисунка (30 ч.)

Понятия и термины: линия, штрих, пятно, точка.

Теория: ознакомление с художественным языком рисунка. Знакомство с изобразительными свойствами карандаша. Роль рисунка  в творческой деятельности.

Практика: выполнение упражнений - линии разного характера. Пластика линий. Выполнение тоновой растяжки цвета, акварель. Выполнение натюрморта гуашью. Основные и дополнительные цвета. Изобразительные свойства гуаши.

Выполнение композиции «Дворец Снежной королевы». Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.

Выполнение портрета Снегурочки. Гармония теплых и холодных цветов.  Гуашь. Пропорция человеческого тела.

Выполнение композиции «Цветы весны». Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 1.4.  Основы живописи. Цвет – язык живописи (30 ч.) 

Понятия и термины: колорит, тон, цвет, сочетание цветов, гамма.

Теория: ознакомление с понятиями - колорит, тон, цвет, сочетание цветов, гамма.

Практика: рисование с натуры несложных по форме и цвету предметов, пейзажа с фигурами людей, животных. «Прогулка по весеннему саду».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 1.5.  Основы композиции. Иллюстрация (30 ч.)

Понятия и термины: понятие композиции. Правила, приёмы и средства композиции: динамика. Статика. Пропорция, ритм. Симметрия, ассиметрия, равновесие частей композиции, выделение сюжетно-композиционного центра, перспектива. Основные композиционные схемы. Создание творческих тематических композиций.

Теория: ознакомление с основами композиции

Практика: выполнение композиции с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры. Иллюстрирование литературных произведений. Свободный выбор тем и материалов для исполнения.

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

РАЗДЕЛ 2. Графика (30 ч.)

Тема 2.1. Художественные материалы (2 ч.) 

Понятия и термины: Разнохарактерные линии. Карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.

Теория: Ознакомление с приемами выполнения разнохарактерные линии графическими материалами.

Практика: выполнение зарисовок различными графическими материалами «В мире животных».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 2.2. Рисунок как основа графики (2 ч.)

Понятия и термины: изобразительный язык графики:  линия, штрих, пятно, точка.

Теория: Знакомство с выразительными средствами графики:  линия, штрих, пятно, точка.

Практика: упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие. Рисование с натуры. Тушь, перо. «Листья и веточки». «Осенние листья» -  выполнение композиции  и использование живых листьев в качестве матриц. «Живая» линия – тушь, перо. Натюрморт – выполнение набросков с разных положений, положение предметов в пространстве.

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 2.3. Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка (2 ч.)

Понятия и термины: Свет и тень – падающая, собственная, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка, абрис.

Теория: Ознакомление с приёмами выполнения света, тени, полутени, блика, силуэта, тоновой растяжки.

Практика: Выполнение эскизов, набросков с выделением света, тени, полутени, блика, силуэта, тоновой растяжки.

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 2.4. Монотипия. Гратография (8 ч.)

Понятия и термины: монотипия, гратография.

Теория: Творческие композиции с применением приёмов монотипии.

«Город» - цветовой фон в технике монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.

ознакомление с приемами выполнения монотипии, гратографии.

Практика: выполнение гратографии «Салют над городом», «Осенний букет».

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 2.5. Гравюра на картоне (8.)

Понятия и термины: гравюра

Теория: знакомство с гравюрой. Из истории возникновения гравюры. Знакомство с лучшими примерами мировой практики. Беседа о русской архитектуре с использованием иллюстративного материала.

Образовательная форма: учебное теоретическое занятие.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

Тема 2.6. Прикладная графика (8 ч.)

Понятия и термины: открытка,  поздравление, шрифт

Теория: знакомство с историей возникновения открытки. Виды открыток. виды шрифтов .

Практика: изготовление праздничной открытки с использованим шаблона и трафарета, аппликации, орнаментики. Применение шрифта-образа в оформлении открытки.

Образовательная форма: практическое занятие с элементами исследования.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная.

 

РАЗДЕЛ 3. Выставки, экскурсии (6 ч.)

Практика: Посещение художественных музеев и выставок (выставка работ художественных школ), знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой).

 

РАЗДЕЛ 4. Итоговое занятие (4 ч.)

Теория: Викторина «Понятия и термины в Мире красок» на закрепление изученного теоретического материала.

Практика: Изображение образа «Королевы Кисточки» в технике по выбору. Составление коллажа из выполненных работ.

 


 

6. Контрольно – оценочные средства

 

В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Тестирование

Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;

от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».

Ниже приводятся тестовые материалы, выявляющие уровень теоретических знаний обучающихся по годам обучения (Приложение №1).

Мониторинг образовательных результатов по программе осуществляется в течение года и имеет следующую структуру: стартовая диагностика (для первого года обучения), текущая диагностика, промежуточная диагностика, итоговая диагностика (Таблица 1).

Текущая диагностика проводится в течение учебного года по темам и разделам программы, не предполагает фиксацию результатов в итоговых диагностических картах.

Процедура проведения итоговой педагогической диагностики может проводиться на одном или на нескольких занятиях. Формы проведения таких занятий: игра, конкурс, образовательное событие и т.д.

Выявление развития коммуникативных УУД осуществляется через групповую работу, коллективные творческие дела, проектную деятельность; отслеживание личностного развития детей происходит методом педагогического наблюдения.

Таблица № 1.

п/п

Вид диагностических процедур

 

Цель, задачи (краткая характеристика)

Объект контроля

Инструментарий

1 год обучения

2 год обучения

1

Стартовая диагностика

 

 

 

 

Выявление метапредметных, личностных УУД, необходимых для занятий по программе

Оценка предметных, метапредметных, личностных УУД

Педагогическое наблюдение, выполнение творческого задания

 

2

Текущая диагностика

Контроль результатов освоения разделов (модулей), тем программы

Оценка образовательных результатов по разделам, темам

Выполнение творческого задания, опрос, пед. наблюдение

 

Выполнение творческого задания, тестирование

3

Промежуточный

 

 

 

Контроль промежуточных результатов освоения программы

Оценка планируемых результатов

 

Выполнение творческого задания, опрос, педагогическое наблюдение

Выполнение творческого задания, тестирование, педагогическое наблюдение

4

Итоговая диагностика

Контроль результатов освоения программы

Оценка планируемых результатов за год (по уровням)

Выполнение коллективной творческой работы, тестирование, пед. наблюдение

Выполнение мини-проекта, тестирование, пед. наблюдение

 

Оценивание сформированности личностных, метапредметных, предметных универсальных учебных действий производится по трем уровням освоения образовательных результатов дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы на основании демонстрация показателей и критериев освоения планируемых результатов, представленных в Информационной карте, фиксируется в Индивидуальной диагностической карте сформированности личностных, предметных, метапредметных универсальных учебных действий.

В итоговой ведомости учета освоения личностных, метапредметных, предметных результатов освоения программы фиксируются уровни освоения программы обучающимися группы, выводится средний показатель освоения обучающимися образовательных результатов программы.

 

Информационная карта

сформированности личностных, предметных, метапредметных действий

(стартовая, промежуточная, итоговая диагностика 1 года обучения)

п/п

Критерии

Показатели

Баллы

 

 

 

Стартовая

Промежуточная

Итоговая

Личностные

1.1

Дружелюбие, отзывчивость

Дружелюбно относится к сверстникам, педагогу, взрослым, прислушивается к чужому мнению

 

 

 

К сверстникам, педагогу и взрослым относится дружелюбно, но иногда может конфликтовать

 

 

 

Не старается наладить дружеские отношения со сверстниками, взрослыми, педагогом

 

 

 

1.2

Самоорганизованность, амокритичность

Следит за временем, планирует свою деятельность, контролирует ее

 

 

 

Несистемно планирует и контролирует свою деятельность, опаздывает на занятия

 

 

 

Не может организовать себя, пропускает занятия, часто не успевает выполнить работу до конца в отведенной время

 

 

 

1.3

Творческий подход к выполнению задания, решению проектной задачи

Проявляет самостоятельность и творческий подход к решению учебной задачи

 

 

 

Изредка проявляет самостоятельность и творческий подход к решению учебной задачи, предпочитает работать по образцу, копировать

 

 

 

Не проявляет творчества в решении учебной задачи

 

 

 

2. Метапредметные

2.1.

Познавательные

 

 

 

 

Навык работы с информацией

Имеет навыки самостоятельной работы с информацией (поиск, обработка, представление)

 

 

 

Навык проявляется не в полной мере (поиск, обработка информации осуществляются с посторонней помощью, представление информации затруднено)

 

 

 

Не имеет навыка работы с информацией (осуществляет поиск, но не умеет обрабатывать и представлять ее)

 

 

 

 

Способность анализировать информацию, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

Свободно и самостоятельно, без существенных ошибок может проводить мыслительные операции

 

 

 

Мыслительные операции производятся с помощью педагога или товарищей, ошибки несущественны

 

 

 

Мыслительный процесс затруднен

 

 

 

2.2.

Регулятивные

 

 

 

 

Мотивация на обучение

Замотивирован на обучение, не пропускает занятия, ответственно подходит к обучению

 

 

 

На занятия ходит с переменным интересом, желанием

 

 

 

Часто пропускает занятия, мало проявляет интерес к деятельности на занятиях

 

 

 

 

Навык организации рабочего места

Рабочее место всегда содержится в чистоте, грамотно организовано (все лежит на своих местах)

 

 

 

Рабочее место иногда находится в беспорядке, но по просьбе педагога все быстро приводится в порядок

 

 

 

Рабочее место всегда находится в беспорядке

 

 

 

2.3.

Коммуникативные

 

 

 

 

Умение работать в группе

Умеет работать в группе, находит общий язык со всеми, не конфликтует, предлагает свои решения

 

 

 

В группе работает, но чаще старается выполнить задание самостоятельно, нечасто, но конфликтует с участниками группы

 

 

 

Не умет работать в группе, конфликтует, не предлагает своих решений

 

 

 

 

Умение вести диалог, монолог

Диалогическая, монологическая речь свободна, имеется своя точка зрения, аргументация приводится

 

 

 

Диалогическая, монологическая речь сформирована, не может аргументировать свою точку зрения

 

 

 

Монологическая, диалогическая речь затруднена

 

 

 

3.

Предметные

 

 

 

 

Знание терминологии

 

Владеет терминологией, свободно применяет

 

 

 

Не в полной мере владеет, применяет не системно

 

 

 

Не знает терминологии

 

 

 

 

Навыки рисования и выполнения декоративно – прикладных работ в разных техниках

 

Имеет навыки рисования и выполнения декоративно – прикладных работ в разных техниках, может применить навыки вне аудитории

 

 

 

Навык проявляется не в полной мере, требует отработки

 

 

 

Навыки не сформированы

 

 

 

Форма промежуточной диагностики: выполнение творческого задания.

Уровни освоения программы 1 года обучения:

Выше базового - 25 – 33 баллов;

Базовый - 10 – 24 баллов;

Ниже базового – 1-9 баллов.

 

 


 

7. Условия реализации программы

7.1. Учебно-методическое обеспечение

Перечень дидактических материалов

Образцы работ в различных техниках рисования, декоративно-прикладного творчества.

Шаблоны, трафареты.

Фотоальбомы репродукций картин художников.

 

7.2. Материально-техническое обеспечение

Перечень материально-технического обеспечения

 

п/п

Оборудование

Количество

1

Емкости для клея

15 шт.

2

Емкости для воды

15 шт.

3

Доски для пластилина

15 шт.

4

Палитра

15 шт.

5

Мольберт

1 шт.

6

Доска учебная (магнитная)

1 шт.

7

Стол учебный большой

1 шт.

9

Стулья

15 шт.

10

Шкаф – витрина

1 шт.

11

Шкаф - тумба

1шт.

12

Учебно – демонстрационные панно

3 шт.

13

Демонстрационный материал

В ассортименте

 

Средства обучения

Количество

1

Мелки акварельные

8 наборов

2

Пастель

5 комплектов

3

Уголь

5 комплектов

4

Мелки восковые

8 комплектов

5

Краски акварельные

15 комплектов

6

Краски гуашевые

15 комплектов

7

Фломастеры

8 комплектов

8

Карандаши цветные

8 комплектов

9

Ватные палочки

2 комплекта

10

Ватные диски

2 комплекта

11

Восковые свечи

2 комплектов

12

Пластилин

15 комплектов

13

Зубочистки и шпажки

2 комплекта

14

Бумага цветная

15 комплектов

15

Картон цветной

15 наборов

16

Картон белый

3 комплекта.

17

Бумага альбомная

15 альбомов

18

Бумага тонированная

2 набора

19

Маркеры

10 шт.

20

Карандаши простые

15 шт.

21

Ластики

15 шт.

22

Клей-карандаш

15 шт.

23

Природные материалы (шишки, раковины, камни, семена растений, желуди и т.д.)

 

24

Бросовый материал (скорлупа, коробочки пластиковые крышки, лоскуты и т.д.)

 

25

Клей ПВА

2 л.

26

Губка, поролоновые печатки

15 шт.

27

Матерчатые салфетки

15 шт.

28

Подставки под кисти

15 шт.

29

Ножницы

15 шт

30

Кисти беличьи, пони № 2,6.10.

45 шт.

31

Кисти щетинные

15 шт.

 

7.3. Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог с высшим образованием Омский технологический институт

по специальности художественное оформление и моделирование изделий легкой текстильной промышленности, квалификация – художник-технолог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                             


 

8. Список литература

 

Нормативные документы

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р)

3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» от 07 декабря 2018 г. №3 с изменениями от 20.06.2019 г.

6. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)

7. Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»).

 

Литература для педагога:

Блейк В. « Начинаем рисовать».  Минск «Попурри» 2003.

Гибсон Р. «Карнавал. Маски. Костюмы». Москва «Росмэн» 2002.

Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью», Москва «Педагогическое общество.России», 2004 г.

Гусакова М. А. «Аппликация».  Москва «Просвещение» 1987.

Запаренко В. С. «Энциклопедия рисования».  Санкт-Петербург «Нева», Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2002.

Курбатова Н.В. «Учимся рисовать», Москва «Слово», 2002 г.

Лыкова И. А., Грушина Л. В., журнал «Мастерилка» №5.2008. «Тестопластика»

Мартин Б. «Рисуем с удовольствием».  Минск «Попурри» 2003.

Рутковская А. «Рисование в начальной школе», Москва, Олма-Пресс, 2003 г.

Сарафанова Н. А. «Подарки к праздникам». Москва «Мир книги» 2005.

Соколова С. В. «Школа оригами. Аппликации и мозаика».  Москва «Эксмо», Санкт-Петербург «Валери СПД» 2008.

Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки», Ярославль «Академия развития», 2006 г.

Федотова И.В. «Изобразительное искусство», Волгоград «Учитель», 2006 г.

Фиона Уотт «Как научиться рисовать», Москва «Росмэн», 2002 г.

Фиона Уотт «Я умею рисовать», Москва «Росмэн», 2003 г.

Хайнс К.,  Харви Д., Дангворд Р., Гибсон Р. «Домашний кукольный театр».  Москва «Росмэн» 2002.

Хосе М. Паррамон «Как писать маслом».  Санкт-Петербург «Аврора» 1992.

Хосе М. Паррамон «Путь к мастерству. Как рисовать».  Санкт-Петербург «Аврора» 1991.

Шалаева Г.П. «Учимся  рисовать», Москва «Слово», 2004 г.

Шпикалова Т.Я. «Изобразительное искусство», Москва «Просвещение», 2000 г.

Щеблыкин И. К., Романина В. И., Кагакова И. И.  «Аппликационные работы в начальных классах».  Москва «Просвещение» 1983.

 

 

                                                                                                         

 

 

 

Приложение №1

Тестовые материалы

для итогового контрольного опроса обучающихся

на выявление уровня знаний теоретического материала

Первый год обучения

Фамилия,   имя   ребёнка

Перечень  вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный

ответ

1

Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

 

 

 

 

 

фиолетовый цвет?

 

 

 

 

 

 зелёный цвет?

 

 

 

 

2

Какие цвета относятся к тёплой гамме?

 

 

 

 

3

Какие цвета относятся к холодной гамме?

 

 

 

 

4

Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?

 

 

 

 

5

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

 

 

 

 

6

Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?

 

 

 

 

7

Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?

 

 

 

 

8

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?

 

 

 

 

9.

Что такое орнамент?

 

 

 

 

                                                                                                                 

Второй год обучения

Фамилия,   имя   ребёнка

Перечень  вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный

ответ

1

Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)

 

 

 

 

2

Чем отличается эскиз от композиции

 

 

 

 

3

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?

 

 

 

 

4

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?

 

 

 

 

5

Какие линии используются в рисунке?

 

 

 

 

6

Чем отличается плоская аппликация от объёмной?

 

 

 

 

7

Что такое линия горизонта?

 

 

 

 

8

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?

 

 

 

 

9.

Какие объёмные формы ты знаешь?

 

 

 

 

10

Какие цвета являются контрастными?

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.