Дополнительная программа художественно-эстетической направленности «Краски лета» (1–4 классы)
Управление образования администрации городского округа Ступино Московской области
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Михневский районный детско-юношеский центр»
Согласовано Педагогический совет от 30.08.2021г Протокол №1 | Утверждаю Директор МБУ ДО «Михневский ДЮЦ» ______________М.О. Ширшова 30.08.2021 г. |
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественно – эстетической направленности
«Краски лета»
(базовый уровень)
Возраст детей: 7-11 лет
Срок реализации: 1 месяц
Автор-составитель:
Миронова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
Михнево, 2022 г.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | | |
1.1. Пояснительная записка………………………………………………….. | С. | |
1.2. Цель и задачи программы…………………………………………… | С. | |
1.3. Содержание программы. | | |
Учебный план……………………………………………………………… | С. | |
Содержание учебного плана………………………………………….. | С. | |
1.4. Планируемые результаты……………………………………………… | С. | |
2. Комплекс организационно-педагогических условий…………………… | С. | |
3. Список литературы……………………………………………………….. | С. | |
Календарный учебный график……………………………………………… Приложение…………………………………………………………………… | С. С. | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.Комплекс основных характеристик
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Краски лета» (далее программа) направлена на формирование и реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Программа разработана учителем начальных классов Мироновой Т.В.
Программа реализуется на базе МБОУ Верзиловская СОШ педагогом дополнительного образования, учителем начальных классов Мироновой Т.В.
Программа может использоваться как самостоятельный курс освоения определенным видом деятельности, а может использоваться как вторая ступень после освоения дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Краски лета» (стартовый уровень, авторы-составители учитель начальных классов Миронова Т.В.
Программа составлена в соответствии с требованиями нормативных документов:
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовой базой:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№273-фз от 29.12.2012г);
Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014г. №1726-р);
Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, утвержденные постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2-4-3648-20»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;
Письмо Минобрнауки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей";
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);
Письмо Минобрнауки РФ от 14.122015г.№09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ» (вместе с Методическими рекомендациями по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»);
Устав муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Михневский районный детско-юношеский центр» городского округа Ступино Московской области» (утвержден постановлением администрации городского округа Ступино Московской области от 27.12.2017г № 368-п
С учетом нормативных локальных актов учреждения.
Направленность художественно – эстетическая.
Актуальность программы обусловлена тем, что востребована со стороны родителей обучающихся. В летний период у детей больше свободного времени, чтобы уделить развитию своих способностей, выполнить работы, которые станут украшением помещений или подарком для друзей. Важно научить детей передавать свои ощущения и представления об окружающем мире в самостоятельных творческих работах. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности. В процессе художественной деятельности у детей воспитывается целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, появляется возможность творческой самореализации.
Отличительные особенности данной программы от уже существующих образовательных программ.
Программа характеризуется комплексным и системным подходом. За основу программы взят многолетний личный опыт педагога и анализ литературы в данном направлении - «Смотрю на мир глазами художника» автор Е.И. Коротеева, Москва «Просвещение» 2012 год. Программа переработана и дополнена.
Новизна данной образовательной программы является краткосрочной и имеет ознакомительный уровень, программа реализуется в летний период,. Темы заданий главным образом строятся по принципу изучения, познания и любования миром окружающей природы. В процессе освоения программы дети имеют возможность получать знания о простейших закономерностях построения предметов и передачи их формы, основах графики, цветоведения, композиции, декоративной стилизации. В программе используются в основном игровые методы и приемы подачи материала. Развитию творческих способностей детей способствуют разнообразные виды изобразительной деятельности: лепка, аппликация, живопись и графика, а так же использование нетрадиционных техник рисования: набрызг, монотипия, рисование с использованием природного материала. Необыкновенное рисование дает возможность выполнить работу быстро каждому. Разнообразное применение техник-это создание небольших открыток и создание коллективных работ.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием духовности через освоение основ рисования. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. На занятиях декоративного рисования обучающиеся получают определенные эстетические знания о стилизации изображения, условном цвете, выразительности линий. Применение нетрадиционного рисования способствует развитию фантазии, обучающие приобретают свободу в работе художественными материалами.
Адресат программы Программа рассчитана на детей в возрасте 7-11 лет.
Состав детей в объединении постоянный. В группе 14 человек.
Объем и срок освоения программы. Базовый. Срок реализации программы - 1 месяц (20 часов).
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы – 20 ч. Программа реализуется в течении учебного года с 01.06.22.-30.06.2022гг.
Формы обучения: очная.
Режим занятий (в соответствии с утвержденным режимом работы групп).
Периодичность занятий в неделю | Продолжительность 1 занятия | Количество часов в неделю | Всего часов в месяц |
1 раза в неделю | 2 часа (академический час равен 90 минутам) | 10 мин
| 20 часов |
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей младших школьников в летний период посредством изобразительной деятельности.
Задачи: - развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
- научить приёмам исполнительского мастерства;
- научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
- научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
Предметные: - знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
- знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Личностные: -эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные: - умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
1.3. Содержание программы
Учебный план
2021-2022 год обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Форма аттестации, контроля | ||||||
всего | теория | практика | |||||||
| Вводный | 2 | 1 | 1 | Собеседование | ||||
| Рисование с натуры | 4 | 1 | 3 | Творческая работа | ||||
| Рисование на темы | 4 | 2 | 2 | Творческая работа | ||||
| Декоративная работа | 4 | 2 | 2 | Творческая работа | ||||
| Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас | 4 | 1 | 3 | Викторина | ||||
| Итоговое занятие | 2 | 0 | 2 | Тестовые задания | ||||
Итого: | 20 | 7 | 13 | |
Содержание учебного плана
2021-2022 год обучения
Раздел 1. Вводное занятие – 2 часа
Дает возможность педагогу дополнительного образования познакомиться с детьми, увидеть их реакцию на то, что работы в изостудии с новым для них оборудованием, необычным интерьером, т.е. идет адаптация к необычной для них творческой рабочей атмосфере. Вводная беседа дает возможность познакомить детей с основными предметами: рисунок, живопись, композиция. Декоративно - прикладное искусство - история искусств, каким образом будут проходить занятия по этим предметам, какие требования предъявляются к учащимся во время занятий и на перемене.
Раздел 2. Рисование с натуры – 4 часа.
Материалом для живописи могут служить акварель, гуашь, бумага, как белая, так и цветная. Темы построены так, чтобы побудить ребенка посмотреть всю окружающую жизнь с позиции вглядывающегося в нее художника.
Работа может вестись как от контура, так и от пятна.
Начиная с простых заданий, ограниченной палитрой красок постепенно переходим к более сложным, от плоских предметов к объемным, от локального цвета к нюансировке какого цвета осенняя листва.
Овощи и фрукты.
Как живут деревья (изображение голых ветвей). Черное и белое, линия, пятно, светотень.
Силуэтный рисунок.
Пейзаж в графике (гратография). Рисунок с натуры (чучело птицы). Рисунок античной вазы.
Простые геометрические фигуры (куб, шар, цилиндр).
Натюрморт с теплым и холодным колоритом. Натюрморт с посудой сближенные цветовые и тональные отношения.
Осваивая тактику работы красками, дети начинают «чувствовать краску», чувствовать радость работы, радость от смешения красок, получения сложных нюансов, постепенно переходят от раскраски одним цветом к работе сложными смесями. В процессе работы используются: натурный фонд, таблицы, рисунки, иллюстрации и т.д.
Теория. Основные и дополнительные цвета. Цветовой круг. Взаимодействие цветов. Теплые и холодные цвета. Нюанс и контраст. Основные графические средства: линия, пятно, светотень. Распределение светотени на поверхности предмета. Геометрические тела, плоские, объемные. Виды графики.
Практика. Рисунок по воображению. Натюрморты с натуры. Упражнения по выкраске и смешению цветов. Знания, умения и навыки. Учащиеся должны знать основные сведения по разделу цветоведения перечисленные в графе теория. Уметь сравнивать по цвету и тону предметы и выбирать правильно отношения. Смешивать между собой краски и добиваться сложных отношений. Видеть в начале работы законченный вариант.
Раздел 3. Рисование на темы – 4 часа.
Изучение законов композиции не ограничивается только часами отведенными на этот раздел программы. Рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство непосредственно связаны с основами композиционного построения. Вместе с тем занятия по композиции позволяют учащимся наиболее полно раскрыть свои творческие способности, свое мироощущение, проявить свою художественно - творческую активность.
С этой целью используются различные формы и методы работы, которые опробовались в течение нескольких лет. Одна из таких форм - это постепенное подключение к выполнению задания, т.е. сначала какую - то тему берут наиболее подготовленные ученики, затем на их ошибках и достижениях другие и тоже включаются в работу.
Существует коллективная форма выполнения заданий. Использование домашних заготовок.
Самостоятельный подбор необходимой литературы и т.д. В данный раздел включены такие темы как: Соответствие формы и объема предмета его внутренней сущности на примере простых сказок «Колобок».
Выражение своего отношения через изображаемый объект или образ. Добрые и злые герои.
Эскиз стенгазеты или панно. Изображение и реальность.
Изображение и фантазия (фантастические звери, птицы и цветы).
Иллюстрация литературного произведения: композиция в пейзаже, в натюрморте, в портрете.
Сочинение композиционных эскизов - одно из важных средств развития памяти, наблюдательности, творческого воображения.
Теория. Что такое композиция? Главное и второстепенное в композиции - соподчиненность. Равновесие в композиции. Движение в композиции. Ритм в композиции.
Практика. Упражнения самые разнообразные (повторение по памяти, зарисовки по представлению, животных, птиц, людей и т.д.). Сочинение композиционных эскизов. Задания могут отличаться количеством отведенного времени, степенью завершенности, степенью творческой свободы или самостоятельности решения.
Знания. Учащиеся должны знать, что такое композиция. Какими художественными средствами можно выделить главное в композиции. Как добиться равновесия. Что такое ритм в композиции?
Умения и навыки. Учащиеся должны не просто интуитивно составлять композицию, а пытаться использовать свои знания через поиск новых решений. Вырабатываются навыки аналитические, развивается зрительная память, наблюдательность, воображение, фантазия.
Раздел 4. Декоративная работа – 4 часа.
Развивать способности и видеть прекрасное в природе и предметах сделанных человеком. Знакомство с народными промыслами, приобщать учащихся к изучению мирового художественного наследия, укреплять любовь к Родине и своему народу.
Теория. На занятиях по декоративно - прикладному искусству, учащиеся знакомятся с простыми сведениями создания предметов, их основными особенностями: связь формы предмета с ее практическим назначением (функцией), связь декоративного украшения (орнамент, цвет и т.д.), с формой предмета, с материалом из которого создан предмет, декоративно - сюжетные росписи. Кроме этого даются краткие сведения об отдельных художественных промыслах, из истории их создания, известных мастерах, традициях. Широко используется местный материал. Для показа и копирования используются как репродукции, так и высоко - художественные образцы хранящиеся в фонде изостудии. Занятия проходят в разнообразных формах: в форме беседы, экскурсии, просмотра репродукции и образцов, используются игровые моменты, например: реконструкция изделия по фрагментам.
Практика. Содержание практических занятий по декоративно - прикладному искусству: рисование узоров и декоративных элементов с образца и с натуры, самостоятельное выполнение в полосе, квадрате, круге, узоров из форм растительного и животного мира (декоративная переработка листьев, деревьев, кустарников, цветов, грибов и т.д.), а также геометрических форм (кругов, треугольников прямоугольников). В процессе выполнения декоративной работы, дети учатся применять линии симметрии, чередование элементов, обобщение формы и цветовой окраски, выразительность линии и цвета в изделиях. Занятия могут также проходить в разнообразных формах: индивидуальное задание, коллективная работа, домашнее задание.
Знания, умения, навыки. К концу I -го года обучения, учащиеся должны иметь представление об основных особенностях декоративно прикладного искусства, знать названия отдельных промыслов и отличать их, уметь рисовать элементы с образа и с натуры, и составлять простейшие орнаменты в полосе, круге, квадрате, применять линию симметрии и чередование отдельных элементов узора.
Раздел 5. Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 часа.
Занятия могут проходить в форме бесед, экскурсий на выставки и музей, в виде
коротких сообщений, самостоятельная работа дома, а также игры, викторины и т.д. Цель занятий: ознакомить учащихся с основными видами и жанрами изобразительного искусства дать представление об эволюции развития изобразительного искусства, расширять зрительный ряд художественных произведений, формирование эстетического вкуса.
Теория. Виды и жанры изобразительного искусства. Пейзаж, натюрморт, портрет, историческая и жанровая картина и т.д.
Скульптура, живопись, декоративно - прикладное искусство, графика и др.
Практика. К концу года обучения учащиеся должны знать основные виды и жанры изобразительного искусства, уметь различать наиболее характерные памятники изобразительного искусства и проводить краткий анализ этих произведений.
Раздел 6. Итоговое занятие – 2 часа.
Цель итогового занятия: проверка результатов образовательного процесса, выработка перспектив на будущее, рассмотрение индивидуальных результатов учащихся и рекомендации. Итоговое занятие может проводиться в различных формах. Это может быть итоговая работа, итоговая выставка или просмотр работ, итоговое собрание.
1.4. Планируемые результаты
Планируемые результаты. Главным критерием оценки обучающихся является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.
В результате обучения обучающиеся должны получить:
Знания | Умения | Личностные качества |
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни. | -организовать свое рабочее место; - аккуратно, ответственно выполнять работу; - беречь и экономно использовать художественный материал; - формировать готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию. - основы цветоведения, -художественные особенности пейзажа, - законы перспективы, использовать их при построении рисунка; -жанры изобразительного искусства. слушать и слышать педагога- - сотрудничать в процессе занятия в паре, с педагогом. - высказывать своё отношение к художественным произведениям, к творчеству своих товарищей, своему творчеству. | широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения; устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов; адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности; |
В результате обучения у обучающиеся должны быть сформированы компетенции:
- Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
- Расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- Познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
- Познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
- Использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
- Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- Создавать полезные и практичные изделия, осуществляя помощь своей семье;
- Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
- Оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- Достичь оптимального для каждого уровня развития;
- Сформировать систему универсальных учебных действий;
- Сформировать навыки работы с информацией.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
Особенности организации образовательного процесса предполагают занятия с учебными группами разной возрастной категории. Принцип обучения и воспитания в коллективе предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов образовательной программы: журнал посещаемости, готовые работы, грамоты, фотографии, опрос детей, отзывы родителей и др. Для полноценной реализации программы используются разные виды контроля.
Внутренний контроль:
Вводный | Текущий | Итоговый |
Проводится на вводном занятии. Цель: выявление уровня знаний и определение практических способностей обучающихся. устный контроль | Проводится на каждом занятии. Цель: определить уровень усвоения новых знаний и умение использовать их в практической части занятий устный контроль | Проводится в конце учебного года. Выставки, участие в конкурсах изобразительного и художественного творчества. |
Внешний контроль:
Два раза в год проводится контроль знаний, умений, навыков и личностных качеств обучающихся и определяется уровень усвоения программы обучающихся по шкале:
-Высокий уровень (90-100%) усвоения знаний, умений, навыков и личностных качеств учащихся: учащийся успешно выполняет программу;
-Средний уровень (60-90%) усвоения знаний, умений, навыков и личностных качеств учащихся: учащийся стабильно занимается, выполняет программу;
-Низкий уровень( менее 60%) усвоения знаний, умений, навыков и личностных качеств учащихся: учащийся нестабильно занимается, выполняет программу.
Диагностирование проводится по 2-ум направлениям: по уровню обученности и уровню личностного развития обучающихся. При решении обучающих задач: выделение теоретического (что обучающийся должен знать) и практического (что обучающийся должен уметь) аспектов; При решении воспитательных и развивающих задач: - основных показателей личностного развития, формируемых в процессе освоения вида деятельности, нравственных ценностей, навыков поведения.
Форма фиксации результатов диагностики
№ | ФИ уч-ся | теоретические знания | владение терминологией | практические умения и навыки | Способности % | Мотивация, интерес | Нравственные качества % | Трудолюбие % | Коммуникабельность % | Индивидуальная успеваемость каждого учащегося % |
1 | | | | | | | | | | |
…15 | | | | | | | | | | |
Общая % успеваемость группы: |
| | | | | | | | | |
Цель педагогической диагностики – выявление, измерение и оценивание результатов образовательного процесса. Диагностика позволяет выяснить следующие вопросы: достигается ли цель программы, существует ли положительная динамика в развитии обучающегося по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований.
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | Общая успеваемость группы % | Название уровня |
|
|
|
|
|
Критерии оценки: высокий, средний , низкий уровни.
Формы контроля: Диагностика и мониторинг знаний, умений и навыков учащихся (2 раза в год), опросники, наблюдение, анкетирование.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставки, участие в конкурсах изобразительного и художественного творчества.
Материально-техническое обеспечение: ноутбук с выходом в сеть Интернет, интерактивная доска. учащиеся занимаются в школьном кабинете, материалы, инструменты и другое необходимое оборудование кисти краски, мелки, пастель, бумага приобретается родителями учащихся.
Информационное обеспечение программы: интернет-ресурсы.
Кадровое обеспечение: занятия проводит учитель ИЗО , учитель начальных классов с высшей квалифицированной категорией Миронова Т.В.
Методическое обеспечение программы. При разработке программы педагог ориентировался на следующие принципы дидактики: программа рассматривается как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя изучение всех основных видов пространственных искусств: изобразительных – живопись, графика, скульптура; конструктивных – архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства – традиционного крестьянского и народных промыслов.
2.Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме.
3.Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.
4.Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет практическая художественная деятельность обучающегося (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусств.
5.Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта – условие постижения искусства. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание – проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению – основа эстетической отзывчивости.
6.Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведет к жесткому отказу от выполнения задания по схемам, образцам, по заданному стереотипу.
Методы обучения: словесный (беседа, рассказ, обсуждение, игра); наглядный (демонстрация схем, рисунков, изобразительных работ учащихся на всевозможных выставках, конкурсах); репродуктивный (воспроизводящий); проблемно-поисковый (индивидуальный или коллективный способ решения проблемы, поставленной перед учащимися); творческий.
Формы организации образовательного процесса: преобладающие формы организации учебного процесса при реализации программы опросы, объяснения, показ технических приёмов, беседы, экскурсии, выполнение творческих проектов и практические работы, мастер - классы для сверстников.
Формы организации учебного занятия: являются групповые занятия (1 раз в неделю по 2 часа Перерыв между занятиями 10 минут) для изучения теоретического материала по темам и практические занятия с индивидуальным подходом к каждому ребёнку.
Педагогические технологии: технология дифференцированного обучения, технология коллективного творчества Иванов И.П.
Алгоритм проведения занятия: занятие, как правило, имеет следующую структуру:
краткое повторение пройденного материала;
знакомство с новой темой (технологией);
вводный инструктаж;
практическая работа;
уборка рабочего места.
Программно-методическое обеспечение: Изобразительное искусство" В мире красок народного творчества". Е.С.Туманова, Л.Ю.Романова, Т.В.Старостина.
3. Список литературы для педагога
1.Изобразительное искусство" В мире красок народного творчества". Е.С.Туманова, Л.Ю.Романова, Т.В.Старостина.
2.Бабушкины уроки .Архангел. областной институт переподготовки. Архангельск.1997г.Рогозина Н.И., Попова О.Т. Загайнова Н.А. и др.
3.Изобразительное искусство 1-2кл. В 2-х частях., учебник Кузин В.С. Кубышкина Э.И.(Дрофа.2000г)
4.Синие цветы Гжели Н.Сурьянинова
5.Изобраз. искусство. Учебник 4кл.Т.Я.Шпикалова,Л.В. Ершова."Школа России"2005г. Москва,Просвещение.
6. Интернет-ресурсы.
Список литературы, рекомендуемый для детей и родителей
1.Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.
2.Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.
3.Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.
4. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.
5.Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.
6. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.
7. СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.
8. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.
9. Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.
10.Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.
11. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.
Согласовано Педагогический совет от 30.08.2021г Протокол №1 | Утверждаю Директор МБУ ДО «Михневский ДЮЦ» ______________М.О. Ширшова 30.08.2021 г. |
Календарный учебный график
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
«Краски лета»
(базовый уровень)
Год обучения: 2021-2022
Группа: С-1
Режим: среда, четверг 17.15-19.15
№ п \п | Месяц | Ч и с л о | Время провед ения заняти я | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля | |
| Июнь | 01 | 17.15-19.15 | Учебное занятие | 2 | Вводное занятие | МБОУ «Верзиловская СОШ» | Собеседов ание | |
| Июнь | 02 | 17.15-19.15 | Учебное занятие | 2 | Летние цветы | МБОУ «Верзиловская СОШ» | Беседа. Творческа я работа | |
| Июнь | 08 | 17.15-19.15 | Учебное занятие | 2 | Птица с ярким оперением | МБОУ «Верзиловская СОШ» | Беседа. Творческа я работа | |
| Июнь | 09 | 17.15-19.15 | Учебное занятие | 2 | Летние цветы и бабочки-коробочки | МБОУ «Верзиловская СОШ» | Творческа я работа | |
| Июнь | 15 | 17.15-19.15 | Учебное занятие | 2 | Летний день | МБОУ «Верзиловская СОШ» | Творческа я работа | |
| Июнь | 16 | 17.15-19.15 | Учебное занятие | 2 | Здравствуй, лето разноцветное | МБОУ «Верзиловская СОШ» | Творческа я работа | |
| Июнь | 22 | 17.15-19.15 | Учебное занятие | 2 | Моя любимая игрушка | МБОУ «Верзиловская СОШ» | Творческа я работа | |
| Июнь | 23 | 17.15-19.15 | Учебное занятие | 2 | Подводный мир | МБОУ «Верзиловская СОШ» | Творческа я работа | |
| Июнь | 29 | 17.15-19.15 | Учебное занятие | 2 | Летний сад | МБОУ «Верзиловская СОШ» | Творческа я работа | |
| Июнь | 30 | 17.15-19.15 | Учебное занятие | 2 | Летний дождь | МБОУ «Верзиловская СОШ» | Творческа я работа | |
ИТОГО: | 20 ч. |
Приложение 1
Показатели (оцениваемые параметры) и их содержание
по отслеживанию образовательных результатов учащихся и их личностных качеств
90-100% | Высокий уровень усвоения знаний, умений, навыков и личностных качеств учащихся: учащийся успешно выполняет общеразвивающую программу. | |
60-90% | Средний уровень усвоения знаний, умений, навыков и личностных качеств учащихся: учащийся стабильно занимается, выполняет общеразвивающую программу. | |
менее 60% | Низкий уровень усвоения знаний, умений, навыков и личностных качеств учащихся: учащийся нестабильно занимается, выполняет общеразвивающую программу. |
Показатели (оцениваемые параметры) | Содержание показателей |
Теоретические знания | Высокий: Учащийся освоил весь объем знаний, предусмотренный программой за определенный период. Уверенно знает теоретический материал, основные техники, приемы и правила. Умеет безошибочно применять знания на практике. |
Средний: Учащийся достаточно хорошо и полно знает пройденный материал. Знает основные техники, приемы и правила, но допускает незначительные ошибки. | |
Низкий: Учащийся слабо знает пройденный материал и недостаточно ориентируется в нем, неуверенно отвечает по темам. | |
Владение специальной терминологией | Высокий: Специальные термины употребляет при работе и в полном соответствии с их содержанием. Свободно пользуется терминологией. Средний: Учащийся понимает термины, но в речи употребляет не активно; сочетает специальную терминологию с бытовой. Низкий: Учащийся не понимает терминологию, путает понятия; избегает употребление специальных терминов. |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой за определенный период (по основным разделам учебного плана) | Высокий: Учащийся владеет умениями и навыками, предусмотренных программой за определенный период. Успешно и полно овладевает всеми техниками, приемами, правилами. Выполняет качественные исследовательские работы и проекты в запланированные сроки или с опережением. Средний: Учащийся в основном осваивает все основные техники, приемы и правила валяния, но допускает незначительные ошибки и неточности. Качество выполняемых исследовательских работ и проектов на хорошем уровне, все задания, в основном, выполняются в запланированные сроки. Низкий: Учащийся медленно осваивает техники и правила. При выполнении различных приемов, допускает большое количество ошибок. Качество выполнения исследовательских работ и проектов низкое, а сроки, в основном, не выдерживаются. |
Способности | Высокий: Учащийся обладает достаточно высоким уровнем грамотности, компетентности. Грамотно работает с информацией и учебным материалом. В процессе обучения активно участвует. Активно предлагает и реализует новые идеи в ходе занятий, при подготовке и в ходе участия в различных конкурсах (мероприятиях, выставках) Средний: Учащийся принимает участие в обсуждении возможных вариантов выполнения задач, иногда предлагает новые идеи. Самостоятельно экспериментирует редко, ждет подсказки и поддержки от педагога и старших. Низкий: Деятельность учащегося в ходе учебного процесса минимальна и не выходит за рамки программного материала. |
Мотивация, интерес к образовательной деятельности | Высокий: Учащийся умеет ставить перед собой цель и добиваться ее осуществления, осознает, кем и каким хочет быть, стремится к знаниям в сфере выбранного им жизненного становления. Средний: Учащийся может поставить перед собой цель, но не всегда добиваться ее осуществления, осознает, кем и каким хочет быть, но упорства в обогащении знаний не проявляет. Низкий: Учащийся не всегда ставит перед собой цель и добивается ее осуществления, четко не представляет, кем и каким хочет стать, полагается на рекомендации взрослых и сверстников, воспринимает это как необходимость. |
Нравственные качества | Высокий: Учащийся не допускает не уважительное отношение к себе и к окружающим, соблюдает общепринятые нравственные нормы поведения, разъясняет необходимость их соблюдения среди сверстников, обладает устойчивым иммунитетом к безнравственной не корректной лексике. Средний: Учащийся соблюдает общепринятую этику взаимоотношений, но инициатором ее соблюдения среди сверстников не выступает, корректен. Низкий: Учащийся соблюдает нормы общепринятой этики взаимоотношений под давлением взрослых, не разборчив в выборе лексики, допускает неуважительное отношение к окружающим. |
Трудолюбие | Высокий:У учащегося ярко выраженное позитивное отношение к трудовой деятельности. Проявляется в активности, инициативности, добросовестности, увлеченности и удовлетворенности самим процессом труда. Ребенок полностью самостоятелен в трудовой деятельности, труд результативен, оригинален или с элементами новизны. Выступает в роли организатора в коллективных формах трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми. Средний: Труд ребёнка результативен при небольшой помощи взрослых; выраженное стремление к самостоятельности, охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника. Низкий: Результативность трудовой деятельности нестабильная, требуются указания, прямая помощь взрослого в выполнении трудовых действий, охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, и часто некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом». |
Коммуникабельность | Высокий: Учащийся легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать доброжелательные отношения в коллективе, пользуется уважением среди сверстников и взрослых. Средний: Учащийся легко контактирует с окружающими, умеет создавать и поддерживать доброжелательные отношения в коллективе, но сам редко выступает инициатором их создания, пользуется уважением среди большинства сверстников. Низкий: Учащийся неровен в отношениях с окружающими, может стать источником межличностных конфликтов, не способен поддерживать нормальные отношения в коллективе, пользуется уважением среди небольшого количества сверстников. |
Миронова Татьяна Владимировна