ДООП на тему «Старт» (1–3 классы)
24
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ общеразвивающая ПРОГРАММА
«СТАРТ»
физкультурно-спортивной направленности
для детей 8 – 17 лет.
Срок реализации программы:
1 год.
Составитель:
тренер-преподаватель по футболу
Копчиков А.М.
д. Фомина, 2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. |
КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ |
3 |
1.1. |
Пояснительная записка |
3 |
1.2. |
Цель и задачи общеразвивающей программы |
4 |
1.3. |
Планируемые результаты |
5 |
2. |
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ |
6 |
2.1. |
Содержание общеразвивающей программы. |
6 |
2.2. |
План-график распределения учебных часов |
7 |
2.3. |
Учебный план. |
7 |
2.4. |
Содержание учебно-тематического плана. |
9 |
2.5 |
Календарный учебный график. |
19 |
2.6. |
Методические материалы. |
19 |
2.6.1. |
Методическое обеспечение программы |
19 |
2.6.2. |
Учебно-информационное обеспечение программы |
21 |
2.6.3. |
Материально-технические условия реализации программы. |
21 |
3. |
«Комплекс форм аттестации». |
22 |
3.1. |
Формы аттестации. |
22 |
3.2. |
Оценочные материалы. |
22 |
4. |
Список литературы |
23 |
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеразвивающей программы - физкультурно-спортивная
Уровень программы – стартовый
Актуальность и практическая значимость программы
В рамках современного периода развития российского общества необходимость повышения уровня физической подготовленности учащихся является актуальным вопросом для практики физического воспитания.
В формировании физически здоровой и физически развитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной умственной работоспособностью важнейшее значение имеют занятия общей физической подготовкой. Общая физическая подготовка (ОФП) — это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или в виде спорта.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа спортивной направленности «Общая физическая подготовка» предназначена для реализации в условиях общеобразовательной школы. Для программы характерна направленность на общее физическое развитие и овладение разнообразным диапазоном двигательных умений и навыков, ведь общая физическая подготовка является неотъемлемой частью физического воспитания личности.
Педагогическая целесообразность программы.
Программа направлена на оздоровление и физическое развитие детей, на формирование основных физических и психических качеств и способностей.
В процессе обучения у учащихся формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.
Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в образовательных учреждениях. Благодаря этому учащиеся смогут более плодотворно учиться, меньше болеть.
Отличительные особенности программы
Программа составлена из отдельных самостоятельных разделов двигательной деятельности, отличной друг от друга по характеру и объёму. При планировании занятий предполагается учёт индивидуальных особенностей учащихся, а также оценка педагогом реакции учащихся на предлагаемую нагрузку, отслеживание их самочувствия, утомления и предупреждение перенапряжения.
Адресат программы
Программа предназначена для учащихся 8-17 лет (включительно).
Режим занятий
Занятия проводятся продолжительностью 2 академических часа
Количество часов в неделю4 часа.
Объём программы 23 учебные недели
Программа рассчитана на 92 часа
Срок освоения программы – 6 месяцев
Формы обучения и виды занятий
Форма обучения - очная, групповая.
Виды занятий - лекция, комбинированное, практическое, соревнование.
Наполняемость группы –15-25 человек.
Условия набора детей:принимаются все дети, желающие заниматься, не имеющие медицинских противопоказаний.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Общая физическая подготовка» разработана и составлена в соответствие с:
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018г. №196).
Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
Приказ Министерства спорта РФ от 27.12.2013г. №1125 «Об утверждении особенностей организации и осуществления образов, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта».
СаНПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 года №28;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разно-уровневые программы).
Уставом МОУ ДОСпортивная школа «Уралец».
Цель и задачи программы
Цель программы - Создание оптимальных условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни, мотивации на сохранение здоровья, посредством освоения основ физкультурной деятельности. Осуществление физкультурно-оздоровительной и воспитательной работы среди детей. Всестороннее физическое и личностное развитие, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, подготовка детей к освоению предпрофессиональной программы.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
Обучающие
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта;
вооружить обучающихсявалеологическими знаниями и навыками их практического применения в деле укрепления здоровья и развития своего организма;
научить правильно регулировать физическую нагрузку; обучить простейшим способам контроля за физической нагрузкой по отдельным показателям физического развития и физической подготовленности.
Воспитательные
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать волевую, целеустремленную, ведущую здоровый образ жизни личность, коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
активизировать участие родителей в процессе укрепления здоровья детей.
Развивающие
развивать координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, выносливость, скорость, гибкость;
развивать интерес к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время досуга;
содействовать развитию опорно-двигательного аппарата, функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.
Планируемые результаты.
Ожидаемым результатом прохождения программы должен стать интерес детей к спорту, укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей организма, вовлечение в систему регулярных занятиях спортом, и дальнейшего перехода на дополнительную предпрофессиональную программу.
По окончанию программы «Старт» планируются следующие результаты:
- повышение уровня общей физической подготовки;
- развитие умения технически правильно осуществлять двигательные действия;
- умение самостоятельно выполнять комплексы общеразвивающих и акробатическихупражнений;
- формирование интереса к самостоятельным занятиям
физической культуры и дальнейшему самосовершенствованию;
- следование основным принципам здорового образа жизни;
- применять полученные знания при занятиях физической культурой и спортом;
Предметными результатами освоения, обучающимися содержания программы, являются следующие умения:
– характеризовать рольфизической культуры и значение в жизнедеятельности человека;
-представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- измерять индивидуальные показатели физического развития (длину и массу тела;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
-организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
-взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр;
-вдоступной форме объяснять правила выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
Метапредметными результатами являются:
- умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора;
-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с тренером-преподавателем и сверстниками;
- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
-организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Личностными результатами являются:
– формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
- умение управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях соревновательной деятельности;
- проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Содержание общеразвивающей программы.
Общий объем годового учебного плана должен быть выполнен. В период каникул и пребывания в спортивном лагере учебно-тренировочная нагрузка увеличивается, (не более чем на 25%).При составлении расписания тренировочных занятий необходимо также учитывать особенности режима рабочего времени и времени отдыха тренерского состава. Расписание размещается на информационном стенде и на официальном сайте учреждения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Нагрузка 4 часа в неделю на 23недели
№ п/п |
Наименование раздела |
Общее кол-во учебных часов |
|
Теоретическая подготовка |
6 |
|
Практическая подготовка |
86 |
Общее количество часов |
92 |
План-график распределения учебных часов на 23 недели
Содержание занятий |
за год |
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
Теоретическая подготовка |
6 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Практическая подготовка |
86 |
13 |
14 |
14 |
15 |
15 |
15 |
ОФП |
20 |
2 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
Подвижные игры |
24 |
4 |
3 |
5 |
5 |
4 |
3 |
Вид спорта |
36 |
4 |
8 |
8 |
6 |
6 |
4 |
Соревнования |
2 |
1 |
1 |
|
|
|
|
Аттестация |
4 |
2 |
|
|
|
|
2 |
Общее количество часов |
92 |
14 |
14 |
18 |
16 |
16 |
14 |
Учебный план.
№ |
Практическая подготовка |
23 недели (4 ч) |
1. |
ОФП |
20 |
|
Строевые упражнения. |
1 |
|
Общеразвивающие упражнения без предметов. |
1 |
|
Упражнения на формирование правильной осанки. |
1 |
|
Упражнения в парах. |
1 |
|
Упражнения с преодолением собственного веса |
1 |
|
Общеразвивающие упражнения с мячом |
1 |
|
Общеразвивающие упражнения со скакалкой |
1 |
|
Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой. |
1 |
|
Акробатические упражнения. |
1 |
|
Кувырки |
1 |
|
Перекаты, перевороты. |
1 |
|
Эстафеты комбинированные. |
1 |
|
Эстафеты с бегом. |
2 |
|
Эстафеты с прыжками. |
2 |
|
Эстафета с мячами. |
2 |
|
Преодоление полосы препятствий. |
2 |
2. |
Подвижные и спортивные игры |
22 |
|
Игры на развитие прыгучести. |
2 |
|
Игры на развитие силы. |
1 |
|
Игры на развитие быстроты. |
4 |
|
Игры на развитие ловкости. |
3 |
|
Игры на выносливость. |
4 |
|
Игры с передачей и ловлей мяча: |
5 |
|
Игры для обучения и совершенствования бросков мяча: |
6 |
3. |
Футбол. |
36 |
|
техника передвижений |
|
|
- бег во всех его разновидностях |
1 |
|
- повороты — в состоянии динамики на ходу |
1 |
|
- резкие остановки бега |
1 |
|
удары по мячу ногой |
|
|
- удары внутренней стороной стопы по мячу, |
1 |
|
- внутренней и средней частью подъема по мячу, |
1 |
|
- удары внешней частью подъема по мячу, |
1 |
|
- удары внутренней стороной стопы по катящемуся мячу, |
2 |
|
удары по мячу головой: удар серединой лба без прыжка |
2 |
|
остановка мяча |
|
|
- остановка подошвой |
2 |
|
- остановка внутренней стороной стопы катящегося мяча на месте |
2 |
|
ведение мяча |
|
|
- ведение внутренней частью подъема, |
2 |
|
- ведение внешней частью подъема, |
2 |
|
- ведение мяча правой ногой по прямой, |
2 |
|
- ведение мяча левой ногой по прямой, |
2 |
|
отбор мяча |
|
|
- отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте |
1 |
|
вбрасывание мяча |
|
|
вбрасывание мяча из-за боковой линии |
1 |
|
- вбрасывание мяча с места |
1 |
|
техника игры вратаря. |
|
|
- основная стойка вратаря, |
1 |
|
- передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом, скачками |
1 |
|
- ловля катящегося мяча без падения |
1 |
|
- ловля катящегося летящего мяча без падения. |
1 |
|
Тактика нападения. |
|
|
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на поле. |
1 |
|
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных ударов по мячу. |
1 |
|
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. |
1 |
|
Тактика защиты |
|
|
Индивидуальные действия. Правильно выбрать позицию по отношению к опекаемому игроку. |
1 |
|
Индивидуальные действия. Правильно выбрать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча. |
1 |
|
Индивидуальные действия. Выбор момента действия для перехвата мяча. |
1 |
3 |
Просмотр и участие в соревнованиях |
2 |
4 |
Промежуточная и итоговая аттестация |
4 |
5 |
Теория |
6 |
|
Итого |
92 |
Содержание учебно-тематического плана.
Теоретическая подготовка:
Тема 1. Техника безопасности. Профилактика травматизма. Техника безопасности на занятиях в спортивном зале.
Тема 5. Помощь при ушибах, растяжении, обморожении.
Тема2.Спортивныйинвентарь, выбор, хранение, уход за ним.Обувь, одежда для занятий спортом.
Тема 3. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.
Тема 4. Закаливание, режим дня, врачебный контроль и гигиена спортсмена. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра.
Тема 5.Помощь при ушибах, растяжении, обморожении.
Тема 6. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля, подсчет пульса.
Практическая подготовка:
ОФП.
В состав общей физической подготовки входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, лёгкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры и др.
1. Строевые упражнения.
Команды для управления группой. Понятия о строе и командах. Шеренга, колонна, фланг, дистанция и интервал. Виды строя: в одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды размыкания. Перестроения. Предварительная и исполнительная части команд. Основная стойка. Действия в строю на месте и в движении: построение, выравнивание строя, расчёт в строю, повороты и полуобороты, размыкание и смыкание строя, перестроение шеренги и колонны в строю. Походный и строевой шаг. Переход с шага на бег и с бега на шаг. Изменение скорости движения. Остановка во время движения шагом и бегом.
2. Общеразвивающие упражнения без предметов.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса: сгибание и разгибание, вращение, махи, отведения и приведения, рывки; упражнения без предметов индивидуальные и в парах. Упражнения выполняются на месте и в движении.
Упражнения для мышц шеи и туловища: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях, наклоны и круговые вращения туловищем, повороты туловища. Упражнения выполняются как индивидуально, так и в парах.
Упражнения на формирование правильной осанки. В различных исходных положениях - наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лёжа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища.
Упражнения для ног. Поднимание на носки, различные маховые движения ногами, приседание на обеих и на одной ноге, отведения, выпады, выпады с дополнительными пружинящими движениями, подскоки из различных исходных положений, прыжки.
Упражнения в парах. Повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, приседание с партнёром, переноска партнёра на спине и на плечах, элементы борьбы в стойке, игры с элементами сопротивления.
Упражнения для развития силы. Упражнения с преодолением собственного веса: подтягивание из виса, отжимание в упоре, приседания на одной и двух ногах. Упражнения на гимнастической стенке.
Упражнения для развития быстроты. Повторный бег по дистанции от 30 до 60 м. со старта и с ходу с максимальной скоростью. Бег с гандикапом с задачей догнать партнёра. Выполнение общеразвивающих упражнений в максимальном темпе.
Упражнения для развития гибкости. Общеразвивающие упражнения с широкой амплитудой движения. Упражнения с помощью партнёра (пассивные наклоны, отведения ног, рук до предела, мост). Упражнения с гимнастической палкой или сложенной вчетверо скакалкой: наклоны и повороты туловища с различными положениями предметов (вверх, вперёд, вниз, за голову, за спину); перешагивание и перепрыгивание, «выкруты» и круги. Упражнения на гимнастической стенке, гимнастической скамейке.
Упражнения для развития ловкости. Разнонаправленные движения рук и ног. Кувырки вперёд. Перевороты вперёд, в стороны, назад.
Общеразвивающие упражнения с предметами (мяч, скакалка, гимнастическая палка).
Упражнения для всех групп мышц. Могут выполняться с короткой и длинной скакалкой, палками.
Упражнения с мячом: поднимание, опускание, наклоны, повороты, перебрасывание с одной руки на другую перед собой, над головой, за спиной, броски и ловля мяча.
Упражнения в парах и группах с передачами, бросками и ловлей мяча.
Упражнения с короткой и длинной скакалкой: прыжки на одной и обеих ногах с вращением скакалки вперёд, назад; прыжки с поворотами, прыжки в приседе и полуприседе.
4. Акробатические упражнения.
Кувырки вперёд в группировке из упора присев, основной стойки, после разбега. Длинный кувырок вперёд. Кувырки назад. Соединение нескольких кувырков.
Перекаты и перевороты.
5. Эстафеты комбинированные с: бегом, прыжками, метаниями (развитие ловкости, быстроты, силы).
«Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Эстафета футболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом».
Эстафеты встречные и круговые с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом в различных сочетаниях перечисленных элементов.
Подвижные игры.
Занятияподвижными играми направлены на развитие быстроты, ловкости, общей и скоростной выносливости, пространственной ориентировки; на формирование навыков в коллективных действиях, воспитание настойчивости, решительности, инициативы и находчивости; поддержание умственной и физической работоспособности; снятие эмоционального напряжения учебно-боевой деятельности. Занятия по спортивным и подвижным играм проводятся в спортивном зале и на открытом воздухе.
Подвижные игры решают следующие задачи:
- расширение двигательного опыта и обогащение его новыми, более сложными движениями;
- совершенствование двигательных навыков и их использование в изменяющихся игровых ситуациях;
- воспитание самостоятельности и активности новыми, более сложными движениями;
- приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Использование спортивных и подвижных игр при подготовке юных волейболистов способствует развитию двигательных умений и навыков.
1. Умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с правилами избранного вида спорта и подвижных игр.
2. Умение развивать физические качества по избранному виду спорта средствами других видов спорта и подвижных игр.
3. Умение соблюдать требования техники безопасности по самостоятельному выполнению упражнений.
4. Приобретение навыков сохранения собственной физической формы.
Игры классифицируются:
1. По степени сложности ихсодержания.
2. По возрасту детей с учётом возрастных особенностей (игры для детей 9, 10-12, 13-15 лет).
3. По видам движений, преимущественно входящих вигры.
4. По физическим качествам, преимущественно проявляемым вигре.
5. По подготовке к отдельным видам спорта, по закреплению и совершенствованию отдельных элементов техники и тактики, по воспитанию физических качеств, необходимых для того или иного видасорта.
6. По взаимоотношениямиграющих:
игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с ‘противником‘;
игры с ограниченным вступлением в соприкосновение с‘противником’;
игры с непосредственной борьбой ‘соперников‘.
Игры на развитие прыгучести.
«Удочка». Играющие встают по кругу. В центре – водящий, который вращает над полом веревку, на конце которой привязан груз (мешочек с песком, теннисный мяч и т.д.).
а) Все стараются подпрыгнуть так, чтобы не задеть веревку. Кто заденет веревку, тот становится водящим.
б) Играют до победителя, тот становится водящим.
в) Встают парами, тройками, взявшись за руки.
г) Встают в колонну по два, по три.
д) Можно прыгать с грузом (с набивным мячом).
«Зайцы в огороде». Наплощадкечертятдвакруга,один–вдругом.Внутреннийкруг–«огород».Внемстоит «сторож». «Зайцы» находятся в промежутке между кругами. Они прыгают (на обеих ногах) то в «огород», то из «огорода». «Сторож» по сигналу водящего ловит «зайцев», оставшихсяв«огороде», догоняя их только в пределах внешнего круга. «Зайцы» же могут выпрыгивать за пределы круга. Когда будет поймано два-три «зайца», выбирается новый «сторож».
«Бой петухов». Играющие делятся на две команды. Каждая команда строится в одну шеренгу. Обе команды располагаются лицом друг к другу на расстояние 6-8 м. В коридоре между шеренгами чертят круг диаметром 2.5-3 м. В середину круга по очереди встают по одному игроку от каждой команды. Они становятся на противоположных концах круга на одной ноге, руки закладывают за спину. По команде игроки, прыгая на одной ноге, стараются вытолкнуть друг друга из круга без помощи рук. Игрок, коснувшийся пола другой ногой или применивший толчок руками, считается побеждённым. Победа каждого игрока даёт командное очко. Команда, набравшая большее количество очков, побеждает.
«Волки» и «зайцы». Между двумя гимнастическими скамейками, расположенными на расстоянии 3-4 м. одна от другой, размещаются 8-10 занимающихся - «зайцы», за скамейками по двоезанимающихся- «волки». По сигналу «зайцы» начинают подпрыгивать, передвигаясь между скамейками и запрыгивая на них. «Волки» стремятся коснуться «зайцев» в тот момент, когда те находятся на скамейке. Если «волк» коснулся «зайца», то они меняются ролями. Побеждает тот, кто больше раз запрыгнул на скамейку и меньше других был в роли «волка».
Сила – проявляется в форме максимального напряжения и наибольшей скорости сокращения работающих мышц. В волейболе преимущественное значение имеет скорость сокращения мышц, от неё во многом зависит эффективность выполнения технических приемов (высота прыжка, сила удара по мячу и т.д.). Игры и упражнения на силу подбирают для различных мышечных групп – как для рук, так и для туловища и ног. Силу развивают с помощью неоднократного повторения упражнений (по 10 – 12 раз) до частичного утомления мышц.
В играх, способствующих развитию силы, занимающиеся преодолевают собственный вес, вес отягощения, сопротивление противника. В таких играх используются предметы (набивные мячи, гантели, скамейки и т.д.) или партнёр по тренировке. Для проведения игр с преодолением собственного веса используется гимнастическая стенка, брусья, вертикальный канат. Нередко такие игры не требуют инвентаря и связаны с перемещением на площадке в упоре сзади, с выпрыгиванием и т.п. Полезно проводить игры и эстафеты с бегом по песку, по воде, по глубокомуснегу.
Игры на развитие силы.
«Тяни в круг». Играющие встают с внешней стороны круга, крепко держась за руки. По сигналу они двигаются вправо или влево, затем по сигналу останавливаются и стараются втянуть за черту круга своих соседей, не разъединяя рук. Кто попадет в круг хотя бы одной ногой, тот выходит из игры. Затем игра продолжается. Игроки, не втянутые в круг, считаются победителями.
«Кто дальше». Играющие разбиваются на несколько команд и выстраиваются в колонны. Перед стоящими впереди игроками каждой команды чертится линия, за которую нельзя переступать ногой. Первые номера имеют по набивному мячу. Они толкают мяч, не преступая черты. На месте падения мяча судьи, выделенные от каждой команды, проводят черту. Следующие игроки выполняют толчки, не переступая этой черты и т.д. Побеждает команда, у которой последняя черта на месте падения мяча оказывается на большем расстоянии от линии первоначального толчка.
«Гонка «тачек». Играющие распределяются на две команды с четным количеством игроков. В каждой команде один игрок принимает положение лежа в упоре, ноги разведены на ширину плеч (положение «тачка»). Партнер берет игрока за ноги. По сигналу игроки продвигаются вперед от одной боковой лини к другой. Как только первая пара команды пересечет боковую линию, за ней начинает бег вторая пара и т.д. Гонка «тачек» продолжается в обратном направлении, но игроки предварительно меняются ролями. Побеждает команда, раньше закончившая гонку.
«Не задень мяч». Трое или четверо играющих становятся вокруг мяча, лежащего на полу. Игроки кладут руки на плечи рядом стоящих партнеров. По сигналу они начинают толкать друг друга так, чтобы кто-нибудь коснулся мяча ногой. Тот, кто коснется мяча, выбывает из игры. Игра заканчивается, когда определяетсясильнейший.
Быстрота – требует выполнения двигательных действий в минимальное для конкретной ситуации время. Быстрота, как известно, – комплексное качество, которое составляют быстрота реакции, быстрота (отдельного) движения и частота движения (число движений в единицу времени). Для волейболистов особенно важна быстрота реакции и быстрота отдельного движения. Упражнения, игры, эстафеты, развивающие быстроту, не следует выполнять в состоянии утомления. Поэтому их лучше включать в первой половине занятия при небольшом количестве повторений.
Игры на развитие быстроты.
«Совушка». В углу площадки отмечается кружком «гнездо», в котором располагается один из играющих – «Совушка». Все игроки разбегаются по площадке. По сигналу «день» они бегают по площадке, а по сигналу «ночь» мгновенно замирают в той позе, в которой находились. «Совушка» вылетает из гнезда и следит за играющими. Если кто-нибудь пошевелится, «Совушка» берет этого игрока к себе в гнездо. По сигналу «день» она улетает в своё «гнездо», а игроки начинают бегать по площадке. Игроки, которые попались «Совушке», пропускают одну очередь и затем снова включаются в игру.
«Воробьи и вороны». Две команды («Воробьи» и «Вороны»), становятся у средней линии площадки спиной друг к другу. Кто-то один, не вошедший в команду, становится сбоку от них и называет «Во-ро-бьи» или «Во-ро-ны», долго протягивая слог «ро» и быстро и быстро произносит продолжение. Названная команда должна быстро убежать за лицевую линию площадки, а игроки другой команды пытаются поймать убегающих. Название команд чередуются в произвольном порядке. После каждой игры подсчитываю пойманных игроков. Побеждает команда, поймавшая больше игроков.
«Стрелки». Играют две команды: «стрелки» и «бегуны». «Стрелки», разделившись пополам, располагаются на боковых линиях площадки, а «бегуны» – на одной из концов площадки. Вдоль площадки посередине проводится черта – путь «бегунов». По сигналу один из «бегунов» бежит по этой черте на другой конец площадки, а «стрелки» бросаю с двух сторон по мячу. Если им удаются попасть вбегущего, то команда «стрелков» выигрывает одно очко. Дальше бежит следующий – так до конца, после чего игроки меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая большее количествоочков.
«Передача мячей». Играющие становятся в круг. Двум игрокам, стоящим один напротив другого, даётся по мячу. Игроки по сигналу стараются быстрее передать мяч рядом стоящим партнёрам, чтобы один мяч перегнал другой.
Ловкость. Особенность игры в баскетбол в том, что игровые приемы и действия меняются в зависимости от ситуации в игре. Поэтому баскетболисту необходимо обладать ловкостью, позволяющей выполнять быстрые и точные движения в самых разных обстоятельствах.
Наиболее простой способ определения ловкости баскетболиста следующий: из положения стоя ноги вместе, руки на поясе прыжком повернуться налево; затем изменить уголповорота
от начала прыжка до приземления. Чем больше угол поворота, тем лучшерезультат.
Игры на развитие ловкости.
«Западня». Играющие образуют 2 круга – внутренний и внешний. Они движутся в разные стороны. По сигналу руководителя игроки останавливаются. Стоящие во внутреннем круге берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Все остальные бегают под «воротами» в разных направлениях. По второму сигналу «ворота» закрываются (руки опускаются вниз). Все те, кто в этот момент оказался внутри круга, считаются пойманными. Пойманные переходят во внутренний круг, и игра продолжается. Когда во внешнем круге остается мало ребят, они, взявшись за руки, образуют внутренний круг, меняясь ролями с теми, кто находился в немраньше.
Выносливость. Развитие выносливости в значительной мере зависит от двигательных возможностей человека. Более выносливые лучше и быстрее овладевают новыми формами движений и ухе приобретенные навыки доводят до высшей степени совершенства.
Игры на выносливость.
«Вызывай смену». Играющие размещаются по кругу, каждый знает свой номер. Выбирается двое водящих, из которых один убегает, другой догоняет его. И убегающий, и догоняющий могут вбежать в круг и вызвать себе смену – назвав любой номер. Вызванный игрок продолжает бег (убегает или догоняет), а вызвавший становится на его место.
«Ловля цепочкой». Площадка ограниченная линиями, служит местом, где располагаются играющие. Выбирается водящий, который перед игрой встает за пределами площадки. Он начинает игру, преследуя игроков, свободно бегающих в поле. Догнав и осалив игрока, водящий берет его за руку, и вдвоём они начинают преследовать других игроков. Третий играющий присоединяется к ним (встаёт в середину) и ловля продолжается. Каждый раз пойманным считается игрок, которого окружили ловцы, причём крайние игроки должны сомкнуть руки. Победителями считается два последних не пойманных участника.
«Бег командами». Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонны по одному параллельно на расстоянии 2-4 шага одна от другой. Перед колоннами проводится стартовая линия. Против каждой колонны на расстоянии 15 – 20 м ставят стойку или другой предмет. Каждый играющий обхватывает руками стоящего впереди. По сигналу игроки в колоннах, держась за пояс впереди стоящих, бегут вперед к стойке, огибают её и возвращаются назад, за стартовую линию. Выигрывает команда, игроки которой пробежали всю дистанцию, не разъединившись и первыми вернулись на место.
Игры для обучения и совершенствования передачи и ловли мяча:
«Свободное место». Играющие образуют круги по 6 человек. В руках у одного из учащихся мяч. Игрок с мячом выполняет передачу любому партнеру и бежит за мячом. Ученик, получивший мяч, также передает его любому партнеру, но бежит уже на освободившееся место. Выигрывает команда, сделавшая наибольшее количество передач в течение 1 минуты.
«Салки в тройках». Игра проводится в тройках с мячом: один игроку бегает, двое других, передавая мяч друг другу, стараются догнать его и запятнать мячом, не выпуская его из рук. Запятнавший становится убегающим. Побеждает тот, кто большее количество раз был убегающим. Варианты: 1. Пятнать можно с передачей мяча, а убегающий имеет право поймать его. В этом случае он не считается запятнанным. 2. Два партнера убегают, передавая друг другу мяч, а догоняющий ведет его, стараясь, передав, запятнать одного из убегающих. В этом варианте убегающие не имеют права задерживать в руках мяч.
«Бросай-беги». Занимающиеся делятся на две команды и строятся в две шеренги через одного. У первых игроков мячи. По сигналу они передают мячи партнерам, стоящим напротив и бегут на их место. Те выполняют аналогичные действия! Пока мяч не достигнет противоположного фланга. Последний игрок, бежит за шеренгой на место первого, и игра повторяется. Побеждает команда, игроки которой раньше займут свои места.
«Охраняй капитана». Играющие делятся на две команды. В каждой капитан и 3–4 защитника остаются на своей половине площадки, а нападающие переходят на половину соперника. После розыгрыша с центра команда, завладевшая мячом, старается за счет ведения и передач приблизиться к капитану команды соперника и осалить его мячом. Этому противодействуют защитники, стремящиеся перехватить мяч и отправить его на половину соперника своим нападающим. За попадание мячом в капитана команда получает 2 очка. Игра продолжается 3–5 минут. Выигрывает та команда, чьи игроки наберут больше очков. Примечание. Защитникам не разрешается переходить среднюю линию для помощи своим нападающим, а последним – возвращаться на свою половину для помощи защитникам. За нарушение этого правила команда наказывается потерей мяча.
«25 передач». Играющие рассчитываются по четыре и выстраиваются парами (перед линиями) в 10 м друг от друга. Первые номера стоят против вторых (одна команда), а четвертые против третьих (вторая). По общему сигналу каждая пара должна как можно быстрее сделать условленным способом (от груди, ударом о пол, из-за головы и т. д.) 25 передач. Пара, первой закончившая передачи (игрок поднимает мяч вверх), считается победительницей.
«Встречные передачи». Участники каждой команды делятся на две подгруппы и строятся как для встречной эстафеты, в колонны по одному. Расстояние между встречными колоннами 4-6 м. У направляющего одной из подгрупп мяч. По сигналу он выполняет передачу (одной рукой сверху или другим способом) первому игроку, а сам принимает положение упора присев. Игрок, получивший мяч, выполняет передачу следующему игроку первой подгруппы, а сам также принимает положение упора присев. Таким образом, каждый игрок, сделавший ответную передачу, приседает. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание. Потеряв мяч, игрок должен поднять его, стать на "своё место и только после этого продолжить игру. Игру можно усложнить, поставив всех участников на гимнастические скамейки. В этом случае игрок, выполнивший передачу мяча, садится верхом на скамейку. «Мяч через одного». Участники образуют круг с таким расчетом, чтобы игрок одной команды стоял между игроками другой. Капитаны команд стоят рядом. У каждого в руках мяч. По сигналу капитан одной команды передает мяч вправо, а другой влево по кругу своим ближайшим партнерам, т. е. через одного. Те передают мячи дальше товарищам по команде. Мячи передаются по кругу, пока не вернутся обратно к капитанам. Капитан, получив мяч, поднимает его вверх. Уронив мяч, учащийся должен поднять его и, вернувшись в исходное положение, продолжать игру. Игра состоит из пяти попыток. Выигрывает команда, игроки которой трижды быстрее выполнят задание. Вариант. То же, но участники сидят на полу.
«Поточные передачи по кругу».Игроки каждой команды размещаются по кругу на расстоянии вытянутых рук лицом к центру. У каждого участника в руках мяч. Руководитель стоит в центре между кругами и равномерно подает сигналы через каждые 1–2 с. Игроки по каждому сигналу должны одновременно выполнить передачу мяча против хода часовой стрелки. Игра продолжается 1,5–2 минуты. Выигрывает команда, у которой по истечении времени окажется больше мячей в игре. Если кто-либо уронил мяч на пол, поднимать его нельзя. Игра продолжается без этого мяча. Играющие не имеют права сдвигаться с места, сужать круг.
«Обгони мяч». Обозначается круг радиусом 4–4,5 м, затем второй радиусом 3,5–4 м. Участники одной команды (6 человек) располагаются между малым и большим кругами так, чтобы интервал был между ними 2–2,5 м. выполняются передачи мяча по кругу в любую сторону. Игрок второй команды за кругом старается опередить и встать на место, откуда началась передача, до того, как мяч вернется к игроку, начавшему передачу. Если это удается, учащийся получает выигрышное очко. Игра продолжается 4–5 мин, после чего происходит смена ролей. Побеждает команда, чей игрок за кругом наберет большее количество очков. Если кто-нибудь из играющих уронит мяч, он должен сам поднять его, встать на свое место и только тогда продолжают передачу. Не разрешается входить в площадь малого круга, а игроку второй команды – в площадь большого круга. Ему же не разрешается во время бега касаться руками стоящих по кругу играющих.
Вариант. Игру можно проводить одновременно на двух площадках. Определение команды-победительницы – такое же.
«Сложная гонка во встречных колоннах». Игроки каждой команды делятся на две подгруппы и выстраиваются, как для встречной эстафеты: с одной стороны площадки в колонне по одному – одна подгруппа участников, а на противоположной стороне – другая. Расстояние между встречными колоннами 4–6 м. Ноги у всех участников игры на ширине плеч. По сигналу направляющий одной из колонн передает мяч назад над головой. Приняв мяч, второй игрок наклоняется вперед и подает его назад между ногами, третий передает мяч вновь над головой и т. д. Получив мяч, последний игрок бежит с ним вперед, передает мяч направляющему противоположной колонны своей команды и уходит в сторону. Таким образом, с каждой попыткой участников становится все меньше. Побеждает команда, игроки которой быстрее выполнят задание. Вариант. То же, но мяч передавать (одной, двумя руками) в правую и левую стороны с поворотом туловища.
«Мяч среднему». Участники делятся на 2–3 равные команды. Игроки одной команды становятся в круг на расстоянии вытянутых в стороны рук. В середину круга становится водящий с мячом. По сигналу он делает передачу (одной рукой сверху, с отскоком о пол, в прыжке и т. д.) и, получив мяч обратно, передает его другому участнику. Так водящие передают мяч подряд всем играющим и, получив его от последнего, поднимают вверх. Побеждает команда, водящий которой сделает это раньше. Игра повторяется до тех пор, пока каждый не побывает в роли водящего.
«Мяч среднему со сменой мест». Игроки разбиты на две команды и образуют круг на расстоянии вытянутых рук. Капитан каждой команды находится в центре с мячом в руках. По сигналу тренера он делает передачу по одному из игроков, получает от него обратный пас, передает следующему очереди и меняется местами с предыдущим игроком. Побеждает команда, капитан которой первым займет место в центре круга. Вариант. Передавать мяч можно одной рукой сверху, сбоку, в прыжке, с отскоком о пол и т. д.
«Мяч соседу». Играющие образуют круг," стоя на расстоянии вытянутых рук друг к другу. Водящий находится за кругом. Один из участников берет мяч, а водящий занимает место напротив него. По сигналу играющие начинают перебрасывать мяч друг другу, а водящий, передвигаясь за кругом, старается коснуться мяча. Бросать мяч можно только соседу с правой или левой стороны. Тот, кто нарушит это правило, становится водящим. Если водящий запятнает мяч на лету, начинает водить тот, кто его бросал или в чьих руках запятнал.
«Наседка и ястребы». Играют две команды. Одна – «ястребы» –образует круг, в руках игрока мяч. Вторая команда – «курица с цыплятами» – строится внутри круга в колонну по одному, каждый берет впередистоящего за пояс. Учащиеся из первой команды, передавая мяч друг другу, стараются осалить последнего «цыпленка». Игра состоит из двух таймов по 2–3 минуты. После первого тайма – смена ролей. Выигрывает команда, сумевшая большее количество раз осалить цыпленка противника.
«Живая цель». Участники делятся на две команды. Игроки обеих команд стоят через одного по кругу. Каждой команде дается мяч. Внутри круга водящий – игрок одной из команд. Задача водящего – увертываться от мяча, которым его стараются запятнать учащиеся из команды соперника, и одновременно ловить мяч, направляемый ему партнерами, и возвращать его в свою команду. 1 раз только водящего запятнали, его место занимает игрок противоположной команды. Так в роли водящего поочередно выступают все участники. Победительницей становится команда, игроки которой, лучше увертываясь от мяча, выполнили большее количество передач.
«Мячи одной команде». Игроки делятся на две команды, которые размещаются в зоне свободных бросков. В игру вводится 4 мяча. Команде чьи мячи одновременно оказались в руках соперников. За это дается штрафное очко. Мяч нельзя держать более трех секунд. Побеждает команда, набравшая меньше штрафных очков.
«Гонка мячей в квадрате». В данной игре помимо навыков передач мяча приобретается умение «видеть поле». По сигналу ведущего учащиеся с мячами передают их соседу справа (слева) и меняются местами. Игроки, стоящие на углах, смену мест производят по диагонали. Через каждые 2–3 мин участники меняются местами по часовой стрелке. За потерю мяча назначается штрафное очко. Победителем считается команда, которая набрала наименьшее количество очков. Вариант. По сигналу ведущего игроки останавливаются, выполняют три удара мячом об пол, после чего меняют направление передачи.
Игры для обучения и совершенствования бросков мяча:
«Пятнашки». По жребию игроки одной команды свободно располагаются на половине площадки. Два участника другой команды с мячами, стремятся приблизиться к игрокам первой и запятнать их рукой, за что получают выигрышное очко. Игра продолжается 5 минут, после чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Варианты: 1. Условия те же, но пятнать мячом, не выпуская его из рук. 2. То же, но пятнать без мяча в течение 1 минуты.
«Встречная эстафета с двумя мячами». Игроки каждой команды сроятся как для встречной эстафеты. Расстояние между встречными командами 4 – 6 м. у направляющего, одной из колонн, два мяча. По сигналу он движется к противоположной колонне. Обойдя ее сзади (против часовой стрелки), подводит мячи к началу и передает направляющему, а сам становиться в конец колоны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание и быстрее поменяются местами в колоне.
«Попадание в подвижную цель». В середине площадки находится тренер с мячом в руках. На расстоянии 3–5 м друг от друга стоят 2 участника. У каждого по мячу. Руководитель подбрасывает мяч вверх, а играющие стремятся попасть в цель на лету. Если никто не попадет в мяч, на исходную становится следующая пара. Выполнивший задание продолжает поединок с очередным игроком. Побеждает тот, кто большее число раз сумел поразить цель. Варианты: 1. Тренер катит мяч по полу. 2. Игроки стоят на 6- или 9-метровой линии площадки.
Программный материал по футболу
Техника передвижений.
- бег во всех его разновидностях
- повороты — в состоянии динамики на ходу
- резкие остановки бега
Удары по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы, внутренней и средней частью подъема, по мячу. Удары по катящемуся мячу внутренней стороной стопы. Удары внешней частью подъема.
Удары по мячу головой. Удар серединой лба без прыжка.
Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося мяча на месте.
Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Ведение мяча правой и левой ногой по прямой.
Отбор мяча. Отбор мяча при единоборстве с соперником, находящимся на месте.
Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом, скачками. Ловля катящегося и низко летящего мяча без падения.
Тактика нападения.
Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на поле.
Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование изученных ударов по мячу.
Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков.
Тактика защиты.
Индивидуальные действия. Правильно выбрать позицию по отношению опекаемого игрока и противодействовать получению им мяча. Выбор момента и способа действия для перехвата мяча.
Календарный учебный график на 2023 учебный год.
Начало учебного года – 9 января.
Продолжительность учебного года: 23 недели.
Окончание учебного года: 23 недели– 24 июня.
Нерабочие праздничные и выходные дни:
23 февраля - День защитника Отечества;
24 февраля -выходной день, перенос с воскресенья 1 января;
8 марта - Международный женский день;
1 мая - Праздник Весны и Труда;
3 мая - выходной день, перенос с субботы 1 мая;
8 мая - выходной день, перенос с воскресенья 8 января;
9 мая - День Победы;
12 июня - День России.
2.6. Методические материалы.
2.6.1. Методическое обеспечение программы
Данная образовательная программа рассчитана на разновозрастной состав обучающихся от 8 до 17 лет. Для успешного её освоения и развития интереса к занятиям физической культурой и спортом на занятиях необходимо систематически использовать большое количество различного спортивного инвентаря, а также разнообразные формы, принципы, методы по организации работы на занятии и выполнению различных заданий.
Формы работы на занятии: коллективная, групповая, парная, индивидуальная.
Педагогические принципы обучения и воспитания.
Реализация принципов сознательности и активности в тренировке с юными спортсменами означает формирование у них:
сознательного отношения к целям, задачам и содержанию тренировочного процесса;
сознательного и активного участия в тренировочном процессе;
самостоятельности в контроле и оценке своих успехов.
Сущность принципа наглядности заключается в максимальном обеспечении соответствующих зрительных, двигательных и других представлений, обучающихся об изучаемом движении.
Принципы систематичности и последовательности требуют от тренера и ребенка соблюдения рациональности, системы и последовательности. Обучение юных спортсменов должно идти от простого к сложному, и каждый новый материал должен быть органически связан с предыдущим.
Принцип систематичности — это, прежде всего, регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.
Принципы доступности и индивидуализации заключаются в обязательном учете групповых, возрастных и индивидуальных различий учащихся при подборе оптимальных нагрузок в учебно-тренировочном процессе.
Методы обучения.
Метод строго регламентированного упражнения предусматривает:
твёрдую регламентацию программы движений (заранее обусловленный состав движений, порядок их повторения, изменения и взаимосвязи);
четкую дозировку нагрузки и управление ее динамикой по ходу выполнения упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха;
создание или использование внешних условий, облегчающих управление учебно-тренировочным процессом и действиями обучающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров, срочного контроля за воздействием нагрузки).
Метод целостного разучивания упражнений
Этот метод предполагает выполнение упражнений целиком.
Один из вариантов метода целостного разучивания - метод подводящих упражнений, предполагающий предварительное выполнение более простых, ранее изученных упражнений, структурно сходных с новыми.
Метод разучивания по частям.
Метод заключается в искусственном дроблении изучаемого двигательного действия на составные части и последовательном их освоении при дальнейшем соединении в целое упражнение.
Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и необязательно связан с какими-либо играми. Используя игровой метод, можно добиться эмоциональности и высокой интенсивности работы. Также большое место в тренировке юных спортсменов занимают различные эстафеты.
Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах (способ стимулирования интереса и активизации обучающихся при выполнении отдельного упражнения на занятиях), так и в самостоятельном виде, в качестве контрольно-зачётных или официальных спортивных соревнований. Отличительная черта соревновательного метода - сопоставление сил, обучающихся в условиях упорядоченного соперничества за первенство или высокое достижение. Он используется во время проведения занятий в виде отдельных соревновательных упражнений на силу, быстроту и т.д., особенно там, где существует количественная оценка определения результата, а также как самостоятельная форма (комплексные соревнования по ОФП).
Словесные методы в учебно-тренировочных занятиях могут быть выражены в форме.
дидактического рассказа, беседы, обсуждения;
инструктирования (объяснение заданий, правил их выполнения);
указаний и команд (как правило, в повелительном наклонении);
сопроводительного пояснения (лаконичный комментарий и замечания);
оценки (способ текущей коррекции действий или их итогов);
самопроговаривания, самоприказа, основанных на внутренней речи спортсмена (например, «сильнее», «быстрее» и т.п.).
Сенсорные методы могут реализоваться в форме:
показа самих упражнений;
демонстрации наглядных пособий;
просмотра кино- и видеомагнитофонных материалов;
посещения соревнований.
Воспитательная работа проводится в процессе проведения учебно-тренировочных занятий, участия в соревнованиях, праздниках, а также в свободное от тренировок время, индивидуально и в группе в форме бесед, лекций, докладов, экскурсий, культурных мероприятий, общественных поручений, участия и проведения общественных мероприятий, спортивно-показательных выступлений. Данная работа осуществляется в соответствии с планами работы ДЮСШ и в тесном сотрудничестве с государственными и общественными организациями.
Тренер-преподаватель должен уделять большое внимание повышению общеобразовательного уровня своих воспитанников, следить за успеваемостью занимающихся в общеобразовательных учреждениях, их дисциплиной, устанавливать тесный контакт с классным руководителем и родителями обучающегося.
2.6.2. Учебно-информационное обеспечение программы
книги и журналы;
видео материалы с тренировочными комплексами;
интернет источники.
2.6.3. Материально-технические условия реализации программы.
ОБОРУДОВАНИЕ И СПОРТИВНЫЙ ИНВЕНТАРЬ
для освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.
Nп/п |
Наименование |
Единица измерения |
Количество изделий |
Основное оборудование и инвентарь |
|||
1 |
Ворота футбольные |
комплект |
1 |
2 |
Сетка футбольная |
комплект |
2 |
3 |
Мяч футбольный |
штук |
? |
Контрольно-измерительные, судейские и информационные средства |
|||
4 |
Свисток судейский |
штук |
2 |
5 |
Секундомер |
штук |
1 |
6 |
Рулетка |
штук |
1 |
Вспомогательное оборудование и инвентарь для тренировки и обучения |
|||
7 |
Канат для лазанья |
штук |
1 |
8 |
Кольцо баскетбольное |
комплект |
1 |
9 |
Маты гимнастические |
штук |
6 |
10 |
Медицинбол |
штук |
1 |
11 |
Мяч баскетбольный |
штук |
8 |
12 |
Мяч волейбольный |
штук |
2 |
13 |
Скакалка гимнастическая |
штук |
6 |
14 |
Скамейка гимнастическая |
штук |
2 |
15 |
Стенка гимнастическая |
штук |
3 |
16 |
Стойки для волейбола |
пара |
1 |
17 |
Щит баскетбольный |
компл. |
1 |
18 |
Стойки для обводки |
штук |
20 |
Раздел № 3. «Комплекс форм аттестации».
3.1. Формы аттестации.
Освоение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы завершается итоговой аттестацией. Целью аттестации - определение соответствия уровня подготовки занимающихся. В ДЮСШустановлена следующая форма: сдача контрольных нормативов по ОФП.
1. Предварительная (стартовая) проверка - имеет диагностические задачи и осуществляется в начале учебного года с целью выявления начальных имеющихся знаний, умений и навыков, определения уровня подготовки учащихся.
2. Текущая проверка проводится тренером-преподавателем в процессе усвоения каждой изучаемой темы, при этом диагностируется уровень отдельных элементов программы. Методы и формы проведения текущей проверки могут быть различны и зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложности, возраста, условия подготовки обучаемых, уровня и целей обучения, конкретных условий.
3.Итоговая аттестация - проводится в конце учебного года и предполагает оценку практических умений по итогам освоения всего учебного материала по программе. Для оценки уровня практической подготовки сдаются контрольные нормативы по ОФП.
3.2. Оценочные материалы.
Основными показателями реализации образовательной программы являются:
Объект контроля |
Предмет контроля |
Периодичность контроля |
Учебно-тренировочные группы |
Предварительная (стартовая) проверка. -Тестирование по ОФП |
Сентябрь. |
Текущая проверка. -Тестирование по ОФП -Сохранность контингента -Посещаемость занимающихся |
Декабрь-январь |
|
Итоговая аттестация. - контрольные нормативы по ОФП. |
Июнь |
По результатам выполнения контрольных нормативов оценивается индивидуальная динамика изменений уровня физической подготовленности каждого учащегося. Цель контрольного тестирования: измерение и оценка различных показателей по общей физической подготовке учащихся для оценки эффективности спортивной тренировки. Контрольные нормативы принимаются в конце учебного года, результаты заносятся в протокол и обсуждаются на педагогическом совете. Контрольные нормативы принимаются тренером-преподавателем.
Комплекс контрольных упражнений для оценки результатов освоения образовательной программы.
Контрольные нормативы ОФП
Развиваемое физическое качество |
Контрольные упражнения (тесты) |
|
Юноши |
Девушки |
|
Быстрота |
Челночный бег 3 x 10 м (не более 9,9 с) |
Челночный бег 3 x 10 м (не более 10,4 с) |
Сила |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (не менее 8 раз) |
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (не менее 5 раз) |
Скоростно-силовые качества |
Прыжок в длину с места (не менее 125 см) |
Прыжок в длину с места (не менее 120 см) |
Методические указания по организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Контрольные нормативы по ОФП.
«Челночный бег» 3х10 м. На расстоянии 10 м наносятся 2 параллельные линии. Испытуемый по команде «марш» бежит от одной до другой линии, переходя их стопами (хотя бы одной), и так 3 раза. Результат фиксируется с помощью секундомера с точностью до 0,1 с.
«Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу».И.п. – упор лежа на горизонтальной поверхности, руки полностью выпрямлены в локтевых суставах, туловище и ноги составляют единую линию. Отжимание засчитывается, когда учащийся, коснувшись грудью пола, возвращается в и.п. При выполнении упражнения запрещены движения в тазобедренных суставах.
«Прыжок в длину с места».Проводится на нескользкой поверхности. Учащийся встает у стартовой линии в исходное положение, ноги параллельно, и толчком двумя ногами при взмахе рук совершает прыжок. Приземление происходит одновременно на обе ноги на покрытие, исключающее жесткое приземление. Измерение осуществляется измерительной рулеткой по отметке, расположенной ближе к стартовой линии, записывается лучший результат из трех попыток в сантиметрах.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Для педагога
1. Бажуков С.М. «Здоровье детей - общая забота»; Москва, ФиС, 1987г.
2. Мазуревич В.И. «Физическая культура и здоровье северян»; Мурманское книжное издание, 1987г.
3. И.М. Коротков. «Подвижные игры в школе»; М, Просвещение, 1979 г.
1. В.К. Бальсевич. «Физическая культура для всех и каждого»; Москва, ФиС, 1988г.
2. В. И. Лях, А. А. Зданевич «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов»; М.: Просвещение, 2012г.
3. П. К. Петров Методика преподавания гимнастики в школе. М.: ВЛАДОС, 2006.
4. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин, А.В. Лексаков «Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения»; М.: «Академия», 2004г.
5. Гришина Ю.И. «Общая физическая подготовка»; Р-н-Д.: "Феникс". - 2012. - 246 с.
6. В.С. Кузнецова, Г.А. Колодницкий «Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе»; М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002-176с.
7. В.В. Кузина «500 игр и эстафет», Физкультура и спорт, Москва, 2003г.
8. Р.В. Литвинов, О.П. Головченко. Оценка, развитие и сохранение спортивного мастерства ударных действий футболиста.2006г.
9. В.П. Губа. Интегральная подготовка футболистов.2010г.
10. М. Кук 101 упражнение для юных футболистов.2007г.
Для учащихся и родителей:
1. Лях В.И. «Физическая культура. 1-4 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений»; М.: Просвещение, 2010г.
2. Баршай В.М. «Активные игры для детей»; М., 2001г.
3. Ковалёва Е. «Игры на свежем воздухе для детей и взрослых»; М., 2000г.