Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисольки»
Управление образования и молодежной политики администрации г.о.г. Бор
Нижегородской области
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества "Каравелла"
Программа принята Утверждена приказом
на Педагогическом совете № 57 от 27.06 2023
Протокол № 4 от 27.06.2023 Директор Бычкова М.Н.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Домисольки»
базового уровня
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: с 6 лет
Составитель программы:
Рыбина Юлия Сергеевна,
педагог дополнительного образования
г.о.г. Бор
2023 год
Содержание
Лист корректировки программы_________________________3
Пояснительная записка__________________________________4
Учебный план__________________________________________6
Содержание программы_________________________________7
Формы контроля, аттестации____________________________10
Оценочные материалы__________________________________12
Условия реализации программы_________________________15
Кадровое обеспечение___________________________________15
Материально-техническое обеспечение____________________15
Информационное обеспечение____________________________16
Календарный учебный график___________________________ 20
Лист корректировки программы
Название ДООП - «Домисольки»
№ |
Раздел программы |
Вносимые изменения |
1. |
Пояснительная записка |
Откорректирована новизна программы |
2. |
Содержание программы |
Скорректировано содержание на 1 год обучения |
3. |
Учебный план |
Изменены темы. Откорректированы часы на практику в учебном плане в соответствии с календарным графиком: Тема: Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен по прогр =51ч На 23-24 уч год Тема: Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен = 47 ч По прогр на практику отведено=134.5ч на 23-24 уч год на практику отведено =130.5ч |
4. |
Календарный учебный график |
Изменен календарный учебный график в соответствии с расписанием |
5. |
Список литературы |
Обновлен список «Нормативно-правовых документов», список литературы для педагога и обучающихся |
Обновление содержания программы, вносимые изменения ДООП рассмотрены и одобрены на заседании педагогического совета МАУ ДО ДДТ «Каравелла» протокол № 4 от 27.06.2023г
Директор Бычкова М.Н.
Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Домисольки» художественной направленности базового уровня разработана в соответствии с нормативно-правовыми требованиями развития дополнительного образования детей и в соответствии с
- Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года . Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
- Распоряжения Правительства Нижегородской области от 12.09.2022 № 1057-р "О мерах по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Нижегородской области";
- Приказа Министерства просвещения России от 27.07.2023 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжения Правительства Нижегородской области от 12.09.2022 № 1057-р "О мерах по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Нижегородской области";
- Уставом МАУ ДО ДДТ «Каравелла» от 31.07.2020 № 3172.
Актуальность программы.
Программа предусматривает развитие у обучающихся дошкольного возраста творческой индивидуальности, что вооружает детей способностью не только чувствовать радость и гармонию от музыкального творчества, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой сфере деятельности.
Программа предусматривает реализацию в полном объёме, при условии применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Программа художественной направленности формирует навыки исполнительства, аккомпанирования, развивает эмоциональную сферу и образное мышление, воспитывает коммуникативные компетенции и возможность дальнейшей реализации в социуме.
Уровень освоения программы базовый.
Новизна программы состоит в том, что в процессе освоения данной программы, дети с разным уровнем стартовых способностей учатся не только петь, слушать и слышать музыку, они так же осваивают игру на шумовых инструментах, аккомпанируя себе.
.
Отличительной особенностью программы «Домисольки» является то, что в процессе обучения используются игровые технологии, которые позволяют проводить занятия живо и интересно. К ним можно возвращаться неоднократно, помогая ребятам усвоить новый материал и закреплять пройденный.
Адресат программы: программа «Домисольки» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (с 6 лет). Количество обучающихся в группе - 10 человек. Численный состав учащихся в объединении может быть уменьшен при включении в него учащихся с ограниченными возможностями здоровья и (или) детей-инвалидов, инвалидов.
Для освоения данной программы дети могут быть набраны в объединение по предварительному прослушиванию.
Цель программы: развитие музыкальных способностей детей, в процессе освоения навыков исполнительства и творческого самовыражения на шумовых музыкальных инструментах.
Задачи программы:
Обучающие:
• обучить основам вокального исполнительства в ансамбле
•обучить различать разнохарактерные произведения
• обучить основам аккомпанирования , применяя шумовые музыкальные инструменты
Развивающие:
• развивать музыкальных способности
• развивать творческие способности и умение фантазировать
• формировать мотивацию к эмоционально-ценностному отношению к музыке
Воспитательные:
• формировать ценностно-смысловые и коммуникативные компетенции
• воспитывать бережное отношение к собственному здоровью
• формировать личностные качества: самообладание, артистизм, настойчивость
Объем и срок освоения программы
Количество часов по программе: 144 часа – 4 часа в неделю. Срок освоения программы -1 учебный год (37 учебных недель).
Форма обучения – очная/ очно-дистанционная при необходимости/.
Теоретические занятия могут проходить с применением дистанционных образовательных технологий. Например, по средством программы: Skype, Телеграмм, Вконтакте.
Формы организации занятий- групповая, с применением следующих форм занятий:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, методическими материалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Комплексное занятие- сочетает в себе несколько форм.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей и их родителей.
Открытое занятие – закрепление игровых навыков и творческая интерпретация пройденного материала в присутствии гостей-педагогов .
Выездное занятие – посещение выставок, музеев, концертов, учебных заведений, праздников.
Занятие включает в себя:
– игроритмика;
– дыхательная гимнастика;
– речевые игровые упражнения;
- упражнения певческие;
- упражнения ритмические /с применением шумовых музыкальных инструментов/
- разучивание, закрепление или повторение песенного репертуара;
- игровой самомассаж/ игропластика;
- разучивание танцевальных движений;
- музыкально-дидактические или подвижные музыкальные игры;
– закрепление пройденного материала;
– анализ занятия;
Режим занятий
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного занятия 30 минут/ исходя из возрастных особенностей данного возраста/.
Планируемые результаты освоения программы.
К концу года обучения обучающиеся овладеют базовыми певческими навыками, будут уметь передавать характер музыкального произведения в движении и пении (веселый, грустный, лирический, героический), аккомпанировать.
В результате освоения программы обучающиеся должны
знать/понимать:
элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
разновидности музыкальных инструментов;
виды народного творчества;
правила орфоэпии и законы дикции.
уметь:
правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
в подвижных песнях делать быстрый вдох;
петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
петь легким звуком, без напряжения;
точно повторять заданный звук;
петь чисто и слаженно в ансамбле в унисон;
на слух определять изученные музыкальные произведения;
петь выразительно, осмысленно;
выполнять упражнения на дыхание (по Стрельниковой);
выполнять артикуляционную гимнастику;
играть ритмично на шумовых музыкальных инструментах;
уметь выполнять танцевальные движения под музыку;
принимать активное участие в концертной жизни вокального коллектива;
Учебный план
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Домисольки»
№ |
Модуль обучения |
Количество часов |
Из них Количество часов на аттестацию |
1. |
1-ый модуль обучения |
66 |
- |
2. |
2-ой модуль обучения |
78 |
1 |
Всего часов в программе: 144
|
Рабочая программа модуля 1-го полугодия
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Групповые занятия |
Формы текущего контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
1. |
Вводное занятие. |
4 |
1 |
3 |
опрос
|
2. |
Пение как вид музыкальной деятельности |
4 |
1 |
3 |
опрос наблюдение творческое задание |
3. |
Формирование голоса |
30 |
2 |
28 |
опрос наблюдение |
4. |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен |
20 |
2 |
18 |
наблюдение творческое задание |
5. |
Концертно-исполнительская деятельность |
2 |
|
2 |
концерт |
6. |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. |
4 |
|
4 |
наблюдение |
7. |
Мероприятия воспитательного характера |
2 |
|
2 |
наблюдение |
9. |
Всего часов |
66 |
6 |
60 |
|
Содержание модуля 1-го полугодия обучения
“ЗВУЧАЩИЙ МОЙ ГОЛОС”. Раскрывается певческий голос. Разучиваются детские песенки, песни из мультфильмов и сказок, музыкальные игры, упражнения на развитие дыхательного и артикуляционного аппаратов.
Тема. Пение как вид музыкальной деятельности.
Теория: знакомство с детьми; проведение инструктажа по технике безопасности; анатомическое знакомство с голосовым аппаратом; основные правила заботы о голосе и голосовом аппарате, понятие «певческой позиции», знакомство с понятием «певческое дыхание», с типами дыхания; влияние дыхания на качество звука. Знакомство с понятием «вокальные упражнения», «упражнения на дыхание».
Практика: разучивание и выполнение дыхательных и вокальных упражнений; определение диапазона певческих голосов. Проведение игр на знакомство, упражнений на формирование коллектива;
Тема. Формирование детского голоса.
Теория: введение понятия «феномен голоса», способы тренировки голосового аппарата, беседа о природе возникновения «мышечных и эмоциональных зажимов» во время пения, способы их преодоления. Подбор репертуара для занятий в ансамбле, с учётом индивидуальных особенностей, возраста, предпочтений, психологических факторов воспитанников. Введение понятия «сценической культуры», беседа о целесообразности и логичности поведения певца на сцене. Знакомство с понятием «дикция» и обоснование работы над её улучшением.
Практика: разучивание вокальных секвенций в спокойном темпе, обращая внимание на вдох и выдох, на устойчивое интонирование, освоение упражнений на снятие мышечных зажимов. Прослушивание (если имеются записи) изучаемых авторов и музыкальных произведений в качественном исполнении, разучивание мелодии, ритма, расстановка дыхания; выявление стилистических особенностей произведения. Поиск вариантов подходящего поведения на сцене, соответствующего исполняемым произведениям, возможных вариантов движений, жестов, основанный на содержании исполняемого вокального произведения. Разучивание упражнений, направленных на улучшение качества произношения текста. Освоение игроритмических, речевых, певческих упражнений; разучивание песен с осенней тематикой; разучивание танцевальных движений, пластических этюдов по теме.
Тема. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
Теория: разъяснение о влиянии «сценического образа» на слушателя. Разъяснение правила 3-х действий: «слышу», «думаю», «пою»; ознакомительная беседа о музыкальных инструментах, Рассказ о русских народных песнях, прибаутках, частушках.
Практика: поиск и формирование сценического образа для конкретного репертуара. Работа над координацией слуха и голоса через упражнения, активное «слышание» и анализ пения самого себя. Выполнение дыхательных упражнений на освобождение мышечных зажимов, на укрепление мышц тела при пении, активизацию артикуляционного аппарата, на развитие певческих способностей. Разучивание закличек, прибауток, частушек. Сопровождение исполнения произведений музыкальными инструментами (трещетки, деревянные ложки, бубен, колокольчики и др.)
Тема. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория: Планирование концертно-исполнительской деятельности. Беседа о эмоциональной устойчивости исполнителя перед,- во время,- после выступления.
Практика: репетиционные занятия. Использование упражнений на снятие эмоционального напряжения. Исполнение репертуара для родителей и друзей.
Тема. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Теория: выявление у воспитанников музыкальных предпочтений.
Прослушивание и анализ музыкальных произведений в качественном исполнении. Подбор репертуара исполнителя. Мелодия, ритм, цезуры в вокальном произведении.
Практика: Разучивание произведений из репертуара. Разучивание мелодий, определение ритма, расстановка дыхания; выявление стилистических особенностей произведений. Работа над фразировкой и динамикой. Разучивание распевок, основанных на поступенном движении. Подбор подходящего поведения, движений, жестов исполняемых произведений.
Рабочая программа модуля 2-го полугодия обучения
№ |
Тема занятий |
Кол-во часов |
Групповые занятия |
Формы текущего контроля |
||
теория |
практика |
|||||
1. |
Формирование голоса |
32 |
1 |
31 |
опрос наблюдение
|
|
2. |
Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен |
31 |
0.5 |
30.5 |
наблюдение творческое задание |
|
3. |
Концертно-исполнительская деятельность |
6 |
0.5 |
5.5 |
концерт |
|
4. |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. |
5 |
1 |
4 |
наблюдение |
|
5. |
Мероприятия воспитательного характера |
3 |
|
3 |
наблюдение |
|
6. |
Промежуточная аттестация |
1 |
0,5 |
0,5 |
Зачёт (отчётный концерт) |
|
7. |
Всего часов |
78 |
3.5 |
74.5 |
|
Содержание модуля 2-го полугодия обучения.
Тема. Формирование детского голоса.
Теория: введение понятия «кантилена», способы тренировки голосового аппарата, беседа о природе возникновения «мышечных и эмоциональных зажимов» во время пения, способы их преодоления. Подбор репертуара для занятий в ансамбле, с учётом индивидуальных особенностей, возраста, предпочтений, психологических факторов воспитанников. Введение понятия «сценической культуры», «сценического образа», беседа о целесообразности и логичности поведения певца на сцене. Знакомство с понятием «артикуляция», «певческая позиция» и обоснование работы над их улучшением.
Практика: разучивание вокальных секвенций в спокойном темпе, обращая внимание на вдох и выдох, на устойчивое интонирование, освоение упражнений на снятие мышечных зажимов. Прослушивание (если имеются записи) изучаемых авторов и музыкальных произведений в качественном исполнении, разучивание мелодии, ритма, расстановка дыхания; выявление стилистических особенностей произведения. Поиск вариантов подходящего поведения на сцене, соответствующего исполняемым произведениям, возможных вариантов движений, жестов, основанный на содержании исполняемого вокального произведения. Разучивание упражнений, направленных на улучшение качества произношения текста. Освоение игроритмических, речевых, певческих упражнений; разучивание песен с осенней тематикой; разучивание танцевальных движений, пластических этюдов по теме.
Тема. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.
Теория: разъяснение о влиянии «сценического образа» на слушателя. Разъяснение правила 3-х действий: «слышу», «думаю», «пою»; ознакомительная беседа о группах музыкальных инструментов: шумовых и русских народных музыкальных инструментах. Рассказ о русских народных закличках, прибаутках.
Практика: поиск и формирование сценического образа для конкретного репертуара. Работа над координацией слуха и голоса через упражнения, активное «слышание» и анализ пения самого себя. Выполнение дыхательных упражнений на освобождение мышечных зажимов, на укрепление мышц тела при пении, активизацию артикуляционного аппарата, на развитие певческих способностей. Разучивание закличек, прибауток, частушек. Сопровождение исполнения произведений музыкальными инструментами (трещетки, деревянные ложки, бубен, колокольчики и др.)
Тема. Концертно-исполнительская деятельность.
Теория: знакомство с вариантами исполнения репертуара: под аккомпанемент, a capella. Планирование концертно-исполнительской деятельности. Беседа о эмоциональной устойчивости исполнителя перед,- во время,- после выступления.
Практика: репетиционные занятия. Использование упражнений на снятие эмоционального напряжения. Исполнение репертуара для родителей и друзей.
Тема. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.
Теория: выявление у воспитанников музыкальных предпочтений.
Прослушивание и анализ музыкальных произведений в качественном исполнении. Подбор репертуара исполнителя. Мелодия, ритм, цезуры в вокальном произведении.
Практика: Разучивание произведений из репертуара. Разучивание мелодий, определение ритма, расстановка дыхания; выявление стилистических особенностей произведений. Работа над фразировкой и динамикой. Разучивание распевок, основанных на поступенном движении. Подбор подходящего поведения, движений, жестов исполняемых произведений.
Тема. Мероприятия воспитательного характера.
Беседы-презентации о выдающихся исполнителях и музыкантах. Посещение (в том числе виртуальное) концертов, театральных музыкальных спектаклей, музеев и т.п.
Практика: Обсуждение-беседа, составление обучающимися презентации о музеях, спектаклях, композиторах и выдающихся исполнителях
Тема. Промежуточная аттестация.
Заключительное занятие по итогам освоения программы.
Теория: проверка теоретических знаний в игровой форме.
Практика: проведение праздника, вечера, встречи, на которых дети получат возможность показать свои умения друг перед другом (и перед родителями) в дружеской атмосфере.
Формы аттестации.
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, порядке и периодичности промежуточной аттестации обучающихся МАУ ДО ДДТ «Каравелла».
Входной (стартовый) контроль осуществляется в начале освоения программы в форме собеседования, прослушивания.
Текущий контроль (наблюдение, опрос, творческие задания, концертная деятельность) проводится в течение всего периода обучения (в каждой теме по усмотрению педагога) направлен на ответственную работу на занятиях, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер.
Результаты текущего контроля анализируются педагогом дополнительного образования по следующим уровням:
высокий уровень
средний уровень
низкий уровень
Уровни освоения программы
Высокий |
Определяет жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инструмент, на котором оно исполняется. Определяет общее настроение, характер музыкального произведения. Различает части музыкального произведения (вступление, заключение, запев, припев). Может петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, правильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание). Может петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него. Умеет выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок. Умеет выполнять танцевальные движения (шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг). Инсценирует игровые песни, придумывает варианты образных движений в играх и хороводах. Исполняет сольно и в ансамбле на шумовых |
Средний |
Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка). Различает высокие и низкие звуки (в пределах квинты). Может петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента. Может повторить заданный ритмический рисунок на шумовом музыкальном инструменте. Может ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки. Умеет выполнять танцевальные движения (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении). Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует, не подражая другим детям. |
Низкий |
Узнает песни по мелодии. Различает звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми начинать и заканчивать пение. С затруднением может повторить заданный ритмический рисунок на шумовом музыкальном инструменте. Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их, в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). |
В ходе исполнения программы учитываются:
-знания элементарных дирижерских жестов и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
-знание музыкальных инструментов;
-умение играть на шумовых инструментах;
-умение правильного звукообразования;
-умение правильно использовать собственный певческий аппарат;
-умение петь чисто и слаженно в унисон;
-принимать активное участие в творческой жизни вокального коллектива;
-умение на слух определять изученные музыкальные жанры;
- умение ритмично выполнять аккомпанемент или двигаться под музыку;
-умение выполнять условия музыкальных игр и включаться в игровые упражнения;
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация проводится в мае, 1 раз в год. По итогам исполнения программы на отчетном концерте для родителей объединения, обучающимся ставится зачет или не зачет в журнал учета посещения занятий или в ведомость прохождения промежуточной аттестации.
Оценочные материалы.
№ |
Раздел программы |
Форма контроля |
Критерий оценки |
Система оценки |
1.
|
Вводное занятие.
|
опрос
|
5-4правильных ответов 3-2 правильных ответов 1 и 0 правильных ответов |
высокий средний низкий
|
2. |
Пение как вид музыкальной деятельности.
|
Опрос
|
5-4правильных ответов 3-2 правильных ответов 1 и 0 правильных ответов |
высокий средний - низкий |
наблюдение
|
Уровень исполнения знает и применяет самостоятельно полученные знания знает и применяет с помощью педагога знания слабо знает и применяет с помощью педагога, полученные знания |
высокий
средний
низкий |
||
творческое задание
|
Выполнение творческого задания самостоятельно, творчески на конструктивном уровне на репродуктивном уровне |
высокий средний низкий |
||
3. |
Формирование голоса |
Опрос, |
5-4правильных ответов 3-2 правильных ответов 1 и 0 правильных ответов |
высокий средний - низкий |
наблюдение
|
Уровень исполнения знает и применяет самостоятельно полученные знания знает и применяет с помощью педагога знания слабо знает и применяет с помощью педагога, полученные знания |
высокий
средний
низкий |
||
4. |
Слушание, разучивание и исполнение музыкальных произведений. |
наблюдение
|
Уровень исполнения знает и применяет самостоятельно полученные знания знает и применяет с помощью педагога знания слабо знает и применяет с помощью педагога, полученные знания |
высокий
средний
низкий |
творческое задание
|
Выполнение творческого задания самостоятельно, творчески на конструктивном уровне на репродуктивном уровне |
высокий средний низкий |
||
5. |
Концертно-исполнительская деятельность |
концерт |
Выразительное, артистичное исполнение произведения, соответствующей степени сложности, с учётом индивидуальных возможностей. Знание текста. Точность интонации. Устойчивая потребность в концертно-исполнительской деятельности. Устойчивая мотивация в демонстрации полученных навыков и их совершенствовании.
|
высокий уровень (выполнено 5-4пункта) средний уровень ( выполнено 3-2пункта ) низкий уровень (выподнено1-0 пунктов) освоения программы |
6. |
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры |
наблюдение |
Уровень знаний: знает и применяет самостоятельно полученные знания знает и применяет с помощью педагога знания слабо знает и применяет с помощью педагога, полученные знания |
высокий
средний
низкий |
7. |
Мероприятия воспитательного характера |
наблюдение |
Самостоятельно выполняет задания педагога Выполняет задания с небольшой помощью педагога Выполняет задания только с помощью педагога |
Высокий
Средний
низкий |
8. |
Промежуточная аттестация по итогам освоения программы |
зачёт /отчётный концерт для родителей/ |
Зачёт Программа (модуля или курса в целом) пройдена в полном объеме. Уровень освоения программы в целом) определяется по текущей аттестации, концертно-исполнительской деятельности и участию в конкурсах.
Не зачёт: 1. Наблюдаются несвободный певческий аппарат, не сформирован навык певческого дыхания; 2. Отсутствует художественный выразительное исполнение, в котором характер исполняемых произведений не передан. 3.Отсутствуют знания теоретических основ музыкальной грамоты и произведений музыкальной мировой культуры. 4.Не проявляется самостоятельность и активность обучающихся в познавательной и практической деятельности.
|
не зачёт зачёт +уровень освоения программы (высокий, средний, низкий) |
Условия реализации программы
Методические материалы
№ |
Тема, раздел |
Форма занятий |
Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса |
Методический и дидактический материал |
Техническое оснащение занятий |
Форма подведения итогов |
|
Вводное занятие. |
Традиционная, групповая |
Беседа, инструктаж, Репродуктивные, проблемного изложения |
Презентация о реализации программы Стенды и плакаты по ТБ |
Видеопроектор, ПК, экран, магнитная доска |
опрос |
|
Пение как вид музыкальной деятельности. Основы вокального искусства |
Традиционная, групповая и индивидуальная |
Беседа, метод проблемного изложения материала, практическая деятельность |
Видеоматериал, презентация Фотоматериалы, аудиоматериалы, карточки-задания |
Видеопроектор, ПК, экран, магнитная доска, учебные диски, Интернет материалы |
Опрос, наблюдение, творческое задание |
|
Изучение нотной грамоты. Формирование голоса |
Традиционная, групповая и индивидуальная |
Беседа, частично-поисковый и проблемного изложения Практическая деятельность, челлендж |
Видеоматериал, презентация Фотоматериалы, аудиоматериалы, карточки-задания |
Видеопроектор, ПК, экран, магнитная доска, учебные диски, Интернет материалы |
Опрос, наблюдение |
|
Слушание, разучивание и исполнение музыкальных произведений. |
Традиционная, групповая и индивидуальная |
Репродуктивный, частично-поисковый и проблемного изложения, форсайт |
Видеоматериалы, презентация Фотоматериалы, аудиоматериалы |
Видеопроектор, ПК, экран, магнитная доска, учебные диски, магнитофон, Интернет материалы |
Наблюдена, творческое задание |
|
Концертно-исполнительская деятельность |
Репетиция, концерт групповая и индивидуальная |
Творческий, анализ деятельности Кейс-метод |
Видеоматериалы выступления |
Музыкальная аппаратура, микрофоны, ПК |
Концерт |
|
Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры. |
Традиционная, игра (виртуальное путешествие, викторина) групповая,индивидуальная |
Рассказ, презентация, видеообзор, Проблемного изложении, частично-поисковый метод |
Видеоматериал, презентация Фотоматериалы, карточки-задания |
Видеопроектор, ПК, экран, магнитная доска, учебные диски, Интернет материалы |
Наблюдение |
|
Мероприятия воспитательного характера |
Нетрадиционная, групповая |
Беседа, игра, просмотр выступлений и анализ, проблемного изложения |
Видеоматериалы, презентация Фотоматериалы, аудиоматериалы |
Видеопроектор, ПК, экран, |
Наблюдение |
|
Промежуточная аттестация по итогам освоения программы |
Групповая и индивидуальная |
Зачет, концерт |
|
Музыкальная аппаратура, микрофоны, ПК Карточки-задания |
Опрос, выступление |
Кадровое обеспечение программы.
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
Материально-техническое оснащение:
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
2. Наличие репетиционного зала (сцена).
3. Фортепиано, синтезатор.
4. Музыкальный центр, компьютер.
5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
6. Аудиоаппаратура/компьютер
7. Зеркало.
8. Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
9. Куклы/пальчиковый театр.
10. Нотный материал, подборка репертуара.
11. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
12. Записи выступлений, концертов.
13. Радиомикрофоны
14. Микшер и усилители.
Программное обеспечение:
«Cubase» ; «MAGIX Music Maker 2015»; «AIMP 2» ; «Проигрыватель Windows Media» ;
Образовательная среда и дидактические материалы см. Приложения № 4-11.
Информационное обеспечение
Список литературы:
Нормативно-правовые документы
1. Конвенция о правах ребёнка
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.06.2023) "Об образовании в Российской Федерации".
3. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г.
4. Национальный проект «ОБРАЗОВАНИЕ», сроки реализации 01.01.2019- 31.12.2024.
Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 (в ред.от 27.02.2023) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
5. Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 года № 996-р «Об утверждении «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
6. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года .
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»
7. Распоряжение Министерства просвещения России от 21 июня 2021 г. № Р-126 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности»
8. «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». СП 2.4.3648-20.
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
9. Приказ Министерства просвещения России от 27.07.2023 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
10. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03 сентября 2019 года N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования (с изменениями на 2 февраля 2021 года)
11. Распоряжение Правительства Нижегородской области от 12.09.2022 № 1057-р "О мерах по реализации Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года в Нижегородской области"
12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы). Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. № 09-3242
13. Письмо Министерства образования Нижегородской области от 30.05.2014 г. № 316-01-100-1674/14 «Методические рекомендации по разработке образовательной программы образовательной организации дополнительного образования»
14. Методическое письмо о структуре дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы (к экспертизе в НМЭС ГБОУ ДПО НИРО) / ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», г. Нижний Новгород.
15. Устав МАУ ДО ДДТ «Каравелла» от 31.07.2020 № 3172.
Литература для педагога:
1. Абраухова, В. В. Воспитательная досуговая деятельность : учебник : [12+] / В. В. Абраухова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2021.
2. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО : учебное пособие : [12+] / В. В. Абраухова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020.
3. Абраухова, В. В. Педагогика в системе дополнительного образования детей и взрослых : учебное пособие : [12+] / В. В. Абраухова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020.
4. Абраухова, В. В. Педагогика творчества : учебное пособие : [16+] / В. В. Абраухова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020.
5. Алябьева, Е. А. Как развить воображение у ребенка 4–7 лет : методическое пособие : [16+] / Е. А. Алябьева. – Москва : Творческий центр Сфера, 2020.
6. Алябьева, Е. А. Как развить память у ребенка : учим запоминать стихи : методическое пособие : [16+] / Е. А. Алябьева. – Москва : Творческий центр Сфера, 2019.
7. Бабина, Г. В. Структурно-слоговая организация речи дошкольников : онтогенез и дизонтогенез / Г. В. Бабина, Н. Ю. Шарипова. – 2-е изд., доп. – Москва : Прометей, 2022.
8. Бабина, Г. В. Практикум по дисциплине «Логопедия» (раздел «Дизартрия») : учебно-методическое пособие : [16+] / Г. В. Бабина, Л. И. Белякова, Р. Е. Идес ; под ред. Г. В. Бабиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Прометей, 2020.
9. Богданов, Г. Ф. Свобода творческого самовыражения. Профессиональная работа с непрофессионалами : сборник статей о хореографической самодеятельности / Г. Ф. Богданов. – Москва : Директ-Медиа, 2022.
10. Воронова, А. А. Арт-терапия для детей и их родителей : практическое пособие : [16+] / А. А. Воронова. – Москва : Галактика, 2021.
11. Воронова, А. А. Школа разумного родительства : методическое пособие : [16+] / А. А. Воронова. – Москва : Творческий центр Сфера, 2020.
12. Ермакова О.К. Песни, песенки, романсы : для сольного исполнения, вокального ансамбля и хора.-Ростов н/Д.:Феникс,2022.-46с.-Любимые мелодии
13. Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса.- изд. Либроком: 2013.
Знаков, В. В. Психология возможного : новое направление исследований понимания / 14. В. В. Знаков ; Институт психологии Российской академии наук. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Институт психологии РАН, 2022.
15. Кабанова, Т. А. Методические рекомендации по разработке фондов оценочных средств (тестов) для текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся, осваивающих образовательные программы среднего профессионального и высшего образования, дополнительные профессиональные программы : методическое пособие : [16+] / Т. А. Кабанова, В. А. Новиков, Н. Ю. Тараненко. – Москва : Директ-Медиа, 2023.
16. Карасёва М.В. Психотехника развития музыкального слуха.-изд. Планета Музыки: 2020.
17. Козлов В. В. Интегративная танцевально-двигательная терапия / В. В. Козлов, А. Е. Гиршон, Н. И. Веремеенко. – 3-е изд., испр. – Санкт-Петербург : Скифия, 2022.
18. Корелли К. Гигиена голоса и культура профессионального использования голосового аппарата. – изд. : 2016.
19. Леонтьева Т. В., Мустафина. Л. Ф. Педагогика : учебно-методическое пособие для студентов творческих специальностей : [16+] /.– Изд. 2-е. – Москва : Директ-Медиа, 2023.
20. Покровский А. В. Постановка голоса : практическое пособие : [16+] / А. В. Покровский. – Санкт-Петербург : Страта, 2022.
21. Покровский А. В. Человек поющий.-Populus cantantes : [16+] / А. В. Покровский. – Санкт-Петербург : Страта, 2021.
22. Сидорчук Т. А. Способы формирования мышления, воображения и речи дошкольников на основе ОТСМ–ТРИЗ : учебное пособие для работников дошкольных учреждений : [16+] / Т. А. Сидорчук ; отв. ред. И. Н. Крохина. – Москва : Галактика, 2020.
23. Скороходова Ю. М. Развитие координации посредством современной хип-хоп хореографии : учебно-методическое пособие : [12+] / Ю. М. Скороходова, Т. Я. Магун, Л. А. Старкина. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021.
Литература для детей:
1.Ермакова О.К. Песни, песенки, романсы : для сольного исполнения, вокального ансамбля и хора.-Ростов н/Д.:Феникс,2022.-46с.-Любимые мелодии
2.Прищепа С. С. Играй и общайся : физические упражнения для детей и их родителей : методическое пособие : [16+] / С. С. Прищепа. – Москва : Творческий центр Сфера, 2022.
3.Танцюра С. Ю. Логопедический игровой массаж : упражнения для детей раннего и дошкольного возраста : методическое пособие : [16+] / С. Ю. Танцюра, 4.И. Н. Васильева. – Москва : Творческий центр Сфера, 2023.
5.Танцюра С. Ю. Артикуляционные сказки для детей 3–7 лет : методическое пособие : [16+] / С. Ю. Танцюра, И. Н. Васильева. – Москва : Творческий центр Сфера, 2020.
Интернет ресурсы:
https://infourok.ru/material.html?mid=11557
https://multiurok.ru/files/dopolnitiel-naia-obrazovatiel-naia-proghramma-po-p.html
https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/7381-rabochaya-programma-po-muzyke.html
http://ped-konkurs.ru/load/12-1-0-694
Календарный учебный график
(совпадает с Календарным графиком учреждения, см. Приложение1)
Приложение 1
Календарный учебный график
комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Домисольки» на 1 год обучения
на 2023-2024 учебный год
Комплектование групп проводится с 1 по 15 сентября 2023 года.
Продолжительность учебного года составляет 37 учебных недель. Учебные занятия в МАУ ДО ДДТ «Каравелла» начинаются с 01 сентября 2023 г. и заканчиваются 31 мая 2024 г.
Учебные занятия проводятся в соответствии с расписанием. Продолжительность занятий составляет 30 мин.
Каникулы: зимние каникулы с 25.12.2023 г. по 08.01.2024 г.; летние каникулы с 01.06.2024г. по 31.08.2024г.
Год обучения |
сентябрь |
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель
|
май |
июнь |
июль |
август |
Всего уч. неде ль/ часов |
Всего часов по программе |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
01-03 |
04-10 |
11-17 |
18-24 |
25-01 |
02-08 |
09-15 |
16-22 |
23-29 |
30-05 |
06-12 |
13-19 |
20-26 |
27-03 |
04-10 |
11-17 |
18-24 |
25-31 |
01-07 |
08-14 |
15-21 |
22-28 |
29-04 |
05-11 |
12-18 |
19-25 |
26-03 |
04-10 |
11-17 |
18-24 |
25-31 |
01-07 |
08-14 |
15-21 |
22-28 |
29-05 |
06-12 |
13-19 |
20-26 27-31 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Теор |
прак |
|||||||||||||
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 |
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 |
52 |
|
|
|
|||||||||||||
1 год |
0 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
К |
К |
2 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
0 |
4 |
4 |
3 |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
К |
37/140 |
9.5 |
130.5 |
|||||||||||||
1
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4 |
каникулярное время занятия в объединении не проводятся. Во время каникул учащиеся могут принимать участие в мероприятиях в соответствии с планами воспитательной работы педагогов дополнительного образования
|
Аттестация (промежуточная и по итогам освоения программы |
|
Учебные часы |
|
Каникулы |