Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «По стопам Леонардо»

1
0
Материал опубликован 20 November 2023


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»












ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«По стопам Леонардо»






Возраст обучающихся: 13-18 лет

Срок реализации: 9 месяцев (216 часов) Направленность: художественная



Автор-составитель:

Рябченко Ольга Алексеевна

педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории.






Нефтеюганск, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

-Пояснительная записка;

- Адресат программы. Условия реализации программы;

-Планируемые результаты;

-Периодичность оценки результатов;

-Учебный план;

-Календарный учебный график;

-Содержание программы;

-Методическое обеспечение программы;

-Список литературы и (или) используемых источников;

-Приложение

Пояснительная записка


Живописец, бессмысленно срисовывающий, руководствуясь практикой и суждением

глаза, подобен зеркалу, которое отражает все противопоставленные ему предметы, не обладая знанием их.

Леонардо Да Винчи Одним из актуальных вопросов современного образования является

формирование духовной культуры личности, приобщение её к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием, развитие у учащихся эстетического чувства, формирование пространственных представлений и творческого воображения. Большое значение в формировании этих качеств имеет изобразительное искусство. Программа "По стопам Леонардо" соединяет в себе лучшие традиции академического художественного образования и обогащена темами, отвечающими требованиям современности.


Новизна программы прослеживается по нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа ориентирована на то, чтобы дать учащимся классическое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Данная программа предусматривает, что дети приобретают определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Тем самым программа «По стопам Леонардо» не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого роста, личностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).

Во-вторых, в соответствии с обоснованной выше общей установкой, программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы, либо примерные программы дополнительного образования

Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов и др.

В-третьих, вся программа построена на широком использовании оригинальных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у мотивации к творчеству. Способных сделать процесс обучения не только полезным но и интересным. Так участие в мероприятиях Дома детского творчества, оформление выставок, конференций, интегрированные учебные проекты, спектакли стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Актуальность

Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в

настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии:

Статьей 12 Федерального Закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Концепцией развития дополнительного образования в РФ до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р;

Приказом Минпросвещения России от 27.07.2022г. №629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Письмом Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. №09- 3242 «О направлении Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые);

Письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3628-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Государственной программой Ханты-Мансийского автономного округа

–Югры «Развитие образования», утверждённой постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры от 31.10.2021 № 468-п;

Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования детей в Ханты-Мансийском автономном округе- Югре, приказом Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа-Югры от 04.06.2016 №1224 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре» (с изменениями от 12.08.2022 № 10-П-1692).

Требования к квалификации педагога дополнительного образования.

Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное

образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.

Уровень программы.

«Стартовый уровень». Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение

специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно- тематического направления программы.

Дополнительная общеобразовательная программа «По стопам Леонардо»

относится к художественной направленности.

Адресат программы. Условия реализации программы.

Возраст обучающихся: 12-18 лет

Наполняемость группы:10-15 человек

Сроки реализации программы: 9 месяцев (216 часов)



Формы и режим занятий.

Занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа.

В проведении занятий используются формы коллективной и индивидуальной работы. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводятся игры, предлагаются специально составленные кроссворды, используются словесные игры и малые жанры устного народного творчества. Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживался постоянный интерес к занятиям.

Основной формой работы являются учебные занятия. Это могут быть и занятия — вариации, занятия — творческие портреты, импровизации, занятия- образы по сценарию со специальной подготовке детей, занятия — праздники, занятия — эксперименты. Отчет о работе проходит в форме выставок, открытых занятий, конкурсов фестивалей, массовых мероприятий.

Цель программы: Создание благоприятных условий для развития исследовательских и проектных компетенций в области изобразительного искусства с целью ранней профессиональной ориентации.


Задачи:

Воспитательные:

воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям”.

формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

воспитание способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

формирование потребности в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

Развивающие:

приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, формирование представлений о внутренних закономерностях

культурно-исторического процесса, с учетом прошлого и современного опыта пластических искусств;

развитие коммуникативных умений в процессе общения в группе (выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

Обучающие:

формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности, ее эстетических вкусов и потребностей, морально- этического облика;

воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование

навыков практического решения художественных задач;

обучение основам изобразительной грамотности, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;

систематическое развитие зрительного восприятия, чувства цвета, композиционной культуры, пространственного мышления, комбинаторики, умения выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкторский замысел.


Планируемые результаты программы:

Учащиеся приобретут знания:

-особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;

-разнообразие возможных выразительных средств: цвет, свет, линия, объем, композиция, ритм;

значение понятий: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, линейная, воздушная перспективы;

основы цветоведения;

-творчество мастеров русского и зарубежного искусства (от классики к современности);

-правила создания экспозиций, основы прикладной графики.

Учащиеся приобретут умения:

-пользоваться гуашью, акварелью, тушью, белой и цветной бумагой;

-пользоваться графическими материалами и инструментами;

выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

работать с натуры;

работать в определённой гамме;

доводить работу от эскиза до композиции;

использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

-работать в определенной цветовой гамме;

-добиваться тональной и цветовой градации при передаче объема предметов;

-передавать пространственные планы способом загораживания;

-передавать движения фигур человека и животных;

-сознательно выбирать средства выражения своего замысла;

-решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком.


Периодичность оценки результатов программы:

Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения начальной, промежуточной и итоговой аттестации.

Начальная- проводится в течение первых двух-трёх недель с момента зачисления ребёнка в объединение.

Цель выявление стартовых и индивидуальных возможностей учащегося.

Методы проведения: индивидуальное собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение.

Промежуточная- проводится по завершению двух месяцев обучения. Цель – отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.

Методы проведения: тестирование; собеседование, опрос по конкретной

теме.

Итоговая - проводится в конце обучения.

Цель – подведение итогов освоения образовательной программы.

Методы проведения: защита творческого проекта, результат участия в городских и окружных выставках и фестивалях, тестирование, собеседование по конкретной теме и т.д.)

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

-высокий программный материал усвоен учащимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

редний усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

-ниже среднего усвоение программы в неполном объеме, допускает

существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.

Материально-техническое обеспечение.


Столы рабочие на 2 посадочных места

6шт

компьютер

1 шт

стулья

12 шт

мольберты

8 шт

проектор

1 шт

экран

1 шт

гипсовые примитивы

1 набор

Натюрмортный фонд

1 набор


Учебный план программы




Разделы

общеобразовательной программы

"По стопам Леонардо"




Количест во часов




Из них



Фор ма

конт роля


теория


практик а


1

Вводное занятие

3

1

2

тест


2

Основы классического рисунка, живописи,

композиции.

162

52

110

Просмотр, тест, карточки- задания

3

Промежуточная аттестация

3

-

3

Карточки- задания,

тест

4

Пластика, керамика

21

6

15

Просмотр, тест, карточки задания

5

Концепт персонажа

21

6

15

Тест, наблюдение,

защита проекта

6

Итоговая аттестация

3

-

3

графический диктант,

тест

7

Итоговое занятие

3

1

2

выставка

Итого:

216




Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «По стопам Леонардо»

216 часов (сентябрь-май)

Дата начала

занятий

Дата окончания занятий

Кол-во учебных недель

Кол-во учебных часов

Режим занятий

01.09.2022

31.05.2023

36

216

2 раза в неделю по

3 часа


Число месяц

Время проведен ия

занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Форма контроля

1

2.09

-

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

3

комбиниро

ванное

тест

2. ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО РИСУНКА, ЖИВОПИСИ, КОМПОЗИЦИИ.

2.1

7.09

-

Средства композиции: точка, линия.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.2

9.09

-

Средства композиции: штрих, пятно.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.3

14.09

-

Линия, как средство выражения

замысла.

3

комбиниро ванное

просмотр

2.4

16.09

-

Пластика линии.

3

комбиниро

ванное

тест

2.5

21.09

-

Набросок- фиксация наблюдения и

замысла.

3

комбиниро ванное

Карточки-задания

2.6

23.09

-

Набросок, эскиз, этюд.

3

комбиниро

ванное

тест

2.7

28.09

-

Формат в композиции.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.8

30.09

-

Композиционный центр.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.9

5.10

-

Контраст/нюанс: по форме, тону,

фактуре.

3

комбиниро ванное

Карточки-задания

2.10

7.10

-

Равновесие.

3

комбиниро

ванное

тест

2.11

12.10

-

Силуэт.

3

комбиниро

ванное

тест

2.12

14.10

-

Силуэт с элементами оверлеппинга.

3

комбиниро

ванное

тест

2.13

19.10

-

Статика/динамика.

3

комбиниро

ванное

тест

2.14

21.10

-

Ритм.

3

комбиниро

ванное

Карточки-задания

2.15

26.10

-

Модуль.




2.16

28.10

-

Узор и орнамент.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.17

2.11

-

Цветовой круг Ньютона.

3

комбиниро

ванное

тест

2.18

9.11

-

Цветовой круг Ньютона.

- 12 -

3

комбиниро

ванное

тест


2.19

11.11

-

Цветовые гармонии.

3

комбиниро

ванное

тест

2.20

16.11

-

Цветовые гармонии.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.21

18.11

-

Цветовой контраст/нюанс.

3

комбиниро

ванное

тест

2.22

23.11

-

Цветовой контраст/нюанс.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

2.23

25.11

-

Светлый колорит.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

2.24

30.11

-

Светлый колорит.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

2.25

2.12

-

Темный колорит.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

2.26

7.12

-

Темный колорит.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.27

9.12

-

Линейная перспектива.

3

комбиниро

ванное

тест

2.28

14.12

-

Линейная перспектива.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

2.29

16.12

-

Рисование куба.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

2.30

21.12

-

Рисование куба.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.31

23.12

-

Рисование гипсовых примитивов.

3

комбиниро

ванное

тест

2.32

28.12

-

Рисование гипсовых примитивов.

3

комбиниро

ванное

просмотр

3

30.12

-

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ

3

комбиниро

ванное

тест

2.33

11.01

-

Рисование натюрморта (поиск

композиции).

3

комбиниро ванное

Карточки-задания

2.34

13.01

-

Рисование натюрморта (построение).

3

комбиниро

ванное

тест

2.35

18.01

-

Рисование натюрморта (выполнение в

тоне).

3

комбиниро ванное

Карточки-задания

2.36

20.01

-

Рисование обрубовки по Гудрону (поиск

композиции).

3

комбиниро ванное

тест

2.37

25.01

-

Рисование обрубовки по Гудрону

(построение).

3

комбиниро ванное

просмотр

2.38

27.01

-

Рисование обрубовки по Гудрону

(выполнение в тоне).

3

комбиниро ванное

Карточки-задания

2.39

1.02

-

Рисование черепа.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

2.40

3.02

-

Рисование черепа.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

2.41

8.02

-

Рисование черепа.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.42

10.02

-

Рисование головы Антиноя.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

2.43

15.02

-

Рисование головы Антиноя.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

2.44

17.02

-

Рисование головы Антиноя.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.45

22.02

-

Живописное изображение фруктов.

3

комбиниро

тест







ванное


2.46

24.02

-

Живописное изображение фруктов.

3

комбиниро

ванное

Карточка- задание

2.47

1.03

-

Живописное изображение фруктов.

3

комбиниро

ванное

тест

2.48

3.03

-

Живописное изображение фруктов.

3

комбиниро

ванное

просмотр

2.49

10.03

-

Жанровая композиция "Весна приходит

в город"

3

комбиниро ванное

тест

2.50

15.03

-

Жанровая композиция "Весна приходит

в город"

3

комбиниро ванное

наблюдение

2.51

17.03

-

Жанровая композиция "Весна приходит

в город"

3

комбиниро ванное

тест

2.52

22.03

-

Жанровая композиция "Весна приходит

в город"

3

комбиниро ванное

наблюдение

2.53

24.03

-

Жанровая композиция "Весна приходит

в город"

3

комбиниро ванное

тест

2.54

29.03

-

Жанровая композиция "Весна приходит в город"

3

комбиниро ванное

просмотр

4


-

ПЛАСТИКА, КЕРАМИКА.




4.1

31.03

-

Лепка объемных примитивов.

3

комбиниро

ванное

просмотр

4.2

5.04

-

Лепка гипсовой розетки.

3

комбиниро

ванное

тест

4.3

7.04

-

Лепка фруктов с натуры.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

4.4

12.04

-

Лепка животного.

3

комбиниро

ванное

тест

4.5

14.04

-

Лепка фигуры человека.

3

комбиниро

ванное

просмотр

4.6

19.04

-

Лепка фантастического животного.

3

комбиниро

ванное

Карточки- задания,тест

4.7

21.04

-

Лепка фантастического животного.

3

комбиниро

ванное

тест

5


-

КОНЦЕПТ ПЕРСОНАЖА.




5.1

26.04

-

Планирование работы при разработке

концепта персонажа.

3

комбиниро ванное

тест

5.2

28.04

-

Способы генерации идей.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

5.3

3.05

-

Конструкция персонажа.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

5.4

5.05

-

Работа с референсами. Стилизация.

3

комбиниро

ванное

наблюдение

5.5

10.05

-

Итоговая работа « мой персонаж»

3

комбиниро

ванное

наблюдение

5.6

12.05

-

Итоговая работа « мой персонаж»

3

комбиниро

ванное

просмотр

5.7

17.05

-

Итоговая работа « мой персонаж»

3

комбиниро

ванное

Защита проекта

6

19.05

-

ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ

3

комбиниро

ванное

Графический диктант, тест

7

24.05

-

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

3

комбиниро

ванное

выставка


итого

216





Содержание программы


  1. Вводное занятие Теория

Ознакомление с ТБ и ПБ.

Нормы поведения в учреждении

Нормы посещения учреждения

Ознакомление с расписанием

Практика

Игры на знакомство и сплочение («Рад с вами познакомиться», «Печатная машинка»)

Задания для диагностики начального уровня учащихся

тест Торренса - "Дополни фигуру";


тест "Мозг-глаз-рука";


тест "Несуществующее животное".


  1. Основы классического рисунка, живописи, композиции.

Научить грамотно изобразить свой замысел – одна из профессиональных задач данной программы. Особенностью методики обучения классическому рисунку является принцип: от простого к сложному. Огромное внимание уделяется рисованию с натуры. Сначала идет работа над рисунком простейших

геометрических фигур в перспективе. Такого рода подготовительная работа позволяет при работе над рисунком более сложного объекта- например: гипсовой головы или фигуры человека, представить ее в виде ряда простых геометрических фигур. Что значительно упрощает задачу и помогает

нарисовать объект грамотно в более короткие сроки. Развивается умение видеть, способность точной глазомерной характеристики предмета, умение

верно передать это видение визображаемом, не исказив пропорций. Развивается

твердость руки, способность ясно и четко изобразить предмет или очертания предметов. Одновременно с изучением формы, учащиеся постигают основы цветоведения, закономерности и выразительные возможности

цвета.Параллельно дается ряд упражнений, помогающих раскрыть такие понятия как: контраст цвета, размера, формы; симметрия, масштаб, ритм,

пропорции, форма-антиформа, преобразование формы, статика-движение. Все эти средства потом используются в длительных творческих композиционных работах.

Теория

Набросок-фиксация наблюдения и замысла.


Правила работы за мольбертом. Правильная постановка руки и удержания карандаша.

Этапы ведение работы над натурной постановкой.


Визирование.


линейная, воздушная перспектива.


Средства композиции (точка, линия, штрих, пятно, силуэт, форма, ритм, симметрия/асимметрия, равновесие, нюанс/контраст, колорит).

Природа цвета. Цветовой круг Ньютона.


Название материалов, инструментов и их назначение.


Правила безопасности и личной гигиены.


Практика

Упражнения на постановку руки.тоновые растяжки.


Рисование простейших геометрических фигур с натуры с соблюдением линейной перспективы. Линейно-конструктивное построение. Построение с передачей светотеневой атмосферы.

Рисование групп простейших геометрических фигур с натуры с соблюдение линейной перспективы. Линейно-конструктивное построение. Построение с передачей светотеневой атмосферы.

Рисование натюрморта с натуры с соблюдением линейной перспективы.(3-4 предмета и драпировка) Контраст предметов и фона. Построение с передачей светотеневой атмосферы.

Рисование натюрморта с натуры с соблюдением линейной перспективы. (3-4 предмета и гипсовая розетка) Светлый колорит. Построение с передачей светотеневой атмосферы.

Рисование черепа с натуры (гипсовый слепок).Линейно-конструктивное построение. Построение с передачей светотеневой атмосферы.

Рисование обрубовки по Гудрону с натуры. Линейно-конструктивное построение. Построение с передачей светотеневой атмосферы.

Рисование гипсовой головы Антиноя в нескольких ракурсах с натуры. Линейно-конструктивное построение. Построение с передачей светотеневой атмосферы.

Отработка навыка работы с художественными материалами (гуашь, акварель, пастель, сангина, фломастеры, цветные карандаши и т. д.).

Серия заданий с цветовым кругом Ньютона

-Живописное изображение овощей и фруктов с натуры.

Живописное изображение натюрморта (3-4 предмета и драпировка) гуашь, акварель.

Живописное изображение натюрморта (3-4 предмета, гипсовая розетка и драпировка); гуашь, акварель.

-Живописное изображение фигуры человека с натуры; гуашь, акварель.

Серия заданий по композиции: равновесие, контраст, композиционный центр, симметрия/асимметрия, статика/динамика, ритмические и метрические ряды.

-Жанровая композиция: «Весна приходит в город»

  1. Промежуточная аттестация
Практика

Карточки задания (преобразование абстрактного графического содержимого в узнаваемые образы)

-Тест на онлайн платформе «Simpoll» по пройденным разделам



  1. Пластика, керамика

Этот раздел программы нацелен на развитие пространственного мышления. углубляет знания детей в области объемного моделирования. Лепка

трехмерных объектов с натуры помогает глубже понять конструктивные особенности изображаемого предмета на плоскости листа. " Думающие руки" - девиз данного раздела программы.

Теория

-Пластические материалы и приемы работы с ними: пластилин, глина, - биомасса.

-Развитие пространственного мышления. Чтение чертежей.

-Воспитание художественно-пластического видения, пространственного воображения.

-Особенности формообразования.

Средства и способы изображения и пластике. Рельеф и объем : фактура, цвет, декор,

Композиция в пластике. Работа над образом. Связь с рисунком, декоративным рисованием.

Работа индивидуальная и коллективная. Создание творческих работ. Беседы по истории керамики с использованием иллюстративного материала.

Практика


Упражнения на формообразование. Приемы работы с глиной и биомассой.

-Лепка декоративной розетки. Приемы декорирования.

-Лепка простейших геометрических фигур с натуры с соблюдением пропорций.

-Лепка сложносочиненной детали по чертежу.

-Лепка фруктов с натуры в пропорциях и масштабе

-Лепка животного по двухмерному изображению.

-Лепка фигуры человека по наброску с натуры в нескольких ракурсах

-Лепка фигуры человека по памяти

-Лепка фантастического животного по воображению.

  1. Концепт персонажа

Концепт-арт применяется во многих отраслях визуального искусства: киноиндустрия, анимация, геймдев, реклама комиксы и так далее. Он помогает разработчикам в кратчайшие сроки сформировать и визуализировать идею.

В программу «По стопам Леонардо» данный раздел добавлен с целью подытожить все приобретенные знания и «примерить» актуальную профессию арт-концептера. К тому же мечта многих, впервые берущих в руки карандаш, - это именно создание своих миров, а не рисование кубиков и шариков - которые являются желательной ступенью, но не конечной целью художественного образования. В данном разделе программе обучающийся будет поступательно двигаться от задумки, эскиза, конструкции - до подробного, продуманного, детализированного изображения с артефактами. Освоит визуальное повествование, изучит алгоритмы создания персонажей и соберет все полученные знания в единую систему.

Теория

планирование работы при разработке концепта персонажа,

Способы генерации идей,

базовая анатомия персонажа,

-стилизация,

работа с референсами.,

-дизайн лиц и костюмов.

-карта персонажа.

Практика

-Составление плана работы

-Визуализация идей

Скетчинг и лайнарт.

Исследование и анализ природных форм.

-Упражнения на составление фантазийных композиций из рандомных силуэтов и объемных примитивов.

-Выполнение творческой работы "Мой персонаж"


-Защита проекта «Мой персонаж»

  1. .Итоговая аттестация Практика

Практика

Карточки задания (преобразование абстрактного графического содержимого в узнаваемые образы)

-Тест на онлайн платформе «Simpoll» по разделам программы



  1. .Итоговое занятие.

Теория

Подведение итогов программы.

Выставочный просмотр.

Практика

Игровое мероприятие мастерской Леонардо".



Методическое обеспечение программы

Залогом целостности программы служит базовая методология обучения от простого к сложному, от общего к частному, научный подход, что сближает её с моделью вузовского архитектурного и дизайнерского образования.

Программа предусматривает подчинение всех предметов, в том числе рисунка, основ композиции, живописи, конечной цели творчества –проекту.

В качестве форм проведения занятий по программе используются: учебные занятия, занятия- эксперименты, занятия- путешествия, занятия-защиты творческих работ, занятия-викторины, занятие-мозговой штурм. Выход на пленер, посещение выставок, проведение экскурсий.

Методы и приемы, применяемые на занятиях:

от знаний к творчеству – необходимая информация самого разнообразного характера: законы построения пространства на плоскости, знакомства с каким- либо стилем в архитектуре или природной формой является своеобразным

стартом для будущей творческой работы;

обеспечение постепенности восприятия учебного материала через исполнение разнообразных узких, коротких, посильных, понятных задач для учащегося на его пути к решению и выполнению длительных, многотрудных, кажущихся

невыполнимыми сначала задач, особенно проектного характера;

обеспечение последовательности творческого процесса подобно

профессиональному архитектурному или дизайнерскому: подбор исходного материала, исполнение многочисленных эскизов, выбор оптимального, выполнение проекта на плоскости и в объемном макете, исполнение в натуре;

требование обязательной грамотности исполнения работы – композиционной и изобразительной;

стимулирование образно-логического мышления в творческих работах – от грамотного изображения с натуры к иллюзиям, переосмыслениям, метафорам, парафразам, обобщениям, фантазиям в проектах;

стимулирование конкурсности работы в целях поощрения оригинальности замысла и повышения качества исполнения;

стимулирование сообразительности, изобретательности, оригинальности, неординарности как замысла, так и исполнения;

формулировка задачи, дающей множество разнообразных решений, развитие дивергентного мышления;

требование завершенности, аккуратности и привлекательности, проявления художественного вкуса в каждой работе, независимо от ее характера (будь то

упражнение на пропорции, либо разрез по натюрморту, или изображение скелета рыбы);• обеспечение соответствия выбранного художественного материала замыслу;

поощрение успехов, пусть даже небольших;

создание игровых ситуаций, оживляющих процесс усвоения сухого учебного материала учащимися;

создание постоянной творческой атмосферы, заинтересованности,

привлекательности работы в творческом объединении, праздника творчества за счет смены характера работы, тем, материалов, изменения масштаба работы (маленькие зарисовки в альбоме сменяются огромными работами на

гофрокартоне на полу или на стене, участие в общей работе по оформлению интерьеров, подготовка к праздникам);

обязательная рефлексия, анализ результатов работы, требование умения защитить и объяснить свой замысел;

стимулирование самоопределения, самоутверждения в роли творца, композитора, автора будущей «вещи» или сооружения.





Литература

Николай Ли Основы учебного академического рисунка. М: Эксмо, 2015 г.

Додсон Берт Рисование по воображению . Стратегии и упражнения для развития творческих способностей- Москва/ Попурри 2016 г.


Аранова, С.В., Интеграция художественного и логического в процессе формирования метапредметных компетенций на уроках изобразительного искусства / С.В. Аранова // Начальная школа с вкладкой Практика : журнал . 2015 .— №2 .— С. 65-68.

БакушинскийА.ВЛинейная перспектива в искусстве и зрительном восприятии реального пространства. Учебное пособие Санкт-Петербург/ Лань 2017г.


Абдина, Р.П., Обучение рисованию с натуры с использованием компьютерных технологий / Р.П. Абдина // Начальная школа : журнал . 2016 .— №4 .— С. 37-39.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:

Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. Омельяненко Е.В. Цветоведение и колористика. Учебное пособие. Санкт- Петербург/ Планета музыки, 2017 г.



Интернет платформы



Учебные видеофильмы по обучению рисунку, композиции, живописи, скульптуре и техникам работы с художественными

материалами.https://www.youtube.com/channel/UCVaLgaAoNbPy2jHhrsmdlDA



Уроки Рисунка и Живописи. Основы Рисования. https://www.youtube.com/user/ArtShima







приложение

натюрмортный фонд

Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:

Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски); в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли,

кофейники);

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).

Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной грушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).

Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор

камней).

Муляжи (грибы, фрукты, овощи).

Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки). Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).

Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в студии.

Хорошо, если стены помещения, в котором проходят занятия, украшены лучшими детскими работами.

Комната для занятий должна быть хорошо освещена (естественным и электрическим светом) и оборудован необходимой мебелью: столами,

стульями, табуретами, шкафами, мольбертами, планшетами для рисования. В помещении должна быть раковина с водой или большие емкости для чистой и слива грязной воды.

Для работы необходимо иметь достаточное количество наглядного и учебного материала (натюрмортный фонд, гипсовые фигуры, драпировки, изделия

народных промыслов). А также в наличии должны быть осветительные приборы (софиты, светильники) для освещения натюрмортных постановок. Для хранения фонда студии (лучших детских работ разных лет) желательно иметь специальные стеллажи. В учебном помещении необходимо иметь

специальный методический фонд, библиотеку по искусству, а также

современные технические средства обучения (телевизор, компьютер, проектор,

экран, интерактивная доска)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации