Программа кружка на тему «Английский с увлечением» (3 класс)
Пояснительная записка
Нормативная база
Рабочая программа «Английский с увлечением» составлена с учетом следующих нормативных правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015г. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №196 от 09 ноября 2018г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Владение иностранным языком является одним из важных критериев успешной адаптации в условиях глобализации экономики, культуры, образования. Сегодня английский язык – это ключ к познанию многообразия мира, это инструмент межкультурного общения.
Поэтому данная программа направлена на социальное и культурное развитие личности учащегося, его творческой самореализации. Программа призвана помочь ребенку стать ответственным и знающим гражданином, способным использовать свои знания и умения в общении со своими сверстниками. Реализация данной программы способствует готовности ребенка к дальнейшему личностному и познавательному развитию, появлению у него первичной адаптации к полилингвальной и поликультурной ситуации в современном мире.
Обучение грамматике является важной составной частью обучения иноязычному общению, так как несформированность грамматических навыков вызывает трудности в общении на иностранном языке и препятствует формированию коммуникативной компетентности в целом.
Обучение грамматике в начальной школе имеет свои сложности, так как возрастные особенности детей не позволяют им усваивать сложные грамматические понятия и термины, поэтому работу над изучением грамматических явлений целесообразно строить на игровой основе. Это обусловлено тем, что в младшем школьном возрасте игра еще остается ведущим видом деятельности. Игровая деятельность – это увлекательный творческий процесс, в котором отсутствует принуждение, что повышает мотивацию ученика, оказывает положительное влияние на память, мышление, способствует развитию внимания и воображения. Использование игровых ситуаций на уроках позволяет создать доброжелательную, эмоциональную атмосферу и сформировать грамматические навыки по изучаемым явлениям.
Программа готовит детей к участию в языковых олимпиадах и конкурсах разной степени сложности, где всегда имеются сложные грамматические задания.
Цель: формирование у обучающихся познавательного интереса, творческой активности, положительного отношения к изучению грамматики английского языка на основе использования в ходе занятий игровых приемов, творческих заданий, стихов и песен.
Новизна данной программы заключается в том, что она рассматривается как система использования английского языка в развитии индивидуальности школьника.
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе, которая позволяет выявить противоречия между:
- требованиями программы общеобразовательных учреждений и потребностями учащихся в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
- условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Задачи:
- Обучающие: - в игровой форме заложить базу и мотивировать детей младшего школьного возраста на дальнейшее изучение языка, - способствовать более раннему приобщению к новому для них языковому миру,- формировать у детей готовность к общению на иностранном языке и положительный настрой к дальнейшему его изучению, - расширять с помощью языка представления об окружающем мире и о языке, как средство познания и общения, - сформировать грамматические знания, умения и навыки с учетом речевых возможностей и потребностей детей младшего школьного возраста.
- Развивающие: - развивать восприятие, внимание, языковую память, воображение, интуитивное и логическое мышление, - развивать речевую культуру, а также культуру общения, - развивать творческие способности учащихся в различных областях деятельности с использованием иностранного языка.
- Воспитательные: - воспитывать у детей устойчивый интерес к изучению нового языка, - воспитывать понимание, уважение и толерантность к другой культуре, - воспитывать чувство собственного достоинства, правильной оценки себя и других, - воспитывать бережное отношение к природе, - воспитывать чувство товарищества, дружбы, гуманизма.
Адресат программы. Программа адресована учащимся в возрасте 9 лет.
Объем и сроки освоения программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в год - 30.
Режим занятий. Предусмотрено систематическое проведение занятий: проводится 1 раз в неделю по 1 академическому часу.
Форма обучения - очная.
Формы организации занятий: групповая.
Формы проведения занятий: аудиторные.
Программой предусмотрены занятия:
- теоретические;
- практические;
- комбинированные.
Занятия чаще всего проходят по комбинированному типу, так как включают в себя повторение пройденного, объяснение нового, закрепление материала и подведение итогов.
При разработке программы учитывались следующие принципы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста:
- добровольность участия и желание проявить себя, сочетание индивидуальной, групповой и коллективной деятельности;
- сочетание инициативы детей с направляющей ролью учителя;
- занимательность и новизна содержания, форм и методов работы;
- эстетичность всех проводимых занятий;
- четкая организация и тщательная подготовка всех запланированных занятий;
- широкое использование методов педагогического стимулирования активности учащихся;
- гласность, открытость, привлечение детей с разными способностями, в том числе, и слабомотивированных, с их уровнем овладения иностранным языком;
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение детьми иностранным языком на элементарном уровне, как средством общения.
Для наиболее успешного выполнения программы используются различные методы и формы работы.
С этой целью на занятиях используются различные методы по источнику учебной информации:
1) словесные: рассказ, беседа, объяснение;
2) наглядные:
а) иллюстрации: картины, картинки, плакаты, схемы и т.д.;
б) демонстрации: видеозаписи;
3) практические занятия;
4) игровые: развивающие игры, элементы соревнований и др.
Для лучшего усвоения материала необходимо использовать различные методы стимуляции и мотивации учебно-познавательной деятельности обучающихся. А среди них и методы формирования познавательного интереса: положительные эмоции учащихся на занятиях, занимательность, познавательные игры, анализ жизненных ситуаций и т.д.
С этими же целями применяются различные формы работы с детьми:
- беседы,
- игры (подвижные, обучающие, познавательные, коммуникативные)
- конкурсы,
- викторины,
- урочные занятия,
- контрольные занятия,
- тестирование.
Методика проведения занятий
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы), а также практическую деятельность, являющуюся основой, необходимой для закрепления информации.
Примерный алгоритм ведения занятия:
- приветствие;
- речевая зарядка;
- ознакомление с новым грамматическим и лексическим материалом;
- тренировочные речевые упражнения;
- физминутка;
- дидактические игры;
- ролевые игры;
- разучивание стихов, песен
- подведение итогов занятия.
Во время проведения занятия могут быть использованы различные виды парной,
групповой и индивидуальной работы.
Содержание программы
1.Введение (1 час)
Знакомство с программой курса. Определение уровня знаний учащихся и их интересов. Глагол to be и его три формы: am, is, are.Отрицательная частица not, полная и сокращенная формы. Просмотр видеоурока.
2. Глагол to have/ has. Отрицательная частица not, полная и сокращенная формы. Просмотр видеоурока. (1 час)
3. Глагол to be и глагол to have/ has. Практикум. Выполнение тренировочных заданий. Обучающая игра. (1 час)
4. Настоящее простое время. Спутники, маркеры времени. Образование. Форма глагола в 3 лице единственном числе. Практикум. Выполнение тренировочных заданий. Обучающая игра. (1 час)
5. Вспомогательные глаголы do, does. Построение отрицательных предложений don’t и doesn’t. Просмотр видеоурока. Выполнение теста. (1 час)
6. Вопросительные слова с Wh. Разучивание стихотворения “What, where, when”. (1 час)
7. Настоящее продолженное время. Спутники, маркеры времени. Образование. Форма глагола. Вопрос What are you doing now? Ролевая игра «What are you doing now?» (1 час)
8. Настоящее простое время и Настоящее продолженное время. Что выбрать? Викторина. (1 час)
9. Путешествие в прошлое: Прошедшее простое время Past Simple. Спутники, маркеры времени. Образование. Форма глагола. (1 час)
10. Спутники Past Simple. Наречие Yesterday. Практикум. Выполнение тренировочных заданий. Обучающая игра. (1 час)
11. Отрицательные предложения с didn't. Познавательная игра. Просмотр видеоурока. (1 час)
12. Игра “What? Where? When?”( вопросы в Past Simple”). Построение специальных вопросов. (1 час)
13. Игра «Машина времени» (Past Simple or Present Simple?). (1 час)
14. Соревнование трех стран Present Simple, Present Continuous, Past Simple. (1 час)
15. Слова, выражающие количество: мuch и many. Практикум. (1 час)
16. Конструкции с There is/there are. Описание картинок. Описание своей комнаты. (1 час)
17. Порядковые числительные 1-12. Игра «Let’s count!». (1 час)
18. Порядковые числительные 13-19. Игра «Let’s count!». Заполнение кроссвордов. (1 час)
19. Порядковые числительные 20-100. Просмотр презентации. (1 час)
20. Глагол мочь: can и его отрицательная форма cannot. Подвижные игры. (1 час)
21. Глагол want/I don't want. Сказка о капризной принцессе. Практикум. (1 час)
22. Глагол must/I mustn't . Сказка о послушной принцессе. Практикум. (1 час)
23. Степени сравнения прилагательных. Положительная, сравнительная, превосходная. Сказка о короле Adjective и его трех дочках Positive, Comparative и Superlative.(Часть I). Просмотр видеоурока. (1 час)
24. Сказка о короле Adjective и его трех дочках Positive, Comparative и Superlative.(Часть II). Выполнение тестовых заданий. Практикум. (1 час)
25. Сказка о короле Adjective и его трех дочках Positive, Comparative и Superlative.(Часть III). Подвижные игры. (1 час)
26. Будущее простое время. Давай помечтаем! (форма будущего времени will) Спутники,
маркеры времени. Образование. Форма глагола. (1 час)
27. Игра «Давай помечтаем!» (1 час)
28. Повелительное наклонение. Do it! Don’t do it! Игры. (1 час)
29. Урок этикета (структуры let’s / Would you like…)(1 час)
30.Игра- соревнование «В стране грамматики». Итоговое занятие «Вспомнить всё!» (1 час).
Тематическое планирование
Урок |
Тема |
Кол-во часов |
1. |
Введение. Король to be и частица not |
1 |
2. |
Герцог to have и частица not |
1 |
3. |
В гостях у короля to be и герцога to have |
1 |
4. |
В царстве Present Simple |
1 |
5. |
Знакомьтесь: друзья don’t и doesn’t |
1 |
6. |
В гостях у семьи Wh (Вопросительные слова) |
1 |
7. |
What are you doing now? (Present Continuous) |
1 |
8. |
Present Continuous и Present Simple: Что выбрать? |
1 |
9. |
Путешествие в прошлое: Past Simple |
1 |
10. |
Непослушные сыновья короля Yesterday |
1 |
11. |
Чем занимается министр didn't? |
1 |
12. |
Игра “What?Where?When?”(вопросы в Past Simple”) |
1 |
13. |
Игра «машина времени» (Past Simple or Present Simple?) |
1 |
14. |
Present Simple, Present Continuous, Past Simple: соревнование трех стран |
1 |
15. |
Much и many |
1 |
16. |
There is/there are |
1 |
17. |
Let’s count! (Порядковые числительные 1-12) |
1 |
18. |
Let’s count! (Порядковые числительные 13-19) |
1 |
19. |
Let’s count! (Порядковые числительные 20-100) |
1 |
20. |
Хвастунишка can и его честный брат cannot |
1 |
21. |
Сказка о капризной принцессе I want/I don't want |
1 |
22. |
Сказка о послушной принцессе I must/I mustn't |
1 |
23. |
Сказка о короле Adjective и его трех дочках Positive, Comparative и Superlative.(Часть I) |
1 |
24. |
Сказка о короле Adjective и его трех дочках Positive, Comparative и Superlative.(Часть II) |
1 |
25. |
Сказка о короле Adjective и его трех дочках Positive, Comparative и Superlative.(Часть III) |
1 |
26. |
Давай помечтаем! (форма будущего времени will) (Часть I) |
1 |
27. |
Давай помечтаем! (форма будущего времени will) (Часть II) |
1 |
28. |
Do it! Don’t do it! (повелительное наклонение) |
1 |
29. 30 |
Урок этикета (структуры let’s / Would you like…) Игра- соревнование «В стране грамматики» |
1 |
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты
В результате прохождения курса у учащихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости английского языка в жизни современного человека и его важности для современного поликультурного мира. Школьники приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Они учатся самостоятельно ставить и решать личностно-значимые коммуникативные задачи, при этом адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые средства, соблюдая речевой этикет. Программа будет способствовать дальнейшему формированию у учащихся интереса к английскому языку, к истории и культуре страны изучаемого языка, развитию познавательных мотивов, поможет усилить желание изучать иностранный язык в будущем.
Метапредметные результаты
Изучение курса способствует достижению метапредметных результатов, то есть формированию универсальных учебных действий:
Коммуникативные (УУД) развитие коммуникативных универсальных учебных действий в четырёх основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме )
Регулятивные ( УУД ) - развитие регулятивных УУД через формирование качества личности.
Познавательные - способствует овладению новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии с темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для начальной школы. Освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран / страны изучаемого языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся начальных классов; формирование умения представлять свою страну, её культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- развивитие познавательных УУД; знакомство с доступными учащимся способами и приёмами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий; - уметь видеть проблему, ставить вопросы, представлять своё мнение и аргументировать её.
А также программа развивает умение учиться, приучает самостоятельно ставить учебные задачи, планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию при сравнении планируемого и полученного результатов. Способы презентации нового языкового материала показывают учащимся, каким образом необходимо структурировать новые знания, анализировать объекты с целью выделения существенных признаков и синтезировать информацию, самостоятельно выстраивая целое на основе имеющихся компонентов. Наибольшее внимание уделяется формированию умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, овладению монологической и диалогической формами речи, инициативному сотрудничеству речевых партнеров при сборе и обсуждении информации, управлению своим речевым поведением.
По итогам прохождения данной программы учащиеся должны знать, уметь:
- вести диалог в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в стране изучаемого языка;
- брать и давать интервью;
- рассказывать о себе, своей семье, друзьях, с опорой на зрительную наглядность;
- давать краткую характеристику реальных людей и литературных персонажей;
-- читать и понимать основное содержание несложных текстов;
- читать и выборочно понимать значимую/нужную/запрашиваемую информацию;
- читать и полностью понимать несложные тексты;
- пользоваться сносками и словарями;
- различать на слух и произносить все звуки английского языка;
- соблюдать правильное ударение в изученных словах;
- различать коммуникативные типы предложения по интонации;
- правильно писать изученные слова;
- узнавать в письменном и звучащем тексте изученные лексические и грамматические единицы;
- употреблять в устной и письменной речи лексические единицы и видо-временные формы глаголов;
- распознавать принадлежность слов к частям речи по определённым признакам (артиклям и др.);
- использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования;
Грамматическая сторона речи
- распознавать и употреблять в речи:
- различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные (общий, специальный, альтернативный вопросы), побудительные (в утвердительной и отрицательной форме);
- предложения с начальным It (It’s cold. It’s five o’clock. It’s interesting. It’s winter);
- предложения с начальным There + to be (There are a lot of trees in the park);
- имена существительные в единственном и множественном числе;
- личные, притяжательные, указательные местоимения;
- имена прилагательные в положительной , сравнительной и превосходной степенях;
- количественные числительные;
- глаголы в Present Simple; Present Continuous; Past Simple,Future Simple;
- распознавать и употреблять в речи модальные глаголы can, must.
Календарно – тематическое планирование по курсу «Английский с увлечением»
Урок |
Дата по плану |
Дата по факту |
Тема |
Кол-во часов |
|
||||
1. |
|
|
Король to be и частица not |
1 |
2. |
|
|
Герцог to have и частица not |
1 |
3. |
|
|
В гостях у короля to be и герцога to have |
1 |
4. |
|
|
В царстве Present Simple |
1 |
5. |
|
|
Знакомьтесь: друзья don’t и doesn’t |
1 |
6. |
|
|
В гостях у семьи Wh (Вопросительные слова) |
1 |
7. |
|
|
What are you doing now? (Present Continuous) |
1 |
8. |
|
|
Present Continuous и Present Simple: Что выбрать? |
1 |
9. |
|
|
Путешествие в прошлое: Past Simple |
1 |
10. |
|
|
Непослушные сыновья короля Yesterday |
1 |
12. |
|
|
Чем занимается министр didn't? |
1 |
13. |
|
|
Игра “What?Where?When?”(вопросы в Past Simple”) |
1 |
14. |
|
|
Игра «машина времени» (Past Simple or Present Simple?) |
1 |
15. |
|
|
Present Simple, Present Continuous, Past Simple: соревнование трех стран |
1 |
16. |
|
|
Much и many |
1 |
17. |
|
|
There is/there are |
1 |
18. |
|
|
Let’s count! (Порядковые числительные 1-12) |
1 |
19. |
|
|
Let’s count! (Порядковые числительные 13-19) |
1 |
20. |
|
|
Let’s count! (Порядковые числительные 20-100) |
1 |
21. |
|
|
Хвастунишка can и его честный брат cannot |
1 |
22. |
|
|
Сказка о капризной принцессе I want/I don't want |
1 |
23. |
|
|
Сказка о послушной принцессе I must/I mustn't |
1 |
24. |
|
|
Сказка о короле Adjective и его трех дочках Positive, Comparative и Superlative.(Часть I) |
1 |
25. |
|
|
Сказка о короле Adjective и его трех дочках Positive, Comparative и Superlative.(Часть II) |
1 |
26. |
|
|
Сказка о короле Adjective и его трех дочках Positive, Comparative и Superlative.(Часть III) |
1 |
27. |
|
|
Давай помечтаем! (форма будущего времени will) (Часть I) |
1 |
28. |
|
|
Давай помечтаем! (форма будущего времени will) (Часть II) |
1 |
29. |
|
|
Do it! Don’t do it! (повелительное наклонение) |
1 |
30. |
|
|
Урок этикета (структуры let’s / Would you like…) Игра- соревнование «В стране грамматики» |
1 |
Список литературы для учителя:
- Диагностика определения уровня сформированности элементарных навыков общения на английском языке детей в начальной школы/ пол ред.: Н.Д.Епанчинцевой, О.А.Моисеенко.- Белгород: ИПЦ «Политера», 2009
- Губарева Т.Ю. Грамматика английского языка в таблицах и схемах. – М.: «Лист», 1996. Английская грамматика в таблицах и схемах. – СПб.: КАРО, 2005. – 128с.
- Кулиш В.Г. “Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории”, М.: “Сталкер”, 2001 г.
- Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамматике английского языка на начальном этапе//ИЯШ.-2006.-№3.-С.64-66
- Лащикова И.И. Игра как методический прием усвоения числительных на начальном этапе обучения // ИЯШ. – 2006. - №5. – С.29-31.
- Лепешко Л.Ф.Алгоритм формирования вопросительного предложения в английском языке//ИЯШ.-2005.-№4.-С.96-97
- Лыкова Л.Л. Обучение английскому языку дошкольников и младших школьников. Play and learn English. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.: ил.
- Опойкова О.Н. Коммуникативные приемы обучения грамматике на уроках английского языка//ИЯШ.- 2005.-№8-.С.38-42
- Павлова Е.А. Коммуникативный подход в обучении грамматике (на примере рифмованных текстов) //ИЯШ. – 2008. - №6. – С.33-40.
Список литературы для ученика:
-
- Англо-русский и русско-английский словарь для школьника.
- Г.Д.Томахин. По странам изучаемого языка: Английский язык: Справочные материалы.
- Кулиш В.Г. Занимательный английский для детей. Сказки, загадки, увлекательные истории. Донецк: Сталкер, 2009.
- Мой Oxford. Англо-русский словарь в картинках. М.: РОСМЭН, 2008