Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Фантазия»

0
0
Материал опубликован 16 January в группе

 

 

 

 

Управление образования Администрации города Вологды

Муниципальное учреждение

дополнительного образования

«ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ и МОЛОДЕЖИ»

 

Методический совет

Протокол № 4 от 26.03. 2020

Утверждаю: Директор «ДТДиМ»

____________В.Н. Митрофанова

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

 

«Фантазия»

 

Возраст участников: 5-10 лет

Срок реализации: 3 года

 

 

Егорова Елена Викторовна,

педагог дополнительного образования «ДТДиМ», ул. Ленинградская, 5

 

 

 

 

 

 

 

Вологда

2022

 

Раздел №1. Комплекс основных характеристик программы

 

Пояснительная записка

 

Программа «Фантазия» является общеобразовательной общеразвивающей и имеет художественную направленность.

Программа «Фантазия» реализуется с 2005 года.

Изобразительное искусство и очень древнее, и очень молодое. Художники создавали изображения и тысячи лет назад, создают их и сегодня. Вводить детей в «большое искусство» следует как можно раньше, необходимо создать предпосылку для «самостоятельного вхождения» и особенно важно определить фазы этого пути: от простого к сложному от конкретного к общему.

Формирование творческой личности одна из важных задач педагогики на современно этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.

Актуальность программы: обусловлена тем, что происходит сближение программы с требованиями жизни. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство композиции, дает возможность творческой самореализации личности. Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает ребенку мир реально существующей гармонии, развивает чувство красоты форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

Педагогическая целесообразность: обусловлена тем, что занятия по программе способствуют формированию высокого интеллекта, духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения. Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Каждый ребенок видит результат своего труда, получает положительные эмоции.

Дошкольный и младший школьный возраст это тот период, когда изобразительная деятельность чаще всего является устойчивым интересом, увлечением не только одаренных, но и почти всех детей. Увлекая ребенка в сказочный мир искусства, исподволь у него развивается воображение и художественные способности.

Создавая изображения, ребенок осмысливает качества предметов, запоминает их характерные особенности и детали, овладевает изобразительными навыками и умениями и учится осознанно их использовать.

В ходе освоения программы «Фантазия» дети приобщаются к искусству, приобретают навыки изобразительного творчества.

Программа «Фантазия» состоит из 10 блоков, а они в свою очередь включают в себя следующие разделы:

- Цветоведение

- Знакомство с жанрами живописи

- Рисунок

- Рисование с натуры

- Рисование на тему

- Лепка

- Аппликация

- Конструирование из бумаги

- Создание коллажей

- Организация и посещение выставок.

Некоторые темы занятий в блоках могут повторяться на протяжении 3-х лет обучения в изобразительной студии. Но с каждым годом работа по темам усложняется, в плане решения задач по технике выполнения задания, использования разнообразных художественных материалов, совершенствования изобразительных умений. Работа по каждому блоку осуществляется в течение нескольких недель. В каждом блоке могут использоваться разные формы работы: занятия, самостоятельная и частично регламентированная деятельность, досуги, развлечения.

 

Настоящая программа является результатом десятилетней апробации ее основного содержания, реализованного в изостудии Дворца через ряд программ по изобразительному искусству, которые были созданы в предшествующие годы.

Программа написана в соответствие с нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 678-р от 31.03.2022)

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 09.11.2018);

4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242;

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи";

6. Устав МУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи».

 

Уровень освоения программы – базовый.

 

 

 

Цель программы: развитие творческих способностей детей в процессе изобразительной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

-вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними,

-ознакомить с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности,

-побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.

Воспитательные:

- воспитывать художественный вкус,

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Развивающие:

- развивать эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов,

- развивать художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности.

 

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года обучения. Полный объем учебных часов - 432, в том числе:

1 год обучения - 144 часа, 2 год обучения - 144 часа, 3 год обучения - 144 часа.

 

Режим, формы занятий

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, в специально оборудованном помещении.

Структура занятия в изостудии состоит из нескольких этапов:

объявление темы, или задач занятия;

объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;

физкультминутка

повторение последовательности выполнения работы;

самостоятельная работа детей,

подведение итогов

Наряду с традиционными занятиями (рисование с натуры, рисование на заданные темы по представлению, по памяти) широко используются и нетрадиционные формы организации обучения, такие как:

- занятие-путешествие

- занятие-конкурс

- занятие-экскурсия

- занятие-развлечение.

 

 

 

Возраст участников программы

Возраст обучающихся: первого года обучения 5-7- лет, второго года обучения - 7-8 лет, третьего года обучения - 8-10 лет.

Количество детей в группах от 5 до 15 человек первый год обучения,

от 5 до 12 человек второй год обучения, от 5 до 10 человек третий год обучения.

Набор детей в изостудию свободный, главное - это желание самого ребенка заниматься. Каждый учебный год состав детей обновляется, поэтому вновь поступивший ребенок может прийти на любой этап реализации программы.

 

Планируемые результаты

Личностные результаты:

У обучающегося будут сформированы:

Познавательный интерес к новому материалу и способам решения задач;

Адекватное понимание причин успешности/ неуспешности творческой деятельности;

Способность к самооценке;

Уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей.

Самостоятельность в поиске решения различных творческих задач.

 

Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

Принимать и сохранять учебно-творческую задачу, определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

. Планировать свои действия, проговаривать последовательность действий на занятии;

. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

. Адекватно воспринимать оценку педагога;

. Различать способ и результат действия;

. Вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

. С помощью педагога объяснить выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающиеся смогут:

1. Допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

2. Учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

3. Формировать собственное мнение и позицию;

4. Договариваться, приходить к общему решению;

5. Соблюдать корректность в высказываниях;

6. Задавать вопросы по существу;

7. Использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

Осуществлять поиск нужной информации для выполнения работ используя дополнительную литературу, информацию, полученную на занятии;

Использовать знаки, символы, модели, схемы, образцы, эскизы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

Анализировать объекты, выделять главное, сравнивать и группировать предметы;

Осуществлять синтез (целое из частей);

Обобщать (выделять класс объектов по какому-то признаку);

Подводить под понятие;

Устанавливать аналогии.

Предметные результаты:

По окончанию курса обучения по программе дети будут знать:

- виды и жанры искусства,

- специальную терминологию

- научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства,

-узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать некоторые произведения русского и мирового искусства,

- будут замечать изобразительно-выразительные средства (цвет, форму, композицию, фактуру), с помощью этих средства будут создавать образы в рисунках, лепке, аппликации.

Уметь:

- работать с натуры, по памяти, по представлению, соблюдая последовательность в работе от эскиза до композиции,

- использовать разнообразные выразительные средства, а также варианты различных техник и способов изображения.

 

Формы подведения итогов реализации программы

В процессе обучения детей по данной программе проводится 3 вида аттестации:

1. Текущая аттестация (форма проведения: просмотры работ учащихся, организация выставок в изостудии)

2. Промежуточная аттестация (проведение тематических викторин, игр с элементами соревнования)

3. Аттестация по итогам реализации программы (проведение открытых занятий в конце учебного года), участие в выставках различного уровня.

Формы оценки результативности включают в себя:

- наблюдение(работа детей в течении года, отчетные просмотры законченных работ),

- отзывы родителей по результатам обучения детей.

Критерии оценок:

По результатам аттестации обучающимся выставляются уровни: «высокий», «средний», «низкий».

Высокий -обучающийся самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне его работа отличается грамотным исполнением, творческим подходом.

Средний - обучающийся справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегают к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

Низкий - обучающийся выполняет задание (задачи), но делает ошибки. Для завершения работы необходимо постоянная помощь преподавателя.

 

Учебный план (1 год обучения)

Разделы темы

Теория

Практика

Всего часов

Итоги, форма аттестации

1

Вводное занятие.

2

 

2

 

2

Диагностика.

 

2

2

Тестирование

3

Разноцветная страна

4

12

16

 

4

Круглый год

4

14

18

Просмотры

5

Наши друзья- животные

5

17

22

 

6

Любимая игрушка

2

12

14

Текущая аттестация

(выставка рисунков)

7

Сказочный волшебный город

4

16

20

 

8

Наш город

2

6

8

 

9

Мы едем, едем, едем…

1

9

10

 

10

Кем ты хочешь быть?

4

16

20

Промежуточная аттестация (выставка)

11

Подводный мир

3

10

12

Промежуточная аттестация программы

(тестирование)

 

ИТОГО

31

113

144

 

 

 

Содержание программы

1 год обучения

Вводное занятие.

Теория: Техника безопасности, правила дорожного движения, правила пожарной безопасности, правила поведения на занятиях, знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Тема. Диагностика

Практика: Установка « Рисовать можно все , что захотите…»

Тема. Разноцветная страна

Теория: Знакомство с основными цветами, хроматические, ахроматические цвета. Понятие «тон».

Практика: Рисование: «Остров Радуги», « Разноцветные коврики», « Две груши», « Три котенка». Дети осваивают приемы рисования линий, мазков. Учатся правильно держать кисть, смешивать краски со слов педагога на палитре.

Тема: Круглый год

Теория: Беседа о профессии художник. Знакомятся с жанром пейзаж. Учатся определять какое настроение передано в картине (веселое, грустное). Какое время года передал художник на картине.

Практика: Учатся располагать сюжеты на картине. Рисование пейзажей: «Золотая осень», «Непогода», «Зимний дворец», «Грачи прилетели»…

Тема: Наши друзья животные.

Теория: Знакомятся с творчеством художника Е. И. Чарушина, рисуют в технике « тычка». Учатся рисовать пластилином.

Практика: Лепка комбинированным способом животных: котенок, щенок, мышонок, медведь. Рисование: лиса, собака, медведь, а также животные жарких стран.

Тема: Любимая игрушка.

Теория: Знакомство с понятием « Рисунок» - как непосредственный вид искусства, средствами выразительности (точкой, линией, пятном).

Практика: Дети учатся работать материалами (пастель, уголь, сангина). Рисование с натуры «Лошадка», «Белочка», «Любимая игрушка». Получают навыки работы с бумагой в технике «мозаика» и объемной аппликации. Аппликация «Слоненок», «Свинка», « новогодняя игрушка из геометрических фигур».

Тема: Сказочный волшебный город

Теория: Дать понятие «Барельеф». Беседа «Какого цвета снег».

Практика: Дети работают в технике : ( монотипия, кляксография, пальцевая живопись). Рисование: « Чудесная поляна», «Сказочные птицы», «Любимая сказка». Лепка «Чудо-дерево», « Обитатели Чудо-леса»…

Тема: Наш город.

Теория: Знакомство с народными промыслами (Дымковская игрушка, Вологодское кружево).

Практика: Рисование Дымковской игрушки по трафарету, «Зимние узоры». Коллективная аппликация « Наш город».

Тема: Транспорт.

Теория: Беседа о видах транспорта.

Практика: Аппликация «Автобус», «Грузовая машина», дети вырезывают предметы из геом. частей и дорисовывают карандашами и фломастерами. Коллективная работа «Поездка друзей», дети самостоятельно составляют несложный сюжет.

Тема: Кем ты хочешь быть?

Теория: Учить детей рисовать фигуру человека по образцу. Учить лепить фигуру человека комбинированным способом по образцу.

Практика: Дети рисуют коллективно работу «На арене цирка», в технике гуаши. Лепка «Клоун», «Акробат». Рисование спортсменов в движении.

 

Тема: Подводный мир.

Теория: Дети продолжают знакомиться с художественными техниками (по сырой бумаге). Развиваем чувство цвета и композиции.

Практика: Выполняем аппликацию в технике «мозаика». Лепка сюжетная «Аквариум»…

 

К концу первого года обучения ребёнок будет:

- иметь первоначальные представления об изобразительном искусстве

- иметь первичные умения в изображении простейших форм Уметь передавать настроение в работе

- сформирован интерес к занятиям изобразительной деятельностью

- сформировано умение доводить начатое дело до конца,

- сформировано умение доброжелательно оценивать свою и чужую работу.

 

Учебный план (2 год обучения)

 

Разделы темы

Теория

Практика

Всего часов

Итоги, форма аттестации

1

Вводное занятие.

2

 

2

 

2

Диагностика.

 

2

2

Тестирование

3

Разноцветная страна

2

12

14

 

4

Круглый год

4

12

16

Просмотр

5

Наши друзья- животные

4

12

16

Текущая аттестация

(выставка)

6

Любимая игрушка

2

16

18

 

7

Сказочный волшебный город

8

18

26

 

8

Наш город

2

8

10

 

9

Мы едем, едем, едем…

2

8

10

 

10

Кем ты хочешь быть?

4

12

16

Промежуточная аттестация

Открытое занятие

11

Подводный мир

2

12

14

Промежуточная аттестация

(просмотры,

развлечения)

 

ИТОГО

32

112

144

 

 

Содержание программы

2 год обучения

 

Вводное занятие: знакомство с учебным планом, Техникой безопасности, пожарной безопасности. Знакомство с материалами и оборудованием.

Диагностика:

Практика: Рисование красками и карандашами: « Рисовать можно все что любите и умеете рисовать».

Тема: Разноцветная страна.

Теория: Дать понятие различных видов мазков (штрих-дождик, «звездочка», «волна»). Продолжаем знакомить детей с понятиями хроматические и ахроматические цвета. Понятием тон, теплые и холодные цвета.

Практика: Дети самостоятельно составляют оттенки цветов путем добавления белил в гуашь и разбавления водой акварели. Дети учатся делить цвета на насыщенные и малонасыщенные. Рисование на темы: «Туман». «Дремучий лес». «Праздничный букет»…

Тема: Круглый год.

Теория: Беседа о жанрах живописи. Знакомство с понятиями «композиция», «симметрия», «линия горизонта».

Практика: Дети знают и различают жанры изобразительного искусства. Работают в технике коллаж с разнофактурными материалами.

Тема : Наши друзья животные.

Теория: Знакомятся с разнообразием линий, штрихов, как средств выразительности в графике. В лепке учатся создавать сюжет, лепить пластическим способом, пользуясь стекой.

 

Практика: дети самостоятельно работают графическими материалами. Рисование животных (реалистичных и фантастических). Лепят сказочных животных, передавая характерные особенности, пропорции. Работают в технике пластилинография.

Тема: Любимая игрушка.

Теория: Продолжать совершенствовать навыки работы в технике силуэтного и симметричного вырезывания, «мозаика», обрыв бумаги…В конструировании создают объемы из бумаги – конус, цилиндр, шар.

Практика: Аппликация «Моя любимая игрушка», конструирование из бумаги животных. Изготовление новогодних масок, используя шаблоны.

Тема: Сказочный волшебный город.

Теория: Знакомство с жанром «Кубизм», «Авангард». Продолжаем знакомить детей с нетрадиционными техниками в рисовании ( по мятой бумаге, рисование ладошкой, пальцем)

Практика: Рисование ладошкой «Сказочные птицы», рисование «ножницами», рисование под музыку «Настроение». Выполнение работы в технике коллаж «Волшебное дерево».

Тема: Наш город.

Теория: Экскурсия в музей кружева. Знакомство с Вологодским кружевом.

Практика: Дети самостоятельно создают декоративный узор , учитывая симметрию, цвет украшаемой формы:» Бабочка», в технике гуаши.

Тема: Транспорт.

Теория: Беседа: «Первый полет в космос». Показ образцов современного транспорта. Знакомство с материалом худ. пастель, показ приемов рисования (штриховка, растушевка).

Практика: Работа в технике коллажа(пастель, цветная бумага),тема «Космос».Рисование изобрети свой вид транспорта (по представлению).

Тема: Кем ты хочешь быть!

Теория: Учить рисовать человека в разных позах, используя «модель». Беседа о жанре «Портрет».

Практика: Рисование человека в разных позах (сидя, стоя, в движении). Рисование автопортрета , в разных профессиях.

Тема: Подводный мир.

Теория: Знакомство с понятием «марина» и художником Айвазовским.

Практика: Рисование в технике « по сырой бумаге» гуашью: «Морской пейзаж» (по образцу). Выполнение коллажа по представлению: «Сказочный подводный мир», используя прием мозаики из бумаги, обрыв бумаги, гуашь, восковые мелки.

 

К концу второго года обучения ребёнок будет:

- иметь базовые знания и умения в изобразительном искусстве,

- уметь применять полученные знания на практике (уметь строить композицию с выделением композиционного центра. Знать основы цветоведения)

- развита наблюдательность, фантазия Улучшена моторика, пластичность, гибкость руки

- развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку

 

Учебный план (3 год обучения)

 

Разделы темы

Теория

Практика

Всего часов

Итоги, форма аттестации

1

Вводное занятие.

2

 

2

 

2

Диагностика.

 

2

2

Тестирование

3

Разноцветная страна

2

12

14

 

4

Круглый год

5

17

22

Просмотр (выставка)

5

Зоопарк

4

12

16

 

6

Любимая игрушка

6

16

22

 

7

Сказочный волшебный город

4

2

6

Просмотр

Открытое занятие

8

Наш город

4

8

12

 

9

Мы едем, едем, едем…

2

6

8

 

10

Кем ты хочешь быть?

8

24

32

Промежуточная аттестация (выставка)

11

Подводный мир

1

7

8

Аттестация по итогам программы (просмотры

тестирование)

 

ИТОГО

38

106

144

 

 

Содержание программы

3 год обучения

 

Вводное занятие: Правила техники безопасности, пожарной безопасности, правила личной гигиены при работе в изостудии. Знакомство с новыми художественными материалами.

Диагностика:

Практика: «Диагностика художественности» ( нарисовать сюжет к сказке, по желанию). Используя технику гуаши.

Тема: Разноцветная страна.

Теория: Знакомство с контрастными цветами. Работа с цветовым кругом.

Дать понятие «Колорит».

Практика: Работа в технике акварели «Дары осени» (рисование «теплого» натюрморта). Рисование «Сказочная птица», в технике гуаши контрастными цветами (красный-зеленый, желтый-фиолетовый).

Тема : Круглый год.

Теория: Беседа о художниках А. Саврасове, И. Левитане, И. Шишкине.

Экскурсия на тему «Как художник рисует солнце». Беседа о жанре «Натюрморт».

Практика: Рисование пейзажей по образцу, по памяти, с натуры (выход на пленэр в парк), в технике гуаши, акварели, смешанные техники: «Городской пейзаж», «Летом в деревне», « Осенний парк», «Зимний лес».

Тема: Наши друзья животные.

Теория: Понятие пропорции. Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными деталями». Знакомство с художниками анималистами: Е.Чарушин, Т.Капустина, Л.Лебедев

Практика: использование разных художественных материалов для передачи фактуры шерсти у животных: гуашью («тычком»), углем, сангиной (штриховка, пятно). Рисование «Кролик», «Лис», «Белочка», «Ежик», «Собака», «Кошка».

Лепка животных пластилином пластическим и конструктивным способом в движении с натуры и по памяти «Щенок», «Слон».

Тема: Любимая игрушка.

Теория: Знакомство с вариантами объемной композиции из бумаги .

Практика: Коллаж «Герои мультфильмов» (дети самостоятельно используют приемы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание). Самостоятельно создают композицию, подбирают цветовые сочетания.

Тема: Сказочный волшебный город.

Теория: Чтение художественной литературы. Беседа о творчестве художника В. Васнецова и Ю. Билибина. Знакомство с жанром авангард, кубизм.

Практика: Творческая работа «Пластилиновая сказка», продолжение знакомства с приемами работы в технике пластилинография («мазки», «мозайка»). Рисование настроения в жанре авангарда. Аппликация «Рисование ножницами зимнего леса» (прием силуэтного вырезывания).

 

Тема: Наш город.

Теория: Учить создавать узоры в круге, квадрате.

Беседа о деревянном зодчестве. Старинные особнячки Вологды.

Практика: Коллективная работа «Наш город» (в технике пластилинография). Рисование «Морозные узоры»(по мотива вологодского кружева).

Тема: Транспорт.

Теория: Беседа о космонавте Ю.Беляеве, рассматривание иллюстраций с космическими пейзажами.

Практика: Рисование пастелью «Космический пейзаж».

Рисование по представлению «Вологда через 30 лет».

Тема: Кем ты хочешь быть?

Теория: знакомство с жанром «портрет» и «автопортрет». Беседа о художнике Н. Тропинине.

Практика: Рисование по памяти «Семейный портрет», «Спортсмен». Рисование с натуры «На занятии в изостудии». Дети самостоятельно изображают фигуру человека , используя схему, натуру.

Тема: Подводный мир.

Теория: Продолжаем знакомить детей с жанром «марина» и художниками-маринистами.

Практика: Дети свободно экспериментируют различными материалами (губки, шампунь, пакеты, зубная паста…) и художественными техниками (пальцевая живопись, кляксография, монотипия) для создания выразительных образов.

 

К концу третьего года дети будут знать:

- закономерности конструктивного построения предметов, основные закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции и применять их на практике

- знать различные техники, работы, карандашом, акварелью, гуашью, пастелью, пластилином, передавать в работе не только настроение,но и собственное отношение к изображаемому объекту

- развита творческая активность и воображение

 

Раздел №2. Комплекс организационно-педагогических условий

 

Ресурсное обеспечение программы

Методическое обеспечение

Основными методами обучения по программе являются:

1. Словесные методы (объяснение, беседа, рассказ).

2. Наглядные (наблюдение, демонстрация и иллюстрация, использование теле-и аудиоаппаратуры...)

3. Практические методы (показ способов изображения, дидактические игры, упражнения).

Большое место в программе отводится системе работы по развитию воображения и фантазии т.к. воображение является центральным психическим новообразованием дошкольного периода, (по Л.С.Выгодскому)

Для проведения этой работы в программе «Фантазия» разработаны разнообразные задания, построенные на основе ассоциативного мышления детей. И так, циклы занятий «Путешествие по пластилиновой стране» и «Волшебная страна Рисовандия» - новая, отличная от аналогичных занятий во Дворце творчества, форма в изобразительной деятельности. В ней:

- отсутствует обычный показ изображения и образец, созданные взрослым;

- каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны лишь в индивидуальной форме, после обсуждения наиболее удавшихся моментов;

- обязательно мотивировка исполнения рисунка, создания на занятии состояния творческого подъема и желания творить.

Другое, не менее важное условия формирования творчества в данной программе - это переход к педагогике сотрудничества. При личностно-ориентированном взаимодействии взрослого и ребенка несложно достичь творческого отношения к рисованию, сделать обучение эмоционально насыщенным.

Кроме того, чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплеталась бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей. Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному. Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организация коллективной работы детей. Это коллаж «Обитатели водного царства» и коллаж «Наш город».

Дети дошкольного и младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов «взрослых» детей. Любая новая технология, новый материал вызывает у них интерес, желание работать. Для активизации детей используются задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чудо-дерево», «Превращения ножниц», «Дорисуй». Также на каждом занятии организуется игровая ситуация: «Сказка про зеленую краску», «Путешествие по Пластилиновой стране», «Путешествие в страну Рисовандию», с игровыми персонажами Незнайкой и художником Тюбиком, Девочками-Кисточками, Пластилиниусом, Бумажным квадратиком и др.

Разрабатывая занятия данной программы я следовала следующему способу построения учебного процесса: сначала педагог объясняет тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия; художественное оформление, репродукции работ известных художников, альбомы о изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходят к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, сангина, уголь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, палитра). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определенным заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений проводится анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. А на некоторых занятиях по рисованию и лепке дети сами оценивают свою работу и придумывают истории, сказки про своих персонажей, т.е. занимаются словотворчеством.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятии музыка. Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук. Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе, игра «Изобрази дерево»...) помогают ребенку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Таким образом, игровые моменты в изобразительной деятельности усиливают внимание к поставленной задаче, стимулируют мышление, воображение, фантазию. Вместе с тем и здесь должна быть соблюдена педагогическая целесообразная мера, т.к. изобразительная деятельность школьника это труд, хотя и носящий ярко выраженный художественный характер.

Поэтому на занятиях изобразительного искусства мы использовали в основном кратковременные игровые моменты игры как средства усвоения необходимых знаний, умений и навыков, а также для осуществления преемственности изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

Содержание программы

Программа «Фантазия» состоит из 10 блоков

1блок «Диагностика художественных способностей». Проводится в начале и в конце учебного года для выявления уровня:

1. технических умений и навыков в рисовании красками и карандашами;

2. изобразительных умений.

Детям дается установка: «Рисовать можно все, что захотите, что любите рисовать, что умеете рисовать, но никогда еще не рисовали». В течение 30 минут дети должны выполнить 2 работы, каждая по 1\2 часть альбомного листа. Первая в технике простого карандаша, вторая гуашевыми красками.

2блок «Разноцветная страна».

Задачи:

1. развить у детей восприятие цвета, умение сочетать цвета.

2. научить детей составлять оттенки путем добавления белил в гуашь и разведение водой акварели.

3. научить правильно держать кисть, смешивать краски на палитре.

Материал: гуашь, акварель, палитра, кисти щетинные и беличьи. Данному блоку соответствуют темы занятий:

1. Остров радуги.

2. Сказка про зеленую краску.

3. Хроматические цвета.

4. Ахроматические цвета.

5. Теплые тона.

6. Холодные тона.

7. Тон.

Дидактические игры: «Подбери по цвету», «Найди такой же» (детям предлагается в окружающей обстановке найти все, что имеет данный цвет).

На занятиях детям предлагается отправиться в путешествие по радужной стране, где они познакомятся с Островом Радуги, с зеленой краской, с цветными и не цветными красками («Сказка про Черного, Белых и Серых»), с теплыми и холодными цветами дети «встречаются» в Африке и на Северном полюсе.

Работа в данном блоке и в последующих блоках осуществляется с учетом возрастных особенностей детей.

3 блок. «Круглый год»

Задачи:

1. познакомить с основными понятиями: линия горизонта, композиция, фактура, симметрия, колорит.

2. научить изображать предметы с натуры.

3. научить детей понимать, что хотел рассказать художник в своем произведении, каким образом он это выразил.

4. сформировать у детей художественный вкус.

Материал: гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, пастель, уголь, сангина, цветная бумага, ткань, природные материалы, клей, кисти.

Данному блоку соответствуют следующие темы:

1. Кто такой художник? 2. Жанр пейзажа (осень, весна, зима).

3. Жанр натюрморта (осень, весна, зима). 4. Коллажи

Чтение произведений поэтов и писателей о природе во все времена года.

Наблюдение природы в разное время года, в разную погоду. Беседы о характерных особенностях каждого месяца. Слушание музыкальных произведений, посвященных объектам и явлениям природы: П.И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Времена года».

Дети, используя разные виды изобразительные материалы, изображают явления природы и времен года, таким образом, знакомясь с многогранным жанром пейзажа.

4. блок. «Зоопарк. Наши друзья животные».

Задачи:

1. учить использовать разнообразные способы лепки.

2. развивать умение передавать образ в движении, характерные особенности, пропорции.

3. обучать технике пластилинографии.

Материал: пластилин, глина, гипс, стеки, гуашь, фломастеры, восковые мелки, пастель, кисти.

Темы занятий блока:

1. Лепка базовых форм.

2. Лепка: Котенок.

3. Лепка + рисование: Лиса.

4. Лепка: Щенок.

5. Лепка: Медведь.

6. Лепка: Волчонок.

7. Рисование: Животные жарких стран.

8. Рисование: В зоопарке.

9. Рисование: Кошка с котятами.

Чтение сказок Е.И. Чарушина, К.И. Чуковского, народных сказок, рассматривание иллюстраций Е. Чарушина, Ю. Васнецова и др.

В процессе лепки животных дети «путешествуют» по «Пластилиновой стране» вместе с пластилиновым человечком Пластилинусом, вместе с ним придумывают и сочиняют сказки о животных, и составляют книгу. А в процессе анализа детских работ происходят сюжетно-ролевые игры с пластилиновыми героями. Проводятся беседы с детьми о домашних питомцах, их наблюдениях, интересных историях о животных.

Изображение животных в рисунках: «Кошка с котятами», «Щенок», «Как я гуляю со своей собакой» и др.

5блок «Любимая игрушка»

Задачи:

1. развивать навыки работы с бумагой (силуэтное, симметричное вырезывание, техника мозаики, мятой бумаги, обрыв бумаги).

2. развивать у детей композиционные умения, используя бумагу разной фактуры.

3. продолжать развивать умение работать ножницами.

Материал: цветная бумага, картон, ткань, клей, пластилин, стеки, гуашь, кисти, пастель.

Темы занятий:

1. Рисование с натуры деревянной, мягкой игрушки.

2. Коллаж «Моя любимая игрушка»

3. Аппликация «Новогодняя игрушка» (из геометрических форм)

4. Коллаж «Волшебный цветок»

5. Аппликация «Слон»

6. Аппликация «Стрекоза»

Чтение книги А. Барто «Игрушки», Э.Успенского «Чебурашка и крокодил Гена» и др. Загадки, Н. Волков «Цветик-Семицветик».

Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Какой игрушки не стало». В процессе игр дети знакомятся с игрушками, рассматривают их, описывают их качества.

Создание игрушек из бумаги, картона, пластилина, ткани (всевозможные коллажи). Тема: «Новогодняя игрушка». Из кружков придумать игрушку, какую никто не видел (методика ТРИЗ) или «Собери животное из геометрических фигур» (слоненок из квадратов). Рисование и создание детьми сказок об игрушках.

6блок. «Сказочный, волшебный город».

Задачи:

1. научить и познакомить детей с новыми нетрадиционными техниками в рисовании и лепке, т.е. свободно экспериментировать изобразительными материалами.

2. развивать творческие способности в процессе изображения предметов, явлений и состояний окружающего мира.

Материал: гуашь, акварель, кисти, палитра, пластилин, стеки, картон,

скрепки, восковые мелки, пастель, фломастеры, ткань, природные

материалы, уголь, сангина.

Темы занятий:

Цикл «Путешествие по пластилиновой стране»

1. «Чудо-дерево»

2. «Обитатели Чудо-леса»

3. Барельеф «Сказочный домик»

Цикл «Страна Рисовандия»

1. Рисование «Чудесная поляна»

2. Рисование «Сказочные птицы»

3. Монотипия «Жанр авангарда»

4. Рисуем музыку (жанр кубизма)

5. «Рисование ножницами»: Дом Деда Мороза.

6. Рисование «Любимые сказки»

Чтение литературных произведений: русские народные сказки, А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек», К.И.Чуковский «Чудо-дерево».

Продолжаем вместе с Пластилинусом «путешествие» по пластилиновой стране. Темы: «Чудо-дерево» и коллективная работа «Чудо-лес», «Сказочный домик и «Сказочный город». Каждая композиция может создаваться в течение нескольких занятий, в «Чудо-лес» могут «прилететь» бабочки, пчелы, стрекозы, птицы. А какие животные могут обитать в Чудесном лесу? Да самые разные, даже фантастические, придуманные самими детьми.

В этот блок входят также и занятия из цикла «Путешествие по стране Рисовандия» вместе с Королевой-Кисточкой, Девочками-Кисточками, Карандашом-Максимом, непоседами-красками.. Дети овладевают нетрадиционными техниками в рисовании: монотипия «Чудесная поляна», пальцевая живопись «Сказочные птицы», кляксография - жанр авангарда, а также «рисуют» музыку пятнами и линиями (П.И.Чайковский «Старая кукла», «Новая кукла»).

7 блок «Наш город».

Задачи:

1. продолжать учить создавать композиция, замысливать сюжет будущей работы.

2. учить создавать декоративный узор, учитывая ритм, симметрию, цвет украшаемой формы, традиции художественных промыслов.

3. воспитывать умение разбираться и различать изделия народно-художественных промыслов.

Материал: гуашь, акварель, кисти, палитра, пастель, цветная бумага для пастели, глина, цветная бумага, пластилин, изделия народных промыслов: Дымково, Городецкая роспись, Вологодское кружева, альбомы с иллюстрациями. Темы занятий:

Рисование «Вологодское кружево»

2. Рисование+лепка «Дымковская игрушка»

3. Рисование «Городецкая роспись»

4. Аппликация + рисование «Дом, в котором я живу»

5. Коллективная работа «Наш город»

Декоративное рисование строится на основе ознакомления с декоративно-прикладным искусством, в частности с такими промыслами, как «Вологодское кружево», «Дымка», «Городец» и др. На этих занятиях широко применяются приемы сюжетной дидактической игры (художники Городца; кружевницы - «Вологодское кружево», рисование зимних узоров). Рисование на тему «Наш город» преследует цель изобразить красоту деревянного зодчества нашего города, его церквей

8блок «Транспорт».

Задачи:

1. уточнить представления об окружающей жизни.

2. вырабатывать умения воспринимать и воспроизводить предметы сложно формы.

3. учить детей работать коллективно, оказывая помощь друг другу.

Материал; цветная бумага, картон, клей, гуашь, восковые мелки, фломастеры, бумага формата АЗ, А4, кисти, иллюстрации о транспорте. Темы занятий:

1. Рисование и аппликация отдельных видов транспорта.

2. Аппликация и рисование «Поездка друзей»

3. Коллективная работа «Веселый поезд»

4. Рисование «Голубая стрела»

5. Рисование, лепка «Изобрети свой вид транспорта»

Знакомство детей со средствами передвижения. Чтение литературы: «Что я видел», «Песенка друзей». Беседа с детьми о транспорте, наблюдение за транспортом. Воплощение в рисунках, аппликациях впечатлений о транспорте: подготовительная группа «Строгий постовой», старшая группа «Поездка друзей», «Голубая стрела», создание коллективных композиций и дальнейшее их обыгрывание.

9блок «Кем ты хочешь быть?»

Задачи:

1. развивать художественное восприятие жизни.

2. развивать способность рисовать широкие и тонкие линии, мазки.

3. вырабатывать умение воспринимать воспроизводить предметы сложной формы.

Материал: гуашь, акварель, кисти, цветная бумага, картон, ткань, клей, репродукции, слайды о труде людей, портреты женщин, мужчин, детей. Темы занятий:

1. Рисование «Дядя Степа - милиционер»

2. Рисование «Автопортрет»

3. Аппликация, рисование «Цирк»

4. Рисование «Папа, мама, я».

5. Рисование «Кем я хочу быть».

6. Рисование «Мамы разные нужны».

Чтение книг: В.В.Маяковского «Кем быть?», С.В.Михалкова «А что у вас?». Беседы о труде взрослых, рассматривание репродукций с картин, изображающих труд людей. Рисование на темы людей разных профессий: «Дядя Степа - милиционер», «Мамы разные нужны», «Цирк», «Автопортрет».

В данном блоке сюжетному рисованию, аппликации предшествует предметное рисование. В частности, чтобы изобразить человека, начинаем с рисования его в движении, в разных позах. Основным игровым приемом на этих занятиях является общение или прием обыгрывания. Например, тема «Рисование человека в движении» - занятие «Воздушные акробаты» -происходит «выступление» вырезанных из бумаги акробатов под куполом, под музыку. Такое обыгрывание напоминает «режиссерскую игру»

10 блок «Подводный мир».

Задачи:

1. учить располагать сюжет на листе бумаги.

2. продолжать учить свободно экспериментировать художественными материалами.

Чтение сказок А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка». Материалы: гуашь, акварель, восковые мелки, кисти, пластилин, ткань, цветная бумага, клей. Темы занятий:

1. Аппликация «Золотая рыбка»

2. Коллективная работа «Обитатели водного царства»

3. Рисование «Сказочный подводный мир»

4. Рисование «Морской пейзаж с корабликом»

Беседы об обитателях водного «царства», рассматривание иллюстраций. Например: коллективная работа «Обитатели водного царства», на одном большом листе бумаги, затонированном акварелью, способом вливания цвета в цвет, дети по двое-трое рисуют обитателей морей, остальные в это время рисуют морских животных, которые затем можно вырезать и наклеить на общую композицию. Или аппликация «Золотая рыбка», выполненная в технике мозаики, дает возможность детям поиграть в сказку и придумать свое развитие сюжета.

 

 

Дидактические материалы.

1. Наглядные пособия:

«Цветовая гамма» (теплые и холодные цвета), «Цветовой круг», «Ахроматические и хроматические цвета», «Природные формы», «Декоративно-прикладное творчество», «Животные и птицы», «Рисование человека», «Кем быть?», «Работы в технике аппликация», «Варианты художественных техник», репродукции картин разных жанров.

2. Образцы лучших работ из фонда студии.

«Натюрморт», «Пейзаж», «Портрет», «Живопись», «Сказочно-былинный жанр», «Пластилинография», «Коллаж».

3. Дидактические игры.

«Жанры живописи», «Части суток», «Собери пейзаж, натюрморт».

Дидактические материалы используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятиях. Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд:

1. Предметы быта: стеклянные (вазы, тарелки, чашки, бутылки), деревянные (разделочные доски, матрешки, бочонки, коробочки, куклы), глиняные (дымковские, каргопольские, филимоновские игрушки).

2. Муляжи (фрукты, овощи).

3. Чучела птиц и животных (ворона, заяц, белка, косуля).

4. Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры — шелк, тюль, ситец, шерсть, холст.

 

Материально-техническое оснащение программы

Успешная реализация программы и достижения обучающихся во многом зависят от правильной организации пространства. Стены изостудии украшены репродукциями картин «Времена года» и лучшими детскими работами. Помещение хорошо освещено естественным и искусственным светом, оборудовано необходимой мебелью: столами, стульями, шкафами, мольбертами и всеми необходимыми художественными материалами (кисти, краски, палитры, емкости для воды и т.д.)

 

Результативность программы

В настоящее время детский рисунок довольно часто используется в качестве средства диагностики интеллектуального развития ребенка, уровня его подготовленности к школе, что свидетельствует о важном значении изобразительной деятельности в разностороннем развитии ребенка.

Но изобразительная деятельность и сама по себе значит для ребенка очень много. Поэтому для педагога очень важен анализ уровня развития изобразительной деятельность того или иного ребенка как показатель его эстетического и интеллектуального развития, а также уровень ее освоения ребенком в тот или иной возрастной период. В связи с этим выделяют следующие показатели и критерии оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью.

Анализ продукта деятельности:

1. содержание изображения (полнота изображения образа).

2. передача формы.

3. строение предмета.

4. передача пропорций предмета в изображении.

5. композиция.

6. передача движения.

7. цвет.

Анализ и обработка данных позволила обнаружить различия в уровне творчества детей. Это можно увидеть в следующей таблице.

 

Критерии оценки работ обучающихся

1. Самостоятельность в работе:

·  Самостоятельное выполнение работы (от выбора сюжета до исполнения);

·  Выполнение работы с помощью педагога

2. Трудоемкость:

·  Прорисовка мелких деталей;

·  Выполнение сложных элементов;

·  Размер работы

3. Цветовое решение:

·  Гармоничность цветовой гаммы;

·  Интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;

·  Неудачное решение, цвета теряются, сливаются

4. Креативность:

·  Содержание рисунка: оригинальное, нереальное, фантастическое наивное, непосредственное, неожиданное;

·  Особенности изображения: сложность в передаче формы, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, яркое выразительное раскрытие образа;

·  Композиционное решение: заполнение листа, зоркость, наблюдательность ребенка и владение изобразительными навыками;

·  Работа выполнена по своему замыслу, эскизу

5. Качество исполнения:

·  Изделие аккуратное, выполнено с соблюдением технологии;

·  Изделие содержит небольшие дефекты;

·  Изделие содержит грубые дефекты

6. Оригинальность работы:

·  Оригинальность темы;

·  Использование различных техник;

 

Показатели;

Высокий- отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, правильно применяются приемы и изученные техники рисования, Работа выполнена самостоятельно в заданное время, качественно и творчески,

Средний- уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции ,есть нарушения в передаче пропорций и размеров, обучающийся может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой педагога, Работа выполнена в заданное время, самостоятельно,

Низкий- уровень выполнения требований достаточный, минимальный. Допущены ошибки в разработке композиции, в передаче размеров и пропорции, владеет знаниями из различных разделов , но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка, Работа не выполнена в заданное время ,с нарушением технологической последовательности,

 

Теоретические знания.

-Знание видов и жанров изобразительного искусства, их отличительных признаков и средств художественной выразительности
-Основы изобразительной грамоты
-Выбор художественных материалов и инструментов для занятий
по искусству

 

Применяются три уровня оценки:

Высокий- обучающийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, подтверждая ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы педагога,

Средний- обучающийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы,

Низкий- обучающийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, не подтверждает ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы педагога,

 

 

Результаты диагностического исследования

 

группы и возрастной состав

Старшая гр. №1 (5-7 лет)

Старшая гр. №2 (5-7 лет)

Подготов гр

(7-9 лет)

Количество детей

8

8

7

Суммарный балл (общее количество баллов)

80

89

70

Средний балл

10

11,1

10

Общее количество изображений по группам (%)

100

100

100

Количество образов

12

20

11

Количество картинок в 0 (невыполненное задание)

-

1

1

Количество индивидуальных изображений

11

16

7

Количество оригинальных изображений по всей группе

7

12

2

 

 

Литература

 

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., «Просвещение». 1991. с.66 - 79,3 - 8.

2. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО Пресс, 2001 272 с., илл. (Серия «Психологический практикум»).

3. Дрезнина М.Г. Каждый ребенок художник: обучение дошкольников рисованию. - М. Издательство «Ювента», 2002. - 200с.

4. Живопись: Книга для учащихся (сост. Л.А.Шитов, В.Н.Ларионов. — М. гПросвещение. «Учебная литература», 1995 192 с.; ил. (уроки изобразительного искусства).

5. Карл В., Петров С. Сказки из пластилина. СПб; ЗАО Валери СПб, 1997 -160с. С илл.

6. Комарова Т.С., Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Карзина Г.И., Милова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы.- М., 1999. Педагогическое общество России с. 152

7. Курочкинв Н.А. Детям о книжной графике. ~ СПб: Детство-Пресс, 2004 -190с илл.

8. Мосин И.Г. Рисование. Для обучения детей в семье, детском саду и далее... г. Екатеринбург. У-Фактория; 1996 — 117 с илл.

9. Мосин И.Г. Рисование. Виды и жанры. Для обучения детей в семье, детском саду и далее. Г. Екатеринбург, У-Фактория: 2000 - 115 с илл,

10 .Савенков А.И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. - М.,

Педагогическое общество России, 1999 - 220 с. П.

11. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика егопреподавания в начальной школе. Рисунок. Живопись. Народное искусство.Декоративное искусство. Дизайн: учебное пособие для студентов высшихпедагогических учебных заведений. / Н.М.Сокольникова. - 4-е издание. -М., Издательский центр «Академия», 2008. - 368с.

 

 

Список художественной литературы для детей

 

1. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» Ленинград «Детская литература» 1974.

2. А.Барто «Игрушки» Москва «Детская литература» 1961

3. Н.Волков «Цветик-Семицветик» Москва «Детская литература» 1980

4. С.В.Михалков «Мы с приятелем» Москва «Детская литература» 1977

5 С.Воронин «Настоящий тигр» Москва «Детская литература» 1977

6. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане» РИО «Самовар» 2003

7. В.Сутеев «Сказки и картинки» Москва «Детская литература» 1990

8. Э.Успенский «Чебурашка и крокодил Гена» Москва «Детская литература»1983

9. Е.И Чарушин «Моя первая зоология» Москва «Детская литература»1981

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика - «Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития творчества.

Диагностическое задание было предложено всем трем группам изостудии «ФАНТАЗИЯ».

Задание состояло в следующем:

Детям давался стандартный лист бумаги с нарисованными на нем в два ряда кругами одинаковой величины (диаметром 4,5 см). Детям предлагалось дорисовать и раскрасить их, чтобы получились красиво. Материал: восковые мелки, фломастеры.

Результаты выполнения детьми задания оценивались по 3-х бальной системе.

Оценка «3» - высокий уровень - ставилась детям, которые наделяли предмет оригинальным, образным содержанием, преимущественно без повторения одного или близкого образа.

Оценка «2» - средний уровень - ставилась детям, которые наделяли образным значением все круги или почти все круги, но допускали почти буквальное повторение, или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами.

Оценка «1» - низкий уровень - ставился тем, кто не смог наделить образным решением все круги, задания выполнил не до конца и небрежно.

Оценивалась не только оригинальность образного решения, но и качества выполнения рисунка (разнообразие цветовой гаммы, тщательность выполнения изображения; нарисованы характерные детали или ребенок ограничился лишь передачей общей формы, а также техника рисования, закрашивания).

Подсчитывалось общее количество баллов, полученное детьми каждой группы, затем выводился средний балл для группы и подсчитывалось общее количество созданных детьми индивидуальных изображений.

Несмотря на кажущуюся простоту, использованная методика оказалась весьма показательной. Анализ и обработка данных позволили обнаружить различия в уровне творчества детей. Это можно увидеть в общей таблице. А вот оценка результатов по группе, показавшей лучшие результаты:

Таблица результатов тестирования ( старшая группа № 1)

Имя ребенка

Оригинальность

Цвет

Форма, пропорции

Техника закрашивания

 

3

2

3

3

 

3

3

3

3

 

3

3

3

3

 

23

3

3

3

 

3

3

3

3

 

3

2

3

3

 

3

2

2

3

 

3

2

3

3

Итого баллов

23

20

23

23

 

Оценка результатов осуществлялась по двум направлениям:

1. индивидуально по каждому ребенку (выделяя оригинальность созданных изображений)

2. по группе в целом.

Таким образом, проведенное диагностическое задание и его анализ обнаружили, что наиболее высокие показатели получены в старшей группе №2, так как в этой группе контингент детей с хорошей посещаемостью занятий, следовательно они в большем объеме получают соответствующие знания и умения, заложенные в программу по изобразительной деятельности «Фантазия». Остальные 2 группы тоже показали хорошие результаты, но отставали в плане оригинальности и индивидуальности (ни у кого нет) изображений, а это может быть обусловлено разным уровнем мыслительных операций: анализа, выделения общего и характерного, сравнения, уподобления, синтеза, обобщения, то есть тех когнитивных структур, которые определяют психологи, оценивая интеллектуальное развитие детей.

Считаю программу «Фантазия» результативной, так как занятия в изостудии дети посещают с желанием. Занятия проводятся в состоянии творческого подъема. Немного статистики: половина занимающихся детей проходит 2-3-х годичный курс обучения.

Программу также следует рассматривать, как попытку подойти к преподаванию изобразительной деятельности с новой, необычной стороны. При этом главное условия - идти от интересов, способностей, возможностей каждого ребенка, помогая ему реализовать себя, как творческую личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

26

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации