Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Кузбасс звучит гордо!»
Управление образования администрации
Ижморского муниципального округа
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом творчества»
Принята на заседании методического совета от «01» сентября 2023 г. Протокол № 2 | Утверждаю Директор МБУ ДО ДТ _______________Т.Н. Коршунова «01» сентября 2023 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой направленности
«Кузбасс звучит гордо!»
Уровень программы: стартовый
возраст учащихся: 7-14 лет
срок реализации: 36 часов
Разработчик:
Больных Глеб Викторович
методист,
МБУ ДО ДТ
пгт. Ижморский, 2023
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
Наименование вида программы и её название | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кузбасс звучит гордо!» |
Форма организации деятельности | Объединение |
Вид программы | Модифицированная |
Аннотация программы | Кузбасс! Это и в правду звучит гордо! Люди Нашего края всегда славились особым менталитетом, характером и духом. Данные качества ценятся на всей территории России. Но Кузбасс славен не только людьми! Наша природа захватывает своим многообразием и красотой, а также своими дарами и ресурсами. А сколько ещё уникального, неизведанного и нового есть у Нас в Кузбассе? Данная программа откроет для Вас, в интересной форме, новые факты, места и людей. Записывайтесь, у Нас интересно! |
Вид программы | Общеразвивающая |
Направленность программы | Туристско-краеведческая |
Виды деятельности | Гражданско-патриотическое воспитание, Краеведение, История, Духовно-нравственное воспитание, Проектная деятельность, ДПИ, Изобразительное искусство. |
Уровень программы | Стартовый |
Возраст учащихся | 7-14 лет |
Срок обучения (в часах) | 36 часов |
Срок обучения (в месяцах) | 9 месяцев |
Форма обучения | Очная Очная с применением дистанционных технологий |
Форма организации образовательного процесса | Групповая, индивидуальная, фронтальная |
Режим занятий | 1 раз в неделю по 1 часу |
Категория учащихся | Учащиеся без ООП; Учащиеся с ООП (в том числе ОВЗ). |
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «Кузбасс звучит гордо!» (Далее – Программа) разработана на основе следующих нормативно-правовых актов:
Конвенция о правах ребёнка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 г.);
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021);
Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года;
Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р «О Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года;
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2018-2025 гг. (постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642);
Приказ Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Минпросвещения России от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Письмо Министерства просвещения России от 07.05.2020 № ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий»;
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных;
Письмо Министерство просвещения РФ от 15 апреля 2022 года № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Закон «Об образовании в Кемеровской области» редакция от 03.07.2013 г. № 86ОЗ;
Устав и локальные акты МБУ ДО ДТ.
Актуальность программы базируется на:
Необходимости введения подобных программ. Программа знакомит с историей, приобщает к культуре и к природе родного края. Пробуждает и воспитывает чувство патриотизма, любви к малой родине, чувство единства и причастности к общему.
Основе учёта детского и родительского спроса на дополнительное образование, в том числе на программы гражданского и патриотического воспитания.
Также программа в своём содержании предусматривает формы и методы работы с учащимися с особыми образовательными потребностями (Далее – ООП), в том числе учащиеся с ограниченными возможностями здоровья (Далее – ОВЗ). На занятиях учащийся с ООП могут заниматься, как в индивидуально, так и в общей группе (объединение).
Новизна заключается в том, что в содержании программы интегрированы знания из разных областей: краеведение, природоведение, история, обществоведение и т.д. Благодаря такому содержанию, в процессе освоения программы, происходит многогранное развитие личности. Для сохранения интереса, учащиеся закрепляют полученные знания с помощью творческой деятельности (творческий проект, литературное творчество, декоративно-прикладная деятельность (Далее – ДПИ) и изобразительная деятельность (Далее – ИД)).
Отличительные особенности программы: заключаются в том, что она разработана с учётом того, что по неё могут обучаться учащиеся, как без ООП, так и с ООП, в том числе и ОВЗ:
ЗРР – задержка речевого развития;
ДЦП – детский церебральный паралич (легкая степень);
УО – умственная отсталость (легкая и умеренная степень);
ЗПР – задержка психического развития (легкая степень);
Нарушение слуха (слабослышащие);
Нарушение зрения (слабовидящие);
Речевые нарушения (заикание);
Гиперактивность и дефицит внимания;
Девиантное поведение.
Ещё одной отличительной особенность является профориентационная составляющая. В программе идёт ознакомление с рядом профессий, которые интегрированы в процесс освоения программы. Профпробы, как форма, не выносится, как отдельные занятия, а интегрированы в содержание темы «Кузбассовец! Звучит гордо!», знакомя учащихся с профессиями людей Кузбасса.
Педагогическая целесообразность, практическая и социальная значимость программы состоит в том, что в данной программе практические занятия преобладают над теоретическими. Подобное построение содержания программы позволяет учащимся, не терять интереса в освоении программы. А с помощью техник, форм и приёмов ДПИ и ИД производить реальный продукт по изученным материалам.
Также программа помогает учащимся не только получать знания и развивать умения, но и адаптироваться и социализироваться. Происходит процесс взаимодействия не только по моделям «учащийся – учащийся»; «учащийся – педагог», но и «учащийся – общество», «окружающий мир – учащийся». Благодаря этому повышаются коммуникативные навыки, развиваются адаптивные умения и навыки.
При создании итогового творческого проекта по программе «Кузбасс звучит гордо!» учащиеся могут сами выбирать тему из изученных ранее или подобрать свою тему, отражающую суть программы. Тема обсуждается с педагогом и (или) группой, после чего учащийся осуществляет задуманное. Это даёт возможность для гармоничного и всестороннего развития личности. А также при такой организации образовательного процесса происходит положительное влияние на эмоционально-психологическую сторону личности. Ведь быть услышанным – это базовая потребность личности.
Возраст групп учащихся: 7-14 лет.
Состав групп: разнополые; разновозрастные.
Срок реализации: 9 месяцев.
Направленность программы: Туристско-краеведческая.
Уровень программы: Стартовый.
Продолжительность занятия: 30 минут для учащихся с ООП, категория исключение: учащиеся с девиантным поведением. 40 минут для учащихся без ООП или с ООП, при условии если проблемы со здоровьем позволяют заниматься.
Условия набора: на основании заявления/договора, по личному желанию.
Режим занятий:
1 раз в неделю по 1 часу. Всего 36 часов.
Форма: очная; очная с применением дистанционных технологий.
Условия поступления: Без специальных испытаний; по возрастному признаку; по справке от врача, психолога, ПМПК, МСЭ (для учащихся с ОВЗ и с ООП); по собственному желанию.
Формы организации занятий: занятие, занятие-практикум, выставка-показ, беседа, самостоятельная работа, занятие-защита, презентация.
Методы обучения: Наглядные, информационно-рецептивный, репродуктивный, практический, игровой, проблемный, частично-поисковый.
Формы контроля: комбинированная; самоконтроль.
Методы контроля: Наблюдение, опрос-анкета, тестирование, самопрезентация, презентация, выставка-показ, беседа, практическая работа, самоанализ, проект.
Наполняемость групп: от 7 до 12 человек.
Цель и задачи программы
Цель: Развитие интереса у учащихся к изучению родного края (Кемеровская область-Кузбасс, Ижморский район), его истории, людей и географии, с помощью творческой деятельности. Формирование личности патриота.
Задачи:
Развивающие:
Развивать у учащихся умения к коллективной и самостоятельной работе;
Развивать у учащихся познавательный интерес и творческий потенциал;
Развивать у учащихся творческое мышление и воображение;
Удовлетворять индивидуальные потребности учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и личностном развитии;
Развивать у учащихся умение искать информацию в разных источниках;
Способствовать формированию у учащихся социальных компетенций.
Образовательные:
Познакомить учащихся с атрибутикой и символикой России;
Дать представление учащимся о флаге, гербе и гимне Кемеровской области-Кузбасса;
Дать представление учащимся о символике Ижморского района;
Познакомить учащихся с краткой историей развития Кемеровской области-Кузбасса;
Дать представление учащимся о географии, культуре и людях, проживающих на территории Кузбасса;
Познакомить учащихся с творческими техниками и техниками ДПИ и ИД.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию эстетического вкуса учащихся;
Удовлетворять иные потребности и интересы учащихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
Способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения к разным профессиям;
Содействовать воспитанию нравственной и творческой личности, способной к самосовершенствованию, стремящейся к правде, добру, красоте;
Формировать у учащихся установку на позитивную социальную деятельность в информационном обществе;
Формировать интерес к истории малой Родины (Кемеровская область-Кузбасс, Ижморский район);
Прививать любовь к Родине и малому краю;
Воспитывать патриота своей страны;
Воспитывать чувство ответственности.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Количество часов | Форма контроля | ||
Теория | Практика | Всего | |||
1. | Вводный | 1,5 | 1,5 | 3 | |
1.1. | Вводное занятие. История Кемеровской области – Кузбасса и Ижморского района. Наша символика | 1,5 | 1,5 | 3 | тестирование наблюдение выставка |
2. | Основной | 10 | 21 | 31 | |
2.1. | Кузбассовец! Звучит гордо! | 2 | 4 | 6 | наблюдение выставка |
2.2. | Ах, какая красота! | 2 | 4 | 6 | наблюдение выставка |
2.3. | Где ступала нога человека | 2 | 5 | 7 | наблюдение выставка |
2.4. | Район, где я живу | 2 | 4 | 6 | наблюдение выставка |
2.5. | Место, которым я горд! | 2 | 4 | 6 | наблюдение выставка |
3. | Итоговый | 0,5 | 1,5 | 2 | |
3.1. | Итоговое занятие «Я – это Кузбасс» | 0,5 | 1,5 | 2 | тестирование наблюдение проект |
| Итого (в ак. часах) | 12 | 24 | 36 | |
Содержание программы
Раздел 1. Вводный
Тема 1.1. Вводное занятие. История Кемеровской области – Кузбасса. Наша символика
Теория: Правила техники безопасности. Знакомство с целями и задачами программы. Краткое знакомство с историей Кемеровской области – Кузбасса и Ижморского района, история от зарождения до «сегодня». Знакомство со структурой сайт «300 лет Кузбасс», раздел «История». Знакомство и изучение понятий: символика, гимн, герб, флаг РФ, Кемеровской области – Кузбасса.
Практика: Вводная диагностика: интерактивный тест «Кузбасс Великий». Игра на знакомство «Угадай, кто?». Творческое задание: «Нарисуй символику», плакат «МыВместе». Презентация работ.
Раздел 2. Основной
Тема 2.1. Кузбассовец! Звучит гордо!
Теория: Знакомство с выставкой «Даешь Кузбасс! Выставка, посвященная 300-летию Кузбасса». Сайт «300 лет Кузбасс» раздел «Люди». Просмотр видеофрагментов раздела «Люди» (на выбор группы или индивидуально). Беседа с элементами викторины «Кто такие Кузбассовцы?». Беседа «Важные профессии для Кузбасса».
Практика: Викторина «Кто такие Кузбассовцы?». Творческое задание «Прославим Наших в песни» (литературное творчество: формат рассказа, стиха, песни). Презентация работ. Рисунок «Важные профессии для Кузбасса».
Тема 2.1. Ах, какая красота!
Теория: Беседа на тему «Природа родного края», «Те, кого надо защищать. Красная книга».
Практика: Просмотр фотографий родного края, сайт «300 лет Кузбасс» раздел «Природа». Фотоконкурс «В объективе». Онлайн фотовыставка. Творческое задание: рисунок пластилином «Поле, лес и речка» / рваная аппликация «Поле, лес и речка». Выставка-показ работ.
Тема 2.3. Где ступала нога человека
Теория: Беседа на тему «Достопримечательности Нашего края».
Практика: Виртуальные походы «Где ступала нога человека» (по выбору), от Министерство культуры и национальной политики Кузбасса. Творческое задание «Мой арт объект».
Тема 2.4. Район, где я живу
Теория: Символика Ижморского района (герб, флаг). Географическое положение Ижморского района. История Ижморского района. Населённые пункты, входящие в состав. Культурная жизнь Ижморского района.
Практика: Творческое задание: сочинение на тему «Мой район, моё место». Театральная постановка «Культурный код» (отражающая культурного многообразия и национальностей, живущих на территории района).
Тема 2.5. Место, которым я горд!
Теория: История. Беседа «Есть на что посмотреть». Люди, жившие и живущие в посёлке. Особенности профессии гид-экскурсовод. Особенности создания анимации в технике Stop-motion. Особенности работы со звуком (запись и обработка).
Практика: Творческое задание: рисунок «Мой посёлок/деревня/село в будущем», сочинение коротких стихотворений (4 строчки), посвященных малой Родине. Мастер-класс «Анимация в смартфоне». Подготовка и проведение экскурсии.
Раздел 3. Итоговый
Тема 3.1. Итоговое занятие «Я – это Кузбасс»
Теория: Основы создания проекта «От идеи до проекта».
Практика: Творческий проект «Я – это Кузбасс». Презентация. Итоговое тестирование: интерактивный тест «Кузбасс Великий».
1.4. Планируемые результаты
Учащиеся будут знать:
историю родного края (Кемеровской области – Кузбасса, Ижморского района);
государственные символы России, символику Кемеровской области – Кузбасса и Ижморского района;
культурные особенности Кемеровской области – Кузбасса и Ижморского района;
людей, значимых для Кемеровской области – Кузбасса и Ижморского района;
некоторых представителей Красной книги;
особенности природы и географии Кузбасса;
красивые и памятные места Кемеровской области – Кузбасса и Ижморского района.
Учащиеся будут уметь:
использовать художественные техники (литературное творчество, ДПИ, ИД и актёрское искусство);
определить порядок действий, планировать этапы своей работы;
договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой и творческой деятельности;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
презентовать свои проекты;
организовывать и проводить экскурсии;
анимировать и создавать проекты в технике Stop-motion;
использовать в своей работе мобильные и стационарные ИКТ.
У учащихся будет развито:
коммуникативные навыки;
навыки социализации и адаптации;
социальные компетенции;
чувство патриотизма и гордости;
уважительное отношение к себе, к учащимся, к педагогу, к природе.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ п/п | Уровень программы | Возраст учащихся (лет) | Продолжительность занятий (ак. час) | Периодичность в неделю | Количество недель | Общие часы |
1 | Стартовый | 7 – 14 | 1 | 1 | 36 | 36 |
Условия реализации программы
Особенности организации и реализации программы
«Кузбасс звучит гордо!»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Кузбасс звучит гордо!» рассчитана на реализацию в условиях учреждения дополнительного образования и организаций, реализующих дополнительное образование; лагерях дневного пребывания, вечерних досуговых площадок.
Вариативность режима занятий объясняется следующими факторами:
Состав объединения – наличие учащихся с ООП и с ОВЗ требующих к себе «особого» (большего) внимания или устающих быстрее из-за особенностей здоровья или психики;
Продолжительности лагерной смены и (или) особенностей планирования смены – так как программа может реализовываться на базе лагерей, не всегда есть возможность проведения часов одной неделей.
Наполняемость групп от 7 до 12 человек.
Для повышения эффективности усвоения тем программы и удовлетворения образовательных потребностей лиц, требующих повышенного внимания, могут применятся следующие условия:
Если в группе/объединении есть учащийся с ООП, максимальное количество учащихся в группе/объединении снижается до 11.
Если в группе/объединении есть два учащихся с ООП, максимальное количество учащихся в группе/объединении снижается до 10.
Если в группе/объединении есть три или более учащихся с ООП, максимальное количество учащихся в группе/объединении снижается до 7.
Обучение по программе для учащихся с ООП (в том числе с ОВЗ) проходит в форме инклюзии, при этом содержание программ не изменяется, но может упрощаться, если учащийся по каким-то причинам не справляется с нагрузкой.
Для реализации программы не требуется специальное образование, так как программа не является адаптированной или коррекционной. Педагогу достаточно иметь высшее педагогическое образование или средне специальное педагогическое образование и курсы повышения квалификации по работе с детьми с ООП, в том числе с ОВЗ.
Для учащихся, испытывающих трудности в обучении, есть возможность заниматься совместно (индивидуально) с педагогом или по готовым материалам.
Программа может реализовываться очно, так очно с применением дистанционных технологий. Для этого педагог использует программное обеспечение (ZOOM, Сферум, Jazz by Sber, ЯндексДиск/ГуглДиск, мессенджеры и социальные сети для связи (Вконтакте)). Содержание программы при реализации в дистанционной форме остаётся тем же, только формат «выставка» изменяется на «онлайн-выставка». Театральная постановка изменяется на составление сценария.
Материальное обеспечение и оборудование кабинета:
Программное обеспечение;
Расходный материал (пластилин, краски, листы А4, альбомные листы, клей, ножницы (обычные, детские), кисти, тара для воды, клеёнка, ватманы, карандаши (обычные, цветные), ручки);
Игровое пространство (столы, стулья, доска, флипчарт, мел, фломастеры, тетради, ручки);
ИКТ (компьютер или ноутбук, проектор, фотоаппарат или смартфон, Интернет-соединение, web-камера);
Кабинет (яркие потолочные светильники, просторное помещение, отвечающие требованиям СанПиН).
Программные средства:
Операционная система Windows 7 или выше;
Антивирусная программа;
Программа-архиватор WinRar;
MSOffice2013/2017 или выше;
Мультимедиа проигрыватель Media Player Classic;
Yandex Браузер или другой;
Простой текстовой редактор «Блокнот»;
Платформа Сферум;
Платформа Jazz by Sber;
Movavi Video Editor;
Zoom;
Мессенджеры;
Приложение социальных сетей.
Методическое обеспечение программы:
1. Разработки (практических занятий, бесед, упражнений и т.д.).
2. Сборник мастер-классов по рисованию и изготовлению поделок из пластилина, по анимации и работе со звуком.
3. Рекомендации по проведению практических занятий.
4. Дидактический материал: наглядные пособия; раздаточный материал; мультимедийный материал; слайдовые презентации; фотографии и иллюстрации.
5. Оценочные материалы.
6. Онлайн ресурсы: kuzbass-300.ru mincult-kuzbass.ru youtube.com
Формы контроля
В образовательном процессе применяются следующие виды и формы контроля:
Входной - в начале обучения (тестирование, выставка);
Текущий - в течение программы, после прохождения тем (выставка, презентация, наблюдение, практическая работа, беседа, творческие задания);
Итоговый – в конце обучения (проект, тестирование, презентация).
Оценочные материалы
Механизмы оценивания образовательных результатов
Оценка результатов усвоения теоретических знаний и приобретения практических умений и навыков, а также уровень эмоционально- психологической готовности учащихся к занятиям по программе будет проходить по 3-х бальной системе:
Виды контроля | Низкий | Средний | Высокий |
Входной | Не может ответить на все вопросы | Отвечает с подсказки педагога | Отвечает самостоятельно |
Текущий | Владеют изученным материалом на уровне опознания, различения, соотнесения. | Умеют выполнять типовые задачи с помощью педагога. | Умеют самостоятельно решать поставленные типовые задачи. |
Итоговый | Не сформированы ценностные понятия, не развиты эмоции сочувствия, ребенок не владеет навыками контроля и само регуляции поведения, не может длительное время держать в голове правило и образец, действовать по инструкции, не умеет договариваться в процессе совместной деятельности и осуществлять взаимопомощь. | Нравственные ценности нормы и правила декларируются, но не осознаны ребенком, частично проявляются в его поведении и эмоциональных отношениях. Ситуативное проявление контроля, самоконтроля и само регуляции, соблюдает правила при напоминании педагога, владеет некоторыми навыками конструктивного взаимодействия | Ребенок осознает и применяет во взаимодействии с другими нравственные нормы и правила поведения, эмоционально реагирует на состояния других учащихся и готов прийти на помощь. Владеет навыками самоконтроля и само регуляции, способен выполнять правила в деятельности и действовать по предложенной инструкции владеет навыками конструктивного взаимодействия |
Список литературы, используемый для составления программы и рекомендованный для педагогов:
Агафонов, А. Кузбасс. Современный путеводитель /А. Агафонов, Н. Берсенев, П. Виноградова.- Москва: Пресс Код, 2022. – 248 с.
Верхоланцева, З.П. Гордость и слава Кузбасса. 1941-1945 / З.П. Верхоланцева. – Кемерово, Кузбассвузиздат, 2012. – 580 с.
Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации: подробный иллюстрированный комментарий. – Москва: Проспект, 2021. – 32 с.: ил. – (Серия «Книга в книге).– Текст: непосредственный.
Государственные символы России. Герб. Флаг. Гимн: материалы для проведения уроков, посвященных государственной символике России / сост. Т.В. Шепелева. – изд. 3-е, перераб. – Волгоград: Учитель, 2012. – 69 с. – Текст: непосредственный.
Дубровин, С.И. Кузбасс в судьбе героев / С.И. Дубровин; лит. ред. В.П.Козлов. – Кемерово, 2019. -340 с. – Текст: непосредственный.
Ижморские стражи границы / сост. Ю.П. Ткачев.- Кемерово: Кузбассвузиздат, 2017. – 288 с. – Текст: непосредственный.
История Кузбасса / отв. ред. Н.П. Шуранов. - Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2019. — 360 с. – Текст: непосредственный.
История Кузбасса / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова, В.П. [и др.]. – Кемерово, 2018. – 368 с. – Текст: непосредственный.
История Кузбасса / В.П. Литовченко, Г.А. Макурина, В.А. Мирошник, А.А. [и др.] – Кемерово, 2020. – 212с.– Текст: непосредственный.
Кимеев, В.М. Сибирские остроги Притомья: монография / В.М. Кимеев. – Кемерово, 2018. – 156 с.: ил. – Текст: непосредственный.
Красная книга Кемеровской области. Т.1. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды растений и грибов / гл. ред. А.Н. Куприянов. - 2-е изд., перераб. – Кемерово, 2012. – 208 с. – Текст: непосредственный.
Красная книга Кемеровской области. Т.2. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных / гл. ред. Н.В. Скалон. - 2-е изд., перераб. – Кемерово, 2012. – 192 с. – Текст: непосредственный.
Наши ветераны /авт. коллектив Ю. Мишута, В.П. Звягин, А.В. Мельникова. – Ленинск-Кузнецк: ГПКО, 2005. – 308 с. – Текст: непосредственный.
С любовью к Земле Кузнецкой...: пособие по организации учебно-познавательных экскурсионных практикумов по географии, истории, краеведению и литературе / Комитет образования и науки г. Новокузнецка, Туроператор «Краун-Тур». - Новокузнецк: Краун-Тур, 2011. - 44 с.: ил. – Текст: непосредственный.
Северный Кузбасс: прошлое, настоящее, будущее: краткий справочник / сост. А.В. Горелкин, науч. конс. А.Б. Коновалов. – Кемерово, 2021. – 264 с.: ил. – Текст: непосредственный.
Сейненский, А. Е. Школьное историческое краеведение: пособие для педагогов / А. Е. Сейненский. – Москва: Педагогическое общество России, 2014. - 191 с.: ил. – Текст: непосредственный.
Соловьев Л.И. Беседы про краеведение Кузбасса: учебное пособие / Л. И. Соловьёв. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2010. - 391с. – Текст: непосредственный.
Соловьёв, Л.И. География Кемеровской области. Природа: учебное пособие по географии для обучающихся 8 – 9-х классов общеобразовательных школ Кемеровской области / Л.И. Соловьёв. – Кемерово: ИПП Кузбасс: СКИФ, 2006. – 384 с.: ил. – Текст: непосредственный.
Соловьев, Л.И. Книга о природе Кузбасса: учебное пособие для младших школьников и их родителей / Л.И. Соловьев; худож. В. Кравчук; фото Ф. Баранова, В. Бондаря, Ю. Дьяконова и др. – Кемерово: ИПП Кузбасс: СКИФ, 2008. – 408 с.: ил. – Текст: непосредственный.
Список литературы для учащихся
1. Атлас Кемеровской области / Ред. коллегия: В.Н. Гнатишин, Т.О. Машковская, С.Д. Тивяков и др. – Новосибирск: фабрика Роскартографии, 2014. – 36 с.
2. Володин, В.А. Энциклопедия для детей / В. А. Володин; М. Д. Аксенова. Москва: АВАНТА, 2008. – 448с.
3. Герасимов, А. Н. История Кемеровской области: книга для чтения / А. Н. Герасимов, С. А. Герасимова. – Кемерово: СКИФ, Кузбасс, 2007. - 224с.
4. Иллюстрированный справочник по лекарственным растениям Сибири Кемерово: Кузбасс, 2004. – 256 с.
5. Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации: подробный иллюстрированный комментарий. – Москва: Проспект, 2021. – 32 с.: ил. – (Серия «Книга в книге). – Текст: непосредственный.
6. История Кузбасса / отв. ред. Н.П. Шуранов. - Кемерово: ИПП «Кузбасс», «СКИФ», 2019. — 360 с. – Текст: непосредственный.
7. История Кузбасса / С.П. Звягин, В.М. Зинякова, О.С. Красильникова, В.П. [и др.]. – Кемерово, 2018. – 368 с. – Текст: непосредственный.
8. История Кузбасса / В.П. Литовченко, Г.А. Макурина, В.А. Мирошник, А.А. [и др.] – Кемерово, 2020. – 212с.– Текст: непосредственный.
9. Кропочева, Т. Б. Дневник наблюдений природы Кемеровской области: учебное пособие / Т. Б. Кропочева, Г.Н. Николаевская. – Новокузнецк: Изд-во ИПК, 2001. – 32 с.
10. Кропочева, Т. Б. Родной край: учеб. пособие для учащихся нач. кл. / Т. Б. Кропочева; М-во образования Рос. Федерации, Кузбас. гос. пед. акад. – Новокузнецк: Изд-во КузГПА, 2004. - 127 с.
11. Куприянов, А. Н. Природа Кузбасса, или Приключения зеленого кузнечика Кузи/ А.Н. Куприянов, Ю. А. Манаков. – Кемерово: Кузбасс, 2004. - 72с.
12. Лаврина, В.Л. История Кузбасса в рассказах для детей от древних веков до нашего времени /В.Л. Лаврина; Вера Лаврина. – Кемерово: Кузбасс, 2007. – 80с.
13. Ковригина, Л. Н. Растительный мир Кузбасса и его охрана / Л. Н. Ковригина, Н. А. Фомина. – Кемерово: Изд-во ОблИУУ, 1995. – 80с.
Интернет-ресурсы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2021) [Электронный ресурс] //Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 02.04.2022).
Мультимедийный проект разработан неравнодушными кузбассовцами. Людьми, которые интересуются историей региона. www.kuzbass-300.ru (дата обращения 20.05.2022 г.).
Министерство культуры и национальноый политики Кузбасса www.mincult-kuzbass.ru (дата обращения 20.05.2022 г.).
Кузбасс – Родина сильных! youtube.com (дата обращения 20.05.2022 г.).
Российская Федерация. Кемеровская область. О символике (гербе и флаге) Ижморского муниципального района: решение Совета народных депутатов Ижморского муниципального района пятого созыва от 18.10.2013г. №17. - Текст: электронный //Администрация Ижморского округа: [сайт] - URL: https://ijmorka.ru/vlast/simvolika (дата обращения 11.05.2022 г.).
Символика Кемеровской области – Кузбасса - Текст: электронный //Администрация Правительства Кузбасса: [сайт] - URL: https://ako.ru/oblast/simvolika/simvolika-kemerovskoy-oblasti.php (дата обращения 11.05.2022 г.).