12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ляхова Наталья Владимировна6390
Россия, Ставропольский край, село Манычское






Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

естественнонаучной направленности

«Эколог-исследователь»


Уровень программы: базовый

Срок реализации программы: 2 года

Возрастная категория: 10-17 лет

Состав группы: 15 обучающихся

Вид программы: модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе

ID-номер программы в Навигаторе: __






Автор - составитель:

Ляхова Наталья Владимировна

педагог дополнительного образования








Населенный пункт, 20_ г.




Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Жизнь в обществе меняется очень быстро, изменяется политический и общественный уклад, нравственные ориентиры и жизненные ценности. Как помочь ребенку правильно сориентироваться в бурном круговороте жизни? Главная цель педагога дополнительного образования помочь обучающемуся и подготовить его, завтрашнего граж­данина, к жизни и работе в обществе. Современные условия жизни предъяв­ляют повышенные требования к человеку. Сейчас преуспевают люди образованные, нравственные, предприимчивые, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способные к сотрудничеству, отличающиеся динамизмом, конструктивностью и умеющие оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией.

Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития обучающихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у обучающихся.

Занятия в объединении помогут обучающимся повысить интерес к наукам эколого – биологического направления, расширить знания в этой сфере, способствуют профессиональной ориентации и выбору будущей профессии, а также помогут подготовиться к экзаменам в новой форме ГИА и ЕГЭ.

Одной из целей предполагаемой программы является также подготовка и развитие практических умений и навыков обучающихся в области исследовательской деятельности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эколог-исследователь» естественнонаучной направленности, разработана согласно требованиям следующих нормативно - правовых документов:

1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 года).

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р.

3. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденная приказом Министерством Просвещения России от 03.09.2019 № 467.

4. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (01.01.2021г.).

5. Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». 6. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

7. Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298-н «Об утверждении профессионального стандарта Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

8. Устав учреждения

Актуальность данной программы заключается в том, что обучающиеся вовлекаются в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данной программы заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают обучающимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.

Суть программы состоит в том, что на втором году обучения создаются условия для выработки у обучающихся активной жизненной позиции. Всё вышесказанное обязательно учитывает желания, интересы, ценностные установки обучающихся.

Новизна и отличительные особенности программы:

- приобретение практического опыта взаимодействия в социо-природной среде;

- повышение готовности к социальной самозащите;

- развитие чувства успешности, адекватной самооценки, профессиональное самоопределение.

Характеристика обучающихся:

Программа «Эколог-исследователь», рассчитана на обучающихся возраста (10-17 лет).

Срок реализации программы два года, программой предусмотрено 288 часов, по 144 часа учебного времени в год.

Форма обучения и режим занятий.

Режим занятий соответствует СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи». Занятия проводятся с учётом возрастных особенностей обучающихся в очной форме, возможно электронное обучение. Срок освоения программы обоснован её целью, задачами, возрастными и личностными особенностями детей; определяется содержанием программы и обеспечивает возможность достижения планируемых результатов. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа, рассчитаны на теоретические и практические занятия. Занятия могут проводиться со всей группой или индивидуально.

Методы обучения.

Способы организации занятий:

словесный (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста);

наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций; наблюдения; показ по образцу);

практический (решение задач, опросы, тестирования);

проектный (выполнение исследований);

игровой (выполнение игровых /ролевых проектов)

Язык обучения: русский

Программа «Эколог-исследователь» является базовой. На первом году обучения обучающиеся получают знания об экологических взаимосвязях живой и неживой природы, разнообразии растительного и животного мира на земле. На втором году обучения обучающиеся получают знания о связи между природой и человеком, о взаимосвязях в природных сообществах, навыках ведения исследовательской работы, получают знания об экологическом состоянии окружающей среды родного края, работают над простейшими исследовательскими проектами, изготавливают гербарии, коллекции, проводят экологический мониторинг, закрепляют полученные знания, умения, навыки

Цель программы:

Расширение знаний о многообразии мира живой и неживой природы, соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активная деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Задачи:

Обучающие:

формировать у обучающихся системные знания об окружающем его мире в соответствии с их возрастом и способностями;

формировать у обучающихся основные положения экологической науки на основе изучения явлений природы, растительного мира, животного мира, влияния человека на окружающую среду;

формировать понятия научной картины мира, материальной сущности и диалектического характера биологических процессов и явлений, активной роли и места человека в биосфере как социального существа;

формировать у обучающихся ответственное отношение к природе и готовности к активным действиям по ее охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира.

Воспитательные:

воспитывать у обучающихся понимание, стремление к познанию нового, развивать интерес к экологии;

воспитывать бережное, гуманное отношение ко всему живому;

воспитывать трудолюбие, творческое отношение к учению, труду, жизни;

воспитывать высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Развивающие:

развивать у обучающихся эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;

развивать у обучающихся навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;

развивать общий интеллектуальный уровень подростков;

развивать коммуникативные способности каждого обучающегося с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности подростков в содержательном и развивающем досуге.

Принципы, лежащие в основе работы по программе:

- Принцип добровольности. В объединение принимаются все желающие, соответствующие данному возрасту, на добровольной основе и бесплатно.

- Принцип взаимоуважения. Ребята уважают интересы друг друга, поддерживают и помогают друг другу во всех начинаниях;

- Принцип научности. Весь материал, используемый на занятиях, имеет под собой научную основу.

- Принцип доступности материала и соответствия возрасту. Ребята могут выбирать темы работ в зависимости от своих возможностей и возраста.

- Принцип практической значимости тех или иных навыков и знаний в повседневной жизни обучающегося.

- Принцип вариативности. Материал и темы для изучения можно менять в зависимости от интересов и потребностей ребят. Обучающиеся сами выбирают объем и качество работ, будь то учебное исследование, или теоретическая информация, или творческие задания и т.д.

- Принцип соответствия содержания запросам ребенка. В работе мы опираемся на те аргументы, которые значимы для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему те или иные преимущества для социальной адаптации.

- Принцип дифференциации и индивидуализации. Обучающиеся выбирают задания в соответствии с запросами и индивидуальными способностями.

Учебный план (1 год обучения)

п/п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Определитель флоры и фауны

12

4

8

3.

Гербарий растительности

10

2

8

4.

Редкие и исчезающие

виды флоры и фауны Ставропольского края

14

8

6

5.

Особо охраняемые территории Ставропольского края

14

4

10

6.

Экологические факторы и среды жизни

20

14

6

7.

Природа в доме

30



8.

Биоценоз и экосистема

22

8

14

9.

Популяции

12

6

6

10.

Биосфера

8

6

2


Итого

144

46

98

Содержание программы 1 год обучения


Тема №1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с группой, программой и режимом работы объединения.

Техника безопасности на теоретических и практических занятиях.

Тема №2. Определитель флоры и фауны.

Теория: Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников, зверей, птиц, рыб. 
Практика. Работа с определителем.

Экскурсия. В парк. Работа с определителями флоры и фауны. 
Экскурсия. В степь. Работа с определителями флоры и фауны.

Экскурсия. К водоему. Работа с определителями флоры и фауны.

Темы работ: Реферативные: По результатам экскурсий. 
Тема №3. Гербарий растительности 

Теория: Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария. 
Практика: Знакомство с гербариями.

Практика: Изготовление папки для гербария.

Практика: Изготовление гербариев. 
Экскурсия. В степь. Сбор материала для составления гербариев травянистой растительности. 

Тема №4. Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ставропольского края
Теория: Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.

Реликты и эндемики флоры и фауны Ставропольского края. 

Виды растений и животных Ставропольского края, занесенных в Красную книгу.

Виды растений и животных Апанасенковского района, занесенных в Красную книгу.

Практика. Составление карты ареалов редких видов животных и растений района и края.

Практика. Знакомство с эндемичными , редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам края.

Практика. Знакомство с эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных района по гербариям, иллюстрациям и плакатам.

Темы работ: Реферативные.

Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Апанасенковского района и Ставропольского края. 
Тема №5. Особо охраняемые территории Ставропольского края

Теория: Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников. Заповедники и заказники Ставропольского края. Флора и фауна заказника Маныч Гудило. 
Практика. Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов, работа со справочной литературой.

Практика: Флора и фауна заказника Маныч – Гудило (работа со справочной литературой).

Практикум. Создание презентации по теме: «Флора и фауна заказника Маныч – Гудило».

Экскурсия. Изучение флоры заказника Маныч - Гудило. 

Экскурсия. Изучение фауны заказника Маныч - Гудило. 

Тема работы: Реферативные. «Флора и фауна заказника Маныч – Гудило». 
Тема №6. Экологические факторы и среды жизни организмов 
Теория: Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.

Теория: Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня).

Теория:Фотопериодизм. Закон Хопкинса.

Теория: Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы.

Теория: Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм).

Теория: Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова). 
Тема №7. Природа в доме

Практика: Работа с определителями растений. Выделение экологических групп растений по отношению к освещению.

Практика : Составление индивидуальных биологических ритмов.

Практика: Составление климадиаграмм.

Практика: Работа с определителями растений. Выделение экологических групп растений по отношению к влажности.

Практика: Работа с атласами, зоогеографическими картами.

Практикум: Решение экологических задач.

Практика: Работа со справочной литературой.

Практика: Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума.

Практика: Создание экосистемы аквариума.

Практика :Описание экосистемы аквариума.
Практика: Знакомство с растениями - индикаторами.

Практика: Наблюдение за растениями – индикаторами.

Практика: Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений.

Практика: Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений.

Практикум: Самоизреживание растительной популяции.

Практика: Жизненные формы растений сельского парка.

Темы работ: Исследовательские: Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений. Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений. Самоизреживание растительной популяции.

Реферативные: Растения – индикаторы. Жизненные формы растений сельского парка.

Тема №8. Биоценоз и экосистемы 
Теория: Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая.

- Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы. - Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы. - "Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%). 
Практика: Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум).

Практика: Решение экологических задач.

Практика: Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений)  исследовательская работа).

Практика: По результатам экскурсии. 

Экскурсия: В степь «Степной биогеоценоз».

Экскурсия:В степь «Экологические ниши организмов».

Экскурсия:В парк. "Надземная ярусность растительности парка". 

Темы работ:

Исследовательские: Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений). 
Реферативные:По результатам экскурсии. 
Тема № 9. Популяции 
Теория: Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая).

Теория:Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция.

Теория: Рациональное и нерациональное использование популяций. 
Практика: Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных зооуголка.

Практика: Определение численности популяции методом вторичной выборки.

Практика: Составление памятки о правилах поведения на природе. 

Тема № 10. Биосфера 
Теория: Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере.

Теория: Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера. 
Практика: Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов. 

Теория: Итоговая аттестация
Учебный план (2 год обучения)


п/п

Тема занятия

Всего часов

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Основы исследовательской деятельности

24

4

20

3.

Экология как наука.

10

6

4

4.

Антропогенное воздействие на биосферу

24

12

12

5.

Антропогенное влияние на атмосферу

24

14

10

6.

Антропогенное влияние на гидросферу

22

10

12

7.

Антропогенное влияние на литосферу

26

10

16

8.

Биоиндикация

12

6

6


Итого

144

74

70


Содержание программы 2 года обучения


Тема №1. Вводное занятие.

Теория: Знакомство с группой, программой и режимом работы объединения.

Техника безопасности на теоретических и практических занятиях.

Тема №2. Основы исследовательской деятельности.

Теория: Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы.

Теория: Особенности и этапы исследования.

Экскурсия: В окрестности школы. (Определение пылевого загрязнения территории села и микрорайона школы.

Определение шумового загрязнения территории села и микрорайона школы).

Экскурсия: На водоемы села (ручей, пруд, родники). (Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН)).

Экскурсия: На «сухой водоем». (Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН))

Практика: Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности. Оформление исследовательских работ.

Практика: Анкетирование, опросы, сбор информации по темам.

Практика: Обработка информации, создание презентаций.

Практика: Составление библиотического списка.

Практика: Оформление стенда «Боль природы».

Практика: Подготовка к конференции «Экологическое состояние окрестности школы».

Практика: Конференция: «Экологическое состояние окрестности школы».

Темы работ: Исследовательские: Оценка экологического состояния школы.

Оценка экологического состояния окрестности школы по асимметрии листьев.

Определение количества загрязнителей, попадающих в окружающую среду в результате работы автотранспорта

Реферативные: Экологический мониторинг. Методы исследования.

Влияние пыли (свинца, шума) на организм человека.

Тема №3. Экология как наука.

Теория: Экология. Предмет экологии, структура экологии.

Теория: Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга.

Теория: Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.

Практика: Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.

Экскурсия. В сельский парк «Экологические объекты окружающей среды».

Тема №4. Антропогенное воздействие на биосферу

Теория: Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия).

Теория: Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту.

Теория: Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу.

Теория: Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов).

Теория: Экологические последствия бедствий эндогенного и экзогенного характера ( наводнений, штормов, оползней и т.д.).

Теория: Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.

Темы работ

Реферативные: Радиоактивное загрязнение. Что это такое? Мифы и реальность Чернобыля.

Беда всегда рядом.

Тема №5. Антропогенное влияние на атмосферу

Теория: Состав воздуха, его значение для жизни организмов.

Теория: Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные).

Теория: Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы.

Теория: Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди").

Теория:Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы.

Теория: Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.

Практика: Определение запыленности воздуха; рассматривание пыли под микроскопом.

Практика: Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.

Практика: Определение пылевого загрязнения территории села и микрорайона школы.

Практика: Влияние пыли на организм человека.

Практика: Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

Темы работ: Исследовательские: Определение пылевого загрязнения территории села и микрорайона школы;

Реферативные: Влияние пыли на организм человека. Роль зеленых насаждений в защите от пыли.

Тема 6. Антропогенное влияние на гидросферу.

Теория: Естественные воды и их состав.

Теория: Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение.

Теория: Понятие о качестве питьевой воды.

Теория: Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды.

Теория: Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.

Практика.

Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.

Экскурсия. К водоему. «Описание водоема».

Экскурсия. «Влияние выбросов на экологическое состояние водоема».

Практика: Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Оценка экологического состояния родников села.

Практика: Роль воды в жизни человека. Вода живая и мертвая

Практика: Оформление стенда «Вода – это жизнь!»

Темы работ: Исследовательские: Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты. Оценка экологического состояния родников села.

Реферативные: Роль воды в жизни человека. Вода живая и мертвая

Творческие Оформление стенда «Вода – это жизнь!»

Тема №7. Антропогенное влияние на литосферу

Теория: Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная.

Теория:Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества).

Теория: Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород).

Теория: Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв.

Теория: Структура и характеристика загрязненности почв. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.

Практика: Изготовление плакатов и щитов для мест свалок мусора.

Экскурсия: Выявление несанкционированных свалок в окрестностях села.

Практика: Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок.

Практика: Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.

Практика: Исследование почвы в микрорайоне школы.

Практика: Характеристика почвы пришкольной территории (исследовательская работа).

Состав почвы (реферат). Почвы местности (реферат).

Практика: Уборка мусора в микрорайоне школы.

Практика: Оформление фотовыставки «Боль природы». Оформление выставки из отходов продукции одноразового использования.

Темы работ: Исследовательские: Характеристика почвы пришкольной территории .

Реферативные : Состав почвы. Почвы местности.

Творческие: Оформление фотовыставки «Боль природы»

Написание и распространение листовки «Нет мусору!»

Оформление выставки из отходов продукции одноразового использования

Изготовление и установка плакатов и щитов в местах свалок мусора

Уборка мусора на берегу реки, в микрорайоне школы.

Тема № 8. Биоиндикация

Теория: Состояние сообществ организмов, как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)

Теория: Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, ряски и др.

Экскурсия: В парк. Антропогенная нагрузка на экосистемы села.

Экскурсия: На водоем. Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков. Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.

Практика: Оформление стенда «Село, в котором мы живем».

Темы проектов: Исследовательские: Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков. Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния. Антропогенная нагрузка на экосистемы села

Творческие: Оформление стенда «Село, в котором мы живем».

Творческие: Оформление выставки поделок из природного материала и отходов «Вторая жизнь мусора».

Теория: Итоговая аттестация.

Планируемые результаты.

После прохождения курса, обучающиеся должны знать:

Первый год обучения:

Теоретический материал, предусмотренный программой курса по темам;

Методики проведения исследований по темам;

Основные экологические понятия и термины;

Источники и виды загрязнения воздуха, воды и почвы на территории села;

Роль зеленых насаждений в защите от пыли и шума.

Второй год обучения:

Биологические и экологические особенности обитателей почвы и водоемов;

Виды - биоидикаторы чистоты водоемов;

Критерии выделения санпробности водоемов;

Отличия естественных и антропогенных ландшафтов;

Природные и антропогенные причины возникновения экологических проблем в селе; меры по сохранению природы и защите растений и животных.

После прохождения курса, обучающиеся должны уметь:

Первый год обучения:

Выделять, описывать и объяснять существенные признаки объектов и явлений;

Оценивать состояние сельской среды и местных экосистем;

Проводить наблюдения в природе за отдельными объектами, процессами и явлениями; оценивать способы природопользования;

Проводить элементарные исследования в природе; анализировать результаты исследования, делать выводы и прогнозы на основе исследования.

Второй год обучения:

Проводить анкетирования, социологические опросы.

Работать с определителями растений и животных;

Работать с различными источниками информации.

Формировать портфолио, оформлять исследовательскую работу, составлять презентацию, представлять результаты своей работы.

Применять коммуникативные навыки.

Метапредметные:

Развитие мотивации к практической деятельности, потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Сформировать универсальные учебные действия.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других.

Личностные:

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. Сформировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению.

Развить потребности в умственных впечатлениях, познавательную активность и любознательность, интеллектуальные умения (анализировать, сравнивать, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, прогнозировать последствия и др.).

Ответственное отношения к учению, готовность и способность, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Освоение правил поведения в природной среде, роль обучающихся в пропаганде природоохранных знаний; сформировать проявление желания и стремления улучшать состояние окружающей среды в своей местности.

Предметные:

Познакомить обучающихся с природой родного села, района, ее экологическим состоянием;

Познакомить с методиками и выработать навыки исследовательской деятельности в природе;

Выработать умения давать оценку экологического состояния экосистемы;

Сформировать потребность в природоохранной деятельности посредством проведения экологических акций;

Научить новым педагогическим технологиям - проектированию и исследовательской деятельности.


Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»


Календарный учебный график.

Количество учебных недель – 36

Количество учебных дней по программе – 72 занятия по 2 часа

Режим работы объединения - по расписанию

Начало занятий – 15 сентября

Окончание занятий – 31 мая

(Приложение № 2)

Условия реализации программы

Материально- техническое обеспечение

- кабинет, столы, стулья, микроскопы, лупы, горелки, колбы, бинокли, гербарии, коллекции насекомых, наглядные пособия , дидактический материал.

Информационное обеспечение

Компьютеры, сканер, принтер, проектор, телевизор, DVD, фотоаппарат, музыкальный центр.


Кадровое обеспечение

Педагог дополнительного образования, имеющий  высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы или лицо, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, представленное по рекомендации директора учреждения.

Основные обязанности педагога дополнительного образования:

- комплектует состав обучающихся объединения и принимает меры по его сохранению в течении срока обучения;

- осуществляет реализацию дополнительной образовательной программы;

- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (обучения), исходя из психофизической целесообразности;

- обеспечивает соблюдение прав и свобод обучающихся;

- составляет планы и программы занятий, обеспечивает их выполнение; ведет установленную документацию и отчетность;

- выявляет творческие способности обучающихся, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

- поддерживает одаренных и талантливых обучающихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья;

- оказывает в пределах своей компетенции консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющим), а также другим педагогическим работникам образовательного учреждения;

- выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;

- оперативно извещает руководство о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи;

- проводит инструктаж обучающихся по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в журнале регистрации инструктажа.

Формы аттестации

Для оценки реализации дополнительной общеобразовательной программы три раза в год проводится аттестация (начальная - сентябрь, промежуточная- январь, промежуточная (итоговая) - май), используются различные формы и способы проверки: тесты, игры, практические работы, викторины, наблюдения, рефераты, исследовательские работы.

Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов

Защита творческих работ, защита проектов, участие в конкурсах районного, регионального, Всероссийского и Международного уровней, участие в конференциях.

Оценочные материалы

Оценочные материалы служат для проведения диагностики в отношении обучающихся по мере завершения каждого раздела и промежуточных тем учебного плана. Обучающимся, дается диагностическая оценка знаний, умений, компетенций, в рамках пройденного этапа обучения. (Приложение № 1)


Группа, год обучения

Баллы

Компетенция

п/п

Фамилия, имя обучающегося

Начальная аттестация

Промежуточная аттестация

Итоговая аттестация

Средний балл

1.






Итого:





Средний балл:






1-4 балла - низкий уровень знаний, 5-7 баллов – средний уровень знаний, 8-10 баллов – высокий уровень знаний.


п/п

Фамилия, имя обучающегося

Год обучения, номер группы

Содержание аттестации

Уровень знаний

1.



Тестовое задание для контроля

уровня знаний, предложены

вопросы по изученным темам


-Н Низкий уровень - обучающийся различает объекты изучения, воспроизводит незначительную часть программного материала, с помощью педагога выполняет элементарные задания.

- С Средний уровень - обучающийся воспроизводит основной программный материал, выполняет задания по образцу, обладает элементарными умениями, самостоятельно применяет знания в стандартных ситуациях, исправляет допущенные ошибки.

- В Высокий уровень - обучающийся умеет применять полученные знания и

умения для выполнения самостоятельных заданий.


п/п

Фамилия, имя обучающегося

Возраст

Уровень

Название конкурса

Результат








Методическое обеспечение программы

«Эколог -исследователь»


Методы организации учебно-воспитательного процесса

Разновидность методов

приемы

Методы организации и осуществления учебно - познавательной деятельности обучающихся

Словесный ( применяется при объяснении теоретического материала по темам курса, для объяснения применения материала и методики исследования).

Беседа, рассказ, лекция, инструктаж.

Наглядный (применяется как при объяснении теоретического материала, так и для демонстрации результатов работы учащихся. Используются готовые таблицы, электронные презентации и созданные руками детей).

Иллюстрация, демонстрация опыта, наблюдение.

Практическая работа (при отработке навыков и умений оказания первой помощи пострадавшим, проведении эксперимента или исследования). Творческое проектирование (помогает развить самостоятельность, познавательную деятельность и активность детей)

Исследовательская деятельность (развить у детей наблюдательность, логику, самостоятельность в выборе темы, целей, задач работы, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов).

Практические работы, опытническая работа, работа над проектами.

Метод стимулирования и мотивации

Эмоциональные

Поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор знаний.

Познавательные

Создание проблемной ситуации, выполнение заданий на смекалку.

Волевые

Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности.

Социальные

Создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы.

Методы контроля и самоконтроля

Устные

Индивидуальный опрос, устный опрос.

Письменные

Анкетирование, тестирование, выполнение проверочных заданий.

Самоконтроль и взаимоконтроль

Самоконтроль, парный контроль

Формы организации работы на занятиях


Индивидуальная, групповая, фронтальная, парная


Педагогические технологии, используемые в обучении

- Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

- Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

- Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Структура занятия

1этап - организационный.

Задача: подготовка детей к работе на занятии. Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

II этan - проверочный

Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического) проверка усвоения знаний предыдущего занятия.

III этап -   подготовительный   (подготовка   к   восприятию   нового

содержания).

Задача: мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Содержание этапа: сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (пример, познавательная задача, проблемное задание детям).

IV этап  -  основной.   В   качестве  основного   этапа   могут  выступать следующие:

1.Усвоение новых знаний и способов действии.  Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения. Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2. Первичная   проверка   понимания.  

 Задача:    установление    правильности    и осознанности   усвоения   нового   учебного   материала,   выявление   неверных представлений,  их  коррекция.   Применяют  пробные  практические задания, которые    сочетаются     с    объяснением    соответствующих     правил    или обоснованием.

3.Закрепление    знании.    Применяют    упражнения, задания, выполняемые детьми самостоятельно.

4. Обобщение и систематизация знаний. 

Задача: формирование целостного представления знаний по теме. Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

V этап – контрольный.

Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция.

Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

VI        этап итоговый.

Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Содержание этапа: педагог сообщает ответы на следующие вопросы: как работали обучающиеся на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели.

VII        этап рефлексивный. Задача: мобилизация детей на самооценку. Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы.

VIII этап: информационный. Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения

домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Изложенные этапы могут по-разному комбинироваться, какие-либо из них могу не иметь места в зависимости от педагогических целей.

Дидактические материалы

Раздаточные материалы, наглядные пособия, дидактический материал, инструкционные, технологические карты, задания, упражнения, тесты, опросники и т.д.


Библиографический список для педагога:


Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. - Томск, 2016. - 65 с.

Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. // Начальная школа. - 2020. - № 5. - С.64-75.

Бабакова Т.А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. // Начальная школа. - 2018. - № 9. - С.16-20.

Баринова И.И. «Внеурочная работа по географии» Москва, Просвещение, 2019

Войткевич Г.В. «Основы учение о биосфере» «Просвещение», Москва, 2021

Гладилина И.П., Гришакина О.П., Обручникова А. А., Попов Д.В. «Основы исследовательской деятельности школьников», Москва, ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2020.

Еременко Н.И. «Профилактика вредных привычек» издательство «Панорама», Москва 2019.

Захлебный А.Н «Экологическое образование школьников во внеклассной работе», Москва, «Просвещение», 2021.

Кулькевич С.В. «Не совсем обычный урок», Воронеж, «Учитель», 2019.

Кучменко В.С., Анастасова Л.П. «Формирование здорового образа жизни подростков», Москва, Вентана – Граф, 2021

Литвиненко Л.С. «Нравственно-экологическое воспитание школьников», Москва, «5 за знания», 2021.

Муртазин Г.М. «Активные формы и методы обучения биологии» Москва, Просвещение, 2018

Полосин В.С. «Практикум по методике проведения химического эксперимента» «Просвещение», Москва, 2021

Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», Москва, «Аркти», 2021.

Сорокина Л. В. «Тематические игры и праздники по биологии», Москва, «Творческий центр», 2021

Степанчук Н.А. «Модели экологического образования», Волгоград, Издательство «Учитель», 2019

Сухова Т.С. Строганова В.И. Пономарква И.Н. «Природоведение. Биология. Экология: 5-11классы: программы» Москва, Вентана – Граф, 2020


Библиографический список для обучающихся и родителей:


Атлас природы  / Перевод с франц.  Е. В. Козловой. – Смоленск : Русич , 2018. – 125 с. : ил.

Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская. - М.: Владос,2019. - 192 c.

Балашов Н.Б., «Определитель водорослей», Лениздат, 1989.

Буянов М.И. «Размышления о наркомании», Москва, Просвещение, 1990

Драгомилов А.Г. Маш Р.Д. «Биология. Человек. 8 класс», Москва, Вентана – Граф, 2021

Заяц Р.Г. и др «Биология для абитуриента», Минск, ЧУП «Издательство Юнипресс», 2021

Коробейникова Л.А. «Практическая экология для школьников» Иваново, 2021.

Куреннов И, «Энциклопедия лекарственных растений», Москва, «Мартин», 2021

Лаптев Ю. П. «Растения от А до Я», Москва, «Колос», 2019.

Михеев А.В. «Охрана природы», «Просвещение», Москва, 2020

Новикова В.С., Губанов И.А, «Атлас – определитель высших растений», Москва, Просвещение, 2017.

Плавильщиков Н.Н. «Юным любителям природы», Москва, «Детская литература», 2020

Федорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. «Экология человека. 8 класс», Москва, Вентана – Граф, 2021

Чертопруд М.В. «Краткий определитель беспозвоночных пресных вод центра европейской России»

Юдин А.В., «Большой определитель грибов», Москва, ООО «Издательство АСТ», 2021.


Приложение 1

Начальная аттестация по программе «Эколог- исследователь» естественнонаучной направленности 1 года обучения _______учебный год.

1.  Что такое экология?

1)  наука о взаимодействии человека и природы;

2)  система знаний о экосистемах;

3)  наука о воспроизводстве жизни и факторах этого воспроизводства;

4) сведения о экологических проблемах;

2. Что такое Красная книга?

1) список редких и исчезающих видов животных и растений, подлежащих охране;

2)  описание экологических проблем современности;

3)  перечень лучших дел человечества по охране природы;

4)  перечень негативных поступков, действий человека по отношению к природе;

3.​ Что такое биосфера?

1)  совокупность растений и животных;

2)  живая оболочка планеты;

3)  пространство существования жизни на Земле;

4)  взаимосвязь человека и природы;

4. Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

1) неисчерпаемым природным ресурсам;
2) возобновляемым природным ресурсам;
3)
 невозобновляемым природным ресурсам; 
4) пополняющимся ресурсам.

5.Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

1) парниковым эффектом;
2) уменьшением объема грунтовых вод;
3)
 загрязнением водоемов;
4) засолением почв.

6.Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

1) угарного газа;
2)
 углекислого газа;
3) диоксида азота;
4) оксидов серы.

7.​ Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

1) резких колебаний температуры;
2) канцерогенных веществ;
3) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.

8.От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

1) водяные пары;
2) облака;
3)
 озоновый слой;
4) азот.

9.​ Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

1) желудочно-кишечного тракта;
2) сердечно-сосудистой системы;
3)
 кожи; 
4) органов дыхания.

10. Пестициды – это

А. ядохимикаты, используемые для борьбы с сорняками, вредителями и возбудителями болезней растений;

Б. ядохимикаты, используемые для борьбы с мышами;

В. Ядохимикаты, используемые для борьбы с болезнями.



Промежуточная аттестация по программе «Эколог- исследователь» естественнонаучной направленности по итогам 2 полугодия 1 года обучения

________учебный год.

1.При увеличении численности популяции внешние условия становятся сдерживающим фактором и приводят:

к появлению широкого разнообразия форм;

внутривидовой конкуренции;

мутациям;

межвидовой конкуренции.

2.Рост популяции животных определяется прежде всего комбинацией:

рождаемости и обеспеченности пищей;

смертности и миграции;

рождаемости и размера территории, занимаемой популяцией;

рождаемости и смертности.

3.Выберите биоценоз наиболее разнообразный по видовому составу:

степь;

тропический лес;

луг;

широколиственный лес;

болото.

4.Как называется весь комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов животных:

экосистема;

биоценоз;

фитоценоз;

зооценоз.

5.Плотность популяции как правило на ранних стадиях её развития стремительно возрастает, далее несколько снижается и практически останавливается. Выберите причину этого процесса:

это продиктовано биологическими особенностями вида;

достигается предел ёмкости среды в данных условиях;

исчерпывается ресурс размножения особей, они больше не могут оставлять потомство.

6.Глобальные экологические проблемы вызваны в первую очередь:

1) геологическими процессами;
2) космическими факторами;
3)
высокими темпами прогресса;
4) изменением климата.

7. Основными природными факторами, влияющими на численность человеческих популяций являются:

1) особенности рельефа местности;
2
) пищевые ресурсы и болезни;
3) особенности климата;
4) географическое положение страны.

8.Рациональное природопользование подразумевает:

1) деятельность, направленную на удовлетворение потребностей человечества;
2)
деятельность, направленную на научно обоснованное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов;
3) добычу и переработку полезных ископаемых;
4) мероприятия, обеспечивающие промышленную и хозяйственную деятельность человека.

9.Полезные ископаемые недр планеты относятся к:

1) неисчерпаемым природным ресурсам;
2) возобновляемым природным ресурсам;
3)
невозобновляемым природным ресурсам;
4) пополняющимся ресурсам.

10.Вырубка лесных массивов приводит к:

1) увеличению видового разнообразия птиц;
2) увеличению видового разнообразия млекопитающих;
3) уменьшению испарения;
4
) нарушению кислородного режима.


Итоговая аттестация по итогам 1 года обучения.

________учебный год.

1.Недостаток питьевой воды вызван, в первую очередь:

1) парниковым эффектом;
2) уменьшением объема грунтовых вод;
3)
загрязнением водоемов;
4) засолением почв.

2. Парниковый эффект возникает в результате накопления в атмосфере:

1) угарного газа;
2)
углекислого газа;
3) диоксида азота;
4) оксидов серы.

3.Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

1) резких колебаний температуры;
2) канцерогенных веществ;
3) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.

4.От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

1) водяные пары;
2) облака;
3)
озоновый слой;
4) азот.

5.Разрушение озонового слоя ведет к увеличению заболеваний:

1) желудочно-кишечного тракта;
2) сердечно-сосудистой системы;
3)
кожи;
4) органов дыхания.

6.При разрушении люминесцентных ламп выделяются опасные для здоровья ионы:

1) ртути;
2) свинца;
3) кальция;
4) кобальта.

7.Самыми распространенными заболеваниями, которые возникают в результате ухудшения экологической обстановки, являются:

1) болезни опорно-двигательной системы;
2) инфекционные болезни;
3)
сердечно-сосудистые и онкологические заболевания;
4) болезни пищеварительного тракта.

8.Вещества, вызывающие раковые заболевания, называют:

1) биогенными;
2)
канцерогенными;
3) пирогенными;
4) абиогенными.

9.Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

предприятия химической и угольной промышленности;
2) сельское хозяйство;
3) бытовую деятельность человека;
4) транспортные средства.

10.Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют

1) абиотическими факторами

2) биотическими факторами

3) экологическими факторами

4) движущими силами эволюции



Начальная аттестация по программе «Эколог- исследователь» естественнонаучной направленности 2 года обучения.

____________учебный год.


1.Назовите животных нашего края занесённых в Красную книгу.

2.Назовите растения нашего края занесённые в Красную книгу.

3. Как связано здоровье человека и окружающая его среда?

4. Назовите первоцветы нашей местности.

5. Назовите природные зоны нашего края.

6. Дайте характеристику природной зоне, в которой мы живём.

7. Назовите климатообразующие факторы

8. Перечислите свойства воздуха

9. Перечислите свойства воды

10.Перечислите заповедники нашего края

Промежуточная аттестация по программе «Эколог- исследователь» естественнонаучной направленности по итогам 1 полугодия 2 года обучения.

________учебный год.

1.Какая задача решается в заказниках:

а) восстановление численности поголовья промысловых животных;

б) сохранение разнообразия видов растений и животных;

в) используются как памятники природы;

г) создание условий для отдыха людей на природе.

2. Регулярное наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, называется:

а) мониторинг; б) оценка; в) экологический прогноз.

3.Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

1) резких колебаний температуры;
2) канцерогенных веществ;
3) радиоактивного загрязнения;
г) возбудителей заболеваний.

4.От жесткого ультрафиолетового излучения живые организмы защищают:

1) водяные пары;
2) облака;
3)
озоновый слой;
4) азот.

5 Применяется ли уголовная ответственность за экологические нарушения и преступления:

а) нет, только административная; б) применяется;

в) практически не применяется; г) нет, в основном, дисциплинарная и гражданско-правовая.

6. Загрязнение, затрагивающее наследственные свойства организма и вызывающее изменения, которые могут проявиться в последующих поколениях, называется

А. шумовым;

Б. радиоактивным;

В. физическим.

7. Биологический метод очистки воды от загрязнения основан на использовании:

А. рыб;

Б. микроорганизмов;

В. торфа.

8. К природным ресурсам относится:

А. растительность и животный мир, почва, минеральные соли;

Б. заводы, фабрики;

В. оборудование мастерской.

9. Наибольше количество веществ, загрязняющих биосферу, приходится на:

А. предприятия химической и угольной промышленности;
Б. сельское хозяйство;
В. бытовую деятельность человека;

10. Рациональное использование природных ресурсов предполагает:

А. разумное их освоение;

Б. разумное их освоение, охрану и воспроизводство;

В. изучение законов природы.


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования« Станция юных натуралистов» с. Дивное

Итоговая аттестация по итогам 2 полугодия 2 года обучения.

________учебный год.

1.Климатические условия (температура, влажность, свет) относятся к:

а) биотическим факторам; б) абиотическим факторам;

в) антропогенным факторам.

2.Сложная задача, возникающая в процессе взаимодействия живых организмов с окружающей средой, называется:

а) экологической проблемой; б) экологической катастрофой;

в) экологической ситуацией;

3.Назовите глобальную экологическую проблему, которая приводит к росту наводнений, снижению урожайности с/х культур, усилению эрозии почв:

а) парниковый эффект; б) обезлесивание; в) радиоактивное загрязнение;

г) опустывание;

4.Природные ресурсы – это:

а) все то, что дает человеку природа;

б) компоненты и свойства природной среды, которые используются для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребностей человека;

в) разнообразие растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни;

г) компоненты природной среды, используемые в производственной деятельности человека.

5.К исчерпаемым невозобновимым ресурсам относят:

а) почва, растения, животные; б) нефть, каменный уголь;

в) поваренная соль; г) воды Мирового океана.

6.Неисчерпаемые ресурсы делятся:

а) невозобновляемые и возобновляемые; б) ископаемые ресурсы и богатства недр;

в) космические, климатические, водные; г) минеральные и органические.

7.Отношение человека к природе зависит от:

а) уровня образования; б) общей и экологической культуры;

в) социально-экономических условий; г) верны все варианты.

8.В настоящее время природу

а) нужно только охранять; б) можно рационально использовать и охранять

9. Важная роль атмосферы заключается в том, что она защищает живые организмы от:

1) резких колебаний температуры; 2) канцерогенных веществ;
3) возбудителей заболеваний.

10. Причиной выпадения кислотных дождей считают воздействие на атмосферу:

1) цементной пыли; 2) высокотоксичных соединений; 3) выбросов сернистого газа; 4) частиц сажи.




Приложение 2

Календарный учебный график 1 года обучения


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Тема № 1 Вводное занятие

1.




Теория

2

Знакомство с группой, программой и режимом работы объединения. Техника безопасности на теоретических и практических занятиях.


Опрос

Тема № 2 Определитель флоры и фауны

2.




Теория

2

Понятие об определителе флоры и фауны. Методика работы с определителями растений, грибов, лишайников.


Тест

3.




Теория

2

Методика работы с определителями зверей, птиц, рыб. 


Тест

4.




Практика

2

Работа с определителем.


Зарисовка

5.




Экскурсия

2

Экскурсия в парк. Работа с определителями флоры и фауны. 


Опрос

6.




Экскурсия

2

Экскурсия в степь. Работа с определителями флоры и фауны.


Опрос

7.




Экскурсия

2

Экскурсия к водоему. Работа с определителями флоры и фауны.


Опрос

Тема №3. Гербарий растительности 

8.




Теория

2

Понятие о гербарии. Классификация гербариев. Методика и правила сбора гербария. 


Опрос

9.




Практика

2

Знакомство с гербариями.


Задания

10.




Практика

2

Изготовление папки для гербария.


Задания

11.




Практика

2

Изготовление гербариев.


Задания

12.




Экскурсия

2

Экскурсия в степь. Сбор материала для составления гербариев травянистой растительности. 


Тест

Тема №4.Редкие и исчезающие виды флоры и фауны Ставропольского края

13.




Теория

2

Экологический подход к охране редких и исчезающих видов и мест их обитания.


Опрос

14.




Теория

2

Реликты и эндемики флоры и фауны Ставропольского края. Реферат: «Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны».


Задания

15.




Теория

2

Виды растений и животных Ставропольского края, занесенных в Красную книгу.


КВН

16.




Практика

2

Виды растений и животных Апанасенковского района, занесенных в Красную книгу. Реферат: «Реликтовые, эндемичные, редкие и исчезающие виды флоры и фауны Апанасенковского района».


Кроссворд

17.




Практика

2

Составление карты ареалов редких видов животных и растений района и края.


Опрос

18.




Практика

2

Знакомство с эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных края по гербариям, иллюстрациям и плакатам.


Опрос

19.




Практика

2

Знакомство с эндемичными, редкими и исчезающими видами растений и животных района по гербариям, иллюстрациям и плакатам.


Викторина

Тема №5. Особо охраняемые территории Ставропольского края

20.




Теория

2

Охраняемые территории, причины их организации и значение. Классификация заповедников.


Тест

21.




Теория

2

Заповедники и заказники Ставропольского края. Флора и фауна заказника Маныч - Гудило. 


Практическая работа

22.




Практика

2

Работа с зоогеографическими картами заповедников. Просмотр видеофильмов


Игра

23.




Практика

2

Флора и фауна заказника Маныч – Гудило (работа со справочной литературой).Реферат: «Флора и фауна заказника Маныч – Гудило».


Практическая работа

24.




Практика

2

Создание презентации по теме: «Флора и фауна заказника Маныч – Гудило».


Опрос

25.




Экскурсия

2

Изучение флоры заказника Маныч - Гудило. 


Тест

26.




Экскурсия

2

Изучение фауны заказника Маныч - Гудило.


Круглый стол

Тема №6. Экологические факторы и среды жизни организмов 

27.




Теория

2

Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенный. Свет, вода, температура как абиотические факторы.


Тест

28.




Теория

2

Законы Аллена, Бергмана, Ламотта, Вант-Гоффа. Биологические ритмы. Теория расчетных низкочастотных ритмов (физический цикл - 23 дня, эмоциональный цикл - 28 дней, интеллектуальный цикл - 33 дня).


Обсуждение

29.




Теория

2

Фотопериодизм. Закон Хопкинса.


Обсуждение

30.




Теория

2

Лимитирующие факторы. Законы Либиха, Вильямса, Шелфорда. Эдафический фактор. Растения-индикаторы


Опрос

31.




Теория

2

Биотические отношения: внутривидовые (конгруэнции, каннибализм), межвидовые (конкуренция, аллелопатия, хищничество, паразитизм, симбиоз, мутуализм, комменсализм, аменсализм).


Задания

32.




Теория

2

Среды жизни организмов: водная, наземно-воздушная, почва как среда жизни, живые организмы как среда обитания. Жизненные формы организмов (классификации И.Г.Серебрякова, К. Раункиера, Д.Н. Кашкарова). 


Задания

33.




Практика

2

Работа с определителями растений. Выделение экологических групп растений по отношению к освещению.


Опрос

34.




Практика

2

Составление индивидуальных биологических ритмов.


Конкурс

35.




Экскурсия

2

Составление климадиаграмм.


Опрос







Тема № 7. Промежуточная аттестация 2



36.




Практика

2

Промежуточная аттестация


Тест







Тема № 8 Природа в доме. 30



37.




Практика

2

Работа с определителями растений. Выделение экологических групп растений по отношению к влажности.


Творческий альбом

38.




Практика

2

Работа с атласами, зоогеографическими картами


Творческий альбом

39.




Практика

2

Решение экологических задач.


Задание

40.




Практика

2

Работа со справочной литературой


Обсуждение

41.




Практика

2

Изучение приспособлений организмов к водной среде на примере обитателей аквариума.


Опрос

42.




Практика

2

Создание экосистемы аквариума.


Опрос

43.




Практика

2

Описание экосистемы аквариума


Викторина

44.




Практика

2

Знакомство с растениями - индикаторами.


Обсуждение

45.




Практика

2

Наблюдение за растениями – индикаторами (реферат).


Обсуждение

46.




Практика

2

Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений (исследовательская работа).


Опрос

47.




Практика

2

Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений (исследовательская работа).


Опрос

48.




Практика

2

Самоизреживание растительной популяции (исследовательская работа).


Опрос

49.




Практика

2

Жизненные формы растений сельского парка (реферат).


Опрос

50.




Практика

2

Написание исследовательских работ по темам: «Влияние освещения на биологическое состояние комнатных растений»


Обсуждение

51.




Практика

2

Написание исследовательских работ по темам:«Влияние температурного режима и влажности на биологическое состояние комнатных растений»«Самоизреживание растительной популяции»


Творческая работа







Тема № 9. Биоценоз и экосистемы 



52.




Теория

2

Биоценоз. Компоненты биоценоза: почва, фитоценоз, зооценоз, энтоценоз. Структура биоценоза: видовая, пространственная, экологическая, трофическая.


Опрос

53.




Теория

2

Учение В.Н. Сукачева о биогеоценозе. Биогеоценоз и экосистема. Экологическая ниша. Экосистема. Типы экосистем (природная, агроэкосистема, индустриально-городская). Экологическая сукцессия, климакс сообщества, гомеостаз экосистемы.


Тест

54.




Теория

2

Создание органического вещества в экосистеме. Продуктивность экосистемы.


Тест

55.




Теория

2

."Экологические пирамиды". Распад "пирамид". Закон Р. Линдемана (правило 10%). 


Опрос

56.




Практика

2

Описание экологической ниши 2-3 организмов (аквариум).


Изготовление листовок

57.




Практика

2

Решение экологических задач.


Задания

58.




Практика

2

Влияние световой энергии на процесс фотосинтеза (на примере комнатных растений)  исследовательская работа).


Тест

59.




Экскурсия

2

Экскурсия в степь «Степной биогеоценоз».



60.




Экскурсия

2

Экскурсия в степь «Степные экологические ниши организмов».


Опрос

61.




Экскурсия

2

Экскурсия в парк. «Надземная ярусность растительности парка». 


Обсуждение

62.




Практика

2

По результатам экскурсии (реферат). 


Тест







Тема № 10. Популяции



63.




Теория

2

"Популяция. Типы популяций. Структура популяций (половая, возрастная, пространственная, этологическая).


Тест

64.




Теория

2

"Численность и плотность популяций. Акклиматизация и интродукция.


Обсуждение

65.




Теория

2

"Рациональное и нерациональное использование популяций. 


Опрос

66.




Практика

2

Составление диаграмм зависимости половой структуры, возрастной структуры популяций на примере животных степи.


Обсуждение

67.




Практика

2

Определение численности популяции методом вторичной выборки.


Опрос

68.




Практика

2

Составление памятки о правилах поведения на природе. 


Опрос







Тема № 11. Биосфера 



69.




Теория

2

"Биосфера. Состав биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере.


Тест

70.




Теория

2

"Распределение жизни в биосфере. Живое вещество и его функции в биосфере. Круговорот веществ и элементов в биосфере (вода, кислород, углерод, азот, фосфор, сера). Ноосфера. 


Опрос

71.




Практика

2

Решение задач. Моделирование круговорота химических элементов. 


Опрос







Тема № 12. Итоговая аттестация



72.




Теория

2

Итоговая аттестация


Зачёт


Календарный учебный график 2 года обучения


п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

Тема № 1 Вводное занятие

1.




Теория

2

Знакомство с программой и режимом работы объединения.

Техника безопасности на теоретических и практических занятиях.


Опрос

Тема №2. Основы исследовательской деятельности.

2.




Теория

2

Методика исследовательской деятельности, структура исследовательской работы. Выбор темы и постановка проблемы.


Обсуждение

3.




Теория

2

Особенности и этапы исследования.


Обсуждение

4.




Экскурсия


2

Экскурсия в окрестности школы.

Определение пылевого загрязнения территории села и микрорайона школы;

Определение шумового загрязнения территории села и микрорайона школы (реферат).


Практическая работа

5.




Экскурсия

2

Экскурсия на водоемы села (ручей, пруд, родники).

Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).


Практическая работа

6.




Экскурсия

2

Экскурсия на «сухой водоем».

Отбор проб воды и определение общих показателей воды (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей) и водородного показателя (рН).


Практическая работа

7.




Практика

2

Знакомство с исследовательскими работами. Анализ и обработка исследовательской деятельности. Оформление исследовательских работ.


Практическая работа

8.




Практика

2

Анкетирование, опросы, сбор и обработка информации по темам.


Опрос

9.




Практика

2

Обработка информации, создание презентаций.


Практическая работа

10.




Практика

2

Составление библиотического списка.


Практическая работа

11.




Практика

2

Оформление стенда «Боль природы»


Задания

12.




Практика

2

Подготовка к конференции «Экологическое состояние окрестности школы» (исследовательские работы).


Задания

13




Практика

2

Конференция: «Экологическое состояние окрестности школы» (исследовательские работы).


Викторина

Тема №3. Экология как наука.

14.




Теория

2

Экология. Предмет экологии, структура экологии.


Задания

15.




Теория

2

Методы исследования. Задачи и методы экологического мониторинга.


Задания

16.




Практика

2

Экологические факторы. Загрязнение окружающей среды. Виды загрязнений и пути их распространения.


Кроссворд

17.




Практика

2

Знакомство со справочной литературой, просмотр журналов, видеофрагментов.


Опрос

18.




Экскурсия.


2

В сельский парк «Экологические объекты окружающей среды».


Практическая работа

Тема №4. Антропогенное воздействие на биосферу

19.




Теория

2

Экстремальные воздействия на биосферу: антропогенные (военные действия, аварии, катастрофы), природные (стихийные бедствия).


Опрос

20.




Теория

2

Последствия воздействия оружия массового поражения на человека и биоту.


Тест

21.




Теория

2

Последствия техногенных экологических катастроф на биосферу.


Тест

22.




Теория

2

Экологические последствия бедствий эндогенного характера (землетрясений, цунами, извержения вулканов).


Игра

23.




Теория

2

Экологические последствия бедствий экзогенного характера (наводнений, штормов, оползней и т.д.).


Практическая работа

24.




Теория

2

Особые виды антропогенного воздействия на биосферу: шумовое, биологическое, электромагнитное воздействия, опасные отходы.


Опрос

25.




Практика

2

Радиоактивное загрязнение. Что это такое? (реферат)


Реферат

26.




Практика

2

Презентация темы: «Радиоактивное загрязнение».


Презентация

27.




Практика

2

Мифы и реальность Чернобыля (реферат)


Реферат

28.




Практика

2

Презентация темы: «Мифы и реальность Чернобыля».


Презентация

29.




Практика

2

Беда всегда рядом (реферат).


Реферат

30.




Практика

2

Презентация темы: «Беда всегда рядом».


Презентация

Тема 5. Антропогенное влияние на атмосферу.

31.




Теория

2

Состав воздуха, его значение для жизни организмов.


Задания

32.




Теория

2

Основные загрязнители атмосферного воздуха (естественные, антропогенные).


Задания

33.




Теория

2

Классификация антропогенного загрязнения: по масштабам (местное, региональное, глобальное), по агрегатному состоянию (газообразное, жидкое, твердое), радиоактивное, тепловое. Источники загрязнения атмосферы.


Опрос

34.




Теория

2

Экологические последствия загрязнения атмосферы ("парниковый эффект", "озоновые дыры", "кислотные дожди").


Конкурс

35.




Теория

2

Приемы и методы изучения загрязнения атмосферы


Опрос

36.




Практика

2

Запыленность, твердые атмосферные выпадения и пыль (взвешенные частицы); состав, свойства и экологическая опасность, влияние на организм.


Задания

37.




Практика

2

Определение запыленности воздуха; рассматривание пыли под микроскопом.


Задания

38.




Практика

2

Определение изменения температуры и относительной влажности в кабинете в ходе занятия.


Обсуждение

39.




Практика

2

Определение пылевого загрязнения территории села и микрорайона школы (исследовательская работа).


Обсуждение

40.




Практика

2

Влияние пыли на организм человека (реферат).


Задание

41.




Практика

2

Роль зеленых насаждений в защите от пыли (реферат).


Реферат

42.




Практика

2

Промежуточная аттестация.


Тест

Тема 6. Антропогенное влияние на гидросферу.

43.




Теория

2

Естественные воды и их состав.


Викторина

44.




Теория

2

Виды и характеристика загрязнений водных объектов: тепловое, загрязнение минеральными солями, взвешенными частицами, нефтепродуктами, бактериальное загрязнение.


Обсуждение

45.




Теория

2

Понятие о качестве питьевой воды.


Обсуждение

46.




Теория

2

Основные источники химического загрязнения воды (промышленные, автомобильные и др.) методы отбора проб воды.


Опрос

47.




Теория

2

Экологические последствия загрязнения гидросферы (эвтрофикация водоемов, истощение вод). Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы.


Опрос

48.




Практика

2

Приемы и методы изучения загрязнения гидросферы (химические, социологические). Исследование природных вод: отбор проб воды, измерение температуры, прозрачности, рН.


Опрос

49.




Экскурсия

2

Экскурсия к водоему. "Описание водоема".


Обсуждение

50.




Экскурсия

2

Экскурсия "Влияние выбросов на экологическое состояние водоема".


Обсуждение

51.




Практика

2

Изучение воздействия хозяйственной деятельности человека на водные объекты.

Оценка экологического состояния родников села.


Творческая работа

52.




Теория

2

Роль воды в жизни человека.

Вода живая и мертвая.


Творческая работа

53.




Практика

2

Оформление стенда «Вода – это жизнь!»


Практическая работа

Тема №7. Антропогенное влияние на литосферу

54.




Теория

2

Почва и ее экологическое значение. Нарушения почв. Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная.


Практическая работа

55.




Теория

2

Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества).


Опрос

56.




Теория

2

Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород).


Изготовление листовок

57.




Теория

2

Приемы и методы изучения загрязнения литосферы. Деградация почв.


Опрос

58.




Теория

2

Структура и характеристика загрязненности почв. Явление нахождения элементов при загрязнении почвы тяжелыми металлами и его причины. Влияние соединений свинца на организм.


Тест

59.




Практика

2

Изготовление плакатов и щитов для мест свалок мусора


Практическая работа

60.




Экскурсия

2

Экскурсия выявление несанкционированных свалок в окрестностях села. Установка плакатов и щитов в местах свалок мусора


Обсуждение

61.




Практика

2

Составление карты местности с расположением несанкционированных свалок.


Задания

62.




Практика

2

Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования.


Поделка

63.




Практика

2

Исследование почвы в микрорайоне школы.


Практическая работа

64.




Практика

2

Характеристика почвы пришкольной территории (исследовательская работа).

Состав почвы (реферат).

Почвы местности (реферат).


Реферат

65.




Практика

2

Уборка мусора на берегу водоема "Школьный, в микрорайоне школы.


Практическая работа

66.




Практика

2

Оформление фотовыставки «Боль природы»

Оформление выставки из отходов продукции одноразового использования.


Фотографии

Тема № 8. Биоиндикация

67.




Теория

2

Наблюдение за состоянием сообществ организмов как способ оценки их экологического состояния. Факторы нарушенности экосистем и их определение (тревожность, нарушение внутривидовых и межвидовых отношений, естественных жизненных циклов и др.)


Опрос

68.




Теория

2

Использование биологических объектов при мониторинге загрязнений окружающей среды (растительных и животных организмов). Биоиндикация на примере лишайника, сосны, ряски и др.


Опрос

69.




Экскурсия

2

Экскурсия в парк. Антропогенная нагрузка на экосистемы села.


Задания

70.




Экскурсия

2

Экскурсия на водоем. Биоиндикация экологического состояния водоемов с помощью пресноводных моллюсков (исследовательская работа).

Изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния (исследовательская работа).


Задания

71.




Практика

2

Оформление стенда «Село, в котором мы живем».


Практическая работа

72.




Теория

2

Итоговая аттестация


Зачёт



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.