Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно- эстетической направленности «Пластилиновая фантазия»для детей 6-7 лет

2
0
Материал опубликован 23 October 2023 в группе





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

художественно-эстетической направленности

«Пластилиновая фантазия»

для детей 6-7 лет













Автор-составитель:

Шпагина Елена Николаевна,

воспитатель 1 категории














Содержание


1.

Комплекс основных характеристик программы

7

1.1.

Пояснительная записка (общая характеристика программы)

7

1.2.

Цель и задачи программы

10

1.3.

Содержание программы

11

1.4.

Планируемые результаты

16

2.

Комплекс организационно-педагогических условий

17

2.1.

Календарный график

18

2.2.

Условия реализации программы

20

2.3.

Формы аттестации

20

2.4.

Оценочные материалы

20

2.5.

Методические материалы

22

3.

Список литературы

29




Паспорт программы

Наименование программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности

«Пластилиновая фантазия» для детей 6-7 лет

Основание для разработки Программы

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.1012 № 273-ФЗ

Закон «Об образовании» ст. 26 п. 1 «Обеспечение прав воспитанников на получение дополнительного образования»;

СанПиН 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013г. №26

Письмо Минобразования РФ от 14.03.00г. № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Устав муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 94.

Автор-составитель

Шпагина Елена Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория.

Качественная характеристика детей

Группа старшего дошкольного возраста

(от 6 до 7 лет)

Цель

Развитие художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук у детей средствами пластинографии.

Задачи

обучающие:

Формировать у детей изобразительные навыки;

Познакомить с более сложными приёмами изображения в технике пластилинографии;

Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и применять их в своей работе;

Учить планировать свою работу и доводить её до конца;

развивающие:

Развивать интерес к художественной деятельности;

Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции;

Развивать мелкую моторику рук;

Способствовать развитию психических процессов: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей;

Развивать восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей;

Упражнять в самостоятельном поиске путей решения, высказывать предположения, доказывать.

воспитательные:

воспитывать самоконтроль, умение работать в коллективе;

прививать интерес к мыслительной деятельности, способность к творческому поиску.

Срок реализации программы

1 год

Вид программы

Рабочая программа дополнительного образования

Уровень реализации

Дошкольное образование

Краткое содержание программы

Одним из наиболее близких и естественных для ребёнка-дошкольника видов деятельности является изобразительная деятельность. В процессе изобразительной деятельности дошкольники усваивают целый ряд графических и живописных умений и навыков, учатся анализировать предметы и явления окружающего мира. Изобразительная деятельность - эффективное средство познания действительности. Данная деятельность помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, памяти, пространственных представлений, чувств и других психических процессов. Работа с детьми в изобразительной деятельности, основанная на

использовании технологий пластилинографии, развивает мелкую моторику пальцев рук, их мускулатуру, координацию движений, благоприятно влияет на развитие речи. Ведущими методами, позволяющими реализовать содержание программы являются специально разработанные занятия, игры и упражнения, игровые ситуации, беседа, инсценировка, проигрывание и анализ различных игр и упражнений.

Формы практической работы с детьми разнообразны и предусматривают работу в подгруппах, индивидуально

Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений.

Обогащают свой словарь. Знакомятся с художественными произведениями, стихами, загадками, потешками, пальчиковыми играми

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральны мест в работе с детьми по пластилинографии, происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Дети наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются.

Предусмотрены программные мероприятия - работа с родителями формирование педагогической компетенции в области художественно – эстетического развития дошкольников.

Ожидаемые результаты

Дети овладеют приёмами работы технике «пластилинография»: придавливать, растягивать, сплющивать, раскатывать, разглаживать границы соединения частей;

Проявляют интерес к мыслительной деятельности, способность к творческому поиску;

Развивается умение чувствовать композицию, цвета, пропорции предметов, умение располагать элементы узора на поверхности предмета.

Активно используют навыки лепки в самостоятельной продуктивной деятельности;

Могут самостоятельно искать путей решения, высказывать предположения, доказывать;

Умеют работать в коллективе, осуществлять самоконтроль;

Повысится педагогическая компетентность родителей в области развития творческих способностей, навыков и умений дошкольников.

Координация и контроль реализации Программы

Осуществляется администрацией детского сада №94 и родителями (законными представителями) детей старшего дошкольного возраста.

Формы предоставления результатов:

итоговые занятия в форме игр-путешествий;

выставки;

мастер – класс совместно с родителями

отчет о реализации Программы.


1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка (общая характеристика программы)


Дополнительная образовательная программа «Пластилиновая фантазия» (далее Программа) имеет художественно – эстетическую направленность, соответствует социальному заказу родителей (законных представителей) воспитанников групп детей дошкольного возраста.

Актуальность Программы определяется тем, что в настоящее время педагоги, специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ребёнку возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Пластилинография — это один из новых видов изобразительной деятельности. Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» — создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как внимание, память, мышление. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. В процессе занятий пластилинографией у ребенка развивается умелость и сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, у детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью. Таким образом, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

Программа составлена на основе учебного курса для детей 6-7 лет на основе методических пособий следующих авторов: Давыдовой Г. Н., Лыковой И. А., при разработке также использована методическая литература по организации развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Для Программы характерны:

принцип развивающего обучения направлен на развитие способностей каждого ребенка;

принцип доступности обеспечен учетом возрастных способностей и интересов воспитанников;

принцип систематичности, последовательности и постепенности обучению детей в определенном порядке, соответствует основным дидактическим правилам: идти от легкого к более трудному, от неизвестного к известному;

принцип учета индивидуальных особенностей обеспечен учетом уровня развития личности ребенка, его индивидуальных способностей;

принцип воспитания и обучения детей в коллективе — достижение поставленных перед детьми целей осуществляется коллективной и подгрупповой, индивидуальной организацией детей.

Программа разработана для детей 6-7 лет. Количество обучающихся в группе – 8-10 человек.

Виды занятий: классические, комбинированные, тематические, итоговые.

Программа рассчитана на 1 год обучения с общим количеством учебных часов - 32. Продолжительность занятия - 1 академический час.

Длительность академического часа – 30 минут для детей 6-7 лет. Занятия организуются 1 раз в неделю.



1.2. Цели и задачи программы

Цель программы: Развитие художественно – творческих способностей и мелкой моторики рук у детей средствами пластинографии.

Основные задачи:

обучающие:

Формировать у детей изобразительные навыки.

Познакомить с более сложными приёмами изображения в технике пластилинография.

Учить анализировать свойства используемых в работе материалов и

применять их в своей работе.

Учить планировать свою работу и доводить её до конца.

развивающие:

Развивать интерес к художественной деятельности.

Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, формы, композиции.

Развивать мелкую моторику рук.

Способствовать развитию психических процессов: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей

Развивать восприятие, пространственную ориентацию, сенсомоторную координацию детей.

Упражнять в самостоятельном поиске путей решения, высказывать предположения, доказывать;

воспитательные:

воспитывать самоконтроль, умение работать в коллективе, культуру общения;

прививать интерес к мыслительной деятельности, способность к творческому поиску.



1.3. Содержание программы

Тематическое планирование

Месяц

занятия

Название занятия

Кол-во часов

теория

практика

1 год обучения

Октябрь

1

Диагностическое занятие

0,5

0,5

2

"Яблоки поспели"

0,2

0,8

3

"Гроздь винограда"

0,2

0,8

4

"Астры и хризантемы"

0,2

0,8

Ноябрь

5

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

0,2

0,8

6

"Солнышко на тарелке"

0,2

0,8

7

«Осенняя берёза»

0,2

0,8

8

"Ежик с грибами"

0,2

0,8

9

«Разные коты»

0,2

0,8

Декабрь

10

"Снежинка"

0,5

0,5

11

" Снеговик"

0,2

0,8

12

"Игрушка новогодняя"

0,2

0,8

13

" Елка новогодняя огоньками светится "

0,2

0,8

Январь

14

"Зимняя картина"

0,2

0,8

15

"Яблоки на тарелочке"

0,2

0,8

16

"Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей)

0,2

0,8

Февраль

17

"Кактус в горшке"

0,2

0,8

18

"За окошком снегири"

0,2

0,8

19

"Галстук для папы"

0,2

0,8

20

"Сердечки" (самостоятельная работа детей)

0,2

0,8

Март

21

"Для любимой мамочки"

0,2

0,8

22

"Мир похож на цветной луг" (коллективная работа детей)

0,2

0,8

23

"Ателье мод"

0,2

0,8

24

"Подводный мир"

0,2

0,8

25

"Звёздное небо"

0,2

0,8

Апрель

26

Радужное настроение» (самостоятельная деятельность детей)

0,2

0,8

27

"Волшебное яичко"

0,2

0,8

28

"Весна идет, весне дорогу"

0,2

0,8

29

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты»

0,2

0,8

Май

30

"Веселый зоопарк"

0,2

0,8

31

«Улица нашего города»

0,2

0,8

32

Диагностическое занятие

0,5

0,5


итого



32



Содержание тематического плана


занятия

Содержание

1 год обучения

1

Диагностическое занятие. Напомнить детям свойства пластилина, закрепить приемы его использования: прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путем примазывания одной части изделия к другой

2

"Яблоки поспели" Ознакомить детей с техникой пластилинографии, приемами выполнение декоративных налепов разной формы

3

"Гроздь винограда" Продолжать освоение приемов пластилинографии. Подвести к созданию выразительного образа посредством цвета и объема. Закреплять умения аккуратно использовать пластилин в своей работе

4

"Астры и хризантемы" Способствовать развитию у детей эстетического восприятия окружающего мира, научить замечать и любоваться природными формами растений. Представить осенний цветок астру. Продолжать осваивать навыки работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их стекой на равные части, перекручивать пластилиновые колбаски в жгутики, наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы. Контроль правильности выполнения заданий, взаимоконтроль.

5

"Грибы-грибочки выросли в лесочке" Формировать у детей обобщенное понятие о грибах. Развивать умение находить связи между формами настоящих и изображаемых грибов, передавать их природные особенности, цвет. Напомнить детям о свойствах пластилина: мягкий, податливый, способный принимать заданную форму. Контроль и совместная проверка правильности выполнения заданий.

6

"Солнышко на тарелке"Развивать практические умения и навыки детей при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности. Развивать мелкую моторику рук при выполнении приемов работы с пластилином (раскатывания и сплющивания). Контроль правильности выполнения заданий.

7

«Осенняя березка» Формировать интерес к окружающему миру, реалистические представления о природе. Развивать умение находить с помощью взрослых ответы на вопросы, возникающие в ходе выполнения работы Самопроверка, контроль правильности выполнения заданий.

8

"Ежик с грибами" Учить создавать выразительный и интересный сюжет в полу объёме, используя нетрадиционную технику рисования пластилином. Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различный бросовый материал. Развивать детское творчество. Контроль и совместная проверка правильности выполнения заданий.


9

«Разные коты» . Прививать любовь и бережное отношение к «братьям меньшим». Учить передавать строение фигуры кошки, разное положение туловища животного. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других Развивать мелкую моторику рук.

10

«Снежинка» Беседовать с детьми о зиме. Формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, реалистическое представление о природе и снегопаде как природном явлении. Используя пластилинографию, учить детей выражать в художественно-творческой деятельности свои впечатления и наблюдения. Побуждать их передавать разнообразие форм снежинок. Поощрять инициативу и самостоятельность в создании снежинки с помощью пластилина Контроль и совместная проверка правильности выполнения заданий.

11

«Снеговик» Закреплять умение работать с пластилином, использовать его свойства при раскатывании и сплющивании. Развивать мелкую моторику рук. Украшать работу, используя разнообразный бросовый материал. Контроль и совместная проверка правильности выполнения заданий.

12

"Игрушка новогодняя" Формировать у детей обобщенное представление о елочных игрушках. Создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей, побуждая их самостоятельно придумать узор для своего шарика Контроль и совместная проверка правильности выполнения заданий.

13

" Елка новогодняя огоньками светится " Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением. Развивать творческое воображение детей при украшении елочки. Развивать мелкую моторику рук

14

"Зимняя картина" Ознакомить детей с понятием "пейзаж". Воспитывать интерес к природе в разное время года. Продолжать учить наносить рельефный рисунок с помощью стеки для придания выразительности изображаемым объектам. Развивать чувство цвета, закрепить знания об оттенках белого. Контроль и совместная проверка правильности выполнения заданий.

15

"Яблоки на тарелочке" Ознакомить детей с понятием "натюрморт". Предложить им самостоятельно составить композицию из трех яблок. Продолжать учить отражать в изобразительной деятельности природные особенности фруктов: оригинальную форму и расцветку. Развивать глазомер и цветовосприятие

16

"Творю что хочу" (самостоятельная деятельность детей) Развивать умение самостоятельно задумывать сюжет картины. Учить задавать вопросы, возникающие по ходу занятия. Закреплять умения оценивать работу сверстников и свою, радоваться успехам других Контроль правильности выполнения заданий.

17

"Кактус в горшке" Расширять представления детей о комнатных растениях. Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилинографии. Учить использовать возможности бросового материала для придания объекту Контроль правильности выполнения заданий.

18

"За окошком снегири" Обобщить представления детей о зимующих птицах. Разобрать особенности внешнего вида снегиря. Побуждать детей точно передавать внешний вид объекта; подбирать цвет и сопоставлять размер Контроль правильности выполнения заданий.

19

"Галстук для папы" Побуждать детей к изготовлению подарков для близких. Развивать творческое воображение. Формировать навыки самостоятельной работы .

20

"Сердечки" (самостоятельная работа детей) Развивать творческое мышление. Поощрять инициативу и самостоятельность детей в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме работы. Развивать мелкую моторику рук

21

"Для любимой мамочки" Приобщать детей к миру искусства, развивать фантазию творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов Контроль правильности выполнения заданий.

22

"Мир похож на цветной луг" Развивать умение восхищаться природными формами живых цветов и преобразовывать их в декоративные. Совершенствовать умения и навыки работы с пластилином. Учить составлять композицию из цветов и листьев, ритмично располагая их на горизонтальной поверхности

23

"Ателье мод" Развивать у детей эстетическое восприятие, красоту в своем творчестве. Контроль правильности выполнения заданий.

24

"Подводный мир" Обобщить представления детей об обитателях подводного мира. Продолжать осваивать приемы работы с пластилином: преобразовывать шарообразную форму в овальную, выгибать исходную форму в дугу, выполнять налепы на готовую основу изображаемого объекта. Развивать эстетическое и образное мышление

25

"Звёздное небо" Развивать фантазию, творчества, воображение, наглядно-образное мышление, зрительную память. Закреплять представления о цвете и размерах предметов Контроль правильности выполнения заданий.

26

«Радужное настроение» Правильно подбирать цвета и оттенки. Учить раскатывать пластилин в ладошках, придавая нужную форму, аккуратно размазывать пластилин пальчиком по основе, прорисовывая детали; правильно подбирать цвета и оттенки. Развивать способности к сюжетосложению и композиции. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность

27

"Волшебное яичко" Развивать у детей эмоциональное восприятие окружающего мира. Поощрять инициативу и самостоятельность в построении композиции, попытки дополнить рисунок по теме занятия

28

"Весна идет, весне дорогу". Формировать у детей интерес к пробуждающейся весенней природе, дать представление о первоцветах. Закреплять умение и навыки детей в работе с пластилином. Продолжать развивать мелкую моторику рук Контроль правильности выполнения заданий.

29

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты». Продолжать расширять кругозор детей и знания о природе. Учить создавать образы растений используя имеющиеся навыки и умения работы с

пластилином. Вызывать интерес к изображенному цветку средствами

художественной литературы.

30

"Веселый зоопарк" Обобщить представления детей об обитателях зоопарка. Предложить им самостоятельно выбрать животное и нарисовать его. Поощрять самостоятельную деятельность. Оформить тематическую выставку работ "Наш веселый зоопарк"

31

«Улица города» Дать детям представление об архитектуре города.

Развивать умения растягивать пластилин по поверхности, создавая рельефные объекты средствами прямой и обратной пластилинографии в сочетании с контурными и мозаичными элементами. Воспитывать коллективные, дружеские взаимоотношения.

32

(диагностическое занятие) выявить уровень усвоения приемов лепки в технике «пластилинография»



1.4. Планируемые результаты:

Овладеют приёмами работы в технике «пластилинография»: придавливать, растягивать, сплющивать, раскатывать, разглаживать границы соединения частей;

Активно используют навыки лепки в самостоятельной продуктивной деятельности;

Происходит расширение кругозора, укрепление мелкой моторики и овладение грамотной устной речью;

Могут самостоятельно искать путей решения, высказывать предположения, доказывать

Умеют работать в коллективе, осуществлять самоконтроль;

Проявляют интерес к мыслительной деятельности, способность к творческому поиску;

Чувствовать композицию, цвета, пропорции предметов, умеют располагать элементы узора на поверхности предмета.



2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный график


Год обучения

Продолжительность занятия

Периодичность занятий в неделю

Количество академических часов

Общее число часов в год

1

1 академический час*

1 раз

1

32


* Длительность академического часа – 30 минут для детей 6-7 лет.

Объём нагрузки занятий


Части занятия

Цель

Формы работы

Продолжительность

1.

Мотивация детей

Постановка цели индивидуально или группе детей;

- Вовлечение в совместную деятельность;

- Использование наглядных, информационных средств.

- Развитие интереса у детей к предстоящей деятельности и сосредоточение внимания на предстоящей деятельности.

- сказочное повествование,

- игровые ситуации,

- элементы пантомимы,

- игры-путешествия,

- дидактические игры,

- погружение ребенка в ситуацию слушателя,

- погружение ребенка в ситуацию актера.

Доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала.

5-6 минут.

2.

Пальчиковая гимнастика

- Развитие мелкой моторики.

- Разминка суставов кисти.

- Подготовка руки ребенка к движениям необходимым в художественном творчестве.


- проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов

2 минуты.

3.

Художественно-изобразительная деятельность

-Использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности.

- Формирование у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.

- Развитие умения передавать эмоции, чувства в практической деятельности.

- задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения;

- литературные произведения;

- музыкальное сопровождение;

- пластические этюды, импровизации;

- нетрадиционные техники рисования;

- дизайн-творчество


20 минут.

4.

Выставка-презентация детских работ

- Решение творческих задач.

- Позитивный анализ результатов с позиции оригинальности, выразительности, глубины замысла.

- соединение коллективных и индивидуальных форм работы;

- выставки детского изобразительного творчества;

- индивидуальные вернисажи;

- совместное обсуждение работ.

3 минуты.


2.2. Условия реализации программы


Работа по Программе организуется в кабинете, оборудованном в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами.

В перечень минимального методического обеспечения входят методические пособия следующих авторов: Давыдовой Г. Н., Лыковой И. А., В перечень технического обеспечения входят: ноутбук, принтер, проектор, переносной экран, колонки.

Для занятий каждому ребенку необходимы: пластилин, доска для лепки, стеки, бусинки разных размеров, тканевые салфетки, зубочистки, трубочки.


2.3. Формы аттестации


Открытое занятие в конце каждого года обучения.


2.4. Оценочные материалы


Мониторинг развития логического мышления у детей в начале и конце года обучения

Критерии диагностики:


Сформированы художественно-творческие способности

Сформированы образные представления о предметах окружающего мира и явлениях природы у воспитанников и умения изображать их в собственной деятельности с использованием пластилинографии

Овладение навыками и умениями пластилинографии



Показатели

технические

навыки

раскатывание

сплющивание

размазывание

проявление творческого декора

развитие мелкой моторики

проявление аакуратности и трудолюбия

Фамилия имя

ребенка








Карта наблюдений за детьми


Критерий (индикаторы)

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Творческая активность

Повышенный интерес, творческая активность

Ребенок активен есть интерес к данному виду

деятельности, но выполняет

работу по указанию

педагога

Ребенок не активен

выполняет работу без особого желания

Сенсорные

способности

(чувство цвета

формы)

Форма передана точно

Разнообразие цветовой гаммы, передан реальный

цвет, выразительность

изображения

Есть незначительные

искажения. Отступления от

краски.

Форма не удалась .

Безразличие к цвету

одноцветность.

Композиция

По всей плоскости листа соблюдается

пропорциональность между предметами.



На полосе листа с

незначительными

элементами.

Не продуманно носит случайный характер

Общая ручная умелость

Хорошо развита моторика

рук аккуратность

Ручная умелость развита



Слабо развита моторика рук

Самостоятель

ность

Выполняет задания

самостоятельно без помощи. Ребенок самостоятельно

выбирает тему, замысел

умеет планировать свой

действия выбирает

выразительные средства доводит начатое до конца.

Требует незначительная

помощь

Выполняет задание с помощью педагога,

необходима поддержка и

стимуляция.





2.5. Методические материалы

Методическое, дидактическое, материально-техническое обеспечение программы

Тема

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия

Дидактический материал

1 год обучения

1

Игротека (диагностическое занятие)

Игровой: игровая ситуация Словесный: объяснение, вопрос

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: экспериментирование упражнение

Доска для лепки картон белого цвета, пластилин разных цветов, стеки

2

"Яблоки поспели"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, художественное слово

Наглядный: демонстрация наглядных пособий,

Практический: показ упражнение, моделирование

Картон зелёного цвета пластилин красного цвета доска для лепки. Наглядный материал Игрушка ёжик. Муляжи фруктов

3

"Гроздь винограда"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, объяснение

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, моделирование

Картон жёлтого цвета, пластилин фиолетового и зелёного цвета, стеки

Наглядный материал Игрушка ёжик. Муляжи ягод, иллюстрации ягод

4

"Астры и хризантемы"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа, объяснение

Метод проблемного обучения: постановка проблемных вопросов

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: экспериментирование, показ способов изображения и способов

Картон белого цвета, набор пластилина, доска для лепки.

Иллюстрации с изображением цветов

5

"Грибы-грибочки выросли в лесочке"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение

Картон зелёного цвета; пластилин коричневого цвета; карандаши зелёного, жёлтого цвета; доска для лепки, корзинка с муляжами грибов, игрушка ёжик, аудиозапись «звуки леса»

6

"Солнышко на тарелке"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, моделирование

Картон голубого цвета с картинкой солнышка, пластилин жёлтого цвета; доска для лепки.

7

«Осенняя берёза»

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, художественное слово

Наглядный: рассматривание

Практический: упражнение,

Картон белого цвета с контуром дерева ; пластилин жёлтого цвета; доска для лепки.

8

"Ежик с грибами"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, художественное слово

Метод проблемного обучения: постановка проблемных вопросов

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, моделирование

Плотный картон голубого цвета; пластилин белого, коричневого, красного цвета; доска для лепки.

иллюстрации, игрушка ёжик

9

«Разные коты»

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: показ способов изображения

Плотный картон лилового цвета с силуэтом кота, размер А4; стека, пластилин белого оранжевого, чёрного цветов.

Презентация «Кошка – какая она?»

10

"Снежинка"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, моделирование

Плотный картон голубого цвета; пластилин белого цвета; доска для лепки.

Презентация «В гости к зиме», вырезанные снежинки

11

" Снеговик"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, уточнение, художественное слово

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, моделирование

Трафареты снеговика, пластилин, картон голубого цвета, доска для лепки. Иллюстрации по теме «Зима». Игрушка Снеговик»

12

"Игрушка новогодняя"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово

Метод проблемного обучения: проблемная ситуация

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение

Картон жёлтого цвета, пластилин разного цвета, стеки, доска для лепки, коробка с новогодние игрушки в виде сюрприза

13

« Елка новогодняя огоньками светится «

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение

Плотный картон голубого цвета с силуэтом ёлочки, стека; размер А4; стеки, пластилин разного цвета, доска для лепки, аудиозапись новогодних песен, ёлочка с новогодними игрушками

14

"Зимняя картина"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: показ способов изображения, упражнение

Плотный картон голубого цвета, набор пластилина разного цвета , стеки, доска для лепки, презентация «Зимняя природа»

15

"Яблоки на тарелочке"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: показ способов изображения и способов, моделирование

Плотный картон светло-фиолетового (голубого) цвета, набор пластилина: жёлтый, красный, оранжевый

презентация «Что такое натюрморт»

16

"Творю что хочу"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: беседа

Практический: упражнение, моделирование

Доска для лепки картон белого цвета, пластилин разных цветов, стеки

17

"Кактус в горшке"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя

Метод проблемного обучения: постановка проблемных вопросов

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение

Картон плотный, пластилин зелёного цвета,

иллюстрации с изображением комнатных растений, игрушка обезьянка

18

"За окошком снегири"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения, упражнение

Плотный картон светло-фиолетового (голубого) цвета, размер '/2 А4; набор пластилина; стека; фотоиллюстрации с зимующими птицами, аудиозапись с голосами птиц


19

"Галстук для папы"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы

Наглядный: показ, образец демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение

Картон голубого цвета, трафарет галстука, пластилин разного цвета, стеки, доска для лепки

20

"Сердечки"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение

Шаблон картона в виде сердечка, пластилин красного цвета, дополнительный материал для украшения.

21

"Для любимой мамочки"


Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа, художественное слово

Наглядный: показ, образец

Практический: упражнение, моделирование

Плотный картон жёлтого цвета, размер А4; пластилин разных цветов; стека; цветные карандаши.

кукла Маша

22

"Мир похож на цветной луг"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий, показ,

Практический: упражнение, моделирование

Плотный картон зелёного цвета, набор пластилина, стеки, доски для лепки, цветы разного цвета и формы, аудиозапись «Вальс цветов» Чайковского

23

"Ателье мод"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения упражнение

Плотный картон жёлтого цвета, размер А4; пластилин разных цветов; стека; цветные карандаши.

набор детской одежды кукла

24

"Подводный мир"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Метод проблемного обучения: постановка проблемных вопросов

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения упражнение

Плотный картон синего цвета с силуэтом осьминога, размер А4; стека.

аудиозапись «шум моря», картинки с обитателями океана раскраска «Морские животные»

25

"Звёздное небо"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, моделирование

Картон чёрного или фиолетового цвета, доска для лепки, стеки, пластилин разных цветов,

презентация «Путешествие в космос»

Иллюстрации, картинки с изображением ночного неба, ночи.




26

«Радужное настроение»

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, моделирование

Плотный картон белого цвета, размер А4; пластилин разных цветов; стека; цветные карандаши.


27

"Волшебное яичко"

Игровой: игровая ситуация,

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, показ

картон жёлтого трафарета овальной формы, пластилин разного цвета, доска для лепки, стеки,

иллюстрации

28

"Весна идет, весне дорогу"

Игровой: дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, Показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения

картон голубого цвета, пластилин зелёного, белого, коричневого цвета, доска для лепки, стеки, иллюстрации с изображение весны, презентация «Весна».

29

«Одуванчики цветы, словно солнышко желты»

Игровой: дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, беседа, чтение художественной литературы

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, показ способов действий, способов работы, последовательности ее выполнения

картон голубого цвета, пластилин жёлтого и зелёного цвета, доска для лепки, стеки, иллюстративный материал.

30

"Веселый зоопарк"

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, моделирование

Картон разной формы, пластилин разного цвета, шаблоны животных, доска для лепки, стеки, презентация «Зоопарк»

31

«Улица нашего города»

Игровой: игровая ситуация, дидактическая игра

Словесный: рассказ воспитателя, беседа

Метод проблемного обучения: постановка проблемных вопросов

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение, моделирование

Картонные шаблоны домов городской архитектуры и живых насаждений (деревьев, клумб и цветов); пластиковые заготовки с контурным изображением машин; пластилин; стеки; незаконченная композиция «Улица города» с проезжей частью на цветном картоне А1; иллюстрации, художественные фотографии, набор открыток с видами архитектуры города.

32

(диагностическое занятие)

Словесный: объяснение, вопрос

Игровой: дидактическая игра

Наглядный: демонстрация наглядных пособий

Практический: упражнение

Картон разной формы (прямоугольной, квадратной, круглой, овальной и т. д.) и разных размеров; пластилин разных цветов; стеки.






















3. Список литературы

Анищенкова .Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника.-М.АСТ.АСтрель2006.

Давыдова Г.Н. «Пластилинография» № 1, 2, 3, 4. – М.: 2009.

Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. – Москва : Сфера, 2013. – 192с. – (Правовая библиотека образования)

Зайцева А. «Чудесный пластилин: лепим вместе с детьми», – М.: Эксмо, 2011.

Конощук С. «Фантазии круглый год», – М.: Обруч, 2011.

Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)

Лыкова И.А. «Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре-самолете и в машине времени» Занятия в ИЗОстудии. – М.:Карапуз, 2010.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ / И.Н. Попова, С.С. Славин // Министерство образования и науки России ФГАУ «Федеральный институт развития образования». – М., 2015

Морозова О.А. «Волшебный пластилин». – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Новацкая М. «Пластилиновый зоопарк» – Питер, 2010.

Рони Орен «Секреты пластилина». – М.:Махаон, Издательская Группа Аттикус, 2009.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]. – М: Центр педагогического образования, 2014. – 32с.




.


9


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации