Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Автотранспортное проектирование»
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕЛЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ЭКОНОМИКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ОТРАСЛЕВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»
ДЕТСКИЙ ТЕХНОПАРК «КВАНТОРИУМ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Автотранспортное проектирование»
Елец 2023 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Автоквантум. Углубленный модуль» предназначена для реализации в Детском технопарке «Кванториум»
Организация-разработчик: ГОБПОУ «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий»
Разработчик:
педагог дополнительного образования – Хлопачев Валентин Евгеньевич
Возраст обучающихся: 10-18 лет.
Срок реализации: 72 ч.
Пояснительная записка
1.1Направленность программы
Программа «Автотранспортное проектирование» реализуется на базе Детского технопарка «Кванториум» ГОБПОУ «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий» в рамках подготовки учащихся в к самостоятельной деятельности в области инфраструктуры транспортных систем, автомобилестроения, а так же эксплуатации и изготовления моделей и технических устройств.
Направленность программы – техническая.
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказом Министерства просвещения России от 9.11.2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № l726-p;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2017 №14 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
- рекомендациями ФГАУ «Фонд новых форм развития образования» (для программ направления «Автоквантум»);
- Уставом ГОБПОУ «Елецкий колледж экономики, промышленности и отраслевых технологий»;
- Положением о структурном подразделении детский технопарк «Кванториум» ГОБПОУ «ЕКЭПиОТ».
- другие нормативно-правовые акты, регулирующие образовательный процесс в сети детских технопарков.
1.2 Актуальность программы
Образовательная программа «Автотранспортное проектирование» познакомит обучающихся с механикой и конструкционными особенностями автомобилей и современной техники. Рассматривается возможный транспорт будущего и весь комплекс глобальных проблем, которые необходимо решать будущим профессионалам. Это проблемы экологии, энергоэффективности, автономности и безопасности движения. Помимо этого программа включает в себя освоение базовых подходов к конструированию и программированию робототехники для изучения логики, принципов работы беспилотных транспортных средств и других сопутствующих технических устройств.
Траектория программы «Автотранспортное проектирование» ориентирована на развитие навыков поиска и реализации будущих профессиональных знаний и умений детей, реализацию их личного потенциала и умения работать в коллективе для достижения поставленных целей.
При этом следует учитывать, что программы дополнительного образования детей должны быть направлены на:
–создание условий для формирования инженерно-технического мышления у современных школьников;
– развитие естественного интереса к познанию;
– выстраивание личной и командной истории успеха;
– приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
– профилактику асоциального поведения;
– создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, и интеграции в систему мировой и отечественной культур;
– интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;
– укрепление психического и физического здоровья;
– взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
1.3 Отличительные особенности и новизна программы
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в том, что обучающиеся при знакомстве с теоретической частью, подкрепляют полученные знания практикой. Процесс обучения представлен через кейсы и мастер-классы при выполнении которых дети создают различные артефакты и модели. Таким образом, во время обучения происходит три уровня реализации знаний: поиск информации, анализ информационного материала и практическая реализация новых знаний через выполнение практических заданий и проектов в условиях ряда ограничений. На занятиях применяются современные методы и технологии обучения, цифровые инструменты для коммуникации, визуализации, геймификации, а так же для сопровождения проектной деятельности. Для практических работ используются наборы Lego Education, Lego Mindsorms, Horizon, Эвольвектор, наглядные стенды узлов и механизмов автомобилей.
Стремительное развитие технологий, появление все более сложных технических устройств, ставит задачу подготовки подрастающего поколения к активной полноценной жизни в условиях технологически развитого общества.
По этой причине в программе упор делается на изучение современных транспортных средств, технологий производства, а так же проектирование и конструирование действующих технических объектов и механизмов. Отдельная часть посвящена электронике и робототехнике, поскольку в автомобилях будущего они являются неотъемлемой частью.
1.4 Возраст обучающихся, участвующих в освоении программы
В реализации данной программы участвуют обучающиеся 12-18 лет.
1.5 Объем и срок освоение программы, режим занятий
Срок реализации программы – 18 недель (2 раза в неделю по 2 академических часа) 72 часа. Продолжительность занятия – 45 минут. Между занятиями предусмотрен перерыв 10 минут.
1.6 Форма обучения
Форма обучения– очная. Число человек в группе - 15. Разделение на учебные группы происходит исходя из возраста учащихся, с учетом их интересов и базовых навыков, для выявления которых проводится стартовое собеседование перед началом обучения. Сформированные таким образом группы имеют постоянный состав, но для решения некоторых задач могут объединяться друг с другом, а также с группами, обучающимися по любым иным программам в рамках Детского технопарка «Кванториум» (по предварительному согласованию).
1.7 Цели и задачи программы
Цели программы: получение дополнительных знаний по конструкционным особенностям современных автомобилей и беспилотных транспортных средств. Закрепление практических навыков по 3D-моделированию, работе с робототехникой и электронными устройствами, с ручным инструментом и технологическим оборудованием. Знакомство с имитационным моделированием и созданием моделей - цифровых двойников для оптимизации дорожного и пешеходного движения.
Задачи программы:
Обучающие | - формирование технических навыков у детей и реализация их научно-технического потенциала; - формирование навыков проектной деятельности; - формирование навыков командной работы; - развитие предметных и метапредметных навыков; - формирование осознанной мотивации обучения и последующего выбора профессии; - привитие обучающимся системного, инженерного и продуктивного мышления. |
Воспитательные | -воспитание личностных качеств: самостоятельности, уверенности в своих силах, креативности; -формирование навыков межличностных отношений и навыков сотрудничества; -воспитание бережного отношения к техническим устройствам. |
Развивающие | - обучение различным способам решения проблем творческого и поискового характера для дальнейшего самостоятельного создания способа решения проблемы; - развитие образного, технического и аналитического мышления; - формирование навыков поисковой творческой деятельности; - формирование умения анализировать поставленные задачи, планировать и применять полученные знания при реализации творческих проектов; - формирование навыков использования информационных технологий; - развитие личностных и межличностных навыков. |
3. Календарный учебный график
Тема | Календарный период | Кол-во учебных часов |
Имитационное моделирование | Неделя 1-3 | 10 |
3-D моделирование узлов и механизмов | Неделя 3-7 | 16 |
Программирование микрокопьютеров робомобилей | Неделя 7-10 | 16 |
Автотранспортное проектирование, соревнования и конкурсы | Неделя 10-18 | 30 |
Итого: | | 72 |
4. Учебно-тематический план
№ п/п | Название модуля, кейса | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1 | Имитационное моделирование | 10 | 5 | 5 | |
1.1 | Кейс №1 Огранизация дорожного движения | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
1.2 | Кейс №2 Организация пешеходного движения | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
1.3 | Кейс №3 Организация работы склада | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
2 | 3-D моделирование узлов и механизмов | 16 | 4 | 12 | |
2.1 | Кейс №4 Техническое моделирование | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
2.2 | Кейс №5 Создание чертежей по моделям | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
2.3 | Кейс №6 Сборка и рендер узла/механизма | 8 | 0 | 8 | Практическая работа |
3 | Программирование микрокопьютеров робомобилей | 16 | 5 | 11 | |
3.1 | Кейс №7 Машинное зрение | 2 | 2 | 0 | Анализ информации |
3.2 | Кейс №8 Микрокопьютер как мозг робомобиля | 2 | 1 | 1 | Анализ информации |
3.3 | Кейс №9 Скрипты и работа электроники | 4 | 2 | 2 | Практическая работа |
3.4 | Кейс №10 Создаем свой робомобиль | 8 | 0 | 8 | Практическая работа |
4 | Автотранспортное проектирование, соревнования и конкурсы | 30 | 2 | 28 | |
4.1 | Кейс№11 Подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
4.2 | Кейс №12 Реализация конкурсного проекта | 22 | 0 | 22 | Практическая работа |
4.3 | Итоговая аттестация | 2 | 0 | 2 | Защита проекта |
Итого: | 72 | 16 | 56 | |
5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
1. Имитационное моделирование (10 часов)
Кейс №1 Огранизация дорожного движения. (4 часа)
Теория: Инструктаж по технике безопасности. Организация рабочего места. Введение в имитационное моделировение. Знакомство с программой AnyLogic и с библиотекой «Дорожное движение».
Практика: с помощью модуля «Библиотека дорожного движения» необходимо создать имитационную модель участка дорожной сети. Обучающимся потребуется самостоятельно разместить светофорные объекты, чтобы дорожная сеть заработала.
Кейс №2 Организация пешеходного движения (2 часа)
Теория: Изучение библиотеки «Пешеходное движение» программы для имитационного моделирования AnyLogic.
Практика: с помощью модуля «Библиотека пешеходного движения» необходимо создать имитационную модель станции метро.
Кейс №3 Организация работы склада. (4 часа)
Теория: Изучение библиотеки «Моделирование процессов» программы для имитационного моделирования AnyLogic, а так же принципов работы складских помещений и логистики грузов.
Практика: с помощью модуля «Библиотека моделирования процессов» необходимо создать и оптимизировать имитационную модель складского помещения.
2. 3-D моделирование узлов и механизмов (16 часов)
Кейс №4 Техническое моделирование (4 часа)
Теория: Знакомство программой для 3D моделирования Fusion 360.Загрузка и установка программы, интерфейс и основные функции.
Практика: создание типовых моделей по чертежам.
Кейс №5 Создание чертежей по моделям (4 часа)
Теория: Изучение построения динамических моделей в редакторе 3D моделирования Fusion 360. Экспорт модели как чертеж.
Практика: создание динамических моделей, создание чертежей по моделям.
Кейс №6 Сборка и рендер узла/механизма (8 часов)
Теория: Знакомство с возможностями реализации узлом и механизмов автомобиля в программе для 3D моделирования Fusion 360
Практика: реализация типовой 3D модели узла/механизма автомобиля.
3. Программирование микрокопьютеров робомобилей (16 часов)
Кейс №7 Машинное зрение (2 часа)
Теория: Знакомство с понятием нейросети и машинного зрения.
Практика: работа с нейросетью знаков дорожного движения и разметки.
Кейс №8 Микрокопьютер как мозг робомобиля (2 часа)
Теория: Изучение работы микрокопьютера Raspberry Pi. Подключение датчиков, моторов и сопуствующей электроники.
Практика: создание схемы подключения датчиков и моторов к микрокопьютеру.
Кейс №9 Скрипты и работа электроники (4 часа)
Теория: Знакомство с языком программирования Python и способами его запуска на Raspberry Pi. Управление датчиками и моторами с помощью скриптов.
Практика: создание собственных скриптов управления на языке программирования Python.
Кейс №10 Создаем свой робомобиль (8 часов)
Практика: установка датчиков и моторов на модель авто для создания собственного робомобиля. Запуск и отладка скриптов управления.
4. Автотранспортное проектирование,
соревнования и конкурсы (30 часов)
Кейс№11 Подготовка и участие в соревнованиях, конкурсах (6 часов)
Теория: изучение положения текущих соревнований, конкурсов. Разбор пробных заданий, а так же заданий прошлых лет. Рассмотрение возможностей доработки ранее созданных моделей.
Практика: подготовка и участие в актуальных соревнованиях и конкурсах.
Кейс №12 Реализация конкурсного проекта (22 часа)
Практика: планирование и формулировка элементов проекта. Работа над проектом по индивидуальной траектории в сопровождении наставника.
Формы аттестации/контроля: практическая работа.
Итоговая аттестация (2 часа)
Практика: итоговая подготовка и защита проектов.
Формы аттестации/контроля: защита проектов.
Методическое обеспечение программы
Формы работы:
-теоритическое занятие;
-практическое занятие;
-занятие-соревнование;
-лабораторная работа;
-Workshop (рабочая мастерская - групповая работа, где все участники
активны и самостоятельны).
Виды учебной деятельности:
-просмотр и обсуждение учебных фильмов, презентаций, роликов;
- проведение занятий с использованием обучающих программ и видеоигр;
-проведение исследовательских экспериментов;
-выполнение практических работ;
-публичное выступление.
Оборудование:
- интерактивная доска;
- ноутбуки;
- лабораторный стенд для изучения геометрии передней оси автомобиля;
- разрезная модель автоматическай коробки передач легкового переднеприводного автомобиля;
- разрезная модель заднего моста с тормозными механизмами и фрагментом карданной передачи;
- магнитно-маркерная доска с комплектом тематических магнитов для изучения правил дорожного движения;
- учебные наборы LegoEducation, Lego пневматика, наборы для сборки моделей с дистанционным управлением, для обучения и построения моделей механизмов и машин;
- учебные роботехнические наборы конструкторов LegoMindstorms;
- учебные роботехнические наборы конструкторов Эвольвектор;
- наборы альтернативных источников энергии с автомобильной платформой;
- измерительные приборы;
- слесарные инструменты;
- инструменты для сервиса и пр.;
- различные расходные материалы.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Результатами деятельности образовательной программы должны стать:
- вовлечение обучающихся в активную творческую, научно-техническую, продуктивную деятельность;
- сформировать у обучающихся ключевые компетенции: информационно-познавательные, деятельностно -коммуникативные, социокультурные, ценностно-ориентационные и специальных компетенций в -соответствии со спецификой и содержанием реализуемых образовательных программ;
- профессиональное самоопределение обучающихся в дальнейшей жизнедеятельности;
- расширение и углубление знания в инженерно-технической области;
- расширение кругозора учащихся, активизация познавательных процессов.
Требования к результатам освоения программы:
Знать:
правила техники безопасности при работе с электроникой и робототехникой;
углубленные знания по конструкции и устройству автомобиля,
современные и перспективные альтернативные источники энергии;
виды активной и пассивной безопасности автомобиля;
углубленные знания по материаловедению и прочности материалов;
углубленные знания алгоритмики и программирования;
углубленные знания механики, проектирования и конструирования.
Уметь:
навыки проектирования, конструирования и тестирования электрических и роботизированных моделей и устройств;
навыки инженерного, аналитического и системного мышления;
навыки изобретательства;
углубленные навыки работы с электронными устройствами;
углубленные навыки по 3D-моделированию;
углубленные навыки программирования устройств;
углубленные навыки работы с ручным инструментом и технологическим оборудованием.
навыки работы в команде, а так же презентации своей работы;
навыки поиска и структурирования информации;
участвовать в соревнованиях в индивидуальном и командном зачете.
Список используемой литературы
Основные источники:
Шарипов В.М., Бирюков М.К., Дементьев Ю.В. и др. Тракторы и автомобили: учебник / Шарипов В.М., Бирюков М.К., Дементьев Ю.В. и др. – М.:
Спектр, 2010. – 351с.
Гудков В. Пассажирские автомобильные перевозки / Гудков В. - М.: Академия, 2015. – 160с.
Дополнительные источники:
Беляков В., Зезюлин Д., Макаров В. и др. Автоматические системы транспортных средств: учебник / Беляков В., Зезюлин Д., Макаров В. – М.: Форум, 2015 – 352с.
Вахламов В. К. Автомобили: Эксплуатационные свойства: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2005. — 240 с.
Власов, В.М. Транспортная телематика в дорожной отрасли: учеб. пособие / - М.: МАДИ, 2013. – 80 с.
М.В. Передерий, В.Е. Романенко Единая транспортная система: учеб. пособие / ЮРГПУ(НПИ) 2015 – 96 с.
Гин А. А. ТРИЗ-педагогика / А. А. Гин -Горев А. Э. Основы теории транспортных систем: учеб. пособие / А. Э. Горев – СПб: СПбГАСУ, 2010.
Доенин В. Динамическая логистика транспортных процессов / Доенин В. – М.: Спутник+, 2010. – 246с.
Доенин В. Интеллектуальные транспортные потоки / Доенин В. – М.: Спутник+, 2007. – 306с.
Доенин В. Моделирование транспортных процессов и систем / Доенин В. – М.: Спутник+, 2012. – 288с.
Жанказиев, С.В. Интеллектуальные транспортные системы: учеб. пособие / С.В. Жанказиев. – М.: МАДИ, 2016. – 120 с.
Филлипов С.А. Робототехника для детей и родителей. / С.А. Филлипов – СПб. Наука, 2013. – 319с.
Тарапата В.В., Красных А.В., Салахова А.А. Конструируем роботов на Lego Mindstorms EV3 / - М.: Лаборатория знаний, 2018. – 63с.
Для обучающихся:
Бойков В. (ред.) Многоцелевые гусеничные и колесные машины. Эргономика и дизайн: Учебное пособие / Бойков В. – М.: Инфра-М, 2015.
Гребнев В., Поливаев О., ВорохобинА. Тракторы и автомобили. Теория и эксплуатационные свойства / Гребнев В., Поливаев О., Ворохобин А. – М.: КноРус, 2013 – 260с.
Академия Эвольвектор https://academy.evolvector.ru/electoronika/
Fusion 360 https://www.autodesk.com/products/fusion-360/
AnyLogic https://www.anylogic.ru/