12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кристина Викторовна45
Россия, Красноярский край, Красноярск

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

общеобразовательная программа

«Безопасное колесо»

2023-2024 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возраст учащихся: 7-11 лет

Срок реализации: 1 год

Педагог доп. образования: Коноплева К.В.

Год реализации: 2023-2024

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красноярск 2023 год

 

 

 

Пояснительная записка.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации порождает множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка настолько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа кружка в данном направлении.

Актуальность программы обусловлена высокими статистическими показателями дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма в г. Красноярске показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно предвидеть и оценить развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения. Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к ПДД, которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. ПДД являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований ПДД создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Отличительная особенность программы от уже существующих в этой области заключается в том, что она предполагает систематическую разноплановую деятельность. Использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Комплексное решение вопросов создаст условия для привития учащимся устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Преимущество программы заключается в разработке содержания и форм работы с учащимися по изучению правил дорожного движения: занятия построены в игровой форме с использованием современных инновационных технологий.

Цель программы: создание условий для формирования у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи программы:

Обучающие:

  1. Сформировать знания по правилам дорожного движения, умения учащихся применять их в повседневной жизни;

  2. Сформировать правовую грамотность у участников дорожного движения.

Развивающие:

  1. сформировать у учащихся устойчивую мотивацию к безопасному поведению;

  2. развивать у учащихся способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

  3. Развивать внимание, память, мышление (логическое, творческое);

Воспитательные:

  1. Воспитать культуру поведения в дорожно-транспортной среде;

  2. Способствовать воспитанию личностных качеств: целеустремленности, настойчивости, самостоятельности, чувства коллективизма и взаимной поддержки.

 

Основные методы, используемые для реализации программы:

В обучении – словесный, наглядный, практический.

В воспитании – методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности.

Формы деятельности по данной программе: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, игры.

 

 

Место дополнительной общеобразовательной программы «Безопасное колесо» в учебном плане

Программа «Безопасное колесо» разработана на 1 год занятий.

Согласно учебному плану МБОУ СШ № 155 на проведение занятий выделяется 68 часов. Формируется 3 учебных группы, по 2 часа в неделю (34 учебные недели). В группы включаются обучающиеся 1-4 классов.

Допускается изменение и перераспределение часов при составлении календарно-тематического плана в каникулярное время и выходные дни.

 

Содержание программы внеурочной деятельности.

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. Дорожные ситуации – процесс динамичный, все эти этапы должны укладывать в промежуток времени. Поэтому очень важно уметь предвидеть развитие ситуации и своевременно выбрать нужный вариант решения дорожной задачи. Этому нужно школьников учить, рассматривая и детализируя разнообразные ситуации. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения. На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД. Для закрепления пройденного материала эффективно использовать настольные, дидактические и подвижные игры. Одним из важных направлений работы следует считать формирование у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения. Программа «Безопасное колесо» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности в своем содержании реализует следующие принципы:

  • принцип вариативности, который лежит в основе планирования материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий;

  • принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий;

  • соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;

  • расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);

  • последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);

  • принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребенка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребенка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях;

  • принцип единства воспитания и обучения.

 

В ходе освоения учащимися программы внеурочной деятельности подразумевается достижение определенного воспитательного результата: приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Также происходит достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

- оценивание жизненных ситуаций с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;

- объяснение своего отношения к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;

- в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить;

- осознать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.

Предметные результаты:

Знание и понимание

- истории возникновения ПДД;

- безопасного путм из дома до школы;

- дорожных знаков и сигналов светофора;

- видов транспорта;

- причин ДТП;

- правил поведения в транспорте.

Метапредметные результаты:

- понимание и предвидение потенциально опасных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей;

- умение устанавливать причинно-следственные связи совершенных ошибок и неотвратимости последствий.

- сформированные задатки правового мышления;

- умение общаться и сотрудничество со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, повседневной деятельности;

- умение осуществлять самоконтроль и самооценку результата деятельности, контроль;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности.

 

Программа предполагает групповые занятия, а также проведение массовых мероприятий. Т.к. программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью используются такие формы проведения занятий: - тематические занятия,

- игровые тренинги,

- разбор дорожных ситуаций,

- экскурсии,

- конкурсы, викторины,

- изготовление наглядных пособий (поделок) для занятий по правилам дорожного движения,

- встреча с работниками ГИБДД,

- просмотр видеофильмов.

 

Содержание программы:

Раздел 1. Введение в образовательную программу кружка (8 часов).

Данный раздел является вводным в учебный курс и посвящен изучению причин возникновения транспортных происшествий, технике безопасности.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается практическое занятие (разбор ситуаций).

Раздел 2. Всё о дороге (8 часов).

Данный раздел посвящен изучению следующих тем: «Дорога и ее элементы. Полосы для движения», «Перекрестки и пересечения проезжих частей», «Населённый пункт, жилая зона, остановочный и тормозной путь автомобиля».

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается практическое занятие (разбор ситуаций).

Раздел 3. Мир дорожных знаков (8 часов).

Данный раздел нацелен на изучение дорожных знаков, их истории и разновидностей.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается практическое занятие (разбор ситуаций).

Раздел 4. Светофоры, светофоры, а я маленький такой (8 часов).

Данный раздел нацелен на изучение типов светофора и светофорного регулирования.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается практическое занятие (разбор ситуаций).

Раздел 5. Транспорт (6 часов).

Данный раздел нацелен на изучение видов транспорта, правил поведения в общественном транспорте и перевозки пассажиров в автомобиле и автобусе.

В качестве формы контроля по данному разделу предполагается устный опрос учащихся.

Раздел 6. Перекресток и дорожная разметка (6 часов).

Данный раздел посвящен изучению следующих тем: «Нерегулируемые перекрестки», «Дорожная разметка».

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается практическое занятие (разбор ситуаций).

Раздел 7. Я и дорожное движение (16 часов).

Данный раздел посвящен изучению следующих тем: «Участники дорожного движения», «Правила посадки и перевозки в автотранспорте. пассажиров», «Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств», «Правила поведения в общественном транспорте», «Ответственность за нарушение ПДД», «Правила для велосипедистов. Правила дорожного движения на велосипеде, самокате, гироскутере».

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается практическое занятие (разбор ситуаций).

Раздел 8. Проверь себя (8 часов).

Раздел включает в себя проведение беседы по изученному материалу, практическое занятие (разбор ситуаций), творческая работа, а также подведение итогов работы за год.

В качестве формы контроля по данному разделу предусматривается опрос учащихся и практическое занятие (разбор ситуаций).

 

Учебно-тематическое планирование занятий

Наименование темы

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности

Введение в образовательную программу кружка (8 часов).

1

Введение в образовательную программу. Техника безопасности.

2

Ознакомление с целями и задачами курса. Изучение нового материала.

2

Улица полна неожиданностей.

Где и как переходить дорогу.

2

Изучение нового материала. Постановка и решение проблем.

3.

Наша улица, наш район. Дорога в школу.

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

4.

Практическое занятие, разбор ситуаций.

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Всё о дороге (8 часов)

5.

Дорога и ее элементы. Полосы для движения.

2

Изучение нового материала.

6.

Перекрестки и пересечения проезжих частей.

2

Изучение нового материала.

7.

Населённый пункт, жилая зона, остановочный и тормозной путь автомобиля.

2

Изучение нового материала.

8.

Практическое занятие, разбор ситуаций.

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Мир дорожных знаков (8 часов).

9.

Дорожные знаки. История дорожных знаков. Группы дорожных знаков.

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

10.

Изучение дорожных знаков. Информационно-указательные. Запрещающие.

2

Изучение нового материала.

11.

Изучение дорожных знаков. Предписывающие. Предупреждающие.

2

Изучение нового материала.

12.

Изучение дорожных знаков. Знаки сервиса, приоритета и особых предписаний.

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

Светофоры, светофоры, а я маленький такой (8 часов)

13.

Светофор. Основные типы светофоров. Светофорное регулирование.

2

Изучение нового материала.

14.

Сигналы светофора. Значение сигналов светофора.

2

Изучение нового материала.

15.

Транспортные светофоры. Светофоры, регулирующие движение трамваев и маршрутных автобусов.

2

Изучение нового материала.

16.

Практическое занятие, разбор ситуаций.

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Транспорт (6 часов)

17.

Виды транспорта.

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

18.

Правила поведения в общественном транспорте.

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

19.

Правила перевозки пассажиров в автомобиле и автобусе.

2

Изучение нового материала.

Рассуждение, анализ.

Перекресток и дорожная разметка (6 часов)

20.

Нерегулируемые перекрестки.

2

Изучение нового материала. Рассуждение.

21.

Дорожная разметка.

2

Изучение нового материала. Рассуждение.

22.

Практическое занятие, разбор ситуаций.

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Я и дорожное движение (16 часов)

23.

Участники дорожного движения.

2

Изучение нового материала.

24.

Правила посадки и перевозки в автотранспорте пассажиров.

2

Изучение нового материала. Рассуждение.

25.

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

2

Изучение нового материала.

26.

Практическое занятие, разбор ситуаций.

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

27.

Правила поведения в общественном транспорте.

2

Изучение нового материала.

Рассуждение.

28.

Ответственность за нарушение ПДД.

2

Изучение нового материала.

29.

Правила для велосипедистов. Правила дорожного движения на велосипеде, самокате, гироскутере.

2

Изучение нового материала.

Рассуждение.

30.

Практическое занятие, разбор ситуаций.

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Проверь себя (8 часов)

31.

Где можно и где нельзя играть.

2

Рассуждение и обобщение.

32.

Практическое занятие, разбор ситуаций.

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

33.

Творческое занятие.

2

Рассуждение.

34.

Итоговое занятие: подведение итогов работы за год

2

Анализ, обобщение, рассуждение. Рефлексия.

 

Итого: 68 часов

 

Планируемые результаты изучения программы.

 

В ходе освоения программы учащиеся смогут узнать:

- историю возникновения ПДД;

- безопасный путь из дома до школы;

- дорожные знаки; сигналы светофора;

- виды транспорта;

- причины ДТП;

- правила поведения в транспорте.

смогут научиться:

- применять знания Правил дорожного движения на практике, безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим товарищам при переходе улиц и дорог;

- выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; - оценивать дорожную ситуацию;

- оказывать первую неотложную доврачебную помощь пострадавшим в ДТП.

смогут получить навыки:

- дисциплины, осторожности;

- предвидения опасности на дороге, не переходящие в чувство боязни и страха.

 

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

 

1. Федеральные Законы Российской Федерации «О безопасности дорожного движения».

2. Бабина Р.П. О чем говорит дорожный алфавит. Мет. Пособие. М: Издательство АСТ-ЛТД, 2017г.

3. Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе. Пособие для учителей М.: Просвещение, 2018г..

4. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, Волгоград, Издательство «Учитель», 2017.

5. Методические рекомендации по организации работы по безопасности дорожного движения в школе, 2014г.

6. Интернет-ресурсы

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

занятий по ПДД

 

 

Тематический план занятий по программе (2 часа в неделю)

 

п/п

Наименование разделов и тем

Учебная группа

Количество часов

Вид деятельности

Вид, форма контроля

Дата изучения

Теор.

Практич.

Всего

1

Введение в образовательную программу. Техника безопасности.

1

2

 

-

 

2

Ознакомление с целями и задачами курса. Изучение нового материала.

Устный опрос

04.09.2023

2

05.09.2023

3

06.09.2023

2

Улица полна неожиданностей.

Где и как переходить дорогу.

1

2

-

2

Изучение нового материала. Постановка и решение проблем. Анализ, выдвижение гипотез и их обоснование.

Устный опрос

11.09.2023

2

12.09.2023

3

13.09.2023

3

Наша улица, наш район. Дорога в школу.

1

2

-

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

Устный опрос

18.09.2023

2

19.09.2023

3

20.09.2023

4

Практическое занятие, разбор ситуаций.

1

-

2

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Устный опрос

25.09.2023

2

26.09.2023

3

27.09.2023

5

Дорога и ее элементы. Полосы для движения.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Устный опрос

02.10.2023

2

03.10.2023

3

04.10.2023

6

Перекрестки и пересечения проезжих частей.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Устный опрос

09.10.2023

2

10.10.2023

3

11.10.2023

7

Населённый пункт, жилая зона, остановочный и тормозной путь автомобиля.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Устный опрос

16.10.2023

2

17.10.2023

3

18.10.2023

8

Практическое занятие, разбор ситуаций

1

-

2

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Устный опрос

23.10.2023

2

24.10.2023

3

25.10.2023

9

Дорожные знаки. История дорожных знаков. Группы дорожных знаков.

1

2

-

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

Устный опрос

06.11.2023

2

07.11.2023

3

08.11.2023

10

Изучение дорожных знаков. Информационно-указательные. Запрещающие.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Устный опрос

13.11.2023

2

14.11.2023

3

15.11.2023

11

Изучение дорожных знаков. Предписывающие. Предупреждающие.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Устный опрос

20.11.2023

2

21.11.2023

3

22.11.2023

12

Изучение дорожных знаков. Знаки сервиса, приоритета и особых предписаний.

1

2

-

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

Устный опрос

27.11.2023

2

28.11.2023

3

29.11.2023

13

Светофор. Основные типы светофоров. Светофорное регулирование.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Устный опрос

04.12.2023

2

05.12.2023

3

06.12.2023

14

Сигналы светофора. Значение сигналов светофора.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Устный опрос

11.12.2023

2

12.12.2023

3

13.12.2023

15

Транспортные светофоры. Светофоры, регулирующие движение трамваев и маршрутных автобусов.

1

2

-

2

Изучение нового материала

Устный опрос

18.12.2023

2

19.11.2023

3

20.12.2023

16

Практическое занятие, разбор ситуаций.

1

-

2

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Устный опрос

25.12.2023

2

26.12.2023

3

27.12.2023

17

Виды транспорта.

1

2

-

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

Устный опрос

15.01.2024

2

16.01.2024

3

17.01.2024

18

Правила поведения в общественном транспорте.

1

2

-

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

Устный опрос

22.01.2024

2

23.01.2024

3

24.01.2024

19

Правила перевозки пассажиров в автомобиле и автобусе.

1

2

-

2

Изучение нового материала. Рассуждение, анализ.

Выполнение практического задания в форме сочинения

29.01.2024

2

30.01.2024

3

31.01.2024

20

Нерегулируемые перекрестки.

1

2

-

2

Изучение нового материала. Рассуждение.

Устный опрос

05.02.2024

2

06.02.2024

3

07.02.2024

21

Дорожная разметка.

1

-

-

2

Изучение нового материала. Рассуждение.

Устный опрос

12.02.2024

2

13.02.2024

3

14.02.2024

22

Практическое занятие, разбор ситуаций.

1

-

2

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Устный опрос

19.02.2024

2

20.02.2024

3

21.02.2024

23

Участники дорожного движения.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Устный опрос

26.02.2024

2

27.02.2024

3

28.02.2024

24

Правила посадки и перевозки в автотранспорте пассажиров.

1

2

-

2

Изучение нового материала. Рассуждение.

Устный опрос

04.03.2024

2

05.03.2024

3

06.03.2024

25

Пешеходные переходы и места остановок маршрутных транспортных средств.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Устный опрос

11.03.2024

2

12.03.2024

3

13.03.2024

26

Практическое занятие,

разбор ситуаций.

1

-

2

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Устный опрос

18.03.2024

2

19.03.2024

3

20.03.2024

27

Правила поведения в общественном транспорте.

 

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Рассуждение.

Устный опрос

01.04.2024

2

02.04.2024

3

03.04.2024

28

Ответственность за нарушение ПДД.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Устный опрос

08.04,2024

2

09.04.2024

3

10.04.2024

29

Правила для велосипедистов. Правила дорожного движения на велосипеде, самокате, гироскутере.

1

2

-

2

Изучение нового материала.

Рассуждение.

Устный опрос

15.04.2024

2

16.04.2024

3

17.04.2024

30

Практическое занятие, разбор ситуаций.

1

-

2

 

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Устный опрос

22.04.2024

2

23.04.2024

3

24.04.2024

31

Где можно и где нельзя играть.

1

2

-

2

Рассуждение и обобщение.

Устный опрос

25.04.2024

2

26.04.2024

3

02.05.2024

32

Практическое занятие, разбор ситуаций.

1

-

2

2

Практическая работа по отработке полученных знаний.

Устный опрос

06.05.2024

2

07.05.2024

3

08.05.2024

33

Творческое занятие.

1

-

2

2

Рассуждение, анализ, обобщение.

Устный опрос

13.05.2024

2

14.05.2024

3

15.05.2024

34

Итоговое занятие: подведение итогов работы за год

1

2

-

2

Анализ, обобщение, рассуждение. Рефлексия.

Презентация индивидуальной траектории

20.05.2024

2

21.05.2024

3

22.05.2024

 

Итого: 68 часов

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.