12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ирина443

Угличский муниципальный район

Управление образования

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Дом детского творчества г.Углича






Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа


«Выжигание по дереву»

Творческая группа


Программа рекомендована для детей 11-16 лет

Срок реализации - 1 года



Автор-составитель:

Борисова Ирина Станиславовна,

педагог дополнительного образования










г. Углич

2019 г.







Введение


Выжигание по дереву считается старинным искусством России. Дерево - один из наиболее распространённых материалов в производстве изделий народных и художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна ещё в 9-10в.в. В России, богатой лесом, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов.
Искусством обработки дерева славились издавна народные умельцы Севера,
Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом мастера Архангельской, Вологодской, Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний. В настоящее время художественные изделия из дерева производят предприятия художественных промыслов почти во всех государствах ближнего зарубежья 
Выжигание по дереву - один из любимых видов прикладного творчества среди учащихся. В отличие от выжигания по ткани оно существует значительно раньше. В глубокой древности наши предки стремились вносить в свой быт элементы украшений. На посуду, шкафы, скамейки наносились различные украшения. Вместо выжигательного аппарата они использовали раскалённую кочергу или железные гвозди. Несложность оборудования, инструментов и приспособлений, доступность работы позволяют заниматься выжиганием по дереву многим мальчишкам и девчонкам. 
Занятия выжиганием по дереву, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют влиять на эстетическое и трудовое воспитание, рационально использовать своё время.
Знания, умения и навыки, полученные, на занятиях в творческом объединении «Огонек», способствуют выбору профессии, связанной с обработкой дерева. 


Пояснительная записка

Выжигание по дереву - техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. В настоящее время наблюдается некоторый всплеск интереса к выжиганию, как виду декоративно-прикладного искусства. Искусством выжигание является без сомнения. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Гравюры, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, передачи объёмов предметов, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или составление композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и текстуры. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания - техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигательным аппаратом становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся, как с техническими, так и с художественными наклонностями.

Новизна и отличие от уже существующих программ проявляется в обосновании относительной изолированности пирографии от смежных видов декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в данную программу включены новые темы для изучения: «Составление эскизов композиций для выжигания в разных художественных жанрах»; «Способы нанесения светотени»; «Приёмы заполнения фона»; «Выполнение работы в «Антистресс» приеме».

Цель программы - формирование интереса к выжиганию по дереву, как виду декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию обучающихся.

Задачи:

Образовательные:

познакомить с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием;

научить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки;

научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами;

научить различным приемам выжигания и оформления готового изделия.

Развивающие:

развить эстетический и художественный вкус, умение видеть прекрасное;

расширить кругозор  обучающихся, развить творческое воображение, активность, интереса к предмету.

Воспитательные:

воспитать  уважение к труду и людям труда;

сформировать  чувство коллективизма;

воспитать дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца.

Работа в объединении строится на основе заинтересованности, доверия и сотрудничества между обучающимися и педагогом, поощрения самостоятельности и творческих поисков. В работе используются принципы доступности предлагаемого материала, его постепенное усложнение, непрерывность обучения, преемственность и гибкость (корректировка программы происходит в течение учебного года в зависимости от состава обучающихся, их возраста и подготовленности).

Данная программа сориентирована на обучающихся с 11 до 16 лет. Такая граница возраста относится трудоемкостью выполнения работ с выжиганием, а также необходимостью профессиональной подготовки по безопасному обращению с электронагревательным инструментом. Изучая общую тему, обучающиеся выполняют различные по степени сложности и объему задания. Нравственные и эстетические потребности удовлетворяются в процессе обучения через взаимопомощь, взаимодоверие, упорство довести начатое дело до конца, целеустремленность, дисциплинированность. Овладение детьми необходимыми техническими приемами и видами выжигания способствуют их подготовке к жизни.

Курс обучения рассчитан на 1 год. Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю. Программа разработана на 72 часов в год.

Учебное занятие составляет 1час 40 минут и в середине занятия 10-митутный перерыв.

Формы и методы работы.

Основным правилом работы в объединении является завершение каждой начатой работы. На занятиях используются коллективные и индивидуальные формы работы. В начале занятия, во время объяснения нового материала используются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, инструктаж, показ, демонстрация. Объяснение новой темы сопровождается использованием наглядности: показ образцов изделий, экспонатов с выставки, фотоматериалов, иллюстраций из альбомов и литературы. Во время практической работы чаще всего используются практические методы (упражнения); чисто репродуктивные методы используются только на начальных этапах работы, затем предпочтение отдается продуктивной и частично-поисковой деятельности. Для поддержания устойчивого интереса используются такие формы обучения, как конкурсы, викторины,  тесты. Они также способствуют созданию творческой дружеской обстановки в объединении. Во время подведения итогов устраиваются выставки по темам, мини-выставки, обсуждения качества готовых работ, которые не только являются детальным анализом проделанной работы, но и позволяют отметить удачные находки и возможные просчеты в выполнении работы.

Работа на занятиях проводится фронтально при объяснении нового материала, при проведении итогов занятия. В основном на занятии требуется индивидуальный подход к обучающимся, при выполнении практического задания педагог оказывает помощь каждому обучающемуся, просматривая работы, исправляя ошибки, давая рекомендации по их решению и правильному выполнению своей работы.


Результативность обучения

знать:

- правила безопасности работы с выжигательным аппаратом, инструментами и приспособлениями;

- виды и свойства материалов и инструментов;

- технологию выжигания;

- основы композиции и цветоведения;

-основные техники выжигания.


Уметь:

- работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ;

- выбирать способы оформления и выжигания работы;

- оформлять плоские  изделия по образцу и замыслу;

- контролировать качество работы, устранять дефекты.

Материально - техническое обеспечение.

1.Оборудование: столы, стулья, выжигательный аппарат, лампы индивидуального освещения, вытяжка;

2.Материалы:

-готовые рисунки

-бумага разных размеров.

-краски ,кисти, карандаши, ластик.

-копирка

-скотч

-точилка

- ножницы.

- деревянные заготовки, фанера.

- наждачная бумага

- копировальная бумага;

- тетрадь для записей.

3.Технические средства обучения.

- методическая литература.

- наглядные пособия, таблицы.

- образцы изделия.

- фото и видиоматериалы.


Учебно - тематический план : (72 часа)

Творческая группа



Тема занятия­­

Краткое содержание

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

1

Вводное занятие «выжигание (пирография)- это..»

Повторение изученного мате-риала. О промысле пирографии,  о видах древесины и их обработке .Оборудование, рабочее место, техника безопасности, правила организации рабочего места.

Технология выжигания по дереву. Демонстрация лучших работ, краткий экскурс в историю художественной обработки древесины.

2

1

1

2

Творческая работа на тему

«город»

Подбор рисунка (или разработка своего), контурное выжигание на основе с использованием различных техник

8

1

7

3

«Свободное творчество»

Самостоятельная разработка эскиза (рисунка). Выполнение работы в различных пирографических техниках, выполнение практической работы.

8

1

7


4

Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное).

Понятия «фон», «контур» и «силуэт»

Объяснение нового материала, подбор рисунка «Любимое животное». Выполнение творческой работа по заданию.

9

1

8

5

Выжигание силуэтов людей.

Объяснение материала, демонстрация примеров. Повторение и закрепление темы о светотени. Выполнение творческой работы.

8

1

7

6

Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок  «Маки».

Подбор эскиза или разработка своего на заданную тему, мелкая проработка фона.

6

1

5

7

«Полет фантазии»

Творческие работы на свободную тему .

8

1

7

8

Творческая работа в технике «Антистресс»

Закрепление изученного материала, подборка эскиза на заданную тему, выполнение работы.

8

1

7

9

Устранение дефектов. Покрытие готовой работы лаком.

Проработка и тонирование мелких элементов в работе. Покрытие работы лаком.

3

1

2

10

Пирографическая каллиграфия.

Каллиграфичное выжигание своего имени на основе.

4

1

3

11

Негативная пирография. Добавление фона.

«Дикие звери»

Объяснение материала. Подбор рисунка по заданной теме. Негативная пирография заднего фона в работе.

6

1

5







12

Заключительное занятие

Покрытие лаком работ. Подведение итогов, презентация творческих работ учащихся, оценка деятельности, демонстрация удачных работ выполненных в учебном году

2

1

1

Итого часов:

72

12

60



Способы отслеживания и контроля результатов.

Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:

Текущий контроль успеваемости, проводимый по завершению раздела программы. Форма проведения - итоговое занятие, на котором проводится  анализ изделия и отдельных этапов его изготовления.

Формы фиксации результатов:

промежуточный контроль (февраль);

итоговый контроль (май).

Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу. Уровень освоения программы рассчитывается в процентном соотношении:

-от 1-50 низкое усвоение программы, низкий уровень знаний;

-от 51-75 среднее усвоение программы, средний уровень знаний;

-от 76-100 высокое усвоение программы, высокий уровень знаний.

t1695630667aa.png

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.