Дополнительная программа для творческой группы «Выжигание по дереву»
Угличский муниципальный район
Управление образования
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества г.Углича
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа
«Выжигание по дереву»
Творческая группа
Программа рекомендована для детей 11-16 лет
Срок реализации - 1 года
Автор-составитель:
Борисова Ирина Станиславовна,
педагог дополнительного образования
г. Углич
2019 г.
Введение
Выжигание по дереву считается старинным искусством России. Дерево - один из наиболее распространённых материалов в производстве изделий народных и художественных промыслов. Художественная обработка дерева была известна ещё в 9-10в.в. В России, богатой лесом, дерево всегда любили и применяли многие поколения мастеров народных промыслов.
Искусством обработки дерева славились издавна народные умельцы Севера,
Верхнего и Среднего Поволжья. Занимались этим ремеслом мастера Архангельской, Вологодской, Тверской, Нижегородской, Владимирской губерний. В настоящее время художественные изделия из дерева производят предприятия художественных промыслов почти во всех государствах ближнего зарубежья
Выжигание по дереву - один из любимых видов прикладного творчества среди учащихся. В отличие от выжигания по ткани оно существует значительно раньше. В глубокой древности наши предки стремились вносить в свой быт элементы украшений. На посуду, шкафы, скамейки наносились различные украшения. Вместо выжигательного аппарата они использовали раскалённую кочергу или железные гвозди. Несложность оборудования, инструментов и приспособлений, доступность работы позволяют заниматься выжиганием по дереву многим мальчишкам и девчонкам.
Занятия выжиганием по дереву, сочетающие искусство с техническими операциями по ручной обработке древесины, позволяют влиять на эстетическое и трудовое воспитание, рационально использовать своё время.
Знания, умения и навыки, полученные, на занятиях в творческом объединении «Огонек», способствуют выбору профессии, связанной с обработкой дерева.
Пояснительная записка
Выжигание по дереву - техника, позволяющая любой деревянный предмет превратить в оригинальное художественное произведение. В настоящее время наблюдается некоторый всплеск интереса к выжиганию, как виду декоративно-прикладного искусства. Искусством выжигание является без сомнения. Возможности выжигания очень велики. Они не сводятся к выделению контуров предметов на рисунке, как предполагают многие. Гравюры, получаемые в результате выжигания по дереву, могут быть столь же сложны и многообразны, как и гравюры, выполненные обычным способом.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы заключается в том, что, обучаясь искусству выжигания, дети не только получают некоторые знания по способам оформления изделий, передачи объёмов предметов, наложения светотени, но и учатся видеть и передавать красоту и неповторимость окружающего. Этому способствует не только выбор рисунка или составление композиции, но и подбор древесных материалов соответствующего цвета и текстуры. Особенности данного вида деятельности заключаются в его пограничном состоянии между техническим и художественным направлениями. С одной стороны, дети работают с приборами для выжигания - техническими приспособлениями, с другой стороны, результатом работы с выжигательным аппаратом становится художественное произведение детского творчества. Поэтому занятия выжиганием привлекают обучающихся, как с техническими, так и с художественными наклонностями.
Новизна и отличие от уже существующих программ проявляется в обосновании относительной изолированности пирографии от смежных видов декоративно-прикладного искусства. Кроме того, в данную программу включены новые темы для изучения: «Составление эскизов композиций для выжигания в разных художественных жанрах»; «Способы нанесения светотени»; «Приёмы заполнения фона»; «Выполнение работы в «Антистресс» приеме».
Цель программы - формирование интереса к выжиганию по дереву, как виду декоративно-прикладного искусства, способствующему творческому развитию обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
познакомить с народными промыслами, использующими древесину, с их современным состоянием;
научить разбираться в разных породах древесины, пригодной для художественной обработки;
научить соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими средствами и инструментами;
научить различным приемам выжигания и оформления готового изделия.
Развивающие:
развить эстетический и художественный вкус, умение видеть прекрасное;
расширить кругозор обучающихся, развить творческое воображение, активность, интереса к предмету.
Воспитательные:
воспитать уважение к труду и людям труда;
сформировать чувство коллективизма;
воспитать дисциплинированность, умение доводить начатое дело до конца.
Работа в объединении строится на основе заинтересованности, доверия и сотрудничества между обучающимися и педагогом, поощрения самостоятельности и творческих поисков. В работе используются принципы доступности предлагаемого материала, его постепенное усложнение, непрерывность обучения, преемственность и гибкость (корректировка программы происходит в течение учебного года в зависимости от состава обучающихся, их возраста и подготовленности).
Данная программа сориентирована на обучающихся с 11 до 16 лет. Такая граница возраста относится трудоемкостью выполнения работ с выжиганием, а также необходимостью профессиональной подготовки по безопасному обращению с электронагревательным инструментом. Изучая общую тему, обучающиеся выполняют различные по степени сложности и объему задания. Нравственные и эстетические потребности удовлетворяются в процессе обучения через взаимопомощь, взаимодоверие, упорство довести начатое дело до конца, целеустремленность, дисциплинированность. Овладение детьми необходимыми техническими приемами и видами выжигания способствуют их подготовке к жизни.
Курс обучения рассчитан на 1 год. Занятия проводятся по 2 часа 1 раз в неделю. Программа разработана на 72 часов в год.
Учебное занятие составляет 1час 40 минут и в середине занятия 10-митутный перерыв.
Формы и методы работы.
Основным правилом работы в объединении является завершение каждой начатой работы. На занятиях используются коллективные и индивидуальные формы работы. В начале занятия, во время объяснения нового материала используются объяснительно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, инструктаж, показ, демонстрация. Объяснение новой темы сопровождается использованием наглядности: показ образцов изделий, экспонатов с выставки, фотоматериалов, иллюстраций из альбомов и литературы. Во время практической работы чаще всего используются практические методы (упражнения); чисто репродуктивные методы используются только на начальных этапах работы, затем предпочтение отдается продуктивной и частично-поисковой деятельности. Для поддержания устойчивого интереса используются такие формы обучения, как конкурсы, викторины, тесты. Они также способствуют созданию творческой дружеской обстановки в объединении. Во время подведения итогов устраиваются выставки по темам, мини-выставки, обсуждения качества готовых работ, которые не только являются детальным анализом проделанной работы, но и позволяют отметить удачные находки и возможные просчеты в выполнении работы.
Работа на занятиях проводится фронтально при объяснении нового материала, при проведении итогов занятия. В основном на занятии требуется индивидуальный подход к обучающимся, при выполнении практического задания педагог оказывает помощь каждому обучающемуся, просматривая работы, исправляя ошибки, давая рекомендации по их решению и правильному выполнению своей работы.
Результативность обучения
знать:
- правила безопасности работы с выжигательным аппаратом, инструментами и приспособлениями;
- виды и свойства материалов и инструментов;
- технологию выжигания;
- основы композиции и цветоведения;
-основные техники выжигания.
Уметь:
- работать с материалами и инструментами для выжигания, соблюдая правила ТБ;
- выбирать способы оформления и выжигания работы;
- оформлять плоские изделия по образцу и замыслу;
- контролировать качество работы, устранять дефекты.
Материально - техническое обеспечение.
1.Оборудование: столы, стулья, выжигательный аппарат, лампы индивидуального освещения, вытяжка;
2.Материалы:
-готовые рисунки
-бумага разных размеров.
-краски ,кисти, карандаши, ластик.
-копирка
-скотч
-точилка
- ножницы.
- деревянные заготовки, фанера.
- наждачная бумага
- копировальная бумага;
- тетрадь для записей.
3.Технические средства обучения.
- методическая литература.
- наглядные пособия, таблицы.
- образцы изделия.
- фото и видиоматериалы.
Учебно - тематический план : (72 часа)
Творческая группа
№ | Тема занятия | Краткое содержание | Кол-во часов | В том числе | |
Теория | Практика | ||||
1 | Вводное занятие «выжигание (пирография)- это..» | Повторение изученного мате-риала. О промысле пирографии, о видах древесины и их обработке .Оборудование, рабочее место, техника безопасности, правила организации рабочего места. Технология выжигания по дереву. Демонстрация лучших работ, краткий экскурс в историю художественной обработки древесины. | 2 | 1 | 1 |
2 | Творческая работа на тему «город» | Подбор рисунка (или разработка своего), контурное выжигание на основе с использованием различных техник | 8 | 1 | 7 |
3 | «Свободное творчество» | Самостоятельная разработка эскиза (рисунка). Выполнение работы в различных пирографических техниках, выполнение практической работы. | 8 | 1 | 7 |
4 | Виды изображений (контурное, светотеневое, силуэтное). Понятия «фон», «контур» и «силуэт» | Объяснение нового материала, подбор рисунка «Любимое животное». Выполнение творческой работа по заданию. | 9 | 1 | 8 |
5 | Выжигание силуэтов людей. | Объяснение материала, демонстрация примеров. Повторение и закрепление темы о светотени. Выполнение творческой работы. | 8 | 1 | 7 |
6 | Выжигание рисунка точечным способом с использованием фоновых штриховок «Маки». | Подбор эскиза или разработка своего на заданную тему, мелкая проработка фона. | 6 | 1 | 5 |
7 | «Полет фантазии» | Творческие работы на свободную тему . | 8 | 1 | 7 |
8 | Творческая работа в технике «Антистресс» | Закрепление изученного материала, подборка эскиза на заданную тему, выполнение работы. | 8 | 1 | 7 |
9 | Устранение дефектов. Покрытие готовой работы лаком. | Проработка и тонирование мелких элементов в работе. Покрытие работы лаком. | 3 | 1 | 2 |
10 | Пирографическая каллиграфия. | Каллиграфичное выжигание своего имени на основе. | 4 | 1 | 3 |
11 | Негативная пирография. Добавление фона. «Дикие звери» | Объяснение материала. Подбор рисунка по заданной теме. Негативная пирография заднего фона в работе. | 6 | 1 | 5 |
| | | | | |
12 | Заключительное занятие | Покрытие лаком работ. Подведение итогов, презентация творческих работ учащихся, оценка деятельности, демонстрация удачных работ выполненных в учебном году | 2 | 1 | 1 |
Итого часов: | 72 | 12 | 60 |
Способы отслеживания и контроля результатов.
Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
Текущий контроль успеваемости, проводимый по завершению раздела программы. Форма проведения - итоговое занятие, на котором проводится анализ изделия и отдельных этапов его изготовления.
Формы фиксации результатов:
- промежуточный контроль (февраль);
Данные мониторинга заносятся в сводную таблицу. Уровень освоения программы рассчитывается в процентном соотношении:
-от 1-50 низкое усвоение программы, низкий уровень знаний;
-от 51-75 среднее усвоение программы, средний уровень знаний;
-от 76-100 высокое усвоение программы, высокий уровень знаний.