Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Быстрый мяч»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 города Ельца»
Принята на заседании педагогического совета от 28.08.2023 протокол № 1 |
|
Утверждена приказом по МБОУ «Школа № 19 г. Ельца» от 28.08.2023 № 159 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Быстрый мяч»
Возраст учащихся: 11-16 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель тьютор: Куреева М.А.
г. Елец, 2023 год
Содержание
№ п/п |
Содержание |
Стр. |
1 |
Пояснительная записка |
3 - 4 |
1.1 |
Цель и задачи программы |
4 - 5 |
2 |
Рабочие программы |
5 - 15 |
2.1 |
Рабочая программа «Быстрый мяч» 1 год обучения |
5 - 9 |
2.2 |
Рабочая программа «Быстрый мяч» 2 год обучения |
9 - 15 |
3 |
Комплекс организационно – педагогических условий |
16 |
3.1 |
Учебный план |
16 |
3.2 |
Формы промежуточной аттестации и текущего контроля |
16 |
3.3 |
Календарный учебный график |
16 |
3.4 |
Условия реализации программы |
16 - 17 |
3.5 |
Оценочные материалы |
17 |
3.6 |
Методические материалы |
17 - 18 |
3.7 |
Материально – техническое обеспечение |
18 – 19 |
3.8 |
Список литературы |
19 - 20 |
-
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности «Быстрый мяч» разработана в соответствии с «Законом об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.), «Законом о физической культуре и спорте в Российской Федерации» (№ 329-ФЗ от 14 декабря 2007 г.), Концепцией развития дополнительного образования детей, с «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. №196), Положением о дополнительном образовании детей и взрослых МБОУ «Школа№ 19 г. Ельца», с учётом норм СанПиН 2.4.3648-20 (от 28.09.2020 №28).
Актуальность программы состоит в том, что она направлена на удовлетворение потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в активных формах двигательной деятельности, обеспечивает физическое, психическое и нравственное оздоровление обучающихся. Расширяется кругозор и интерес обучающихся к данному виду спорта.
Отличительные особенности программы:
1. Обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода с учетом здоровья, физического развития, пола, двигательной подготовленности детей соответствующего возраста;
2. Достижение высокой моторной плотности и динамичности занятий;
3. Реализация программы позволяет уделять внимание психологической подготовке занимающихся: устранению страха перед сложными упражнениями, укреплению веры в свои силы, воспитанию смелости, ознакомлению с мерами безопасности.
Педагогическая целесообразность программы.
Занятия в спортивном кружке «Быстрый мяч» оказывают на детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) огромное воспитывающее воздействие. Спортивная группа становится коллективом, активным фактором формирования сознательной дисциплины, морально-волевых качеств личности.
Адресат программы: обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в возрасте 11-16 лет.
Объем программы: согласно учебному плану, дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на 136 часов (2 часа в неделю): первый год – 68 часов (2 часа в неделю), второй год - 68 часов (2 часа в неделю).
Форма обучения - очная.
Срок освоения программы - 2 года.
-
Цели и задачи программы:
Цель программы: повышение уровня двигательной активности детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) через систематические занятия футболом.
Задачи программы:
Образовательные:
1. Учить навыкам владения техниками футбола.
2. Учить практическим умениям в футболе.
3. Учить навыкам здорового образа жизни.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать навыки спортивной этики и дисциплины.
2. Развивать мотивацию юного футболиста к познанию и творчеству.
3. Укреплять психическое и физическое здоровье детей.
Воспитательные:
1. Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью, его укреплению.
2. Воспитывать дисциплинированность, стрессоустойчивость, целеустремленность.
3. Воспитывать умение работать в команде, уважать своих товарищей, поддерживать их и помогать им.
2. Рабочие программы
2.1 Рабочая программа «Быстрый мяч» 1 год обучения.
Тематическое планирование
№ п.п. |
Тема раздела. Темы |
Кол-во часов |
Форма контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
I. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
- |
Опрос |
1.1 |
Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий. Требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончании занятий. |
|
1 |
|
|
II. |
Теоретическая подготовка |
5 |
5 |
- |
|
2.1 |
Развитие футбола в России. Профилактика травматизма. |
|
1 |
|
Опрос, беседа |
2.2 |
Основы техники игры и техническая подготовка. Основы тактики игры и тактическая подготовка. |
|
2 |
|
Опрос, беседа |
2.3 |
Физические качества и физическая подготовка. Изучение правил игры и пояснений к ним. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Обязанности судей. |
|
2 |
|
Опрос, беседа |
III |
Общая физическая подготовка |
3 |
- |
3 |
|
3.1 |
Разбор упражнений для мышц шеи, рук и плечевого пояса. |
|
|
1 |
Практическая работа |
3.2 |
Разбор упражнений для туловища. |
|
|
1 |
Практическая работа |
3.3 |
Разбор упражнений для ног. |
|
|
1 |
Практическая работа |
IV |
Специальная физическая подготовка |
6 |
- |
6 |
|
4.1 |
Разбор упражнений для развития быстроты |
|
|
3 |
Практическая работа |
4.2 |
Разбор упражнений для развития скоростно-силовых качеств |
|
|
3 |
Практическая работа |
V |
Техническая подготовка |
20 |
- |
20 |
|
5.1 |
Техника передвижения. Игра «Квадрат» |
|
|
4 |
Практическая работа |
5.2 |
Отработка ударов по мячу ногой. Игра «Ручной мяч» |
|
|
4 |
Практическая работа |
5.3 |
Отработка остановки мяча. Игра «Квадрат» |
|
|
4 |
Практическая работа |
5.4 |
Отработка ведения мяча. Игра «Ручной мяч» |
|
|
4 |
Практическая работа |
5.5 |
Отработка отбирания мяча. Игра «Квадрат» |
|
|
4 |
Практическая работа |
VI |
Тактическая подготовка |
12 |
- |
12 |
Практическая работа |
6.1 |
Тактика нападения. Разбор действий |
|
|
6 |
Практическая работа |
6.2 |
Тактика защиты. Разбор действий |
|
|
6 |
Практическая работа |
VII |
Игровая подготовка |
19 |
- |
19 |
|
7.1 |
Применение на практике пройденного материала .Учебная игра в футбол |
|
|
19 |
Практическая работа |
VIII |
Итоговая аттестация |
2 |
- |
2 |
|
8.1 |
Усвоение изученного материала. Выполнение упражнений по общей и специальной физической подготовке, выступление занимающихся на соревнованиях городского и регионального уровнях |
|
|
2 |
Практическая работа |
|
Итого |
68 |
6 |
62 |
|
Содержание программы
1.Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий. Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности во время занятий. Требования безопасности в аварийных ситуациях. Требования безопасности по окончании занятий.
2.Теоретическая подготовка. Состояние и развитие футбола в России. Профилактика травматизма. Общая характеристика спортивной подготовки. Основы техники игры и техническая подготовка. Основы тактики игры и тактическая подготовка. Физические качества и физическая подготовка. Повторение правил игры и пояснений к ним. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Обязанности судей.
3.Общая физическая подготовка. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, сведение и приведение, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения для туловища. В различных исходных положениях наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на двух и одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинистыми движениями
4.Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты. По сигналу рывки на 5- 10 м. Из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки на одной и двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий. Эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей. Подвижные игры «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны». Выбрасывание футбольного и мини-футбольного мяча, набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой на силу в ворота, удары на дальность.
5.Техническая подготовка.
Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости. Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Отработка ударов по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы. Внутренней и средней частью подъема, по неподвижному и катящемуся (навстречу от игрока, справа или слева) мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема. Выполнение ударов после остановки, рывков, падения, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. Отработка остановки мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча — на месте, в движении вперед и назад. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча. Остановки с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника. Остановка с поворотом до 180° - внутренней и внешней частью подъема опускающегося мяча, грудью - летящего мяча. Остановка мяча подъемом. Остановка мяча на высокой скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка мяча головой. Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой и по кругу, а также меняя направление движения, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом. Отработка отбирания мяча. Отбирание мяча при единоборстве с соперником, находящемся на месте, движущимся навстречу или сбоку. Ввод мяча с аута и от ворот из различных исходных положений.
6.Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на поле и мини-футбольной площадке. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и соперников. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для способа ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнение простейших комбинаций при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, введение мяча с аута. Командные действия. Умение выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению к опекаемому игроку и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбирание мяча изученным способом. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций. Командные действия. Умение выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте, согласно избранной тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противником флангом и через центр. Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, ввод мяча от ворот в игру открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
7. Игровая подготовка.
8. Итоговая аттестация. Усвоение изученного материала. Выполнение упражнений по общей и специальной физической подготовке. Выступление занимающихся на соревнованиях городского и регионального уровнях.
2.2 Рабочая программа «Быстрый мяч» 2 год обучения
Тематическое планирование
№ п.п. |
Тема раздела. Темы |
Кол-во часов |
Форма контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
I. |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
1 |
1 |
- |
Опрос |
1.1 |
Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий. Требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончании занятий. |
|
1 |
|
|
II. |
Теоретическая подготовка |
3 |
3 |
- |
|
2.1 |
Развитие футбола в России. Профилактика травматизма. |
|
1 |
|
Опрос, беседа |
2.2 |
Основы техники игры и техническая подготовка. Основы тактики игры и тактическая подготовка. |
|
1 |
|
Опрос, беседа |
2.3 |
Физические качества и физическая подготовка. Повторение правил игры и пояснений к ним. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Обязанности судей. |
|
1 |
|
Опрос, беседа |
III |
Общая физическая подготовка |
4 |
- |
4 |
|
3.1 |
Разбор упражнений для мышц шеи, рук и плечевого пояса. |
|
|
1 |
Практическая работа |
3.2 |
Разбор упражнений для туловища. |
|
|
1 |
Практическая работа |
3.3 |
Разбор упражнений для ног. |
|
|
1 |
Практическая работа |
3.4 |
Разбор упражнений для развития силы, ловкости, быстроты, выносливости |
|
|
1 |
Практическая работа |
IV |
Специальная физическая подготовка |
12 |
- |
12 |
|
4.1 |
Разбор упражнений для развития быстроты |
|
|
3 |
Практическая работа |
4.2 |
Разбор упражнений для развития скоростно-силовых качеств |
|
|
3 |
Практическая работа |
4.3 |
Разбор упражнений для развития общей и специальной выносливости |
|
|
3 |
Практическая работа |
4.4 |
Разбор упражнений для развития ловкости |
|
|
3 |
Практическая работа |
V |
Техническая подготовка |
21 |
- |
21 |
|
5.1 |
Техника передвижения. Игра «Квадрат», учебная игра в футбол |
|
|
3 |
Практическая работа |
5.2 |
Отработка ударов по мячу ногой. Игра «Ручной мяч», учебная игра в футбол |
|
|
3 |
Практическая работа |
5.3 |
Отработка остановки мяча. Игра «Квадрат», учебная игра в футбол. |
|
|
3 |
Практическая работа |
5.4 |
Отработка ведения мяча. Игра «Ручной мяч», учебная игра в футбол |
|
|
3 |
Практическая работа |
5.5 |
Отработка обманных движений (финтов). Игра «Квадрат», учебная игра в футбол |
|
|
3 |
Практическая работа |
5.6 |
Отработка отбирания мяча. Игра «Квадрат», учебная игра в футбол |
|
|
3 |
Практическая работа |
5.7 |
Техника игры вратаря. Учебная игра в футбол |
|
|
3 |
Практическая работа |
VI |
Тактическая подготовка |
8 |
- |
8 |
Практическая работа |
6.1 |
Тактика нападения. Разбор действий |
|
|
4 |
Практическая работа |
6.2 |
Тактика защиты. Разбор действий |
|
|
4 |
Практическая работа |
VII |
Игровая подготовка |
17 |
- |
17 |
|
7.1 |
Применение на практике пройденного материала .Учебная игра в футбол |
|
|
17 |
Практическая работа |
VIII |
Итоговая аттестация |
2 |
- |
2 |
|
8.1 |
Усвоение изученного материала. Выполнение упражнений по общей и специальной физической подготовке, выступление занимающихся на соревнованиях городского и регионального уровнях |
|
|
2 |
Практическая работа |
|
Итого |
68 |
4 |
64 |
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы
1.Техника безопасности во время учебно-тренировочных занятий. Требования безопасности перед началом занятий. Требования безопасности во время занятий. Требования безопасности в аварийных ситуациях. Требования безопасности по окончании занятий.
2.Теоретическая подготовка. Состояние и развитие футбола в России. Профилактика травматизма. Общая характеристика спортивной подготовки. Основы техники игры и техническая подготовка. Основы тактики игры и тактическая подготовка. Физические качества и физическая подготовка. Повторение правил игры и пояснений к ним. Замечания, предупреждения и удаления игроков с поля. Обязанности судей.
3.Общая физическая подготовка. Упражнения для рук и плечевого пояса. Сгибание и разгибание, вращение, махи, сведение и приведение, рывки. Упражнения выполняются на месте и в движении. Упражнения для мышц шеи: наклоны, вращения и повороты головы в различных направлениях. Упражнения для туловища. В различных исходных положениях наклоны, повороты, вращения туловища. В положении лежа - поднимание и опускание ног, круговые движения одной и обеими ногами, поднимание и опускание туловища. Упражнения для ног: различные маховые движения ногами, приседания на двух и одной ноге, выпады, выпады с дополнительными пружинистыми движениями. Игры с мячом, бегом, прыжками, метанием, сопротивлением, на внимание, координацию. Эстафеты встречные и круговые, с преодолением полосы препятствий из гимнастических снарядов, переноской, расстановкой и собиранием предметов, переноской груза, метанием в цель, бросками и ловлей мяча, прыжками и бегом, в различных сочетаниях перечисленных элементов.
4.Специальная физическая подготовка. Упражнения для развития быстроты. По сигналу рывки на 5- 10 м. Из различных исходных положений: стоя лицом, боком и спиной к стартовой линии, из приседа, широкого выпада, сидя, лежа, медленного бега, подпрыгивания или бега на месте. Эстафеты с элементами старта. Стартовые рывки к мячу с последующим ударом по воротам, в соревнованиях с партнером за овладение мячом. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств. Прыжки на одной и двух ногах с продвижением, с преодолением препятствий. Эстафеты с элементами бега, прыжков, переносом тяжестей. Подвижные игры «Волк во рву», «Челнок», «Скакуны». Выбрасывание футбольного и мини-футбольного мяча, набивного мяча на дальность. Броски набивного мяча на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удар по мячу ногой и головой на силу в ворота, удары на дальность. Упражнения для развития общей и специальной выносливости. Повторное выполнение беговых и прыжковых упражнений. То же, но с ведением мяча. Переменный бег (несколько повторений в серии). Игровые упражнения с мячом большой интенсивности (трое против трех, трое против двух и т.д.). Двухсторонние тренировочные игры с увеличенной продолжительностью. Игры с уменьшенным по численности составом. Упражнения для развития ловкости. Прыжки вверх с поворотом и имитацией удара головой или ногами. Кувырки вперед и назад, в сторону, через правое и левое плечо. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой, плечами, грудью; ведение мяча головой. Парные и групповые упражнения с ведением мяча, обводом стоек обманными движениями. Эстафеты с элементами акробатики. Подвижные игры «Живая цепь», «Салки мячом», «Ловля парами» и др
5.Техническая подготовка. Техника передвижения. Бег обычный, спиной вперед, скрестным и приставным шагом. Бег по прямой, дугами, с изменением направления и скорости. Прыжки: вверх, вверх-вперед, вверх-назад, вверх-вправо, вверх-влево, толчком двумя ногами с места и толчком одной и двумя ногами с разбега. Отработка ударов по мячу ногой. Удары внутренней стороной стопы. Внутренней и средней частью подъема, по неподвижному и катящемуся (навстречу от игрока, справа или слева) мячу. Удары по прыгающему и летящему мячу внутренней стороной стопы и средней частью подъема. Удары внешней частью подъема. Выполнение ударов после остановки, рывков, падения, ведения, обманных движений, посылая мяч низом и верхом на короткое и среднее расстояние. Удары на точность: в определенную цель на поле, в ворота, партнеру. Отработка остановки мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча — на месте, в движении вперед и назад. Остановка внутренней стороной стопы, бедром и грудью летящего навстречу мяча. Остановки с переводом в стороны, подготавливая мяч для последующих действий и закрывая его туловищем от соперника. Остановка с поворотом до 180° - внутренней и внешней частью подъема опускающегося мяча, грудью - летящего мяча. Остановка мяча подъемом. Остановка мяча на высокой скорости движения, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка мяча головой. Ведение мяча. Ведение внутренней частью подъема, внешней частью подъема. Ведение правой, левой ногой и поочередно по прямой и по кругу, а также меняя направление движения, между стоек и движущихся партнеров; изменяя скорость, выполняя ускорения и рывки, не теряя контроль над мячом. Отработка обманных движений (финтов). Обманные движения «уход» выпадом (при атаке противника спереди умение показать туловищем в одну сторону и уйти с мячом в другую). Финт «остановкой» мяча ногой (после замедления бега и ложной попытки остановки мяча выполняется рывок с мячом). Обманное движение «ударом» по мячу ногой (имитируя удар, уход от соперника вправо или влево). Отработка отбирания мяча. Отбирание мяча при единоборстве с соперником, находящемся на месте, движущимся навстречу или сбоку. Ввод мяча с аута и от ворот из различных исходных положений. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону скрестным, приставным шагом и скачками. Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения и с падением. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка и в прыжке с места и с разбега. Отбивание мяча одной или двумя руками без прыжка и в прыжке; с места и с разбега. Отбивание мяча ногой на месте и в выпаде. Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность. Отбивание ладонями и пальцами мячей, катящихся и летящих в стороне от вратаря без падения и с падением. Отбивание мяча кулаком на выходе, без прыжка и в прыжке. Перевод мяча через перекладину ладонями (двумя, одной) в прыжке. Броски мяча одной рукой сверху, снизу на точность и на дальность. Выбивание мяча с пола и с рук на точность и дальность.
6.Тактическая подготовка. Тактика нападения. Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение на поле и мини-футбольной площадке. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнеров и соперников. Выбор момента и способа передвижения для «открывания» на свободное место с целью получения мяча. Индивидуальные действия с мячом. Целесообразное использование способов ударов по мячу. Применение необходимого способа остановок в зависимости от направления, траектории и скорости мяча. Определение игровой ситуации, целесообразной для способа ведения мяча, выбор способа и направления ведения. Применение различных видов обводки (с изменением скорости и направления движения с мячом, изученные финты) в зависимости от игровой ситуации. Групповые действия. Взаимодействие двух и более игроков. Уметь точно и своевременно выполнить передачу в ноги партнеру, на свободное место, на удар; короткую или среднюю передачи, низом или верхом. Комбинация «игра в стенку». Выполнение простейших комбинаций при стандартных положениях: начале игры, угловом, штрафном и свободном ударах, введение мяча с аута. Командные действия. Умение выполнять основные обязанности в атаке на своем игровом месте, играя по избранной тактической системе в составе команды. Расположение и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр. Тактика защиты. Индивидуальные действия. Правильно выбирать позицию по отношению к опекаемому игроку и противодействовать получению им мяча, т.е. осуществлять «закрывание». Выбор момента и способа действия (удар или остановка) для перехвата мяча. Умение оценить игровую ситуацию и осуществить отбирание мяча изученным способом. Групповые действия. Противодействие комбинации «стенка». Взаимодействие игроков при розыгрыше противником «стандартных» комбинаций. Командные действия. Умение выполнять основные обязательные действия в обороне на своем игровом месте, согласно избранной тактической системе в составе команды. Организация обороны по принципу персональной и комбинированной защиты. Выбор позиции и взаимодействия игроков при атаке противником флангом и через центр. Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах при различных ударах в зависимости от угла удара, ввод мяча от ворот в игру открывшемуся партнеру, занимать правильную позицию при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.
7.Игровая подготовка.
8.Итоговая аттестация. Усвоение изученного материала. Выполнение упражнений по общей и специальной физической подготовке. Выступление занимающихся на соревнованиях городского и регионального уровнях.
Планируемые результаты
Ожидаемые результаты:
-
развитие потребности заниматься физической культурой и спортом;
-
пробуждение в детях желания заботиться о собственном здоровье;
-
выработка оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей;
-
формирование знания негативных факторов риска здоровью.
Занятия будут иметь оздоровительный и развивающий эффект. Дети овладеют техническими приемами и тактическими взаимодействиями, научатся играть в футбол и будут распространять его в уличной среде среди сверстников.
3. Комплекс организационно – педагогических условий
3.1 Учебный план
Название учебного курса |
Количество часов |
Формы промежуточной аттестации |
|||||
1 год |
2 год |
||||||
всего |
теория |
практика |
всего |
теория |
практика |
||
«Юный футболист» |
68 |
6 |
62 |
68 |
4 |
64 |
Контрольные упражнения, участие в соревнованиях |
3.2 Формы промежуточной аттестации.
- Усвоение изученного материала.
- Выполнение упражнений по общей и специальной физической подготовке.
- Участие занимающихся в соревнованиях городского и регионального уровнях.
3.3 Календарный учебный график
-
Начало реализации программы
1 сентября
Окончание учебного года
31 августа
Продолжительность учебного года
34 недели
Количество учебных дней
136
Режим занятий
Занятия проходят 2 раза в неделю по 40 минут.
Тип занятий - групповые занятия.
Форма проведения занятий:
-групповые учебно-тренировочные и теоретические занятия;
-участие в соревнованиях, матчевых встречах.
3.4 Условия реализации программы
Набор в группу осуществляется в соответствии с заявлением родителей (законных представителей) о приеме ребенка в спортивный кружок «Быстрый мяч» МБОУ «Школа № 19 г. Ельца». Тренировочные занятия проводятся на базе МБОУ «Школа № 19 г. Ельца», расписание утверждено приказом. Регулярно с обучающимися проводятся инструктажи по соблюдению техники безопасности, правилам дорожного движения, пожарной безопасности, поведения в случаях террористических актов. Программа рассчитана на два года обучения. Группы формируются по 10-12 человек первый год обучения, 10-12 человек второй год обучения. Возрастной охват детей 11-16 лет. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям с учетом их возрастных и психолого-педагогических особенностей. Программу «Быстрый мяч» реализуют педагоги дополнительного образования, соответствующие следующим квалификационным требованиям: высшее профессиональное образование или среднеепрофессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
3.5 Оценочные материалы
Критериями оценки работы учащихся являются:
- качество и скорость овладения технико-тактическими элементами игры в футбол,
- уровень развития физических способностей,
- желание и уровень мотивации к тренировочным занятиям,
- дисциплина и поведение на тренировках,
- умение применять приобретенные умения и навыки в соревновательных условиях.
3.6 Методические материалы
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по футболу и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач применяются разнообразные методы проведения этих занятий.
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
- методы упражнений;
- игровой;
- соревновательный;
- круговой тренировки. Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
- в целом;
- по частям. Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры. Метод круговое тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учѐтом технических и физических способностей занимающихся.
3.7 Материально-техническое обеспечение
Для занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:
1. Спортивный зал и игровая площадка со стандартными размерами для проведения занятий.
2. Ворота футбольные с сетками 2 штуки
3. Мячи футбольные 10 шт.
4. Гимнастические маты 4 шт.
5. Скакалки15 шт.
6. Стойки (фишки) для обводки 25 шт.
7.Конусы для обводки — 10 шт.
8. Манишки 20 шт.
9. Насос ручной со штуцером 2 шт.
10. Сетка для мячей 1 шт.
11. Лесенка координационная 1 шт.
12.Свисток
3.8 Список использованной литературы
1. Болонов Г.П. «Физкультура в начальной школе» - М. – 2005.
2. Варюшин В.А. «Тренировка юных футболистов», М. – 2007.
3. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Футбол: пособие для учителей и методистов. –М. – 2011.
4. Кук М.Р. «101 упражнение для юных футболистов. Возраст 7-11 лет», М. – 2003.
5. Ланда Б.Х.Мониторинг физического развития и физической подготовленности учащихся – М. - 2006.
6. Мукиан М.А., Дьюрст Д.Н. «Всѐ о тренировке юного футболиста » М. – 2008.
7. Муравьев В.А. «Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста» - М. - 2004.
8. Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/ авт.-сост. А.Н. Каинов. – Волгоград: Учитель, 2013.
9. Петухов А.В. Футбол. Формирование основ индивидуального техникотактического мастерства юных футболистов. - М. 1986
10. Степанова О.А. «Игра и оздоровительная работа в начальной школе» - М. – 2004.
11. Тюленьков С.Ю., А.А.Федоров «Футбол в зале: система подготовки» - М. – 2000. 12. Футбол». Настольная книга детского тренера.1-2 этап (8-12 лет) А.В. Кузнецов М. - 2010.
Интернет – ресурс.
2. https://sch2025.mskobr.ru/files/futbol_1-4_klassy_4_goda_obucheniya.pdf?ysclid=lmmbwhfibw100373162
3. http://maosh-53ngo.ucoz.ru/Dop-obr/Futbol-2-4.pdf