12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Татьяна Нестерова249
Россия, Челябинская обл., Миасс
1

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Волшебный мир общения»



















Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Волшебный мир общения»



































Содержание



Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Содержание программы

Планируемые результаты

Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график

2.2 Учебный план

2.3. Условия реализации программы

2.4. Планируемые результаты освоения программы

2.5. Список литературы
































Комплекс основных характеристик программы

Пояснительная записка

Общение — процесс передачи и приема вербальной и невербальной информации, основное условие для развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через других людей. С первых дней жизни ребенка общения является одним из важнейших факторов его психического развития. В дошкольном возрасте постепенно сменяются четыре формы общения ребенка со взрослыми. Также изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе – коммуникативный.

Группа детского сада – первое социальное объединение детей, в котором они занимают различное положение. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные. Здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. С возрастом отношения дошкольников со сверстниками меняется, они оцениваются не только по деловым качествам, но и по личностным, прежде всего нравственным. Это обусловлено развитием представлений детей о нормах морали, углублением в понимании содержания нравственных качеств. Успешность эволюции отношений ребенка со сверстниками оказывает важное воздействие на его развитие.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Кроме того, только во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми возможно предупредить различные отклонения в развитии личности ребенка. Это предусматривает учет характерных форм поведения ребенка в разных ситуациях, знание трудностей, возникающих в межличностном общении. В дошкольном возрасте - общение основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. 

Программа имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для детей, желающих научиться общаться и более глубоко изучить свой внутренний мир и внутренний мир окружающих.








Актуальность


Актуальность данной программы обуславливается потребность общества в обеспечении социального здоровья личности, которое во многом определяется социально-нормативным поведением, способностью к построению взаимоотношений и нравственными ориентациями.

В возрасте 6-7 лет дети только начинают постигать новые для них отношения, расширять контакты. Именно на данном этапе детям необходимо дать представления о правилах и нормах отношений со своими сверстниками, окружающими людьми, раскрыть их нравственную сущность.

Необходимо, чтобы возникло взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и их воспитанниками. У нас стала крылатой фраза: «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться. Поэтому девиз программы: «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья».































1.2. Цели и задачи программы


Цель программы: обеспечение социального здоровья дошкольников, формирование у детей 5-7 лет социальных контактов и развитие способностей к дальнейшим действиям посредствам обучения их нормам нравственного поведения и способам произвольной регуляции своего поведения.

Основные задачи программы:

Образовательные:

- обогащение эмоциональной сферы ребенка положительными эмоциями, овладение языком эмоций;

- сформировать представления и знания детей о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе;

- обучить элементарным навыкам конструктивного взаимодействия;

- формировать умения выполнять инструкции, действовать по правилу;

- обучение детей пониманию себя и умению «быть в мире с собой»;

- обучать некоторым навыкам снятия физического и психического напряжения, способам выражения сочувствия.


Развивающие:

- развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами и другими людьми;

- выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;

- развитие творческих способностей и воображения в процессе игрового общения;

- развитие дружеских взаимоотношений;

- тренировать способность к самоконтролю, сосредоточению на цели своей деятельности, прогнозированию возможных последствий своих поступков;

- развивать внимание, воображение и речь детей;

- развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека, адекватно выражать и контролировать свое эмоциональное состояние;

- формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения.


Воспитательные:

- воспитание интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении.


- Поставленные цели и задачи реализуются при создании необходимых условий: наличие кабинета и его оснащенности методической литературой, ТСО, наглядными пособиями, играми, мягкими и другими игрушками и др.








































1.3. Содержание программы


Программное содержание:

Образовательное – расширяет кругозор в части представлений о себе семье, мире; формирует целостную картину мира, учит анализировать поведение людей.

Воспитательное – вырабатывает у ребенка элементарные правила поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми.

Речевое развитие – развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения во время общения.

Художественно-эстетическое развитие – приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и вкуса у детей.

Физическое – развитие морально-волевых качеств и эмоциональной сферы ребенка.


​​​​​​​


Программа составлена с учетом следующих принципов:

Принцип аксиологической направленности, сущность которого заключается в ориентации программы в целом и каждого занятия в отдельности на формирование социально приемлемой системы ценностных ориентации, регулирующих поведение и взаимодействие детей с окружающими людьми.

Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка и возрастных психологических особенностей детей старшего дошкольного возраста в целом, проявляющийся в отборе соответствующих данным особенностям содержания, форм и методов обучения, в ориентации программы на развитие произвольности поведения как пропедевтики становления соответствующего новообразования младшего школьного возраста, на алгоритмизированный уровень освоения ее содержания.

Принцип создания условий для раскрытия личностного потенциала детей - создание эмоционально комфортных условий для свободного проявления развития эмоций, чувств, мыслей ребенка, формирования позитивной самооценки и уверенности в себе на основе безусловного принятия их педагогом.

Принцип доступности материала и его увлекательности для детей данного возраста, предполагающий опору на образное восприятие, эмпирическое мышление старших дошкольников, использование наиболее эмоционально привлекательных источников ценностной информации - музыки, живописи, сказок, рассказов и т.д.

Принцип опоры на предыдущий жизненный опыт ребенка и взращивания его опыта в специально моделируемых ситуациях предполагает обращение при обсуждении нравственных понятий и оценке поступков к субъективному опыту детей: наблюдаемым ими поступкам и действиям других людей, собственным действиям в различных ситуациях и опыту их эмоционального переживания; а также создание ситуаций с помощью имитационных игр и интерактивных упражнений для приобретения данного опыта.

Принцип индивидуализации и дифференциации обучения предполагает вариативность используемых методов и форм обучения в зависимости от индивидуальных особенностей учебной деятельности, уровня развития и воспитанности детей, разработку дифференцированных заданий для групповой работы с детьми разного уровня обученности, развития и воспитанности.

Принцип взаимосвязи с другими программами дошкольного образования, что отражается в использовании и актуализации в процессе реализации программы знаний и умений, полученных детьми на других занятиях, в закреплении данных знаний, умений и навыков (например, изобразительных умений при рисовании на тему).

Реализация данных принципов программы создает условия для формирования социально приемлемых ценностных ориентации, поведения и взаимодействия с окружающими на основе присвоения нравственных ценностей, овладения некоторыми умениями саморегуляции своего поведения, и одновременно обеспечивает саморазвитие и самоутверждение детей старшего дошкольного возраста, реализацию личностного потенциала ребенка посредством развития рефлексивных качеств, формирования позитивной самооценки в процессе взаимодействия с другими. Дети дошкольного возраста, готовящихся к поступлению к школе, начинают понимать сами себя, ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, перестраивается сам характер переживаний: они начинают приобретать смысл для ребенка. Переживания приводят в потере непосредственности, и у него возникают новые отношения к самому

себе и другим людям. Развивается повышенное самолюбие и появляется самооценка, которая зачастую не является адекватной. Таким образом, актуальными становятся формирование адекватной самооценки, культуры чувств, поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Кроме того, в старшем дошкольном возрасте происходит овладение правилом в игре. Посредством правила у детей формируется образ собственных действий и их контроль, что и составляет сущность поведения и овладения им на данном этапе развития. Действия по правилу превращаются в собственные свободные действия ребенка. Он не просто подчиняется - инструкциям и контролю взрослого, а действует сам, контролируя сначала поведение других детей, а потом свои собственные, соотнося их с правилами. Это подготавливает дошкольников к переходу на высший этап, который связан с осознанием ребенком своих желаний, мотивов и целей, средств их достижений, осознанным принятием им социальных ценностей, норм и правил поведения. Данные процессы создают условия для успешной реализации программы. Структура курса определяется логикой постепенного перехода от овладения ребенком языком эмоций, научения ребенка сначала управлять собой, своим поведением, принятия культурных норм и ценностей, к овладению на основе этого умениями взаимодействия с другими людьми.

Основные формы и средства обучения:

-беседы и дискуссии - используются для обсуждения предложенной проблемы;

-чтение художественных произведений, просмотр мультипликационных фильмов, прослушивание музыкальных произведений различного характера - применяются для введения детей в тему занятия и постановки проблемы.

-имитационные игры, социально-поведенческий тренинг - используются для практической отработки моделей поведения и закрепления навыков социально приемлемого поведения;

-психогимнастика;

-интерактивные игры и упражнения;

-диагностика эмоционального состояния и поведения детей, их отношения к обсуждаемой проблеме - проводится в начале занятия и, по необходимости, в конце занятия в целях мониторинга самочувствия, поведения, их коррекции и обучения детей рефлексии своих состояний и поведения;

-моделирование конфликтных ситуаций и выхода из них;

-элементы арттерапии: выражения своего эмоционального состояния в рисунке, в музыке - проводятся в конце занятий для коррекции или подкрепления эмоциональных состояний, а также проработки отдельных проблем;

-графические упражнения на тренировку самоконтроля, умения действовать по правилу.

Особенностью занятий является также включение элементов психогимнастики в содержание каждого из них. Психогимнастика позволяет объединить деятельность психических функций (мышления, эмоций, движения, внимания) на основе выражения какого-либо образа фантазии через физическое движение и таким образом, использует механизм психофизического функционального единства. Психотехнические игры и упражнения способствуют овладению навыками контроля двигательными и эмоциональными сферами, включают внутреннее внимание детей и направляют его на осознание того, что с ними происходит.

Для поддержания интереса к занятиям и самовыражения ребенка предусматривается использование рисуночных методик, например; рисование по теме, дорисовывание символических изображений, рисование по контуру и т.д. В ходе занятий предусматривается использование музыкального сопровождения.

Методическое обеспечение проекта.

Проект «Азбука общения» предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса. Постоянная смена деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников.

Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, как на занятиях, так и в период отдыха; добиваться применений знаний и умений не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Методы, используемые на занятиях:

игровые;

словесные;

наглядные;

практические;

имитация.

Основные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия.

1.   Наблюдения.

2.   Рассматривание рисунков и фотографий.

3.   Свободное и тематическое рисование.

4.   Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.

5.   Этюды.

6.   Импровизация.

7.   Моделирование и анализ заданных ситуаций.

8.   Игры с правилами: сюжетно-ролевые, словесные, подвижные, музыкальные.

9.   Творческие игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

10.   Чтение художественных произведений.

11.   Рассказ педагога и рассказы детей.

12.   Сочинение историй.

13.   Беседы.    

Формы подведения итогов:

Критерием эффективности работы с дошкольниками по программе является овладение детьми, следующими нормам здоровьесберегающего поведения:

1.Умение по выражению глаз определять самочувствие человека, его настроение.

2.Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения.

3.Умение положительно оценивать свои возможности, способности и обосновывать собственную самооценку.

4.Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.

5.Умение словесно выражать свои желания, чувства.

6.Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции (радость, грусть, злость, страх, удивление, вина).

7.Умение понимать собеседника по выражению лица, жестам, эмоциям.

8.Умение конструктивно общаться со взрослыми и сверстниками, уметь выйти из конфликта.

Техническое оснащение занятий:

1.Ноутбук.

2.Магнитная доска.

3.Экран.

Дидактический материал.

1.Фотографии-иллюстрации с изображением детей с различными эмоциональными состояниями. 2. Схемы-эмоции. 3.Карточки с изображениями различных эмоций, портреты людей. 4.Карточки с изображениями сказочных героев. 5.Диагностический инструментарий для изучения результатов обучения. 6.Видеозаписи мультфильмов. 7.Аудиозаписи детских песен, релаксационной музыки, классической музыки

Учитывая возрастные психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.

С целью формирования элементарной ИКТ культуры ребенка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.



1.4. Планируемые результаты

Педагогический мониторинг знаний и умений детей проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае), как в форме индивидуальной беседы, посредствам наблюдения за ребенком, тестирование. Диагностические мероприятия позволяют отследить успехи дошкольников на каждом этапе обучения.

Изучаемые разделы:

1.Мир познания

2.Языки общения

3.Тайна моего «Я».

4.Этот взрослый мир.

5.Что такое хорошо и что такое плохо.

6.Умение владеть собой.

7.Культура общения.

Методика проведения педагогического мониторинга. Критерии диагностики.

К концу первого года обучения ребенок должен уметь:

Раздел «Мир познания».

Дети узнают, чем человек отличается от животных и растений;

- научатся чувствовать природу, которая может определять наше настроение и поведение;

- научатся подражать характерным жестам, движениям, осанке, позе, эмоциональным реакциям животных и видеть их аналоги в человеческом поведении.

Дети получат навыки:

- правильно определять времена года;

- уметь наблюдать за животными, играть с ними и заботиться о них;

- определять по позе, эмоциям настроение животных;

- уметь наблюдать за растениями и ухаживать за ними.

Эффективность. Полученные знания позволят подвести детей к пониманию того, как важно любить окружающую природу, чувствовать ее, заботиться о ней, учиться у нее доброте, чуткости, бескорыстию, сформируют умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми.

Раздел «Языки общения».

Дети узнают, для чего в разных ситуациях общения нужны глаза, уши, рот, нос, руки;

- научатся эмоционально воспринимать и понимать окружающих, а так же выражать собственные чувства;

- получат знания о возможности выражать свои мысли и чувства при помощи мимики, жестов, движений, осанки, позы, эмоций.

Дети получат навыки:

- узнавать с помощью органов чувств хорошее и плохое настроение, эмоциональное состояние собеседника;

- правильно выражать свои эмоциональные реакции, мысли и чувства; - по выражению лица и тела, жестам, эмоциям понимать своего собеседника;

- соблюдать правильную осанку, жестикуляцию при общении.

Эффективность. Полученные знания дадут ребенку первоначальные представления о возможности выражать свои потребности, чувства с помощью различных вербальных и невербальных средств коммуникации, а также познакомят ребенка с тем, как можно видеть и понимать себя и других в процессе общения.

Раздел «Тайна моего «Я»».

Дети должны уметь различать свои индивидуальные особенности (внешность, походка, пол);

- описывать свои желания и чувства;

- осознавать свои собственные мышечные и эмоциональные ощущения; - передавать свои чувства, желания, черты характера средствами пантомимики.

Дети получат навыки:

- понимания своего «Я», своей индивидуальности;

- умения радоваться удаче, успеху, игрушке, развлечению;

- понимания установки «нельзя» и «надо»;

- навыки самостоятельности.

Эффективность. Полученные знания позволят ребенку подойти к пониманию собственного «Я» и научиться оценивать свои поступки, а на их основе различать по выразительным средствам общения и эмоций чувства других детей и взрослых.

Раздел «Этот странный взрослый мир».

Дети усвоят основы нравственности во взаимоотношениях с родителями, а также с незнакомыми взрослыми людьми;

- научатся видеть достоинства и недостатки собственного поведения и поведения окружающих взрослых людей в быту и в общественных местах (на улице, в транспорте, в магазине);

- начнут формировать умение поступать, по справедливости, подчинять свои желания общим интересам.

Дети получат навыки:

- понимать основы взаимоотношений с родителями, другими родными и близкими людьми; - проявлять заботу и добрые чувства к своим близким.

Эффективность. Полученные знания позволят воспитывать в ребенке добрые и искренние чувства к самым близким людям, привязанность к семье; помогут научить ребенка ценить хорошие отношения и получать радость от общения с родными и близкими, проявлять о них заботу и предлагать им посильную помощь.

Раздел «Что такое хорошо и что такое плохо».

Дети получат представление о хороших и плохих привычках, о необходимости избавления от дурных привычек;

- научатся различать положительные и отрицательные качества персонажей литературных произведений;

- научатся видеть, понимать и сравнивать свои положительные и отрицательные поступки и привычки с примерами поведения близких людей, сверстников, героев сказок и пр.

Дети получат навыки:

- давать оценку поступкам, привычкам и поведению людей в различных жизненных ситуациях; - находить у себя как положительные, так и отрицательные качества, поступки и привычки;

- выражать свою симпатию к добрым делам и поступкам;

- обращать внимание и следить за своим внешним видом.

Эффективность. Полученные знания позволят ребенку получить представление о поступках и привычках людей, что даст возможность им в дальнейшем вырабатывать социально значимые мотивы положительного поведения, развивать в себе желание подражать хорошим примерам. Заложенные основы знаний и воспитания помогут ребенку развивать в себе чувство ответственности за свои поступки, требовательность по отношению к себе, позволят формировать правильную самооценку, что поможет развитию основных черт будущей личности.

Раздел «Умение владеть собой».

Дети овладеют игровыми приемами произвольного расслабления;

- научатся сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации, адекватно реагировать на нее;

- контролировать свое поведение в общении с окружающими людьми;

- принимать верные решения в различных жизненных ситуациях;

- научатся осознавать и бороться с отрицательными чертами своего характера.

Дети получат навыки:

- сосредоточиваться и удерживать внимание в течение заданного времени;

- оценивать и (при необходимости) изменять свое поведение в процессе общения с окружающими людьми;

- преодолевать отрицательные черты своего характера.

Раздел «Культура общения».

Дети овладеют приемами вежливого обращения с окружающими;

- научатся вести доброжелательный диалог, используя различные средства выразительности, употребляя в речи «волшебные» слова;

- научатся культурно вести себя за столом, усвоив основные правила этикета.

Дети получат навыки:

- правильно использовать вежливые слова в процессе общения;

- общаться по телефону;

- самостоятельно и опрятно есть, соблюдая правила этикета.

Эффективность. Полученные знания позволят ребенку иметь представление о приемах, средствах и методах вежливого общения друг с другом и взрослыми. Ребенок научится правильно вести себя в различных ситуациях дома, в гостях, на улице, используя как жестовые, так и речевые средства общения и правильно применяя правила этикета.

Критерии оценки:

2 (оптимальный): Ребенок осознает и применяет во взаимодействии с другим нравственные нормы и правила поведения, эмоционально реагирует на состояния других детей и готов прийти на помощь. Владеет навыками самоконтроля и саморегуляции, способен выполнять правила в деятельности и действовать по предложенной инструкции, владеет навыками конструктивного взаимодействия.

1 (Достаточный): Нравственные ценности, нормы и правила декларируются, но не осознаны ребенком, частично проявляются в его поведении и эмоциональных отношениях. Ситуативное проявление контроля, самоконтроля и саморегуляции, соблюдает правила при напоминании педагога, владеет некоторыми навыками конструктивного взаимодействия.

0 (Низкий): Не сформированы ценностные понятия, не развиты эмоции сочувствия, ребенок не владеет навыками контроля и саморегуляции поведения, не может длительное время держать в голове правило и образец, действовать по инструкции, не умеет договариваться в процессе совместной деятельности и осуществлять взаимопомощь.















































II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО_ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. календарный учебный график

Реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы рассчитаны и осуществляется с 15 сентября по 15 мая: 2 раза в неделю, 4 раза в месяц. Общее количество занятий – 72 часа. Длительность занятий соответствует возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста.

1

Продолжительность освоения программы

1 год, 36 недели

2

Начало освоения программы

15 сентября

3

Окончание освоения программы

15 мая

4

Регламентирование образовательного процесса (режим работы)

2 дня в неделю по 1 занятию с 16.00 по 16.25 (вторник – четверг – дети 5-6 лет)

5

Выходные и праздничные дни

Суббота, воскресенье, праздничные дни, установленные Правительством РФ: 4 ноября – День народного единства

1-10 января – Новогодние каникулы

23 февраля – День защиты Отечества

8 марта – Международный женский день

1 мая – Праздник Весны и Труда

9 мая – День Победы

6

Каникулы (сроки и продолжительность)

1 -10 января – Новогодние каникулы

7

Входное обследование уровня подготовленности обучающихся

С 1 по 15 сентября

8

Сроки промежуточной аттестации освоение программного материала обучающимися

С 15 по 30 мая

9

Дата итоговой аттестации освоения программы (дата итогового занятия)

30 мая

Программа не может реализовываться взамен или в рамках основной образовательной деятельности за счет времени, отведенного на реализацию основных образовательных программ дошкольного образования.

Объем нагрузки занятия

Части занятия

Цель

Формы работы

1

Мотивация детей

- постановка цели индивидуально или группе детей;

- вовлечение в совместную деятельность;

- использование наглядных информационных средств;

- развитие интереса у детей предстоящей деятельности и сосредоточение.

- сказочное повествование;

- игровые ситуации; - элементы пантомимы;

-игры-путешествия;

- дидактические игры;

- погружение ребенка в ситуацию актера;

- погружение ребенка в ситуацию слушателя;

- доминирует сказочно-игровая форма преподнесения материала.















2.2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Календарно-тематическое планирование.

Не

Де

ля

За

ня

тие

Тема

Программные задачи

Методические приемы

1

1

Знакомство. Установление контакта.

1 Познакомить детей друг с другом, сплотить группу.

2 Развивать невербальное и вербальное общение.

3 Снять телесное и эмоциональное напряжение.


1.Приветствие

2.Игра «Клубочек имен»

3.Упр. «Искра»

4.Упр. «Я – сказочный герой»

5.Подвижная игра «Паровозик имен, или в страну Дружбы»

6.Релаксация «Цветок дружбы»

7.Пальчиковая гимнастика «Дружба»

8. Рисование цветов

9.Рефлексия Игра «Мостик дружбы»

10.Ритуал прощания «Эстафета дружбы»


2

Наша группа. Что мы умеем

1 Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплоченной

обогащать знания детей друг о друге.

2 Способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой.

3 Развивать вербальное и невербальное общение.

4 Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

5 Снять телесное и эмоциональное напряжение.

6 Развивать внимание, память, мышление, воображение.

7 Развивать мелкую и общую моторику.

8 Развивать навыки самосознания.


1.Приветствие

2.Игра «Делай как я»

3.Беседа об отличиях друг от друга

4.Конкурс хвастунов

5.Игра «Пересядьте те, кто…»

6.игра «Помоги другу или самая дружная пара

7.Беседа-релаксация «Каким я буду, когда вырасту?»

8Упр. «Я хочу подружиться»

9. Пальчиковая гимнастика «В гости»

10. Упр. «Совместное рисование»

11. Рефлексия «Доброе животное»

2

3

Диагностика.

Определить особенности самооценки ребёнка (как общего отношения к себе) и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди.

Методика «Лесенка». Выявление общего отношения к себе, и конкретной самооценки ребенка. Показатель: отсутствие или наличие разрыва между собственной оценкой ребенка и его оценкой глазами педагога, сверстников, мамы.


4

Времена года.

1 Учить различать изменения природы в различные времена года

2 Понимать и ценить красоту родной природы

3 Учиться рассказывать о своих переживаниях, эмоциональном состоянии , возникшем под влиянием красоты природы.

4 Стремиться становиться лучше, добрее, различать хорошее и плохое.

1.Загадки о временах года.

2.Беседа «Времена года».

3.Игра-инсценеровка «Гав-гав».

4.Рассматривание картин В.Поленова, Л.Остроухова «Золотая осень».


3

5

Правила поведения на занятиях

1 Познакомить детей с правилами поведения в группе.

2 Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

3 Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

4 Развивать мелкую и общую моторику.

5 Снятие эмоционального и телесного напряжения.


Приветствие, организационный момент

Разгадывание первой тайны: «Приветствие с улыбкой»

Разгадывание второй тайны: «Обращение друг к другу по имени»

Игра «Подарок»

Разгадывание третьей тайны: «Говорите спокойно, вежливо, глядя в глаза»

Разгадывание п я т о й тайны: «Внимательно слушать; говорит тот, у кого мяч»

Игра «Кто кем будет?»

Пальчиковая гимнастика «Замок», объяснение правил повеления за столом

Разгадывание шестой тайны: «Хочешь сказать —дай нам об этом знать, например, подними руку»

Разгадывание седьмой тайны: «Прощание»

Рефлексия Упражнение «Доброе тепло»















6

«Мой ласковый и нежный зверь».

Учить гуманно относиться к животным, любить их, ухаживать за ними;

Учить различать диких и домашних животных

Распознавать детенышей и взрослых животных

Учить видеть особенности общения разных животных между собой (по жестам, движениям, эмоциональным реакциям).


1.Игры-имитации: «Лиса, волк, медведь».

2.Загадки о диких животных.

3.Подвижная игра: «У медведя во бору».

4.Игра: «Угощение».

5.Дидактическая игра :«Животные, которые живут в моем доме».


4

7

«Радость. Грусть"

I. Познакомить детей с чувством радости, грусти.

2 Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению, и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3 Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию,

которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.)

4 Учить детей выражать чувство радости в рисунке.


Приветствие «Страна Настроений»

динамическая пауза «Путешествие в лес»

Задание «Ягоды»

Организация беседы по пиктограмме «Радость»

Организация беседы по пиктограмме «Грусть»

Задание «Сказочные персонажи»

Задание «Веселый-грустный»

Рисование своей радости

Задание «Гусеница»

Игра «Будь внимателен»

Рефлексия «Страна настроения»



8

«Мои зеленые друзья».

Учить понимать и любить красоту окружающего мира;

Бережно относиться к растениям, ухаживать за ними;

Понимать значение растительного мира для состояния человека- его настроения, самочувствия.

1.Игра-драмматизация «Веселые овощи».

2.Дидактическая игра «Загадки об овощах».

3.Подвижная игра «Огуречик».

4.Игра-драмматизация «Сказка-сон»


5

9

«Гнев»

1 Познакомить детей с чувством гнева.

2 Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3 Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребенок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт.)

4 Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.


Сказка

Беседа по пиктограмме «Гнев»

Упражнение «Избавление от гнева»

Пальчиковая гимнастика «Помиримся»

Рисование своего гнева

Задание «Сказочные герои»

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Рефлексия «Страна настроений»


10

«Мои умные помощники».

Обучать пониманию роли наших «умных помощников» - органов чувств – в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения(в процессе восприятия, памяти, двигательной и эмоциональной сферах).

1.Дидактическая игра «Радио».

2 Упражнение «Запомни эмоцию».

3 Упражнение «Запомни движение».

2.Упражнение «Кто больше знает имен».

5.Дидактическая игра: «Чего не стало».


6

11

«Удивление»

1.Познакомить детей с чувством удивления.

2.Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3.Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.

4.Учить детей выражать чувство удивления на рисунке.


приветствие «Страна Настроений»;

сказка;

беседа по пиктограмме «Удивление»;

упражнение «Удивительные запахи»;

пальчиковая гимнастика «Удивительно»;

Рисование: «Моё удивление», «Настроение сказочного героя»;

подвижная игра «Есть или нет?»;

ритуал прощания «Страна Настроений».


12

Язык жестов и движений.

Обучать детей различать определенные эмоциональные состояния окружающих людей и детей по особенностям жестов, мимики, движений.

1.Игра-имитация: «Кто лучше покажет позу».

2.Беседа о жестах и движениях.

3.Игра-имитация: «Правила гигиены».

4.Этюды на имитацию выразительных движений «Раздумье», «Я не знаю», «Золотые капельки», «Грязь», «Северный полюс».

7

13

Испуг

1.Познакомить детей с эмоцией испуг.

2.Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям. 3.Развивать умение справляться с чувством страха.

4.Учить детей выражать чувство страха в рисунке.


 приветствие «Страна Настроений»;

сказка;

- беседа по пиктограмме «Испуг»;

упражнения: «Страшные звуки», «У страха глаза велики»;

- пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки»;

- задания: «Мои страхи», «Страшно весёлая история»;

- игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь»

ритуал прощания «Страна Настроений».



14

«Язык чувств».

Дать представление детям о их собственных эмоциях и эмоциях других людей (хорошем и плохом настроении), научить быть внимательным к чувствам и желаниям других людей, обучить передавать свои эмоции другим людям разными средствами.

1.Игра –драматизация: «Спрятанная котлета».

2.Этюды на выражение различных эмоциональных состояний «Мальчик Марк», «Лисенок боится», «Поссорились померились».

3.Чтение стихотворение Н.Померанцева «Разное настроение».

4.Дидактическая игра: «Настроение».

8

15

Спокойствие

1.Познакомить детей с чувством спокойствия.

2. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3. Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершённое действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт).

4.Снятие эмоционального напряжения.




 приветствие «Страна Настроений»;

- беседа по пиктограмме «Спокойствие»;

- упражнения: «Медвежата в берлоге», «Спокойные игрушки»;

- пальчиковая гимнастика «Спокойные цветки»;

 задания: «Спокойная картина», «Моё спокойствие», «Спокойные вещи»;

ритуал прощания «Страна Настроений».



16

«Кто такой «Я»».

Дать детям представление о чувстве собственного достоинства; о необходимости оценивать собственные поступки, чувства; о способах и выразительных средствах общения (жестах, мимики, движениях)


1.Творческая игра «Узнай, кто это».

2.Беседа «Мой реальный рост».

3.Дидактическая игра «Мой портрет».

4.Рисование на тему «Мой портрет».


9

17

Словарик эмоций

1.Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия.

2.Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека.

3.Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.


- приветствие «Страна Настроений»;

сказка-задание «Азбука настроений»;

- упражнения: «Остров настроений»;

- пальчиковая гимнастика «Прогулка»;

- задания: «Моё настроение», «Нарисуй эмоции», «Угадай музыкальное настроение»;

- игра «Кубик настроений», «Азбука эмоций», «Что изменилось?»;

ритуал прощания «Страна Настроений».



18

«Я сам».

Дать детям представление о чувстве собственного достоинства; о необходимости оценивать собственные поступки, чувства; о способах и выразительных средствах общения (жестах, мимики, движениях)


1.Дидактическая игра: «Мой день».

2.Подвижная игра «Развеселим дедушку».

3.Этюд на осознание собственных эмоциональных ощущений».

4.Сюжетно-ролевая игра: «Забавные гномики».


10

19

Страна Вообразилия

1.Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений. 2.Развивать невербальное и вербальное общение. 3.Формировать интерес к творческим играм.

 приветствие «Мяч»;

- задания: «Загадочное послание», «Оживи фигурку», «Нелепица»;

- игры: «Средства передвижения», «Чудо-дерево», «Волшебные камешки», «Несуществующее животное»;

- сказка;

- пальчиковая гимнастика «Маланья»;

- моделирование;

- ритуал прощания.



20

«Я хочу».

Дать детям представление о чувстве собственного достоинства; о необходимости оценивать собственные поступки, чувства; о способах и выразительных средствах общения (жестах, мимики, движениях)


1.Беседа «Моя мечта». 2.Творческая игра «Я волшебник». 3.Рисование на тему: «Животное, которое я хотел бы иметь дома».

4.Игра-инсценеровка «Зайчики и волк».


11

21

В гостях у сказки

1.Развивать воображение, память, пантомимическую и речевую выразительность.

2.Закрепить знание содержания сказок.

3.Развивать творческое мышление.


приветствие; беседа; игры: «Волшебный башмачок», «Волшебные слова»; подвижная игра: «Дровосек», «Салки»; задания: «Страшила», «Путаница», «Лабиринт»; пальчиковая гимнастика «Дружба»; психогимнастика; ритуал прощания.


22

«Никого роднее мамы в целом мире нет».

Воспитание у детей чувства глубокой любви и привязанности к маме; обучение выражению внимания и сочувствия к маминой заботе обо всех членах семьи и ее труду; воспитание желания помогать маме в ее работе по дому, радовать ее добрыми делами и поступками; обучение детей на мамином примере умению общаться с другими взрослыми членами семьи и детьми.

1.Беседа «Чем можно порадовать маму». 2.Дидактическая игра «Грязи- нет и пыли- нет».

3.Игра-драмматизация6: «Найди свою маму». 4.Этюд: «Любящий сын», «Маме улыбнись».


12

23

Диагностика-

1


1 Диагностировать и развивать зрительную память.

2 Диагностировать

Мыслительные операции «анализ» и «сравнение»; распределение внимания.

3 Развивать коммуникацию, тонкую моторику руки и общую моторику.


Этап I. Приветствие

«Волшебные рукавицы»

Этап II. Мотивация

Этап III. 1.Задание «Запоминай-

ка»

2 Пальчиковая гимнастика с

применением Су-джок (на

коврике)

3 Задание «Новогодние

гирлянды»

4 Танец «Мороз»

5 Задание «Рукавички»

6 Игра «В снежки»

7 Задание «Чего не хватает?»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания



24

Диагностика-

2


1 Диагностировать

и развивать

слуховое и

зрительное

внимание

(устойчивость).

2 Изучить

состояние

операции

мышления

исключение,

зрительного

синтеза.

3 Развивать

коммуникацию,

тонкую моторику

руки и общую

моторику.


Этап I. Приветствие

«Волшебные валенки»

Этап II. 1 Подвижная игра

«Паровозик дружбы»

2 Загадка

Этап III. 1.Пальчиковая

гимнастика «Белка»

2 «Лабиринт»

3 Подвижная игра «Сосульки,

»

4 Задание «Подарок для

зайчика»

5 Подвижная игра «Заморожу»

6 Пальчиковая гимнастика с

применением Су-джок

7 Задание «Запоминай-ка»

8 Задание «Что лишнее?»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания


13

25

«Дружная семья».

Воспитание любви, чуткого отношения к самым близким людям – маме, папе, бабушке и дедушке; воспитание уважения к труду родителей , их жизненному опыту; воспитание чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и уюте); воспитание потребности радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

1.Беседа «Папин портрет».

2.Беседа «Дедушкин и бабушкин портрет».

3.Чтение стихов А.Костецкий «Бабушка», Е.Трутнев «Наша бабушка».

4.Рисование на тему «Моя семья».

5.Этюд «Бабушка заболела».



26

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны»

Дать детям представление о профессиях взрослых; учит соотносить действия людей с их профессией; понимать важность и значимость профессиональной деятельности взрослых как для общества, так и самих детей.

1.Беседа «Что делают наши папы и мамы»

2. Дидактическая игра «Кто больше назовет действий»

3. Игра-рисование «Маленький парикмахер»

14

27

«Как мы ходили в магазин».

Сформировать у детей представление о правилах поведения в общественных местах; учить умению речевого общения в модельной ситуации.

1.Рассказ Б. Рисича «В магазине самообслуживания». 2.Дидактическая игра «Где что можно купить». 3 Дидактическая игра «Магазин игрушек».



28

Этикет. Внешний вид.


1 Познакомить

детей с правилами

личной гигиены.

2 Сформировать

представление о

внешнем виде

культурного и

опрятного человека

и желание

выполнять правила

личной гигиены.

3 Продолжать

формировать

навыки

вербального и

невербального

общения,

вежливого

обращения.

4 развивать

логические

операции

посредством

речевого общения:

умение делать

обобщение,

умозаключение,

внимание

(концентрацию,

переключение),

память.

5 Воспитывать у

детей нравственные

качества и чувства.


Этап I. Приветствие «Этикет»

Этап II. 1 Беседа о культуре

внешнего вида.

Этап III. 1.Физкультминутка

2 Задание «Шнуровка»

3 Задание «Какая тень

лишняя?»

4 Пальчиковая гимнастика «У

Петиной сестрицы»

5 Задание «Зеркало»

6 Задание «Помоги найти

ботинок»

7 Игра «Правильно –

неправильно»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания


15

29

Общественны

й этикет


1 Познакомить

детей с

общественным

этикетом

(правилами

поведения в

магазине, кино,

театре,

поликлинике,

транспорте, на

улице).

2 Продолжать

формировать

навыки

вербального и

невербального общения,

вежливого

обращения.

3 Развивать

слуховое и

зрительное

внимание

(устойчивость,

распределение),

слуховую память,

мышление, тонкую

и общую моторику.

4 Воспитывать у

детей нравственные

качества и чувства.

Формировать

навыки

культурного,

этически

грамотного

поведения.

5 Развитие

самосознания и

навыков

саморегуляции.



Этап I. Приветствие «Этикет»

Этап II. Мотивация

Этап III. 1 Основная часть.

Повторение, сообщение темы

занятия

2 Игра в лото «Пассажирский

транспорт»

3 Игра «Займи правильное

место»

4 Правила поведения в

автобусе.

5 Сценка на улице

6 Сценка в театре

7 Задание «Займи правильное

место»

8.Пальчиковая гимнастика «Магазин»

9 Задание «В магазине»

10 Задание «Доктор»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания




30

Столовый

этикет


1 Познакомить

детей со столовым

этикетом.

2 Сформировать

представления о

культуре поведения

за столом и

желание следовать

столовому этикету.

3 Продолжать

формировать

навыки

вербального и

невербального

общения,

вежливого

обращения.

4 Развивать

логические

операции

посредством

речевого

обращения: умение

делать обобщение,

умозаключение.

5 развивать внимание

(концентрацию,

переключение),

память.

6 Воспитывать у

детей нравственные

качества и чувства.

Формировать

навыки

культурного,

этически

грамотного

поведения.



Этап I. Приветствие «Этикет»

Этап II. Беседа о культуре

поведения за столом

Этап III. 1.Практикум:

закреплении правила, развитие

воображения, психогимнастика

2 Упражнение «За столом»

3 Подвижная игра «Съедобное

несъедобное»

4 Пальчиковая гимнастика

«Приготовили обед»

5 Задание «Склеим разбитую

тарелку»

6 Задание «Праздничное

блюдо»

7 Физкультминутка

«правильно – неправильно»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания


16

31

Подарочный

этикет.


1 Познакомить

детей с

подарочным

этикетом.

2 Продолжать

формировать

навыки

вербального и

невербального

общения,

вежливого

обращения.

3 Развивать

слуховое и

зрительное

внимание

(устойчивость),

зрительную память,

мышление

(умозаключения,

обобщения),

воображения.

Тонкую и мелкую

моторику.

4 Воспитывать у

детей нравственные

качества и чувства.

Формировать

навыки

культурного,

этически

грамотного

поведения.

5 Развивать

навыки

самосознания и

саморегуляции.


Приветствие «Этикет»

Этап II. 1 Повторение

2 Беседа «Как дарить и

принимать подарки?»

Этап III. 1.Приглашение в

путешествие

2 Физкультминутка

«Настроение»

«Что за подарок?»

8 Задание «Разложи подарки»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания



32

Гостевой этикет.

1 Познакомить

детей с гостевым

этикетом.

2 Закрепить

представления о

культуре внешнего

вида и навыки

правильного

поведения за

столом.

3 Продолжать

формировать

навыки

вербального и

невербального

общения,

вежливого

обращения.

4 Развивать

слуховое и

зрительное

внимание

(устойчивость),

слуховую память,

мышление, тонкую

и общую моторику.

5 Воспитывать у

детей нравственные

качества и чувства.

Формировать

навыки

культурного,

этически

грамотного

поведения.

6 Развивать

навыки

самосознания и

саморегуляции.


Этап I. Приветствие «Этикет»

Этап II. 1 Повторение

Этап III. 1 Повторение

2.Беседа «Как ходить в гости?»

3 Задание «Угадай время суток.

Когда лучше ходить в гости?»

4 Подвижная игра «День и

ночь»

5 Игра «Комплименты»

6 Беседа «Как принимать

гостей»

7 Пальчиковая гимнастика

8 Задание «Наведи порядок на

полках»

9 Задание «Мишка ждет

гостей»

10 Игра «Что с друзьями

найдем на чердаке?»

11 Подвижная игра «правильно

или неправильно?»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания


17

33

«На улице».

Развивать у детей способность воспринимать реальный мир города, улицы; правильного поведения и общения в общественном транспорте и в общественных местах.

1.Беседа «Как вести себя на улице».

2.Дидактическая игра «Наш город».

3.Игра- драматизация «Правила уличного движения».

4.Творческая игра «Автобус».

5.Беседа на тему: «Что делать, когда потерялся».



34

«Я и другой: мы разные».

Формировать у детей понятие о том, что все люди не похожи друг на друга; развивать восприятие образа ровесника по внешности и индивидуальным особенностям; учить общаться со сверстниками, смотреть в лицо и в глаза друг другу.

1.Дидактическая игра «Мы- разные».

2.Упражнение «Что не так».

3.Упражнение «Спиной друг к другу».

4.Игра-беседа «Кто мы».


18

35

Волшебные

средства

понимания.


1 Сплотить группу.

2 Развивать

вербальное и

невербальное

общение.

3 Формировать

отношение

доверия, умение

сотрудничать.


Этап I. Приветствие «Давай

поздороваемся»

Этап II. Появление персонажа

Словоежка

2 Игра «Знакомство»

Этап III. 1.Игра «Угадай жест»

2 Игра «Объясни без слов»

3 Подвижная игра

«Подмигалы»

4 Пальчиковая гимнастика «В

гости»

5 Задание «Нарисуй эмоцию»

6 Задание «Логический

квадрат»

7 Подвижная игра «Запретное

движение»

8 Задание «Сложи картинку»

9 Задание «Дорисуй рисунок»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания «Искра»



36

«Дружба».

Сформировать у детей понятие «друг», «дружба», учить детей видеть понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

1.Беседа «Что такое дружба».

2.Подвижная игра «Не намочи ноги».

3.Этюды «Кто виноват», «Странная девочка».

4.Игра-драмматизация по рассказу Л. Н. Толстого «Два товарища».

5.Рисование на тему «Мой лучший друг».


19

37

«День рождения».

Закрепить знания детей о правилах гостеприимства, учить общаться со сверстниками, согласовывать свою деятельность с деятельностью других людей, воспитывать чувство доброжелательности, участия, умения дарить и принимать подарки.

1.Сюжетно-ролевая игра «В гостях».

2.Этюд «Подари подарок».

3.Сюжетно-ролевая игра «Праздник именинников».

4.Игра «День рождения Незнайки».



38

«Мы улыбаемся».

Учить детей радоваться окружающему миру, природе, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром.

1.Беседа «Учимся радоваться природе».

2.Этюды: «Солнышко», «Небо», «Цветы и трава», «Птицы».

3.Подвижная игра «Веселый танец».

4.Дидактическая игра «Кто больше знает небылиц».(по отрывку из

стихотворения К. И. Чуковского «Путанница»).


20

39

«Что такое хорошо, и что такое плохо».

Научить детей понимать, что можно и что нельзя делать; определять и сравнивать основные черты характера людей; на основе полученных знаний строить свое поведение в общении друг с другом.

1.Сюжетно-ролевая

игра

«Два

жадных

венгерской народной сказки «Лиса и медведь».

2.Этюды «Хвастливый зайка», «Конкурс лентяев», «Задавака».

3.Инсценеровка стихотворения С.Михалкова. «Бараны».

4.Подвижная игра «Смелые мышки».



40

«Давай никогда не ссориться».

Формирование у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов; обучение детей правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях; формирование у детей способности находить положительные решение в конфликтных ситуациях; поиск компромиссного решения, умение уступать друг другу и считаться в игре не только с собственными желаниями, но и с возможностями других детей; обучение пользоваться общими игрушками и вещами, делиться ими; воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения.

1.Дидактическая игра «Не поделили игрушку».

2.Подвижная игра «Танцоры и музыканты».

3.Беседа «На меня в обиде мама».

4.Этюд «Котята».


21

41

«Давай никогда не ссориться».

Формирование у детей понятия о причинах возникновения ссор, конфликтов; обучение детей правильному поведению в типичных конфликтных ситуациях; формирование у детей способности находить положительные решение в конфликтных ситуациях; поиск компромиссного решения, умение уступать друг другу и считаться в игре не только с собственными желаниями, но и с возможностями других детей; обучение пользоваться общими игрушками и вещами, делиться ими; воспитание дружеских отношений между детьми в процессе общения.

1.Дидактическая игра «Не поделили игрушку».

2.Подвижная игра «Танцоры и музыканты».

3.Беседа «На меня в обиде мама».

4.Этюд «Котята».



42

«Дурные привычки».

Формировать у детей представления о плохих привычках; воспитание желания следить за своим внешним видом (содержать в порядке одежду, обувь, умываться); формировать представление о страхах и путях их преодоления; учить выявлять последствия дурных привычек говорить неправду и давать другим детям обидные прозвища, клички или обзываться.

1.Беседа «Какие бывают привычки».

2.Игра-драмматизация «Девочка чумазая».

3.Дидактическая игра «Не обзывайся»

4.Чтение стихотворения А.Барто «Девочка-ревушка».

5 Дидактические игры по трудовому воспитанию


22

43

«Дурные привычки».

Формировать у детей представления о плохих привычках; воспитание желания следить за своим внешним видом (содержать в порядке одежду, обувь, умываться); формировать представление о страхах и путях их преодоления; учить выявлять последствия дурных привычек говорить неправду и давать другим детям обидные прозвища, клички или обзываться.

1.Беседа «Какие бывают привычки».

2.Игра-драмматизация «Девочка чумазая

3.Дидактическая игра «Не обзывайся»

4.Чтение стихотворения А.Барто «Девочка-ревушка».

5 Дидактические игры по трудовому воспитанию



44

«Умей расслабиться».

Предоставить детям возможность почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя; обучать детей некоторым игровым приемам произвольного расслабления.

1.Упражнение «Разговор с морем».

2.Упражнение «На берегу».

3.Игра «Мы по ягоды пойдем».

4.Упражнение «Отдыхаем».


23

45

«Умей расслабиться».

Предоставить детям возможность почувствовать разницу между состоянием напряжения и покоя; обучать детей некоторым игровым приемам произвольного расслабления.

1.Упражнение «Разговор с морем».

2.Упражнение «На берегу».

3.Игра «Мы по ягоды пойдем».

4.Упражнение «Отдыхаем».



46

«Будь внимателен».

Учить детей быть внимательными, быстро сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее.

1.Игра «Кто лучше слышит».

2.Игра «Это правда или нет?».

3.Упражнение «Плавает, летает, рычит».

4.Упражнение «Хамелеон».

5 Найди тень (Где, чья тень?) Дидактическая игра для детей

6Игра «Запрещенное движение».

7 Игра «О видах спорта для детей»


24

47

«Будь внимателен».

Учить детей быть внимательными, быстро сосредоточиваться на зрительной и слуховой информации и адекватно реагировать на нее.

1.Игра «Кто лучше слышит».

2.Игра «Это правда или нет?».

3.Упражнение «Плавает, летает, рычит».

4.Упражнение «Хамелеон».

5 Найди тень (Где, чья тень?) Дидактическая игра для детей

6Игра «Запрещенное движение».

7 Игра «О видах спорта для детей»



48

«Как поступить».

Научить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях; научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ним.

1.Сюжетно-ролевая игра « Как побороть страх».

2.Чтение

стихотворения

«И.Демьянова

«Трусов

Федя»,

«Счастливая

ошибка», «Страх».

3.Игра «Так или не так».

4.Упражнение «Я хочу».

5.Этюд «Хорошее настроение».


25

49

«Как поступить».

Научить детей принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях; научить контролировать свое поведение в общении с другими людьми, подавлять чувство страха и уметь бороться с ним.

1.Сюжетно-ролевая игра « Как побороть страх».

2.Чтение

стихотворения

«И.Демьянова

«Трусов

Федя»,

«Счастливая

ошибка», «Страх».

3.Игра «Так или не так».

4.Упражнение «Я хочу».

5.Этюд «Хорошее настроение».



50

«Не хочу быть плохим».

Прививать детям положительные привычки, учить преодолевать отрицательные черты характера.

1..Дидактическая игра «Таня простудилась».

2.Игра «Хочу одеваться правильно».

3.Чтение стихов И.Демьянова «Почему короткий день», К.Тонгрыкулиева

«Петухи».

4.Этюды «Стыдно», «Ябеда».

Игра- инсценировка «Мостик».


26

51

«Не хочу быть плохим».

Прививать детям положительные привычки, учить преодолевать отрицательные черты характера.

1..Дидактическая игра «Таня простудилась».

2.Игра «Хочу одеваться правильно».

3.Чтение стихов И.Демьянова «Почему короткий день», К.Тонгрыкулиева

«Петухи».

4.Этюды «Стыдно», «Ябеда».

Игра- инсценировка «Мостик».



52

Защитники

отечества


1 Воспитывать

любовь и уважение

к отцу, дедушке,

дяде.

2 Продолжать

знакомить детей с

праздником 23

февраля.

3 Расширить и

уточнить словарь

детей по теме

«Мужские

профессии».


Этап I. Приветствие

«Рукопожатие»

Этап II. Вводная беседа.

Этап III. 1.Фотовыставка

2 Игра с мячом «Профессии»

3 Двигательное упражнение

«Товарищ командир»

4 Пальчиковая гимнастика

5 Задание «План»

6 Задание «Что нужно для

ремонта?»

7 Задание «Найди лишний

транспорт»

8 Подвижная игра

«Разведчики»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания


27

53

«Секрет волшебных слов».

Раскрыть для детей значение вежливых слов, формирование у представлений и потребности в доброжелательном общении с окружающими.

1.Творческая игра «Страна вежливости».

2.Игра-упражнение «Пожалуйста».

3.Игра-драмматизация «Добрый день» по стихотворению А.Кондратьева.

4.Игра-драмматизация

«Вежливое

слово»

по

стихотворению

В.Мошковской.



54

Мамины

помощники


1 Воспитывать

любовь и уважение

к маме, бабушке,

тете.

2 Расширить и

уточнить словарь

детей по теме

«Женские

профессии»


Этап I. Приветствие «Весенняя

капель»

Этап II. Вводная беседа.

Повторение, сообщение темы

занятия

Этап III. 1.Фотовыставка

2 Сказка «Про маму»

3 Беседа по сказке

4 Танец «Стирка»

5 Пальчиковая гимнастика

«Помощники»

6 Задание «Подарок для мамы»

7 Задание «Лабиринт»

8 Задание «Наведем порядок»

9 Физкультминутка «Мамины

помощники»

10 Задание «Мамино

солнышко»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания


28

55

«Давай поговорим».

Развивать у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми, вести диалог, используя разные средства выразительности.

1.Беседа «Как вести себя во время разговора».

2.Чтение

стихотворения

Г.Остера

«Советы

непослушным

детям»и

А.кондратьева «Перебивалка».

3.Дидактическая игра «Телефонный разговор».

4.Игра «Доброе слово лечит а худое калечит».

5 .Дидактическая игра «Умей извиниться».

6.Разыгрывание ситуаций «Мальчик и мама», «Девочка и прохожий»,

«Мальчик едет в автобусе», «Девочка пришла в магазин».



56

Я

и моя семья


1 Воспитывать

любовь и уважение

к семье.

2 Расширить

представление

детей о семье, об

обязанностях

членов семьи.

3 Развить слуховое

и зрительное внимание,

зрительную память,

мышление, речь,

воображение,

общую и мелкую

моторику;

зрительно-

двигательную

координацию.

4 Развивать

вербальное и

невербальное

общение, умение

действовать по

правилам.


Этап I. Приветствие

Этап II. Повторение, сообщение

темы занятия

2 Ребус

3 Игра «Семья»

Этап III. 1.Фотовыставка,

беседа

2 Чтение сказки «Сон»

3 Анализ сказки

4 Подвижная игра «Заячья

семья»

5 Пальчиковая гимнастика

«Дружная семейка»

6 Задание «Прятки»

7 Задание «Домик»

8 Игра «Верно – неверно»

9 Игра «Ассоциации»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания


29

57

Я

и моя семья


1 Воспитывать

любовь и уважение

к семье.

2 Расширить

представление

детей о семье, об

обязанностях

членов семьи.

3 Развить слуховое

и зрительное

внимание,

зрительную память,

мышление, речь,

воображение,

общую и мелкую

моторику;

зрительно-

двигательную

координацию.

4 Развивать

вербальное и

невербальное

общение, умение

действовать по

правилам.


Этап I. Приветствие

Этап II. Повторение, сообщение

темы занятия

2 Ребус

3 Игра «Семья»

Этап III. 1.Фотовыставка,

беседа

2 Чтение сказки «Сон»

3 Анализ сказки

4 Подвижная игра «Заячья

семья»

5 Пальчиковая гимнастика

«Дружная семейка»

6 Задание «Прятки»

7 Задание «Домик»

8 Игра «Верно – неверно»

9 Игра «Ассоциации»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания



58

«Мальчик и девочка».

Формировать представление у детей о дружбе между мальчиками и девочками

1 «Упражнение «Знакомство».

2.Подвижная ига «Луна».

3.Этюды «Пуговица», «Тяжелая сумка».

4 Беседа «С кем бы я хотел дружить».

5.Дидактическая игра «Защитники девочек».


30

59

Я

и мои друзья


1 Расширить и

углубить

представления

детей о

доброжелательном

отношении к

окружающим его людям.

2 Раскрыть

значимость

моральной

поддержки друзей.

3 Воспитывать

доброе отношение

детей друг к другу.



Этап I. Приветствие

Этап II. Беседа

Этап III. 1.Задание «Вместе с

другом»

2 Задание «Найди друга»

3 Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

4 Задание «В гости»»

5 Задание «Дружная рыбалка»

6 Подвижная игра «Я змея…»

7 Игра «Угадай настроение»

8 игра «Комплименты»

9 Подвижная игра «Если

нравится тебе»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания



60

Я

и мои друзья


1 Расширить и

углубить

представления

детей о

доброжелательном

отношении к

окружающим его

людям.

2 Раскрыть

значимость

моральной

поддержки друзей.

3 Воспитывать

доброе отношение

детей друг к другу.


Этап I. Приветствие

Этап II. Беседа

Этап III. 1.Задание «Вместе с

другом»

2 Задание «Найди друга»

3 Пальчиковая гимнастика

«Дружба»

4 Задание «В гости»»

5 Задание «Дружная рыбалка»

6 Подвижная игра «Я змея…»

7 Игра «Угадай настроение»

8 игра «Комплименты»

9 Подвижная игра «Если

нравится тебе»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания


31

61

«Внешность».

Учить детей различать по внешности и действиям девочек и мальчиков; сформировать у детей понятие о такой детали внешности, как прическа, развивать фантазию , воображение; дать детям понятие о том, как правильно и хорошо одеваться.

1.Дидактическая игра «Кто что носит».

2.Мини-конкурс «Модница».

3.Сюжетно-ролевая игра «Наши прически».

4.Беседа «Наша одежда».

5.Пальчиковая гимнастика



62

«Маленькие рыцари и дамы».

Воспитывать у мальчиков такие качества личности, как смелость, ловкость, активность, мужественность, сила воли. упорство

1.Игра-соревнование «Самый сильный и ловкий» 2.Игра-состязание »Кто сильнее» 3.Игра-соревнование «Петушки»

4.Игра-соревнование «Рыцарский турнир» 5. Подвижная игра «Цветы и пчелки»

32

63

«Дружба мальчиков и девочек»

Формировать представление у детей о дружбе между мальчиками и девочками

1.Беседа «С кем бы я хотел дружить» 2.Упражнение «Знакомство» 3. Дидактическая игра «Защитники девочек» 4. Подвижная игра «Лужа» 5. Этюды «Запачкался», «Игрушки, «Пуговица», «Тяжелая сумка».


64

Я и мое имя.


Идентифицировать

ребенка со своим

ребенка со своим

именем.

2 Формирование

позитивного

отношения ребенка

к своему Я

3 Стимулирование

творческого

самовыражения.


Этап I. Приветствие «Ласковые

имена»

Этап II. Сказка «Разноцветные

имена»

Этап III. 1.Беседа по сказке.

2 Подвижная игра «Кто

позвал?»

3 Задание «Какое мое имя»

4 Творческая мастерская

«Наши имена»

5 Пальчиковая гимнастика

6 Задание «Зашифрованное

имя»

7 Задание «Внимание!

Внимание!»

8 Подвижная игра «Не

прослушай свое имя»

Этап IV. 1 Игра «Подарок»

2 Подведение итогов,

рефлексия, ритуал прощания


33

65

Я и мое имя.


1

Идентифицировать

ребенка со своим

именем.

2 Формирование

позитивного

отношения ребенка

к своему Я

3 Стимулирование

творческого

самовыражения.


Этап I. Приветствие «Ласковые

имена»

Этап II. Сказка «Разноцветные

имена»

Этап III. 1.Беседа по сказке.

2 Подвижная игра «Кто

позвал?»

3 Задание «Какое мое имя»

4 Творческая мастерская

«Наши имена»

5 Пальчиковая гимнастика

6 Задание «Зашифрованное

имя»

7 Задание «Внимание!

Внимание!»

8 Подвижная игра «Не

прослушай свое имя»

Этап IV. 1 Игра «Подарок»

2 Подведение итогов,

рефлексия, ритуал прощания



66

«Играем вместе».

Учить детей общению друг с другом; самостоятельно выражать свою симпатию и предпочтение сверстнику

1.Подвижная игра «Надень и попляши». 2.Упражнение «Приглашение на танец».

3.Игра «Найди свою пару».

4.Игра-состязание «Самый сильный и ловкий».


34

67

Кто такой «Я»? Черты характера


1 Формировать

умение различать

индивидуальные

особенности своей

внешности.

2 Развитие

представления о

себе, качествах

своего характера.


Этап I. Приветствие

Этап II.

1 Игра «Зеркало»

2 Задание «Мой портрет»

Этап III. 1 Задание «Угадай кто

это?»

2 Игра «Сказочные герои»

3 Игра «Какой я»

4 Пальчиковая гимнастика

«Смелый капитан»

5 Задание «Путаница»

6 Игра «Противоположности»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания



68

Кто такой «Я»? Черты характера


1 Формировать

умение различать

индивидуальные

особенности своей

внешности.

2 Развитие

представления о

себе, качествах

своего характера.


Этап I. Приветствие

Этап II.

1 Игра «Зеркало»

2 Задание «Мой портрет»

Этап III. 1 Задание «Угадай кто

это?»

2 Игра «Сказочные герои»

3 Игра «Какой я»

4 Пальчиковая гимнастика

«Смелый капитан»

5 Задание «Путаница»

6 Игра «Противоположности»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания


35

69

Я особенный.


1 Способствовать

осознанию

ребенком своих

положительных

качеств;

самовыражению,

совершенствовать

умение выступать

перед группой.

2 Учить детей

понимать себя,

свои желания,

чувства,

положительные

качества.

3 развивать

самосознание.

4 Развивать

вербальное и

невербальное

общение.

5 Формировать

отношения

доверия, умение

сотрудничать.

6 Снять телесное и

эмоциональное

напряжение.


Этап I. Приветствие «Эхо»

Этап II. Волшебный сундучок

Этап III. 1.Беседа с Незнайкой

2 Задание «Лаковое имя»

3 Игра «Кто позвал?»»

4 Игра «Волшебный стул»

5 Пальчиковая гимнастика «У

девочек и мальчиков»

6 Задание «Игрушки»

7 Задание «Кто лишний?»

8 Игра «Люди к людям»

9 Медитативное упражнение

«Волшебный цветок»

10 Коллективная работа

«Волшебное дерево»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания



70

Я особенный.


1 Способствовать

осознанию

ребенком своих

положительных

качеств;

самовыражению,

совершенствовать

умение выступать

перед группой.

2 Учить детей

понимать себя,

свои желания,

чувства,

положительные

качества.

3 развивать

самосознание.

4 Развивать

вербальное и

невербальное

общение.

5 Формировать

отношения

доверия, умение

сотрудничать.

6 Снять телесное и

эмоциональное

напряжение.


Этап I. Приветствие «Эхо»

Этап II. Волшебный сундучок

Этап III. 1.Беседа с Незнайкой

2 Задание «Лаковое имя»

3 Игра «Кто позвал?»»

4 Игра «Волшебный стул»

5 Пальчиковая гимнастика «У

девочек и мальчиков»

6 Задание «Игрушки»

7 Задание «Кто лишний?»

8 Игра «Люди к людям»

9 Медитативное упражнение

«Волшебный цветок»

10 Коллективная работа

«Волшебное дерево»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания


36

71

Итоговая диагностика-1

1 Диагностика

коммуникативной и

эмоциональной

сферы детей.

2 Диагностика

мышления

(исключение,

обобщение,

зрительный синтез,

конкретизация).

3 Диагностика

внимания

(устойчивость,

концентрация,

слуховое,

зрительное,

переключение,

распределение).

4 Диагностика

зрительной памяти.


Этап I. Приветствие

«Здравствуйте!»

Этап II. Появление персонажа

Ежика

2 Полоса препятствий

Этап III. 1.Пальчиковая

гимнастика «Колючий клубок»

2 Задание «Запоминай-ка»

3 Задание «Путаница»

4 Задание «Фигуры»

5 Игра «Кубик настроения»

6 Подвижная игра «Газета»

7 Пальчиковая гимнастика

«Колючий клубок»

8 Задание «Повтори узор»

9 Задание «недорисованные

картинки»

10 Игра «Нос, пол, потолок»

11 Задание «Волшебное

дерево»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания



72

Итоговая

диагностика-2


1 Диагностика

коммуникативной и

эмоциональной

сфер детей.

2 Диагностика

мышления (анализ,

исключение).

3 Диагностика

внимания

(слуховое,

концентрация,

устойчивость,

переключение).

4 Диагностика

слуховой памяти.


Этап I. Приветствие

«Помощники»

Этап II. Карта дороги к лесной

школе

Этап III. 1.Пальчиковая

гимнастика «Колючий клубок»

2 Задание «Запоминай-ка»

3 Задание «Дерево»

4 Задание «Лабиринт»

5 Игра «парные картинки»

6 Подвижная игра «Урок –

перемена»

7 Задание «Что лишнее?»

Этап IV.

Подведение итогов, рефлексия,

ритуал прощания




























2.3. Условия реализации программы


Материально-техническое обеспечение:

кабинет, оборудованный согласно нормам САН Пин;

магнитофон, ноутбук;

альбомы, краски, кисточки, карандаши;

трафареты геометрических фигур;

мягкие и другие игрушки, куклы, кубики.


Дидактическое и методическое обеспечение:

- методическая литература;

- методические разработки занятий, планы-конспекты занятий;

- дидактические игры («Магазин», «Телефон», «Почта»);

- демонстрационный наглядный материал (карточки, разрезанные картинки,

эмоции «Ромашка», раздаточный материал);

- библиотечный фонд: художественные произведения отечественных и

зарубежных авторов.

- презентации для занятий: «Что такое хорошо, что такое плохо» и др.,

«Путешествие по сказкам», «Мимика и жесты» и другие;

- аудиозаписи (детские песни, подборка фонограмм);

- интернет – ресурсы ( http://videouroki.net ; http://dohcolonoc.ru)


Перечень нормативных и н нормативно-методических документов Дополнительная образовательная программа

«Волшебный мир общения»

Разработаны в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

с международными правовыми актами:

- Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН20.11.1989, вступила в силу для СССР от 15.09.1990);

Законами РФ и документами правительства РФ:

- ст.30 Конституция РФ ст.7,9,12,14,17,18,28,32,33

-Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012;

Документами Федеральных служб:

- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций». СаиПиН 2.4.1.3049-13» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26);

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»



Перечень литературных источников

При разработке Программы использовались следующие литературные источники, представленные в данном перечне в порядке, учитывающем значимость и степень влияния их на содержание Программы.










































2.4. Планируемые результаты освоения программы

Результатом проведенных занятий является развитие у ребенка личностных качеств, коммуникативных навыков, социальных эмоций.

Предметные результаты:

у детей сформированы понятия: органы чувств, мимика, жесты, характер, эмоции, коллектив, дружба, конфликт (ссора);

дети обучены приемам речевых средств общения (отвечать на вопросы педагога; составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок; подробно пересказывать текст).

сформированы умения практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой);

выполнять разные виды штриховок, лабиринтов, головоломок; использовать адекватные ситуации средства общения и способы взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Дети будут иметь первичные представления о себе, семье.

Личностные результаты:

мотивация учащихся на общение с взрослыми и сверстниками;

готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД: развиты умения управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений; совместно с педагогом и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности группы на занятии; работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;

Коммуникативные УУД:

учиться работать в паре, группе; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

Критерием эффективности работы с дошкольниками по программе является овладение детьми следующими нормами здоровье сберегающего поведения:

1.Умение по выражению лица определять самочувствие человека, его

настроение.

2.Умение осуществлять самоконтроль и самоанализ своего поведения.

3.Умение положительно оценивать свои возможности, способности и

обосновывать собственную самооценку.

4.Умение радоваться самим и разделять чувство радости других людей.

5.Умение словесно выражать свои желания, чувства.

6.Умение посредством пантомимики выражать свои эмоции.



























2.5. Список литературы

1. Алябьева Е. А. Занятия по психогимнастике с дошкольниками: Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2009. – 160с.

2. Борисова М. М. Малоподвижные и игровые упражнения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2016. – 48с.

3. Галянт И. Г. Смешные человечки: учеб.-метод. пособие/И. Г. Галянт.- Челябинск, 2015. – 115с.

4. Григорьева Т. С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. -М.:ТЦ Сфера, 2012. – 128с.

5. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -240с.

6. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 48с.

7. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Подготовительная группа детского сада. – СПб,: Издательский Дом «Литера», 2009. – 64с.

8. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! Старшая группа детского сада. – СПб,: Издательский Дом «Литера», 2009. – 64с.

9. Куражева Н.Ю., Бараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.Л. «Цветик-семицветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5 – 6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 – 218с.

10. Лихачева Л. С. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. – Екатеринбург: Сред.-Урал. Кн. Изд-во, 1996. – 320с.

11. Лютова – Робертс Е. Монина Г. Игры для задиристых детей. – СПб. ООО «Издательство «Речь». – 25 карточек.

12. Мариничева О. В. Елкина Н. В. Учим детей наблюдать и рассказывать. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1996. -224с.

13. Маханева М. Д. Занятия потеатрализованной деятельности в детском саду. -М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с.

14. Нищева Н. В. Логопедическая ритмика в системе коррекционно-развивающей работы в детском саду. Музыкальные игры, упражнения, песенки. Учебно-методическое пособие. – СПб,: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2018. – 96с.

15. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.- 240с.

16. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. -М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.-160с.

17. Плотникова Н. В. 100 и 1 игра на развитие у ребенка навыков общения и уверенности в себе. – СПб. ООО «Издательство «Речь». – 48 карточек.

18. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников6 Пособие для родителей и педагогов / Л. П. Савина – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 48с.

19. Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители М. Н. Ильина, Л. Г. Парамонова, Н. Я. Головнева – СПб.: «Дельта», 384с.

20. Уроки Ушинского. Демонстрационный материал. Наглядное пособие для воспитателей, учителей и родителей. – Х.: Изд-во «Ранок», 2008. – 12 листов в папке.

21. Чувства, эмоции. Демонстрационный материал. Наглядное пособие для воспитателей, учителей и родителей. – Х.: Изд-во «Ранок», 2007. – 20 листов в папке.

22. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения по развитию речи: пособие для практ. работниковДОУ / Г. С. Шайко; (под ред. В. В. Гербовой). – М.: Айрис-пресс 2006.- 176с.

23. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения./Л.М.Шипицына, О.В. Защиринская. - С.- П.: Детство – пресс, 2002

24. Шорыгина Т. А. Вежливые сказки – Этикет для малышей. – М.: Прометей; Книголюб, 2002. – 64с.

25. Я и другие. Демонстрационный материал. Социально-личностное развитие. Наглядное пособие для воспитателей, учителей начальной школы, психологов. – Х.: Изд-во «Ранок», 2008. – 12 листов в папке.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.