Дополнительная общеобразовательная программа «Энергия слова»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Энергия слова»
Срок освоения программы 3 дня
Возраст обучающихся 17-18 лет
Разработчик:
Меша Виктория Алексеевна,
педагог дополнительного образования
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Энергия слова» социально-гуманитарной направленности разработана в рамках реализации Национального проекта «Образование», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в государственных бюджетных образовательных учреждениях, Федерального проекта «Успех каждого ребенка», концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, проекта «Школа возможностей» Программы развития системы образования в Невском районе Санкт-Петербурга.
Адресат программы. Дополнительная общеразвивающая программа «Энергия слова» имеет практическую направленность и предназначена для учащихся 17-18 лет, интересующихся историей русского языка, желающие углубленно изучать речевые, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка.
Актуальность программы. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной̆ адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский̆ язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Отличительная особенность программы в углубленном изучении разделов грамматики, синтаксиса и культуры речи. Содержание программы опирается на знания, умения и навыки учащихся старших классов, сформированные в основной школе и предполагает расширение и углубление теоретического материала. Программа составлена с таким расчётом, чтобы выбранный материал способствовал закреплению знаний по основным разделам грамматики и синтаксиса русского языка, углублению знаний, обогащению словарного запаса учащихся, развитию смекалки, сообразительности, воспитанию языкового чутья.
Вместе с тем содержание программы даёт выпускникам старшей школы целостное представление о богатстве русского языка, помогает использовать в повседневной практике нормативную устную и письменную речь.
Уровень освоения: общекультурный
Объем и срок освоения. Программа рассчитана на 12 часов, 3 дня обучения.
Цель программы. Совершенствование и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора обучающихся.
Задачи программы.
Обучающие:
способствовать созданию прочной базы языковой грамотности учащихся;
формировать умения выполнять все виды языкового анализа;
формировать речеведческие умения в написании творческих работ.
Развивающие:
развивать практические навыки, а также умение применять полученные знания в практике письменной и устной речи;
развивать речь учащихся, приучая использовать нормативную устную и письменную речь в жизни;
формировать стремление к освоению новых знаний и умений.
Воспитательные:
формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;
развивать языковой эстетический идеал;
приобщать учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся;
воспитывать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
воспитывать коммуникативную культуру.
Планируемые результаты.
Личностные:
У учащихся сформируется
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
коммуникативная культура;
возможность самостоятельно находить варианты решений поставленных задач.
Метапредметные:
Учащиеся:
разовьют умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе;
разовьют умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
разовьют память и мышление;
будут стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.
Предметные:
Учащиеся:
научатся навыками информационной переработки текста;
научатся оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе;
овладевать языковыми знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Язык реализации: государственный язык Российской Федерации.
Форма обучения: очная.
Условия набора в коллектив. В объединение принимаются все желающие в возрасте 17 - 18 лет. Комплектование групп проводится на основании заявления родителей (законных представителей) и сертификатов на обучение по данной дополнительной общеразвивающей программе в количестве не менее 15 человек.
Формы организации и проведения занятий. При реализации программы проводятся аудиторные занятия, которые могут быть организованы как в группе, так и индивидуально. Возможно деление на подгруппы. Организация и проведение учебного процесса строится с учетом индивидуальных способностей учащихся. В ходе усвоения программы учитываются темп развития специальных умений и навыков. Теория закрепляется одновременно на практике.
Формы организации обучения: групповая, индивидуальная.
Формы проведения занятий: беседы, проблемные задания, учебная дискуссия, выполнение творческих работ, практикумы, анализ текста, работа с таблицами и схемами.
Форма организации деятельности учащихся на занятии: фронтальная работа, групповая, коллективная, индивидуальная.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием.
Материально-техническое обеспечение. Помещение для занятий – кабинет с хорошим освещением, классная доска; технические средства обучения: персональный компьютер с программным обеспечением для демонстрации учебных материалов по темам программы, экран, мультимедиа-проектор.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
дополнительной общеразвивающей программы «Энергия слова»
№ п/п |
Название тем |
Количество часов |
Формы контроля/аттестации
|
||
всего |
теория |
практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
0 |
Педагогическое наблюдение Беседа |
2 |
Орфография |
3 |
0,5 |
2,5 |
Педагогическое наблюдение Тестирование |
3 |
Синтаксис и пунктуация |
3 |
0,5 |
3,5 |
Педагогическое наблюдение Тестирование |
4 |
Текст и его особенности |
3 |
0,5 |
2,5 |
Педагогическое наблюдение Сочинение |
5 |
Итоговое занятие |
2 |
0 |
2 |
Педагогическое наблюдение Тестирование Сочинение |
|
Итого |
12 |
2,5 |
10,5 |
|
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
реализации дополнительной общеразвивающей программы
«Энергия слова»
на 2024 учебный год
Год обучения |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных дней |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
2024 |
По мере комплектования группы |
Согласно календарно-тематическому планированию на 12 часов обучения |
1 |
3 |
12 |
3 раза в неделю по 4 а/часа с перерывом на 1 час
|
Педагог _________________ (ФИО)
|
|
|
|
||||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«Энергия слова»
Разработчик:
Меша Виктория Алексеевна,
педагог дополнительного образования
Задачи программы.
Обучающие:
способствовать созданию прочной базы языковой грамотности учащихся;
формироватье умения выполнять все виды языкового анализа;
формировать речеведческие умения в написании творческих работ.
Развивающие:
развивать практические навыки, а также умение применять полученные знания в практике письменной и устной речи;
развивать речь учащихся, приучая использовать нормативную устную и письменную речь в жизни;
формировать стремление к освоению новых знаний и умений.
Воспитательные:
формировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение;
развивать языковой эстетический идеал;
приобщать учащихся к нравственным, эстетическим, мировоззренческим ценностям литературы, что окажет положительное влияние на формирование личности учащихся;
воспитывать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
воспитывать коммуникативную культуру.
Планируемые результаты.
Личностные:
У учащихся сформируется
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
умение оценивать речь с точки зрения языковых норм русского литературного языка (орфоэпических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических);
коммуникативная культура;
возможность самостоятельно находить варианты решений поставленных задач.
Метапредметные:
Учащиеся:
разовьют умение оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе;
разовьют умение соблюдать в речевой практике основные синтаксические нормы русского литературного языка;
разовьют память и мышление;
будут стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.
Предметные:
Учащиеся:
научатся навыками информационной переработки текста;
научатся оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка и соответствующими требованиями к письменной экзаменационной работе;
овладевать языковыми знаниями и умениями, необходимыми для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне.
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с планом работы группы. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 2. Орфография
Теория. Орфография в системе лингвистики. Трудные случаи правописание корней, приставок, суффиксов различных частей речи. Правописание Н и НН в различных частях речи. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Правописание отрицательных местоимений и наречий. Правописание служебных слов. Слитное, дефисное, раздельное написание.
Практика. Практикум: решение заданий по орфографии. Тестирование.
Тема 3. Синтаксис и пунктуация
Теория. Знаки препинания в осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном и сложноподчиненном предложении. Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.
Практика. Анализ предложений, редактирование предложений с грамматическими ошибками. Тестирование
Тема 4. Текст и его особенности
Теория. Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ
Практика. Создание текста и его редактирование.
Тема 5. Итоговое занятие.
Практика. Тестирование, сочинение.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
к дополнительной общеразвивающей программе «Энергия слова»
№ |
Тема |
Количество часов
|
Даты проведения занятия |
||
план |
факт |
По плану |
Дано фактически |
||
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
|
|
2 |
Орфография |
1 |
|
|
|
3 |
Орфография |
1 |
|
|
|
4 |
Орфография |
1 |
|
|
|
5 |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|
|
|
6 |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|
|
|
7 |
Синтаксис и пунктуация |
1 |
|
|
|
8 |
Текст и его особенности |
1 |
|
|
|
9 |
Текст и его особенности |
1 |
|
|
|
10 |
Текст и его особенности |
1 |
|
|
|
11 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
|
12 |
Итоговое занятие. |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО |
12 |
|
|
|
ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
к дополнительной общеразвивающей программе «Энергия слова»
№ п/п |
Тема программы |
Педагогические методики и технологии |
Дидактические материалы |
Информационные источники |
Формы и средства контроля/аттестации результативности обучения. Фиксация и предъявления результатов обучения. |
1 |
Вводное занятие
|
Беседа, дискуссия |
Инструкция по ТБ План работы объединения
|
|
Беседа Педагогическое наблюдение
|
2 |
Орфография |
Беседа, дискуссия, проблемные задания, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами
|
Презентации «Правописание корней», «Правописание приставок», Правописание суффиксов и окончаний», «Правописание НЕ и НИ с разными частями речи», «Слитные раздельные и дефисные написания» |
Решутест. Продвинутый тренажёр тестов (reshutest.ru) http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Энциклопедии, словари, справочно-информационные ресурсы http://www.gramota.ru — Справочно-информационный портал «Грамота.ру». http://www.gramma.ru — Портал «Культура письменной речи»
|
Педагогическое наблюдение Тестирование |
3 |
Синтаксис и пунктуация |
Беседа, дискуссия, проблемные задания, практикумы, анализ текста, сопоставительный анализ, работа с таблицами и схемами |
Презентации «Простое осложненное предложение», «Сложное предложение», «Предложения с разными видами связи» |
Решутест. Продвинутый тренажёр тестов (reshutest.ru) http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Энциклопедии, словари, справочно-информационные ресурсы http://www.gramota.ru — Справочно-информационный портал «Грамота.ру». http://www.gramma.ru — Портал «Культура письменной речи»
|
Педагогическое наблюдение Тестирование |
4 |
Текст и его особенности |
Беседа, дискуссия, выполнение творческих работ |
Презентации «Текст», «Средства связи предложений в тексте» |
Решутест. Продвинутый тренажёр тестов (reshutest.ru) http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Энциклопедии, словари, справочно-информационные ресурсы http://www.gramota.ru — Справочно-информационный портал «Грамота.ру». http://www.gramma.ru — Портал «Культура письменной речи»
|
Педагогическое наблюдение Сочинение |
5 |
Итоговое занятие |
Работа с текстом |
Текст для сочинения |
|
Педагогическое наблюдение Тестирование Сочинение |
Система контроля
Способом проверки является система педагогической диагностики результатов обучения, развития и воспитания, которые отслеживаются педагогом с помощью повседневного систематического педагогического наблюдения за учащимися, тестирование. Это позволяет определить степень самостоятельности подростков и их интереса к занятиям, уровень культуры, развития и сформированности профессиональных способностей и склонностей. Промежуточный контроль осуществляется по завершению темы, итоговый контроль-по завершению программы.
Документальная форма подведения итогов реализации программы – карта оценки результативности освоения программы. Для определения уровня освоения учащимися программы используется 10-бальная система оценки показателей качества. Максимальный уровень от 7 до 10 баллов; средний уровень от 3 до 6 баллов; минимальный уровень от 1 до 2 баллов.
Карта оценки результативности освоения дополнительной общеразвивающей программы учащимися |
|||||||||
Объединение «Энергия слова» |
|
||||||||
ФИО педагога _______________________ _______________________________ |
|
||||||||
год обучения группа № ___ |
|
||||||||
|
|
|
|
20___ - 20__ уч.год |
|
|
|
|
|
ФИ ребенка |
Результаты обучения по программе |
Результаты личностного развития детей в процессе освоения программы |
||||||||||||||||
теоретическая подготовка |
практическая подготовка |
предметные достижения ребенка |
учебно-интеллектуальные умения |
учебно-коммуникативные умения |
учебно-организационные умения |
%освоения программы учащимися |
Организационно-волевые качества |
Ориентационные качества |
Поведенческие качества |
%освоения программы учащимися |
||||||||
предметные |
метапредметные |
|
|
|
|
|
||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
….. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Итого |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мониторинг результатов обучения
ребенка по дополнительной общеразвивающей программе
|
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное кол-во баллов |
Методы диагностики |
|
1 |
Теоретическая подготовка ребенка: |
|||||
1.1 |
Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) |
Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); |
1,2 |
наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
|
средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период). |
7-10 |
|
||||
1.2. |
Владение специальной терминологией |
Осмысленность и правильность использования специальной терминологии |
минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); |
1,2 |
собеседование |
|
средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) |
7-10 |
|
||||
2 |
Практическая подготовка ребенка: |
|||||
2.1 |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой |
Соответствие практических умений и навыков программным требованиям (по основным разделам учебно-тематического плана программы) |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); |
1,2 |
наблюдение, контрольное задание |
|
средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период). |
7-10 |
|
||||
2.2. |
Владение специальным оборудованием и оснащением |
Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения |
минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); |
1,2 |
наблюдение, контрольное задание |
|
средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей). |
7-10 |
|
||||
2.3. |
Творческие навыки |
Креативность в выполнении практических заданий |
начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); |
1,2 |
наблюдение, контрольное задание |
|
репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); |
3-6
|
|
||||
творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). |
7-10 |
|
||||
3 |
Общеучебные умения и навыки ребенка: |
|||||
3.1 |
Учебно-интеллектуальные умения: |
|||||
А |
Умение сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал |
Самостоятельность в подборе, анализе, обобщении учебного материала |
минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения в подборе, анализе, обобщении учебного материала нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1,2 |
наблюдение, собеседование |
|
средний уровень (учащийся работает с учебным материалом с помощью педагога или родителей); |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (работает с учебным материалом, не испытывает особых трудностей) |
7-10 |
|
||||
Б |
Умение пользоваться компьютерными источниками информации |
Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации |
минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения при работе с компьютерными источниками информации, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1,2 |
наблюдение |
|
средний уровень (работает с компьютерными источниками информации с помощью педагога или родителей) |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (работает с компьютерными источниками информации самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
7-10 |
|
||||
В |
Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования) |
Самостоятельность в учебно-исследовательской работе |
минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1,2 |
анализ исследовательской работы |
|
средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей) |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
7-10 |
|
||||
3.2. |
Учебно-коммуникативные умения: |
|||||
А |
Умение слушать и слышать педагога |
Адекватность восприятия информации, идущей от педагога |
минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения восприятия информации, идущей от педагога, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1,2 |
наблюдение |
|
средний уровень (работает с информацией, идущей от педагога, с помощью педагога или родителей) |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (работает с информацией самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
7-10 |
|
||||
Б |
Умение выступать перед аудиторией |
Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации |
минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1,2 |
наблюдение |
|
средний уровень (работает с помощью педагога или родителей) |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
7-10 |
|
||||
В |
Умение вести полемику, участвовать в дискуссии |
Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств |
минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1,2 |
наблюдение |
|
средний уровень (работает с помощью педагога или родителей) |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает особых трудностей) |
7-10 |
|
||||
3.3. |
Учебно-организационные умения и навыки: |
|||||
А |
Умение организовать свое рабочее (учебное) место |
Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой |
минимальный уровень умений (учащийся испытывает серьезные затруднения, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); |
1,2 |
наблюдение |
|
средний уровень (необходима помощь педагога или родителей) |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой) |
7-10 |
|
||||
Б |
Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности |
Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям |
минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); |
1,2 |
наблюдение |
|
средний уровень (объем усвоенных навыков составляет более ½); |
3-6
|
|
||||
максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). |
7-10 |
|
||||
В |
Умение аккуратно выполнять работу |
Аккуратность и ответственность в работе |
удовлетворительно – хорошо – отлично |
|
наблюдение |
|
4 |
Предметные достижения ребенка: |
|||||
4.1 |
Предметные достижения ребенка |
Представление результатов, достижений |
достижения на уровне объединения |
2 |
наблюдение |
|
достижения на уровне школы |
4 |
выступления ребенка |
|
|||
достижения на уровне района |
6 |
выступления грамоты, дипломы |
|
|||
достижения на уровне города |
8 |
|
||||
всероссийский |
10 |
|
Мониторинг личностного развития ребёнка
в процессе освоения им дополнительной общеразвивающей программы
|
Показатели (оцениваемые параметры) |
Критерии |
Степень выраженности оцениваемого качества |
Возможное кол-во баллов |
Методы диагностики |
|
1 |
Организационно-волевые качества: |
|||||
1.1. |
Терпение |
Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определённого времени, преодолевать трудности |
терпения хватает < чем на ½ занятия |
1,2 |
наблюдение |
|
терпения хватает > чем на ½ занятия |
3-6
|
|
||||
терпения хватает на все занятие |
7-10 |
|
||||
1.2. |
Воля |
Способность активно побуждать себя к практическим действиям |
волевые усилия ребёнка побуждаются извне |
1,2 |
наблюдение |
|
иногда – самим ребёнком |
3-6
|
|
||||
всегда – самим ребёнком |
7-10 |
|
||||
1.3. |
Самоконтроль |
Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия) |
ребёнок постоянно действует под воздействием контроля извне |
1,2 |
наблюдение |
|
периодически контролирует себя сам |
3-6
|
|
||||
постоянно контролирует себя сам |
7-10 |
|
||||
2 |
Ориентационные качества: |
|||||
2.1. |
Самооценка |
Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям |
завышенная |
1,2 |
анкетирование |
|
заниженная |
3-6
|
|
||||
нормальная |
7-10 |
|
||||
2.2. |
Интерес к занятиям в детском объединении |
Осознанное участие ребёнка в освоении образовательной программы |
интерес к занятиям продиктован ребенку извне |
1,2 |
тестирование |
|
интерес периодически поддерживается самим ребёнком |
3-6
|
|
||||
интерес постоянно поддерживается ребёнком самостоятельно |
7-10 |
|
||||
3 |
Поведенческие качества: |
|||||
3.1. |
Конфликтность (отношение ребёнка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия) |
Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации |
периодически провоцирует конфликты |
0 |
тестирование, метод незаконченного предложения |
|
сам в конфликтах не участвует, старается их избежать |
3-6
|
|
||||
пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты |
7-10 |
|
||||
3.2. |
Тип сотрудничества (отношение ребёнка к общим делам детского объединения) |
Умение воспринимать общие дела как свои собственные |
избегает участия в общих делах |
0 |
наблюдение |
|
участвует при побуждении извне |
3-6
|
|
||||
инициативен в общих делах |
7-10 |
|
Информационные источники, используемые при реализации программы:
Онлайн-ресурсы:
Решутест. Продвинутый тренажёр тестов (reshutest.ru)
http://school-collection.edu.ru — Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Энциклопедии, словари, справочно-информационные ресурсы
http://www.gramota.ru — Справочно-информационный портал «Грамота.ру».
http://www.gramma.ru — Портал «Культура письменной речи»
Литература для педагога:
Назарова Т.Н. ЕГЭ 2019. Тренажер. Русский язык. Подготовка к написанию сочинения / Т.Н. Назарова, Е.Н. Скрипка. – М.: Издательство «Экзамен», 2019.
Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография. Пунктуация. Орфографический словарь. - М.: АСТ, 2013.
Розенталь Д.Э., Теленкова М. Словарь трудностей русского языка. - М.: Айрис-Пресс, 2013.
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2007.
Сенина Н.А., Нарушевич А.Г. Русский язык. Сочинение. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2013
Ушаков Д.И., Крючков С.Е. Орфографический словарь. - М.: Дрофа, 2013.
Литература для учащихся:
ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ по ред. Р.А.Дощинского, И.П.Цыбулько – М: Национальное образование, 2024
Розенталь Д.Э. Русский язык.Сборник правил и упражнений. – Эксмо, 2021.
Панфилов А.К. Сборник упражнений по стилистике русского языка.- М.,2004
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. – М., Просвещение, 1989
Лапатухин М.С., Скорлуповская Е.В., Снетова Г.П. Школьный толковый словарь русского языка. - М., Просвещение, 1981
Семенюк А.А., Матюшина М.А. Школьный толковый словарь русского языка.- М., Просвещение, 2001
Шанский Н.М., Боброва Т.А Школьный этимологический словарь русского языка.- М., Просвещение, 2002
10