Дополнительная общеразвивающая программа интеллектуальной направленности «Литературное краеведение» для обучающихся 3-4 классов
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Литературное краеведение»
для обучающихся 3-4 классов
Срок реализации: 1год
Разработчик программы: Худоногова Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Литературное краеведение вводит человека в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает учащихся к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоосновы» литературы, к слову.
Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время знакомства с произведениями и при организованных встречах с авторами. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.
Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель – книголюб. Умелое сочетание форм классной и внешкольной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре «малой» родины.
Доброе отношение к природе родного края, уважение к человеку – труженику, понимание процессов, происходящих в природе и обществе, - всё это станет итогом работы по предмету.
Рабочая программа курса «Литературное краеведение» для начального общего
образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа внеурочной деятельности «Литературное краеведение» краеведческой направленности, рассчитана на учащихся 3,4 классов.
Актуальность программы: ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа.
Большое значение краеведение имеет в расширении литературного кругозора воспитанников, развитии у них интереса к художественной литературе, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений.
Литературное краеведение пробуждает интерес у ребят к славному прошлому нашей Родины, знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает обучающимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
Особенностью данной программы внеурочной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.
Сроки освоения программы: 2022 -2025 учебные годы (3-4 классы)
Форма обучения: очная
Режим занятий: пятница, с 13.30 до. 14.10
Цель программы: привлечь интерес к литературному творчеству писателей и поэтов Иркутской области и Боханского района.
Задачи:
В области образования: - содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Иркутской области и Боханского района в историко-культурное наследие региона;
- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по литературному чтению;
- привить младшим школьникам умения и навыки творческой деятельности.
В области воспитания:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;
- сформировать самостоятельность и деловые качества;
- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;
- приобщить учеников к богатой культуре Иркутской области и Боханского района.
ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ
Реализация данной программы предусматривает 34 часа в год в 3 или 4 классах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№ | Название раздела | Количество часов | Формы внеурочной днятельности |
1 | Вводный урок | 1 | Лекция |
2 | Легенды, предания, сказки… | 6 | Лекция, экскурсия, анализ произведений |
3 | Поэты и писатели Иркутской области | 4 | Анализ произведений, работа с Интернет - ресурсами |
4 | Поэты и писатели Боханского района | 3 | Анализ произведений, работа с Интернет - ресурсами |
5 | Самобытные поэты Боханского района | 7 | Встреча с поэтами, анализ произведений |
6 | От чистого истока | 13 | Конкурс, экскурсия, исследование, выпуск газеты, сочинение |
ИТОГО | 34 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Формы работы:
1.Работа в парах.
2.Групповые формы работы.
3.Индивидуальная работа.
4.Самооценка и самоконтроль.
5.Взаимооценка и взаимоконтроль.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
3, 4 класс
Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | Формы промежуточной аттестации | |||
1 | Вводный урок | 1 | 1 | ||
2 | Легенды, предания, сказки… | 6 | 4 | 2 | Мини - сочинение |
3 | Поэты и писатели Иркутской области | 4 | 2 | 2 | Тест |
4 | Поэты и писатели Боханского района | 3 | 1 | 2 | Тест |
5 | Самобытные поэты Боханского района | 7 | 1 | 6 | Проекты |
6 | От чистого истока | 13 | 5 | 8 | Проекты, газета |
Итого | 34 | 14 | 20 |
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2023-2024 учебный год
Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях
Четверть | Дата начала | Дата окончания | Количество учебных недель |
1 четверть | 01.09.23 | 27.10.23 | 8 |
2 четверть | 07.11.23 | 29.12.23 | 8 |
3 четверть | 09.01.24 | 22.03.24 | 11 |
4 четверть | 01.04.24 | 31.05.24 | 7 |
Продолжительность каникул
Период | Дата начала | Дата окончания |
Осенние каникулы | 28.10.23 | 06.11.23 |
Зимние каникулы | 30.12.23 | 08.01.24 |
Весенние каникулы | 23.03.24 | 31.03.24 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ | Наименование объектов и | |||||||||||||
п/п | средств материально- | Дидактическое описание | ||||||||||||
технического обеспечения | ||||||||||||||
1 | Учебник, учебные пособия | Список литературы для учителя: | ||||||||||||
Справочные материалы Ресурсы школьной библиотеки (альманахи, книги местных авторов) 3.Презентации к учебным темам 3М ультимедийное оборудование | ||||||||||||||
2 | Электронный предметно- | Адрес сайта: http://digital.1september.ru/ | ||||||||||||
методический журнал | ||||||||||||||
«Начальная школа» с | ||||||||||||||
приложением. | ||||||||||||||
3 | Информационные источники | 1.http:www.Nachalka.com. | ||||||||||||
2. http://pedsovet.org/ | ||||||||||||||
3. http://www.proshkolu.ru | ||||||||||||||
4. https://uchi.ru/ | ||||||||||||||
5. https://interneturok.ru/ | ||||||||||||||
6. https://infourok.ru/ | ||||||||||||||
4 | Учебно-наглядные пособия | 1. Таблицы к основным разделам изучаемого материала | ||||||||||||
(в соответствии с программой); | ||||||||||||||
2.Комплекты наглядных пособий в соответствии с | ||||||||||||||
тематикой, определенной в программе. |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Наименование объектов и | ||
п/п | средств материально- | Дидактическое описание | |
технического обеспечения | |||
1 | Интерактивный комплекс | Используется учителем, обучающимися в соответствии | |
«SmartBoard» с | с планируемой потребностью учителя и учащихся. | ||
программным обеспечением | |||
Windows XР и программа | |||
Microsoft Office-PowerPoint. | |||
2 | Документ камера AVerMedia | Используется учителем в соответствии с планируемой потребностью. | |
3 | Оборудование | 1.Компьютер | |
2.Мультимедийный проектор | |||
3.Интерактивная доска | |||
4.Прочее оборудование: доска, раздаточный материал | |||
для проектов, материалы на электронных носителях. |
Кабинет № 3 в МБОУ Боханской СОШ №
ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Объём часов | Форма занятия | Форма аттестации (контроля) |
1 | Краеведение – наука о родном крае. Что изучает литературное краеведение. | 1 | Учебное занятие. Беседа. Практическая работа | ||
2 | Легенды и предания Иркутской области | ||||
3 | Бохан. Что в имени твоем? | 1 | |||
4 | Боханские сказители – улигершины. А.А. Тороев | 1 | |||
5 | Н.О. Шаракшинова «Гэсэр» | 1 | |||
6 | Экскурсия в музеи п. Бохан. Литературное творчество поэтов и писателей | 1 | |||
7 | С.П. Балдаев «Бурятские народные сказки» | 1 | |||
8 | В.Г. Распутин | 1 | |||
9 | В.П.Стародумов | 1 | |||
10 | Г.П. Михасенко | 1 | |||
11 | М.Д. Сергеев | 1 | |||
12 | Д.Д. Хилтухин | 1 | |||
13 | Г.Н. Кольцов | 1 | |||
14 | А.А. Тимченов | 1 | |||
15 | Встреча с членами поэтического клуба «Лира» | 1 | |||
16 | Н.Я. Нефедьева | 1 | |||
17 | Г.А. Мантыкова | 1 | |||
18 | В.П. Базанов | 1 | |||
19 | Л.И. Бартле | 1 | |||
20 | И.В. Гордеева | 1 | |||
21 | В.В. Добрынин | 1 | |||
22 | Конкурс чтецов « Край родной, на век любимый» | 1 | |||
23 | Посещение краеведческого музея с. Олонки | 1 | |||
24 | Литературная страничка районной газеты «Сельская правда» (обзор газет) | 1 | |||
25-26 | «От чистого истока» (Сочиняем легенды, рассказы, стихи о любви к родному краю) | 1 | |||
27 | Посещение поселковой библиотеки | 1 | |||
28 | Создание презентации «Литература родного края» | 1 | |||
29 | Литературная игра «Знай и люби свой край» | 1 | |||
30-31 | Выполнение исследовательского проекта «Человек своего времени» - | 1 | |||
32-33 | Выпуск литературной газеты | ||||
34 | Подведение итогов работы кружка. Творческий отчет |