12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Худоногова Наталья Владимировна18
1

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Литературное краеведение» для обучающихся 3-4 классов





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ


«Литературное краеведение»

для обучающихся 3-4 классов

Срок реализации: 1год


Разработчик программы: Худоногова Наталья Владимировна

учитель начальных классов



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – всё это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Литературное краеведение вводит человека в мир природы и человеческих отношений, позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает учащихся к жизненным истокам литературы, к пониманию «первоосновы» литературы, к слову.

Книги писателей – земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время знакомства с произведениями и при организованных встречах с авторами. Любовь к природе у людей, способных понимать её живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения.

Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель – книголюб. Умелое сочетание форм классной и внешкольной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре «малой» родины.

Доброе отношение к природе родного края, уважение к человеку – труженику, понимание процессов, происходящих в природе и обществе, - всё это станет итогом работы по предмету.

Рабочая программа курса «Литературное краеведение» для начального общего
образования разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа внеурочной деятельности «Литературное краеведение» краеведческой направленности, рассчитана на учащихся 3,4 классов.


Актуальность программы: ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью,  ребята приобщаются к неисчерпаемому поэтическому источнику народной фантазии и мудрости, сокровищницы души народа.

Большое значение  краеведение имеет в расширении литературного кругозора воспитанников, развитии у них интереса к художественной литературе, в формировании читательских потребностей, навыков анализа и критической оценки литературных произведений.

Литературное краеведение пробуждает интерес у ребят к славному прошлому нашей Родины, знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает обучающимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.

Особенностью данной программы внеурочной деятельности является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания.

Сроки освоения программы: 2022 -2025 учебные годы (3-4 классы)

Форма обучения: очная

Режим занятий: пятница, с 13.30 до. 14.10


Цель программы: привлечь  интерес к литературному творчеству писателей и поэтов Иркутской области и Боханского района.

Задачи:
В области образования: - содействовать формированию у обучающих представлений об историческом прошлом и настоящем нашей области, о личностях, оставивших заметный след в истории, о вкладе, который внесли жители Иркутской области и Боханского района в историко-культурное наследие региона;

- расширить и углубить знания учащихся, дополняющие школьную программу по литературному чтению;

- привить младшим школьникам умения и навыки творческой деятельности.

В области воспитания:
- содействовать гармоничному развитию личности школьника;

- сформировать самостоятельность и деловые качества;

- развивать способности к поисково-исследовательской, творческой деятельности;

- приобщить учеников к богатой культуре Иркутской области и Боханского района.

ОБЪЁМ ПРОГРАММЫ

Реализация данной программы предусматривает 34 часа в год в 3 или 4 классах.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Название раздела

Количество часов

Формы внеурочной днятельности

1

Вводный урок

1

Лекция

2

Легенды, предания, сказки…

6

Лекция, экскурсия,

анализ произведений

3

Поэты и писатели Иркутской области

4

Анализ произведений, работа с Интернет - ресурсами

4

Поэты и писатели Боханского района

3

Анализ произведений, работа с Интернет - ресурсами

5

Самобытные поэты Боханского района

7

Встреча с поэтами, анализ произведений

6

От чистого истока

13

Конкурс, экскурсия, исследование, выпуск газеты, сочинение

ИТОГО

34



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Преобразовывать информацию из одной формы другую: составлять простой план учебно-научного текста.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.

Коммуникативные УУД:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.

Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.


Формы работы:

1.Работа в парах.

2.Групповые формы работы.

3.Индивидуальная работа.

4.Самооценка и самоконтроль.

5.Взаимооценка и взаимоконтроль.


УЧЕБНЫЙ ПЛАН

3, 4 класс


Наименование разделов и тем



Всего часов


Из них

Теоретические занятия

Практические занятия

Формы промежуточной аттестации

1

Вводный урок

1

1



2

Легенды, предания, сказки…

6

4

2

Мини - сочинение

3

Поэты и писатели Иркутской области

4

2

2

Тест

4

Поэты и писатели Боханского района

3

1

2

Тест

5

Самобытные поэты Боханского района

7

1

6

Проекты

6

От чистого истока

13

5

8

Проекты, газета


Итого

34

14

20


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

на 2023-2024 учебный год


Продолжительность учебных занятий по четвертям в учебных неделях


Четверть

Дата начала

Дата окончания

Количество учебных недель

1 четверть

01.09.23

27.10.23

8

2 четверть

07.11.23

29.12.23

8

3 четверть

09.01.24

22.03.24

11

4 четверть

01.04.24

31.05.24

7


Продолжительность каникул


Период

Дата начала

Дата окончания

Осенние каникулы

28.10.23

06.11.23

Зимние каникулы

30.12.23

08.01.24

Весенние каникулы

23.03.24

31.03.24




МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


Наименование объектов и


п/п

средств материально-

Дидактическое описание


технического обеспечения


1

Учебник, учебные пособия

Список литературы для учителя:






Справочные материалы

Ресурсы школьной библиотеки (альманахи, книги местных авторов)

3.Презентации к учебным темам

3М ультимедийное оборудование







2

Электронный предметно-

Адрес сайта: http://digital.1september.ru /



методический журнал











«Начальная школа» с











приложением.










3

Информационные источники


1.http:www.Nachalka.com .






2. http://pedsovet.org /






3. http://www.proshkolu.ru






4. https://uchi.ru /






5. https://interneturok.ru /






6. https://infourok.ru /






4

Учебно-наглядные пособия

1. Таблицы к основным разделам изучаемого материала



(в соответствии с программой);




2.Комплекты наглядных пособий в соответствии с




тематикой, определенной в программе.



УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Наименование объектов и


п/п

средств материально-

Дидактическое описание


технического обеспечения


1

Интерактивный комплекс

Используется учителем, обучающимися в соответствии


«SmartBoard» с

с планируемой потребностью учителя и учащихся.


программным обеспечением



Windows XР и программа



Microsoft Office-PowerPoint.


2

Документ камера AVerMedia

Используется учителем в соответствии с планируемой

потребностью.

3

Оборудование

1.Компьютер




2.Мультимедийный проектор




3.Интерактивная доска




4.Прочее оборудование: доска, раздаточный материал



для проектов, материалы на электронных носителях.



Кабинет № 3 в МБОУ Боханской СОШ №

ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Наименование разделов и тем

Объём часов

Форма занятия

Форма аттестации

(контроля)

1


Краеведение – наука о родном крае. Что изучает  литературное краеведение.

1

Учебное занятие.

Беседа.

Практическая работа


2


Легенды и предания Иркутской области




3


Бохан. Что в имени твоем?

1



4


Боханские сказители – улигершины. А.А. Тороев

1


5


Н.О. Шаракшинова «Гэсэр»

1


6


Экскурсия в музеи п. Бохан. Литературное творчество поэтов и писателей

1


7


С.П. Балдаев «Бурятские народные сказки»

1


8


В.Г. Распутин

1


9


В.П.Стародумов

1


10


Г.П. Михасенко

1


11


М.Д. Сергеев

1


12


Д.Д. Хилтухин

1


13


Г.Н. Кольцов

1


14


А.А. Тимченов

1


15


Встреча с членами поэтического клуба «Лира»

1


16


Н.Я. Нефедьева

1


17


Г.А. Мантыкова

1


18


В.П. Базанов

1


19


Л.И. Бартле

1


20


И.В. Гордеева

1


21


В.В. Добрынин

1


22


Конкурс чтецов « Край родной, на век любимый»

1


23


Посещение краеведческого музея с. Олонки

1


24


Литературная страничка районной газеты «Сельская правда» (обзор газет)

1


25-26


«От чистого истока» (Сочиняем легенды, рассказы, стихи о любви к родному краю)

1


27


Посещение поселковой библиотеки

1


28


Создание презентации «Литература родного края»

1


29


Литературная игра «Знай и люби свой край»

1


30-31


Выполнение исследовательского проекта «Человек своего времени» -

1


32-33


Выпуск литературной газеты




34


Подведение итогов работы кружка. Творческий отчет

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.