Дополнительная общеразвивающая программа «ИЗО-студия»

4
0
Материал опубликован 2 October 2023 в группе

УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА

И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ г. КАЛУГИ.



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКО-ПОДРОСТКОВЫЙ ЦЕНТР «СОДРУЖЕСТВО»




Принята Утверждаю

на методическом совете Директор МБОУДО

«__»_________ _____г. «ДПЦ «СОДРУЖЕСТВО»

Протокол №__

от «__»_______ ____г. _____________________





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА


«ИЗО-студия»




Возрастная категория - 5-6лет

Срок реализации – 2 года

Педагог дополнительного образования:

Борисова Анна Викторовна











г. Калуга

2021 год





ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Полное название программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Изо - студия»

Автор программы

Борисова Анна Викторовна

Должность автора

Педагог дополнительного образования

Название творческого объединения

«Изо - студия»

Учреждение, реализующее программу

МБОУДО «ДПЦ «Содружество»

Структурное подразделение учреждения, реализующее программу

ДПК «Полет»

Адрес структурного подразделения учреждения, реализующего программу

г.Калуга, ул. Пролетарская, д.40

Год разработки

2019

Вид программы

Модифицированная

Форма содержания и процесса педагогической деятельности программы

Комплексная

Срок реализации программы

2 года

Учебно-тематическое планирование

1 год- 72 часа,

2 год- 72 часа

Уровень освоения программы

Общекультурный

Возрастная категория

5-6 лет

Направление и вид деятельности

Социально-гуманитарное,

раннее развитие творческих способностей детей

Форма реализации

Очная (стационарная)

Даты внесения изменений и дополнений в программу












Новая редакция, 2021год













ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа разработана на основании Положения о дополнительных общеразвивающих программах муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-подростковый центр «Содружество» (далее – Положение)

Программа дает ясные представления системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей жизни. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми предложенного материала.

Развитие художественного материала и практическая деятельность подводит детей к пониманию явлений художественной культуры; изучение произведений искусства подкрепляется практической работой.

Художественные знания, навыки являются основным средством приобщения детей к художественной культуре. Художественные навыки включают в себя несколько общих тем: форма и пропорция, пространство, линия, цвет, объем.

Обучение изобразительной деятельности имеет ряд возрастных особенностей. Важно научить детей смотреть и видеть, т.е. наблюдать, воспринимать увиденное.

Художественное воспитание предполагает наличие широкого круга ассоциаций, возникших на основе опыта. Чем больше ребенок накапливает знаний, тем богаче, ярче становится его воображение, без которого не возможна творческая деятельность.


Актуальность программы

В настоящее время художественное творчество прочно вошло в нашу жизнь. Дополнительное образование в изостудии направлено на формирование и развитие творческих способностей детей в области художественной культуры, нравственном развитии, формировании изобразительной культуры и организации свободного времени.

Актуальность программы определяют потребности детей в художественном

творчестве и общении с единомышленниками. Все дети любят рисовать и делают это всегда с увлечением. Данная программа пользуется популярностью у детей, так как вызвана повышенным интересом к изобразительному искусству.

Новизна программы

Данная программа это суммированный опыт конкретной педагогической работы, результат успехов и исправление ошибок не только теории, но практики. Программа обобщает эмпирически найденные и апробированные на занятиях результаты.

Особенностями проведения занятий по данной программе является не только

специальная последовательность разных задач обучения, но и педагогическая методика ведениязанятий. Если в детском саду на занятиях изобразительным искусством педагог сначаларассказывает и последовательно показывает способы действий на каком-то образце, то,работая по данной программе, педагог ставит прежде всего творческую задачу,стимулируя ребенка к самостоятельному поиску пути ее решения, помогая при этомкаждому раскрыть свой индивидуальный потенциал. А потом последовательно объясняет последовательность действий, показывая на образце

.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Программа построена «от простого к сложному» (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ). Важно разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения. Необходимо создать комфортную среду общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Занятия в студии способствуют межличностному взаимодействию детей, сотрудничеству между учащимися и в процессе творчества, и во внеурочное время. Данная образовательная программа педагогически целесообразна, так как становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим личностному росту обучающихся, развитию творческих способностей, она построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жиз­нью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами художественной выразительности, формирование художественной культуры.


Основные задачи:


Образовательные –

-научить практическим навыкам изобразительной деятельности;

-научить основам художественной грамоты;

- научить работать в коллективе.


Развивающие

-развить творческое мышление и воображение как основу творческой деятельности;

-развитие общей культуры поведения;

- развитие мелкой моторики рук;


Воспитательные

-воспитывать моральные и эстетические качества.

-воспитать эстетические потребности и художественный вкус;

- воспитывать нравственность и патриотизм.

Воспитательная работа объединения имеет две важные составляющие – индивидуальную работу с каждым обучающимся и формирование детского коллектива. 

помогать ребенку адаптироваться в новом детском коллективе, занять в нем достойное место;

выявлять и развивать потенциальные общие и специальные возможности и способности обучающегося;

формировать в ребенке уверенность в своих силах, стремление к постоянному саморазвитию;

способствовать удовлетворению его потребности в самоутверждении и признании, создать каждому «ситуацию успеха»;

развивать в ребенке психологическую уверенность перед публичными показами (выставками, участием в конкурсах и др.);

формировать у учащегося адекватность в оценках и самооценке, стремление к получению профессионального анализа результатов совей работы;

создавать условия для развития творческих способностей учащегося.


Социально-гуманитарные

-создавать атмосферу доброжелательности, добродушного общения;

- помогать и поддерживать товарищей.






При составлении программы учитывались следующие требования:


качество и комплексный подход в реализации программ;

соответствие потребностям системы образования и личности обучающегося

учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей и образовательных потребностей каждой целевой группы;

возможность корректировки плана с учётом диагностики и процесса реализации программ.


Вид программы - модифицированная

Форма содержания и процесса педагогической деятельности программы -комплексная

Вид группы – смешанный

Состав группы – разновозрастной

Возрастная категория – 5-7 лет

Направление и вид деятельности - Социально-гуманитарное, раннее развитие творческих способностей детей.

Форма реализации - очная (стационарная), дистанционная.

Дистанционное обучение проводится посредствам мессенджеров WatsApp, Вконтакте, YouTube. Включает организацию видео-уроков, поэтапное изучение материала, дополнительный теоретический материал посредствам ссылок на сайты. Обратная связь - фото и видео выполненных материалов. Наиболее оптимальный вариант отчета– сканирование рисунка на сканере, для передачи максимально аналогичной цветокоррекции изображения.

Занятия проводятся в практической форме.

Программа предусматривает использование музыки во время проведения занятий.

Форма занятий – групповая.

Программа занятий апробирована, может быть использована педагогами, психологами и другими специалистами для работы в детских учреждениях.

Программа рассчитана на 2 года обучения детей от 5 до 7 лет. Группа формируется численностью 12 человек. Занятия проводятся два раза в неделю.

В начале учебного года проводится диагностика творческих способностей дошкольников с целью определения художественных навыков ребенка, владения начальной техникой рисования,а также с целью оценки познавательных способностей учащихся.

(Приложение 1)


Условия приема

В студию принимаются все желающие заниматься (за исключением те, у которых имеются медицинские противопоказания) на основании письменного заявления родителей.

Основными требованиями, предъявляемыми к учащимся: регулярное посещение занятий, настойчивость, трудолюбие, добросовестность, доброжелательное отношение друг к другу.

Особенности возрастной группы детей

В студии занимаются дети от 5 до 7 лет. Учебный материал программы носит адаптивный характер, в значительной мере учитывает индивидуальные возможности детей к обучению, что позволяет корректировать возможности детей в соответствии с возрастом и их уровнем подготовки. Тематические планы составляются в расчете на конкретных детей

Формы организации деятельности учащихся

Беседа

Творческое занятие

Дискуссия – обсуждение, рассмотрение сложного вопроса, проблемы. Расширяет знания путем обмена информацией, развивает навыки критического мышления

Творческая мастерская

Утренники, праздники (проводятся в соответствии с планом работы Клуба)

Приемы и методы организации деятельности учащихся

Словесный (объяснение, беседа, дискуссия)

Наглядный

Репродуктивный (работа по образцу)

Метод наблюдения и активного слушания


аблюдения и активного слушания.) деятео\льности и поведения (твии с планом работы Клуба)
Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (похвала, поощрение, игровые эмоциональные ситуации)



Предполагаемый результат усвоения программы:

- Владение навыками безопасности при работе с инструментами, материалами;

- Умение работать с художественными материалами;

-Умение размешивать цвета и их оттенки на палитре;

- Владение художественной техникой - гуашь;

- Укрепление уверенности в себе;

- Наличие чувства причастности к коллективу;

- Улучшение культуры поведения;
























Утверждаю

директор МБОУДО

«ДПЦ «Содружество»

___________________________


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

Раздел 1 «Рисование с натуры и по представлению»

10

2

8

Тема 1.1 «В мире волшебных красок осени»

Диагностика творческих способностей

2

1

3

Тема 1.2 «Рисуем любимые сказки»

2

1

3

Тема 1.3 «Портрет сказочного героя»

2

1

3

Тема 1.4 « Рисуем Новый год»

4

-

4

Раздел 2 «Развитие творческих способностей средствами сюжетной композиции».

10

2

8

Тема 2.1 « Зимний новогодний пейзаж»

4

2

2

Тема 2.2 «Сказочный, фантастический пейзаж»

6

-

6

Раздел 3 «Декоративное рисование»

10

2

8

Тема 3.1 «Натюрморт»

4

2

2

Тема 3.2 «Сказочное дерево»

2

-

2

Тема 3.3 «Рождественский ангел»

4

-

4

Раздел 4 «Развитие творческих способностей средствами линейной графики»

10

2

8

Тема 4.1 «Зимний пейзаж»

2

-

2

Тема 4.2 «Декоративная роспись»

4

1

3

Тема 4.3 «Портрет»

4

1

3

Раздел 5 «Смешанные техники в рисовании»

10

2

8

Тема 5.1 «Иллюстрация к сказке»

5

1

4

Тема 5.2 «Декоративное рисование»

3

-

3

Тема 3.3 «Новогодняя сказка»

3

-

3

Тема 5.4 «Рисование на свободную тему»

3

-

3

Тема 55 «5 «Зимний пейзаж»»

4

-

4

Тема 5.6 «Монотипия - весенний букет»

3

1

2

Раздел 6 «Рисование гуашью и акварелью с натуры и по представлению»

10

2

8

Тема 6.1 ««Весенний пейзаж»»

4

1

3

Тема 6.2 «Сказка»

4

1

3

Тема 6.3 «Любимая игрушка»

Диагностика творческих способностей

2

-

2

Выставочная деятельность


1

-


1

Мероприятие воспитательно-познавательного характера. Общественно-полезный труд

3

-

3

Отчетное мероприятие

1

-

1

ИТОГО:

72

14

58


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 ГОД ОБУЧЕНИЯ


Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.

Цель занятия: провести с детьми беседу по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам дорожного движения. Знакомство с детьми.

Объяснение правил поведения на занятиях:

Правило 0:0 (правило приходить на занятия вовремя)

Правило поднятой руки («если руку поднял кто-то, замолчи и слушай что-то»)

Правило взаимного уважения

Знакомство с инструментами и материалами художника, их свойствами и правилами использования, порядком организации рабочего места, подготовки его к работе.



Раздел 1 «Рисование с натуры и по представлению»

Цель: Познакомить детей с разнообразием цветовых оттенков, цветовой гаммой, теплыми и холодными оттенками палитры, развить представление о цветах спектра, об основных цветах, об их свойствах при смешивании друг с другом. Развитие умения создавать рисунок с натуры и по представлению, подбирать оттенки нужного цвета, использовать приемы рисования, красиво располагать элементы на листе.


Тема 1.1 «В мире волшебных красок осени»

Теория: основы сочетания цветов: теплые и холодные цвета, оттенки. Основы акварельной живописи, основные приемы работы.

Практика: линейный набросок-эскиз осенней композиции по выбору, линейный рисунок на акварельной бумаге формат А3, заливка фона по сырому.

Диагностика творческих способностей: сюжетная композиция «Дом, дерево, человек»

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: устный опрос, просмотр, выставка работ; подготовка к конкурсу рисунков



Тема 1.2 «Рисуем любимые сказки»

Теория: беседа о русской народной сказке, особенности художественно-графической подачи в сказочной иллюстрации. Закрепление понятия построения рисунка из простых геометрических форм на примере сказочных героев.

Практика: формат А3, рисование гуашью создание иллюстрации любимой сказки в технике гуаши.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр



Тема 1.3 «Портрет сказочного героя»

Теория: закрепление материала: теплые и холодные цвета их оттенки, построение рисунка из простых геометрических форм

Практика: выполнение рисунка портрета сказочного персонажа,формат Аз, работа гуашью.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр



Тема 1.4 «Рисуем Новый год»

Теория: холодные цвета и их оттенки, теплые и холодные оттенки белого цвета, цветовой контраст

Практика: выполнение рисунка новогодней, композиции по выбору. формат А3, живопись гуашью.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр


Раздел 2 «Развитие творческих способностей средствами сюжетной композиции»

Цель: Познакомить учащихся с разнообразием сюжетной композиции, цветовой гаммой, оттенками, развить представление о построении композиции в перспективе. Развитие умения создавать композиции, подбирать оттенки нужного цвета, использовать приемы рисования, грамотно располагать композицию на формате листа.



Тема 2.1 «Зимний новогодний пейзаж»

Теория: построение линейной перспективы пейзажа, холодные цвета и их оттенки, теплые и холодные оттенки белого цвета в изображении снежного покрова, цветовой контраст.

Практика: выполнение рисунка зимнего пейзажа по выбору, формат А3, живопись гуашью.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр


Тема 2.2 «Сказочный, фантастический пейзаж»

Теория: основы построения пейзажа, холодные цвета и теплые контрастные цветовые сочетания, светлые и темные оттенки чистого цвета в изображении фантастического сказочного пейзажа, цветовой контраст.

Практика: выполнение рисунка фантастического пейзажа по выбору, формат А3, живопись гуашью, стилизация.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, подготовка к конкурсу.





Раздел 3 «Декоративное рисование и стилизация»

Цель: Познакомить детей с жанром декоративного рисования, положением предметов на горизонтальной плоскости и в композиции. Развитие навыка рисования с натуры и стилизации; знакомство с основными понятиями пропорций предмета, грамотной передачи пропорции предмета, соблюдение симметрии. С техниками декоративного рисования



Тема 3.1 «Натюрморт»

Теория: рисунок не сложных предметов на примере натюрморта. Декорирование и украшение предметов в рисунке.

Практика: рисунок натюрморта, стилизация, формат А3. Заливка фона акварелью. Цветная графика (материалы по выбору).

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение.




Тема 3.2 «Сказочное дерево»


Теория: основы графического изображения, техника штриховки. Правила нанесения графического рисунка на плоскую и объемную форму предмета. Закрепление теоретических навыков акварельной живописи.

Практика: линейный эскиз-набросок, линейный рисунок дерева формат А3. Цветная графика, смешанная техника.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение



Тема 3.3 «Рождественский ангел»

Теория: знакомство с основами праздника Рождества, его особенностями. Закрепление правил работы гуашью. Правила работы светлыми цветами на темной тонированной бумаге.

Практика: выполнения рисунка формат А3. Тонирование белой бумаги оттенком темного холодного цвета. Выполнение линейного рисунка гуашью светлых оттенков.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение.




РАЗДЕЛ 4 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛИНЕЙНОЙ ГРАФИКИ»

Цель: Закрепление знаний детей о графике, разнообразии техники штриховки, развить представление о видах графики, об их свойствах и техниках. Развитие умения создавать композиции, подбирать штриховку нужного вида, использовать приемы графикиграмотно располагать композицию на формате листа.



Тема 4.1 «Зимний пейзаж»

Теория: закрепитьнавыки рисования гуашью, понятие холодные цвета и их оттенки, теплые и холодные оттенки белого цвета в изображении снежного покрова, цветовой контраст, закрепить навыки рисования зимнего габитуса деревьев.

Практика: выполнение рисунка зимнего пейзажа, красивой формы зимних деревьев по выбору, формат А3, живопись гуашью.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение


Тема 4.2 «Декоративная роспись»

Теория: основы декоративного изображения, техники росписи. Правила нанесения рисунка. Закрепление навыков гуашевой и акварельной живописи.

Практика: роспись по шаблону на цветной бумаге, формат А4. Гуашь.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение


Тема 4.3 «Портрет»

Практика: выполнение рисунка портрета по выбору, формат Аз, материалы по выбору.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение.



РАЗДЕЛ 5 «СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ В РИСОВАНИИ»


Цель: закрепить понятие детей о разнообразии и стилистики смешанных техник рисования, их особенностях. Развитие умения и навыков создавать линейную композицию, и подбирать нужные цвета и оттенки для передачи колорита работы, закрепить навыки работы в различных художественных техниках.


Тема 5.1 «Иллюстрация к сказке»

Теория: беседа о русской народной сказке в контексте колорита, особенности художественно-графической подачи в сказочной иллюстрации. Закрепление понятия построения линейного рисунка на примере сказочных героев. Особенности построения переднего и заднего плана сюжетной композиции.

Практика: линейный набросок, рисунок карандашом формат А3, рисование гуашью создание иллюстрации любимой сказки в смешанной технике по выбору.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр






Тема 5.2 «Декоративное рисование»

Теория: основы декоративного изображения, техники росписи. Правила нанесения декоративного рисунка. Закрепление навыков гуашевой живописи.

Практика: рисунок формат А4, А3. Работа кистью без предварительного линейного рисунка, по цветному фону.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение



Тема 5.3 «Новогодняя сказка»

Теория: беседа о новогодней сказке, особенности художественно подачи в сказочном новогоднем рисунке. Закрепление понятия построения рисунка из простых геометрических форм на примере сказочных героев.

Практика: формат А3, рисование гуашью создание иллюстрации любимой сказки в технике гуаши.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр



Тема 5.4 «Рисование на свободную тему»

Теория: беседа о выбранной теме сюжета, особенности художественно подачи и выбор цвета в рисунке. Закрепление понятия построения рисунка из простых геометрических форм на примере сюжетной композиции.

Практика: формат А3, рисование гуашью создание рисунка по выбору на свободную тему в технике гуаши.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр


Тема 5.5 «Зимний пейзаж»


Теория: закрепить навыки построение пейзажа, понятие холодные и теплые цвета и их оттенки в гуаши, закрепить навыки рисования зимних деревьев.

Практика: выполнение рисунка зимнего пейзажа, зарисовки формы деревьев по выбору. рисунок формат А 3, живопись гуашью.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение



Тема 5.6 «Монотипия - весенний букет»

Теория: основы изображения и техники монотипии. Правила нанесения отпечатка на поверхность листа. Закрепление навыков гуашевой живописи.

Практика: рисунок формат А3.Печать выбранного рисунка из базовых простых форм, гуашь.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение






РАЗДЕЛ 6 «ЖИВОПИСЬ ГУАШЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ С НАТУРЫ И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»

Цель: Закрепить навыки рисования с натуры и по представлению, положения предметов на горизонтальной плоскости и в композиции. Закрепление приемов декорирования и стилизации объемной формы. Развитие навыка рисования с натуры; закрепление понятия пропорций предмета и освоение способа построения из простых базовых форм, соблюдение симметрии.



Тема 6.1 «Весенний букет»

Теория: рисование предметов на примере весеннего букета. Закрепление навыков работы красками.

Практика: рисунок букета, детализация. Построение из простых форм рисунка, формат А3. Работа в технике акварели или гуаши по выбору.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение.



Тема 6.2 «Сказка»

Теория: знакомство с новыми сказками, закрепление материала: теплые и холодные цвета их оттенки. Линейное построение рисунка из базовых форм, закрепление пропорций: больше, меньше, шире, уже.

Практика: выполнение рисунка из выбранной сказки, формат Аз, работа гуашью.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр



Тема 6.3 «Любимая игрушка».

Теория:беседа о выбранной любимой игрушке, особенности и характеристики, и выбор цвета в рисунке. Закрепление понятия построения рисунка из простых геометрических форм на примере игрушки.

Практика: формат А3, рисование гуашью создание рисунка по выбору на свободную тему в технике гуаши.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр



Выставочная деятельность.

Мероприятия воспитательно-познавательного характера

Подготовка и оформление работ для конкурсов и выставок. Посещение выставок, праздничных мероприятий. Общественно-полезный труд.

Отчетное мероприятие.











Утверждаю

директор МБОУДО

«ДПЦ «Содружество»

___________________________



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


2 ГОД ОБУЧЕНИЯ




Название разделов и тем занятий

Кол-во часов

всего

теория

практика

Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

Раздел 1 «Рисование с натуры и по представлению»

10

2

8

Тема 1.1 «В мире волшебных красок осени»

Диагностика творческих способностей

2

1

3

Тема 1.2 «Рисуем любимые сказки»

2

1

3

Тема 1.3 «Портрет сказочного героя»

2

1

3

Тема 1.4 « Рисуем Новый год»

4

-

4

Раздел 2 «Развитие творческих способностей средствами сюжетной композиции».

10

2

8

Тема 2.1 « Зимний новогодний пейзаж»

4

2

2

Тема 2.2 «Сказочный, фантастический пейзаж»

6

-

6

Раздел 3 «Декоративное рисование»

10

2

8

Тема 3.1 «Натюрморт»

4

2

2

Тема 3.2 «Сказочное дерево»

2

-

2

Тема 3.3 «Рождественский ангел»

4

-

4

Раздел 4 «Развитие творческих способностей средствами линейной графики»

10

2

8

Тема 4.1 ««Зимний пейзаж»»

2

-

2

Тема 4.2 «Декоративная роспись»

4

1

3

Тема 4.3 «Портрет»

4

1

3

Раздел 5 «Смешанные техники в рисовании»

12

2

10

Тема 5.1 «Иллюстрация к сказке»

2

1

1

Тема 5.2 «Декоративное рисование»

2

1

1

Тема 3.3 «Новогодняя сказка»

2

1

1

Тема 5.4 «Рисование на свободную тему»

2

1

1

Тема 5.5 «Зимний пейзаж»»

2

1

1

Тема 5.6 «Монотипия - весенний букет»

2

1

1

Раздел 6 «Рисование гуашью и акварелью с натуры и по представлению»

10

2

8

Тема 6.1 ««Весенний пейзаж»»

4

1

3

Тема 6.2 «Сказка»

4

1

3

Тема 6.3 «Любимая игрушка»

Диагностика творческих способностей

2

-

2

Выставочная деятельность

2

1

1

Мероприятие воспитательно-познавательного характера. Общественно-полезный труд

4

2

2

Отчетное мероприятие

2

-

2

ИТОГО:

72

17

55




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ




Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности.

Цель занятия: провести с детьми беседу по технике безопасности, пожарной безопасности, правилам дорожного движения. Знакомство с детьми.

Объяснение правил поведения на занятиях:

Правило 0:0 (правило приходить на занятия вовремя)

Правило поднятой руки («если руку поднял кто-то, замолчи и слушай что-то»)

Правило взаимного уважения

Знакомство с инструментами и материалами художника, их свойствами и правилами использования, порядком организации рабочего места, подготовки его к работе.





РАЗДЕЛ 1 «РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»

Цель: закрепить знания детей о разнообразии цветовых оттенков,цветовой гаммой, основах построения композиции, об основных цветах, об их свойствах при смешивании друг с другом. Развитие умения создаватьрисунок с натуры и по представлению, подбирать оттенки нужного цвета, использовать приемы рисования, красиво располагать элементы на листе.



Тема 1.1 «В мире волшебных красок осени»

Теория: основы цветовых сочетаний: теплые и холодные цвета, оттенки. Живопись гуашью, основные приемы работы.

Практика: рисунок осенней композиции по выбору, на бумаге формат А3, живопись гуашью.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: устный опрос, просмотр, выставка работ; подготовка к конкурсу рисунков



Тема 1.2 «Рисуем любимые сказки»

Теория: беседа о любимых сказке, особенности художественно-графической подачи в сказочной иллюстрации. Закрепление понятия построения рисунка из простых геометрических форм на примере сказочных героев.

Практика: формат А3, рисование гуашью создание иллюстрации любимой сказки в технике гуаши.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр


Тема 1.3 «Портрет сказочного героя»

Теория: закрепление материала: теплые и холодные цвета их оттенки, построение рисунка из простых геометрических форм

Практика: выполнение рисунка портрета сказочного персонажа, формат Аз, работа гуашью.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр



Тема 1.4 «Рисуем Новый год»

Теория: холодные цвета и их оттенки, теплые и холодные оттенки белого цвета, цветовой контраст.

Практика: выполнение рисунка новогодней, композиции по выбору, формат А3, живопись гуашью.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр



РАЗДЕЛ 2 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ СЮЖЕТНОЙ КОМПОЗИЦИИ»

Цель: закрепить знания учащихся о построении линейного рисунка, композиции. Познакомить учащихся с разнообразием цветовых оттенков спектра, цветовой гаммой, , развить представление о цветах и колорите, об их свойствах при смешивании друг с другом. Развитие умения создавать композиции, подбирать оттенки нужного цвета, использовать приемы рисования, грамотно располагать композицию на формате листа.



Тема 2.1 «Зимний новогодний пейзаж»

Теория: построение линейной перспективы пейзажа, холодные цвета и их оттенки, теплые и холодные оттенки белого цвета в изображении снежного покрова, цветовой контраст.

Практика: выполнение рисунка зимнего пейзажа по выбору, формат А3, живопись гуашью.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр


Тема 2.2 «Сказочный, фантастический пейзаж»

Теория: основы построения пейзажа, холодные цвета и теплые контрастные цветовые сочетания, светлые и темные оттенки чистого цвета в изображении фантастического сказочного пейзажа, цветовой контраст.

Практика: выполнение рисунка фантастического пейзажа по выбору, формат А3, живопись гуашью, стилизация.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, подготовка к конкурсу.



РАЗДЕЛ 3 «ДЕКОРАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ»

Тема 3.1 «Натюрморт»

Теория: рисунок не сложных предметов на примере натюрморта. Декорирование и украшение предметов в рисунке.

Практика: рисунок натюрморта из фруктов, формат А3. Живопись гуашью.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение.


Тема 3.2 «Сказочное дерево (лес)»


Теория: основы графического изображения, техника штриховки. Правила нанесения графического рисунка на плоскую и объемную форму предмета. Закрепление теоретических навыков акварельной живописи.

Практика: рисунок сказочного дерева (леса)формат А3. Цветная графика, смешанная техника, гуашь по выбору.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение


Тема 3.3 «Рождественский ангел»

Теория: знакомство с основами праздника Рождества, его особенностями. Закрепление правил работы гуашью. Правила работы светлыми цветами на темной тонированной бумаге.

Практика: выполнения рисунка формат А3. Тонирование белой бумаги оттенком темного холодного цвета. Выполнение линейного рисунка гуашью светлых оттенков.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение.






РАЗДЕЛ 4 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СРЕДСТВАМИ ЛИНЕЙНОЙ ГРАФИКИ»

Цель занятия: Закрепление знаний детей о графических художественных материалах, развить представление о видах штриховки, об их свойствах и техниках. Развитие умения создавать композиции, подбирать штрихи нужной формы и интенсивности, использовать приемы рисования, грамотно располагать композицию на формате листа. Познакомить дошкольников с основами линейной графики.



Тема 4.1 «Зимний пейзаж»

Теория: закрепитьнавыки рисования гуашью, понятие холодные цвета и их оттенки, теплые и холодные оттенки белого цвета в изображении снежного покрова, цветовой контраст, закрепить навыки рисования из простых базовых форм на примере рисунка птиц.

Практика: выполнение рисунка зимнего пейзажа, красивой формы зимних деревьев по выбору, зимующих птиц. формат А3, живопись гуашью.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение.



Тема 4.2 «Декоративная роспись»

Теория: основы декоративного изображения, техники росписи. Правила нанесения рисунка. Закрепление навыков гуашевой и акварельной живописи.

Практика: роспись по шаблону на цветной бумаге, формат А4. Гуашь.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение


Тема 4.3 «Портрет»

Практика: выполнение рисунка портрета по выбору, формат Аз, материалы по выбору.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение.


РАЗДЕЛ 5«СМЕШАННЫЕ ТЕХНИКИ В РИСОВАНИИ»

Тема 5.1 «Иллюстрация к сказке»

Теория: беседа о русской народной сказке в контексте колорита, особенности художественно-графической подачи в сказочной иллюстрации. Закрепление понятия построения линейного рисунка на примере сказочных героев. Особенности построения переднего и заднего плана сюжетной композиции.

Практика: линейный набросок, рисунок карандашом формат А3, рисование гуашью создание иллюстрации любимой сказки в смешанной технике по выбору.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр



Тема 5.2 «Декоративное рисование»

Теория: основы декоративного изображения, техники росписи. Правила нанесения декоративного рисунка. Закрепление навыков гуашевой живописи.

Практика: рисунок формат А4, А3. Работа кистью без предварительного линейного рисунка, по цветному фону.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение



Тема 5.3 «Новогодняя сказка»

Теория: беседа о новогодней сказке, особенности художественно подачи в сказочном новогоднем рисунке. Закрепление понятия построения рисунка из простых геометрических форм на примере сказочных героев.

Практика: формат А3, рисование гуашью создание иллюстрации любимой сказки в технике гуаши.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр


Тема 4.4 «Рисование на свободную тему»

Теория: беседа о выбранной теме сюжета, особенности художественно подачи и выбор цвета в рисунке. Закрепление понятия построения рисунка из простых геометрических форм на примере сюжетной композиции.

Практика: формат А3, рисование гуашью создание рисунка по выбору на свободную тему в технике гуаши.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр


Тема 5.5 «Зимний пейзаж»


Теория: закрепить навыки построения пейзажа, понятие холодные и теплые цвета и их оттенки в гуаши, закрепить навыки рисования зимних деревьев.

Практика: выполнение рисунка зимнего пейзажа, зарисовки формы деревьев по выбору. рисунок формат А 3, живопись гуашью.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение



Тема 5.6 «Монотипия -бабочки»

Теория: основы изображения и техники монотипии. Правила нанесения отпечатка на поверхность листа. Закрепление навыков гуашевой живописи.

Практика: рисунок формат А3. Печать выбранного рисунка из базовых простых форм, гуашь.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение



РАЗДЕЛ 6 «ЖИВОПИСЬ ГУАШЬЮ И АКВАРЕЛЬЮ С НАТУРЫ И ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ»

Цель: Закрепить навыки рисования с натуры и по представлению, положения предметов на горизонтальной плоскости. Закрепление приемов работы в технике гуаши и акварели. Развитие навыка рисования с натуры; закрепление понятия пропорций предмета и освоение способа построения из простых базовых форм, соблюдение симметрии.





Тема 6.1 «Весенний букет»

Теория: рисование предметов на примере весеннего букета. Закрепление навыков работы красками.

Практика: рисунок букета, детализация. Построение из простых форм рисунка, формат А3. Работа в технике акварели или гуаши по выбору.

Формы работы: индивидуальная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр, совместное обсуждение.



Тема 2.2 «Сказка»

Теория: знакомство с основными сказками, закрепление материала: теплые и холодные цвета их оттенки. Линейное построение рисунка из базовых форм, закрепление пропорций: больше, меньше, шире, уже.

Практика: выполнение рисунка из выбранной сказки, формат Аз, работа гуашью.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр



Тема 3.3 «Любимая игрушка»

Теория: беседа о выбранной любимой игрушке, особенности и характеристики, и выбор цвета в рисунке. Закрепление понятия построения рисунка из простых геометрических форм на примере игрушки.

Практика: формат А3, рисование гуашью создание рисунка по выбору на свободную тему в технике гуаши.

Формы работы: коллективная

Формы контроля знаний: выставка-просмотр



Выставочная деятельность.

Мероприятие воспитательно-познавательного характера.

Общественно-полезный труд.




















УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Алексеев, С.С. О цвете и красках.-М.:Искусство,1962

Алексеева, В.В Что такое искусство.-М,1991

Щербаков, А.В. Искусство и художественное творчество детей.- М..1991

4. «Нам весело» Ф. М. Орлова, Е. Н. Соковнина, Москва 1973г.

5. Галина Скурат. Детский психологический театр. – СПб.: Речь, 2007.









































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ


Кисти

Краски гуашь

Палитра

Цветные карандаши

Простые карандаши

Листы формата А3,А4

Цветные мелки

Акварель

Тонированная бумага

Клеенка


Кабинет для занятий оснащен следующими материалами: художественные материалы – карандаши, восковые мелки, фломастеры, краски; бумага разных форматов; техническое средство для воспроизводства музыки; диски CD, DVD.


































СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Список для педагога:



1. Браиловская Л.В. Арт – дизайн: красивые вещи ―handmade‖. - Ростов н/Д: ―Феникс‖, 2006.

2. Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

3. Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

4. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования // Дополнительное образования. - 2003. - №2

5.Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

6. Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

7. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2002, 128 с.

8. Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

9.Изобразительное искусство по программе Б.М. Неменского. Волгоград. «Учитель – АСТ».

10. Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

11.Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985, 96 с., ил.

12.Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 1996, 112 с.

13. Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

14. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

15. Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

16. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

17. Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

18. Пожарская А.В., Забнева Н.С., Михайлова В.В. Изобразительное искусство. 2 – 8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. – Волгоград: Учитель, 2011. – 134с.

19. О.В. Павлова. Изобразительное искусство. 5 – 7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, тесты, викторины. – Волгоград: Учитель, 2011. – 77с.

20. Римкевич Е.А. Орнамент и композиция. - г. Армавир, 2000.

21. СэвиджХаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. –М.: РОСМЭН, 2003.

22. Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

23. Трофимова М., Тарабарина Т. И учеба, и игра изобразительное искусство. Ярославль. «Академия развития», 2007 г.

24. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия холдинг, 2004, 96 с.

25. Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

26. Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

27. Пожарская А.В., Забнева Н.С., Михайлова В.В. Изобразительное искусство. 2 – 8 классы. Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков. – Волгоград: Учитель, 2011. – 134с.

28. О.В. Павлова. Изобразительное искусство. 5 – 7 классы: терминологические диктанты, кроссворды, тесты, викторины. – Волгоград: Учитель, 2011. – 77с.




Информационные источники:

https://vk.com/risuem_doma

https://vk.com/graduate.school

https://vk.com/club155494598

https://vk.com/konkursskazkimira

https://vk.com/uvlechennost_akvarelyu



Список для обучающихся:


1. А. Ф. Конев, И.Б.Маланов. Рисуем цветы. – Мн.: Харвест, 2003. – 48с.: ил. – (Учимся рисовать).

2. А. Ф. Конев, И.Б.Маланов. Рисуем кошку.– Мн.: Харвест, 2003. – 48с.: ил. – (Учимся рисовать).

3. А. Ф. Конев, И.Б.Маланов. Рисуем деревья.– Мн.: Харвест, 2003. – 48с.: ил. – (Учимся рисовать).

4. Клопотовская. Библиотечка «Юного художника». Костюм разных времен. Египет. Греция. Рим. – Москва,2003.

5. М. В. Лукьянов. Библиотечка «Юного художника». Искусство плаката. Советы начинающим. – Москва,2003.

6. Харламова Е.Б. Библиотечка«Юного художника». Компьютерная графика. Советы начинающим. – Москва,2003.

7. Шалаева Г. П. Учимся рисовать человека. – М.: АСТ: СЛОВО, 2010. – 32с. – (Хочу стать художником).

8. Шалаева Г.П. Учимся рисовать машины и дома. – М.: АСТ: СЛОВО, 2010. – 32с. – (Хочу стать художником)




Список для родителей:


Беда, Г.В. Основы изобразительной грамоты.- М.: Просвещение, 1989

Каменева Е. Какого цвета радуга, М, Детская литература, 1984

Платонова, Н.И. Энциклопедический словарь юного художника.- М.: Педагогика, 1989

Популярная художественная энциклопедия: Архитектура, живопись, скульптура, графика. – М.: Большая Рос. Энциклопедия, 1986

Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство: тетрадь творческих заданий.- М.: ООО» АСТ», 1999

Сокольникова Н.М Изобразительное искусство: уч. для дошкольников. Энциклопедия для детей. М.: Аванта плюс, 1998











ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение №1


Формы отслеживания результатов обучения

Сроки

Универсальные учебные действия, которые контролируются.

Формы контроля.

1.

Сентябрь

Проведение диагностики творческих способностей

Владение навыками безопасности при работе с инструментами, материалами

Диагностическая методика творческих «Дерево»

2.

Январь

Диагностика творческих способностей

Диагностическая методика «Портрет»

3.

Май

Диагностика творческих способностей

Диагностическая методика «Сказка»




Шаблоны для диагностики творческих способностей





t1696278949aa.gift1696278949ab.jpg





t1696278949ac.jpg





t1696278949ad.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации