Дополнительная общеразвивающая программа на тему «Я и сольфеджио»

2
0
Материал опубликован 25 February

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

t1708886910aa.pngСРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №707

НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

 

 

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

Педагогическим советом Директор ______________ Жемчуева К.А.

ГБОУ школы № 707 ГБОУ школы № 707

Протокол № 5 от 31.08.2023 г. Приказ № 359-ОД от 01.09.2023 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 

«Я и сольфеджио»

 

Срок освоения программы: 1 год

Возраст учащихся: 6,5-10 лет

 

 

Объем программы: 36 часов

 

 

 

Разработчик:

Батырова Ирина Ивановна,

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Санкт-Петербург

2023 год

 

Пояснительная записка

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Я и сольфеджио» разработана в соответствие с требованиями следующих нормативно-правовых актов и локальных документов:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания»

Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);

Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.08.2022 № 1672-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга».

 

Дополнительная общеразвивающая программа «Я и сольфеджио» имеет художественную направленность.

 

Адресат программы

Школьники в возрасте 6,5-10 лет, обучающиеся по программам хорового пения.

 

Актуальность программы

Самым актуальным вопросом в хоре на сегодняшний день является вопрос – как научить детей, не занимающихся игрой на музыкальных инструментах, чисто и грамотно петь по нотам. Не секрет, что многие учащиеся испытывают затруднения при чтении партитур на занятиях хора. Хоровое сольфеджио находится в непосредственной связи с хоровым исполнительством и этим способствует более глубокому постижению учащимися произведений разучиваемого репертуара.

По сути, хоровое сольфеджио является связующим звеном между теоретической базой обычного сольфеджио и практическими требованиями хорового класса, способствует повышению исполнительского уровня коллектива, ускоряет процесс разучивания произведений в хоре. Этот предмет способствует выработке навыков коллективного пения, чистого исполнения высоты звука, осознанного управления голосом, слитного звучания всех поющих.

Освоение данной программы – это способ разрешения проблем хора, повышение его художественного уровня, так как без знания сольфеджио и умения петь в ансамбле невозможно добиться высокого уровня исполнения хоровых произведений, чистой интонации и гармонического строя хора.

Учебные задачи двух дисциплин – хора и сольфеджио – во многом решаются посредством использования песенного репертуара. Знания и навыки, полученные на хоровом сольфеджио, закрепляются на хоровых занятиях. Таким образом, реализуются межпредметные связи. Это позволяет добиться более глубокого осознания теоретических положений, изучаемых на хоровом сольфеджио, и эффективного применения знаний на практике как хора, так и сольфеджио.

 

Отличительные особенности программы

В основу программы заложен предмет «Хоровое сольфеджио», предназначенный для школьников, обучающихся хоровому пению и, в отсутствии уроков сольфеджио, является единственным средством развития музыкальной грамотности детей, так как включает в себя необходимые темы элементарной теории музыки.

Основной акцент в содержании программы сделан на развитие навыков пения с листа и чтения хоровых партитур. Концентрация на практических формах устной работы позволяет обеспечить как можно более раннее овладение навыками, необходимыми для успешного обучения в хоре.

Также отличительной особенностью программы являются способы и методы подачи материала:

дети поют без помощи инструмента, в основном, с голоса педагога, что воспитывает самоконтроль хориста (умение правильно слышать, координировать голос и слух, корректировать собственную интонацию, поддерживать единый темп исполнения);

на занятиях отрабатываются вокально-интонационные упражнения на определённые мелодические ходы и скачки, чаще всего встречающиеся в хоровых произведениях;

в конце каждого занятия предлагаются специальные проверочные задания;

вся практическая работа происходит исключительно на занятиях (отсутствуют домашние задания).

 

Уровень освоения программы общекультурный.

 

Объем и срок освоения программы

Срок освоения программы 1 год. Объем программы 36 часов (36 недель). Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность одного часа 45 минут.

 

Цель

Развитие у обучающихся высокой слуховой активности и умения самостоятельно петь любую партию в хоровом и ансамблевом исполнении посредством обучения основам музыкальной грамоты.


 

Обучающие задачи:

изучать основы элементарной теории музыки;

формировать умения и навыки чтение хоровых партитур;

формировать навыки ансамблевого и хорового пения.

 

Развивающие задачи:

развивать музыкальные способности: мелодический и гармонический слух, чувство ритма;

развивать музыкальное мышление, внимательность, сосредоточенность;

развивать художественно-эстетический вкус.

 

Воспитательные задачи:

воспитывать чувства любви к Родине, к родному краю, на примерах песенного народного творчества;

воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;

воспитывать самостоятельность в музыкальной деятельности, умение включаться в совместное творчество.


 

Планируемые результаты

 

Предметные:

знание музыкальных понятий и терминов, владение навыком нотного письма;

умение понимать и ощущать аккордовый строй;

уметь настраиваться на лад по камертону;

умение анализировать и грамотно работать с хоровыми партитурами,

освоение навыка многоголосного пения, умения держать свой голос в хоре;

интонирование по нотам индивидуально в группе, в хоре;

владение навыком чтения хоровых и ритмических партитур;

умение быстро и качественно разучивать хоровые партии.

 

Метапредметные:

понимание особенностей русского народного творчества, проявление уважения к традициям и культуре других народов;

регулятивные способности (самообладание, адекватную самооценку, самоконтроль, саморегуляцию);

навыки коллективного творчества, опыт креативной деятельности.

 

Личностные:

расширение музыкального кругозора, мотивация к систематическим занятиям музыкой;

внимание, усидчивость, работоспособность, трудолюбие, уверенность в себе;

личная ответственность за свои поступки, заинтересованность в достижении результатов;

социально значимые нравственные качества: уважение, доброжелательность, культуру поведения, дисциплинированность;

овладеют навыками коммуникативной культуры, продуктивного взаимодействия, делового

общения.

 

Организационно-педагогические условия реализации программы

 

Язык реализации программы русский.

 

Форма обучения очная.

 

Особенности реализации программы

Программа реализуется с применением компьютерных технологий.

 

Условия набора

Зачисление в группы осуществляется по желанию детей и на основании личных заявлений родителей (законных представителей).

Особых требований к уровню знаний учащихся не предъявляется. Дети должны быть физически здоровы, желательно отсутствие медицинских противопоказаний.

 

Условия формирования групп

Занятия проходят в смешанных группах (мальчики и девочки), допускается формирование разновозрастных групп, состоящих из детей младшего школьного возраста.

Количество учащихся в группе составляет 15 человек.

 

Формы организации занятий

Программа предусматривает аудиторные, внеаудиторные, самостоятельные занятия, которые проводятся по группам, подгруппам и индивидуально.

Формы проведения занятий:

традиционные формы беседа, лекция, практическая работа, тренинг, самостоятельная работа, тестирование, контрольная работа, зачёт, отчёт, игры, практикума, тестовой работы, защита и анализ творческой работы деловая игра, познавательная игра, занятие-игра;

нетрадиционные формы – проектные занятия, занятие-творчество, занятие-презентация, видеоурок, занятия-соревнования.

 

Формы организации деятельности учащихся на занятиях:

фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно – рассказ, беседа, показ, объяснение и выполнение упражнений;

коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно - создание коллективного проекта;

групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, в тройках, бригадах для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);

индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.

 

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации образовательной программы имеются: учебная аудитория для занятий, столы, стулья, фортепиано, доска с нотными линейками, интерактивная доска, компьютер, интернет, ксерокс, шкаф для нотных сборников и методических пособий.

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

 

Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

 

1 год

11 сентября

по окончанию реализации программы

36

 

36

1 раз в неделю

по 1 часу

 

 

Учебный план

 

Название раздела, темы

Кол-во часов

Всего

Форма контроля

Теория

Практика

 

Вводное занятие.

Вводный инструктаж по ТБ

1

-

1

текущий

 

Нотная запись

2

2

4

текущий

 

Интонирование

2

3

5

текущий

 

Ритм п размер

2

2

4

текущий

 

Тональности

2

2

4

ритмический диктант

 

Интервалы

2

3

5

тестирование, опрос

 

Средства музыкальной выразительности

 

2

3

5

текущий

 

Чтение хоровых партитур

2

3

5

текущий

 

Зачетные мероприятия

-

2

2

контрольное занятие

 

Итоговое занятие

-

1

1

текущий

 

Итого:

15

21

36

 

 

Содержание образовательной программы

 

Раздел (тема):

Содержание:

Тема 1.

«Вводное занятие»

Теория:

Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Сольфеджио и слушание музыки, как основа музыкальной грамотности.

Тема 2.

«Нотная запись»

Теория:

Понятия, символы и знаки нотной записи: нотный стан, скрипичный и басовый ключи, названия нот, название октав, длительности нот, тактовая черта, такт, размер.

Практика:

Выполнение заданий и упражнений в рабочих тетрадях. Простейшие мелодические слуховые диктанты. Игра «Музыкальное эхо». Решение головоломок, ребусов.

Тема 3, «Интонирование»

 

Теория:

Понятия: высота звука, интонация, координация слуха и голоса, Пение индивидуально, в унисон, с элементами двухголосия, пение a capella. Настройка в тональности по камертону. Различные ритмические и мелодические обороты. Ручная клавиатура.

Практика:

Пение музыкальных упражнений и последовательностей по нотам индивидуально и в группе. Пение тонических трезвучий, гамм в пределах первой октавы (тетрахордами): C-dur, G-dur, F-dur. Пение хоровых партий. Пение упражнений и попевок по ручной клавиатуре

Тема 4.

«Ритм и размер»

 

Теория:

Размеры 2/4; 3/4; 4/4. Понятия: мотив, музыкальная фраза, предложение, строение двухчастной и трехчастной формы музыкальных произведений, тактирование.

Практика:

Работа в рабочих тетрадях, запись различных ритмических последовательность. Игра в «Ритмическое эхо». Ритмические диктанты. Пение поступенного движения мелодии вверх и вниз разными длительностями. Чтение ритмических партитур. Пение упражнений с тактированием.

Тема 5.

«Тональности»

Теория:

Понятия: тон, полутон, тетрахорд, знаки альтерации: диез, бемоль, бекар, дубль диез, дубль бемоль. Строение мажора и минора. Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Тоническое трезвучие. Вводные звуки. Опевание главных ступеней лада. Тональности: До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор, Ля минор.

Практика:

Работа в рабочих тетрадях. Простейшие мелодические диктанты. Пение упражнений, определение тональности по нотам. Настройка в тональности по звукам тонического трезвучия. Пение хоровых партий.

Тема 6.
«Интервалы»

 

Теория:

Названия, состав интервалов: прима, секунда, терция, тритон, кварта, квинта, секста, септима, октава.

Практика:

Построение интервалов в тональности C-dur. Пение интервалов, определение интервалов по слуху, простейшие гармонические и мелодические диктанты. Пение интервалов, определение их в нотных текстах. Пение хоровых партий.

Тема 7.

«Средства музыкальной выразительности»

Теория:

Средства выразительности музыкальной речи: темп, динамические оттенки, ритм, лад, регистр, тембр, штрихи. Названия и обозначения.

Практика:

Анализ музыкального материала. Выразительное исполнение упражнений, хоровых партий.

Тема 8.

«Чтение хоровых партитур»

Теория:

Разбор и анализ хоровых партитур: определение тональности, размер, ритмические комбинации, форма построения, модуляции, интервальный состав в партии и между партиями, средства музыкальной выразительности.

Практика:

Пение хоровых партитур отдельно по голосам, ансамблем, с тактированием и без. Чтение ритмических партитур. Пение упражнений.

Тема 9.

«Зачетные мероприятия»

Практика:

Контрольное занятие: выполнение творческих заданий.

Контрольное занятие: музыкальные диктанты.

Контрольное занятие: выполнение творческих заданий

Итоговое контрольное занятие: музыкальный диктант.

Тема 12

«Итоговое занятие»

Практика:

Анализ успеваемости, подведение итогов за год.

 

 

п\п

Тема занятия

Дата

Кол-во часов

план

факт

теория

практика

 

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

 

 

1

 

 

Знакомство с бумажной клавиатурой, нотами, октавами.

 

 

1

 

 

Скрипичный ключ.

 

 

 

1

 

Запись нот первой октавы

 

 

 

1

 

Слуховые и ритмические диктанты

 

 

1

 

 

Четвертная длительность. Запись нот первой октавы

 

 

 

1

 

Анализ хоровых партий

 

 

1

 

 

Паузы

 

 

 

1

 

Пение упражнений по нотам

 

 

1

 

 

Восьмая длительность. Работа с нотами первой октавы

 

 

 

1

 

Скачок мелодии с I на III и с III на I ступени

 

 

1

 

 

Диез. Бемоль. Тон-полутон

 

 

 

1

 

Зачетное мероприятие

 

 

 

1

 

Анализ хоровых партий

 

 

1

 

 

Размер 2/4. Восьмые. Дирижирование

 

 

 

1

 

Затакт

 

 

1

 

 

Скачок мелодии с V на III и с III на V ступени

 

 

 

1

 

Пение упражнений по нотам

 

 

 

1

 

Слуховые и ритмические диктанты

 

 

1

 

 

Интервалы

 

 

 

1

 

Скачок мелодии с V на I и с I на V ступени

 

 

1

 

 

Пение упражнений по нотам

 

 

 

1

 

Скачок мелодии с V вверх на I и с I вниз на V ступени

 

 

1

 

 

Слуховые и ритмические диктанты

 

 

 

1

 

Анализ хоровых партий

 

 

1

 

 

Устойчивые и неустойчивые ступени

 

 

 

1

 

Опевание I ступени. Размер 3\4

 

 

 

1

 

Тоническое трезвучие. Аккорд

 

 

 

1

 

Двухдольный размер. Такт и тактовая черта.

 

 

1

 

 

Анализ хоровых партий

 

 

 

1

 

Опевание III ступени

 

 

1

 

 

Интервал. (ч.1-ч.5)

 

 

 

1

 

Разрешение VI ступени в V

 

 

1

 

 

Слуховые и ритмические диктанты

 

 

 

1

 

Выполнение творческих заданий

 

 

 

1

 

Итоговое занятие

 

 

 

1

 

Методические и оценочные материалы

Методические материалы

Учебный материал программы выстроен на основе учебных пособий:

Витковская А.А. «Сольфеджио», 1 класс;

Бадина М.Б. «Сольфеджио – это интересно!», 2 класс;

«Сольфеджио», 1 класс. А.А. Витковская. Рабочая тетрадь пособия содержит большой блок практических заданий к каждому из разделов музыкальной теории:

Музыкальные прописи

Ноты в скрипичном и басовом ключах

Знаки альтерации. Тон и полутон

Тональности

Ритм и размер

Интервалы

Правила

На каждой странице тетради даны ссылки на правила, которые помогут выполнить представленные задания. Большое количество игровых заданий, а также красочное оформление тетради способствует повышению интереса к предмету.

«Сольфеджио – это интересно!», 2 класс. М.Б. Бадина. Электронное пособие по сольфеджио включает в себя красочно оформленный материал по основным темам предмета. Иллюстрации, схемы, нотные примеры, творческие задания представлены в яркой, наглядной и креативной форме, что позволят активизировать внимание детей, вызывает повышенный интерес к выполнению упражнений и помогает качественно проработать учебный материал. Достаточно много представлено ритмический партитур. В конце каждой темы предложены варианты контрольных работ, которые удобно распечатывать.

 

Списки литературы

 

Список литературы для педагогов

Барабошкина А. Сольфеджио. Пение с листа. 1–4 кл. – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 96 с.

Витковская А. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Арси», 2020. – 36 с.

Витковская А. Слушание музыки. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2017–68 с.

Вогралик Т. Метроритмический букварь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть I – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 204 с.

Королева С. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 92 с.

Огороднова-Духанина Т. 500 музыкальных диктантов. Для младших классов ДМШ – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 176 с.

Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Сольфеджио. Учебник. 1 класс. Со звуковым приложением на CD – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2004. – 80 с.


 

Список литературы для учащихся и родителей

Дробкова М. Моцарт и вьюрок. Издательство «Аквилеги-М», 2021. – 34 с.

Зимза М., Айзенбургер Д. Пер Гюнт. Оркестр. сюита Грига Э. к театру. п. Ибсена Г. (+ компакт-ДИСК) (3+) – Спб: Контэн, 2018. – 32 с.

Зимза М., Айзенбургер Д. Лебединое озеро. Балет Петра Ильича Чайковского (+ компакт-ДИСК) (3+) – СПб: Контэн, 2018. – 32 с.

Зимза М., Айзенбургер Д. Щелкунчик. Балет Петра Ильича Чайковского (+ компакт-ДИСК) (3+) – СПб: Контэн, 2018. – 32 с.

Первозванская Т. Теория музыки. Для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. В двух частях. Часть I — Подготовительное отделение и 1-й класс – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 76 с.

Эккер Э. Вольфганг Амадей Моцарт. Музыкальная классика для детей – СПб: Контэн, 2019. – 32 с.

Список интернет-источников

 

https://урок.рф/library/uprazhnenie_po_solfedzhio_babochkisekundi_105057.html

https://урок.рф/library/krossvord_nazvaniya_intervalov_152454.html

https://урок.рф/library/shkolnij_konkurs_yunih_muzikantov_poslushnie_palchi_112407.html

https://урок.рф/library/prezentatciya_muzika_i_priroda_220435.html

https://урок.рф/library/prezentatciya_edvard_grig_081433.html

https://педпроект.рф/wp-content/uploads/2020/10/Бадина-М.Б.-Пособие-2-класс.pdf?ysclid=llaiak8r4q808156383

 

Оценочные материалы

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.

Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, определения музыкальных способностей детей: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.

Формы проведения диагностики: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога (повторить ритмический рисунок, спеть последовательность звуков, повторить знакомую мелодию).

Диагностика музыкальных способностей проводится в работе со всей группой и индивидуально с каждым ребенком. Во время проведения входной диагностики педагог заполняет Информационную карту «Определение уровня развития физических качеств учащихся», пользуясь следующей шкалой:

Оценка параметров:

3 балла – высокий уровень

2 балла – средний уровень;

1 балл – низкий уровень.

Уровень по сумме баллов:

8–9 баллов – высокий уровень;

5–7 баллов – средний уровень;

3–4 балла – низкий уровень.

Текущая контроль проводится педагогом в течение всего учебного года с целью отслеживания уровня освоения учебного материала, развития личностных качеств учащихся, поддержания учебной дисциплины и носит стимулирующий характер.

Формы текущего контроля: наблюдение, опрос, тестирование, ритмические и гармонические диктанты, выполнение творческих заданий, решение кроссвордов, головоломок, графических упражнений.

Текущий контроль осуществляется регулярно, педагог отмечает отношение учащегося к занятиям, его старание, прилежность, качество выполнения заданий, инициативность, проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения. Баллы за выполнение заданий выставляются в информационной карте «Определение уровня развития личностных качеств учащихся» по следующим критериям:

Выполнение заданий на занятиях:

3 балла – аккуратно, правильно;

2 балла – незначительные погрешности;

1 балл – ошибки, небрежно.

Выполнение домашнего задания:

3 балла – аккуратно, правильно;

2 балла – незначительные погрешности;

1 балл – ошибки, небрежно.

Дисциплина:

-1 балл – опоздание на занятие;

-1 балл – замечания на занятиях.

В конце каждой четверти по результатам выполненных учащимися заданий педагог суммирует балы и формирует рейтинг успеваемости в группе.

Промежуточный контроль предусмотрен в конце каждой четверти с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения. Зачетные мероприятия проходит в форме контрольного занятия, которое включает в себя: выполнение творческих заданий, музыкальный диктант.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме итогового контрольного , который включает в себя выполнение заданий по сольфеджио, музыкальную викторину.

Результаты контрольных уроков заносятся в информационную карту «Определение уровня развития личностных качеств учащихся». Баллы за выполнение заданий выставляются по следующим критериям:

3 балла – аккуратно, правильно;

2 балла – незначительные погрешности;

1 балл – ошибки, небрежно.

По результатам рейтингов промежуточных и итогового контролей педагог проводит диагностику уровня освоения программы, развития личностных качеств каждого учащегося и группы в целом, по следующим критериям:

высоки уровень - от 70% до !00%

средний уровень от 40% до 70%

низкий уровень - менее 40%.

Диагностика, построенная на результатах выполненных заданий, позволяет педагогу выявить интерес учащающихся в той или иной области изучаемых разделов программы, провести сравнительный анализ и увидеть динамику освоения программы, развитие личностных качеств каждого учащегося и группы в целом в течение всего учебного года.

Формы фиксации результатов:

информационная карта «Определение уровня развития физических качеств учащихся»;

информационная карта «Определение уровня развития личностных качеств учащихся»;

анкета для родителей «Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом в объединении»;

анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»;

бланки тестовых заданий по темам программы;

видеозаписи и фотографии выступлений коллектива, участия в соревнованиях, выставках.


 


 

 

11

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации