Дополнительная общеразвивающая программа на тему «Я и сольфеджио»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №707
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Педагогическим советом Директор ______________ Жемчуева К.А.
ГБОУ школы № 707 ГБОУ школы № 707
Протокол № 5 от 31.08.2023 г. Приказ № 359-ОД от 01.09.2023 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я и сольфеджио»
Срок освоения программы: 1 год
Возраст учащихся: 6,5-10 лет
Объем программы: 36 часов
Разработчик:
Батырова Ирина Ивановна,
педагог дополнительного образования
г. Санкт-Петербург
2023 год
Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Я и сольфеджио» разработана в соответствие с требованиями следующих нормативно-правовых актов и локальных документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания»
Приказа Министерства просвещения РФ от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 31.03.2022г. № 678-р);
Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 25.08.2022 № 1672-р «Об утверждении критериев оценки качества дополнительных общеразвивающих программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и индивидуальными предпринимателями Санкт-Петербурга».
Дополнительная общеразвивающая программа «Я и сольфеджио» имеет художественную направленность.
Адресат программы
Школьники в возрасте 6,5-10 лет, обучающиеся по программам хорового пения.
Актуальность программы
Самым актуальным вопросом в хоре на сегодняшний день является вопрос – как научить детей, не занимающихся игрой на музыкальных инструментах, чисто и грамотно петь по нотам. Не секрет, что многие учащиеся испытывают затруднения при чтении партитур на занятиях хора. Хоровое сольфеджио находится в непосредственной связи с хоровым исполнительством и этим способствует более глубокому постижению учащимися произведений разучиваемого репертуара.
По сути, хоровое сольфеджио является связующим звеном между теоретической базой обычного сольфеджио и практическими требованиями хорового класса, способствует повышению исполнительского уровня коллектива, ускоряет процесс разучивания произведений в хоре. Этот предмет способствует выработке навыков коллективного пения, чистого исполнения высоты звука, осознанного управления голосом, слитного звучания всех поющих.
Освоение данной программы – это способ разрешения проблем хора, повышение его художественного уровня, так как без знания сольфеджио и умения петь в ансамбле невозможно добиться высокого уровня исполнения хоровых произведений, чистой интонации и гармонического строя хора.
Учебные задачи двух дисциплин – хора и сольфеджио – во многом решаются посредством использования песенного репертуара. Знания и навыки, полученные на хоровом сольфеджио, закрепляются на хоровых занятиях. Таким образом, реализуются межпредметные связи. Это позволяет добиться более глубокого осознания теоретических положений, изучаемых на хоровом сольфеджио, и эффективного применения знаний на практике как хора, так и сольфеджио.
Отличительные особенности программы
В основу программы заложен предмет «Хоровое сольфеджио», предназначенный для школьников, обучающихся хоровому пению и, в отсутствии уроков сольфеджио, является единственным средством развития музыкальной грамотности детей, так как включает в себя необходимые темы элементарной теории музыки.
Основной акцент в содержании программы сделан на развитие навыков пения с листа и чтения хоровых партитур. Концентрация на практических формах устной работы позволяет обеспечить как можно более раннее овладение навыками, необходимыми для успешного обучения в хоре.
Также отличительной особенностью программы являются способы и методы подачи материала:
дети поют без помощи инструмента, в основном, с голоса педагога, что воспитывает самоконтроль хориста (умение правильно слышать, координировать голос и слух, корректировать собственную интонацию, поддерживать единый темп исполнения);
на занятиях отрабатываются вокально-интонационные упражнения на определённые мелодические ходы и скачки, чаще всего встречающиеся в хоровых произведениях;
в конце каждого занятия предлагаются специальные проверочные задания;
вся практическая работа происходит исключительно на занятиях (отсутствуют домашние задания).
Уровень освоения программы общекультурный.
Объем и срок освоения программы
Срок освоения программы 1 год. Объем программы 36 часов (36 недель). Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность одного часа 45 минут.
Цель
Развитие у обучающихся высокой слуховой активности и умения самостоятельно петь любую партию в хоровом и ансамблевом исполнении посредством обучения основам музыкальной грамоты.
Обучающие задачи:
изучать основы элементарной теории музыки;
формировать умения и навыки чтение хоровых партитур;
формировать навыки ансамблевого и хорового пения.
Развивающие задачи:
развивать музыкальные способности: мелодический и гармонический слух, чувство ритма;
развивать музыкальное мышление, внимательность, сосредоточенность;
развивать художественно-эстетический вкус.
Воспитательные задачи:
воспитывать чувства любви к Родине, к родному краю, на примерах песенного народного творчества;
воспитывать культуру общения, доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
воспитывать самостоятельность в музыкальной деятельности, умение включаться в совместное творчество.
Планируемые результаты
Предметные:
знание музыкальных понятий и терминов, владение навыком нотного письма;
умение понимать и ощущать аккордовый строй;
уметь настраиваться на лад по камертону;
умение анализировать и грамотно работать с хоровыми партитурами,
освоение навыка многоголосного пения, умения держать свой голос в хоре;
интонирование по нотам индивидуально в группе, в хоре;
владение навыком чтения хоровых и ритмических партитур;
умение быстро и качественно разучивать хоровые партии.
Метапредметные:
понимание особенностей русского народного творчества, проявление уважения к традициям и культуре других народов;
регулятивные способности (самообладание, адекватную самооценку, самоконтроль, саморегуляцию);
навыки коллективного творчества, опыт креативной деятельности.
Личностные:
расширение музыкального кругозора, мотивация к систематическим занятиям музыкой;
внимание, усидчивость, работоспособность, трудолюбие, уверенность в себе;
личная ответственность за свои поступки, заинтересованность в достижении результатов;
социально значимые нравственные качества: уважение, доброжелательность, культуру поведения, дисциплинированность;
овладеют навыками коммуникативной культуры, продуктивного взаимодействия, делового
общения.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Язык реализации программы русский.
Форма обучения очная.
Особенности реализации программы
Программа реализуется с применением компьютерных технологий.
Условия набора
Зачисление в группы осуществляется по желанию детей и на основании личных заявлений родителей (законных представителей).
Особых требований к уровню знаний учащихся не предъявляется. Дети должны быть физически здоровы, желательно отсутствие медицинских противопоказаний.
Условия формирования групп
Занятия проходят в смешанных группах (мальчики и девочки), допускается формирование разновозрастных групп, состоящих из детей младшего школьного возраста.
Количество учащихся в группе составляет 15 человек.
Формы организации занятий
Программа предусматривает аудиторные, внеаудиторные, самостоятельные занятия, которые проводятся по группам, подгруппам и индивидуально.
Формы проведения занятий:
традиционные формы – беседа, лекция, практическая работа, тренинг, самостоятельная работа, тестирование, контрольная работа, зачёт, отчёт, игры, практикума, тестовой работы, защита и анализ творческой работы деловая игра, познавательная игра, занятие-игра;
нетрадиционные формы – проектные занятия, занятие-творчество, занятие-презентация, видеоурок, занятия-соревнования.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальная: работа педагога со всеми учащимися одновременно – рассказ, беседа, показ, объяснение и выполнение упражнений;
коллективная: организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми одновременно - создание коллективного проекта;
групповая: организация работы (совместные действия, общение, взаимопомощь) в малых группах, в том числе в парах, в тройках, бригадах для выполнения определенных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого учащегося (группы могут выполнять одинаковые или разные задания, состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности);
индивидуальная: организуется для работы с одаренными детьми, для коррекции пробелов в знаниях и отработки отдельных навыков.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации образовательной программы имеются: учебная аудитория для занятий, столы, стулья, фортепиано, доска с нотными линейками, интерактивная доска, компьютер, интернет, ксерокс, шкаф для нотных сборников и методических пособий.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Календарный учебный график
Год обучения |
Дата начала обучения по программе |
Дата окончания обучения по программе |
Всего учебных недель |
Количество учебных часов |
Режим занятий |
1 год |
11 сентября |
по окончанию реализации программы |
36 |
36 |
1 раз в неделю по 1 часу
|
Учебный план
№ |
Название раздела, темы |
Кол-во часов |
Всего |
Форма контроля |
|
Теория |
Практика |
||||
|
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ |
1 |
- |
1 |
текущий |
|
Нотная запись |
2 |
2 |
4 |
текущий |
|
Интонирование |
2 |
3 |
5 |
текущий |
|
Ритм п размер |
2 |
2 |
4 |
текущий |
|
Тональности |
2 |
2 |
4 |
ритмический диктант |
|
Интервалы |
2 |
3 |
5 |
тестирование, опрос |
|
Средства музыкальной выразительности
|
2 |
3 |
5 |
текущий |
|
Чтение хоровых партитур |
2 |
3 |
5 |
текущий |
|
Зачетные мероприятия |
- |
2 |
2 |
контрольное занятие |
|
Итоговое занятие |
- |
1 |
1 |
текущий |
|
Итого: |
15 |
21 |
36 |
|
Содержание образовательной программы
Раздел (тема): |
Содержание: |
Тема 1. «Вводное занятие» |
Теория: Вводный инструктаж по технике безопасности. Введение в предмет. Сольфеджио и слушание музыки, как основа музыкальной грамотности. |
Тема 2. «Нотная запись» |
Теория: Понятия, символы и знаки нотной записи: нотный стан, скрипичный и басовый ключи, названия нот, название октав, длительности нот, тактовая черта, такт, размер. Практика: Выполнение заданий и упражнений в рабочих тетрадях. Простейшие мелодические слуховые диктанты. Игра «Музыкальное эхо». Решение головоломок, ребусов. |
Тема 3, «Интонирование»
|
Теория: Понятия: высота звука, интонация, координация слуха и голоса, Пение индивидуально, в унисон, с элементами двухголосия, пение a capella. Настройка в тональности по камертону. Различные ритмические и мелодические обороты. Ручная клавиатура. Практика: Пение музыкальных упражнений и последовательностей по нотам индивидуально и в группе. Пение тонических трезвучий, гамм в пределах первой октавы (тетрахордами): C-dur, G-dur, F-dur. Пение хоровых партий. Пение упражнений и попевок по ручной клавиатуре |
Тема 4. «Ритм и размер»
|
Теория: Размеры 2/4; 3/4; 4/4. Понятия: мотив, музыкальная фраза, предложение, строение двухчастной и трехчастной формы музыкальных произведений, тактирование. Практика: Работа в рабочих тетрадях, запись различных ритмических последовательность. Игра в «Ритмическое эхо». Ритмические диктанты. Пение поступенного движения мелодии вверх и вниз разными длительностями. Чтение ритмических партитур. Пение упражнений с тактированием. |
Тема 5. «Тональности» |
Теория: Понятия: тон, полутон, тетрахорд, знаки альтерации: диез, бемоль, бекар, дубль диез, дубль бемоль. Строение мажора и минора. Устойчивые и неустойчивые ступени лада. Тоническое трезвучие. Вводные звуки. Опевание главных ступеней лада. Тональности: До мажор, Соль мажор, Фа мажор, Ре мажор, Ля минор. Практика: Работа в рабочих тетрадях. Простейшие мелодические диктанты. Пение упражнений, определение тональности по нотам. Настройка в тональности по звукам тонического трезвучия. Пение хоровых партий. |
Тема 6.
|
Теория: Названия, состав интервалов: прима, секунда, терция, тритон, кварта, квинта, секста, септима, октава. Практика: Построение интервалов в тональности C-dur. Пение интервалов, определение интервалов по слуху, простейшие гармонические и мелодические диктанты. Пение интервалов, определение их в нотных текстах. Пение хоровых партий. |
Тема 7. «Средства музыкальной выразительности» |
Теория: Средства выразительности музыкальной речи: темп, динамические оттенки, ритм, лад, регистр, тембр, штрихи. Названия и обозначения. Практика: Анализ музыкального материала. Выразительное исполнение упражнений, хоровых партий. |
Тема 8. «Чтение хоровых партитур» |
Теория: Разбор и анализ хоровых партитур: определение тональности, размер, ритмические комбинации, форма построения, модуляции, интервальный состав в партии и между партиями, средства музыкальной выразительности. Практика: Пение хоровых партитур отдельно по голосам, ансамблем, с тактированием и без. Чтение ритмических партитур. Пение упражнений. |
Тема 9. «Зачетные мероприятия» |
Практика: Контрольное занятие: выполнение творческих заданий. Контрольное занятие: музыкальные диктанты. Контрольное занятие: выполнение творческих заданий Итоговое контрольное занятие: музыкальный диктант. |
Тема 12 «Итоговое занятие» |
Практика: Анализ успеваемости, подведение итогов за год. |
№ п\п |
Тема занятия |
Дата |
Кол-во часов |
|||
план |
факт |
теория |
практика |
|||
|
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. |
|
|
1 |
|
|
|
Знакомство с бумажной клавиатурой, нотами, октавами. |
|
|
1 |
|
|
|
Скрипичный ключ. |
|
|
|
1 |
|
|
Запись нот первой октавы |
|
|
|
1 |
|
|
Слуховые и ритмические диктанты |
|
|
1 |
|
|
|
Четвертная длительность. Запись нот первой октавы |
|
|
|
1 |
|
|
Анализ хоровых партий |
|
|
1 |
|
|
|
Паузы |
|
|
|
1 |
|
|
Пение упражнений по нотам |
|
|
1 |
|
|
|
Восьмая длительность. Работа с нотами первой октавы |
|
|
|
1 |
|
|
Скачок мелодии с I на III и с III на I ступени |
|
|
1 |
|
|
|
Диез. Бемоль. Тон-полутон |
|
|
|
1 |
|
|
Зачетное мероприятие |
|
|
|
1 |
|
|
Анализ хоровых партий |
|
|
1 |
|
|
|
Размер 2/4. Восьмые. Дирижирование |
|
|
|
1 |
|
|
Затакт |
|
|
1 |
|
|
|
Скачок мелодии с V на III и с III на V ступени |
|
|
|
1 |
|
|
Пение упражнений по нотам |
|
|
|
1 |
|
|
Слуховые и ритмические диктанты |
|
|
1 |
|
|
|
Интервалы |
|
|
|
1 |
|
|
Скачок мелодии с V на I и с I на V ступени |
|
|
1 |
|
|
|
Пение упражнений по нотам |
|
|
|
1 |
|
|
Скачок мелодии с V вверх на I и с I вниз на V ступени |
|
|
1 |
|
|
|
Слуховые и ритмические диктанты |
|
|
|
1 |
|
|
Анализ хоровых партий |
|
|
1 |
|
|
|
Устойчивые и неустойчивые ступени |
|
|
|
1 |
|
|
Опевание I ступени. Размер 3\4 |
|
|
|
1 |
|
|
Тоническое трезвучие. Аккорд |
|
|
|
1 |
|
|
Двухдольный размер. Такт и тактовая черта. |
|
|
1 |
|
|
|
Анализ хоровых партий |
|
|
|
1 |
|
|
Опевание III ступени |
|
|
1 |
|
|
|
Интервал. (ч.1-ч.5) |
|
|
|
1 |
|
|
Разрешение VI ступени в V |
|
|
1 |
|
|
|
Слуховые и ритмические диктанты |
|
|
|
1 |
|
|
Выполнение творческих заданий |
|
|
|
1 |
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
1 |
Методические и оценочные материалы
Методические материалы
Учебный материал программы выстроен на основе учебных пособий:
Витковская А.А. «Сольфеджио», 1 класс;
Бадина М.Б. «Сольфеджио – это интересно!», 2 класс;
«Сольфеджио», 1 класс. А.А. Витковская. Рабочая тетрадь пособия содержит большой блок практических заданий к каждому из разделов музыкальной теории:
Музыкальные прописи
Ноты в скрипичном и басовом ключах
Знаки альтерации. Тон и полутон
Тональности
Ритм и размер
Интервалы
Правила
На каждой странице тетради даны ссылки на правила, которые помогут выполнить представленные задания. Большое количество игровых заданий, а также красочное оформление тетради способствует повышению интереса к предмету.
«Сольфеджио – это интересно!», 2 класс. М.Б. Бадина. Электронное пособие по сольфеджио включает в себя красочно оформленный материал по основным темам предмета. Иллюстрации, схемы, нотные примеры, творческие задания представлены в яркой, наглядной и креативной форме, что позволят активизировать внимание детей, вызывает повышенный интерес к выполнению упражнений и помогает качественно проработать учебный материал. Достаточно много представлено ритмический партитур. В конце каждой темы предложены варианты контрольных работ, которые удобно распечатывать.
Списки литературы
Список литературы для педагогов
Барабошкина А. Сольфеджио. Пение с листа. 1–4 кл. – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 96 с.
Витковская А. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Арси», 2020. – 36 с.
Витковская А. Слушание музыки. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2017–68 с.
Вогралик Т. Метроритмический букварь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть I – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 204 с.
Королева С. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 92 с.
Огороднова-Духанина Т. 500 музыкальных диктантов. Для младших классов ДМШ – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 176 с.
Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Сольфеджио. Учебник. 1 класс. Со звуковым приложением на CD – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2004. – 80 с.
Список литературы для учащихся и родителей
Дробкова М. Моцарт и вьюрок. Издательство «Аквилеги-М», 2021. – 34 с.
Зимза М., Айзенбургер Д. Пер Гюнт. Оркестр. сюита Грига Э. к театру. п. Ибсена Г. (+ компакт-ДИСК) (3+) – Спб: Контэн, 2018. – 32 с.
Зимза М., Айзенбургер Д. Лебединое озеро. Балет Петра Ильича Чайковского (+ компакт-ДИСК) (3+) – СПб: Контэн, 2018. – 32 с.
Зимза М., Айзенбургер Д. Щелкунчик. Балет Петра Ильича Чайковского (+ компакт-ДИСК) (3+) – СПб: Контэн, 2018. – 32 с.
Первозванская Т. Теория музыки. Для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. В двух частях. Часть I — Подготовительное отделение и 1-й класс – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 76 с.
Эккер Э. Вольфганг Амадей Моцарт. Музыкальная классика для детей – СПб: Контэн, 2019. – 32 с.
Список интернет-источников
https://урок.рф/library/uprazhnenie_po_solfedzhio_babochkisekundi_105057.html
https://урок.рф/library/krossvord_nazvaniya_intervalov_152454.html
https://урок.рф/library/shkolnij_konkurs_yunih_muzikantov_poslushnie_palchi_112407.html
https://урок.рф/library/prezentatciya_muzika_i_priroda_220435.html
https://урок.рф/library/prezentatciya_edvard_grig_081433.html
https://педпроект.рф/wp-content/uploads/2020/10/Бадина-М.Б.-Пособие-2-класс.pdf?ysclid=llaiak8r4q808156383
Оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся входной, текущий, промежуточный и итоговый контроль.
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, определения музыкальных способностей детей: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.
Формы проведения диагностики: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий педагога (повторить ритмический рисунок, спеть последовательность звуков, повторить знакомую мелодию).
Диагностика музыкальных способностей проводится в работе со всей группой и индивидуально с каждым ребенком. Во время проведения входной диагностики педагог заполняет Информационную карту «Определение уровня развития физических качеств учащихся», пользуясь следующей шкалой:
Оценка параметров:
3 балла – высокий уровень
2 балла – средний уровень;
1 балл – низкий уровень.
Уровень по сумме баллов:
8–9 баллов – высокий уровень;
5–7 баллов – средний уровень;
3–4 балла – низкий уровень.
Текущая контроль проводится педагогом в течение всего учебного года с целью отслеживания уровня освоения учебного материала, развития личностных качеств учащихся, поддержания учебной дисциплины и носит стимулирующий характер.
Формы текущего контроля: наблюдение, опрос, тестирование, ритмические и гармонические диктанты, выполнение творческих заданий, решение кроссвордов, головоломок, графических упражнений.
Текущий контроль осуществляется регулярно, педагог отмечает отношение учащегося к занятиям, его старание, прилежность, качество выполнения заданий, инициативность, проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения. Баллы за выполнение заданий выставляются в информационной карте «Определение уровня развития личностных качеств учащихся» по следующим критериям:
Выполнение заданий на занятиях:
3 балла – аккуратно, правильно;
2 балла – незначительные погрешности;
1 балл – ошибки, небрежно.
Выполнение домашнего задания:
3 балла – аккуратно, правильно;
2 балла – незначительные погрешности;
1 балл – ошибки, небрежно.
Дисциплина:
-1 балл – опоздание на занятие;
-1 балл – замечания на занятиях.
В конце каждой четверти по результатам выполненных учащимися заданий педагог суммирует балы и формирует рейтинг успеваемости в группе.
Промежуточный контроль предусмотрен в конце каждой четверти с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения. Зачетные мероприятия проходит в форме контрольного занятия, которое включает в себя: выполнение творческих заданий, музыкальный диктант.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года в форме итогового контрольного , который включает в себя выполнение заданий по сольфеджио, музыкальную викторину.
Результаты контрольных уроков заносятся в информационную карту «Определение уровня развития личностных качеств учащихся». Баллы за выполнение заданий выставляются по следующим критериям:
3 балла – аккуратно, правильно;
2 балла – незначительные погрешности;
1 балл – ошибки, небрежно.
По результатам рейтингов промежуточных и итогового контролей педагог проводит диагностику уровня освоения программы, развития личностных качеств каждого учащегося и группы в целом, по следующим критериям:
высоки уровень - от 70% до !00%
средний уровень от 40% до 70%
низкий уровень - менее 40%.
Диагностика, построенная на результатах выполненных заданий, позволяет педагогу выявить интерес учащающихся в той или иной области изучаемых разделов программы, провести сравнительный анализ и увидеть динамику освоения программы, развитие личностных качеств каждого учащегося и группы в целом в течение всего учебного года.
Формы фиксации результатов:
информационная карта «Определение уровня развития физических качеств учащихся»;
информационная карта «Определение уровня развития личностных качеств учащихся»;
анкета для родителей «Отношение родительской общественности к качеству образовательных услуг и степень удовлетворенности образовательным процессом в объединении»;
анкета для учащихся «Изучение интереса к занятиям у учащихся объединения»;
бланки тестовых заданий по темам программы;
видеозаписи и фотографии выступлений коллектива, участия в соревнованиях, выставках.
11