Эссе на тему «Дошкольник XXI века. Какой он?»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 133 «Одуванчик».
ЭССЕ
на тему:
«Дошкольник XXI века. Какой он?
Выполнила: Степанова Ирина Алексеевна
Дзержинск 2023
За последние 20-30 лет изменилось мировоззрение людей в целом на окружающий мир, особенно заметно это изменение в детях дошкольного возраста. Правильно воспитать ребенка в современном мире процесс сложный и трудоемкий. Современный педагог в своей работе с детьми в условиях ДОУ сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей, которых практически не существовало еще несколько десятилетий назад. А каков современный дошкольник? Этот вопрос остается важнейшим для педагогов и ученых.
Жизнь ребенка XXI века очень сильно изменилась и тесно связана с возможностями родителей и информационными технологиями. Так в чем различия между современными детьми дошкольного возраста и дошкольниками прошлых лет? Мы педагоги подчеркиваем, что для современных дошкольников характерна ранняя интеллектуализация. Их можно охарактеризовать как развитые, эрудированные. Сегодня многие задания, которые раньше успешно использовали для тестирования детей дошкольного и более старшего возраста выполняют дети двух-трех лет. Много одаренных детей, среди них и дети с особо развитым мышлением, и дети, способные влиять на других людей лидеры, и дети «золотые руки». У современных детей повышенная потребность к восприятию информации. Нынешние дети чувствительнее, эмоциональнее прежних. Они обладают восприимчивостью, открытостью и способностью тонко чувствовать, при этом более остро реагируют на внешние условия. Современные дети активны, общительны, в то же время замечена тенденция к снижению навыков самообслуживания. И это отмечают воспитатели и учителя начальной школы.
Отмечаем, что у современных детей начинает отставать развитие именно социальных эмоций сопереживания и сочувствия, эстетические переживания и чувства, зато очень развиты интеллектуальные эмоции удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. У детей нашего времени отмечается повышенный тонус организма, а также возбудимость и гиперактивность. В наши дни большую значимость приобрела проблема раннего (дошкольного) выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Важно подчеркнуть, что неприятие обществом гиперактивных детей приводит к развитию у них чувства отверженности, отдаляет их от коллектива, усиливает неуравновешенность, вспыльчивость и нетерпимость к неудачам. Психологическое обследование детей с этим синдромом у большинства из них выявляет повышенную тревожность, беспокойство, внутреннюю напряженность, чувство страха. Воспитатели и учителя отмечают что такой эмоциональный «взрыв» тесно связан с информационными технологиями.
Несмотря на большое количество положительных моментов использования ИКТ в процессе образования, отмечается и негативное влияние применения данных технологий. Дошкольное детство оказалось под прессом агрессивного влияния СМИ, цифровых технологий, увлечение которыми привело к резкому ограничению времени, так необходимому для общения, взаимодействия со сверстниками. Чрезмерное увлечение компьютерными играми, просмотром телевизионных передач и видео роликов (мультфильмов и т.п.) в интернете в свободное время может оказать отрицательное влияние на состояние ребенка.
Основной задачей воспитания современных дошкольников сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, сотрудничает со взрослыми в решении разнообразных познавательных задач, проявляет познавательную инициативу, удовлетворяет собственное любопытство, развивает собственное воображение и творческие способности.
Сегодня важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье и для этого совместными усилиями детского сада и семьи важно сформировать у малышей чувство эмоционального благополучия и психологического комфорта, чтоб он смог радостно и полноценно прожить самый, пожалуй, трудный и ответственный период своей жизни – детство.